Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Вконтакте
  • Основные характеристики информационного общества. Информационное общество, его характеристики

Основные характеристики информационного общества. Информационное общество, его характеристики

Введение

Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.

Приход нового времени радикально изменил экономические и социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа». Уэбстер Т. Теории информационного общества / Т.Уэбстер. - М., 2002. - С.14.

Изменения самым прямым образом касаются и места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй половины XX в. - начала XXI в. выявить отношения, образуемые человеком в информационном обществе

Характеристика информационного общества

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

При переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает «троица» - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».

Выделим основные признаки информационного общества:

1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3) Информация является продуктом деятельности современного человека.

4) Информация в чистом виде является предметом купли - продажи.

5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6) Безопасность информационного общества, информации.

7) Защита интеллектуальной собственности.

8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Таким образом, информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.

1.Информационное общество

1.1Информация - стр.2

1.2Информационные революции - стр.3

1.3Понятие информационного общества - стр.5

1.4Особенности и характеристика - стр.7

2.Пример информационного общества – Интернет – стр.8

3.Формирование информационного общества (США и Европа) - стр.9

4.Список литературы - стр.12

1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

    1 Информация.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

Информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Можно выделить три подхода к определению понятия « Информация»: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный. Антропоцентрический подход состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). Техноцентрический подход заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным.

Информатика как дисциплина определяет методологические принципы информационного моделирования окружающей действительности и манипулирования такими моделями с помощью средств вычислительной техники. Она занимается исследованием информации, ее свойств, критериев и структур в естественных и искусственных информационных коммуникациях, предусматривает изучение принципов, моделей, алгоритмов хранения, преобразования, анализа и синтеза информации, а также их программную и априорную реализацию.

1.2.Информационные революции.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций , связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана и с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина шестнадцатого века) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец девятнадцатого века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции – повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина двадцатого века) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результата революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

1. 3.Понятие информационного общества.

Все это трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества . Это общество все еще не понятно для многих. Социальная система и право как один из регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет- «строительного материала» информационного общества.

Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию Национальной сети для исследования и образования в 1991 г NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure).

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества IS (Information Society). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества ISPO (Information Society Project Office). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center), задача которого – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран.

В июле 2000 г. в Окинаве страны «Восьмерки» приняли документ «Хартия глобального информационного общества», в котором приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые должны применять страны при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. В «Хартии глобального информационного общества» выделяют четыре раздела:

использование возможностей цифровых технологий;

преодоление электронно - цифрового разрыва;

содействие всеобщему участию;

дальнейшее развитие.

Что же такое информационное общество ? В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество- разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

1. 4.Осбенности и характеристика

Информационное общество- общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, чаты по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств – участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

2.Пример информационного общества - Интернет.

Типичный пример информационной структуры такого информационного общества Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернете насчитывалось более 1 млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

    Формирование информационного общества (на примере США и Европы)

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического становления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Forse).

В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам – здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т. п. С учетом глобального характера происходящих под взаимодействием информационных и телекоммуникационных технологий инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.

В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе, культурное измерение и будущее СМИ, устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, то ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества.

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

Информационное ” является одним из ключевых моментов...

  • Современная социально-экономическая система в теории информационного общества как общества социальных сетей

    Курсовая работа >> Социология

    ... понятиями «информационное общество» (information society), и «информациональное общество» (informational society) и «информационная экономика» и «информациональная экономика» соответственно. Термин «информационное общество» ...

  • Формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов;
    - распространение глобальных информационных сетей, доступность информации;
    - возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни;
    - использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;
    - преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда;
    - преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;
    - новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения;
    - формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;
    - возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктуры;
    - возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п.
    Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой.
    Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*.
    В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям.
    Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3).
    Таблица 3
    Четыре теории прессы Основные характеристики Авторитарная теория Либертарианская теория Теория социальной ответственности Советская тоталитарная теория Место возникновения и развития Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно США, ХХ в. Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах)
    Теоретические основы философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в. Главная цель поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии Кто имеет право использовать средства массовой информации? всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, кому есть что сказать подданные и проверенные члены партии Кого контролируют средства массовой ин-формации? правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия потребителей, профессиональная этика надзор и экономические или политические действия правительства Что запрещено? критика политической машины и чиновников клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время серьезное вмеша-тельство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов критика задач партии, что не распространяется на практику партии Вид собственности частная или общественная в основном частная частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы общественная Существенные отличия от других теорий инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества средства информации должны стать социально ответ-ственными, в противном слу-чае кто-то дол-жен заставить их быть таковыми средства информации принадлежат государству, жестко им контролируются и являются его орудием Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая.
    Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*.
    Таблица 4
    Теории массовой коммуникации Название теории Основные идеи Теория «третьей волны»
    «Third Wave» theory Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980). Теория открытости и закрытости
    Theory of opening and closing Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978). Теория социальных ожиданий
    Theory of social expectations Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории. Теория самовоспроизводства
    Theory autopoiesis Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой. Теория свободной печати
    Free press theory Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США. Теория «стереотипных капсул»
    Conventional capsules Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г. Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня
    Agenda-setting theory of the press Большая часть новостей в американской печати носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ.
    Теория статус-кво
    Status quo theory Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво. Теория селективной экспозиции
    Selective exposure Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».) Теория обретения пользы и удовольствия
    Uses and gratification theory Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.) Теория магической пули
    Magic bullet theory Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.) Теория инъекции
    Hypodermic needle theory Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.) Теория «плавильного котла» («плавильного тигля»)
    Melting pot theory Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры. Теория наименьшей неприемлемости программ
    Least objectionalble program theory Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки. Теория парадокса
    Paradox: globalization creates localization Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своем локале). Теория двухступенчатости информационного потока
    Two step flow of communication theory На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии. Теория диффузии
    Theory of diffusion Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе.
    Теории медиаэффектов
    Theories of media effects Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии. Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран
    Development media theory Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.) Теория коммуникаций в ХХI веке
    Communication Theory in the 21 Сentury Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных технологий на общество, культуру и судьбы журналистики.
    Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*.

    Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.

    Первая революция . Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.

    Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.

    Третья революция . Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.

    Четвертая революция . Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).

    Пятая революция . Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем.

    Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.

    В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу . Понятие " информационное общество " как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества . Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

    Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение , оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.

    В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации , укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

    Название " информационное общество " впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Создание самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.

    Основной смысл концепции информационного общества , сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:

    • большая часть населения развитых стран занята информационной деятельностью;
    • одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
    • власть в обществе переходит в руки информационной элиты;
    • классовая структура общества лишается смысла, постепенно уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное поколение свободных людей - "гомо интеллектус".

    Это технократическое определение может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко сформулированных признаков перехода к информационному обществу . Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут" . Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика , философия, экономика и география.

    Наиболее краткое определение , характеризующее барьер перехода к информационному обществу , сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным . Этот социально-экономический аспект занятости населения иллюстрируют наблюдения, предложенные Порэтом в виде диаграммы, которая представлена на рис. 5.1 . Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.

    Один из основоположников идей информационного общества Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:

    В более подробных определениях информационного общества , предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества , традиционно исследуются следующие критерии.

    Технологический: анализируются информационные технологии , которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

    Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.

    Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

    Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

    Культурный: признание культурной ценности информации.

    Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество , представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество" .

    1. Ориентация на знания . Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.
    2. Цифровая форма представления объектов . Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).
    3. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы "виртуальная реальность" с воздействием на все органы чувств.
    4. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа "конструктора "Лего", предполагающие многократное и многофункциональное использование.
    5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие. Предприятие нового типа - это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.
    6. Устранение посредников . Устранение в хозяйственной деятельности агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев - всего, что стоит между изготовителем и потребителем, всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций.
    7. Конвергенция . Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.
    8. Инновационная природа. Нововведения - главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха - доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.
    9. Трансформация отношений "изготовитель-потребитель" . Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем , программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.
    10. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.
    11. Глобальные масштабы . Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.
    12. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

    Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает благоприятную ситуацию для ускорения этих преобразований.

    Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу , и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

    Как и определение понятия " информационное общество ", определение информатизации имеет несколько взаимодополняющих формулировок.

    Термин " информатизация " был впервые применен в докладе " Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д"Эстена. В отечественной периодической печати термин " информатизация " одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества

    Социологический подход , когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

    Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

    Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.

    1. Электронизация - распространение электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы.
    2. Медиатизация - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека, увеличивает скорость и расширяет спектр возможностей этой передачи.
    3. Компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством коммуникации человека, средством избавления от рутинных операций. Компьютеризация - это не только технический и технологический процесс, но и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением.
    4. Интеллектуализация - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

    Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства - гибрид механической и электронной техники.

    К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией . Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет . Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок , функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации .

    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

    1. Что такое данные, информация и знания?

    Начнем с того, что простого и однозначного определения понятия «информация» не существует. Понятие информации одно из наиболее широко употребляемых категорий современной науки. Термин «информация» встречается почти во всех отраслях науки и техники, тенденция состоит в проникновении во все предметные области и науки о природе, обществе и мышлении.

    ДАННЫЕ - факты и идеи, представленные в виде, позволяющем производить их передачу и обработку.

    Данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающиеся набором непонятных знаков для неграмотного

    Если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией

    ИНФОРМАЦИЯ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    В биологии то, что отражает, ограничивает многообразие

    В кибернетике сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик

    В социологии смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления фактов, идей, сообщений

    здесь во главу угла ставятся аксиологические (связанные с ценностью, полезностью) свойства информации.

    В обществе циркулируют различные виды информации

    Особенно важную роль играет информация научная, удовлетворяющая критериям научности, общепринятым в данное время (т. е. она объективна, истинна, проверяема
    и т. п.), но не обязательно полученная или используемая только в сфере науки.

    ЗНАНИЯ – структурированная информация, т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему

    Термин «информация» часто употребляется вместо термина «данные», но делается это в переносном смысле, по аналогии

    Так поступают даже люди, хорошо понимающие разницу в содержании этих понятий

    Однако необходимо осознавать, что

    – по сетям передаются данные

    – компьютер тоже обрабатывает данные

    – человек с помощью коммуникации получает или передает информацию для того, чтобы он сам или другие, переработав ее в голове и осмыслив, могли получить знания

    2. Определение и основные характерные черты информационного общества.

    Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся:

    · увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

    · возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

    · созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей.

    Само определение понятия «информационное общество» содержит много новых понятий, которые нужно знать и уметь правильно использовать:

    · информация;

    · знание;

    · информационно-коммуникационные технологии;

    · информационный продукт;

    · валовой внутренний продукт;

    · информационная услуга;

    · информационная инфраструктура;

    · доступ к информации;

    · информационное взаимодействие;

    · коммуникация;

    · общество;

    · социум;

    · личность;

    · социальная потребность;

    · личностная потребность

    Это требует знания основ экономики, социологии, философии, информатики, а также таких дисциплин, как история науки и техники, культурология, информационные технологии.

    3. Как определить, сформировалось ли в той или иной стране информационное общество?

