Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Прогрев наушников: все что вы хотели знать о прогреве.

Те, кто считает прогрев наушников мифом, могут не читать этот материал. Пусть продолжают слушать музыку в наушниках от мобильного телефона, а мы начинаем. Play!

Что такое прогрев наушников

Речь пойдет о прогреве именно наушников, хотя все сказанное в равной степени относится к любым акустическим системам с динамическими громкоговорителями, или попросту динамиками. Арматурные устройства обкатывать бессмысленно - другая конструкция.

Итак, что же такое прогрев. Это своеобразная обкатка новых наушников в специальном режиме. Современные наушники - это сложное техническое устройство, состоящее из множества деталей. В первое время работы материалы этих деталей несколько меняют свои свойства. Особенно активно это происходит в первые 50-200 часов работы, в зависимости от модели.

Прогревать устройство нужно по определенным правилам. Наушники подключаются к проигрывающему устройству, на котором запускается специальная звуковая дорожка. Она предназначена именно для прогрева изделия и нужным образом влияет на материал диффузора, колпачка и держателей. Уровень громкости при этом должен находиться на строго заданном уровне.

Основные способы прогрева

Существует несколько способов обкатки наушников:

1 Самый простой из них - скачать специальный трек в интернете и запустить его на проигрывающем устройстве, подключив к нему наушники. Для прогрева подойдут такие звуковые дорожки, как белый и розовый шум, а также их сочетания.

Помимо этого существуют другие треки для разработки диафрагмы. Например это IsoTek - Full System Enhancer & Rejuvenation, TARA LABS - Cascade Noise Burn-In. Громкость при этом должна быть чуть выше средней - примерно 70-75 процентов от максимальной.

2 Второй распространенный способ прогрева - работа на музыкальных треках, которые вы потом будете слушать чаще всего. Поклонники классической музыки должны "погонять" устройство треками Бетховена и Листа, а заядлым металлистам подойдут хиты Metallica и Iron Maiden. Идея в том, что диффузор наушников будет заточен именно под звуковые частоты, с которыми они будут работать в дальнейшем.

Слушаете только американское кантри сороковых? Тогда это ваш способ. Кроме того, вы совместите приятное с полезным: слушать монотонные треки, а тем более шумы и помехи вы врядли станете, а вот наслаждаться любимой музыкой и чувствовать, как улучшается качество звука, - отдельное удовольствие.

Минус способа - более длительное время прогрева: примерно на 30-40 процентов больше, чем при использовании специальных звуковых дорожек. Громкость при этом такая же - около 75 процентов максимальной. О продолжительности обкатки наушников мы поговорим позднее, а пока третий способ прогрева.

3 Прогрев наушников при помощи аналоговых устройств. Имеет большое количество поклонников следи аудиофилов. При переведении звука в цифровой формат неизбежно теряются текоторые диапазоны частот. Аналоговый сигнал в этом отношении - эталон правильного звука со всем спектром частот.

Подключите ваше изделие к старому кассетнику или проигывателю виниловых дисков на две три ночи. Это позволит разогнать устройство и серьезно улучшить качество звука. Для режима обкатки лучше выбрать максимально насыщенную разными частотами музыку, например классику.

В последнее время в интернете появляются специальные программы для разгона акустических систем. Программа сама определяет оптимальный тип сигнала, а также время прогрева и громкость звука.

Рекомендации: Как защитить наушники от механических повреждений и укрепить провод
, Как самостоятельно починить наушники, если один перестал работать
, Простые и эффективные способы увеличения баса в наушниках

Сколько нужно прогревать акустику

Время разгона зависит от следующих факторов:

  • модель наушников;
  • размер динамика;
  • вид звуковой дорожки для прогрева;
  • громкость сигнала.

17 лучших вакуумных наушников

Минимальное время обкатки - около 6 часов. За этот период можно прикатать большинство бюджетных моделей наушников при помощи белого или розового шумов. При использовании для разогрева музыкальных произведений увеличьте время до 8 часов. Если поставить новые наушники на разогрев на целую ночь - уже утром вы почувствуете разницу в звуке.

Существует миф, будто наушники большего размера, то есть с бОльшим динамиком, следует прогревать дольше. Однако это не совсем так. Диффузор больших наушников и акустических систем имеет гораздо большый ход и приобретает эластичность зачастую даже раньше малоразмерных. Поэтому время прогрева не зависит напрямую от размера наушников.

Поскольку ни в одной инструкции к наушникам или акустической системе вы не найдете понятия прогрева, время этой операции будет индивидуально. Обычно это около 50 часов. Как только вы заметили значительное улучшение качества звучания, значит прогрев можно завершить. Устройство само "дойдет" в течение некоторого времени.

Откроем небольшой секрет. Лучше всего обкатывать наушники вместе с тем же устройством, с которым вы планируете использовать их в дальнейшем чаще всего. Это же относится и к кабелям, штекерам, переходникам и т.п.

