Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Операционные системы
  • Использование новых информационных технологий в учебном процессе. Доклад "использование информационных технологий в образовательном процессе"

Использование новых информационных технологий в учебном процессе. Доклад "использование информационных технологий в образовательном процессе"

Ключевые слова: информатизация образования; информационные технологии; новые информационные технологии; компьютерные технологии.

В условиях информатизации современного российского образования новые информационные технологии могут быть применены преподавателем практически на всех этапах учебного процесса: при подготовке теоретического материала, при создании информационно-методического обеспечения по дисциплине, при разработке демонстрационных материалов для занятия, при проверке знаний обучаемых, для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.

Изучение и анализ работ, посвященных применению информационных технологий в обучении разным вузовским предметам, позволяет выделить в качестве основных три структурных элемента использования новых информационных технологий в процессе обучения: 1) собственно технологии (MediaWiki, геоинформационные технологии, технология дистанционного обеспечения, технология организации видеоконференций, кейс-технология); 2) программное обеспечение, где эти технологии реализованы (мультимедийные программные продукты, программы компьютерного тестирования и др.); 3) техническое обеспечение, позволяющее применять эти технологии на практике (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, жидкокристаллические и LCD-телевизоры, кликеры).

Более подробное рассмотрение каждой из представленных составляющих позволяет показать основные преимущества их использования в процессе обучения.

Технология MediaWiki - одна из самых молодых технологий, используемых в российском образовании, является частью общего процесса развития сети Интернет под названием «Веб 2.0». Этот процесс направлен на упрощение пользовательского интерфейса с целью облегчения доступа к учебной информации. MediaWiki предоставляет участникам педагогического сообщества новые возможности для взаимодействия и организации информационно-образовательной среды. Интересен опыт применения данной технологии в Волгоградском государственном педагогическом университете, где в 2006 г. на основе технологии MediaWiki был создан образовательный портал студентов и учителей (wiki.vspu.ru). Этот ресурс предназначен для реализации образовательных проектов студентов университета, учащихся и учителей волгоградских школ. Основной целью создания этого веб-сайта стало формирование единого сообщества студентов и педагогов региона, понимающих и принимающих важность использования новых технологий в профессиональной деятельности учителя, занимающих активную позицию по их развитию и внедрению в повседневную практику школ .

Следует отметить, что технология MediaWiki достаточно быстро и активно внедряется и в других образовательных учреждениях нашей страны. Связано это с большей простотой построения и дальнейшего использования подобных веб-сайтов. Значимой является возможность достаточно гибкого и быстрого обмена идеями между участниками проекта, а также дополнительными учебными материалами для использования в профессиональной деятельности. В работе сайтов учебных подразделений УрГПУ подобная технология пока не задействована, так как основным контентом этих сайтов является новостная и представительская информация, размещением которой занимаются редакторы сайта.

Отметим, что технология MediaWiki может внедрятся и в уже действующие системы управления сайтами образовательных учреждений. Это позволяет использовать технологию более гибко, создавая дополнительных функционал для пользователей сайта .

Следующая технология, которая используется в современном образовательном процессе преимущественно учителями географии и истории - это геоинформационная технология, или технология интерактивного картографирования, суть которой заключается в экспонировании географических и исторических карт в сети Интернет с сопутствующими сервисами. Обращение к этой технологии позволяет пользователю посредством стандартных средств просмотра веб-страниц работать с картами практически в том же объеме, как и с настольными и настенными геоинформационными системами, представляющими специальную программу, устанавливаемую на компьютер преподавателя для дальнейшей демонстрации обучаемым.

Геоинформационная технология рассматривается отечественными методистами (А. В. Веселовским, Л. Н. Макаровой, Н. З. Хасаншиной и др.) «как комплексное средство обучения, предназначенное для использования в учебно-воспитательном процессе в целях развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения» . Использование геоинформационной техно-логии дает возможность более гибкого применения карт в процессе обучения.

Технология дистанционного обучения как система научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения, в современном образовании чаще всего используется в качестве организационной формы послевузовской подготовки. Как отмечает А. В. Осин, связано это с тем, что текущую аттестацию сотрудников образовательного учреждения выполняет непосредственный руководитель, так что требуется лишь новая информация, которая в текстографических форматах успешно распространяется с помощью телекоммуникаций .

В рамках технологии дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной учебной и методической литературы, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных телекоммуникаций, трансляция учебных программ по телевизионным каналам и радиостанциям .

Технология дистанционного обучения может быть использована в процессе обучения как для повышения квалификации самого учителя, так и для проведения учебных занятий с применением этой технологии самим учителем, с учетом конкретной педагогической ситуации.

