Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Безопасность
  • Особенности методики подготовки и проведения занятий по связи. План -конспект проведения занятия по связи с личным составом взвода роты

Особенности методики подготовки и проведения занятий по связи. План -конспект проведения занятия по связи с личным составом взвода роты

Связь является основным средством, обеспечивающим управление войсками. Своевременная организация и поддержание надежной связи с подчиненными и взаимодействующими войсками являются важнейшей обязанностью командира и штаба. Потеря связи ведет к потере управления войсками.
Связь организуется в соответствии с решением командира, указаниями начальника штаба, распоряжением по связи вышестоящего штаба с учетом наличия и состояния сил и средств связи.
Обучаемые должны уметь работать на радиостанциях батальонной, ротной сети и танковых переговорных устройствах в соответствии с установленными правилами, с применением документов скрытого управления войсками (СУВ).
Методика подготовки к занятиям и проведению занятий Методика подготовки к выполнению нормативов по связи здесь.
Занятия по связи проводятся командирами подразделений, Порядок проведения занятий и отработки нормативов Порядок отработки нормативов. Условие выполнения задачи. Оценка за выполнение индивидуальных нормативов основными видами учебных занятий являются групповые и практические занятия. Проводятся они с целью привития обучаемым навыков в организации связи в основных видах боя, изучения радиостанций и их боевого применения.

Групповые занятия проводятся в классе методом рассказа и показа, практические – методом тренировок в классе, на боевых машинах, в поле в целях освоения работы на радиостанциях.

Тренировки по отработке нормативов по связи – командирами отделений (взводов) в ходе занятий по тактико-специальной, огневой подготовке, вождению и самостоятельной подготовке.
Первоначальное обучение работе на средствах связи осуществляется в классе вначале без применения, а затем и с применением радиопомех. В последующем обучение проводится на боевых машинах, на месте и в движении, с соблюдением правил радиообмена, в условиях различных радиопомех, с устранением простейших неисправностей. Главным их содержанием является практическая работа на средствах связи.
Главное внимание на занятиях (тренировках) обращается на привитие военнослужащим практических навыков в выполнении нормативов по связи, подготовке и работе на средствах связи. Теоретический материал должен излагаться только в том объеме, в каком это необходимо для сознательного выполнения практических приемов.
В результате занятий каждый военнослужащий должен уверенно владеть приемами работы на штатных средствах связи.

Отработку приемов на занятиях целесообразно проводить в такой последовательности: показ приемов руководителем, выполнение обучаемыми приемов по элементам и в целом, тренировка в их выполнении в установленное нормативами время. На показ приема рекомендуется отводить 20 – 30 % учебного времени, на выполнение – 40 – 50 % и на тренировку – 20 – 30 %. Переходить к отработке очередного приема можно только после усвоения предыдущего.
Для лучшего усвоения практических приемов целесообразно делить подразделение на учебные группы, в которых обучаемые поочередно отрабатывают приемы работы на радиостанциях, входят в связь между группами с соблюдением правил ведения переговоров на средствах связи и решают учебные задачи по вводным.

Занятие №2
Выполнение
нормативов на
радиостанции
Р-161А2М
3

Цель занятия:
1. Получить практические
навыки по отработке
нормативов №107, №108, №111
на радиостанции Р-161А2М.
2. Практически отработать
последовательность выполнения
нормативов №107, №108, №111.

Учебные вопросы:
1. Выполнение норматива
№107
2. Выполнение норматива
№108
3. Выполнение норматива
№111

Литература

1. Нормативы по боевой подготовке
Вооруженных Сил Республики
Беларусь. Книга №6. Для соединений,
воинских частей и подразделений
войск связи. – Минск: МО РБ, 2004 г.
2. Радиостанция Р-161А2М. Учебное
пособие. – Минск: МВВИУ, 1993 г.

УКАЗАНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
перед включением электропитания:
- проверить состояние аппаратуры;
- надежность подключения проводов
заземления, колодок соединительных
кабелей;
- наличие диэлектрического коврика на полу
перед аппаратурой.
Во время проверки работоспособности, при
включённых источниках питания
7

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
подключать и отключать кабели и
провода;
производить смену предохранителей,
деталей, пайку и монтаж проводов;
вынимать блоки и производить осмотр
внутреннего монтажа;
проверять наличие напряжения на
контактах и проводах руками и
токопроводящими предметами, для
этой цели применять измерительные
приборы.
8

УКАЗАНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ
При появлении запаха гари или дыма
немедленно выключить электропитание.
Для
тушения
пламени
пользоваться
углекислотными огнетушителями.
При поражении электротоком необходимо
немедленно отключить электроустановку
или
отделить
пострадавшего
от
токоведущей части, оказать ему первую
медицинскую
помощь,
доложить
преподавателю и вызвать врача.
9

Вопрос №1
Выполнение
норматива №107

НАЗВАНИЕ НОРМАТИВА

Включение питания
передатчика
радиостанции Р-161
(машина заземлена,
антенна подключена) Провести внешний осмотр.
Включить и проверить по
приборам номинальные
значения питающих
напряжений (токов).
Провести регулировку
питающих напряжений

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТЛИЧНО -
2 мин.
ХОРОШО
-
3 мин.
УДОВЛ.
-
4 мин.

Вопрос №2
Выполнение
норматива №108

НАЗВАНИЕ НОРМАТИВА

Настройка передатчика
радиостанции
Р-161А-2М (Р-161БМ,
Р-161А-2) в заданном
режиме без излучения
в эфир Произвести внешний осмотр.
Включить питание и проверить
по приборам значение
питающих напряжений.
Установить органы настройки
передатчика согласно
табличным данным в
соответствии с заданной
частотой.

Настроить возбудитель.
Произвести настройку
высокочастотного
тракта.
Произвести коммутацию
заданного режима на
пульте управления

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТЛИЧНО -
3 мин.
ХОРОШО
-
4 мин.
УДОВЛ.
-
5 мин.

Вопрос №3
Выполнение
норматива №111

НАЗВАНИЕ НОРМАТИВА

Подготовка к работе
аппаратуры
адаптации Р-016B
(радиостанция
включена,
Р-016В выключена) Включить питание.
Проконтролировать
окончание самопроверки
аппаратуры адаптации.
Набрать ключевые
комбинации приема и
передачи, произвести их
проверку.

Оставить для работы номера ФЧ,
указанные в радиоданных.
Произвести установку
программы смен ФЧ по единому
времени.
С помощью системы
встроенного контроля
произвести проверку
правильности установки ключей
программы.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТЛИЧНО -
4 мин.
ХОРОШО
-
5 мин.
УДОВЛ.
-
6 мин.

Тема №3
Работа на средствах связи.
Выполнение нормативов и
учебных задач.
Занятие №3
Отработка нормативов на
радиостанции Р-161А2М.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Восстановить материалы
занятия
2. Изучить рекомендованную
литературу.
3. Быть готовым к
письменному и устному опросу
по вопросам занятия

При эксплуатации радиостанций необходимо выполнять следующие требования:

оберегать радиостанцию от ударов, толчков и падений,

Оберегать радиостанцию от попадания внутрь воды,

Без необходимости не переворачивать радиостанцию и не класть на бок,

Оберегать гарнитуру от сырости,

Следить за исправным состоянием внешней резиновой оболочки органов управления ,

Соблюдать инструкцию по эксплуатации аккумуляторов.

Если радиостанция некоторое время не используется, то необходимо ее бережно хранить. Хранение, консервацию и расконсервацию радиостанции проводить в соответствии с действующей инструкцией по каждому типу радиостанций. В любых случаях радиостанции должны храниться с выключенными и вынутыми аккумуляторами.

Тема №5 Работа на средствах радио и проводной связи.

Занятие 1.

1Вопрос: Тренировка в развёртывании проводных линий связи и обеспечении переговоров по ним с использованием полевых телефонных аппаратов – 60 мин.

Тренирую развёртку и подготовку телефонного аппарата ТА-57, ТА-88, а так же подсоединение проводных линий связи.

Переносной полевой телефонный аппарат ТА-57

Предназначен для обеспечения качественной связью в любое время и в любых условиях. Многие годы ТА-57 состоит на вооружении армии ряда государств.

ТА-57 аппарат системы местной батареи (МБ) с индукторным вызовом может также включаться в телефонные станции системы центральной батареи (ЦБ).
ТА-57 может применяться для дистанционного управления радиостанцией при помощи переключателя на микротелефонной трубке.
Для удобства переноски ТА-57 снабжен плечевым ремнем.

