Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Цикл для препроцессора языка с. Директивы #ifdef #ifndef

Директивы препроцессора языка си

Препроцессор языка Си – это программа, выполняющая обработку входных данных для другой программы. Препроцессор языка Си просматривает программу до компилятора, заменяет аббревиатуры в тексте программы на соответствующие директивы, отыскивает и подключает необходимые файлы, может влиять на условия компиляции. Директивы препроцессора не являются в действительности частью языка Си. Препроцессор включает в себя следующие директивы:

Определение

Назначение

Определение макроса

Отмена определения макроса

Включение объекта-заголовка

Компиляция, если выражение истинно

Компиляция, если макрос определен

Компиляция, если макрос не определен

Компиляция, если выражение в ifложно

Составная директива else/if

Окончание группы компиляции по условию

Замена новым именем строки или имени исходного файла

Формирование ошибок трансляции

Действие определяется реализацией

Null- директива

Директива # define

Директива # define вводит макроопределение или макрос. Общая форма директивы следующая:

# define ИМЯ_МАКРОСА последовательность_символов

Последовательность символов называют еще строкой замещения. Когда препроцессор находит в исходном файле имя_макроса (просто макрос), он заменяет его на последовательность_символов.

Можно отменить определение макроса директивой # undef:

# undef имя_макроса

Данная строка удаляет любую ранее введенную строку замещения. Определение макроса теряется и имя_макроса становится неопределенным.

К примеру, можно определить МАХ как величину 100:

Это значение будет подставляться каждый раз вместо макроса МАХ в исходном файле, Можно также использовать макрос вместо строковой константы:

#defineNAME“TurboC++”

Если последовательность символов в директиве не помещается в одной строке, то можно поставить в конце строки \ и продолжить последовательность на другой строке. Среди программистов принято соглашение, что для имен макросов используются прописные буквы, так как их легко находить в программе. Также все директивы #defineлучше помещать в начало программы.

Директива # define имеет еще одну важную особенность: макрос может иметь аргументы. Каждый раз, когда происходит замена, аргументы заменяются на те, которые встречаются в программе.

Пример : #define MIN(a, b) ((9a)<(b)) ? (a) : (b)

printf(“Минимум из x и y “ % d, MIN(x ,y));

printf(“Минимум из a и b “ % d, MIN(n ,m));

Когда программа будет компилироваться, в выражение, определенное MIN(a,b) будут подставлены соответственноxиyилиmиn. Аргументыaиbзаключены в круглые скобки, так как вместо них может подставляться некоторое выражение, а не просто идентификатор.

Например, printf(“Минимум “ %d,MIN(x*x,x));

Директива # error

Имеет вид: # error сообщение_об_ошибке

Эта команда прекращает компиляцию программы и выдает сообщение об ошибке.

Директивы условной компиляции

К данным директивам относятся: # if , # else , # elif , # endif .

Данные директивы производят выборочную компиляцию программы. Если выражение, следующее за #if, истинно, то коды, заключенные между #ifи #endif, будут компилироваться. В противном случае они при компиляции будут пропущены. Выражение, следующее за #if, проверяется во время компиляции, поэтому оно может содержать только константы и макросы, которые прежде определены. Переменные здесь не могут использоваться.

Директива # else используется так же, как иelseв языке Си.

Пример: Использование условной компиляции.

# include

# define MAX 100

printf(“ MAX равно %d \n”, MAX);

Директива # elif используется для организации вложенной условной компиляции. Форма использования ее следующая:

#if<выражение>

последовательность операторов

#elif<выражение 1>

последовательность операторов

#elif<выражение 2>

последовательность операторов

…………………………………..

Другой метод условной компиляции состоит в использовании директив # ifdef и# ifndef . Основная форма использования этих директив следующая:

# ifdef ИМЯ_МАКРОСА

# endif

и соответственно

# ifndef ИМЯ_МАКРОСА

последовательность операторов

# endif

Если макрос определен, то при использовании # ifdefкомпилируется соответствующая последовательность до операторов #endif. Если же макрос не определен или был отменен директивой #undef, то соответствующая последовательность операторов игнорируется компилятором. Директива #ifndefдействует противоположным образом.

#include

Директива #include вставляет код из указанного файла в текущий файл, то есть, просто подключив другой файл, мы можем пользоваться его функциями, классами, переменными. Заголовочные файлы обычно находятся либо в текущей директории, либо в стандартном системном каталоге.

Подключение заголовочных файлов выполняется во время компиляции, либо как файл, который является частью вашего проекта. Эта функция зависит от конкретной реализации вашего компилятора, поэтому для получения более подробной информации, покопайтесь в настройках своего компилятора.

Если подключаемый файл не найден, процесс компиляции завершается с ошибкой.

Директива #define

Директива #define принимает две формы:

  • определение констант;
  • определение макросов.
Определение констант
#define nameToken value

При использовании имени константы — nameToken , оно будет заменено значением value , то есть, грубо говоря — это та же самая переменная, значение которой изменить нельзя. Смотрим пример использования константы:

#include #define TEXT "Марс" // определение константы int main() { std::cout << TEXT; return 0; }

Как видите, для доступа к значению константы, просто используем её имя.

Определение параметризованных макросов

#define nameMacros(arg1, arg2, ...) expression

К примеру определим макрос, который будет возвращать максимальное из двух значений.

#define MAX(num1, num2) ((num1) > (num2) ? (num1) : (num2))

Внимание, для определения многострочного макроса, в каждой строке, в конце, должен ставиться символ, что сообщает препроцессору, что макрос еще не завершен.

Директива #undef

Директива #undef переопределяет константу или препроцессорный макрос, ранее определенный с помощью директивы #define .

#undef nameToken

Давайте посмотрим пример использования директивы #undef:

#define E 2.71828 // раннее определенный макрос int sumE = E + E; // обращение к макросу #undef E // теперь E - не макрос

Как правило, директива #undef используются для снятия, ранее определенной константы или макроса, в небольшой области программы. Это делается для того, чтобы для всей программы, макроc или константа оставались, а для некоторой области, эти же макрос или константа могут быть переопределены. Небезопасно было бы во всей программе переопределять константу, но в короткий области, это сравнительно безопасно. Директива #undef является единственным способом создания этой области, так как область действия макросов или констант действует от директивы #define до #undef .

Директива #if

#if value // код, который выполнится, в случае, если value - истина #elsif value1 // этот код выполнится, в случае, если value1 - истина #else // код, который выполнится в противном случае #endif

Директива #if проверяет, является ли значение value истиной и, если это так, то выполняется код, который стоит до закрывающей директивы #endif . В противном случае, код внутри #if не будет компилироваться, он будет удален компилятором, но это не влияет на исходный код в исходнике.

Обратите внимание, что в #if могут быть вложенные директивы #elsif и #else . Ниже показан пример кода для комментирования блоков кода, используя следующую конструкцию:

#if 0 // код, который необходимо закомментировать #endif

Если у вас в программе есть блоки кода, которые содержат многострочные комментарии и вам требуется обернуть полностью этот блок кода в комментарий — ничего не получится, если вы воспользуетесь /*многострочный комментарий*/ . Другое дело — конструкция директив #if #endif .

Директива #ifdef

#ifdef nameToken // код, который выполнится, если nameToken определен #else // код, который выполнится, если nameToken не определен #endif

Директива #ifdef проверяет, был ли ранее определен макрос или символическая константа как #define . Если — да, компилятор включает в программу код, который находится между директивами #ifdef и #else , если nameToken ранее определен не был, то выполняется код между #else и #endif , или, если нет директивы #else , компилятор сразу переходит к #endif . Например, макрос __cpp определен в C++, но не в Си. Вы можете использовать этот факт для смешивания C и C++ кода, используя директиву #ifdef:

#ifdef __cpp // C++ код #else // Си код #endif

Директива #ifndef

#ifndef nameToken // код, который выполнится, если nameToken не определен #else // код, который выполнится, если nameToken определен #endif

Директива #ifndef проверяет, был ли ранее определен макрос или символическая константа как #define . Если — да, компилятор включает в программу код, который находится между директивами #else и #endif , если nameToken ранее определен не был, то выполняется код между #ifndef и #else , или, если нет директивы #else , компилятор сразу переходит к #endif . Директива #ifndef может быть использована для подключения заголовочных файлов. если они не подключены, для этого использовать символическую константу, как индикатор подключенного к проекту функционала.