Технология организации видеоконференций все чаще применяется в образовательной практике, так как позволяет обеспечить встречу людей, находящихся на расстоянии друг от друга, посредством обмена данными по сети в режиме реального времени .

Изучение опыта использования технологии организации видеоконференций в процессе обучения позволяет увидеть разнообразные варианты ее применения: например, преподаватель из другого образовательного учреждения проводит занятие в классе дистанционно; организуется встреча с ветераном, который не может по состоянию здоровья прийти в класс; проводится совместная исследовательская работа коллег над проектом из разных образовательных учреждений и др. Исследователи П. Ю. Дик и Д. Т. Рудакова считают, что видеоконференции - это реальный путь развития образовательных контактов при условии ограниченности ресурсов для осуществления и очных встреч, и командировок .

Относительно новым для системы образования является применение кейс-технологии , понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, мультимедийных и аудиовизуальных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом. Как отмечает Т. Б. Устинова, учебно-методические материалы, используемые с помощью кейс-технологии, отличаются полнотой и целостностью. К достоинствам этих материалов автор относит доступность, наличие интерактивных заданий, наглядность, звуковое сопровождение лекций, возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченным гиперссылками . Кейс- технология, с одной стороны, позволяет организовать индивидуальный темп обучения, с другой - направлена на углубленное изучение предмета.

Рассмотренные информационные технологии эффективно используются в образовательной практике как за рубежом, так и в нашей стране. Отечественная система образования, имеющая соответствующую нормативную базу, направлена на подготовку квалифицированных компетентных специалистов. Развитие общекультурных и профессиональных компетенций сегодня невозможно без использования новых информационных технологий.

Современный педагог в своей профессиональной деятельности может применять различное программное обеспечение. Прежде всего это мультимедийные программные продукты . Электронные справочники, энциклопедии, словари получили широкое распространение в системе образования. Работа с данными программными продуктами помогает учащимся лучше понимать учебный материал за счет приспособления существующих курсов к индивидуальному пользованию и предоставления возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

Использование электронных справочников, энциклопедий, словарей на уроках позволяет педагогу организовать работу учащихся в яркой, интересной форме, работать с анимированными схемами, картами, видеть учебный материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний. Например, для поддержки образовательного процесса по истории созданы мультимедийные энциклопедии (серия энциклопедий о русских историках Н. М. Карамзине, В. О. Ключевском, С. М. Соловьеве с включением выдержек из их произведений; энциклопедии «История России и ее соседей» и др.), музеям («Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), городам («Екатеринбург - город на границе частей света») и т. д. Современными учителями активно используются эти и другие программные продукты.

Однако использование многих мультимедийных продуктов не получило широкого распространения в школах. Это можно объяснить наличием такого недостатка, как невозможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала каждым конкретным учителем в зависимости от его целей и изменения или дополнения материала учебника с течением времени. Поэтому помимо использования готовых мультимедийных продуктов преподавателю важно уметь создавать собственные мультимедийные продукты, например, мультимедийные презентации.

В процессе обучения достаточно часто применяются программы компьютерного тестирования, так как необходимым элементом учебного процесса является контроль знаний обучаемых. Переход от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию отвечает концепции модернизации и компьютеризации системы отечественного образования. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: высокая скорость получения результатов, возможность оценить большое количество учащихся одновременно, простота обработки и презентации результатов.

К настоящему времени созданы разные программы компьютерного тестирования - как коммерческие, так и некоммерческие. На наш взгляд, наиболее функциональным является отечественный программный продукт MyTest, позволяющий оперативно редактировать тесты, эффективно контролировать процесс тестирования и сбор результатов по локальной сети. Программа MyTest работает с девятью типами заданий: 1) одиночный выбор (тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных); 2) множественный выбор (один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных); 3) сопоставление вариантов (вопрос на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных); 4) указание истинности или ложности утверждений (вопрос предполагает выбор утверждения «да», «нет», пусто («не знаю») из списка для всех предложенных вариантов); 5) указание порядка следования (тестируемому предлагается упорядочить список); 6) ручной ввод текста (предполагает введение текстовой строки в качестве ответа); 7) ручной ввод числа (предполагает ввод числа или нескольких чисел в качестве ответа); 8) место на изображении (для ответа на вопрос необходимо указать точку на изображении, если она попадает в указанную область, ответ верен; на рисунке можно задать не одну, а несколько областей); 9) перестановка букв (ответом к этому типу заданий является слово или текст, буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке). Каждый из предложенных типов теста можно эффективно использовать при контроле знаний обучаемых по большинству учебных дисциплин. В обучении можно использовать практически все перечисленные типы заданий.

