Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 10
  • Виртуальная образовательная среда и дистанционное обучение: характеристика понятий. Список использованных источников

Виртуальная образовательная среда и дистанционное обучение: характеристика понятий. Список использованных источников

Введение………………………………………………………………….2

1.1. Современная виртуальная образовательная среда…………….....4

1.2. Особенности Unity в создании виртуальной рабочей среды….....8

Глава 2. Организация взаимодействия персонажа с виртуальной рабочей средой.

2.1 Среда Unity как инструмент разработки………………………......14

2.2 Программирование скриптов в среде Unity……………………....20

Заключение……………………………………………………………...31

Литература……………………………………………………………....33

  1. Введение

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более, что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать об учителях, тут нас молодое поколение серьезно обгоняет.

Сегодня большинству уже знакомы понятия – дистанционное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Информатизация образования и растущие требования к качеству и количеству высококвалифицированных специалистов приводят к необходимости разработки и внедрения инновационных образовательных методик и технологий, способствующих формированию новых форм обучения, не ограниченных пространственно-временными рамками. Этим требованиям отвечает идея виртуального обучения, которое позволяет получать качественное образование через интернет независимо от географического местоположения учащегося, без отрыва от работы и с учетом индивидуальной образовательной траектории.

Объект исследования: процесс дистанционного обучения на базе трехмерной виртуальной рабочей среды факультета.

Предмет исследования: организация трехмерной виртуальной рабочей среды факультета.

Цель работы: изучение специфики организации взаимодействия виртуальной рабочей среды и пользователя и применение этих знаний на практике.

Задачи работы:

    Выявить специфику организации виртуальных сред.

    Изучить особенности трехмерной виртуальной образовательной среды, как рабочего места пользователя.

    Изучить возможности и организовать взаимодействие пользователя с виртуальной рабочей средой факультета с использованием скриптов.

  1. Глава 1. Виртуальная образовательная среда

    1. Современная виртуальная образовательная среда

Айвен Сазерленд в 1965 году на одной из своих лекций говорил, указывая на экран компьютерного монитора: «Не думайте об этом, как об экране монитора, думайте об этом как об окне - окне, через которое каждый может заглянуть в виртуальный мир».

Появившееся в последнее десятилетие технологии сделали популярными два новых понятия – виртуальная реальность и киберпространство. Виртуальная реальность состоит из двух слов и если разобрать эти два понятия по отдельности, то слово виртуальный или виртуальные - это те существительные, которые обозначают что-то недоступное органам чувств, т.е. эти понятия не материальны и не воплощаются в каком-либо предмете. Отсюда следует, что к виртуальным понятиям относятся: власть, собственность, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, чувства, долг, красота, закон и др. Все виртуальные понятия это лишь продукт мозга многих людей. Нам они подчас кажутся чем-то материальным, но реального материального воплощения они не имеют. Для того, чтобы воплотить виртуальное понятие в жизнь достаточно создать материальные атрибуты.

Перейдём ко второму слову реальность, в переводе с латинского означает вещественный, действительный. Реальность – всё сущее; материальный мир, объективно существующий в действительности. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

С появлением персональных компьютеров, стало общепринятым среди подростков понятие «киберпространство», т.е. такие игры в которых дети играют в компьютерные войны. В конце 20 столетия эти игры были очень популярными и на волне этой популярности создавались коммерческие клубы, где дети часами просиживали время и деньги. Под «киберпространством» же мы будем подразумевать конечную среду, основой которой будут являться компьютерные технологии, предназначенные для создания или имитации виртуальной реальности

Так что же такое виртуальная реальность? Это реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой будут являться нематериальные понятия – информация, мысли и образы. Смысл виртуальной реальности – это «ощущение присутствия» в виртуальной среде. Это область технологии, которая обсуждалась в течение многих десятилетий, но начинает развиваться только сейчас.

Термин виртуальная реальность относится к любой ситуации, когда искусственно создаётся ощущение пребывания человека в определённой среде. Например, автомобильный тренажёр-машина, который даёт человеку ощущение езды на автомобиле в «реальных условиях». В такую машину (или точнее компьютер, который ею управляет) можно ввести характеристики реального автомобиля и тем самым создать ощущение от езды.

