Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Железо
  • Программирование информатика программы. Н.В.Комлева, а.А

Программирование информатика программы. Н.В.Комлева, а.А

  • Программирование
    • Перевод

    Разработка программного обеспечения как будто в худшую сторону отличается от других дисциплин информатики.

    Несколько лет назад я изучал алгоритмы и сложность. Восхитительно чистая область, где каждая концепция чётко определена, каждый результат построен на предыдущих доказательствах. Когда узнаёшь факт в этой области, ты можешь на него положиться, поскольку сама математика вывела его. Даже у несовершенных результатов, как приближение и вероятностные алгоритмы, есть строгий анализ их несовершенства. Другие дисциплины информатики, вроде сетевой топологии и криптографии, имеют такой же удовлетворительный статус.

    А теперь я работаю с разработкой ПО, и это невыносимо скользкая тема. Ни одна концепция точно не определена. Результаты оцениваются с характеристиками «обычно» или «в целом». Сегодняшние исследования могут или не могут помочь завтрашней работе. Новые подходы часто опровергают предыдущие методы, а сами ярко горят недолгое время, а потом выходят из моды, когда всплывают их ограничения. Мы верили в структурное программирование. Затем начали верить в языки четвёртого поколения, потом в объектно-ориентированные методы, потом в экстремальное программирование, а теперь, может быть, в open source.

    Но программирование - это именно то место, где происходит контакт шины с асфальтом. Мало кого волнует, действительно ли равняется , чисто ради красоты вопроса. Компьютерная область имеет дело с компьютерами. Это написание программ для решения реальных человеческих проблем и работа этих программ на реальных машинах. Согласно тезису Чёрча-Тюринга , всё компьютерное оборудование по существу эквивалентно. Так что пока компьютерная архитектура классная, реальным ограничением в информатике остаётся проблема создания программного обеспечения. Нам нужны программы, которые можно собрать за разумное время и за разумную стоимость, которые работают примерно так, как планировали дизайнеры, и работают без ошибок.

    Имея такую цель, я всегда был озабочен одним вопросом (как и многие другие исследователи): почему программисты не могут получить более строгие результаты, как в других областях информатики? Если спросить иначе, «Какую часть архитектуры и конструкции программ можно сделать формальной и доказумой?» Ответ на этот вопрос находится на рисунке 1.


    Рисунок 1: Яркая линия в информатике

    Темы выше этой линии принадлежат к разработке программного обеспечения. Области исследования ниже этой линии - основные предметы информатики. У последних есть ясные, формальные результаты. Для открытых проблем в этой области мы ожидаем получения новых результатов, которые будут формально сформулированы. Эти темы основаны друг на друге: криптография на сложности, а компиляторы на алгоритмах, например. Более того, мы верим, что доказанные результаты в этих областях останутся таковыми и через 100 лет.

    Так что это за яркая линия, и почему ниже неё нет ни одной из тем программирования? Линия - это качество под названием «прямое человеческое участие». У разработки ПО есть такое качество, а у традиционной информатики его нет. Результаты из дисциплин ниже линии могут быть использованы людьми, но эти результаты напрямую не подвержены влиянию людей.

    У разработки ПО есть неотъемлемый человеческий компонент. Например, эксплуатационная надёжность ПО представляет собой возможность понимания, нахождения и исправления человеком дефектов программной системы. На эксплуатационную надёжность могут влиять некоторые формальные понятия информатики - может быть, цикломатическая сложность графа контроля программного обеспечения. Но эксплуатационная надёжность критически зависит от людей и их способности постигать значение и замысел исходного кода. На вопрос, обладает ли конкретная программная система высокой эксплуатационной надёжностью, невозможно ответить просто механически изучив ПО.

    То же самое с безопасностью. Исследователи использовали некоторые формальные методы, чтобы узнать влияние программной системы на здоровье и собственность людей. Но никакая дискуссия о безопасности программ не может считаться завершённой без обращения к человеческому компоненту изучаемой системы. Аналогично для разработки требований. Мы можем разработать любые техники опроса, чтобы добиться от заинтересованных сторон точных требований, и можем создать различные системы для их записи. Но никакой объём исследований в этой области не изменит того факта, что сбор требований часто предусматривает разговор или наблюдение за людьми. Иногда эти люди сообщают нам правильную информацию, а иногда - нет. Иногда люди лгут, возможно, по уважительным причинам. Иногда люди честно пытаются передать правильную информацию, но не могут этого сделать.

