Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Ошибки
  • Почему зависимость напряжения от силы тока линейная. Тема: Зависимость силы тока от напряжения

Почему зависимость напряжения от силы тока линейная. Тема: Зависимость силы тока от напряжения

МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области

Урок физики в 8 классе по теме:

По учебнику

Пёрышкина А. В. Физика. 8 кл.

Разработчик: Трубицина М. А.

учитель физики МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района

Липецкой области.

Слайд№1

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

Слайд№2

Цели урока:

Установить зависимости между напряжением и силой тока в цепи;

Уяснить понятие электрического сопротивления;

Установить способ определения электрического сопротивления с помощью амперметра и вольтметра;

Определить единицу измерения электрического сопротивления;

Выяснить природу эл. сопротивления;

Установить зависимость сопротивления от свойств проводника.

Оборудование

для демонстрационного опыта:

демонстрационные амперметр и вольтметр, ключ, соединительные провода, прибор для демонстрации электролиза, выпрямитель.

для фронтального опыта:

реостаты, амперметры, вольтметры, резисторы на 1,2,4 Ом, ключи, соединительные провода.

Ход урока

1, Вступительное слово.

В своей жизни мы широко используем действия электрического тока. Какие действия эл.тока вы знаете?

Мы уже не мыслим свое существование без электрического тока. Поэтому так важно знать все об этом явлении. Как возникает? От чего зависит? Что на него оказывает влияние?

Вы уже познакомились с электрическим напряжением. А сегодня вам предстоит рассмотреть еще одно явление, связанное с прохождением эл. тока по проводникам.

2. Актуализация знаний(повторение)

Для этого нам необходимо кратко повторить основные понятия, связанные с эл. током.

Слайд №3

Закончите, пожалуйста фразу :

1. Эл ток это…

2. Сила тока, это…

3. Сила тока измеряется…

4. Амперметр включается в цепь… с учетом…(показывают)

7. Вольтметр включается в цепь… с учетом…

10. Реостат-это прибор для…(показывают)

3. Изучение нового материала.

Прекрасно, вы готовы к знакомству с новым явлением, влияющим на силу тока в проводнике

Слайд №4

  1. Соберите эл. цепь по схеме, выведенной на экране. Давайте назовем ее основные элементы и найдем их на своих столах. Вольтметр не случайно выделен другим цветом. Вы его подключите к резистору после сборки. Обратите внимание на памятку по технике безопасности.
  2. Вы готовы? Давайте проанализируем результаты ваших экспериментов.

Каков характер зависимости между U и I?

Чему равен коэффициент пропорциональности между Uи I?

Слайд №5

Сверьте ваши результаты с рисунком на слайде. Менялась ли в ваших опытах сила тока? А коэффициент пропорциональности? Чему он был равен у вас? У вас были одинаковые амперметры, вольтметры, реостаты, в одно положение вы ставили рычажок реостата. А что было разным? Когда менялся коэффициент пропорциональности? (другой резистор). Так чье же свойство отражает коэффициент пропорциональности? (свойство резистора). Как только мы увеличивали силу тока на участке цепи, где был резистор, как тут же на этом участке возрастало напряжение. Что характеризует напряжение? (работу эл. поля) Чем больше сила тока на участке цепи, тем большую работу приходиться совершать при перемещении зарядов на этом участке. Как будто в проводнике (резисторе) что-то противодействует прохождению эл. тока. И противодействие это математически выражалось в коэффициенте пропорциональности между напряжением и силой тока. Так какое свойство проводника мы сегодня обнаружили? (свойство противодействовать прохождению эл. тока). Это свойство назвали электрическим сопротивлением проводника. Обозначать эл. сопротивление мы будем буквой R.

Слайд №6(а)

А теперь может быть кто-то сразу предложит формулу для расчета R?

После ответа –

Слайд №6(б)

Чтобы пользоваться этой формулой необходимо измерить силу тока и напряжение вольтметром и амперметром.

Подведем итог нашего эксперимента.

  1. Какая связь на участке цепи между силой тока и напряжением?
  2. Какое новое свойство проводников мы обнаружили?
  3. Как можно определить R?

Слайд №7

С помощью последней формулы можно сразу ввести единицу измерения электрического сопротивления. Эта единица получила название Ом.

Слайд №8

4)Ну а теперь постараемся установить причины возникновения эл. сопротивления.