В течение последних 10 лет широко распространились виртуальные образовательные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями по разным предметам: по химии, физике, математике, биологии, астрономии. Одна из целей создания виртуальных лабораторий – стремление к всесторонней визуализации изучаемых процессов, а одна из главных задач – обеспечение возможности подготовки обучаемого к наиболее полному восприятию и пониманию их сущности.

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе.

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования.

В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

Чтобы поближе познакомиться с понятием виртуальной образовательной среды приведем ниже несколько ее определений из разных источников.

Под виртуальной образовательной средой мы будем понимать совокупность информационных ресурсов, обеспечивающую комплексную методическую и технологическую поддержку дистанционного процесса, включая обучения, управление образовательным процессом и его качество.

Виртуальная обучающая среда − комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Под виртуальной образовательной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса. Под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы.

Виртуальная образовательная среда – это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

    педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

    информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

    современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Виртуальным коллективом является географически-распределенный коллектив, объединенный общей задачей и взаимодействующий посредством информационно-телекоммуникационных технологий. В применении к области образования участниками виртуального образовательного коллектива являются преподаватели и студенты, взаимодействующие в рамках виртуальной образовательной среды.

Виртуальное обучение – это процесс и результат коммуникации участников образовательного процесса в виртуальной среде.

Функции виртуальной образовательной среды:

    информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию);

    коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

    контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Виртуальное образование – это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты.

Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами.

Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.

Данные об авторе

Шитова В.А.

Место работы, должность:

МГОУ, доцент кафедры методики ДО и НОТ

Город Москва

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Уровень образования:

Дополнительное профессиональное образование

Уровень образования:

Послевузовское профессиональное образование

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Педагогика

Цель урока:

Цель: Познакомить слушателей с особенностями дистанционного обучения Задачи: . дать определение понятиям "виртуальная образовательная среда","дистанционное обучение" и "дистанционное образование"; . рассмотреть систему ДО, виды и технологии ДО; . выявить специфику обучения в дистанционном режиме.

Используемые учебники и учебные пособия:

n Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003.

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - 416с.

n Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ: Учебно-методическое пособие/ Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Шитова В.А. - М.: ООО «Диона», 2008. - 61 с.

Используемая методическая литература:

n Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.-600с.

n Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач в виртуальной образовательной среде МГОУ. Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - 52с.

Краткое описание:

ПЛАН. 1.Характеристика ВОС 2.Определение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» 3.Виды ДО, их отличия от очного и заочного обучения

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационных-компьютерных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе. К сожалению, подобного нельзя сказать об учителях, тут нас молодое поколение серьезно обгоняет.

Сегодня большинству уже знакомы понятия - дистанционное или дистантное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Вначале мы разберемся в сущности этих понятий, дадим определения ключевым словам.

Что же такое виртуальная образовательная среда - ВОС?

Это понятие обширное, оно вытекает из понятия «информационно-образовательная среда» - общее информационное пространство, в котором осуществляется образовательный процесс (в школе, вузе, в регионе). Виртуальная образовательная среда − информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями. Виртуальная обучающая среда − комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Виртуальная образовательная среда - это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1)педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

2)информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3)современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Функции ВОС: информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию); коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса) и контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня зунов и администрированию).

Виртуальное образование - это процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами (7) .

Важно подчеркнуть, что обучение в новом информационном пространстве не является антагонистичным в отношении к существующим формам обучения и не отрицает имеющиеся образовательные тенденции. Новое естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, и способствует созданию мобильной образовательной среды.

Неотъемлемой и базовой частью ВОС является дистанционное обучение или обучение с использованием дистанционных технологий (кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология - об этом ниже).

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» нетождественны. Остановимся поподробнее на различных определениях, которые даются этим понятиям.

Профессор А.А. Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что «дистанционное обучение - это целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». В соответствии с этим, он дает и определение «дистанционного образования» - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза (1.С.36)

Профессор Е.С.Полат даёт определение: «дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), релизуемые специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий» (11.С.12). В свою очередь, дистанционное образование - это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Похожее определение дается и коллективом авторов в рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения" звучит так: дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование определяется как образование, реализуемое посредством дистанционного обучения (18).