Среди автомобилистов бытует мнение, что автомобиль "привыкает" к определенному типу масла или бензина, хотя исследования это не подтверждают. То же самое и с акустикой. Лучше прикатать весь комплект для воспроизведения в сборе.

А если не прогревать

Если не прогревать наушники, ничего страшного не случится. В итоге вы получите тоже самое, просто на это может понадобится граздо больше времени. Сколько вы используете устройство в течение дня? Час-полтора на небольшой громкости, и то если пользуетесь общественным транспортом или совершаете пробежки.

В таком ритме на разгон до наилучших характеристик потребуется несколько месяцев. А учитывая время жизни гаджетов на рынке и у пользователей, такой срок - непозволительная роскошь. Поэтому погоняйте вашу покупку несколько ночей, пользуясь нашими советами, и наслаждайтесь любимой музыкой в идеальном качестве!

...после прогрева в течение 300 часов на максимальной громкости,
заметил, что наушники стали звучать тише,
а частотный диапазон стал уже...

Цитата с форума. Орфография и пунктуация автора сохранены

Некоторые люди, считающие себя знатоками качественного звука, абсолютно уверены в том, что никакие наушники не раскроют свой потенциал без так называемого предварительного «прогрева». Многие меломаны убеждены, что настоящее звучание портативного аудио появляется только после длительного использования наушников. Если углубиться в форумы и другие места, где общаются любители качественного звука, можно отыскать ряд аргументов в пользу прогрева новых устройств. Так, например, один пользователь пишет про то, что «активный прогрев способствует размягчению мембраны». Вот примеры и других мнений: «наушники разнашиваются, как ботинки», «любой механизм должен притереться» и так далее.

Правда это или нет? Парадокс заключается в том, что правы обе стороны этого спора, другой вопрос — в какой мере правы первые и вторые. Разумеется, никакого существенного «размягчения» мембраны в процессе прослушивания новой пары наушников не происходит. Ни в одной паре наушников (а их прошло через наши руки очень много и разного типа — от вкладышей и гарнитур до накладных и полноразмерных моделей) нам не доводилось видеть, чтобы в документации производитель рекомендовал «прогревать» свой продукт. Представляете себе ситуацию — покупает человек Hi-End-наушники за немаленькие деньги, подключает их к не менее дорогому проигрывателю и... оставляет аппаратуру с наушниками играть несколько дней. Согласитесь, нескладно как-то выглядит такая картина. На данный момент не существует и единой технической спецификации по прогреву наушников, которая бы использовалась для их производства.

Но в таком случае откуда же взялась эта сказка про «размягчение мембраны» и «притирку ходовой части»? Дыма без огня не бывает. Есть пара причин, которые вводят в заблуждение меломанов.

Самый убедительный аргумент в пользу прогревания наушников — собственный опыт любителей музыки, который говорит о том, что на «обкатанных» наушниках звук слышен иной. И это вполне может быть по ряду причин:

  • различия в конструкции наушников одних и тех же моделей, выпускаемых в разные годы;
  • особенности органов слуха и субъективная оценка;
  • психоакустические факторы.

Теперь обо всем по порядку.

⇡ Конструктивные изменения: влияние времени

Бывает так, что внимательные слушатели покупают новые наушники, аналогичные тем, которые у них были раньше, и говорят о том, что характер звучания отличается. Неужели причина в том, что старые наушники «прогрелись»?

Возьмем, например, легендарную модель всех времен и народов Porta Pro известного производителя наушников KOSS . Эти замечательные наушники выпускаются с восьмидесятых годов прошлого века. Как вы думаете, динамики в чашках этой модели сегодня стоят те же самые, что и тридцать лет назад? Разумеется, нет. За это время изменилось многое — усовершенствовалась линия производства, автоматизировались процессы сборки и контроля качества, были заменены материалы.

Покупая новый товар, мы выбрасываем бумажную документацию, считая ее совершенно бесполезной, и не вчитываемся в сноски и примечания, оставленные производителем. Изучая каталог с ассортиментом, также не обращаем внимания на надпись мелким шрифтом: «Производитель оставляет за собой право менять внешний вид устройства, комплектацию и его технические характеристики». Обман? Назовем это юридической уловкой, чтобы оправдать некачественный товар и откреститься от брака. А еще это возможность объяснить, почему товар отличается по своим функциям от аналогичного, который продавался ранее.

Разумеется, нормальный производитель, такой как KOSS, позаботится о том, чтобы основные характеристики устройства оставались неизменными. Коэффициент гармонических искажений в очередной партии наушников будет соответствовать надписи на коробке. Но вот АЧХ новой партии устройств с обновленными драйверами может в какой-то мере отличаться от АЧХ предыдущей. Вот и получается, что если взять модель двадцатилетней давности и сравнить экземпляр из первых партий с недавно купленным, то отличия в звуке могут быть заметными — даже, так сказать, невооруженным ухом. Часть любителей музыки обнаружит это расхождение и спишет его на то, что новый экземпляр просто «не прогрелся», затем привыкнет к новому звучанию и сделает вывод, что процесс «прогрева» дал свои плоды.