Например, в заголовочном файле есть интерфейс класса, который необходимо подключить к проекту, если ранее этот класс не был подключен.

#ifndef PRODUCT_H #define PRODUCT_H class Product { // код класса... }; #endif PRODUCT_H

В этом случае используется пустая символьная константа PRODUCT_H , которая может быть определена в программе только вместе с классом Product . Поэтому, если мы обнаружим, что константа PRODUCT_H уже определена, значит класс тоже и тогда мы исключим повторное определение класса, которое может привести к ошибке переопределения.

Директива #error

#error "Этот код не должен компилироваться"

Директива #error позволяет отображать в списке ошибок компиляции сообщение, в случае возникновения соответствующей ошибки. Эту директиву наиболее полезно использовать в сочетании с директивами #if , #elsif , #else для проверки компиляции, если некоторое условие не верно. Например:

#ifndef __unix__ // __unix__ обычно поддерживается в юникс-системах #error "Поддерживается только в Unix" #endif

Препроцессорный макрос __FILE__

Препроцессорный макрос __FILE__ расширяется до полного пути к текущему файлу (исходнику). __FILE__ полезен при создании лог-файла, генерации сообщений об ошибках, предназначенных для программистов, при отладки кода.

Int error (const char* adrFile, const std::string& erMessage) { cerr << "[" << adrFile << "]" << arMessage << endl; } #define LOG(erMessage) error(__FILE__, arMessage) // макрос LOG может быть использован для получения сообщений об ошибках, которые выводятся на стандартный поток ошибок

Макрос __FILE__ часто используется совместно с макросом __LINE__ , который предоставляет номер текущей строки.

Препроцессорный макрос __LINE__

Макрос __LINE__ разворачивается в текущий номер строки в исходном файле, как целое значение. __LINE__ полезен при создании лог-файла или генерации сообщений об ошибках с указанием номера строки, предназначенных для программистов, при отладки кода.

Int error (int nLine, const std::string& erMessage) { cerr << "[" << nLine << "]" << erMessage << endl; } #define LOG(erMessage) error(__LINE__, erMessage) // макрос LOG может быть использован для получения сообщений об ошибках, с указанием номеров строк, которые выводятся на стандартный поток ошибок

Макрос __LINE__ часто используется совместно с макросом __FILE__ , который показывает адрес текущего исходного файла.

Препроцессорный макрос __DATE__

Макрос __DATE__ раскрывается в текущую дату (время компиляции) в виде [ммм дд гггг] (например, «Dec 7 2012″), как строка. __DATE__ может быть использован для предоставления информации о времени компиляции.

Cout << __DATE__ << endl;

Вы можете также использовать макрос __TIME__ , чтобы получить текущее время компиляции.

Препроцессорный макрос __TIME__

Макрос __TIME__ раскрывается в текущее время (время компиляции) в формате чч: мм:cc в 24-часовом формате (например, «22:29:12″). Макрос __TIME__ может быть использован для предоставления информации о времени в конкретный момент компиляции.

Cout << __TIME__ << endl;

Препроцессорный макрос __TIMESTAMP__

Макрос __TIMESTAMP__ раскрывается в текущее время (время компиляции) в формате Ddd Mmm Date hh::mm::ss yyyy, время в 24-часовом формате:

  • Ddd это сокращенно день недели,
  • ммм это сокращенно месяц,
  • Date — текущий день месяца (1-31),
  • гггг — это четыре цифры года.

Например, "Fri Dec 7 00:42:53 2012" . Макрос __TIMESTAMP__ может быть использован для получения информации о дате и времени компиляции.

Cout << __TIMESTAMP__ << endl;

Вы можете также использовать макрос __TIME__ , чтобы получить текущее время компиляции и макрос __DATE__ для получения даты.

Директива #pragma

#pragma compiler specific extension

Директива #pragma используется для доступа к специфическим расширениям компилятора. Совместное использование директивы #pragma c лексемой once просит компилятор включить файл заголовка только один раз, независимо от того, сколько раз она был импортирован:

#pragma once // заголовочный файл

В этом примере, директива #pragma once не позволяет включать файл в проект несколько раз, то есть предотвращает переопределение.

Директива #pragma также может быть использована для других целей, например #pragma обычно используется для отключения предупреждений. Например, в MVS:

#pragma warning (disable: 4018)

Директива #pragma в этом примере используется для отключения предупреждений 4018. Для получения дополнительной использования директивы #pragma , обратитесь к документации вашего компилятора.

Макро оператор #

#

Оператор # текстовую лексему в строку, заключенную в кавычку. Смотрим пример:

#include using namespace std; #define message(s) cout << "Сообщение: " #s << endl; int main() { message("GunGame"); return 0; }

Выполняется конкатенация строк и макрос message разворачивается в cout << "Сообщение: GunGamen"; . Обратите внимание на то, что операция # должна использоваться совместно с аргументами, так как # ссылается на аргумент.

Макро оператор ##

Оператор ## принимает две отдельных лексемы и склеивает их вместе, чтобы сформировать один макрос. В результате может получиться имя переменной, имя класса или любой другой идентификатор. Например:

#define type ch##ar type a; // переменная a тип данных char, так как ch и ar склеились в char

Рассмотрим еще один пример использования оператора ## , в котором объединим две лексемы:

#define TOKENCONCAT(x,y) x##y

Когда в программе выполняется вызов этого макроса, две лексемы объединяются в одну. Операция ## обязательно должна иметь два операнда.

P.S.: Любая серьёзная программа должна иметь свою базу данных, обычно для управления БД используются следующие СУБД: MySQL, MsSQL, PostgreeSQL, Oracle и др. В установке sql server, форум на cyberforum.ru будет для вас не заменимым помощником. Задавайте свои вопросы на этом форуме, вам обязательно помогут в решении вашей проблемы.

Директивы препроцессора

При каждом запуске компилятора сначала запускается препроцессор, который выполняет директивы начинающиеся с символа #. При выполнении этих команд создается временный файл исходного кода, с которым уже работает компилятор.

Директива #include

Строка
#include "имя файла"

Заменяет эту строку полным содержимым файла имя. файла. Если не указан путь то файл сначала ищется в директории исходного файла, затем в директории заданной в опциях компилятора(обычно директория Include).

Строка #include <имя файла>

Ищет файл только в директории заданной в опциях компилятора.

Директива #define

#define идентификатор строка символов

Заменяет все последующие вхождения идентификатора строкой символов. Пример:

#define A_NUMBER 100

int n=A_NUMBER;

n присвоится значение 100

#define можно применять также для определения макросов, например:

#define SWAP(a,b) temp=(a);(a)=(b);(b)=temp

Подробнее о #define (и в частности о макросах) будет отдельная статья.

Директива #undef

#undef идентификатор

Отменяет прероцессорное определение идентификатора.

Директивы #if #else #endif

#if выражение

Проверяет истинно ли выражение и если истинно, то выполняет все последующие строки до директивы #endif.

Конструкция типа:

#if выражение

#endif Проверяет выражение, если оно истинно то выполняются строки между #if и #else а если ложно то между #else и #endif.

Директивы #ifdef #ifndef

#ifdef идентификатор

Проверяет определен ли идентификатор в препроцессоре в данный момент(директивой #define) и если определен, то выполняет все последующие строки до директивы #endif.

#ifndef идентификатор

Наоборот, выполняет все последующие строки до директивы #endif если идентификатор не определен в препроцессоре в данный момент.