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации (основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая (кейс), интернет- (сетевая) и телекоммуникационная технологии (18).

За рубежом используются два термина в отношении технологии обучения в режиме удаленного доступа - distance learning и distance education. Однако первый термин используется чаще, т.к. в зарубежных странах принято больше говорить о процессе не образования, а именно обучения, т.е. получения знаний, умений и навыков в определенной предметной области. В последнее время все более популярным применительно к дистанционному обучению становится термин «online learning», трактуемый как «обучение через Интернет». Это связано прежде всего с доступностью глобальной сети для студентов и реализацией многими образовательными учреждениями своих услуг именно таким образом.

Для вузовского дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология:

кейс-технология - наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;

ТВ-технология - редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;

сетевая технология - вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

Рассмотренные технологии можно представить в сводной таблице, где отражены характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между преподавателем и учащимся и форм обучения.

Техно-логия

Доставка учебных материалов

Средства обучения

Средства дидактического взаимодействия

Формы обучения

Очно или через Интернет, по электронной почте

Печатные учебные пособия, компьютерные программы, аудио-, видеоматериалы

Очно, телефон, факс, электронная почта

Телевидение, радио

Телевизионные и радио- обучающие программы, как вспомогательные: печатные учебные пособия

Теле-конференции

Установочные занятия, лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа

Через Интернет

Гипертекст,

аудио-, видеоматериалы,

компьютерные программы; как вспомогательные: печатные учебные пособия

Сетевые, видео-конференции и дискуссии, чат, электронная почта

Онлайн- семинары, лекции, практикумы, тренажёры, консультации, самостоятельная работа

В сравнении с традиционными формами, среди преимуществ дистанционного обучения, особенно в сетевом режиме, можно выделить адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучающихся, к их материальному положению, физическим особенностям, месту жительства и т.д.

Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от учащихся, отсутствие возможности живого диалога участников (в этом отношении традиционная форма всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая система передачи информации), но процесс обучения в дистанционном режиме проходит интерактивно в своей организации, при постоянном опосредованном взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от программ самообразования, по которым может заниматься учащийся: учебных компьютерных программ, программ на компакт-дисках, курсов на видеокассетах, телевизионных и радио-курсов. Дистанционное обучение также нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы) (14).

Дадим определение сетевому дистанционному обучению. Сетевое дистанционное обучение базируется на использовании возможностей Интернета для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем-тьютором, администратором и обучаемым. Т.е. это взаимодействие преподавателя, администратора и студента, студентов между собой на расстоянии, которое отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

Выделим ряд отличий рассматриваемой сетевой (он-лайн) технологии обучения от других форм обучения?

Во-первых, студентам не нужно будет приезжать в университет на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет. Поэтому расстояние от места нахождения студента до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Студенты учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе. Единственное посещение - это сдача государственных аттестационных экзаменов и получение диплома. По нормативным документам, аттестация будущего специалиста возможна только очно.

Во-вторых, так как мотивом выбора для студента определенного учебного курса служит его реальная потребность в конкретных знаниях, умениях и навыках, которые он будет применять на практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастёт по сравнению с другими формами обучения.

В-третьих, как правило, студенты занимаются по индивидуальному плану, составленному с учётом уровня их базовой подготовки и их потребностей. Для них вполне возможно совмещение обучения с другой учебой или с основной профессиональной деятельностью.

В-четвертых, здесь скажем о некоторых важных особенностях: т.к. данная форма обучения проходит вдали от учебного заведения, вдали от преподавателей и не предполагает визуального контроля преподавателей за действиями обучающихся, она потребует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно. Также им, как и всем участникам ДСО, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но, если студентам что-то непонятно или они испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам. - Это очень важный момент, который коренным образом отличает сетевое обучение от заочного: студент не остается один на один с непонятным материалом, а, как и при очном обучении, может всегда оперативно прояснить все вопросы.