Однако, несмотря на наличие программных решений для проведения компьютерного тестирования, существует и ряд проблем. Как отмечает И. А. Вылегжанина, внедрение технологий компьютерного тестирования в образовательный процесс осложняется проблемами, связанными прежде всего с консерватизмом преподавателей и их низким уровнем подготовки в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, с качеством тестовых материалов, а также с выбором программных средств по реализации компьютерного тестирования. Только комплексное решение указанных проблем позволит превратить компьютерное тестирование в высокоэффективный инструмент контроля знаний обучающихся .

Рассматриваемые технологии и программные продукты, в которых они реализованы, очень важны, но без материально-технической базы их внедрение в образовательный процесс невозможно, поэтому важным является рассмотрение основных технологических достижений, которые применяются или могут использоваться в процессе обучения.

В настоящее время в современных российских образовательных учреждениях широко используется интерактивное презентационное оборудование. Речь идет об интерактивной доске, которая является современным и эффективным средством обучения. Как отмечает исследователь К. В. Автухова, интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Использование цвета позволяет значительно увеличить эффективность восприятия наглядного учебного материала. Автор отмечает, что использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает учебные занятия более увлекательными .

Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. По мнению учителя Л. С. Дворниковой, при использовании интерактивной доски можно применять заранее подготовленные учебные материалы, обучающие и проверочные упражнения, иллюстративный материал, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала занятия .

Как отмечает Е. В. Куран, интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в работу весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке, так как им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе с обычной доской .

Идейно близким интерактивной доске является жидкокристаллический дисплей , объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета. Такой дисплей подключается к компьютеру, где установлено специальное программное обеспечение. Изображение с компьютера проецируется на большой экран, что очень удобно при проведении лекционных занятий . При проведении занятия с использованием жидкокристаллического дисплея педагог имеет возможность использовать заранее приготовленные презентации, демонстрировать обучающие мультимедийные продукты. В отличие от использования в качестве проекционного оборудования экрана и проектора жидкокристаллический дисплей позволяет демонстрировать изображение на более высоком качественном уровне.

Другим технологическим достижением, которое можно активно применять в учебном процессе, является система интерактивного опроса (кликеры), позволяющая анализировать уровень восприятия и понимания учебных материалов каждым учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. Работа с системами интерактивного опроса организуется следующим образом: к компьютеру подключают приемник сигналов и мультимедийный проектор, устанавливается специальное программное обеспечение, обучаемым раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия преподаватель задает вопросы (вопрос отображается на экране при помощи мультимедийного проектора или жидкокристаллического дисплея), и обучаемые отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени на экране. Использование данного технологического решения в процессе обучения может иметь несколько направлений: проведение опроса на понимание содержания изучаемого материала, организация различных форм контроля знаний, проведение интерактивного опроса для выявления остаточных знаний по определенной теме, дисциплине и др.

Таким образом, рассмотренные технологии, программное обеспечение и современные технологические достижения позволяют эффективно организовать учебный процесс при условии, что они будут применяться комплексно и систематически. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации отечественного образования является стремление к интеграции различных технологий, задействованных в учебном процессе, что положительно сказывается на их использовании в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Автухова К. В. Интерактивная доска как современное средство обучения // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сб. мат-лов Междунар. науч-практ. конф. (ИТО-Томск-2009). Томск, 2009.
  2. Веселовский А. В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал» // Вестник ОГГГГН РАН. 1999. № 1(7). С. 54-61.
  3. Вылегжанина И. А. Тестирование как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10685
  4. Грибан О. Н., Грушевская В. Ю. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 49-55.
  5. Дворникова Л. С. Использование возможностей интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку. URL: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-983
  6. Дик П. Ю. Интерактивные видеоконференции: опыт, проблемы, перспективы. URL: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/video_conf_dik.htm
  7. Использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении: мат-лы круглого стола // Вестник связи. 2008. № 12. С. 70-82.
  8. Куран Е. В. Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания. URL:http://festival.1september.ru/articles/527155
  9. Линецкий Б. Л. Интерактивное оборудование для образовательных учреждений // Современные педагогические технологии интернет-обучения: сб. ст. М. : Информика. С. 173-182.
  10. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования. 2006. № 36. С. 28-34.
  11. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М. : Издательский сервис, 2010.
  12. Сергеев А. Н. Использование Wiki в образовательных проектах, ориентированных на личностное развитие студентов и школьников. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_39.html
  13. Тихонов А. Н. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 1994. № 3. С. 3-10.
  14. Устинова Т. Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа. URL: http://festival.1september.ru/articles/512028
  15. Хасаншина Н. З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=40&id_thesis=944

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).