Питание аппарата от батареи ГБ-Ю-У-Ц или 6 элементов А-306 Прима, уложенных в кассету РГ5.961.001ТУ.

Схема аппарата имеет защиту от грозовых разрядов вблизи линий и выдерживает напряжение переменного тока до 900 В при случайном касании линии с проводами электросети.

Полевой телефонный аппарат ТА-88

Предназначен для обеспечения качественной связью в любое время и в любых экстремальных условиях.

Питание аппарата в режиме МБ осуществляется от батареи, состоящей из 6 элементов А-316. При отсутствии батареи питания возможность ведения разговора обеспечивается индуктором нажимного типа. Одного нажатия на клавишу достаточно для ведения разговора в течении 5 сек. При отсутствии или повреждении батареи связь не прервется, причем руки оператора, при пользовании нажимным индуктором, остаются свободными, нажимать клавишу можно и ногой. Не прерывая разговора, оператор способен записывать сообщения.

Полевой переносной телефонный аппарат ТА-88 предназначен для работы по двухпроводным и четырех проводным линиям связи в режимах местной батареи (МБ) и центральной батареи (ЦБ). ТА-88 может применяться для дистанционного управления радиостанцией. Возможно параллельное включение в одну линию до четырех аппаратов.
Для удобства переноски снабжен плечевым ремнем.

Телефонно-кабельная катушка ТК-2

Тренирую развёртывание кабельной катушки ТК-2

К катушке крепится плечевой ремень для ее переноски. Катушка без кабеля весит 4,5 кг.

Перед размоткой кабеля переключатель хода и рукоятку переводят в нерабочее положение; шестерни расцепляют; ремень катушки надевают на правое плечо или катушку берут в левую руку.

Кабель можно разматывать с руки или держа катушку за спиной. Под огнем противника кабель разматывают при переползании или короткими перебежками с руки.

При наматывании кабеля телефонист помещает катушку впереди себя на уровне поясного ремня. Если кабель лежит на земле совершенно свободно, то допускается его наматывание на катушку, поставленную на землю. Наматывание кабеля с применением усилий запрещается.
Намотку кабеля на катушку делают в таком порядке:
- Конец кабеля пропускают между стержнем катушки и направляющей скобой, а затем через хомутики диска барабана так, чтобы он на 4-5 см выходил из второго хомутика и к нему можно было подключить телефонный аппарат, это необходимо для того чтобы можно было проверить исправность кабеля намотанного на катушку и не резать его при неполной размотке катушки;

Сцепляют шестерни катушки, нажимая на защелку переключателя хода и отводя ее вниз до отказа;

Переводят рукоятку катушки в рабочее положение, нажимая на нее вдоль оси и поворачивая вправо(влево) до отказа.

Намотка кабеля на катушку производится по всей поверхности барабана плотными рядами.

Намотав кабель на катушку, следует конец его привязать к стержню и рукоятку поставить в нерабочее положение.

Телефонно-кабельную катушку необходимо оберегать от ударов, падений; грязи и влаг. На катушку нельзя садиться и класть тяжелые предметы. Все трущееся части катушки должны быть смазаны тавотом или техническим вазелином .

После полевых учений и выездов катушки должны быть осмотрены и очищены от пыли, грязи и налета ржавчины.
Для удаления грязи с шестерен и их смазки делают разборку катушки. При этом отвинчивают гайки со стержней, снимают прямоугольную станину с ручкой и вынимают барабан. Сборку катушки производят в обратном порядке.

2 Вопрос: Сращивание и ремонт кабеля П-274М – 20 мин.

Тренирую личный состав в сращивании и ремонте кабеля П-274М

Ремонт кабеля сводится к изготовлению сростков и производству починок кабельных оболочек и покрытий.