В-пятых, программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных курсов (модулей). Общие дисциплины студенты изучают по материалам, выложенным в оболочке (после чего выполняют контрольную работу - это может быть выполнение теста, решение задач, составление и защита проекта и т.д. Профильные дисциплины вначале также изучаются студентами по электронным учебникам и программам, но наиболее важные вопросы профильных дисциплин после общего самостоятельного ознакомления разбираются вместе с преподавателем-тьютором на консультациях и видеоконференциях. В качестве контроля будут использоваться компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: экзамены, собеседования, защита курсовых работ, проводимые в режиме видеоконференции.

Сначала определим, что такое Интернет с научной точки зрения?

Как известно, Интернет называют еще - World Wide Web (WWW) - «всемирная информационная паутина». Причем не просто паутина, а паутина, включающая в себя многочисленные базы и банки данных. Другими словами - это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью.

Эта всемирная информационная паутина сформирована на базе бесчисленного множества компьютеров (средств вычислительной техники) разных типов и назначения, программных средств, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, по которым передается и получается информация.

Совокупность информационных массивов World Wide Web как бы пронизывается многочисленные «гипертекстовыми» связями. Каждая такая связь «соединяет» между собой любые точки текстовых или графических документов WWW или элементов документов. Они представляются в формате HTML (Hiper Text Markup Language) и могут состоять из текстовых и графических фрагментов, элементов оформления, отдельных данных и других аналогичных структур.

В состав Интернет входят и обеспечивают ее функционирование множество провайдеров (субъектов, предоставляющих информационные услуги пользователям Интернет), владельцев серверов (компьютеров, на которых размещаются запасы информации) и, наконец, пользователей услугами Интернет и потребителей информации.

В результате развитие телекоммуникационных систем, глобальных сетей и интерактивных средств распространения информации создают возможность доступа отдельного пользователя к практически неограниченным информационным массивам. Таким образом, создается единое мировое электронное информационное пространство.

В начале 90-х гг. бывший президент фирмы Apple Д. Скалли и другие специалисты выдвигали идеи навигации в едином открытом информационном пространстве - «навигации в знании». Таким открытым информационным пространством и стал Интернет.

Можно ли назвать такую сложную всемирную информационную паутину, именуемую «Интернет», автоматизированной информационной системой? Для этого вернемся к определению понятия АИС законодателем.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» (ст. 2). В этой статье дано также определение термина «средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации».


Итак, в составе Интернет, как было показано, присутствуют организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационные технологии.

Под информационными технологиями в Интернет понимаются последовательности технологических операций, реализующих информационные процессы в трансграничной телекоммуникационной информационной сети.

Под организационной упорядоченностью совокупности массивов документов и информационных технологий понимается организация деятельности в сети многочисленных провайдеров, предоставляющих услуги по размещению информации пользователям или возможность поиска и получения информации в базах данных; владельцев и собственников серверов, на которых размещаются базы данных; субъектов, обращающихся к Интернет и получающих информацию.

Средства обеспечения АИС - паутины Интернет - это программные, технические, лингвистические, правовые и организационные средства, которые обеспечивают существование и активное функционирование Интернет.

Таким образом, Интернет - автоматизированная информационная система, но система особенная. Это сетевая глобальная АИС, которая составляет основу формирования и развития информационного общества. По сути дела, Интернет как глобальная АИС представляет собой информационную инфраструктуру информационного общества, состоящую из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющей интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного общества. В этой инфраструктуре реализуется одно из требований информационного общества - массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС).

Применение Интернет позволяет осуществлять все формы и виды той деятельности, о которой мы говорили при описании нового информационного общества.

Напомним их:

подготовка (обучение) членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.;

возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет).

Таким образом, с помощью Интернет активно формируется мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества. В нем действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые). Функционируют глобальные международные информационно-телекоммуникационные сети, охватывающие территории большинства стран мира. В Интернет сегодня сосредоточена деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям жизнедеятельности общества, электронная почта, доступ к разнообразным информационным ресурсам библиотек, государственных и частных учреждений и компаний. Трансформируется деятельность СМИ, интегрируются СМИ и ТИТС, создается единая среда распространения массовой информации - мультимедиа;

Напомним важную особенность глобального информационного пространства. В Интернет отсутствуют географические и геополитические границы государств - участников ТИТС, происходит «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях. На этой основе возникает проблема формирования нового международного информационного законодательства.