Идеальное решение - не принимать решений, а предоставить право принять его. Для этих целей нужна информация.

Найти нужную информацию и правильно использовать ее является основой любой технологии в любой сфере ее применения.

Социальные и производственные процессы - глобальная среда, где работают информационные системы и технологии. Частные сферы - это государственный сектор и компании различного уровня и направления развития.

Информация и информационные процессы

События и явления, вне зависимости от природы и происхождения, являются источниками данных. Собирание и анализ - информационные процессы. Не каждым событием и явлением возможно управление, но проектировать и использовать процесс доступно, в том числе и машине, под управлением программы.

  • научные;
  • инженерные;
  • производственные.

Технология - это ресурсы:

  • материальные;
  • технические;
  • энергетические;
  • интеллектуальные.

В совокупности: результат применения технологии - решение, изделие, продукт или услуга. По определению ЮНЕСКО: что такое информационная технология - это методы эффективной организации труда, обработка и хранение данных, вычислительная техника и решение социальных, экономических, культурных проблем. Считается, что такие технологии - это сложно, затратно и наукоемко.

По сути, машина - это не обязательно компьютер. Обычный конвейер или станок тоже управляет реальным процессом. Конвейеры, станки и инструменты веками делали свою работу. Но это частный и жесткий вариант алгоритма, направленный на производство конкретного изделия или выполнение конкретных операций. Компьютерная техника и средства связи значительно расширяют возможности для реализации динамичных процессов.

Основной этап развития позади, и сегодня информационные системы и технологии имеют надежные компьютеры, мобильные девайсы, устройства, линии и каналы связи. Сфера информационных технологий «устремилась» в облака, и значительная ее часть совершенствует сложившиеся процессы.

Инфраструктура компании и средства ее обеспечения

Компьютерное оборудование и программное обеспечение - результат и развитие информационных технологий конкретного содержания. На уровне компании они сами по себе не являются технологиями более высокого уровня, но они обеспечивают среду их реализации. Мало какая компания не использует MS Word, MS Excel, графический пакет или 1C. Разработчики программ применяют различные платформы программирования.

Это части целого. В реализации каждой такой части существуют свои собственные инструменты. Они глобальны для их создателей. Для пользователей, даже когда они сами являются разработчиками, это «станки», «оборудование» и развитие информационных технологий конкретной ориентации и применения.

Создание и функционирование компании - это общая канва процесса, которая обуславливает организаторскую, учетную, производственную и социальную составляющую. Можно уточнять эти позиции и формулировать, что такое информационная технология в каждом конкретном случае.

В конечном итоге, образуется функциональная картина компании и определяется спектр процессов по ее сопровождению и совершенствованию.

Базы данных и знания

Развитие информационных технологий тесно связано с базами данных, как хранилищами структурированных данных. Системы управления базами данных - также результат развития технологий и кирпичик в построении более сложных информационных систем.

Некоторые базы данных считаются эвристическими, содержащими правила и знания, но скорее - это просто данные более высокого уровня неопределенности в принятии решений, чем реальные экспертные или интеллектуальные системы.

В некоторых случаях такие разработки избавляют от ручного труда. Например, при создании систем технического и сервисного обслуживания или колл-центров. Здесь программы закрывают большую часть вопросов клиента и выводят его на оператора только, когда не могут найти адекватного решения.

В большинстве случаев использование информационных технологий подразумевает:

  • развитие баз данных - это компьютер;
  • развитие знаний - это человек.

Компьютеры прекрасно справляются с четко формализованными данными, обеспечивают их надежное хранение и точную выборку. Человек совершенствует свои знания и обеспечивает сопровождение процессов сбора, анализа и формализации данных.

Взаимодействие процессов

Традиционно сложилось два существенных направления развития, где аппаратные ресурсы, информационные технологии и связь разделяются, но тесно взаимосвязаны по конечному результату.

Прикладная составляющая - это пользователь, системная составляющая - разработчик. В большинстве случаев пользователь не только работник компании, часто он является разработчиком на уровне инфраструктуры компании.

Например, специалист по безопасности не пишет код, не участвует в разработке программ, но его роль в формировании картины функционирования компании очень существенна, а результат его работы очевиден и необходим.

Специалист системного направления разрабатывает программы, обеспечивает выборку информации из баз данных, ее обработку и визуализацию. В результате инфраструктура компании дополняется новой функциональностью или совершенствованием существующей.