Директива #error

#error - сообщение об ошибке. Останавливает работу компилятора и выдает сообщение об ошибке. Например:

#ifndef smth_important

#error smth important isn"t defined

Компилятор выдаст что-то типа:

Fatal F1003 file.cpp 2: Error directive: smth important isn"t defined

*** 1 errors in Compile ***

Директива #line

Директива
#line константа "имя файла" Заставляет компилятор считать, что константа задает номер следующей строки исходного файла, и текущий входной файл именуется идентификатором. Если идентификатор отсутствует, то запомненное имя файла не изменяется.

Директива #pragma

#pragma - это директива препроцессора, которая реализует возможности компилятора. Эти особенности могут быть связанны с типом компилятора.Разные типы компиляторов могут поддерживать разные директивы. Общий вид директивы:

#pragma команда компилятора

Например:

#pragma message("сообщение") - просто выдает сообщение при компиляции.

Области видимости

Функции и внешние переменные, из которых состоит Си-программа, каждый раз компилировать все вместе нет никакой необходимости. Исходный текст можно хранить в нескольких файлах. Ранее скомпилированные программы можно загружать из библиотек. В связи с этим возникают следующие вопросы:

Как писать объявления, чтобы на протяжении компиляции используемые переменные были должным образом объявлены?

В каком порядке располагать объявления, чтобы во время загрузки все части программы оказались связаны нужным образом?

Как организовать объявления, чтобы они имели лишь одну копию?

Как инициализировать внешние переменные?

Начнем с того, что разобьем программу-калькулятор на несколько файлов. Конечно, эта программа слишком мала, чтобы ее стоило разбивать на файлы, однако разбиение нашей программы позволит продемонстрировать проблемы, возникающие в больших программах.

Областью видимости имени считается часть программы, в которой это имя можно использовать. Для автоматических переменных, объявленных в начале функции, областью видимости является функция, в которой они объявлены. Локальные переменные разных функций, имеющие, однако, одинаковые имена, никак не связаны друг с другом. То же утверждение справедливо и в отношении параметров функции, которые фактически являются локальными переменными.

Область действия внешней переменной или функции простирается от точки программы, где она объявлена, до конца файла, подлежащего компиляции. Например, если main , sp , val , push и pop определены в одном файле в указанном порядке, т. е.

Main() {...} int sp = 0;double val; void push(double f) {...}double pop(void) {...}

то к переменным sp и val можно адресоваться из push и pop просто по их именам; никаких дополнительных объявлений для этого не требуется. Заметим, что в main эти имена не видимы так же, как и сами push и pop .

Однако, если на внешнюю переменную нужно сослаться до того, как она определена, или если она определена в другом файле, то ее объявление должно быть помечено словом extern .

Важно отличать объявление внешней переменной от ее определения . Объявление объявляет свойства переменной (прежде всего ее тип), а определение, кроме того, приводит к выделению для нее памяти. Если строки

Int sp;double val;

расположены вне всех функций, то они определяют внешние переменные sp и val , т. e. отводят для них память, и, кроме того, служат объявлениями для остальной части исходного файла. А вот строки

Extern int sp;extern double val;

объявляют для оставшейся части файла, что sp - переменная типа int , а val - массив типа double (размер которого определен где-то в другом месте); при этом ни переменная, ни массив не создаются, и память им не отводится.

На всю совокупность файлов, из которых состоит исходная программа, для каждой внешней переменной должно быть одно-единственное определение ; другие файлы, чтобы получить доступ к внешней переменной, должны иметь в себе объявление extern . (Впрочем, объявление extern можно поместить и в файл, в котором содержится определение.) В определениях массивов необходимо указывать их размеры, что в объявлениях extern не обязательно. Инициализировать внешнюю переменную можно только в определении. Хотя вряд ли стоит организовывать нашу программу таким образом, но мы определим push и pop в одном файле, а val и sp - в другом, где их и инициализируем. При этом для установления связей понадобятся такие определения и объявления:

В файле 1 : extern int sp;extern double val; void push(double f) {...}double pop(void) {...}В файле2 : int sp = 0;double val;

Поскольку объявления extern находятся в начале файла1 и вне определений функций, их действие распространяется на все функции, причем одного набора объявлений достаточно для всего файла1 . Та же организация extern -объявлений необходима и в случае, когда программа состоит из одного файла, но определения sp и val расположены после их использования.

Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ": www.intuit.ru Нина Калинина, Нина Костюкова Лекция 11. Препроцессор языка Си

Общие сведения

В интегрированную среду подготовки программ на Си или вкомпилятор языка как обязательныйкомпонент входитпрепроцессор . Назначение препроцессора - обработка исходного текста программы до ее компиляции. Препроцессорная обработка включает несколько стадий, выполняемых последовательно. Конкретная реализация может объединять несколько стадий, но результат должен быть таким, как если бы они выполнялись в следующем порядке:

1. Все системно-зависимые обозначения перекодируются в стандартные коды.

2. Каждая пара из символов " \ " и "конец строки" вместе с пробелами между ними убираются, и тем самым следующая строка исходного текста присоединяется к строке, в которой находилась эта пара символов.

3. В тексте распознаются директивы и лексемы препроцессора, а каждый комментарий заменяется одним символом пустого промежутка.

4. Выполняются директивы препроцессора и производятся макроподстановки.

5. Эскейп-последовательности в символьных константах и символьных строках заменяются на их эквиваленты.

6. Смежные символьные строки конкатенируются, то есть соединяются в одну строку.

7. Каждая препроцессорная лексема преобразуется в текст на языке Си.

Поясним, что понимается под препроцессорными лексемами или лексемами препроцессора. К ним относятся символьные константы , имена включаемых файлов, идентификаторы, знаки операций, препроцессорные числа, знаки препинания, строковыеконстанты и любые символы, отличные от пробела.

Стадия обработки директив препроцессора. При ее выполнении возможны следующие действия: замена идентификаторов заранее подготовленными последовательностями символов; включение в программу текстов из указанных файлов; исключение из программы отдельных частей ее текста, условная компиляция;

макроподстановка, то есть замена обозначения параметризованным текстом, формируемым препроцессором с учетом конкретных аргументов.

Символические константы: #define

Если в качестве первого символа в строке программы используется символ # , то эта строка являетсякомандной строкой препроцессора (макропроцессора).Командная строка препроцессора заканчивается символом перевода на новую строку. Если непосредственно перед концом строки поставить символ обратной косой черты "\ ", токомандная строка будет продолжена на следующую строку программы.

Директива #define , подобно всем директивам препроцессора, начинается c символа# в самой левой позиции. Она может появиться в любом месте исходного файла, а даваемоеопределение имеет силу от места появления до конца файла. Мы активно используем эту директиву для определениясимволических констант в наших примерах программ, однако она имеет более широкое применение, что мы покажем дальше.

Замена идентификаторов

#define идентификатор строка

Заменяет каждое вхождение идентификатора ABC в тексте программы на100 :

#undef идентификатор

ПрепроцессорязыкаСи

Отменяет предыдущее определение для идентификатора ABC .

/* Простые примеры директивы препроцессора */ #define TWO 2 /* можно использовать комментарии*/ #define MSG "Текст 1.\

Продолжение текста 1"

/* обратная косая черта продолжает определение на следующую строку */ #define FOUR TWO*TWO

#define PX printf("X равен %d.\n", x) #define FMT "X равен %d.\n"

int x = TWO; PX;

x = FOUR; printf(FMT,x); printf("%s\n",MSG); printf("TWO:MSG\n"); return TWO;

В результате выполнения нашего примера будем иметь:

X равен 2 X равен 4

Текст 1. Продолжение текста 1 TWO: MSG

Разберем, что произошло. Оператор

превращается в

Затем оператор

превращается в

printf("X равно %d.\n",x);

поскольку сделана полная замена. Теперь мы видим, что макроопределение может представлять любую строку, даже целое выражение на языке Си. Заметим, что это константная строка. PX напечатает только переменную, названнуюx .

