Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Железо
  • Информационные ресурсы современного общества. Социальная информатика

Информационные ресурсы современного общества. Социальная информатика

Информационные ресурсы

Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «информационный ресурс», рассмотрим, что такое «ресурс».

«Ресурс - это запас или источник некоторых средств».

Такое определение «ресурса» дано в учебнике А.В. Могилева. Там же приведены виды общественных ресурсов, которые я представила в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Виды общественных ресурсов

Но такое определение понятие «ресурса» не единственно. Так, например, в учебном пособии К.К. Колина приведена следующая трактовка данного понятия.

Ресурсы - это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

Это определение более подробное и дает конкретное представление о ресурсе.

В современном обществе одним из важнейших видов ресурсов являются информационные ресурсы.

Не смотря на то, что понятие «информационные ресурсы» используется все более широко, в настоящее время нет его общепринятого понятия, что создает проблему при разработке политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «информационные ресурсы».

Существует много подходов к определению этого понятия.

Так, например, в Федеральном Законе России «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

В учебнике А.В.Могилева дается другое определение понятия: «Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым».

Такой подход к определению, что такое информационный ресурс дает понять разницу между информационными и другими видами ресурсов. А именно, всякие другие ресурсы после их использования исчезают, например, сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п. А информационные ресурсы остаются, ими можно пользоваться многократно, их можно копировать без ограничений. Тем более при использовании информационных ресурсов. Они могут увеличиваться, так как использование информации редко носит пассивный характер. Но, не смотря на это, информационный ресурс не является самостоятельным ресурсом и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Чтобы реализовать информационные ресурсы во что-то материальное, необходимо соединить их с другими ресурсами: техникой, энергией, сырьем и т.д.

Итак, обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что под информационными ресурсами понимают всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Из определений можно сделать вывод, что существует множество информационных ресурсов, так же множество сфер, в которых нужны те или иные ресурсы.

Исходя их этого, можно классифицировать информационные ресурсы. Для этого, например, используют некие параметры, которые будут делить все информационные ресурсы на классы. Пример такой классификации представлен на рисунке 2.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (электронном) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. В свою очередь, любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Всякий информационный продукт должен быть зафиксирован на любом материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Всякий информационный продукт может распространяться так же, как любой другой материальный продукт с помощью услуг.

Рис. 2. Различные классификации информационных ресурсов

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

«Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке».

Информационные ресурсы страны, региона, организации рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости, запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. В таблице 1 отражено то, как влияют информационные ресурсы на развитие общества.

Таблица 1.Влияние информационных ресурсов на развитие общества

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  • Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
  • Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются различными государственными, муниципальными, частными информационными организациями и подразделениями. На рисунке 4 представлена классификация национальных информационных ресурсов.

Рассматривая информационные ресурсы, нельзя не отметить огромную роль Интернета как хранилища информационных ресурсов. Не смотря на то, что информационные ресурсы Интернета недостаточно хорошо структурированы и охвачены системами поиска, их количество очень велико. Всякие сведения о пользователях устаревают быстрее, чем публикуются. Достаточно достоверными и проверяемыми являются сведения о количестве зарегистрированных доменов.РФ, отраженные на рисунке 4.

На графике можно увидеть резкие изменения в графике. «Это объясняется тем, что после быстрого роста, последовавшего за пиком регистраций в 2010-2011 годах, домен, за 2012 год, потерял в весе, так и не добравшись до миллиона имен. Что не мешает «точке РФ» оставаться в числе наиболее населенных доменных зон на национальных языках.

Рис. 3. Классификация национальных информационных ресурсов

Рис. 4. Число зарегистрированных доменов.РФ

Проблемы с кириллическим доменом могут быть объяснены реакцией на перегретый интерес к новой зоне. Домен не оправдал ожиданий многих администраторов новых имен - и они от них отказались.

Кириллические адреса можно часто увидеть на рекламных материалах. Однако технические трудности, связанные с использованием многоязычного домена, удалось преодолеть далеко не всем — этот фактор играет важную роль в развитии кириллического доменного пространства.

Что касается будущего домена.РФ, то можно с уверенностью сказать: в 2013-14 годах кириллическая зона сохранит свое значение в Рунете, но так и останется вспомогательным инструментом».