Слайд №9

Посмотрите на экран. Перед вами внутреннее строение металлического проводника, его кристаллическая решетка. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки? Какие частицы свободно и беспорядочно перемещаются между узлами кристаллической решетки? Что еще необходимо, чтобы возник эл. ток? Как вы думаете, при своем направленном движении электроны взаимодействуют с атом-ионами? Как? Почему?

А между собой электроны будут взаимодействовать? Как? Почему?

Повлияют ли эти взаимодействия на скорость и направление движения электронов? Как?

Скажется ли это на величине силы тока в проводнике? Как?

Так в чем же причина противодействия проводника прохождению эл. тока?

Слайд №10 (запишем)

5)Нам осталось выяснить, какие еще характеристики проводника определяют его эл. сопротивление.

Проведем небольшой эксперимент. В качестве проводника возьмем теперь жидкий проводник (электролит). Какие частицы являются носителями тока в электролитах? Будут ли они взаимодействовать друг с другом?

Взаимодействие ионов друг с другом обуславливает сопротивление электролита. Из опыта делаем заключение:

R зависит от природы проводника

R увеличивается с увеличением длины проводника

R увеличивается с уменьшением площади поперечного сечения проводника

Слайд № 11

Так какие же свойства проводника влияют на его электрическое сопротивление?

Слайд № 12

6) А является ли проводником человеческое тело?

Значит ток, проходя по телу, может поражать жизненно важные органы и даже вызывать смерть человека.

Слайд № 13

Тяжесть поражения эл. током зависит от эл. сопротивления человеческого тела, которое принимается равным 1000 Ом. но разные участки тела человека обладают разным сопротивлением. На сопротивление влияет состояние человека, наличие алкоголя в крови, потоотделение, загрязнение, порезы, которые понижают сопротивление тела эл. току. более того, на теле есть акупунктурные точки…

7)Подведем итоги урока

Слайд № 14

8)Откройте дневники, запишите домашнее задание

9) Отметки за урок

Слайд № 15

10) А теперь подумаем вместе

Слайд № 16

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Тема урока

Цели урока: установить зависимость между напряжением и силой тока в цепи; уяснить понятие электрического сопротивления проводника; установить способ определения сопротивления с помощью амперметра и вольтметра; определить единицу измерения электрического сопротивления; выяснить природу электрического сопротивления; установить зависимость сопротивления от свойств проводника.

Повторение: Электрический ток – это… Сила тока характеризует… Сила тока измеряется … Амперметр включается в цепь… с учетом … Напряжение - это… Напряжение измеряется… Вольтметр включается в цепь… с учетом… Напряжение измеряется в … Напряжение в сети 220 В. Это значит… Реостат – это прибор для…

Задание Соберите электрическую цепь по схеме: Передвигая рычажок реостата, каждый раз снимайте показания амперметра и вольтметра и заносите их в таблицу результатов. (Сделайте три измерения.) Постройте график зависимости между напряжением и силой тока на резисторе. Определите коэффициент пропорциональности между силой тока и напряжением. Помните! Источник питания подключается в последнюю очередь. Все изменения в цепи производят при разомкнутом ключе. Начинать работу можно только с разрешения учителя. А V + + + - - - . .

U, B I, A k=4 k=2 k=1

Формула для расчета электрического сопротивления R=U/I R – электрическое сопротивление проводника

Вывод: на участке цепи U~I ; проводники обладают электрическим сопротивлением; сопротивление можно определить с помощью амперметра и вольтметра по формуле: R=U/I .

За единицу сопротивления принимают 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А. Георг Ом (1787-1854)

Причины электрического сопротивления: + + + + + + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Причина электрического сопротивления проводника – взаимодействие электронов проводимости с атом-ионами кристаллической решетки и друг с другом.

Зависимость электрического сопротивления R от длины проводника l и площади поперечного сечения S . Чем > l , тем I Чем

Влияние свойств проводника на электрическое сопротивление. R зависит от природы проводника. R~l (длине проводника). R~1/S (площади сечения проводника).

