Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Советы
  • Информационная сфера примеры. Структура информационной сферы

Информационная сфера примеры. Структура информационной сферы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Понятие и структура информационной сферы

Введение

В представленной работе автором изучено законодательство, содержащее понятие информационной сферы, а также иные источники. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие информационной сферы, но оно содержится в трудах ученых, таких как И.Л. Бачило, В.А. Копылова, М.М. Рассолова, С.Е. Чаннова. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Также изучены объективные законы развития информационной сферы.

Помимо вышеназванного в представленной работе были изучены элементы, входящие в структуру информационной сферы. Элементами информационной сферы являются информация и информационная инфраструктура (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

Целью исследования, приведенного в настоящем реферате, является анализ материалов в области информационного права, в части определения понятия информационной сферы и элементов, входящих в ее структуру.

Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

Проанализировать определение понятие информационной сферы, встречающееся в законодательстве и других источниках;

Рассмотреть законы развития информационной сферы;

Определить структурные элементы информационной сферы.

1. Понятие информационной сферы и объективные законы ее развития

информационный законодательство правовой

При определении понятия «информационная сфера» следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Ранее в законодательстве понятие «информационная сфера» (среда) было закреплено в ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ названный закон признан утратившим силу). Под понятием информационная сфера понималась «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». В действующем законодательстве вообще отсутствует понятие «информационная сфера».

Существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.

Информационная сфера - конечный объем осмысленного информационного пространства.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная сфера - совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

Информационная сфера - специфическая сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации.

Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

Информационная сфера - совокупность отношений, возникающих при:

Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.

Информационная политика рассматривает преимущественно информационно-психологическую составляющую информационных процессов. Соответственно, для информационной политики наибольшую значимость имеет информационно-психологическая составляющая информационного пространства - информационно-психологическая сфера.

Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека.

Она образуется совокупностью: людей; информации, которой они обмениваются и которую воспринимают; общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

Применительно к социальным системам под информационной сферой зачастую понимается именно информационно-психологическая сфера.

Важной частью этой сферы являются люди. Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

На основании представленного выше материала содержание информационной сферы более полно раскрывается в следующем определении. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Объективные законы развития информационной сферы .

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ».

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей «восьмерки» в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что «солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире».

2. Структура информационной сферы

Основным объектом информационной сферы явля ется и нформация , в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

Информация (от лат. Informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Свойства информации:запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

Запоминаемость информации является ее самым важным свойством. Именно с запоминаемой информацией мы имеем дело в реальной практике. Незапоминаемая информация (с юридической точки зрения - незафиксированная) не может быть подвергнута преобразованиям, передана, воспроизведена, сохранена и т.д. Передаваемость информации предполагает способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании. Воспроизводимость информации является продолжением свойства передаваемости. Она характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе. За счет этого свойства можно изготовить неограниченное количество копий одной и той же информации. Преобразуемость информации является одним из ее основных свойств. Она означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Стираемость информации является продолжением свойства преобразуемости. Оно связано с таким преобразованием или передачей информации, при котором ее количество уменьшается или становится равным нулю.

К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

Следующим объектом информационной сферы является и нформационная инфраструктура , включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.

Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Заключение

В современном мире значение информационной сферы велико, т.к. последняя является системообразующим фактором жизни общества, которая активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

По итогам проведенного в данной работе анализа можно сделать следующие выводы:

Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Объективные законы развития информационной сферы:

Закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений;

Закон информационного опережения: единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах.

Элементами информационной сферы являются:

1. информация;

2. информационная инфраструктура, включающая совокупность информационных систем (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

3. ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (утратил силу) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

4. Артамонов Г.Т. Основные положения Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации // Информ. ресурсы России. - 1999. - №6.

5. Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право. 2001 №2.

6. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989.

7. Ильгова Е.В. О праве на доступ к информации // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2007, №2.

8. Информационное право. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

9. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004.

10. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22.7.00 // Дипломатический вестник. №8, 2000.

11. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1999.

12. Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: «Приор-издат», 2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и значение дополнительных отпусков, история развития нормативно-правового регулирования данной сферы. Классификация и типы, а также условия и порядок предоставления. Отражение характеристики отдельных видов отпусков в Трудовом кодексе России.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Информационные аспекты безопасности. Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Исследование особенностей развития социальной сферы на современном этапе развития экономики. Характеристика основных проблем государственного регулирования социальной сферы в России. Анализ государственной политики в сфере образования и здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием. Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа. Стратегия развития и совершенствование социальной сферы, как основной путь решения основных проблем на локальном уровне.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Определение понятия и значения в обществе информационной среды. Особенности применения методов формально-догматического, алгоритмизации и моделирования, системного подхода и сравнительного правового исследования с целью изучения информационного права.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Анализ влияния информационных технологий на реализацию государственной информационной политики. Особенности установления оперативной обратной связи между властью и населением. Составляющие информационной сферы. Открытость информационной политики.

    статья , добавлен 28.06.2014

    Сущность и структура культурной сферы, факторы ее формирования и развития. Структура органов управления в исследуемой отрасли деятельности, направления государственной политики и методы регулирования, направления совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2015

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Понятие и роль, а также задачи и функции трудового права в Российской Федерации, его отражение в законодательстве государства. Проблемы, возникающие при исследовании данной правовой сферы, тенденции и главные перспективы ее дальнейшего развития.

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.-

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

самой слабой из подсистем.

И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

"Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.-

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

самой слабой из подсистем.