Сказанное выше относится, главным образом, к успешным, хорошо продаваемым моделям. Даже очень недешевые наушники регулярно обновляют свою начинку. Вот, например, как выглядят динамические излучатели, которые использовались в моделях Sennheiser разного года выпуска.

Различия между закрепленными драйверами можно определить даже визуально. Модели, в которые немецкий бренд внес изменения, имеют открытую конструкцию, и динамики хорошо просматриваются через отверстия в чашках. Внимательные меломаны тут же обратили внимание на демпфирующий материал нового цвета, что заставило их внимательнее вслушаться в звучание наушников. Параметры динамиков оказались идентичными, но крохотные изменения в конструкции наушников привели к тому, что звук в старой и обновленной версии разный. Не сильно, но достаточно, чтобы вызвать дискуссии среди меломанов. Sennheiser была даже вынуждена выступить с официальным заявлением, в котором отрицала подмену излучателей.

⇡ Фактор собственного уха: кто как слышит

Другая причина, которая может способствовать развитию мифа о «прогреве», — субъективная составляющая при оценке результата.

Все ощущения от прослушивания музыки — субъективны. Когда любитель музыки высказывает свое мнение об акустике или о наушниках, он руководствуется своими представлениями о том, какой звук «красивый». Критерии качества звука могут быть различными — один ратует за сбалансированный звук, другой требует побольше нижних частот. Откуда такое многообразие мнений? Попробуем разобраться.

Все люди имеют разный звуковой порог восприятия. Например, мы честно признаемся, что не слышим звук выше 17,5 кГц. Когда мы делаем обзор новой пары наушников и высказываем мнение о передаче звука на высоких частотах, то мы имеем в виду частоты только до этой отметки — в семнадцать с половиной килогерц. Как правило, слышимый диапазон частот у человека после 25 лет начинает сужаться, и для нашего возраста упомянутая цифра — вполне нормальный показатель. Что до «книжных» 20 Гц — 20 кГц, то, по нашим наблюдениям, такой диапазон под силу расслышать очень немногим людям в возрасте лет до 16-17.

Чувствительность человеческого уха плавно снижается при приближении к пороговым значениям. В результате этого звук на очень низких и на очень высоких частотах кажется слушателю тише (никогда не обращали внимание на то, что, когда в музыкальном произведении кто-то в паузе нарочито берет очень низкий бас, он кажется намного тише?). Довольно большая группа людей при оценке акустики внимательно вслушивается в звук, стараясь определить «новые нюансы знакомой композиции». И представьте себе их радость, когда на новой аппаратуре они действительно начинают отчетливо слышать звуки, которые на предыдущей аудиотехнике были практически незаметны. Секрет этого «прозрения» может быть очень прост — АЧХ нового устройства может иметь форму с резко приподнятой кривой на участках, которые совпадают с пределом слышимых частот. То есть те инструменты, которые должны звучать тихо, начинают играть более ярко. Аналогичная ситуация и с низкими частотами.

Все это приводит к патовой ситуации. Один человек радуется такому звуку, а другой более правильно представляет себе картину звука и понимает, что такие «краски» не могут присутствовать в оригинальном звучании. Происходит непонимание между «любителями сбалансированного звука» и, скажем, «почитателями басов». Но правы и те и другие. Каждый по-своему.

Предел слышимости может различаться, что опять же рождает спор. Для кого-то 18 кГц — это начало области высоких частот, а другой считает таковыми 15 кГц. При описании одной и той же музыки эти два разнослышащих человека не придут к общему знаменателю.

Все эти факты лежат на поверхности. Но они уступают железной логике тех искателей «золотого звука», которые неделями «прогревают» наушники, желая получить звук на порядок лучше. Их аргумент, на первый взгляд, логичен и очень убедителен. Если звук издает деформирующаяся мембрана, то со временем она должна изменить свои свойства, стать более гибкой. С точки зрения физики — все верно. Только оценка масштабов этого явления явно завышена. Почему никто никогда не говорит и не говорил про прогрев микрофонов? Ведь исходный принцип «прогрева» должен бы работать и там и тут. Но в этой области проблема не стала столь масштабной. Быть может, потому, что рынок потребителей качественных микрофонов значительно меньше аудитории, желающей приобрести наушники.

⇡ Греть или нет: мнения производителей

А что же сами производители? Действительно, кто, как не производитель акустики, должен дать ответ — нужно ли «греть» ее долгими часами или нет! Но и тут мнения расходятся.

Миф о прогреве наушников играет на руку компаниям, выпускающим портативные аудиоустройства. «Если вы приобрели продукцию и она вас не устраивает по качеству звука, не спешите с выводами, ее нужно хорошенько прогреть» — к такой мысли подводит производитель, поддерживающий легенду о «размягчении мембраны». Дескать, если после процедуры прогрева звук не изменился, возможно, вы «неправильно» прогревали устройство.