Действие электрического тока на человека. Сила тока, мА Характер восприятий Переменный ток (50 Гц) Постоянный ток 0,6-0,15 Начало ощущения, легкое покалывание и дрожание пальцев рук. Не ощущается. 2-3 Сильное дрожание пальцев рук. Не ощущается 5-10 Ощущение боли, судороги рук. Зуд, ощущение нагрева. 12-15 Руки трудно оторвать от электродов. Сильные боли в пальцах и кистях рук. Состояние терпимо 5-10 с. Усиление нагрева. 20-25 Руки сразу парализуются, и оторвать их от электродов невозможно. Затрудняется дыхание. Состояние терпимо не более 5 с. Еще большее усиление нагрева. Незначительное сокращение мышц рук. 50-80 Паралич дыхания. Нарушение сердечной деятельности. Сильное ощущение нагрева. Сокращение мышц рук. Судороги. Затруднение дыхания. 90-110 Паралич дыхания. При длительности 3 с и более наступает паралич сердца. Смерть. Паралич дыхания.

Итоги урока: Любой проводник обладает электрическим сопротивлением. Электрическое сопротивление определяется только свойствами самого проводника и не зависит от силы тока и напряжения в цепи. Тяжесть поражения человека электрическим током зависит не только от характера тока, но и от сопротивления человеческого тела, которое может меняться.

Домашнее задание: §§ 42 – 43, упр. 17 (2), упр. 18(1,2)

Подумаем вместе! Проволоку немного растянули. Изменилось ли ее сопротивление и как? Кусок проволоки согнули пополам и скрутили. Изменилось ли ее сопротивление? Как? Во сколько раз?


Тема: Зависимость силы тока от напряжения

Цель: Установить зависимость силы тока от напряжения.

Задачи:

Обучающее:

1. Повторить понятия из предыдущих тем (сила тока, электрическое напряжение, электрический ток, последовательное соединение, параллельное соединение, амперметр, вольтметр).

2. Формировать у учащихся культуру общения через кроссворд.

3. Закрепить новый материал при помощи решения качественной количественной задачи на определение напряжение на концах участка цепи.

Развивающие:

1. Развивать интерес к процессу познания с помощью демонстрационного опыта с помощью приборов (амперметр, вольтметр).

2. Развивать внимание учеников с помощью демонстрации;

3. Развивать мышление с помощью решения задач.

Воспитательные:

1. Воспитать умение работать в коллективе при помощи фронтального опроса, аккуратность при составлении таблицы. Изучить новый материал «Зависимость силы тока от напряжения» демонстрационным способом установить зависимость силы тока от напряжения.

2. Воспитать умение работать учащихся в группе при проверке домашнего задания.

Оборудование:

Амперметр-1шт, Вольтметр-1шт, ключ-1шт, реостат-1шт, источник питания (выпрямитель)-1шт, соединительные провода-6шт.

2. ответить на вопросы на стр. 86;

3. выполнить упражнение 19 на стр. 87;

План - график урока

I. Организационный момент. (2 мин).

1. приветствие (30 сек).

2. отметка отсутствующих (1.30 мин).

II. Запись домашнего задания в дневник. (1 мин).

III. Проверка домашнего задания. (10 мин).

1. раздать карточки, пояснить задания - 1.30 мин.

2. выполнить задания - 8мин.

3. собрать карточки - 30 сек.

IV. Объяснение нового материала. (17 мин).

1. выяснить знания учащихся с прошлых тем. (7 мин)

А) Амперметр. Измерение силы тока.

Б) Вольтметр. Измерение напряжения.

В) Сила тока.

Г) Электрический ток.

Д) Электрическое напряжение.

2. объяснение новой темы. (10 мин).

Показать опыт, подтверждающий зависимость силы тока от

напряжения.

V . Закрепление. (8 мин)

Закрепить данную тему с решением качественной задачи.

VI. Итог. (2 мин).

1. Итог деятельности учащихся. Постановка оценок. (2 мин).

План - конспект.

I . Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте дети, садитесь. Отметим отсутствующих.

II . Запись домашнего задания в дневники. (1 мин)

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

2. ответить на вопросы к параграфу 49 на стр. 86.

3. выполнить упражнение 19 на стр. 87.

закройте дневники, отложите в сторонку.

III . Проверка домашнего задания в дневники. (10 мин)

Прежде чем приступить к новой теме сначала проверим домашнее задание нестандартным образом.

Разбивайтесь на 3 группы (если учеников много, то можно на 4).

Теперь слушайте внимательно, сейчас каждая группа получит кроссворд и жетоны (жетоны должны быть по числу учеников каждой группы). Вам необходимо как можно быстрее угадывать слова в кроссворде.

Каждый, кто угадал слово в кроссворде, берет себе по одному жетону у кого больше всего жетонов окажется, тот претендует на хорошие оценки (раздать ученикам кроссворды и жетоны). На все это у вас будет 8мин.