Таким образом, Интернет, по сути дела, представляет собой новую среду обитания человечества, новую среду деятельности личности, общества, государства. Эту среду нередко называют виртуальной, имея в виду тот факт, что информация - основной объект этой среды - физически, «на ощупь», не ощутима.

Слово виртуальный произошло от латинского слова virtualis, т.е. возможный. В словаре С.А. Кузнецова даются два значения понятия «виртуальный»: 1) возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) условный, кажущийся.

В нашем случае оба этих значения не определяют в полной мере |суть понятия «виртуальный» применительно к ТИТС в целом и к Ин-ернет в частности. С одной стороны, информация в виде символов, шаков, волн, т.е. в той форме, как она представлена в компьютере или при передаче по каналу связи, действительно проявляется при определенных условиях, например, при выводе ее на экран компьютера или при распечатке на принтере. Однако это не кажущаяся, а реально существующая действительность, которая может подтверждаться и в материальной форме (например, на бумаге).

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению виртуальной образовательной среды и отмечается, что данная среда способствует представлению внутреннего мира человека из большого количества расщиряющихся сфер. Виртуальная образовательная среда нужна прежде всего для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса и здесь необходимо учесть навыки владения информационными технологиями и профессиональная компетентность. Виртуальная образовательная среда это многофункциональная система, которая включает в себя инновациооные технологии, информационные ресурсы и средства электронной коммуникации. Нами отмечены основные функции виртуальной образовательной среды среди которых можно отметить информационно-обучающую и контрольно-адаптирующую функцию. На основании статьи делается вывод о том, что виртуальная образовательная среда позволяет осуществить инновационный подход в повышении квалификации, реализация непрерывности образования и обеспечение образовательных ресурсов доступных для учащихся.

ABSTRACT

The article is devoted to virtual educational environment and it is noted that this environment contributes to the representation of the human’s inner world out of a large number of widening areas. Virtual educational environment is needed primarily for the effective communication of all participants in the educational process and it is necessary to take into account the ownership of information technology skills and professional competence. Virtual educational environment is a multifunctional system that includes innovation technology, information resources and means of electronic communication. We have noted main functions of virtual educational environment among which is the informational and training, control and adapting function. It is concluded on the basis of the article that virtual educational environment allows carrying out an innovative approach in professional development, the implementation of continuous education and providing educational resources available for students.

Отметим, что уже сегодня иде тенденция к новым портебностям в образовании. Престижным направлением в инновационной деятельности является организация обучения средствами виртуальной образовательной среды, и лозунг сегодняшней образовательной системы принцип образования на всю жизнь плавно переходит в принцип образования на протяжении всей жизни.

Виртуальная модель образования в последние годы набирает сильные обороты и здесь акцент идет на виртуальную образователную среду. Ученый В.П. Тихомиров считал, что такая среда это прежде всего система дистанционного обучения и очная форма обучения и здесь наблюдается неразрывная связь. С помощью дистанционных технологий расширяются возможности очного образования, увеличивается доступность удаленных преподавателей, учащихся и специалистов. Цель виртуального образования это достижение человеком своего предназначения в реальном мире, который может сочетаться с виртуальными и иными возможностями. Экономическая литература трактует виртуальную образовательную среду как информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, коропоративных и глобальных компьютерных сетей, и эти технологии используются участниками образовательного процесса. Педагогам и учителям необходимо постоянно соверщенствовать свою профессиональную деятельность, это нужно для того чтобы достигнуть оптимальных результатов в педагогической работе. Виртуальная образовательная среда создана для эффективной коммуникациивсех участников образовательного процесса. Для информационного общества необходимы навыки владения информационными технологиями и образовательная среда в современных условиях должна уже удовлетворять потребности личности, общества, и способствовать социальной адаптации в профессиональном становлении. Отечественная и зарубежная литература рассматривает виртуальную образовательную среду и в работах таких ученых как Ф.Ф. Андреев, В.П. Тихомиров, И.В. Холодкова, А.В. Хуторской. Виртуальная образовательная среда это новая модель непрерывного повышения квалификации и здесь ориентир идет на эффективность технологий. Информации, формируется культура и идет формирование на основе культурного обучения. Ученый А.Ю. Уваров виртуальная образовательная среда это открытая учебная архитектура с основными целями, методами и организационными формами, где идет сплетение коммуникатионного, информационного и физического пространства . А.В. Хуторской считал, что образовательная среда это прежде всего условия развития личности . В.А. Ясвин образовательная среда это системавлияния и условия формирования личности по основному задаваемому образцу .