Специалисты по разработке инструментов: языки программирования, серверные приложения, различные API (набор функциональности) являются своего рода буфером между компьютерными возможностями и системным программированием.

Сочетание уровней информационных процессов

Уровень инструментов, системного программирования и прикладной разработки тесно связаны, хотя кардинально различаются. На каждом уровне существует спектр совершенно разных профессий, но они не пересекаются не только с профессиями другого уровня, но и между собой.

Например, специалист по документообороту в компании не компетентен в вопросах планирования производства продукции. Формально нет особой разницы, какую информацию собирать и анализировать, но в каждом случае своя компетенция, свои приоритеты и стиль работы. Лучше, когда опытный экономист работает над планированием производства, а опытный управленец занимается социальной составляющей и решением кадровых задач.

Программист приложений для сервера может и должен иметь представление о работе на стороне клиента, то есть о работе на языке браузера, но лучше, когда он будет полноценно работать на сервере, а обеспечением диалога с клиентом будет заниматься соответствующий специалист.

Программист, который работает на уровне операционной системы и его компетенция: защита информационных технологий от несанкционированного копирования делает техническую часть, которую использует специалист по юридической защите интересов компании. Связь есть, и она тесная, но сферы участия в информационной технологии в контексте вопросов ее защиты разные.

Интерфейсная составляющая

Системы управления базами данных не видимы, не слышимы, но роль их существенна. Разработчик формулирует запросы на выборку данных, их изменение, удаление, выполнение резервного копирования.

Для визуализации данных необходим интерфейс. В большинстве случаев считается оптимальным использование инструментов интернет-программирования в сочетании языка браузера и серверного языка в применении технологии AJAX.

Проектирование интерфейса также является технологией. В зависимости от области применения и решаемой задачи она может выступать как самостоятельная составляющая в общем процессе оптимизации функционирования предприятия или являться частью конкретного информационного процесса.

Интерфейс работника службы безопасности, которому поручено администрирование пользователей - это локальная задача, которая может проектироваться самостоятельно. Но проектирование организационно-управленческого функционала обязательно должно быть выполнено по общей интерфейсной схеме, который предоставит менеджерам компании одинаковый формат представления данных и функционал для управления в соответствии с компетенцией каждого.

Использование информационных технологий

Применимость изделия определяется его назначением и сложившейся функциональностью:

  • по продукту;
  • по направлению;
  • по задаче;
  • по области применения.

Сегодня что такое информационная технология? Это привычный инструмент, ожидание привычного функционала, то есть требование конкретного набора возможностей.

Очень показательные продукты - MS Word или MS Excel. Надо отдать должное разработчикам, за многие годы развития технологий их создания, с каждой новой версией эти программные продукты совершенствовались. Они всегда отражали решения, которые достигали технологии, используемые для их изготовления.

Семейство браузеров, вне зависимости от изготовителя и используемого движка выполняет вполне ожидаемый функционал. Все разработчики инструментов доступа в интернет применяют собственные идеи, хотя принципиально у них всех одна общая технология (основная составляющая) и результаты всегда эквивалентны - это стандарт гипертекста с некоторыми отличиями, непринципиальными по сути.

Фактически, что такое информационная технология? Это выявленная функциональность области ее применения в развитии. Это динамика, а используемые инструменты статичны по возможностям реализации динамики - основание непрерывного совершенствования достигнутых решений.

Живые и «умные» сайты

Технологии, подобные AJAX (активная страница), становятся основой в разработке веб-ресурсов, которые стали привычными и естественными формами визуализации и выражения функциональности.

Если не рассматривать файловые системы, базы данных и другие реализации информационных процессов, скрытых от конечного пользователя, то внешнее отображение технологии - это веб-ресурс.

Аппаратное обеспечение представлено различными устройствами, существует множество браузеров, и каждый веб-ресурс должен адекватно отображаться всегда и везде. Это существенное требование.

Важно также и то, что веб-ресурс должен трансформироваться соответственно изменению области применения без участия разработчика. Это очень трудно реализуемое требование, поскольку при всех современных достижениях, реализовать динамику изменения очень трудно.

Тем не менее, технологии уверенно идут в направлении развития идей адекватного отражения динамики изменения информации в каждой конкретной реализации.