Впрочем, громкие заявления относительно прогрева наушников большинство производителей делать не любят. Ведь все они прекрасно понимают, что если бы этот эффект был значительным, то были бы технические стандарты, на которые нужно было бы сослаться. Однако подобных спецификаций нет, а за неосторожно брошенные слова нужно отвечать. Получается, что негласно производители портативного аудио поддерживают эту легенду, но делается это уклончиво и завуалированно. Вот как это обычно выглядит.

⇡ Beyerdynamic: «Грейте сколько хотите и что хотите»

Гюнтер Вейдман (Gunter Weidemann) является ведущим дизайнером компании и имеет прямое отношение к разработке фантастической линейки наушников Tesla (Beyerdynamic T1).

Он часто представляет интересы немецкой компании, фигурируя на выставках, презентациях и тому подобных мероприятиях. В одном из интервью ему был задан прямой вопрос: «Какая продолжительность прогрева должна быть у наушников или, может, вы вообще отвергаете эту философию?» На что представитель Beyerdynamic ответил скупым комментарием, лишенным какой бы то ни было полезной информации: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева» . В общем, ни да ни нет.

⇡ Grado Labs: «Прогревайте — и все будет окей»

Любимый аудиофилами американский производитель Grado Labs открыто спекулирует на теме прогрева наушников. Ни много ни мало сам владелец фирмы Джон Градо на вопрос «Нужно ли прогревать наушники?» уверенно отвечает: «Любая механика требует обкатки». И тут же дает рекомендацию по прогреву: «Только греть наушники не следует слишком долго, часов 50 будет достаточно. Просто слушайте их — и через некоторое время все будет окей».

В его словах есть лукавство, не находите? Если всего лишь 50 часов работы устройства делает его параметры лучше или стабильнее, то почему бы производителю не взять на себя операцию по прогреву наушников? Затрат на это почти никаких, а польза (как будто) огромная.

⇡ Audio-technica: «Греть не нужно. Сами прогреются»

То, что любители музыки забрасывают однотипными вопросами производителей наушников, вполне понятно. Аудиофил тратит много времени, тщательно собирая мнения коллег в различных сообществах, анализирует отзывы о той или иной модели. Затем он наконец-то приобретает наушники и, конечно, мучается вопросом — могут ли они звучать еще лучше. И кому задать такой вопрос, как не службе поддержки компании, которая их выпустила? На официальном сайте японской марки Audio-technica данная проблема вынесена отдельным пунктом в списке ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Вот что говорят японские инженеры по звуку:

Устройства не требуют «прогревания», однако в течение определенного периода времени звук в наушниках незначительно изменится естественным образом. Чтобы ускорить процесс этого изменения, вы можете воспроизводить музыку через наушники не менее пятидесяти часов на средней громкости прослушивания. Такое «прогревание» может иметь следующие последствия:

  • выравняется и расширится воспроизведение частот в нижнем и верхнем диапазоне;
  • улучшится разделение инструментов на записи;
  • звуковая сцена станет более открытой.

С японскими маркетологами трудно не согласиться — чем дольше слушает человек наушники, тем больше он свыкается с предлагаемым ему звуком. Неделю-другую послушал — и нехватка басов или ВЧ уже не ощущается. Вроде как и прогрелись «естественным образом».

⇡ Shure: «Больше миф, чем факт»

Инженер Юрий Шульман работает в американской компании Shure уже много лет. Вот его комментарий из официального блога компании:

«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Некоторые люди считают аргументом в пользу прогрева то, что только выпущенные излучатели не имеют стабильной подвески (вероятно, имеется в виду крепление. — прим. авторов ). Мы в Shure полагаем: что справедливо для акустических излучателей (где может понадобиться 100 часов для прогрева), нельзя переносить буквально на наушники. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

И слова Юрия Шульмана — не просто субъективное мнение. Несколько лет назад специалистами американской компании был проведен небольшой эксперимент. Несколько пар наушников E1, выпущенных в 1997 году, подверглись повторной проверке технических параметров. К радости инженеров, оказалось, что все характеристики наушников спустя годы остались неизменными — такими же, какими они были, когда их в первый раз достали из упаковки.

А вот Мэтт Ингстром (Matt Engstrom), директор по мониторингу продукции Shure, высказывает свою точку зрения. Он считает, что «подобный эффект должен наблюдаться в случае с полноразмерными наушниками, и в теории наушники могут менять свое звучание после некоторого времени ». Нам кажутся более убедительными слова Юрия Шульмана, но и это мнение имеет право на существование.

⇡ MEElectronics: «Греть не обязательно, но если хотите — жгите»

На общем фоне компанию MEElectronics можно считать новичком в сфере производства наушников. Созданная в 2005 году, она начала с немного иной области — выпустила модель MP3-плеера, который быстро завоевал расположение любителей портативного звука. Создатели компании обратили внимание на просьбы покупателей этих устройств. Меломаны жаловались на то, что к плееру трудно подобрать недорогие и качественные наушники, которые бы раскрывали в полной мере потенциал устройства. Инженеры компании стали искать решение и экспериментировать с дизайном и начинкой наушников. В 2009 году MEElectronics полностью сфокусировалась на этой задаче, выпустив большое количество самых разных моделей — полноразмерных, накладных, внутриканальных, беспроводных и так далее.