Сращивание кабеля:

На каждом из сращиваемых концов кабеля снять при помощи ножа изоляционную оболочку (в кабеле П-274, кроме того, на участке 10-12 мм снять капроновую оболочку); края изоляционной оболочки каждого провода срезать на конус на длине 8-10 мм;

Отобрать медные проволоки в каждой жиле и отогнуть их в стороны;

Стальные проволоки соединяемых проводов связать прямым узлом;

Оставшиеся после затягивания прямого узла концы стальных проволок откусить;

Медными проволоками, отогнутыми влево 1, наложить на прямом узле один виток по ходу часовой стрелки, а отогнутыми вправо 2 - против хода часовой стрелки; затем оставшимися концами медных проволок обмотать откушенные концы стальных проволок на всю длину с переходом на токопроводящую жилу;

Таким же образом произвести сращивание второго провода с условием сохранения примерно одинакового натяжения обоих проводов кабеля и заводского шага скрутки;

Изолировать сростки наложением двух слоев липкой поливинилхлоридной ленты в кабеле П-275 и четырех - пяти слоев липкой полиэтиленовой ленты в кабелях П-274 и П-274М.

Обмотку сростка липкой лентой начинать с левой стороны и производить так, чтобы каждый новый виток захватывал предыдущий на половину ширины ленты. Лентой должна быть покрыта изоляционная оболочка кабеля на 10-15 мм с каждой стороны. Между сростками на оба провода (во избежание перемещения сростков один относительно другого) наложить 2-3 слоя изоляционной ленты.

Занятие 2.

1. Вопрос: Тренировка в подготовке радиостанций к работе, настройке на заданные частоты и установлении радиосвязи с корреспондентом. НС1,3,18-20,34 – 40 мин.

Тренирую студентов по подготовке радиостанций Р 105 к работе, настройке на заданные частоты у установлении радиосвязи с корреспондентом. Н-С-1,3,18-20,34.

Радиостанция Р-105М

Назначение - для обеспечения двухсторонней связи, установки в KШM и аппаратных полевых узлов связи.

Характеристика - радиостанция является переносной, приемно-передающей, УКВ, телефонная с частотной модуляцией и автоматической подстройкой приемника по сигналу корреспондента. Радиостанция допускает возможность дистанционного управления и ручной ретрансляции.

Диапазон частот : 36-46Д МГц - плавный. Количество рабочих частот - 405. Разнос рабочих частот в плавном диапазоне произведен через25 кГц. Рабочие частоты обозначаются рисками и цифрами непосредственно на шкале установки частоты, являющейся общей для передатчика и приемника. Цифры на шкале нанесены через 200 кГц, при умножении на 100 цифры указывают рабочую частоту радиостанции в килогерцах. Например, цифра "412" на шкале радиостанции Р-105М обозначает частот 412x100=41200 кГц, или 41,2 МГц.

Принимаю доклад;

Проверяю готовность взвода к занятию;

Довожу цели и порядок проведения занятия;

Объявляю первый учебный вопрос.

Для обеспечения радиосвязи на каждую радиостанцию выдаются радиоданные.

В радиоданных указывается:

v № радиосети или радионаправления;

v корреспонденты входящие в состав радиосети (рс) или радионаправления (рн);

v номиналы основных и запасных частот;

v основные и запасные позывные;

v время перехода на основные и запасные частоты.

В радиоданных также могут указываться: аварийные позывные, азимут и расстояние до корреспондента, ключи к радиодокументации, а также указания о порядке работы радиостанций.

Радиоданные выдаются на радиостанции под расписку и записываются в аппаратный журнал радиостанции.

На переносных радиостанциях радиоданные могут записываться на передней панели радиостанции.

Радиоданные выдаются на один срок действия, по истечению которого радиоданные изымаются и уничтожаются.

В отдельных случаях, например при выезде одиночной радиостанции на задание радиоданные могут выдаваться на весь период нахождения радиостанции в отрыве от своего подразделения.

Радионаправление – способ организации радиосвязи между двумя командирами (штабами), при котором у каждого из них выделяется радиостанция, работающая на радиоданных, установленных для этого радионаправления. корреспондент главная радиостанция

Радиосеть – способ организации радиосвязи между несколькими (тремя и более) командирами (штабами), при котором у каждого из них выделяется радиостанция, работающая на радиоданных, установленных для этой радиосети.

______________________________

корреспонденты главная радиостанция

В каждой радиосети (радионаправлении) радиостанция, обеспечивающая связь старшему командиру (начальнику), является главной радиостанцией радиосети (радионаправления). В радиосетях взаимодействия главная радиостанция назначается распоряжением штаба, организующего связь.

Главная радиостанция обязана следить за соблюдением радиостанциями радиосети (радионаправления) установленного режима радиосвязи, порядка работы, дисциплины связи и регулировать радиообмен между ними.