    Это наблюдение приводит к Тезису Коннелла:

    Разработка программного обеспечения никогда не будет строгой дисциплиной с подтверждёнными результатами, поскольку в неё вовлечена деятельность человека.


    Это экстра-математическое утверждение о границах формальных систем. Я не имею никаких доказательств за или против. Но факт в том, что человеческие проблемы остаются центральными вопросами разработки программного обеспечения:
    • Что должна делать эта программа? (требования, юзабилити, безопасность)
    • Как должна выглядеть программа внутри, чтобы её легко было починить и модифицировать? (архитектура, дизайн, масштабируемость, переносимость, расширяемость)
    • Как долго займёт её написание? (оценка)
    • Как мы должны её разрабатывать? (кодирование, тестирование, измерение, конфигурация)
    • Как следует эффективно организовать работу команды? (менеджмент, процесс, документация)
    Все эти проблемы вращаются вокруг людей.

    Мой тезис объясняет, почему разработка ПО настолько трудная и такая скользкая. Проверенные методы одной команды программистов не работают для других команд. Исчерпывающий анализ прошлых проектов может быть бесполезен для хорошей оценки следующего. Каждый из революционных инструментов разработки помогает по чуть-чуть, а затем не соответствует своим великим обещаниям. Причина в том, что люди слишком мягкие, разочаровывающие и непредсказуемые.

    Прежде чем перейти к последствиям моего утверждения, рассмотрим три вероятных возражения:

    Тезис реализует сам себя. Если какая-то область разработки программного обеспечения вдруг решена строго, то вы можете просто изменить определение разработки ПО , чтобы исключить из него эту проблему.


    В чём-то это возражение верное, но не во всём. Я утверждаю, что набор дисциплин, обычно называемый разработкой программного обеспечения, будет и дальше по существу бросать вызов строгому решению. Узкие аспекты некоторых проблем могут поддаваться формальному подходу, но их успех будет лишь на периферии ключевых проблем разработки.

    Статистические результаты в программировании уже опровергают этот тезис.


    Эти методы в целом решают проблему оценки и включают в себя Function Point Counting, COCOMO II , PROBE и другие. Несмотря на свой математический вид, эти методы не являются доказательствами или формальными результатами. Такая статистика - просто попытка квантифицировать субъективный человеческий опыт по прошлым софтверным проектам и экстраполировать его на будущие проекты. Иногда работает. Но внешне строгие формулы в этих схемах - это свинья с губной помадой, если использовать современное выражение. Например, одна из формул в COCOMO II выглядит так: , где , а - это набор из пяти факторов масштабирования , таких как «гибкость разработки» и «сплочённость команды». Сама формула выглядит строго, но в ней доминирует показатель, составленный из человеческих факторов.

    Формальные процессы разработки, такие как метод «чистой комнаты», постепенно находят строгие, доказуемые методы. Они поднимают яркую линию, чтобы перенести под неё ранее размытые темы.


    Действительно, исследователи формальных процессов демонстрируют прогресс в решении разных проблем. Но их можно уличить в нарушении самого первого возражения в этом списке: они слишком узко определяют разработку ПО, чтобы она поддалась строгому решению. Формальные методы просто удобно для себя истолковывают любую проблему, которая основана на человеческом участии и интерпретации. Например, ключевым элементом формальных методов разработки является создание строгих, недвусмысленных спецификаций. Эти спецификации затем используются для проведения (и доказательства) последующих этапов разработки. Конечно, формальный метод может содержать недвусмысленную схему семантической нотации. Но никакой формальный метод не содержит точного рецепта, как перевести в недвусмысленное состояние смутные мысли людей о том, что должна делать программа.