    Предпосылками развития информационного общества являются:

    • Превращение информации и знаний в ресурс общественного развития, сопоставимый по масштабам использования с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами

    – наличие традиций и подходов к организации и управлению информационной деятельностью

    – наличие мощностей по генерации информации

    – наличие развитой системы распространения информации

    · Формирование и успешное развитие рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг:

    – устойчивое развитие всех секторов информационного рынка, в т.ч.:

    o увеличение объема продаж средств вычислительной техники и информатики; достижение макроэкономической значимости этого показателя, характеризующего рост использования ресурса «информация»

    o стремительный рост рынка средств мобильной связи

    o ускоренное развитие систем и средств телекоммуникации

    o непрерывное увеличение числа абонентов мировых открытых сетей, в т.ч. интернета

    · Высокая степень интеграции страны в глобальные сети и системы связи и в глобализованную экономическую среду

    · Усиление понимания в общественном сознании актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения

    · Наличие и успешное функционирование государственной(ых) структур(ы), ответственной(ых) за обеспечение процессов перехода к информационному обществу



    4. Чем отличается информационное общество от предшествующего типа общества (индустриального)?

    Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)

    Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).

    Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях

    Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; 4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов; 5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.

    5. Можно ли утверждать, что в России сформировалось информационное общество?

    ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

    1. Назовите основные характеристики информационного общества.

    ИО – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний

    ИО − это такое общество, в котором:

    производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности

    информация признается наиболее значимым ресурсом

    ИКТ становятся базовыми технологиями

    информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека

    Информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития

    Высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения

    Возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества

    Таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом

    Выделяют 7 значимых характеристик ИО:

    1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику

    2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны

    3. Технологическое развитие страны (данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли ими для этого необходима информационная инфраструктура)

    4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений

    5. Повышение уровня развития человеческого капитала, выражающееся в развитии образования, здравоохранения и т.д.

    6. Международная конкурентоспособность страны (страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных)

    7. Открытость экономики для глобальных процессов (появление интернета ускорило обмен информацией в т.ч. глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса)

    2. Как использование ИКТ влияет на развитие экономики?

    3. Как использование ИКТ влияет на развитие гражданского общества?

    4. Как использование ИКТ влияет на развитие отношений между людьми?

    5. Что такое информационное неравенство?

    Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) «Недостающее звено» (1984) - попытка привлечь внимание международного сообщества к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между промышленно развитыми и развивающимися странами

    Генеральный секретарь МСЭ д-р Пекка Тарьянне (Pekka Tarjanne) (1996) - «Без действий со стороны мирового сообщества нас подстерегает реальная опасность того, что глобальное информационное общество останется глобальным только в названии, что мир будет поделен на информационно богатых и информационно бедных и что разлом между развитыми и развивающимися странами увеличится до размеров непреодолимой пропасти»

    Генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре (Hamadoun Touré) (2011): - усиление разрыва с точки зрения широкополосного доступа к интернету

    Всемирный отчет ЮНЕСКО «К обществам знания» (2001):

    – Усугубление когнитивного разрыва:

    Доступ к информации

    Научные исследования

    Образование

    Навыки использования ИКТ

    Культурное и языковое многообразие

    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет информационное неравенство как:

    – разрыв с точки зрения возможностей доступа к передовым ИКТ

    – разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально-экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях

    Цифровой разрыв не является следствием воздействия ИКТ – напротив, это экономическое неравенство становится «цифровым», т.к. неравенство в доступе к ИКТ оказывает воздействие как на индивидуальные субъекты, так и на целые экономики

    Факторы влияния:

    Уровень образования и доходов

    – при сравнимом уровне доходов образование является фактором более активного использования ИКТ

    Размер и тип домохозяйства

    – в семьях с детьми уровень доступа к ПК и интернету значительно выше

    Возраст и гендер

    наивысшие значения в группе 35-45 лет,

    – самая высокая динамика использования – среди молодежи

    – гендерные различия достаточно существенны в зависимости от страны/региона

    Этнический и культурный фон

    – религиозные или иные соображения культурного характера

    Языковые барьеры

    Контраст между городом и деревней

    Контраст между хорошо обжитыми и труднодоступными территориями с точки зрения:

    – уровня доходов,

    – доступа к рынку труда

    – развитости бизнеса

    – развитости ИКТ-инфраструктуры и стоимости доступа к ней

    – номенклатуры и стоимости электронных сервисов

    Лучшие статьи по теме