Получить оценку: «5»= больше 7; «4»= 4-6; «3»= 2-3. (учитель раздает карточки и дает команду на выполнение).

IV . Объяснение нового материала. (17 мин)

1. Выяснить знания учащихся с прошлых тем с помощью фронтального опроса (7 мин)

Прежде чем перейти к изучению новой темы, повторим предыдущие темы.

Вопрос : Дайте определения электрического тока? (назвать конкретного учащегося).

Ответ: Электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц.

Вопрос : Каковы условия существования электрического тока?

Ответ: 1. существования свободного заряда.

2. существования электрического поля.

Вопрос : Молодец. Какие действия электрического тока существует?

Ответ: Тепловое, химическое, магнитное.

Вопрос : По какой формуле выражается сила тока?

Ответ: J=q/t. где q-заряд, t-время.

Вопрос : Единица измерения заряда?

Ответ: Кулон.

Вопрос : Единица измерения времени?

Ответ: Секунд.

Вопрос : Хорошо. Каким прибором измеряют силу тока?

Ответ: Амперметр.

Вопрос : Правильно. Как соединяется амперметр?

Ответ: Последовательно.

Вопрос : Дайте определение электрического напряжения?

Ответ: Э лектрическое напряжение - это физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создает ток.

Вопрос : Обозначение электрического напряжения?

Ответ : U.

Вопрос : Единица измерения электрического напряжения?

Ответ : Вольт.

Вопрос : Теперь внимательно смотрим на доску. Что нарисовано на доске? (спросить конкретного ученика).

https://pandia.ru/text/78/388/images/image005.gif" height="14"> - +

Ответ: Электрическая схема.

Вопрос : Какой прибор необходим для установления зависимости силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении (спросить конкретного ученика).

Ответ: Вольтметр.

Вопрос : Правильно. Как соединяется вольтметр?

Ответ: Параллельно.

Вопрос : (Вызвать конкретного ученика на доску). Нарисуй вольтметр на схеме.

https://pandia.ru/text/78/388/images/image005.gif" height="14"> - +

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Начертите горизонтальную линию, отступили от этой черты на две клетки, нарисовали еще одну горизонтальную линию еще раз отступили от этой черты на две клетки и так 5 раз провели горизонтальную линию и отступаем на две клетки. Отступили от края на 4 клетки начертили вертикальную линию и так чертим 4 раза. А теперь все внимательно смотрим на схему. Нам необходимо установить зависимость силы тока от напряжения. Для этого изменяя напряжения,(т. е увеличивая) смотрим на показания амперметра. (сопротивление у нас не изменяется, учитель сам при себе считает показания сопротивления по закону Ома и полученное число заносит в таблицу).

Вопрос: Амперметр сколько делений показывает?

Ответ: 0.6

Вопрос : Показания амперметра заносим в таблицу. Теперь напряжение увеличиваем 2 раза. Смотрим на показания амперметра. Сколько делений показывает?

Ответ: 1.2

Вопрос : Показания амперметра заносим в таблицу. Теперь напряжение увеличиваем 3 раза. Смотрим на показания амперметра. Сколько делений показывает?

Ответ: 2.4

Результат опыта:

При постоянном сопротивлении R=3, подаем напряжение U=2, при этом при этом сила тока принимает значение I=0,6. При увеличении напряжения в два раза U=4, амперметр покажет вдвое большую силу тока I=1,2. При трехкратном увеличении напряжения U=6, амперметр покажет, втрое большую силу I=2,4.

Анализ опыта: А теперь по показаниям таблицы начертим график зависимости силы тока от напряжения. По горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной – сила тока в амперах.

https://pandia.ru/text/78/388/images/image011.gif" width="13" height="13 src="> U.

Вопрос : А что значит прямо пропорциональна?

Ответ: При увеличении напряжения сила тока увеличивается.

Вопрос : А при уменьшении напряжения сила тока как изменяется?

Ответ: Уменьшается.

Итак, по показаниям графика мы выяснили, что при увеличении напряжения сила тока увеличивается.

V . Закрепление. (8 мин)

А теперь решим задачу.

Задача1 : (Решать устно).

Определить по графику силу тока. При напряжении на концах участка цепи, равном 3В, 5В, 7В сколько будет сила тока в проводнике? (спрашивать конкретного ученика, смотрим на график).

Конкретным ученикам оценки выставляются по выполнению карточек.