    Вопреки этим возражениям я заявляю, что разработка ПО по существу отличается от традиционной, формальной информатики. Первая зависит от людей, а вторая - нет. Это приводит нас к Заключению Коннелла:

    Следует прекратить попытки доказать фундаментальные результаты в разработке ПО и признать, что существенные достижения в этой области будут лишь общими рекомендациями.


    Например, Дэвид Парнас в 1972 году написал замечательную научную статью «О критериях разложения системы на модули ». Она описывает простой эксперимент, который Парнас провёл с альтернативными стратегиями дизайна ПО, одна с сокрытием информации, а другая с глобальной видимостью данных. Затем на основе этого маленького эксперимента он вывел несколько заключений и привёл рекомендации. Ничего в статье не является доказанным, и Парнас не гарантирует, что следуя рекомендациям каждый получит аналогичный результат. Но статья содержит мудрые советы и сильно повлияла на популярность объектно-ориентированных языков программирования.

    Другой пример - это огромная работа Института программной инженерии в Университете Карнеги - Меллон, известная как CMMI . CMMI начиналась как модель процесса разработки ПО, а теперь разрослась и включила в себя также другие типы проектов. Объём CMMI примерно 1000 страниц - не считая примеров, интерпретаций и обучающих материалов - и она представляет более 1000 человеко-лет работы. Многие крупные организации использовали её и добились значительного прогресса в своих процессах разработки ПО и продуктах. Но в CMMI нет ни единого твёрдо доказанного результата. Это просто набор (хорошо проработанных) предложений, как организовать софтверный проект на основе методов, которые были эффективны для других организаций в прошлом. На самом деле Институт программной инженерии констатирует, что CMMI - это даже не процесс, а скорее мета-процесс, детали которого заполняются каждой организацией.

    Другие области исследований в том же духе - это паттерны дизайна, стили архитектуры, рефакторинг на основе сомнительных методов, гибкая методология разработки и визуализация данных. Эти дисциплины могут частично содержать проверенные результаты, но в целом нацелены на системы, которые изначально содержат человеческое участие. Чтобы внести ясность: ключевые темы информатики (ниже яркой линии) - жизненно важные инструменты для любого разработчика. Знания алгоритмов важны при проектировании высокопроизводительных приложений. Теория массового обслуживания помогает проектировать ядро операционной системы. Методология «чистой комнаты» тоже полезна в некоторых ситуациях. Анализ статистики может пригодиться при планировании похожих проектов с похожей группой участников. Но формализм - это просто необходимое, а не достаточное условие для хорошей разработки. Давайте для примера рассмотрим строительство и архитектуру (то есть дома и здания).

    Представьте блестящего инженера-строителя, лучшего в мире эксперта по строительным материалам, зависимости деформаций от напряжений, распределению нагрузок, защите от сдвига ветров и подземных толчков, и т. д. Этот парень занесён в записные книжки архитекторов во всех странах, чтобы звонить ему для консультаций по каждому строительному проекту. Будет ли этот мифический инженер-строитель настолько же хорош в проектировании зданий, которые он анализирует? Совсем нет. Он может теряться в разговорах с клиентами, неспособен проектировать приятные для проживания места, его фантазии не хватает, чтобы придумать решения для новых проблем, и он до чёртиков скучен. Техника строительства полезна для реальных архитекторов, но её недостаточно для хорошего проекта. Удачная архитектура требует креативности, концепции, междисциплинарного мышления и гуманизма.

    Таким же образом и классическая информатика полезна в разработке ПО, но её никогда не будет достаточно. Проектирование хорошего программного обеспечения тоже требует креативности, концепции, междисциплинарного мышления и гуманизма. Это наблюдение освобождает исследователей процесса разработки программного обеспечения. Они могут тратить время на изучение успешных методов - накапливая совокупность коллективных знаний для будущих практиков. Мы не должны втискивать разработку ПО в рамки расширения информатики на математической основе. Это не сработает и может отвлечь нас от полезных открытий, которые ещё ждут своего времени.

    Выражение признательности
    Благодарю Стива Гомера за дискуссию, которая разожгла мой интерес к этому вопросу.