И конечно, компания не обошла своим вниманием вопрос предварительного прогрева наушников. Вот официальный комментарий:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева. Прогрев — естественный процесс, однако, если вы критически относитесь к прослушиванию, можете ускорить процесс прогрева, оставив работать наушники на длительный срок, от дня до недели, при умеренной громкости музыки.

Существует много методов прогрева наушников с помощью разного типа звуков. Вы можете использовать звуковые записи розового или белого шума, звуки определенных частот или музыку. Мы рекомендуем использовать для прогрева вашу любимую музыку, которую предполагаете слушать на наушниках, но не громче того уровня, на котором будете слушать.

Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Туманный комментарий. Особенно непонятно, почему обращается внимание на то, что нужно прогревать наушники на уровне громкости не выше той, на которой будет слушаться музыка. А концовка этого комментария говорит о том, что в MEElectronics не очень верят в результат прогрева.

⇡ Sennheiser: «Греть не надо, но мы иногда прогреваем — на всякий случай»

Дотошные искатели правильного звука не удовлетворяются аргументами «за» и «против» использования прогрева наушников, которыми изобилуют форумы и сообщества любителей звука. Многие из упрямых пользователей напрямую связываются с сотрудниками компаний и пытаются выяснить все секреты «горячей» темы.

Вот ответ представителя Sennheiser на письмо одного из меломанов:

Наушники, как и громкоговорители, используются в штатном режиме после некоторого периода прогрева. Например, перед тем, как отослать экземпляр для обзора, мы используем наушники 24 часа.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
Джон Уиллет (John Willet)
Technical Applications Manager — Sennheiser UK
[email protected]

Но чем же можно объяснить такой эффект? На этот вопрос Джон Уиллет также дал ответ:

Просто процесс прогрева ослабляет окружение, и диафрагма двигается более легко. Непосредственно с конвейера она более жесткая.

Мы не располагаем такими данными. Это немного напоминает книгу — когда вы имеете дело с новой книгой, все ее страницы жесткие, но, когда вы несколько раз перелистнете их, они становятся более гибкими. И это незначительная разница, некоторые люди могут вообще ничего не заметить.

Итак, Sennheiser вроде бы признает эффект прогрева наушников (по крайней мере с моделями немецкого производителя). Казалось бы, вопрос можно закрыть, но тут на сцене появляется «коллега по цеху» Скотт Хьюстон и все портит. Вот его комментарий на аналогичный запрос о прогреве наушников.

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.

С уважением,
Скотт Хьюстон
Technical Applications
[email protected]

Не про этого ли менеджера говорил Уиллет? Не исключено, что Скотт — как раз из тех, кто «может ничего не заметить».

⇡ Подход со стороны науки

В жарких спорах о качестве звука участвуют люди с разным характером. Среди них очень много тех, кто, не имея на руках никаких существенных аргументов, пытается отстаивать свою точку зрения. Но, как известно, в споре рождается истина. Среди большого количества «зевак» и «холиварщиков» находятся отдельные энтузиасты, которые стремятся докопаться до правды, а не отстоять свое мнение. Один из таких меломанов — Тайл Хертсенс (Tyll Hertsens), главный редактор сайта InnerFidelity, продвинутый эксперт в области звука и большой весельчак.

Этот парень наделал немало шороху в сообществе любителей портативного звука. Он один из немногих, кто подошел к проблеме со всей серьезностью. Отказавшись от голословных «а я услышал разницу», Тайл стал измерять параметры наушников до и после их использования. На протяжении многочисленных экспериментов, которые проводил Тайл, он несколько раз менял свое мнение относительно присутствия эффекта прогрева и его значимости. Его замеры показали очень незначительные изменения параметров тестируемой пары наушников, которые по большому счету не должны были бы оставить сомнений в бессмысленности прогрева. Подробно ознакомиться с результатами его исследований .

Но затем исследователь провел так называемый слепой тест, в результате которого смог безошибочно отделить новую модель наушников AKG Q701 от «прогретой». Этот слепой тест не только не прояснил ситуацию, но и еще больше запутал ее, оставив массу вопросов и подозрений. Во-первых, наушники все-таки разные, звук разных экземпляров одной и той же линейки может различаться. Кроме того, если вы посмотрите на задокументированное видео данного эксперимента, то сможете найти массу ошибок, которые могли привести к такому результату.

Например, амбушюры новой модели и той, которая использовалась уже несколько сотен часов, могли отличаться, могли быть отличия в жесткости посадки наушников и так далее. Все это могло сказаться на том, что Тайл «шестым чувством» угадывал, новая это пара или старая.

⇡ Прогрев мозга

Когда мы рассуждаем о качестве звука, нельзя забывать о таком феномене, как психоакустика. Почему-то многие люди игнорируют это явление, считая его надуманным и преуменьшая его значение. А если начать вникать в тонкости восприятия человеком звука, реальность оказывается удивительной и невероятной.