В следующей строке выполняется следующее: x = FOUR;

превращается

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

ПрепроцессорязыкаСи

превращается в

и на этом все заканчивается. Фактическое умножение имеет место не во время работы препроцессора и не при компиляции, а всегда без исключения при работе программы. Препроцессор не выполняет вычислений . Он только очень точно делает предложенные подстановки. Заметим, что макроопределение может включать другие определения. Некоторые компиляторы не поддерживают это свойство вложения. В следующей строке

превращается в

printf("X равно %d.\n",x)

когда FMT заменяется соответствующей строкой. Этот подход может оказаться очень удобным, если есть длинная строка, которую мы используем несколько раз. В следующей строке программы MSG заменяется соответствующей строкой. Кавычки делают замещающую строку константой символьной строки. Поскольку программа получает ее содержимое, эта строка будет запоминаться в массиве, заканчивающемся нуль-символом. Так,

#define HAL "X" определяет символьную константу, а

#define HAR "X" определяет символьную строку X\0

Обычно препроцессор, встречая одно из макроопределений в программе, очень точно заменяет их эквивалентной строкой замещения. Если эта строка также содержит макроопределения, они тоже замещаются. Единственным исключением при замене является макроопределение, находящееся внутри двойных кавычек. Поэтому

printf("TWO: MSG");

печатает буквально TWO: MSG вместо печати следующего текста:

2: "Текст 1.

Продолжение текста 1"

Если нам нужно напечатать этот текст, можно использовать оператор

printf("%d: %s\n",TWO,MSG);

потому что здесь макроопределения находятся вне кавычек.

Когда следует использовать символические константы ? Вероятно, мы должны применять их для большинства чисел. Если число является константой, используемой в вычислениях, тосимволическое имя делает яснее ее смысл. Если число - размер массива, тосимволическое имя упрощает изменение вашей программы при работе с большим массивом. Если число является системным кодом, скажем для символаEOF , то символическое представление делает программу более переносимой. Изменяется только определениеEOF . Мнемоническое значение, легкость изменения, переносимость: все это делает

символические константы заслуживающими внимания!

Использование аргументов с #define

Во избежание ошибок при вычислении выражений параметры макроопределения необходимо заключать

в скобки.

#define идентификатор1 (идентификатор2, . . .) строка

#define abs(A) (((A) > 0)?(A) : -(A))

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

ПрепроцессорязыкаСи

Каждое вхождение выражения abs(arg) в тексте программы заменяется на

((arg) > 0) ? (arg) : -(arg),

причем параметр макроопределенияА заменяется на arg .

#define nmem(P,N)\

(P) -> p_mem[N].u_long

Символ \ продолжает макроопределение на вторую строчку. Это макроопределение уменьшает сложность выражения, описывающегомассив объединений внутри структуры.

Макроопределение с аргументами очень похоже на функцию, поскольку аргументы его заключены в скобки:

/* макроопределение с аргументами */ #define SQUARE(x) x*x

#define PR(x) printf("x равно %d.\n", x)

PR(SQUARE(x+2));

PR(100/SQUARE(2));

PR(SQUARE(++x)); return 0;

Всюду, где в нашей программе появляется макроопределение SQUARE(x) , оно заменяется наx*x. В отличие от наших прежних примеров, при использовании этогомакроопределения мы можем совершенно свободно применять символы, отличные отx . В макроопределении "x " замещается символом, использованным в макровызове программы. Поэтому макроопределениеSQUARE(2) замещается на2*2 . Таким образом,x действует какаргумент . Однако,аргумент макроопределения не работает - точно так же, какаргумент функции. Вот результаты выполнения программы:

z равно 16. z равно 4.

SQUARE(x) равно 16. SQUARE(x+2) равно 14. 100/SQUARE(2) равно 100. SQUARE(++x) равно 30.

Первые две строки очевидны. Заметим, что даже внутри двойных кавычек в определении PR переменная замещается соответствующим аргументом. Все аргументы в этом определении замещаются. Рассмотрим третью строку:

Она становится следующей строкой:

printf("SQUARE(x) равно %d.\n", SQUARE(x));

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

ПрепроцессорязыкаСи

после первого этапа макрорасширения. Второе SQUARE(x) расширяется, превращаясь вx*x , а первое остается без изменения, потому что теперь оно находится внутри кавычек в операторе программы, и таким образом защищено от дальнейшего расширения. Окончательно строка программы содержит

printf("SQUARE(x) равно %d.\n",x*x);

и выводит на печать

SQUARE(x) равно x*x.

Если макроопределение включает аргумент с двойными кавычками, тоаргумент будет замещаться строкой из макровызова. Но после этого он в дальнейшем не расширяется, даже если строка является еще одним макроопределением. В нашем примерепеременная x стала макроопределениемSQUARE(x) и осталась им. Вспомним, чтоx=4 . Это позволяет предположить, чтоSQUARE(x+2) будет равно6*6 или36 . Но напечатанный результат говорит, что получается число14 . Причина такого результата такова:препроцессор не делает вычислений. Он только замещает строку. Всюду, где нашеопределение указывает наx ,препроцессор подставит строкуx+2 .

Таким образом,

x*x становится x+2*x+2

Если x равно4 , то получается

4+2*4+2=4+8+2=14

Вызов функции передаетзначение аргумента в функцию вовремя выполнения программы. Макровызов передает строку аргументов в программу до ее компиляции.

Макроопределение или функция?

! Многие задачи можно решать, используя макроопределение с аргументами или функцию. Что из них следует применять? На этот счет нет строгих правил, но есть некоторые соображения.

Макроопределения должны использоваться скорее как хитрости, а не как обычные функции. Они могут иметь нежелательные побочные эффекты. Некоторые компиляторы ограничиваютмакроопределения одной строкой, и, по -видимому, лучше соблюдать такое ограничение, даже если вашкомпилятор этого не делает.

Выбор макроопределения приводит к увеличению объема памяти, а выбор функции - к увеличению времени работы программы. Макроопределение создает строчный код, т.е. мы получаем оператор в программе. Если макроопределение применить 20 раз, то в программу вставится 20 строк кода. Если мы используем функцию 20 раз, то у нас будет только одна копия операторов функции. Однако управление программой следует передать туда, где находитсяфункция , а затем вернуться в вызывающую программу, а на это потребуется больше времени, чем при работе со строчными кодами. Так что думайте, что выбирать!

Преимущество макроопределений заключается в том, что при их использовании нам не нужно беспокоиться о типах переменных, т.к. макроопределения имеют дело с символьными строками, а не с фактическими значениями. Tак наше макроопределениеSQUARE(x) можно использовать одинаково хорошо с переменными типаint илиfloat .

Запомним!

1. В макроопределении нет пробелов, но они могут появиться в замещающей строке. Препроцессор полагает, что макроопределение заканчивается на первом пробеле, поэтому все, что стоит после пробела, остается в замещающей строке.

2. Используйте круглые скобки для каждого аргумента и всего определения. Это является гарантией того, что элементы будут сгруппированы надлежащим образом в выражении.

3. Для имен макрофункций следует использовать прописные буквы. Это соглашение не распространяется так широко, как соглашение об использовании прописных букв для макроконстант. Их применение предостережет от возможных побочных эффектов

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

ПрепроцессорязыкаСи

макроопределений.

Предположим, что мы разработали несколько макрофункций по своему усмотрению. Если мы пишем новую программу, мы не должны их переопределять. Нужно использовать директиву#include .

Включение файла: #include

Перечень обозначений заголовочных файлов для работы с библиотеками компиляторов утвержден стандартом языка. Ниже приведены названия этих файлов, а также краткие сведения о тех описаниях и определениях, которые в них включены. Большинство описаний - прототипы стандартных функций, а определены в основном константы , напримерEOF , необходимые для работы с библиотечными функциями.

assert.h - диагностикапрограмм

ctype.h - преобразование и проверка символов

errno.h - проверка ошибок

float.h - работа с вещественными данными

limits.h - предельные значения целочисленных данных

locale.h -поддержка национальной среды

math.h - математические вычисления

setjump.h - возможности нелокальных переходов

signal.h - обработка исключительных ситуаций

stdarg.h -поддержка переменного числа параметровstddef.h - дополнительные определения

stdio.h - средства ввода-вывода

stdlib.h - функции общего назначения (работа с памятью)string.h - работа со строками символов

time.h -определение дат и времени

В конкретных реализациях количество и наименование заголовочных файлов могут быть и другими. Например, в компиляторах для MS-DOS активно используются заголовочные файлыmem.h ,alloc.h ,conio.h ,dos.h и другие. В компиляторах Turbo C, Borland C++ для связи с графической библиотекой применяетсязаголовочный файл graphics.h .