    Пособие содержит изложение основных понятий в сфере информатики и основ программирования, а также практические примеры.
    Пособие предназначено для студентов следующих специальностей: - «Менеджмент», «Менеджмент организаций», «Управление персоналом», «Коммерция», «Маркетинг», «Мировая экономика», «Антикризисное управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Лингвистика», «Налоги и налогообложение», «Психология».

    Под информатикой в широком смысле понимается совокупность разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации. В узком смысле информатику можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных частей:
    1) технические средства (hardware);
    2) программные средства (software);
    3) алгоритмические средства (brainware).
    Характерно, что информатику как в широком, так и в узком смысле можно рассматривать с различных позиций:
    - как отрасль народного хозяйства;
    - как фундаментальную науку;
    - как прикладную дисциплину.
    Термин «информация» происходит от латинского слова «Informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не используются, но хранятся. Когда данные начинают использоваться, они превращаются в информацию.

    Оглавление
    Сведения об авторах 5
    1. Информатика 7
    1.1. Информация и информатизация общества 8
    1.2. Измерение и представление информации 9
    1.3. Технические средства реализации информационных процессов 10
    1.4. Программные средства реализации информационных процессов 14
    1.5. Технологии программирования 15
    2. Алгоритмизация процессов обработки данных 21
    2.1. Основные понятия и определения 22
    2.2. Средства изображения алгоритмов 23
    2.3. Характеристика и классификация данных 24
    3. Основные конструкции языка программирования Pascal 29
    3.1. Основные элементы программы на языке Pascal 30
    3.2. Операторы языка 32
    3.3. Условный оператор и его применение для организации ветвлении 34
    3.4. Управление ветвлениями с помощью оператора Case 35
    3.5. Организация циклических процессов 37
    3.6. Обработка символьной информации 41
    3.7. Организация выполнения программы в среде DELPHI 43
    4. Программная обработка структурных типов 49
    4.1. Организация информации в виде массивов 50
    4.2. Организация информации в виде записей 52
    4.3. Организация информации в виде множества 55
    4.4. Особенности обработки экономической информации, организованной в виде массива записей 58
    5. Модульное программирование 65
    5.1 Организация модульной структуры программы 66
    5.2. Использование процедур 68
    5.3. Использование функций 72
    5.4. Процедуры и функции без параметров 77
    5.5. Организация внешних модулей 80
    Темы лабораторный работ 89
    Глоссарий 90
    Список рекомендуемой литература 94

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Информатика и программирование, Комлева Н.В., Смирнов А.А., Хрипков Д.В., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Чтобы писать приложения разного уровня сложности, сначала необходимо получить знания по том, как это делается. И начинать желательно с самой основы алгоритмизации и программирования. Вот о них мы и поговорим в рамках статьи.

    Так называется комплексная техническая наука, задача которой - систематизация приёмов создания, обработки, передачи, сохранения и воспроизведения данных с использованием Также к ней относят принципы функционирования и методы управления, которые помогают достичь цели. Сам термин «информатика» имеет французское происхождения и является гибридом слова «информация» и «автоматика». Возник он благодаря разработке и распространению новых технологий сбора, обработки и передачи данных, которые были связаны с их фиксацией на машинных носителях. Вот какое происхождение имеет информатика. Основы алгоритмизации и программирования являются одним из самых важных направлений данной науки.

    Чем она занимается?

    Перед информатикой стоят такие задачи:

    1. Аппаратная и программная поддержка вычислительной техники.
    2. Средства обеспечения взаимодействия человека и компьютерных составляющих между собой.

    Для обозначения технической части часто применяется термин «интерфейс». Вот перед нами произвольная программа. Основы алгоритмизации и программирования всегда используются при создании продуктов массового распространения, которые «должны» завоевать широкую аудиторию. Ведь для популярности разрабатываемое приложение должно оптимально работать и выглядеть.