Слышимый звук зависит не только от потенциала вашего слухового аппарата, но и от множества условий. Представьте себе ситуацию, когда любитель звука приобретает пару наушников, дорогих и желанных. Настроение по этому поводу у обладателя новой модели отличное, и его желание услышать новые детали в звуке обостряют его слуховой аппарат.

Если этот пример вам кажется не слишком убедительным, давайте вспомним о том, как человек слышит. Его органы восприятия работают синхронно, и очень часто информация от, скажем, органа зрения замещается данными, которые воспринял мозг от органа слуха.

Совместная работа органов чувств доказана учеными давным-давно. Например, в конце позапрошлого века в Москве, в Обществе любителей естествознания молодой русский физик и физиолог, будущий академик Лазарев продемонстрировал очень интересный опыт.

Эксперимент проходил в темном помещении с экраном на стене. Лазарев включил зуммер, который издавал ровный сигнал. Ученый предложил всем присутствующим прислушаться к этому звуку. Затем он начал открывать и закрывать шторку на проекционной камере, направляя ее на экран. В результате его действий участники эксперимента видели яркие вспышки. Но самое любопытное было то, что, когда ученый попросил описать звук зуммера, присутствующие единогласно заявили, что громкость изменялась в моменты ярких вспышек. Таким образом Лазарев продемонстрировал связь в работе органов чувств человека.

Если продолжить логику этой взаимосвязи, то можно предположить, что на результат оценки звучания оказывает влияние цвет модели наушников, ее форма, настроение человека и так далее. Все еще не верите? Тогда посмотрите на эту забавную подборку слуховых иллюзий и задайте себе вопрос — можно ли полностью доверять собственным ушам.

⇡ Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно однозначно утверждать лишь одно. Звук наушников со временем меняется, но крайне незначительно, иногда настолько, что разница не видна даже при измерениях. Прогрев не меняет качество приобретенного товара, он лишь естественным образом выравнивает и стабилизует параметры устройства. В подавляющем большинстве случаев изменение звука — это отклонения, которые вписываются в рамки допустимой погрешности параметров устройства.

Эпиграф, который мы взяли для этой статьи, очень хорошо характеризует последствия «прогрева» наушников. Вполне вероятно, что человек просто навредил своему слуховому аппарату многочасовым «буц-буц» по барабанной перепонке. Напоминает бородатый анекдот про чудака, который пытается объяснить в сервисном центре внезапную поломку телевизора: «Смотрю футбол, чешу гвоздем в ухе, вдруг — бац! В левом канале пропал звук». Чтобы этого не произошло, стоит держать в узде свой максимализм и помнить, что от добра добра не ищут. Зачем тратить часы на прогрев наушников, если это время может принести удовольствие от прослушивания музыки?

В интернете, кроме 1001 темы о том, стоит ли "Прогревать наушники после покупки или нет", есть много специальных треков для «разогрева» наушников.

Хотелось бы выделить один из них, а именно, CASCADE Noise от Tara Labs — это собственно сочетание белого и розового шума с разной частотой на разных уровнях. Его главная особенность — запись серии нисходящих и восходящих звуков/шумов с диапазоном в несколько октав (каскадирование) в более качественный и полный результат, чем любой другой «Burn-In» дисков, которые были сделаны до настоящего времени.

CASCADE Noise Burn-In Disc может использоваться для прогрева электронных аудио компонентов, а так же для прогрева аудио кабеля. Результат «До и после» будет очевиден.

Эффект, который обычно называют в интернете «burn-in» или «прогрев», «разогрев» может сбить с толку.

Ф феномен выгорания или прогревания, кому как удобней, на самом деле ни что иное, как поляризация воздействия на микроскопическом уровне. Этот микроскопический уровень может быть таким же маленьким, как несколько тысячных дюйма длины проводника в кабеле.

Существует одна проблема: не все частоты, передаваемые электромагнитными волнами, пройдут в одной и той же точке проводящего провода. Например, в какой-то точке вдоль проводника может быть крошечная точка окисления, и это будет ограничивать круг высоких частот, которые должны двигаться с одинаковой амплитудой, например во время преобразования АС в CD, что создаст случайные шумовые помехи в кабеле.


В других точках возможны воздушные зазоры между проводником и изоляцией вблизи поверхности проводника.
Эти крошечные различия вызывают изменения в звучании в связи с различными частотами, которые встречают на пути от проводника до диэлектрики обратно.

CASCADE Noise предназначен для оптимизации работы всех аудио компонентов и аудио проводов. Результатом является более последовательное и расширенное воспроизведение высокой частоты без сбоев, наряду с прекрасным впечатлением от прослушивания.
Первые результаты «прогрева» можно заметить всего через несколько часов после проигрывания трека.
Чем дольше вы будете проигрывать трек, тем больше вы ощутите разницу воспроизведения ДО и ПОСЛЕ.