Командная строка #include может встречаться в любом месте программы, но обычно все включения размещаются в начале файла исходного текста.

#include <имя_файла>

#include

Процессор заменяет эту строку содержимым файлаmath.h . Угловые скобки означают, чтофайл math.h будет взят из некоторого стандартного каталога (обычно это/usr/include ).Текущий каталог не просматривается:

#include "имя_файла"

Препроцессор заменяет эту строку содержимым файлаABC . Так какимя файла заключено в кавычки, топоиск производится в текущем каталоге (в котором содержится основнойфайл исходного текста). Если в текущем каталоге данного файла нет, топоиск производится в каталогах, определенных именем пути в опции -l препроцессора. Если и там нет файла, то просматривается стандартный каталог.

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

ПрепроцессорязыкаСи

В операционной системе UNIX угловые скобки сообщают препроцессору, чтофайл следует искать в одном или нескольких стандартных системных каталогах. Кавычки говорят ему, что сначала нужно смотреть в вашем каталоге или в каком-то другом, если вы определяете его именем файла, а затем искать в стандартных местах.

В конкретных реализациях количество и наименования заголовочных файлов могут быть разными:

#include "/user/1/my.h" ищет в каталоге /user/1

В типичной микропроцессорной системе эти две формы являются синонимами, и препроцессор ведетпоиск на указанном диске.

#include "stdio.h" ищет на стандартном диске

#include ищет на стандартном диске

#include "a:stdio.h" ищет на диске а

По соглашениюсуффикс .h используется для заголовочных файлов, т.е. файлов с информацией, которая располагается в начале программы. Заголовочные файлы обычно состоят из операторов препроцессора.

Некоторые файлы включены в систему, например, stdio.h , но можно создать и свойфайл .

Многие программисты разрабатывают свои стандартные заголовочные файлы, чтобы использовать их в программах.

Условная компиляция

Командные строки препроцессора используются для условной компиляции различных частей исходного текста в зависимости от внешних условий.

#if константное_выражение

Истина , если константноевыражение ABC + 3 не равно нулю.

#ifdef идентификатор

истина , еслиидентификатор ABC определен ранее командой#define .

#ifndef идентификатор

истина , еслиидентификатор ABC не определен в настоящий момент.

Если предшествующие проверки #if ,#ifdef или#ifndef даютзначение "Истина ", то строки от#else до#endif игнорируются при компиляции.

Команда #endif обозначает конец условной компиляции.

fprintf (stderr, "location: x = %d\n", x); #endif

Вспомогательные директивы

Номер строки и имя файла

#line целая_константа "имя_файла"

Препроцессор изменяет номер текущей строки и имя компилируемого файла. Имя файла может быть опущено.

Одна из целей использования условной компиляции - сделать программу более мобильной. Изменяя несколько ключевых определений в начале файла, мы можем устанавливать различные значения и включать различные файлы для разных систем.

#define N 3/*определение константы */

#line 55 "file.c"

Реакция на ошибки

#error последовательность лексем

Обработка директивы приводит к выдаче диагностического сообщения в виде, определенном последовательностью лексем. Применение этой директивы совместно с условными препроцессорными командами.

В дальнейшем можно проверить ее значение и выдать сообщение, если у NAME окажется другое значение:

#error NAME должно быть равно 15!

Сообщение будет выглядеть так:

error <имя_файла><номер_строки >;

error directive: NAME должно быть равно 15!

Пустая директива

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

FILE__

ПрепроцессорязыкаСи

Использование этой директивы не вызывает никаких действий.

Эта директива определяет действия, зависящие от конкретной реализации компилятора. Например в некоторые компиляторы входит вариант этой директивы для извещения компилятора о наличии в тексте программы команд на языке Ассемблер. Возможности команды #pragma могут быть разнообазными. Стандарта для них не существует. Если конкретный препроцессор встречает прагму, которая ему неизвестна, он ее просто игнорирует как пустую директиву. В некоторых реализациях включена прагма.

#pragma pack(n) , гдеn= 1 ,2 ,4 . Прагмаpack позволяет влиять на упаковку смежных элементов в структурах и объединениях (см. лекцию 14).

Соглашение может быть таким:

pack(1) - выравнивание элементов по границам байтов;

pack(2) - выравнивание элементов по границам слов;

pack(4) - выравнивание элементов по границам двойных слов;

В некоторые компиляторы включены прагмы, позволяющие изменять способ передачи параметров функциям, порядок помещения параметров в стек и т.д.

Встроенные макроимена

Существуют встроенные (заранее определенные) макроимена, доступные препроцессору во время обработки. Они позволяют получить следующую информацию:

DATE__ -строка символов в формате: "месяц число год", определяющая дату начала обработки исходного файла. Например, после препроцессорной обработки текста программы, выполненной 29 января 2005 года, оператор

printf(__DATE__);

станет таким

printf("%s", "January 29 2005");

LINE__ - десятичная константа - номер текущей обрабатываемой строки файла с программой наСи . Принято, что номер первой строки исходного файла равен1 ;

FILE__ -строка символов - имя компилируемого файла. Имя изменяется всякий раз, когдапрепроцессор встречает директиву#include с указанием имени другого файла. Когда включения файлапо команде#include завершаются, востанавливается предыдущеезначение макроимени

TIME__ -строка символов вида "часы:минуты:секунды", определяющая время начала обработки препроцессором исходного файла;

STDC__ - константа, равная1 , есликомпилятор работает в соответствии с ANSI-стандартом. В противном случаезначение микроимени__STDC__ не определено.Стандарт языка Си предполагает, что наличие имени__STDC__ определяется реализацией, так какмакрос __STDC__ относится к нововведениям стандарта. В конкретных реализациях набор предопределенных имен гораздо шире. Для получения более полных сведений о предопределенных препроцессорных именах следует обращаться к документациипо конкретному компилятору.

Внимание! Если Вы увидите ошибку на нашем сайте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2012 | www.intuit.ru

www.intuit.ru/studies/professional_skill_improvements/1747/courses/43/print_lecture/663

Введение

Препроцессор языка Си представляет собой макропроцессор, используемый для обработки исходного файла на нулевой фазе компиляции. Компилятор языка Си сам вызывает препроцессор, однако препроцессор может быть вызван и автономно. Директивы препроцессора представляют собой инструкции, записанные в исходном тексте программы на языке Си и предназначенные для выполнения препроцессором языка Си.

Директивы препроцессора обычно используются для того, чтобы облегчить модификацию исходных программ и сделать их более независимыми от особенностей различных реализаций компилятора языка Си, разных компьютеров и операционных сред. Директивы препроцессора позволяют заменить лексемы в тексте программы некоторыми значениями, вставить в исходный файл содержимое другого исходного файла, запретить компиляцию некоторой части исходного файла и т.д. Препроцессор Си распознает следующие директивы:

#define #else #if #ifndef #line
#elif #endif #ifdef #include #undef

Символ # должен быть первым в строке, содержащей директиву в СП MSC версии 4. В СП MSC версии 5 ив СП ТС ему могут предшествовать пробельные символы. Как в СП MSC, так и в СП ТС пробельные символы допускаются между символом # и первой буквой директивы.

Некоторые директивы могут содержать аргументы. Директивы могут быть записаны в любом месте исходного файла, но их действие распространяется только от точки программы, в которой они записаны, до конца исходного файла.