8 декабря 2015 в 19:52

Новые информационные технологии в сфере управления

  • История IT ,
  • Профессиональная литература

Увеличение объемов информации и большие изменения спроса информации стали предъявлять новые требования к организации информационно-документационного обслуживания в организации.
Стали меняться требования к службам, занимающимися информационно-документационным обеспечением. За рубежом их стали называть службой управления (или менеджмента) информационо-документационными ресурсами, в нашей стране-службой документационного обеспечения управления (ДОУ).
Главным направлением усовершенствования ДОУ, приспособления её к современным условиям стало использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий в работе с документами.

Сегодня состояние информационных технологий в ДОУ можно охарактеризовать:
наличием большого объема баз данных, содержащих информацию о деятельности организации;
созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам;
расширением функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих обработку информации, созданием локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различнго назначения;
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты-от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объёме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.
Смысл ифнормационного обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.
В автоматических системах информационный процесс может быть реализован без участия человека. Однако в автоматизированных системах обязательным соисполнителем информационного процесса является человек.
Информационная технология представляет собой систему методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств. Так, например, современная система, ориентированная на процесс электронного документооборота предлагает:
Сокращение времени доступа к информации – электронный документооборот позволяет избежать бумажного движения документов. Любой документ может быть направлен по электронной почте или за счет средств коммуникации системы электронного документооборота.
Сокращение дублирования документов и информации – в системе электронного документооборота одна копия документа может быть доступна всем авторизованным пользователям, в том числе и пользователям, находящимся за пределами организации.
Упрощение доступа к данным – системы электронного документооборота позволяют получить доступ к необходимым данным за счет средств поиска и экспорта данных непосредственно из бизнес систем (таких как CRM или ERP системы).
Оптимизация хранения документов и данных – единое хранилище данных снижает необходимость хранить множество копий документов. Средства доступа и индексации документов, которые используют системы электронного документооборота, позволяют пользователям мгновенно получать доступ к необходимым документам и прочей информации.
Автоматизация бизнес процессов – системы электронного документооборота предполагают выполнение заданного процесса обработки документов. На основе действий с документами могут автоматически обновляться бизнес-приложения, создаваться новые документы, устанавливаться связь с внутренними и внешними пользователями.
Улучшение качества обслуживания клиентов – за счет быстрого доступа к необходимой информации, клиенты могут быстро получать ответы на свои запросы.
Повышение дисциплины и качества работы – системы электронного документооборота задают жесткие правила и порядок работы сотрудников. Система не позволит сотрудникам нарушить эти правила. Все документы хранятся в системе, имеют необходимую идентификацию и порядок движения. Сотрудники не смогут изменить состояние документа не выполнив заданных действий.
Повторное использование информации – за счет электронной обработки и хранения информации появляется возможность многократного использования данных, внесенных в систему. Например, при заполнении типовых форм или составлении отчетов.
Повышение качества данных – в электронных системах документооборота множество форм и документов заполняются автоматически, что снижает риск возникновения ошибок. Кроме того, это позволяет сократить количество повторных проверок документов и их корректировок.
Повышение сохранности документов и информации – за счет средств разграничения доступа можно строго контролировать доступ сотрудников к информации и документам. Наличие единой базы позволяет осуществлять архивирование и восстановление информации в короткий период времени.

Информационная технология должна быть ориентированна на снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышение их надежности и оперативности. В организационных системах применяют автоматизированные информационные технологии, то есть человеко-машинные технологии. Из всех видов человеко-машинных технологий, информационные технологии сферы управления предъявляет самые высокие требования к «человечекому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.
Конкретная новая информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
комплекса соответствующих технических средств, реализующих сам информационный процесс;
системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
организационно-методического обеспечения, увязывающего реализацию всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Таким образом, управленческая деятельность основана на реализации всех перечисленных видов информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений. Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.

Статья была опубликована в 2012 или 2013 году в сборнике статей студентов технических специальностей.
Не смотря на стремительное развитие ИТ а сфере ДОУ, я, все же думаю, что она не потеряла своей актуальности и по сей день.
Спасибо за внимание!

Использование информационных технологий

в учебно-воспитательном процессе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»

с углублённым изучением отдельных предметов

«Центр образования»

г.Серпухова Московской области

Гарбар Елена Борисовна, старший методист

Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, которая является приоритетом российского образования. Речь идет не просто об обеспечении образовательного учреждения компьютерной техникой и доступом в Интернет, а о процессе изменения содержания, методов и организационных форм образовательной работы, которые вызваны необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе – о процессе информатизации.

Сегодня новые современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до обучения и обеспечения доступности образования.

В настоящее время вопросы информатизации рассматриваются во многих нормативных документах в области образования. В Национальной инициативе «Наша новая школа» президент Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно упоминает о необходимости внедрения в школы интерактивных учебных пособий и высокотехнологичного оборудования: «Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с… высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями…»

Из Послания Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию.