Психологический настрой

Я нахожусь сейчас на уроке

физики. А обо всём

остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом.


Эпиграф урока

«Я мыслю,

следовательно,

я существую.»

Рене Декарт



Установите соответствие 1 уровень

1. Лампочка накаливания

3.Реостат(сопротивление)

4. Амперметр

5. Вольтметр


Выбери правильное обозначение 2 уровень

1. Обозначение и единица измерения силы тока.

2. Обозначение и единица измерения сопротивления

3. Обозначение и единица измерения напряжения

4. Формула вычисления силы тока

5. Формула вычисления напряжения


  • Какую работу совершит ток силой 3А за 10 минут при напряжении в цепи 15 В?

Проверяем 1 уровень


Проверяем 2 уровень


Проверяем 3 уровень

t=10 мин 600c

q=3*600=1800 Кл

A=15*1800= 27000Дж

Ответ: А=27кДж




Цель урока:

исследовать зависимость силы тока

От напряжения

От сопротивления


Устанавливается зависимость I от U R остается неизменной (R= 10 Ом)

Сделайте вывод

Зависимость прямо пропорциональная

При R= const, I ~ U


Установим зависимость I от R U остается неизменным U= 3В

Сделайте вывод

Зависимость обратно пропорциональная

При U=const,

0 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 6 0


При R= const, I ~ U

При U=const,


Закон Ома для участка цепи.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению

U


А знаешь, как, работая с формулой закона Ома, легко написать формулу для любой входящей величины? С помощью треугольника





Вопрос №3

Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?


Вопрос №4

Как зависит сила тока от напряжения?


  • Как зависит сила тока от сопротивления?

Вопрос №6

  • Как формулируется

закон Ома?


  • Оценка за урок
  • 18 - 16 – «5»
  • 15 - 11 – «4»
  • 10 - 8 – «3»

Выучить закон Ома.

По техническому паспорту любого электрического прибора, который у вас имеется определить сопротивление.

Различные действия тока, такие как нагревание проводника, магнитные и химические действия, зависят от силы тока. Изменяя силу тока в цепи, можно регулировать эти действия. Но чтобы управлять током в цепи, надо знать, от чего зависит сила тока в ней.

Мы знаем, что электрический ток в цепи - это упорядоченное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем, очевидно, и больше сила тока в цепи.

Но действие поля характеризуется физической величиной - напряжением (§ 39). Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения . Установим эту зависимость на опыте.

На рисунке 68, а изображена электрическая цепь, состоящая из источника тока, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединённого к спирали вольтметра. На рисунке 68, б показана схема этой цепи (прямоугольником условно обозначен проводник).

Рис. 68. Установка для определения зависимости силы тока от напряжения

Замыкают цепь и отмечают показания приборов. Затем присоединяют к первому источнику второй такой же источник питания и снова замыкают цепь. Напряжение на спирали при этом увеличится вдвое, и амперметр покажет вдвое большую силу тока. При трёх источниках напряжение на спирали увеличивается втрое, во столько же раз увеличивается сила тока.

Таким образом, опыт показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нём. Другими словами, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника .

На рисунке 69 показан график зависимости силы тока в проводнике от напряжения между концами этого проводника.

Рис. 69. График зависимости силы тока в проводнике от напряжения

На графике в условно выбранном масштабе по горизонтальной оси отложено напряжение в вольтах, а по вертикальной - сила тока в амперах.

Вопросы

  1. Как на опыте показать зависимость силы тока от напряжения?
  2. Как зависит сила тока в проводнике от напряжения на концах проводника?
  3. Какой вид имеет график зависимости силы тока от напряжения? Какую зависимость между величинами он отражает?

Упражнение 27

  1. При напряжении на концах участка цепи, равном 2 В, сила тока в проводнике 0,4 А. Каким должно быть напряжение, чтобы в том же проводнике сила тока была 0,8 А?
  2. При напряжении на концах проводника 2 В сила тока в проводнике 0,5 А. Какой будет сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличится до 4 В; если напряжение на его концах уменьшится до 1 В?

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Цель урока: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.

Задачи урока:

  • Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным
  • выяснить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление не меняется.
  • научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.
  • научиться определять силу тока, напряжение по графику зависимости между этими величинами, а также сопротивление.

Оборудование: Экран, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. целью подготовки к восприятию нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний, умений и навыков.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучаем - электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи.

Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление.