Указания компилятору, или прагмы, представляют собой инструкции, записываемые в исходном тексте программы и предназначенные для управления действиями компилятора языка Си в определенных ситуациях. Набор указаний компилятору и их смысл различаются для разных компиляторов языка Си, поэтому в разделе 7.8 описывается только общий синтаксис указаний компилятору.

В рассматриваемых системах программирования есть возможность получить промежуточный текст программы после работы препроцессора, до начала собственно компиляции. В этом файле уже выполнены макроподстановки, а все строки, содержащие директивы #define и #undef, заменены на пустые строки. На место строк #include подставлено содержимое соответствующих включаемых файлов. Выполнена обработка директив условной компиляции #if, #elif, #else, #ifdef, #ifndef, #endif, а строки, содержащие их, заменены пустыми строками. Пустыми строками заменены и исключенные в процессе условной компиляции фрагменты исходного текста. Кроме того, в этом файле есть строки следующего вида:

#["имя файла"]

которые соответствуют точкам изменения номера текущей строки и/или номера файла по директивам #line или #include.

Именованные константы и макроопределения

Директива #define обычно используется для замены часто используемых в программе констант, ключевых слов, операторов и выражений осмысленными идентификаторами. Идентификаторы, которые заменяют числовые или текстовые константы либо произвольную последовательность символов, называются именованными константами. Идентификаторы, которые представляют некоторую последовательность действий, заданную операторами или выражениями языка Си, называются макроопределениями. Макроопределения могут иметь аргументы. Обращение к макроопределению в программе называется макровызовом.

В языке Си принято записывать идентификаторы именованных констант и макроопределений символами верхнего регистра, чтобы отличать их от имен переменных и функций. Это, однако, не является требованием языка Си.

Директива #undef отменяет текущее определение именованной константы. Только когда определение отменено, именованной константе может быть сопоставлено другое значение. Однако многократное повторение определения с одним и тем же значением не считается ошибкой.

Макроопределение напоминает по синтаксису определение функции. Однако замена вызова функции макровызовом может повысить скорость выполнения программы, поскольку для макроопределения не требуется генерировать вызывающую последовательность, которая занимает относительно большое время (засылка аргументов в стек, передача управления и т.п.). С другой стороны, многократное употребление макроопределения в программе может потребовать значительно большей памяти, чем вызовы функции (код для функции генерируется один раз, а для макроопределения - столько раз, сколько имеется макровызовов в программе).

Имеется возможность задавать определения именованных констант не только в исходном тексте, но и в командной строке компиляции.

Имеется ряд предопределенных идентификаторов, которые нельзя использовать в директивах #define и #undef в качестве идентификаторов. Они рассмотрены в разделе 7.9 "Псевдопеременные".

Директива #define

Синтаксис:

Директива #define заменяет все вхождения в исходном файле на, следующий в директиве за. Этот процесс называется макроподстановкой, заменяется лишь в том случае, если он представляет собой отдельную лексему. Например, если является частью строки или более длинного идентификатора, он не заменяется. Если за следует, то директива определяет макроопределение с аргументами.

представляет собой набор лексем, таких как ключевые слова, константы, идентификаторы или выражения. Один или более пробельных символов должны отделять от (или от заключенных в скобки параметров). Если текст не умещается на строке, то он может быть продолжен на следующей строке; для этого следует набрать в конце строки символ обратный слэш и сразу за ним нажать клавишу ENTER.

может быть опущен. В этом случае все экземпляры будут удалены из исходного текста программы. Тем не менее, сам рассматривается как определенный и при проверке директивой #if дает значение 1 (смотри раздел 7.4.1).

Если он задан, содержит один или более идентификаторов, разделенных запятыми. Идентификаторы в списке должны отличаться друг от друга. Их область действия ограничена макроопределением, в котором они заданы. Список должен быть заключен в круглые скобки. Имена формальных параметров в отмечают позиции, в которые должны быть подставлены фактические аргументы макровызова. Каждое имя формального параметра может появиться в произвольное число раз.

В макровызове следом за записывается в круглых скобках список фактических аргументов, соответствующих формальным параметрам из. модифицируется путем замены каждого формального параметра на соответствующий фактический аргумент. Списки фактических аргументов и формальных параметров должны содержать одно и то же число элементов.

Примечание. Не следует путать подстановку аргументов в макроопределение с передачей аргументов функции. Подстановка в препроцессоре носит чисто текстовый характер. Никаких вычислений или преобразований типа при этом не производится.

Выше уже говорилось, что макроопределение может содержать более одного вхождения данного формального параметра. Если формальный параметр представлен выражением с побочным эффектом, то это выражение будет вычисляться более одного раза, а вместе с ним каждый раз будет возникать и побочный эффект. Результат выполнения в этом случае может быть ошибочным.

Внутрь в директиве #define могут быть вложены имена других макроопределений или констант. Их расширение производится лишь при расширении этого, а не при его определении директивой #define. Это надо учитывать, в частности, при взаимодействии вложенных именованных констант и макроопределений с директивой #undef: к моменту расширения содержащего их текста они могут уже оказаться отменены директивой #undef.

После того как выполнена макроподстановка, полученная строка вновь просматривается для поиска других имен констант и макроопределений. При повторном просмотре не принимается к рассмотрению имя ранее произведенной макроподстановки. Поэтому директива

не приведет к зацикливанию препроцессора.

/* пример 1 */

#define WIDTH 80

#define LENGTH (WIDTH + 10)

/* пример 2 */

#define FILEMESSAGE "Попытка создать файл\

не удалась из-за нехватки дискового пространства"

/* пример 3 */

#define REG1 register

#define REG2 register

/* пример 4 */

#define MAX(x, y)((x)>(у)) ? (x) : (у)

/* пример 5 */

#define MULT(a, b) ((a)*(b))

В первом примере идентификатор WIDTH определяется как целая константа со значением 80, а идентификатор LENGTH - как текст (WIDTH + 10). Каждое вхождение идентификатора LENGTH в исходный файл будет заменено на текст (WIDTH + 10), который после расширения идентификатора WIDTH превратится в выражение (80 + 10). Скобки, окружающие текст (WIDTH + 10), позволяют избежать ошибок в операторах, подобных следующему:

var = LENGTH * 20;

После обработки препроцессором оператор примет вид:

var = (80 + 10)* 20;

Значение, которое присваивается var, равно 1800. В отсутствие скобок в макроопределении оператор имел бы следующий вид:

var = 80 + 10*20;

Значение var равнялось бы 280, поскольку операция умножения имеет более высокий приоритет, чем операция сложения.

Во втором примере определяется идентификатор FILEMESSAGE. Его определение продолжается на вторую строку путем использования символа обратный слэш непосредственно перед нажатием клавиши ENTER.

В третьем примере определены три идентификатора, REG1, REG2, REG3. Идентификаторы REG1 и REG2 определены как ключевые слова register. Определение REG3 опущено и, таким образом, любое вхождение REG3 будет удалено из исходного файла. В разделе 7.4.1 приведен пример, показывающий, как эти директивы могут быть использованы для задания класса памяти register наиболее важным переменным программы.

В четвертом примере определяется макроопределение МАХ. Каждое вхождение идентификатора МАХ в исходном файле заменяется на выражение ((x)>(у))?(x):(у), в котором вместо формальных параметров х и у подставлены фактические. Например, макровызов

заменится на выражение

((1)>(2))?(1):(2)

а макровызов

заменится на выражение

((i)>(s(i]))?(i):(s(i])

Обратите внимание на то, что в этом макроопределении аргументы с побочными эффектами могут привести к неверным результатам. Например, макровызов

заменится на выражение

((i)>(s))?(i):(s)

Операнды операции > могут быть вычислены в любом порядке, а значение переменной i зависит от порядка вычисления. Поэтому результат выражения непредсказуем. Кроме того, возможна ситуация, когда переменная i будет инкрементирована дважды, что, вероятно, не требуется.