Инструкция по прогреву с помощью CASCADE Noise:

1. Записываем трек в плеер/ на флешку / на диск. (Cascade Noise - !)

2. Выставляем среднею громкость.Установите громкость до уровня обычного прослушивания
3. Выбираем непрерывный режим проигрывания трека.
4. Нажимаем Play.
5. Ожидаем. Оптимальное время не меньше 24-48 часов.
* НЕЛЬЗЯ выставлять максимальную громкость. Это может повредить ваше оборудование!


Время для осуществления значительных изменений в звучании будет варьироваться в зависимости от системы и ее компонентов и материалов.
Ощутимая разница будет очевидно прослушиваться после проигрывания трека не менее 24 часов.
Процедуру можно повторять до тех пор, пока разница в звучании останется неизменной ДО и ПОСЛЕ проигрывания.

Существует ли эффект «прогрева» или это эффект плацебо?

На создание этого материала нас подвигли вопросы некоторых пользователей, заданные в л/с, а также в комментариях к недавней публикации о выборе наушников . Различными ресурсами в сети и большим количеством людей на соответствующих форумах распространяется и информация о «пользе» «прогрева» электродинамических излучателей. Под «прогревом» авторы подразумевают непрерывное многочасовое использование акустических систем и наушников с целью изменения их физических свойств и, соответственно, звука, зачастую, с использованием т.н. розового и белого шума.

Для тех кому нужны быстрые ответы на вопрос «как прогреть динамики или наушники ?», а также «как прогрев повлияет на качество звука?» дам простые и быстрые ответы: «никак» и «не повлияет никогда или почти никогда». Для пущей убедительности мы приведем утверждения сотрудников компаний производителей, экспертов в области звука.

Анализ информации и некоторые комментарии специалистов позволяют с уверенностью Ньютона после удара яблоком, говорить том, что «прогрев» наушников занятие бесполезное. Но всё же, чтобы всем людям стало понятно, о чем идет речь, начнём с самого мифа. Далее последует аргументация в пользу сделанных выводов.

Миф

Приведенная далее информация, является вымыслом автора и не имеет реальных прототипов.

Как «всем» известно, «прогрев» акустических систем и наушников известен ещё со времен античности. Один из авторов, живших в одном из греческих полисов (имя его, как водится, история не сохранила), писал о «прогреве» следующее:

Купив для ушей телефоны, что головными зовутся,
Или колонки большие со звуком одухотворённым
Не смей нарушать непреложный закон, что был дан Аполлоном великим –
Не слушай тот звук, что холод Аида наполнил!

Не внемли глупцам, что кричат про законы земные,
Прогрей же динамик скорее, чтоб оный очистить от скверны холодной!
Лишь боги способны мембрану наполнить энергией чистой, сквозь розовый шум проходящей часами.
Посредством прогрева великой ты цели добьёшься!



Современные последователи неизвестного античного автора излагают следующие аргументы в пользу прогрева динамиков:

  • «Все механические системы необходимо «обкатать», как новую машину» - особенно характерно для специалистов в области автозвука;
  • «Прогрев даёт возможность динамику приобрести постоянные механические свойства»;
  • «Прогрев обеспечивает повышение эластичности мембраны акустического излучателя настолько, что это коренным образом меняет звучание»;
  • «Для прогрева необходимо использовать розовый шум, который при длительном воспроизведении изменяет свойства «правильно»;
  • «Теория прогрева» доказана современной физической наукой, изменения после прогрева отражаются на частотном диапазоне акустики и АЧХ»;
  • «Любую акустику необходимо «прогревать» от 50 до 200 часов, а в ряде случаев более длительное время».

Реальность

«Теория» «прогрева» динамических громкоговорителей, а тем более драйверов иных типов, не выдерживает критики, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения материаловедения. Лишь ряд производителей низкочастотной акустики включает в мануалы рекомендации по прогреву, указывая время от 50 до 100 часов, но последнее не относится к наушникам. Неизвестно также, является ли это данью традиции или имеет под собой техническое основание. Тем более, не понятно от чего эти производители не занимаются «прогревом» в процессе предпродажной подготовки.

Почти однозначными контраргументами, свидетельствующими против «теории» прогрева, и в особенности наушников, являются следующие:

Первое – материалы, использующиеся при создании динамических и других излучателей, не нуждаются в дополнительном повышении эластичности. Существенных изменений плотности, эластичности и прочих свойств, отвечающих за электромеханические характеристики акустики в процессе «прогрева», не претерпевают;

Второе – конструкция драйверов, и наушников в целом не предполагает дополнительной предэксплуатационной подготовки типа «прогрева», так как проектирующие её инженеры создают устройство готовым к немедленному использованию;

Третье – теоретически возможные изменения свойств материалов, возникающие во время «прогрева» (длительного использования), фактически не отражаются на звуке и никак не влияют на качество продукта, так как в подавляющем большинстве случаев находятся в пределах допустимой погрешности параметров устройства или вообще не распознаются ни аппаратурой, ни слепыми тестами.