И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

"Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

Еще по теме 4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития:

  1. Понятие и структура информационных технологий социально-культурного сервиса и туризма
  2. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент
  3. Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
  4. 2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
  5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
  6. Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства
  7. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
  8. § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества
  9. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса
  10. I Применение понятия корреальности вне первоначальной сферы. Противоположение с солидарностью.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Основным объектом информационной сферы является информация , в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

Информация (от лат. Informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Свойства информации: запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

Запоминаемость информации является ее самым важным свойством. Именно с запоминаемой информацией мы имеем дело в реальной практике. Незапоминаемая информация (с юридической точки зрения - незафиксированная) не может быть подвергнута преобразованиям, передана, воспроизведена, сохранена и т.д. Передаваемость информации предполагает способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании. Воспроизводимость информации является продолжением свойства передаваемости. Она характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе. За счет этого свойства можно изготовить неограниченное количество копий одной и той же информации. Преобразуемость информации является одним из ее основных свойств. Она означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Стираемость информации является продолжением свойства преобразуемости. Оно связано с таким преобразованием или передачей информации, при котором ее количество уменьшается или становится равным нулю.

К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

Следующим объектом информационной сферы является информационная инфраструктура , включающая в себя совокупность информационных систем:

  • а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.
  • б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;
  • в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;
  • г) системы средств массовой информации.

Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации (см. ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"). Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов нрава, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых нравом или подлежащих правовому регулированию.

В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы - создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной безопасности. Социальные (общественные) отношения, подлежащие правовому регулированию, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными отношениями, а деятельность но осуществлению информационных процессов - информационной деятельностью.

Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого объекта, добавим: включаемой в оборот в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность "вывести" из понятия "информация" программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Этот закон вводит термин "документированная информация (документ)" и определяет его как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).

Понятие "документированная информация" основано на двуединстве - информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях.

Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вешен заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требовании, касающихся ее правового режима.

Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался, да и используется в гражданских, экономических и иных отношениях, в том числе и как доказательственный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательственная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что данный конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большой степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.

С внедрением новых информационных технолог ни вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители - .магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательственную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии эту подделку выявить.

Возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или подделки, а с другой - позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку, аналогично его подписи на бумаге, которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.

Отсюда возникло понятие "электронная цифровая подпись", которая посредством специального программно-информационного комплекса обеспечивает надежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "электронного подписания" конкретным лицом.

Распространение в системах связи и телекоммуникации информации на машинном носителе, снабженной электронной цифровой подписью, аналогично распространению оригинала документов на бумажном носителе традиционными способами. Распространение же информации на машиночитаемом носителе без электронной цифровой подписи или других аналогичных средств идентификации подобно или передаче устной информации, идентичность содержания которой гипотетическому оригиналу может быть подтверждена показаниями свидетелей, или передаче копии документа, по отношению к которой требуется доказать возможными способами соответствие ее оригиналу.

Таким образом, электронная цифровая подпись обеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации с предоставлением возможности в любой точке трафика и в любой момент времени вывести этот документ из системы и представить его для разрешения спора.

Сложнее обстоит дело, когда документ автоматически формируется внутри автоматизированной системы (банка данных) алгоритмическим путем на основе исходных документов (данных), получаемых из разных точек информационного пространства этой системы и в разные моменты времени. Такие документы до последнего времени должны были подписываться должностным лицом, ответственным за их подготовку. Очевидно, что при большом количестве исходных данных и автоматических вычислений, необходимых для подготовки выходного документа, это лицо фактически не в состоянии проверить правильность произведенных системой расчетов и должно подписывать документ, так сказать, по должности. Действительно, ведь кто-то должен нести ответственность за документ, хотя и подготовленный автоматизированной системой, но используемый для принятия ответственных решений.

Возникает вопрос: возможна ли автоматическая простановка электронной цифровой подписи на документе, подготавливаемом автоматически автоматизированной системой, самой этой системой (или компьютером)? С одной стороны, казалось бы, это нонсенс - ведь в данном случае создается впечатление, что никто не несет ответственности за содержание документа - с компьютера не спросишь. Но ведь, с другой стороны, возлагать обязанность подписывать такой документ на должностное лицо, которое не в состоянии проверить его содержание и привлекать к ответственности и за недостоверность в нем сведений - тоже неправильно. Как же следует поступить?

По-видимому, простановку такой электронной подписи можно возложить на автоматизированную систему, но при условии четкого решения задачи распределения обязанностей и ответственности за качество исходной и промежуточной информации, используемой при автоматической подготовке окончательного документа компьютером, между:

субъектами, обеспечивающими подготовку исходной информации; субъектами, ответственными за разработку алгоритмов и программ обработки информации на ЭВМ; субъектами, обеспечивающими работоспособность технических средств.

Для этого должна быть разработана такая снабженная качественным организационно-правовым обеспечением технология подготовки и движения исходной и промежуточной информации в автоматизированной системе, которая в случае установления недостоверности окончательного результата, отмеченного в документе, позволила бы быстро и надежно выявить ту точку технологического процесса, в которой была допущена ошибка, приведшая к искажению окончательного результата, а также лицо, ее допустившее. В правовом плане здесь возникает необходимость урегулирования отношений по поводу обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих подготовку, обработку и передачу исходной и промежуточной информации по всем этапам ее движения, а также разработку программы для ЭВМ и обеспечение надежной эксплуатации технических средств (ЭВМ, средств связи и телекоммуникации).

Для выявления множества видов документированной информации как разновидностей объектов правового регулирования, а также комплекса общественных отношений (информационных отношений), возникающих при осуществлении действий над такими объектами, необходимо рассмотреть движение информации в информационной сфере и процедуры ее трансформации при осуществлении процессов создания, преобразования и потребления информации.

Лучшие статьи по теме