В пятом примере определяется макроопределение MULT. Макровызов MULT(3,5) в тексте программы заменяется на (3)*(5). Круглые скобки, в которые заключаются фактические аргументы, необходимы в тех случаях, когда аргументы макроопределения являются сложными выражениями. Например, макровызов

заменится на (3+4)*(5+6), что равняется 76. В отсутствие скобок результат подстановки 3+4*5+6 был бы равен 29.

Склейка лексем и преобразование аргументов макроопределений

СП ТС и версия 5.0 СП MSC реализуют две специальные препроцессорные операции: ## и #.

В директиве #define две лексемы могут быть "склеены" вместе. Для этого их нужно разделить знаками ## (слева и справа от ## допустимы пробельные символы). Препроцессор объединяет такие лексемы в одну; например, макроопределение

#define VAR (i, j) i##j

при макровызове VAR(х,6) образует идентификатор х6. Некоторые компиляторы позволяют в аналогичных целях употребить запись х/**/6, но этот метод менее переносим.

Символ #, помещаемый перед аргументом макроопределения, указывает на необходимость преобразования его в символьную строку. При макровызове конструкция # заменяется на "".

Пример: макроопределение TRACE позволяет печатать с помощью стандартной функции printf значения переменных типа int в формате = .

#define TRACE(flag) printf (#flag " = %d\n", flag)

Следующий фрагмент текста программы:

TRACE (highval);

примет после обработки препроцессором вид:

printf("highval" " = %d\n", highval);

Следующие друг за другом символьные строки рассматриваются компилятором языка Си в СП MSC версии 5 и в СП ТС как одна строка, поэтому полученная запись эквивалентна следующей:

printf("highval = %d\n", highval);

При макровызове сначала выполняется макроподстановка всех аргументов макровызова, а затем их подстановка в тело макроопределения. Поэтому следующая программа напечатает строку "отклонение от стандарта":

#define АВ "стандарт"

#define А "отклонение"

#define В "от стандарта"

#define CONCAT(P,Q) Р##Q

printf(CONCAT(A,В) "\n");

Директива #undef

Синтаксис:

Директива #undef отменяет действие текущего определения #define для. Чтобы отменить макроопределение посредством директивы #undef, достаточно задать его. Задание списка параметров не требуется.

Не является ошибкой применение директивы #undef к идентификатору, который ранее не был определен (или действие его определения уже отменено). Это может использоваться для гарантии того, что идентификатор не определен.

Директива #undef обычно используется в паре с директивой #define, чтобы создать область исходной программы, в которой некоторый идентификатор определен.

#define WIDTH 80

#define ADD(X, Y) (X)+(Y)

В этом примере директива #undef отменяет определение именованной константы WIDTH и макроопределения ADD. Обратите внимание на то, что для отмены макроопределения задается только его идентификатор.

Включение файлов

Синтаксис:

#include "имя пути"

Директива #include включает содержимое исходного файла, которого задано, в текущий компилируемый исходный файл. Например, общие для нескольких исходных файлов определения именованных констант и макроопределения могут быть собраны в одном включаемом файле и включены директивой #include во все исходные файлы. Включаемые файлы используются также для хранения объявлений внешних переменных и абстрактных типов данных, разделяемых несколькими исходными файлами.

Препроцессор обрабатывает включаемый файл таким же образом, как если бы этот файл целиком входил в состав исходного файла в точке, где записана директива #include. Включаемый текст также может содержать директивы препроцессора. Препроцессор выполняет обработку включаемого файла, а затем возвращается к обработке первоначального исходного файла.

Имя пути представляет собой имя файла, которому может предшествовать имя устройства и спецификация директории. Синтаксис имени пути определяется соглашениями операционной системы.

Препроцессор использует понятие стандартных директорий для поиска включаемых файлов. Стандартные директории задаются командой PATH операционной системы.

Препроцессор ведет поиск до тех пор, пока не обнаружит файл с заданным именем.

Если имя пути задано однозначно (полностью) и заключено в двойные кавычки, то препроцессор ищет файл только в директории, специфицированной заданным именем пути, а стандартные директории игнорирует.

Если заданная в кавычках спецификация не образует полное имя пути, то препроцессор начинает поиск включаемого файла в текущей рабочей директории (т. е. в той директории, которая содержит исходный файл, в котором записана директива #include).

Директива #include может быть вложенной. Это значит, что она может встретиться в файле, включенном другой директивой #include. Когда препроцессор обнаруживает вложенную директиву #include, он начинает поиск файла в текущей директории, соответствующей исходному файлу, который содержит эту вложенную директиву #include. После этого препроцессор переходит к поиску в текущей директории, соответствующей охватывающему исходному файлу, т.е. тому, по отношению к которому данная директива #include является вложенной. Допустимый уровень вложенности директив #include зависит от реализации компилятора. Процесс поиска в охватывающих директориях продолжается до тех пор, пока не будет просмотрена текущая директория самого первого исходного файла, т. е. файла, имя которого было задано при вызове компилятора языка Си.

Затем препроцессор продолжает поиск в директориях, указанных в командной строке компиляции, и, наконец, ищет в стандартных директориях.

Если же имя пути заключено в угловые скобки, то препроцессор вообще не будет осуществлять поиск в текущей рабочей директории, а сразу начнет поиск в директориях, специфицированных в командной строке компиляции, а затем в стандартных директориях.

#include /* пример 1 */

#include "defs.h" /* пример 2 */

В первом примере в исходный файл включается файл с именем stdio.h. Угловые скобки сообщают препроцессору, что поиск файла нужно осуществлять в директории, указанной в командной строке компиляции, а затем в стандартных директориях.

Во втором примере в исходный файл включается файл с именем defs.h. Двойные кавычки означают, что при поиске файла сначала должна быть просмотрена директория, содержащая текущий исходный файл.

В СП ТС имеется возможность задавать имя пути в директиве #include с помощью именованной константы. Если за словом include следует идентификатор, препроцессор проверяет, не именует ли он константу или макроопределение. Если же за словом include следует строка, заключенная в кавычки или в угловые скобки, СП ТС не будет искать в ней имя константы.

#define myinclude "c:\tc\include\mystuff.h"

#include myinclude

#include "myinclude.h"

Первая директива #include заставит препроцессор просматривать директорию C:\TC\INCLUDE\MYSTUFF.H, а вторая заставит искать файл MYINCLUDE.H в текущей директории.

Объединение символьных строк и склейку лексем в именованной константе, которая используется в директиве #include, использовать нельзя. Результат расширения константы должен сразу читаться как корректная директива #include.

Условная компиляция

В этом разделе описываются директивы, которые управляют условной компиляцией. Эти директивы позволяют исключить из процесса компиляции какие-либо части исходного файла посредством проверки условий (константных выражений).

Директивы #if, #elif, #else, #endif

Синтаксис:

Директива #if совместно с директивами #elif, #else и #endif управляет компиляцией частей исходного файла. Каждой директиве #if в том же исходном файле должна соответствовать завершающая ее директива #endif. Между директивами #if и #endif допускается произвольное количество директив #elif (в том числе ни одной) и не более одной директивы #else. Если директива #else присутствует, то между ней и директивой #endif на данном уровне вложенности не должно быть других директив #elif.

Препроцессор выбирает один из участков для обработки. может занимать более одной строки. Обычно это участок программного текста, однако это не обязательно: препроцессор можно использовать для обработки произвольного текста. Если содержит директивы препроцессора (в том числе и директивы условной компиляции), то эти директивы выполняются. Обработанный препроцессором текст передается на компиляцию.

Участок текста, не выбранный препроцессором, игнорируется на стадии препроцессорной обработки и не компилируется.

Препроцессор выбирает участок текста для обработки на основе вычисления, следующего за каждой директивой #if или #elif. Выбирается, следующий за со значением истина (не нуль), вплоть до ближайшей директивы #elif, #else, или #endif, ассоциированной с данной директивой #if.

Если ни одно ограниченное константное выражение не истинно, то препроцессор выбирает, следующий за директивой #else. Если же директива #else отсутствует, то никакой текст не выбирается.