    Представление алгоритмов

    Они могут быть записаны значительным количеством способов. Наиболее популярными являются следующие:

    1. Словесно-формульное описание. Подразумевается размещение текста и конкретных формул, которые будут объяснять особенности взаимодействия во всех отдельных случаях.
    2. Блок-схема. Подразумевается наличие графических символов, которые дают возможность понять особенности взаимодействия программы внутри себя и с другими приложениями или аппаратной составляющей компьютера. Каждый из них может отвечать за отдельную функцию, процедуру или формулу.
    3. Подразумевается создание отдельных способов описания под конкретные случаи, которые показывают особенности и очередность выполнения задач.
    4. Операторные схемы. Подразумевается создание прототипа - в нем будет показано взаимодействие на основании путей, которые пройдут отдельные операнды.

    Псевдокод. Набросок костяка программы.

    Запись алгоритма

    Как начать создавать свой прообраз программы, функции или процедуры? Для этого достаточно пользоваться такими общими рекомендациями:

    1. У каждого алгоритма должно быть своё имя, которое объясняет его смысл.
    2. Обязательно следует позаботиться о присутствии начала и конца.
    3. Должны описываться входные и выходные данные.
    4. Следует указать команды, с помощью которых будут выполняться определённые действия над конкретной информацией.

    Способы записи

    Представлений алгоритма может быть целых пять. Но вот способов записи всего лишь два:

    1. Формально-словесный. Он характеризуется тем, что описание производится главным образом с использованием формул и слов. Содержание, а также последовательность выполнения этапов алгоритма в этом случае записывается на естественном профессиональном языке в произвольной форме.
    2. Графический. Наиболее распространен. Для него используются блочные символы или схемы алгоритмов. Связь между ними показывается с помощью специальных линий.

    Разрабатываем программную структуру

    Можно выделить три основных вида:

    1. Линейный. При этой структуре все действия выполняют последовательно в порядке очереди и всего один раз. Схема выглядит как последовательность блоков, расположенных сверху вниз, в зависимости от порядка их выполнения. Получаемые первичные и промежуточные данные не могут повлиять на направление вычислительного процесса.
    2. Ветвящийся. Нашел широкое применение на практике, при решении сложных задач. Так, если необходимо принимать во внимание первоначальные условия или промежуточные результаты, то необходимые вычисления выполняются в соответствии с ними и направление вычислительного процесса может меняться в зависимости от получаемого результата.

    Циклический. Чтобы облегчить себе работу со многими задачами, некоторые участки программного кода имеет смысл многократно повторять. Чтобы не прописывать сколько раз и что нужно сделать, используют циклическую структуру. Она предусматривает наличие последовательности команд, которая будет повторяться до выполнения заданного условия. Использование циклов позволяет многократно снизить трудоемкость написания программы.

    Программирование

    Важным является на котором будут создаваться программы. Следует учесть, что многие из них «заточены» под конкретные условия работы (например, в браузере). В целом языки программирования делят на две группы:

    1. Функциональные.
    2. Операторные:

    Не процедурные;

    Процедурные.

    Можете предположить, какие из них чаще всего применяются? Операторно-процедурные - вот ответ. Они могут быть ориентированы на машины или независимыми. К первым относят ассемблеры, автокоды, символическое кодирование. Независимые делят, основываясь на их ориентации:

    • процедурные;
    • проблемные;
    • объектные.

    Каждый из них имеет свою сферу применения. Но для написания программ (полезных приложений или игр) чаще всего используются объектно-ориентрованные языки. Конечно, можно воспользоваться и другими, но дело в том, что они являются наиболее проработанными для создания конечных продуктов потребления для широких масс. Да, и если пока у вас нет точного видения, с чего начать, предлагаю обратить внимание на основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. Сейчас это очень популярное направление, по которому можно найти уйму учебного материала. Вообще основы алгоритмизации и языки программирования сейчас нужны ввиду того, что существует недостаток квалифицированных разработчиков, и их важность в будущем будет только расти.