Современный рынок ждет выпускника общеобразовательного учреждения, способного учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, готового самостоятельно решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Это означает, что в ближайшем времени массовое образование перейдет к новым моделям обучения и воспитания, использующим потенциал информационных технологий.

Согласно федеральному компоненту государственных образовательных стандартов, учащиеся в результате освоения содержания среднего (полного) общего образования в области информационно-коммуникативной деятельности должны осуществлять «поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности».

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих."

С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласен педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» с углублённым изучением отдельных предметов «Центр образования» г.Серпухова. Наша школа является кафедральной базовой площадкой Педагогической Академии Последипломного образования по проблеме «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс». Коллектив школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий образовательное учреждение обладает необходимыми ресурсами и материально-технической базой:

40 учебных кабинетов, каждый из которых оборудован компьютером, телевизором, другими техническими средствами, мультимедийными проекторами;

2 компьютерных класса, в каждом из которых по 18 компьютеров;

9 интерактивных презентационных систем (Hitachi, Mimio, Sony);

2 мобильных класса МАС (на базе компьютеров iBook фирмы Apple);

Цифровые лаборатории «Архимед» по химии, физике, биологии;

Лингафонный кабинет на 12 мест;

Библиотека с медиатекой и читальным залом на 80 посадочных мест;

Оборудована кино-фото лаборатория;

Компьютеризированы рабочие места всех педагогов;

Интернет по выделенной линии;

Школьная локальная сеть;

Функционирует школьный сайт.

Такие современные технические средства обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно – коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Согласно новой образовательной парадигме ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетенций современной образованной личности. Одним из важнейших условий перехода к новому уровню образования на основе информационно – коммуникационных технологий является формирование информационной культуры, прежде всего, у учителей. Только учитель, владеющий ею, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.

Учитель современной школы в профессиональной деятельности должен применять следующие умения :

Избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы)

Иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку

Уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе

Уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения

Уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование

Применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах

Уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ

На протяжении последних 4 лет в нашей школе в рамках повышения квалификации учителей активно формируется базовая педагогическая ИКТ- компетентность, под которой понимается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных

Все учителя школы проводят уроки с использованием ИКТ, используя электронные учебники, собственные и ученические презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Основные направления использования информационных технологийпедагогами школы на уроках:

1. Мультимедиапрезентации, созданные в программе PowerPoint.

2.Интерактивная презентационная система Star Board Software 7.0. Hitachi и Triumph Board прямой проекции.

3.Мобильный компьютерный класс Macintosh .

4.Электронные образовательные ресурсы.

6.Программные системы контроля знаний.

7.Создание проектов.

8.Web- технологии.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Школа становится более открытой социальной системой за счет реализации широкой социокультурной деятельности на основе применения ИКТ-технологий: представительство школы в Инетрнет - сайт, ИКТ-консультирование родителей, электронный документооборот. Система управления школой четче реагирует на любые управленческие решения из-за более высокого качества и оперативности принимаемых решений. Традиционная система контроля эффективно дополняется формами контроля, диагностики, тестирования с применением ИКТ-технологий. Наблюдается некоторое изменение в самой парадигме образования. Знаниевый подход постепенно уступает место компетентностному (система дополнительного образования, система проектов, портфолио ученика, учителя).

Создан сайт школы - это своего рода визитная карточка образовательного учреждения. На страницах сайта педагогический коллектив знакомит посетителей Интернет, возможно, будущих учеников и их родителей с различными сторонами жизни школы: историей и традициями, коллективом, образовательной политикой, техническим оснащением, возможностями получения дополнительных образовательных услуг (через кружки, клубы, спортивные секции и пр.), и т. д.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса на основе использования оперативной и достоверной информации, сократить бумажные потоки документооборота и начать переход на применение безбумажных технологий; стандартизировать процесс делопроизводства, унифицировать формы представления отчетных документов учителей предметников и классных руководителей, обеспечить совместное использование информационных ресурсов школы и органов управления образованием системы, с внешними организациями муниципального, регионального и федерального уровней при решении социально значимых задач. Кроме того, с помощью программного комплекса можно сформировать единый интегрированный банк данных контингента учащихся, педагогических и административных кадров образовательных учреждений города. В качестве результата обработки исходной информации предоставляют практически все формы отчетности гимназии, в виде таблиц, диаграмм и графиков.

Учителям и ученикам предоставляется возможность вести электронное портфолио заполнив наиболее полно данные о себе и своих достижениях, администрация, имея права доступа всегда может к нему обратиться за необходимой информацией.