Ограниченное константное выражение описано в разделе 4.2.9 "Константные выражения". Такое выражение не может содержать операцию sizeof (в СП ТС - может), операцию приведения типа, константы перечисления и плавающие константы, но может содержать препроцессорную операцию defined(). Эта операция дает истинное (не равное нулю) значение, если заданный в данный момент определен; в противном случае выражение ложно (равно нулю). Следует помнить, что идентификатор, определенный без значения, тем не менее рассматривается как определенный. Операция defined может использоваться в сложном выражении в директиве #if неоднократно:

#if defined(mysym) || defined(yoursym)

СП TC (в отличие от СП MSC) позволяет использовать операцию sizeof в ограниченном константном выражении для препроцессора. В следующем примере в зависимости от размера указателя определяется одна из констант - либо SDATA, либо LDATA:

#if (sizeof(void *) == 2)

Директивы #if могут быть вложенными. При этом каждая из директив #else, #elif, #endif ассоциируется с ближайшей предшествующей директивой #if.

/* пример 1 */

#if defined(CREDIT)

#elif defined (DEBIT)

/* пример 2 */

#define SIGNAL 1

#if STACKUSE == 1

#derine STACK 200

#define STACK 100

#define SIGNAL 0

#if STACKUSE == 1

#define STACK 100

#define STACK 50

/* пример 3 */

#elif DLEVEL == 1

#define STACK 100

#elif DLEVEL > 5

display(debugptr);

#define STACK 200

/* пример 4 */

#define REG 1 register

#define REG2 register

#if defined (M_86)

#ifdefined(M_68000)

#define REG4 register

В первом примере директивы #if, #elif, #else, #endif управляют компиляцией одного из трех вызовов функции. Вызов функции credit компилируется, если определена именованная константа CREDIT. Если определена именованная константа DEBIT, то компилируется вызов функции debit. Если ни одна из.именованных констант не определена, то компилируется вызов функции printerror. Следует учитывать, что CREDIT и credit являются различными идентификаторами в языке Си.

В следующих двух примерах предполагается, что константа DLEVEL предварительно определена директивой #define.

Во втором примере показаны два вложенных набора директив #if, #else, #endif. Первый набор директив обрабатывается, если значение DLEVEL больше 5. В противном случае обрабатывается второй набор.

В третьем примере директивы уловной компиляции используют для выбора текста значение константы DLEVEL. Константа STACK определяется со значением 0, 100 или 200, в зависимости от значения DLEVEL. Если DLEVEL больше 5, то компилируется вызов функции display, а константа STACK не определяется.

В четвертом примере директивы препроцессора используются для контроля за применением спецификации регистрового класса памяти в программе, предназначенной для работы в различных операционных средах.

Компилятор обычно выделяет регистровую память переменным в том порядке, в котором записаны объявления переменных в программе. Если программа содержит больше объявлений переменных класса памяти register, чем имеется регистров в данной операционной среде, то регистровую память получат только те переменные, объявления которых записаны раньше. Следовательно, если более интенсивно будут использоваться те переменные, которые объявлены позже, выигрыш в эффективности от использования регистров окажется незначительным.

В примере показано, каким образом предоставить приоритет регистровой памяти наиболее важным переменным. Именованные константы REG1 и REG2 определяются как ключевые слова register. Они предназначены для объявления двух наиболее важных локальных переменных функции. Например, в следующем фрагменте программы такими переменными являются b и c.

func(REG3 int а)

Если определена константа М_86, препроцессор удаляет идентификаторы REG3 и REG4 из файла путем замены их на пустой текст. Регистровую память в этом случае получат только переменные b и с. Если определен идентификатор М_68000, то все четыре переменные объявляются с классом памяти register.

Если не определена ни одна из констант - ни М_86, ни М_68000, - то регистровую память получат переменные а, b и с.

Директивы #ifdef и #ifndef

Синтаксис:

Аналогично директиве #if, за директивами #ifdef и #ifndef может следовать набор директив #elif и директива #else. Набор должен быть завершен директивой #endif.

Использование директив #ifdef и #ifndef эквивалентно применению директивы #if, использующей выражение с операцией defined(). Эти директивы поддерживаются исключительно для совместимости с предыдущими версиями компиляторов языка Си. Для новых программ рекомендуется использовать директиву #if с операцией defined().

Когда препроцессор обрабатывает директиву #ifdef, он проверяет, определен ли в данный момент директивой #define. Если да, условие считается истинным, если нет - ложным.

Директива #line обычно используется автоматическими генераторами программ для того, чтобы диагностические сообщения относились не к исходному файлу, а к сгенерированной программе.

в директиве #line может быть произвольной целой константой. может быть произвольной комбинацией символов, заключенной в двойные кавычки. Если имя файла опущено, то имя исходного файла остается прежним.

Текущий номер строки и имя исходного файла доступны в программе через псевдопеременные с именами __LINE__ и __FILE__. Эти псевдопеременные могут быть использованы для выдачи во время выполнения сообщений о точном местоположении ошибки.

Значением псевдопеременной __FILE__ является строка, представляющая имя файла, заключенное в двойные кавычки. Поэтому для печати имени исходного файла не требуется заключать сам идентификатор __FILE__ в двойные кавычки.

/* пример 1 */

#line 151 "copy.с"

/* пример 2 */

#define ASSERT(cond) if (!cond)\

{printf ("ошибка в строке %d файла %s\n", \

LINE__, __FILE__);} else;

В первом примере устанавливается имя исходного файла сору.с и текущий номер строки 151.

Во втором примере в макроопределении ASSERT используются псевдопеременные __LINE__ и __FILE__ для печати сообщения об ошибке, содержащего координаты исходного файла, если некоторое условие, заданное макроаргументом cond, ложно.

Директива обработки ошибок

В СП ТС реализована директива #error. Ее формат:

Обычно эту директиву записывают среди директив условной компиляции для обнаружения некоторой недопустимой ситуации. По директиве #error препроцессор прерывает компиляцию и выдает следующее сообщение:

Fatal: Error directive:

Fatal - признак фатальной ошибки; - имя исходного файла; - текущий номер строки; Error directive - сообщение об ошибке в директиве; - собственно текст диагностического сообщения.

Указания компилятору языка Си

Синтаксис:

Указания компилятору, или прагмы, предназначены для исполнения компилятором в процессе его работы. задает определенную инструкцию компилятору и, возможно, аргументы.

Набор прагм для каждого компилятора языка Си различен. Для получения подробной информации о прагмах смотрите системную документацию по используемому вами компилятору.

Псевдопеременные

Псевдопеременные представляют собой зарезервированные именованные константы, которые можно использовать в любом исходном файле. Каждый из них начинается и оканчивается двумя символами подчеркивания (__).

Номер текущей обрабатываемой строки исходного файла-десятичная константа. Первая строка исходного файла имеет номер 1.

Имя компилируемого исходного файла - символьная строка. Значение данной псевдопеременной изменяется каждый раз, когда компилятор обрабатывает директиву #include или директиву #line, а также по завершении включаемого файла.

Следующие две псевдопеременные поддерживаются только СП ТС.

Дата начала компиляции текущего исходного файла - символьная строка. Каждое вхождение __DATE__ в заданный файл дает одно и то же значение, независимо от того, как долго уже продолжается обработка. Дата имеет формат mmm dd УУУУ, где mmm - месяц (Jan, Feb, Mar, Apr, May, Jun, Jul, Aug, Sep, Oct, Nov, Dec), dd - число текущего месяца (1…31; в 1-й позиции dd ставится пробел, если число меньше 10), уууу - год (например, 1990).

Время начала компиляции текущего исходного файла - символьная строка. Каждое вхождение __TIME__ в заданный файл дает одно и то же значение, независимо от того, как долго уже продолжается обработка. Время имеет формат hh:mm:ss, где hh - час (00…23), mm - минуты (00…59), ss - секунды (00…59).

Лучшие статьи по теме