Кроме конкретных данных о зарегистрированных доменах существуют схемы, в которых отражается не только текущее состояние интернет-аудитории, но и прогнозы на будущее на этот счет. Так. На рисунке 6 отражен прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории в России для пользователей старше 18 лет.

Рис. 5. Прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории,

Россия 18+ (данные в млн человек).

Но среди всех пользователе, также существует своя динамика интернет-аудитории по возрастным группам. Такие данные приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Прогноз динамики месячной и суточной интернет-аудитории по возрастным группам, Россия (данные в %).

Все схемы, приведенные выше, показывают, что Интернет с каждым днем становится все более популярным среди всех людей, не смотря ни на возраст, ни на пол. В настоящее время практически во всех домах есть доступ в Интернет, поэтому большее количество информации люди получают оттуда, так как это можно сделать намного быстрее, чем, например, пойти за необходимой информацией в библиотеку. Тем более информация в интернете постоянно обновляется, а вот в книгах, порой, содержатся данные, имеющие данные прошлых лет, что не всегда актуально.

Тем самым, можно сделать вывод о том, что информационные ресурсы в настоящее время разнообразны. Они также имеют различную классификацию и различные сферы применения. Способы хранения информационных ресурсов постоянно усовершенствуются: если раньше это были библиотеки, то теперь большинство информации, также актуальной на текущий момент, можно найти в Интернете. А это не всегда самый безопасный способ поиска информации.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое информационный ресурс?

2. Какая разница между информационными и материальными ресурсами?

3. Что позволило сделать развитие мировых информационных ресурсов?

4. Что относится к национальным информационным ресурсам?

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производством , хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы - знаний. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.

Широкое развитие компьютерной техники и телекоммуникаций позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информа­цию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были не­мыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, вырабо­танных мировой цивилизацией. Экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в боль­шей - как создание и распространение информационных продук­тов и услуг. Для новой экономики информация становится тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в «топливо» для приобретения знаний, необходи­мых в условиях нового века.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организа­ций в большой степени зависит от их информированности и способ­ ности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести боль­ шую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

В период информатизации общества формирование и производст­во информации становится важнейшим для ее полноценного при­менения. Рассмотрим несколько подробнее понятия информационного общества и информатизации общества.

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Положительные черты информационного общества:

ü Решена проблема информационного кризиса

ü Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами

ü Главной формой развития станет информационная экономика

ü Использования знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии

ü Информационная технология приобретет глобальный характер, который охватывает все сферы социальной деятельности человека

ü Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации

ü Реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации

ü Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду

Отрицательные черты информационного общества:

Большое влияние на общество средств массовой информации

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации

Многим людям трудно адаптироваться к среде информационного общества США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы)

Деятельность отдельных групп, людей, коллективов сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию: прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Возросший поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере: начиная с 1990 года общая сумма знаний удваивается ежегодно.

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Для переработки любой информации и ее передачи универсальным средством является компьютер и коммуникационные средства. А создаваемые новые технологии работы с информацией должны основываться на коллективных знаниях, которые отражают уровень информационной культуры.

1.2. Информационный ресурс - основа информатизации экономической деятельности

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре С. И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например, сырьё, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты и т. д.;

природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы – носители энергии, например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия и т. д..

В постиндустриальном, информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нём не говорил и тем более не давал ни каких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределённости была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах).

Применительно к информатике под информационным ресурсом будем понимать отдельные документы, массивы документов и фай­лы в информационных системах, организованные как библиотеки, архивы, фонды, базы данных и знаний, рассматриваемые совместно с автоматизированными информационными технологиями или сер­висами, придающими им необходимую мобильность.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, анализировали, обобщали и т. п. Эти знания материализовались в виде документов, баз знаний, баз данных, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того неизвестно, какой объём трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, города, региона, организации, должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

ü превратить деятельность по оказания информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

ü сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

ü образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

ü повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой информации.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в ус­ловиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной орга­низации информационные ресурсы могут быть разделены на внутрен­ние и внешние.

К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специа­листами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях организации, о распределении ресурсов - капитала, труда и т.д.).

Особую роль при этом играет отчетность, которая является со­вокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской ин­формации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего пла­нирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния органи­зации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде - множестве существующих вне орга­низации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

деловой информации;

научной и профессиональной информации;

социально-политической и правовой информации;

массовой и потребительской информации.