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

  1. Название величины.
  2. Что характеризует данная величина?
  3. По какой формуле находится?
  4. В каких единицах измеряется?
  5. Каким прибором измеряется или изменяется?

Ученики:
Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике.
– формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение -величина, которая характеризует электрическое поле.
– формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром.
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается – R, единица измерения 1Ом.

Учитель: на доске заполняем таблицу 1:

Таблица 1

Правильно, заполненная таблица 1:

Таблица 1

Учитель: Ребята, а что вы знаете об ученых, открывших силу тока, напряжение, сопротивление?

(Ученики приготовили сообщения об ученых физиках)

Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока, напряжения и сопротивления, названы в честь ученых открывших их. Ампер, Вольт и Ом.

Андре-Мари Ампер – на его памятнике высечена надпись: «Он был также добр и также прост, как и велик». Славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.

Алессандро Вольта – был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».

Георг Ом – немецкий физик. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1827 г.

Разноуровневые задания:

Задание №1

1. Сколько ампер в 250 мА?

А) 250 А;
Б) 25 А;
В) 2,5 А;
Г) 0,25 А.

Величина, равная … называется электрическим напряжением.

А) произведению мощности на силу тока;
Б) отношению мощности к силе тока;
В) отношению работы к величине электрического заряда.

3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на одной из лампочек.

Ответ: (1 – Г; 2 – В; 3 – Рис.1)

Задание №2

1. Сколько киловольт в 750 В?

А) 750000 кВ;
Б) 0,75 кВ;
В) 75 кВ;
Г) 7,5 кВ.

2. Вставьте пропущенное определение:

Величина, равная … называется силой тока.

А) отношению работы к величине электрического заряда;
Б) отношению электрического заряда ко времени;
В) произведению работы на время.

3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на двух лампочках.

Ответ: (1 – Б; 2 – Б; 3 – Рис.2)

3. Изучение нового материала

Учитель: На прошлых уроках ребята, мы изучали силу тока, напряжение и сопротивление в отдельности. Сегодня мы перед собой поставили цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным.
Обратимся к опыту:

1. Соберем цепь, состоящую: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом.

2. В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром.

Результаты измерений поместим в таблицу 2:

Таблица 2

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученики: С увеличением сопротивления сила тока уменьшается.

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого?

Ученики: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

Учитель: Выясним, как зависит сила тока от напряжения, если при этом сопротивление не меняется. Обратимся к опыту:

1. Соберем цепь, состоящую из источника тока - аккумулятора, амперметра, спирали из никелиновой проволоки (проводника), ключа и параллельно присоединенного к спирали вольтметра.

2. Присоединяем к первому аккумулятору второй, затем третий такой же, замыкаем цепь и отмечаем показание приборов при каждом подключении дополнительного аккумулятора.

Результаты измерений поместим в таблицу 3:

Таблица 3

Учитель: Что вы наблюдали?

Ученики: При увеличении напряжения в два раза, сила тока увеличилась вдвое. При трех аккумуляторах напряжение на спирали увеличилось втрое, во столько же раз увеличилась сила тока.

Учитель: Какой вывод из этого можно сделать?

Ученики: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Используя результаты опытов, и выводы сделанные из них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Такая запись носит название закона Ома для участка цепи.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Учитель:

Историческая справка: Этот закон открыл немецкий физик Георг Ом в 1827 году. Французские школьники изучают этот закон под именем Пуйе - французского физика, установившего этот же закон, но спустя 10 лет.
Учитель: Для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом её записи. (рис. 3)

; ; U = I * R

Физическая пауза

Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…

  • автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад.
  • автобус тормозит – отклонится вперед.
  • автобус поворачивает направо – наклоняются влево.
  • автобус поворачивает налево – наклоняются вправо.

Учитель: Какое физическое явление вы изображали?

Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.

4. Закрепление умений и навыков

Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу.

Задача 1.

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Дано:

U = 4B
I = 1A

RB – ?

Решение:

;

Ответ: 4 Ом.

Ученики: 2 Ом < 4 Ом, значит RA < RB , сопротивление проводника А меньше, чем сопротивление проводника В.

5. Домашнее задание: п.42–44, упр.19 № 3,4

6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся

Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в выводе закона Ома. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.

Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте).

  • Красная карточка – удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную оценку; я понимал все, о чем говорилось.
  • Желтая карточка – урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.
  • Зеленая карточка – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я был не готов.

Лучшие статьи по теме