На данный момент не существует ни одной научной работы, нет ни одного чистого, с научной точки зрения эксперимента, подтверждающего мнение сторонников «теории прогрева».

Осторожные заявления некоторых производителей наушников относительно «прогрева» демонстрантивны. В большинстве своём они очень противоречивы, что, с высокой степенью вероятности, связано с нежеланием задеть чувства тех аудиофилов, которые безосновательно убеждены в истинности положительного влияния этой манипуляции на качество звука.

Ведущий дизайнер Beyerdynamic Гюнтер Вейдман имевший отношение к созданию легендарных Tesla (Beyerdynamic T1) уклончиво ответил на вопрос о прогреве, заявив следующее:

Аккуратно ответили на вопрос о прогреве и представители MEElectronics:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева.
Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз - прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Иные представители крупных брендов более категорично заявляют о том, что «прогрев» не нужен, данных о его влиянии нет, спецификаций по прогреву никто не выпускает.

Скотт Хьюстон из немецкой компании Sennheiser на вопрос относительно необходимости и времени прогрева динамиков заявил следующее:

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости - сразу, как только вы их достали из упаковки.

«Необходимость прогрева - это больше миф, чем факт. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

Компанией Shure был проведен следующий тест: несколько пар наушников E1, 1997 года выпуска, подвергли повторной проверке через несколько лет эксплуатации и определили их актуальные технические параметры. Итог: все характеристики остались неизменными и полностью соответствовали тем, которые были при первом использовании.

Из вышеизложенного становиться ясно, что «прогрев» не имеет сколько-нибудь существенного влияния на характеристики наушников, качество их звучания, а по сему эта процедура практически бесполезна.

Лишь отчасти можно согласиться с тем, что процедура прогрева может привести к изменениям АЧХ, как правило, в НЧ-динамиках, с так называемой «бумажной» мембраной. Последнее утверждение основано на эксперименте инженера-схемотехника Александра Большакова, который в 1987-м заметил изменение нижней границы частотного диапазона в 1,5 Гц на советских динамиках 75ГД1 после 80 часового «прогрева» с использованием ГНЧ, при этом аудиально не отметил никаких изменений в звучании излучателя.

Чистоту приведенного эксперимента инженер сам ставит под сомнение ввиду возможных погрешностей аппаратуры, а также разницы в условиях (температура, влажность).

Мнение автора материала не является официальной позицией компании PULT.RU, которая в вопросах «прогрева» сохраняет нейтралитет, базирующийся на недостаточном исследовании вопроса в акустике и физике твёрдого тела.

Мало кто слышал о прогреве наушников, не говоря уже о том, как это сделать и для чего. Прогрев позволяет наушникам выдавать более мощный, громкий звук. Конечно этот процесс необходим качественным аксессуарам, к которым как раз и относятся все модели Monster Beats. Специалисты не рекомендуют прогревать наушники бюджетного варианта.

Суть разогрева

Правильно произведенный прогрев динамиков, многие этот процесс именуют еще как разгон, обеспечивает длительный срок эксплуатации, при условии использования на максимальной мощности, без потери качества звучания.

Есть и скептики, считающие прогрев девайса мифом. И ошибаются, ведь несложный процесс позволяет улучшить характеристики звука, как его высоких нот, так и басов. Сравнить разгон можно с обкаткой только что приобретенного автомобиля.

Выполненный разгон нереально прокачает динамики после чего они станут выдавать более сочный, яркий звук.

Специальная музыка

Человек, решивший провести прогрев, задается вопрос: какая композиция, наиболее подходящая? Ответить на него совсем не сложно, нужен такой трек, в котором частоты будут прыгать очень часто, т.е. задеваются точки максимума и минимума. Есть специализированные шумы, называемые розовыми. Их можно скачать со многих сайтов.

Что нужно знать о прогреве

Процесс разгона не отличается в зависимости от модели, будь то Битс или другой брендовый изготовитель. Разница состоит в модификации – накладная или вакуумная. Затычки разгоняются по одной схеме, а вот разгон накладных зависит от модели.

Программа разгона:

  • Выполнять процесс лучше через медийный центр, ПК или другое мощное устройство. Смартфона или планшета может не хватит для качественного разогрева из-за низкой мощности;
  • На разогрев обычно требуется двенадцать часов – это среднее значение, жестких границ в этом процессе нет. Наиболее благополучное решение – это оставить аксессуар на максимальном уровне громкости на всю ночь. Когда вы проснетесь, то приятно удивитесь. Если же изменения показались вам незначительными можно провести процедуру повторно, главное не переусердствовать;
  • Разгон осуществляется только на моделях высокого качество, или хотя бы среднего. Дешевые наушники лучше звучать не станут, сколько бы циклов прогрева вы не выполнили. Даже можно будет заметить явные ухудшения их звучания. Объяснить явление очень просто. Продукция Monster Beats рассчитана на длительный срок эксплуатации, а соответственно каждая деталь обладает высоким качеством исполнения. Поэтому выполняя их прогрев, вы никак им не навредите.

Лучшие статьи по теме