    Заключение

    При работе с алгоритмами (а в последующем и с программами) следует стремиться продумать все детали до самой мелкой. В последующем выявление каждого непроработанного участка кода приведёт только к дополнительным работам, увеличению затрат на разработку и сроков выполнения задачи. Тщательное планирование и проработка всех нюансов позволит значительно сэкономить время, усилия и деньги. Что ж, сейчас могут сказать, что после прочтения данной статьи у вас есть понятие про основы алгоритмизации и программирования. Осталось только применить эти знания. Если есть желание изучить тему более детально, могу посоветовать книгу «Основы алгоритмизации и программирования» (Семакин, Шестаков) 2012 года.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

    Н.В.Комлева, а.А. Смирнов информатика и программирование Учебное пособие

    Москва, 2006 год

    Комлева Н.В., Смирнов А.А. Информатика и программирование: Учебное пособие /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.-М.,2006.-

    Пособие содержит изложение основных понятий в сфере тнформатики и основ программироввания, а также практические примеры.

    Пособие предназначено для студентов следующих специальностей:

    -«Менеджмент», «Менеджмент организаций», «Управление персоналом», «Коммерция», «Маркетинг», «Мировая экономика», «Антикризисное управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Лингвистика», «Налоги и налогообложение», «Психология».

    1. Информатика.

    1.2. Измерение и представление информации.

    1.3. Технические средства реализации информационных процессов.

    1.4. Программные средства реализации информационных процессов.

    1.5. Технологии программирования.

    2. Алгоритмизация процессов обработки данных.

    2.1. Основные понятия и определения.

    2.2. Средства изображения алгоритмов.

    2.3. Характеристика и классификация данных.

    3. Основные конструкции языка программирования Pascal.

    3.1. Основные элементы программы на языке Pascal.

    3.2. Операторы языка.

    3.3. Условный оператор и его применение для организации ветвлений.

    3.4. Управление ветвлениями с помощью оператора Case.

    3.5. Организация циклических процессов.

    3.6. Оператор цикла со счетчиком.

    3.7. Обработка символьной информации.

    3.8. Организация выполнения программы в среде DELPHI.

    4. Программная обработка структурных типов.

    4.1. Организация информации в виде массивов.

    4.2. Программная обработка информации, представленной в виде записей.

    4.3. Особенности обработки экономической информации, организованной в виде массива записей.

    4.4.Представление экономической информации в виде множества.

    5. Модульное программирование.

    5.1. Opганизация модульной структуры программы.

    5.2. Использование процедур

    5.3. Использование функций

    5.4. Процедуры и функции без параметров.

    5.5. Организация внешних модулей.

    6. Литература и INTRNET-ресурсы

    7. Глоссарий

    1. Информатика.

    1.1. Информация и информатизация общества.

    Термин информация происходит от латинского слова “Informatio”, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент не используются, но хранятся. В том случае, если данные начинают использоваться, то данные превращаются в информацию.

    Информация может быть преобразована в знания. Информация, полученная от специалистов, только в том случае становится знаниями, если она структурирована, специальным образом представлена, тщательно протестирована и имеет способность к развитию. Знания при использовании логического вывода позволяют порождать новые знания.

    Экономическая информация представляет собой совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы, предназначенные для управления процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

    Под информатикой, в широком смысле понимается совокупность разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации. В узком смысле информатику можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных частей:

    Во-первых, технические средства (hardware);

    Во-вторых, программные средства (software);

    В-третьих, алгоритмические средства (brainware).

    Характерно, что информатику, как в широком смысле, так и в узком смысле можно рассматривать с различных позиций:

    Во-первых, как отрасль народного хозяйства;

    Во-вторых, как фундаментальную науку;

    В-третьих, как прикладную дисциплину.

    Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового процесса, называемого «информатизацией».

    Под информатизацией общества понимается организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей органов управления и граждан на основе использования информационных ресурсов. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информационным называется общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением и переработкой информации.

    В учебном пособии раскрывается содержание методов обработки информации на базе компьютерных технологий, что позволяет получить представление о технологической и программной составляющих информатики. В книгу включены практические задания и контрольные упражнения, выполнение которых позволит познакомиться с основами MS DOS, получить навыки использования программы-оболочки Norton Commander, а также методов работы в графических операционных средах семейства Windows, овладеть приемами составления программ и перейти к самостоятельной подготовке программ. Для этого в пособии изучаются конкретные тексты программных конструкций и даются задания для самостоятельной работы.
    Для студентов университетов и колледжей, обучающихся по специализации "Информационные технологии управления", а также для всех желающих самостоятельно овладеть основами программирования.