Главная радиостанция радиосети (радионаправления) обязана призвать к порядку любую радиостанцию радиосети, нарушающую дисциплину радиосвязи.

Требования главной радиостанции обязаны выполнять все радиостанции радиосети (радионаправления) беспрекословно.

Частоты и позывные в ВС РФ разрабатываются централизованно в округах и рассылаются в подчинённые части.

Для установления радиотелефонной связи принят следующий порядок вызова:

§ называется позывной корреспондента - один, два раза ;

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции один раз ;

§ слово «приём» - один раз;

§ называется - один, два раза ;

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции один раз ;

§ слово «приём» - один раз;

Одновременный вызов нескольких радиостанций в радиосети:

Пример: «Вираж – 35», «Диктор – 69», Я «Тренер – 66», приём;

Ответ корреспондентов производится в той последовательности в которой их вызывали:

Пример: «Тренер – 66», Я «Вираж – 35», приём;

«Тренер – 66», Я «Диктор – 69», приём;

проверка радиосвязи осуществляется следующим образом:

§ называется позывной корреспондента - один, два раза ;

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции один раз ;

§ слово «приём» - один раз;

Пример: «Вираж – 35», Я «Тренер – 66», приём;

Ответ корреспондента производится в следующем порядке:

§ называется позывной вызывающего корреспондента - один, два раза ;

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции один раз ;

§ слово «приём» - один раз;

Пример: «Тренер – 66», Я «Вираж – 35», приём;

Пример: принял, приём;

Для оценки качества радиосвязи главная радиостанция может запросить оценку качества радиосвязи .

Пример: «Вираж – 35», Я «Тренер – 66», как меня слышите, приём;

Ответ на запрос слышимости производится следующим образом:

Пример: «Тренер – 66», Я «Вираж – 35», слышу «хорошо» (плохо, отлично), приём;

При ухудшении качества радиосвязи, главная радиостанция может перевести радиосеть (радионаправление) на запасную частоту. В этом случае передаётся сигнал перехода на запасную частоту.

Переход на запасную частоту осуществляется по команде главной радиостанции или самостоятельно при полном подавлении помехой сигнала главной радиостанции.

Пример: «Вираж – 35», Я «Тренер – 66», 242, 242, приём;

где «242» - сигнал перехода на запасную частоту.

Подтверждение корреспондента производится в следующем порядке:

Пример: «Тренер – 66», Я «Вираж – 35», 242, 242 принял, приём;

Подтверждение ответа корреспондента:

Пример: принял, приём;

После установления радиосвязи, ведётся радиотелефонный обмен. Передача радиограм и других сообщений должна вестись со скоростью, соразмерной с возможностью записи их при приёме корреспондентом.

Цифровой текст передаётся по группам в следующем порядке:

v двузначные группы – 26, 45 – двадцать шесть, сорок пять:

v трёхзначные группы – 191, 517 – сто девяносто один, пятьсот семнадцать:

v четырёхзначные группы – 4327, 6782 – сорок три двадцать семь, шестьдесят семь восемьдесят два;

v пятизначные группы – 74823, 34548 – семьдесят четыре восемьдесят два три, тридцать четыре пятьдесят четыре восемь.

При плохой слышимости разрешается каждую группу повторять отдельными цифрами: единица, двойка, тройка, четвёрка, пятёрка и т.д. при передаче между группами делаются короткие паузы, запись производится на установленный бланк, рабочую карту, либо в рабочую тетрадь. Запрещается делать записи на клочках бумаги, служебной литературе и в других не установленных местах.

На основе принятого решения, командир определяет боевые задачи подчинённым. При передаче команд (сигналов) и постановке задач по радио необходимо строго соблюдать следующий порядок:

oВсе команды передавать открытым текстом, а наименование подразделений и должности командиров – позывными;

oПункты местности, объекты, по кодированной карте или установленным наименованием местных, время готовности – по таблице сигналов.