Обучение в виртуальной образовательной среде это абсолютно новая парадигма образования и опрается она на функциональную эффектинвость технологий инофрации и коммуникаций и затем формируется особая культура обучения. Отметим, что в рамках виртуальной образовательной среды инновационый ресурс имеет свои преимущества и недостатки. Виртуальная образовательная среда это в большей степени вербальные и невербальные элементы, которые необходимы прежде всего для того, чтобы передавать личные чувства и эмоции и это является признаком эффективной коммуникации в виртуальной образовательной среде. Следует отметить, что среди основных параметров виртуальной образовательной среды самыми эффективными являются наличие обратной связи и уровень интерактивности, языковое многообразие и средства выражения, персональная направленность. Для участников образовательного процесса огромное значение приобретает доступность технологий, ее стоимость и навыки использования технологий. Открытая образовательная среда возникает благодаря взаимодействию виртуального образовательного пространства и центров в Интернете, данная среда позволяет пересматривать учебные планы и позволяет оценить свои знания по предмету, потому что ориентир идет на различные точки зрения. Технологический аспект рассмотрения виртуальной образовательной среды это прежде всего информационное пространство и идет активное взаимодействие участников образовательного процесса, которое есть комплекс компьютерных средств и технологий, которые позволяют осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников. На сегодня компьютер заменяет традиционные методы обучения, но для этого необходимы совершенное владение не только информационными но и педагогическими технологиями. С нашей точки зрения виртуальная образовательная среда сложная система которая обеспечивает связь между преподователем, обучающимися и другими членами учебной организации. Возникают новые открытые модели индивидуального обучения при испоьзовании ресурсов и возможностей технологий инормации и коммуникации. В новом формате образование позволяет мобилизовать виртуальную образовательную среду и в сегодняшних реалиях это многофункциональная система и она содержит прежде всего инновационные и традиционные технологии и они являются специфическими для взаимодействия участников образовательного процесса в рамках прежде всего открытой модели индивидуального обучения. Основные функции виртуальной образовательной среды это инофрмационно-обучающая т.е. информация может представляться в самом различном виде, коммуникативная т. е. обучение с участниками образовательного процесса, контрольно-административная, могут проводится различного рода комплексные меры по оценке знаний, умений и навыков. Виртуальная образовательная среда одно из приоритетных направлений реализации непрерывного образования и здесь основным является вопрос роли педагога в образовательной среде. В новых условиях образовательной среды для преподавателя важным является адаптация к таким особенностям как новая форма коммуникации, может вестись витуальная дисскусия и дополнительным средством может служить рефлексия в общении, что несомненно повышает уровень мышления. Особенным моментом является индивидуализация образоваиия, где абсолютно для каждого участника выстраивается своя собственная траектория для инновационной работы, возможное структурирование образовательной среды, которая является гибкой и открытой, создание новой концепции и методики обучения. На сегодняшний день современные технологииэто есть плацдарм для серьезных изменений в непрерывном образовании. Подводя итог вышесказанному отметим, что виртуальная образовательная среда это среда, которая может осуществлять образовательную коммуникацию на расстоянии. На сегодняшний день виртуальная образовательная среда позволяет создать ииновационный подход в повышении квалификации, идет прежде всего реализация непрерывности образования и идет построение траектории профессионального роста обучающегося и все это позволяет сделать образовательные ресурсы доступными вне зависимости от места расположения обучающегося и т. д. Следует отметить, что современное образование должно строится уже на применении виртуальной образовательной среды, которая и есть на сегодняшний день основное средство коммуникации преподавателя и обучающегося.