    Информатика представляет собой область научно-практического знания, позволяющею управлять различными объектами и системами на основе обработки информации. В этом смысле она обогащает научные исследования и практическую деятельность в различных предметных областях, начиная от управления небольшими коллективами, расширяя все известные формы человеческой деятельности, оказывая существенное влияние на успешное осуществление космических проектов.
    Одним из важных направлений информатики является применение новых методов обработки информации и компьютерных технологий в деле управления организационно-экономическими системами.
    Подготовка специалистов для управления организационными структурами предполагает не только обучение активному использованию информационных технологий (ИТ), но также изучение методов и способов их применения для оптимизации и развития системы управления организацией.

    Оглавление
    Введение
    Предисловие
    Глава 1. Основные компоненты компьютерной технологии
    1.1. Компьютерные технологии и информационное пространство 17
    1.2. Компьютер: структура и параметры 18
    1.2.1. Структурная схема компьютера 19
    1.2.2. Дополнительные устройства ввода-вывода информации 22
    1.2.3. Классификация компьютеров 24
    1.2.4. Сети передачи данных 26
    1.3. Программное обеспечение компьютера 27
    1.3.1. Классификация программного обеспечения 27
    1.3.2. Файловая система хранения информации 29
    1 4 Дисковая операционная система MS DOS .31
    1.4.1. Состав и назначение MS DOS .31
    1.4.2. Распределение памяти в MS DOS 32
    1 4.3. Файловая структура диска 33
    1.4.4. Утилиты MS DOS 34
    1.4.5. Драйверы устройств в MS DOS 39
    1.5. Выполнение команд MS DOS.40
    1.6. Программа-оболочка Norton Commander, Практикум; работа в среде MS DOS. 50
    Глава 2. Графическая операционная система WINDOWS XP 51
    2.1 Рабочий стол операционной системы
    2.1.1. Основные элементы рабочего стола 55
    2.1.2. Оформление рабочего стола 66
    2.1 3. Управление объектами на рабочем столе 70
    2.2. Панель управления 71
    2.3. Форматирование диска 76
    2.4. Настройка панели задач 76
    2.5. Настройка меню кнопки Пуск 77
    2.6. Приложение Проводник 80
    2.7. Приложение Корзина 84
    2.8. Приложение Портфель 85
    2.9. Приложение Блокнот 87
    2.10. Приложения Назначенные задания и Дата и время 87
    2.11. Приложение Paint 89
    2.11.1. Основные элементы графического редактора Paint 90
    2.11.2. Системное меню графического редактора Paint 91
    2.11.3. Инструменты графического редактора Paint 95
    2 11.4. Вставка графических изображений 99
    Практикум: работа в графической операционной системе семейства Windows 100
    Глава 3. Основы программирования на Турбо Паскаль 7.0
    3.1. Процесс программирования 115
    3.2. Интегрированная инструментальная оболочка Турбо Паскаля 118
    3.2.1. Опции главного меню 118
    3.2.2. Назначение функциональных клавиш 125
    3.2.3. Текстовый редактор 127
    3.2.4. Операции 127
    3.3. Язык программирования Турбо Паскаль 7.0 128
    3.3.1. Лексика языка 128
    3.3.2. Грамматика языка 132
    3 4. Операторы 133
    3.4.1. Операторы ввода и вывода данных 134
    3.4.2. Простой оператор перехода Goto 136
    3.4.3. Структурированные операторы 137
    3.5. Типы данных 145
    3.5.1 Простые типы данных 145
    3 5.2. Структурированные типы данных 148
    3.6. Процедуры и функции - 166
    3.7. Модуль в Турбо Паскале 173
    3.7.1. Библиотечный стандартный модуль СП 176
    3.7.2. Библиотечным стандартный модуль Graph 184
    3.7.3. Библиотечный стандартный модуль System 211
    3.8. Разработка информационных систем для деловой практики 215
    Практикум: программирование в Турбо Паскале 226