В условиях рыночной экономики велика роль деловой инфор­ мации (табл. 1.1), поступающей из внешних для организации ис­ точников.

Высшие законодательные и исполнительные органы издают за­ коны и другие регламентирующие документы. Руководствуясь ими, надлежит функционировать всем организационным системам.

В настоящее время в сфере управления экономическими объек­тами происходят значительные изменения, связанные с дальнейшим совершенствованием компьютерной техники, периферийного обору­дования, программного обеспечения, телекоммуникаций, которые широко используются при формировании информационных ресурсов для планирования, подготовки и принятия управленческих решений.

1.3. Понятие информации. Различные определения. Количество информации, методы оценки. Качество информации

1.3.1. Подходы к определению информации

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины вводят это понятие по-разному. Здесь можно выделить три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть, преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко. Его примеры мы можем наблюдать, в частности, в российском законодательстве.

«Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный Закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.)

До последнего времени антропоцентрический подход удовлетворительно работал в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники его недостатки все чаще дают о себе знать. Так, например, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать такие информационные объекты, как компьютерные программы. В пассивном состоянии (момент создания, распространения) компьютерная программа – это действительно набор сведений. Их можно просмотреть, размножить, распечатать, т.е., перевести в другую форму, а также усвоить, как знания. В активном состоянии, при работе на компьютере, т.е. во время взаимодействия с аппаратным методом, компьютерная программа – это не совокупность сведений, а совокупность команд, т.е., это программный метод.

Суть техноцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах. Например, нам часто встречаются упоминания о том, что «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных». Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то такой, завит не только от данных, а и от многочисленных аппаратных, программных естественных методов.

Недетерминированный подход к понятию информации встречается также достаточно широко. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется.

1.3.2. Понятие информации

В рамках рассматриваемой нами на­уки «информация» является первичным и, следовательно, неопреде­лимым понятием, подобно понятиям «точка» в математике, «тело» в механике, «поле» в физике. Несмотря на то, что этому понятию не­возможно дать строгое определение, имеется возможность описать его через проявляемые свойства и мы попытаемся это сделать.

Как известно, в материальном мире все физические объекты, ок­ружающие нас, являются либо телами, либо полями. Физические объекты, взаимодействуя друге другом, порождают сигналы различных типов. В общем случае любой сигнал - это изменяющийся во време­ни "физический процесс. Такой процесс может содержать различные характеристики. Характеристика, которая используется для представ­ления данных, называется параметром сигнала. Если параметр сигна­ла принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется дискретным. Если параметр сигнала - непрерыв­ная во времени функция, то сигнал называется непрерывным.

В свою очередь, сигналы могут порождать в физических телах изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. Сигналы, зарегистрированные на материальном носителе, называют­ся данными. Существует большое количество физических методов регистрации сигналов на материальных носителях. Это могут быть механические воздействия, перемещения, изменения формы или маг­нитных, электрических, оптических параметров, химического соста­ва, кристаллической структуры. В соответствии с методами регист­рации, данные могут храниться и транспортироваться на различных носителях. Наиболее часто используемый и привычный носитель -бумага; сигналы регистрируются путем изменения ее оптических свойств. Сигналы могут быть зарегистрированы и путем изменения магнитных свойств полимерной ленты с нанесенным ферромагнитным покрытием, как это делается в магнитофонных записях, и пу­тем изменения химических свойств в фотографии.

Данные несут информацию о событии, но не являются самой информацией, так как одни и те же данные могут восприниматься (отображаться или еще говорят интерпретироваться) в сознании раз­ных людей совершенно по-разному. Например, текст, написанный на русском языке (т.е. данные), даст различную информацию человеку, знающему алфавит и язык, и человеку, не знающему их.

Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспри­нимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный ме­тод, пытаясь понять русский текст.

1.3.3. Свойства информации

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, использу­ется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой - субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей сте­ пени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и полу­ чают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация при­ меняет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степень достаточности дан­ ных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю не­ определенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потре­ бует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затруд­ няет доступ к нужным данным, создает повышенный информацион­ ный шум, что также вызывает необходимость дополнительных мето­ дов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации - это свойство, характеризующее сте­ пень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, мож­ но сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб.