Передача сигналов, команд и постановка задач по радио осуществляется в следующем порядке:

§ называется позывной корреспондента - два раза ; (при хорошем качестве связи – один раз)

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции - один раз ;

§ сигнал (команда) – два раза (при хорошем качестве связи - один раз)

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции - один раз ;

§ слово «приём» - один раз;

Пример: «Вираж – 35», «Вираж – 35»,Я «Тренер – 66», 761, 761, Я «Тренер – 66»,приём;

Ответ корреспондента производится в следующем порядке:

§ называется позывной вызывающего корреспондента - один, два раза ;

§ слово «Я»;

§ позывной своей радиостанции один раз ;

§ сигнал два раза; (команда – «принял»)

§ слово «приём» - один раз;

Пример: «Тренер – 66», Я «Вираж – 35», 761, 761, приём;

Сигналы и команды передаются без предварительного вызова корреспондента и получения согласия на приём.

Сигналы и общие команды передаются, как правило, для всех корреспондентов радиосети с использованием циркулярного позывного. В остальных случаях используются линейные или индивидуальные позывные. При хорошем качестве связи разрешается работа сокращенными позывными или без них. При циркулярной передаче команда повторяется два раза. Перед этимкорреспондент главной радиостанции обязан убедиться в том, что радиостанции сети не работают между собой.

На принятый сигнал (команду) немедленно даётся обратная проверка (квитанция) путём точного повторения каждого сигнала (команды) или подтверждением получения команды передачей слова «понял». Квитанцией на принятый сигнал (команду) является также передача сигнала (команды) подчинённым, работающим в радиосети старшего начальника. Обратная проверка (квитанция) на принятый сигнал (команду), передаваемый циркулярно, даётся по требованию главной радиостанции.

Пример циркулярной передачи сигнала

«Каскад – 389»: «Альфа – 45», «Альфа – 45» я «Сокол – 15» «Каскад – 389», «Каскад – 389» я «Сокол – 15», приём.

Пример передачи команды одному корреспонденту и выдачи от него квитанции на её приём:

«Ястреб – 10», Я «Сокол – 15» увеличить скорость движения, Я «Сокол – 15», приём;

«Сокол – 15», Я «Ястреб – 10», понял, увеличить скорость движения, Я «Ястреб – 10», приём;

или «Сокол – 15», Я «Ястреб – 10», понял, Я «Ястреб – 10», приём; или Понял, Я «Ястреб – 10», приём;

Пример работы между корреспондентами сокращёнными позывными:

«10 -й », Я «15 -Й », уменьшить интервал, Я «15 -Й », приём;

«15 -Й », Я «10 -й », понял, Я «10 -й », приём;

Пример работы между двумя корреспондентами без позывных:

«разрешите выполнять задачу, приём;

«разрешаю, приём».

Пример постановки задачи корреспонденту и выдачи от него квитанции на её приём:

«Ястреб – 10», Я «Сокол – 15», атаковать с рубежа …, уничтожить противника в …, овладеть …, продолжать наступление в направлении …, артиллерия подавляет …, «Ворон – 20» наступает в направлении …, готовность …, Я «Сокол – 15», приём;

(местные пункты, рубежи, направления, районы указываются по ориентирам, кодированной карте или по закодированным наименованиям местных предметов, соседи – по их позывным, время – по таблице сигналов.)

При организации и обеспечении радиосвязи необходимо учитывать возможные радиопомехи и своевременно принимать меры к тому, чтобы в месте приёма отношения уровня помехи к уровню сигнала было минимальным.

Примеры ведения переговоров и передачи команд по внутренней связи бронеобъектов.

а) С механиком - водителем:

« Водитель заводи»;

«.... вперёд»;

«.... увеличить (сократить) дистанцию»;

«.... увеличить (уменьшить) скорость»;

«.... стой»; «.... принять в право (влево)»;

«.... огневая позиция.... вперёд»;

«.... в направлении.... вперёд»;

б) С наводчиком - оператором:

« Наводчик - оператор ориентир третий, вправо 10, ближе 100, пулемёт, уничтожить»;

«.... ориентир первый, влево 15, далее 300, БМП в окопе, бронебойным, малый, 8, середина цели. Огонь!»

«.... Вправо 2- (влево 1-)»

в) С десантом:

« Правому, у куста, группа пехоты, 4, под цель. Огонь!»;

« Приготовиться к спешиванию»; « Земля».

Напоминаю тему и цели занятий

Подвожу итоги, отмечаю лучших

Отвечаю на вопросы, даю задание на самостоятельную подготовку.

Лучшие статьи по теме