Список литературы:

1. Уваров А.Ю. Открытая учебная архитектура / А.Ю. Уваров// Интернет-журнал «Эйдос». – 1999. – 30 марта.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Чем ближе к содержанию дела, чем ближе к среде, в которой действительно что-то происходит, тем более сложная топология перед нами возникает, тем больше мы понимаем про то, какие тут есть возможности. Пока участники не начнут путешествие внутри этой среды, пока у них не будет собственного опыта и понимания того, что тут можно делать, какие объекты тут существуют, обсуждение останется на уровне "пространства, в котором есть ресурсы".

Первые примеры описания виртуального мира с позиций экологического подхода относятся, скорее всего, ко времени появления и бурного расцвета многопользовательских игр (MUD), в которых участники могли перемещаться в среде, обмениваться сообщениями, взаимодействовать с объектами и компьютерными агентами. Для этих миров были сформулированы правила:

  • как можно перейти из одного игрового фрагмента в другой, как можно перейти из одной комнаты в другую - эти действия поясняли картами или текстовыми описаниями
  • как можно взаимодействовать с объектами, можно ли брать и перемещать объекты, как можно забирать объекты и перемещать их внутри виртуальной среды
  • как можно взаимодействовать с другими персонажами, какие команды есть для того, чтобы общаться, обмениваться объектами, совершать совместные действия

Как только мы начинаем говорить про электронную окружающую среду, это виртуальная реальность - окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами Такое описание было достаточным для представления и создания условий для того, чтобы участники додумывали и представляли бы остальное еще двадцать лет тому назад. У людей достаточно воображения и оно быстро дорисовывает остальное.

  • Laurel B. Computers as theatre. Addison-Wesley Pub. Co., 1993. 266 p.
  • Patarakin E. The computer Theater // P. Brusilovsky (ed) Proc of East-West international conference on Multimedia, Hypermedia and Virtual Reality. Moscow: ICSTI, 1994. P. 14 – 16.
  • Патаракин Е.Д., Травина Л.Л. "Обучение в открытых виртуальных сообществах", Искусственный интеллект. Теория и приложения. Межвузовский сборник научных трудов, Выпуск 2. Издательство Саратовского университета, 1995. с. 94 - 97.

Виртуальная среда совместной деятельности

А для среды совместной деятельности нужно описать простые вещи - что является объектами среды? Что можно делать в этой среде и что можно делать вместе?

Как можно отслеживать деятельность других людей? Это же тоже такой не простой момент - потому что интересовать будут именно среды для совместной деятельности и то, как можно их использовать.

Какие агенты есть вокруг нас? Какие возможности скрыты в окружающем ландшафте - куда можно перемещаться - каждый проект представляет собой конкретную точку с адресом - это вообще то практически географический адрес - указал URL и отправился в эту точку - по этой области можно перемещаться.

Это такая мощная географическая метафора - надо будет к ней добавить еще и картинку, на которой были показаны острова и континенты всемирной паутины - что это не просто среда, для нее пространственные метафоры используются очень успешно - это кстати, важная отсылка к метафорам которыми мы живем. Просто надо будет и их тоже тут собрать. Да, тут уже не так уж и много надо будет написать -

Каждый может попасть на страницу - это открытая среда. Что означает в данном случае открытая среда - что для того, чтобы попасть на страницу и в определенное место среды нет никакой необходимости в регистрации. Ну, вот надо последовательно показать, что есть среды, обладающие определенными свойствами и эти свойства и возможности открывают для участников определенные учебные возможности.

История развития виртуальной обучающей среды

Если посмотреть на историю развития виртуальной обучающей среды , то она будет пересекаться с историей педагогического дизайна . Это естественно, поскольку педагогический дизайн по определению нацелен на создание вещей и устройств, которые поддерживали бы образовательную деятельность.

Буш создает прообраз гипертекстовых систем Работа Буша в 1945 году называется "Как мы можем мыслить" - это явная отсылка на книгу Дьюи "Как мы мыслим". Буш показывает, что технические средства, машина MemEx как объект, помогающий думать , позволяет освободиться от груза воспоминаний Энгельбарт - расширенная реальность, Расширение возможностей отдельного человека и группы людей за счет возможностей машины Скиннер -

Лучшие статьи по теме