Объединенные в один комплекс данные дают возможность автоматизации текущего, промежуточного и итогового контроля качества обучения, получения отчета по успеваемости за выбранный период и построения рейтинговых таблиц в разрезе по предметам, классам, параллелям, учащимся и учителям. Полученные в результате обработки данные можно использовать для принятия оперативных решений по усилению контроля за качеством обучения учащихся, коррекции учебных программ и формированию рейтингового показателя работы учителя.

В настоящее время в образовательное учреждение внедрены программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

▪ «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.

▪ Внедрена автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».

▪ Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

1.Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.

2.Проектная и исследовательская деятельность.

3.Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме

Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.

4.Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных

Журналистов, издание буклетов.

5.Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по

интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).

6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

7.Ещё одной из составляющей наполнения информационного пространства школы является школьная медиатека, которая используется для решения следующих задач:

Предоставление ресурсов учителям для использования их на уроках;

Для самостоятельной работы учеников и учителей после уроков;

Для информационной поддержки проектной деятельности учащихся и т.п.

Для автоматизированного управления.

Ресурсы медиатеки постоянно пополняются, прежде всего, за счет ресурсов Интернета. Медиатека становится ядром информационного пространства школы. Хорошим началом стало пополнение школьной медиатеки электронными ресурсами учителей: разработками уроков, внеклассных мероприятий, описанием проектов,

ИКТ органично вплетается в воспитательный процесс школы, помогает саморазвитию, самореализации, раскрывает творческий потенциал учащихся, формирует критическое мышление. Наблюдается рост самостоятельных видов деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе, растет мотивация и осознанное отношение к учению за счет специально создаваемых IT-насыщенных условий. Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в методической работе.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие школы.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

На базе школы проводятся консультации, семинары, научно-практические конференции по наиболее актуальным проблемам информатизации.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи современного образования, используя компьютерные технологии.

Список литературы

  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:Просвещение, 2011.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс,1999.
  5. www.kozlenkoa.narod.ru

«Использование информационных технологий в образовательном процессе».

МКОУ «Ключиковская СОШ»

Гайфулина Марина Степановна

учитель начальных классов

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнёром практически во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик - учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать.

1.готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями.

2.способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

ИКТ-компетентности ученика прописаны в ООП НОО.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

Умение правильно отбирать источники информации;

Умение находить и преобразовывать информацию из различных источников;

Владение конкретными навыками по использованию технических устройств;

Способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;

Знание особенностей информационных потоков в нужной области.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

Сохранять устойчивый интерес к предмету;

Моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;

Учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;

Развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ на мой взгляд являются:

*Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.

*Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.

*Сохранение высокого темпа урока, занятия.

*Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.

*Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.

*Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1. Презентация:

Наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

Быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

Решение задач и просмотр результата;

Коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2. Видеофрагмент:

Позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3. Анимация:

Реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4. Тест на компьютере:

Даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

Позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

Сразу же сделать работу над ошибками.

5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

Таким образом, использование ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулирую так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Я считаю, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, так как в этом возрасте доминирующим составным является наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Следовательно, ИКТ выполняет определённую образовательную функцию: помогает разобраться ребёнку в потоке информации,

воспринять её, запомнить, при этом ни в коем случае, не причиняя вреда его здоровью.

То есть, данная технология должна выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не как основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер, поэтому, планируя урок, я тщательно продумываю цель, место и способ использования ИКТ.

Информационно-коммуникативную технологию в образовании провожу по следующим направлениям:

ведение рабочей документации в эл.формате;

проведение урока с использованием ИКТ (на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

в качестве дидактического средства обучения;

мониторинг контроля качества;

саморазвитие и самообразование.

Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока и во внеурочной деятельности:

Объяснение нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.

При отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажёры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

Этап контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

Для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

Для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.

В физминутках.

Еще одна форма использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования, которой я пользуюсь – это повышение своего педагогического мастерства на дистанционных курсах повышения квалификации.

С помощью Интернет - сайтов обмениваюсь опытом с коллегами. На сегодняшний день мои работы можно найти в Интернете, где мои разработки скачивают другие учителя и применяют их в своей работе. Это очень приятно, осознавать, что твоя работа кому-то принесла пользу.

И следующее направление использования современных информационных технологий - это участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся моего класса. И в этом учебном году мы с детьми принимаем активное участие в интернет - олимпиадах.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ на уроках и во внеурочное время дает ученикам большой шанс получить достойное образование.

В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. И я убеждена, что современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Лучшие статьи по теме