Адекватность информации выражает степень соответствия созда­ ваемого с помощью информации образа реальному объекту, процес­ су, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обыч­ но приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватно­ го решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность информации - это возможность получения инфор­ мации при необходимости. Доступность складывается из двух состав­ ляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные п роцессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж­ ной по истечении некоторого времени. Например, программа теле­ передач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих теле­ зрителей на следующей неделе.

1.3.4. Количество информации

Свойство полноты информации негласно предполагает, что име­ ется возможность измерять количество информации. Какое количество информации содержится в данной книге, какое количество инфор­мации в популярной песенке? Что содержит больше информации: роман «Война и мир» или сообщение, полученное в письме от това­рища? Ответы на подобные вопросы не просты и не однозначны, так как во всякой информации присутствует субъективная компонента. А возможно ли вообще объективно измерить количество информа­ции? Важнейшим результатом теории информации является вывод о том, что в определенных, весьма широких условиях, можно, пренебре­гая качественными особенностями информации, выразить ее количество числом, а следовательно, сравнивать количество информации, содер­жащейся в различных группах данных.

Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации.

Рассмотрим пример: дома осенним утром, старушка предполо­жила, что могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в форме снега или в форме дождя, т.е. «бабушка надвое сказала - то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидела пасмурное небо и с большой вероятностью предполо­жила - осадки будут, т.е., получив информацию, снизила количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, она уви­ дела, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о темпера­ туре, бабушка получила полную информацию о предстоящей погоде и исключила все, кроме одного, варианты выбора.

Приведенный пример показывает, что понятия «информация», " неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Получа­емая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариан­тов вообще.

За единицу информации принимается один бит (англ. bit –binary digit - двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, умень­шается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения - да или нет.

Бит - слишком мелкая единица измерения информации. На практике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно во­семь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодиро­вать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компью­тера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

Широко используются еще более крупные производные едини­цы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 2 10 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 2 20 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) - 1024 Мбайт - 2"° байт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 2 40 байт.

За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равно­вероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. Но данная единица используется редко в компьютерной технике, что связано с аппаратными особенностя­ ми компьютеров.

1.4. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества

1.4.1. Понятие экономическое информации

Теорию экономической информации следует рассматривать как часть общей теории информации, одним из важнейших понятий в кото­рой является сигнал, представляющий собой форму воплощения и перенесения информации. С помощью сигналов (звуковых, цифровых, буквенных) можно передавать и получать сообщения. Другими важными понятиями являются количественное измере­ние информации и процессы ее преобразования.

Экономическая информация в основном дискретна и состо­ит из отдельных сообщений, т.е. комплексов значений, харак­теризующих конкретные факты, предметы, явления, хозяйст­венные операции и т.п. Каждое сообщение может быть пред­ставлено в виде чередования импульсов, букв, цифр или других символов.

Экономическая информация – совокупность сведений, которые отражают социально-экономические процессы и служат для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.

Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическую информацию характеризуют следующие особенности:

  • она дискретна, характеризует состояние объекта или процесса либо на определенный момент времени, либо за определенный интервал времени;
  • представляется преимущественно в цифровой форме;
  • характеризуется большим объемом, как переменных, так и условно-постоянных данных;
  • имеет строго определенные сроки своего представления;
  • обладает способностью к преобразованию, агрегированию по определенным признакам;
  • характеризуется возможностью использования одних и тех же данных, в том числе и
  • одновременно у разных потребителей, и другие.

Для того чтобы приспособить экономическую информацию для эффективного поиска, обработки на ЭВМ и передачи по каналам связи, её необходимо представить в цифровом виде, с этой целью её нужно сначала упорядочить (классифицировать), а затем формализовать (закодировать) с использованием классификатора. Классификатор – это документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание экономической информации в ЭИС, содержащий наименования объектов, наименования классификационных группировок и их кодовые обозначения.

Экономическая информация существует в двух формах: в форме экономических показателей и документов.

Экономический показатель является составной единицей информации, отражающей количественную характеристику некоторого процесса предметной области-реквизит-основание вместе с однозначно определяющими его качествами реквизитами-признаками.

Реквизиты-основания подразделяются по типу алгоритмов их получения на количественные, стоимостные, проценты, удельные веса и др. Множество реквизитов-признаков по степени формализации делится на два подмножества:

Справочные реквизиты-признаки как правило, наименования, предназначенные для понимания показателя пользователем-экономистом;

Группировочные реквизиты-признаки – как правило, закодированные аналоги справочных признаков, предназначены для логической обработки информации на ЭВМ.