    Глава 4. Задания для самостоятельной работы
    4.1. Работа в программе Norton Commander 318
    4 2 Работа в графической среде Paint 320
    4.3. Основные команды интегрированной среды Турбо Паскаля 320
    4.4. Оконный интерфейс в программах пользователя 324
    4.5. Программы линейной структуры 324
    4.6. Программы разветвляющейся структуры 325
    4.7. Организация циклов 326
    4.8. Обработка многомерных массивов данных 326
    4.9. Обработка символьных данных 327
    4.10. Обработка строковых данных 327
    4.11. Обработка данных типа Запись» 328
    4.12. Типизированные и текстовые файлы 328
    4.13. Процедуры и функции 329
    4.14. Обработка массивов данных 329
    4.15. Строки и записи 330
    Глава 5. Информационный сервис Интернета 331
    5.1. Структура глобальной сети 331
    5.1.1. Информационные службы сети 331
    5.1.2 Сетевые протоколы 333
    5.2. Программы просмотра документов информационных сетей 335
    5.2.1. Оконный интерфейс браузера Netscape Communicator 336
    5.2.2. Оконный интерфейс браузера MS Internet Explorer 341
    5.3. Электронная почта 346
    5.3.1. Установка почтового ящика 346
    5.3.2. Редактирование файла настроек 350
    5.3.3. Структура электронного письма 350
    5.3.4. Обработка почтовых сообщений 356
    5 3.5. Работа с адресной книгой 359
    Практикум: технология применения электронной почты 361
    5.4. Работа с веб-документами 364
    5.4.1. Методы доступа к веб-документам 364
    5.4.2. Установка страницы поиска 372
    5 4 3. Копирование веб-страниц 372
    5.Ь. Участие в телеконференциях 374
    5.5.1. Структура службы 374
    5.5.2. Чтение новостей 375
    5 5.3. Чтение статей телеконференций 377
    5 5.4. Просмотр документов телеконференций 379
    5 5.5. Отправка документов на телеконференцию 380
    5.6. Поисковые системы и каталоги ресурсов 381
    5 6 1. Желтые страницы российского сегмента Интернета 382
    5 6.2. Наука и техника 384
    5 6 3. Образование 385
    5 6.4. Интернет-магазин 389
    5.6.5. Виртуальные библиотеки 390
    5.7. Интернет-объединение информационных сетей России 392
    5.7.1. Национальные провайдеры Интернета 393
    5.7.2. Информационные ресурсы Интернета 395
    Практикум: поиск и обработка информации в Интернете 395
    Глава 6. HTML - язык гипертекстовой разметки
    6.1. Структура HTML-языка 401
    6.1.1. Обозначение HTML-документа 403
    6.1.2. Заголовок документа 403
    6.1.3. Тело документа 404
    6.2. Запись текста веб-документа 404
    6.2.1. Начало абзаца и конец строки 405
    6.2.2. Стили заголовков 405
    6 2.3. Физические стили 406
    6.2.4. Логические стили 407
    6.2.5. Преформатированный текст 407
    6.2.6. Списки 408
    6.2.7. Специальные символы 409
    6.3. Организация гипертекстовых ссылок 410
    6.3 1. формирование указателей 411
    6 3 2. Создание оглавления с помощью имен указателей 411
    6.3 3. Применение гиперссылок для формирования оглавления текущего веб-документа 412
    Практикум- формирование текста веб-документа 412
    6.4. Цвет текста и фоновые изображения 416
    6 5. Установка табличных элементов 418
    6.5.1 Основные табличные теги 418
    6.5.2. Размещение сложных таблиц 421
    6.5.3. Совмещение текста и таблицы на поле документа 423
    Практикум: списки и таблицы на поле веб-страниц 425
    6.6. Размещение графических элементов 429
    6 6.1 Горизонтальные линии 429
    6 6.2. Графические изображения 430
    6 6.3. Указатели ссылок 433
    6 6.4. Графические элементы на полях таблиц 433
    6 7 Карты-изображения на поле веб-документа 436
    6.8 Организация веб-страниц с использованием фреймов 439
    Практикум: применение графики и фреймов для организации веб-документов
    Словарь терминов 445
    Литература 458

    Лучшие статьи по теме