Основными объектами классификации и кодирования являются справочные реквизиты-признаки, описывающие процессы, место, время выполнения процессов, субъекты и объекты действия, отражаемые в показателе. Например, к числу наименований элементов можно отнести наименования материальных, трудовых, денежных, энергетических ресурсов, основных средств, готовой продукции и услуг. К числу наименований процессов относятся наименования функций управления, деловых процессов, операций поступления сырья и материалов, отпуска их в производство, производства и выпуска готовой продукции или оказания услуг, процессов выполнения заказов, обслуживания клиентов, хранения, реализации готовой продукции, расчетов с поставщиками и покупателями, получения оплаты за реализованную продукцию и т.д.

К объектам классификации и кодирования относятся также наименования показателей и документов. Помимо этого к объектам классификации и кодирования относят также наименования компонентов проекта ЭИС, в том числе файлов, задач, подсистем, программных модулей и др.

Целью разработки классификаторов является установление соответствия между значениями справочных или описательных признаков какого-либо элемента или процесса и значениями группировочных признаков, например, между значением реквизита «Фамилия И.О. рабочего» и значением «Табельный номер» рабочего или между значениями «Наименование материала» и «Код материала».

Для кодирования объектов необходимо их упорядочить по некоторым признакам. Результат упорядоченного распределения объектов заданного множества носит название классификации, а совокупность правил распределения объектов множества на подмножества называется системой классификации. Процесс распределения объектов классификации в соответствии с принятой системой классификации носит название процесса классифицирования. То свойство или характеристика объекта классификации, которое позволяет установить его сходство или различие с другими объектами классификации называется признаком классификации. Множество или подмножество, объединяющее часть объектов классификации по одному или нескольким признакам, носит название классификационной группировки.

Основанием классификации называется признак, по которому ведётся разбиение множества на подмножества на определенной ступени классификации. Ступень классификации – это результат очередного распределения объектов одной классификационной группировки. Уровень классификации – это совокупность классификационных группировок, расположенных на одних и тех же ступенях классификации. Глубина системы классификации – это количество уровней классификации, допустимое в данной системе.

1.4.2. Классификация информации, циркулирующей в организации

Экономическую информацию можно классифицировать по следующим направлениям:

По месту возникновения информация делится на входную, выходную, внутреннюю и внешнюю:

§ Входная информация - это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.

§ Выходная информация - это информация, поступающая из фирмы в другую фирму.

§ Внутренняя информация возникает внутри объекта управления.

§ Внешняя информация возникает за пределами объекта управления.

По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

þ Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

þ Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.

þ Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

þ Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

По признаку стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).

По функциям управления выделяют информацию: плановую, нормативно-справочную, учетную, оперативную:

Ä Плановая информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период.

Ä Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные.

Ä Учетная информация характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени.

Ä Оперативная (текущая) информация характеризует процессы, происходящие в текущий период времени.

По признаку насыщенности информация подразделяется на недостаточную, достаточную, избыточную, полезную и бесполезную.

С точки зрения влияния на объект управления выделяют информацию активную и пассивную.

Обсудим вначале само понятие «информационный ресурс». Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов .

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимость понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

Отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

Форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Классификацию национальных информационных ресурсов можно посмотреть в Таблице классификации информационных ресурсов.

Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.

    Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

    Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

    Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

    Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

    Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

    Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.

    Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.

    Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.

    Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.

    Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа - информационное общество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. .

За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.

С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачи программы:

    совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;

    обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

    развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

    содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

    развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

    разработка и создание системы электронной торговли;

    формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые результаты:

повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

    создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

    активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

    повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

    повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1

Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Государственное управление информационными ресурсами

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям

    владение и распоряжение информационными ресурсами;

    формирование информационных ресурсов;

    использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

    защита и сохранность ресурсов;

    защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;

    защита от распространения вредоносной информации;

    государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций - с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы - это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

    государственное управление;

    обеспечение прав и безопасности граждан;

Поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

    библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

    Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

    государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

    государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").

Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

Полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения);

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях;

    подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве (при реорганизации);

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица;

    размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

    сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

    идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

    сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.

Лучшие статьи по теме