Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Иерархия селекторов. Иерархия и взаимодействие стилей LibreOffice

Аббревиатура CSS расшифровывается как Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей), где одним из ключевых слов выступает «каскад». Под каскадом в данном случае понимается одновременное применение разных стилевых правил к элементам документа - с помощью подключения нескольких стилевых файлов, наследования свойств и других методов. Чтобы в подобной ситуации браузер понимал, какое в итоге правило применять к элементу, и не возникало конфликтов в поведении разных браузеров, введены некоторые приоритеты.

Ниже приведены приоритеты браузеров, которыми они руководствуются при обработке стилевых правил. Чем выше в списке находится пункт, тем ниже его приоритет, и наоборот.

  1. Стиль браузера.
  2. Стиль автора.
  3. Стиль пользователя.
  4. Стиль автора с добавлением!important.
  5. Стиль пользователя с добавлением!important.

Самым низким приоритетом обладает стиль браузера - оформление, которое по умолчанию применяется к элементам веб-страницы браузером. Это оформление можно увидеть в случае «голого» HTML, когда к документу не добавляется никаких стилей.

Как задавать пользовательский стиль рассказывалось в (см. рис. 1.3 и 1.4).

!important

Ключевое слово !important играет роль в том случае, когда пользователи подключают свою собственную таблицу стилей. Если возникает противоречие, когда стиль автора страницы и пользователя для одного и того же элемента не совпадает, то !important позволяет повысить приоритет стиля или его важность, иными словами.

При использовании пользовательской таблицы стилей или одновременном применении разного стиля автора и пользователя к одному и тому же селектору, браузер руководствуется следующим алгоритмом.

  • !important добавлен в авторский стиль - будет применяться стиль автора.
  • !important добавлен в пользовательский стиль - будет применяться стиль пользователя.
  • !important нет как в авторском стиле, так и стиле пользователя - будет применяться стиль пользователя.
  • !important содержится в авторском стиле и стиле пользователя - будет применяться стиль пользователя.

Синтаксис применения !important следующий.

Свойство: значение!important

Вначале пишется желаемое стилевое свойство, затем через двоеточие его значение и в конце после пробела указывается ключевое слово !important .

Повышение важности требуется не только для регулирования приоритета между авторской и пользовательской таблицей стилей, но и для повышения специфичности определенного селектора.

Специфичность

Если к одному элементу одновременно применяются противоречивые стилевые правила, то более высокий приоритет имеет правило, у которого значение специфичности селектора больше. Специфичность это некоторая условная величина, вычисляемая следующим образом. За каждый идентификатор (в дальнейшем будем обозначать их количество через a) начисляется 100, за каждый класс и псевдокласс (b) начисляется 10, за каждый селектор тега и псевдоэлемент (c) начисляется 1. Складывая указанные значения в определённом порядке, получим значение специфичности для данного селектора.

* {} /* a=0 b=0 c=0 -> специфичность = 0 */ li {} /* a=0 b=0 c=1 -> специфичность = 1 */ li:first-line {} /* a=0 b=0 c=2 -> специфичность = 2 */ ul li {} /* a=0 b=0 c=2 -> специфичность = 2 */ ul ol+li {} /* a=0 b=0 c=3 -> специфичность = 3 */ ul li.red {} /* a=0 b=1 c=2 -> специфичность = 12 */ li.red.level {} /* a=0 b=2 c=1 -> специфичность = 21 */ #t34 {} /* a=1 b=0 c=0 -> специфичность = 100 */ #content #wrap {} /* a=2 b=0 c=0 -> специфичность = 200 */

Встроенный стиль, добавляемый к тегу через атрибут style , имеет специфичность 1000, поэтому всегда перекрывает связанные и глобальные стили. Однако добавление !important перекрывает в том числе и встроенные стили.

Если два селектора имеют одинаковую специфичность, то применяться будет тот стиль, что указан в коде ниже.

В примере 19.1 показано, как влияет специфичность на стиль элементов списка.

Пример 19.1. Цвет списка

HTML5 CSS 2.1 IE Cr Op Sa Fx

Список

В данном примере цвет текста списка задан зелёным, а второй пункт списка с помощью класса two выделен красным цветом. Вычисляем специфичность селектора #menu ul li - один идентификатор (100) и два тега (2) в сумме дают значение 102, а селектор .two будет иметь значение специфичности 10, что явно меньше. Поэтому текст окрашиваться красным цветом не будет. Чтобы исправить ситуацию, необходимо либо понизить специфичность первого селектора, либо повысить специфичность второго (пример 19.2).

Пример 19.2. Изменение специфичности

/* Понижаем специфичность первого селектора */ ul li {...} /* Убираем идентификатор */ .two {...} /* Повышаем специфичность второго селектора */ #menu ul li {...} #menu .two {...} /* Добавляем идентификатор */ #menu ul li {...} .two { color: red !important; } /* Добавляем!important */

Добавление идентификатора используется не только для изменения специфичности селектора, но и для применения стиля только к указанному списку. Поэтому понижение специфичности за счёт убирания идентификатора применяется редко, в основном, повышается специфичность нужного селектора.

Вопросы для проверки

1. Какая специфичность будет у селектора table.forum tr:hover p?

2. Какая специфичность будет у селектора #catalog .col3 .height div?

Speaker Deck SlideShare

В рамках данного занятия будут рассмотрены уровни стилей (абзацев) их применение, основные правила при построении стилей, а также отличия команд «Определение нового многоуровневого списка» и «Создание нового стиля списка» для многоуровневых списков

Навыки экзамена Microsoft Office Specialist (77-418):

Теоретическая часть:

  1. Уровни стилей в MS Word и создание оглавления

Видеоверсия

Текстовая версия

Из предыдущих занятий мы уже знаем, что стиль в MS Word представляет собой набор определенных форматов, которые применяются к части документа. Также, мы умеем создавать простые стили, их модифицировать и применять на участках документа.

В этом вопросе данного занятия мы рассмотрим уровни стилей, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Вообще-то, ответить на вопрос о предназначении уровней стилей можно уже сейчас – они нужны для создания структуры документа, именно видимой структуры, разделения документа на разделы и подразделы. Зачастую структура документа отображена в его оглавлении.

Здесь сделаем два небольших пояснения. Первое касается использование словосочетания «уровни стилей». На самом деле, более правильно говорить «уровень абзаца», поскольку настройка уровня относится к абзацу, да и выставляется она в диалоговом окне «Абзац», но использование данной настройки без использования стиля есть ОЧЕНЬ большая глупость, которая делает невозможным дальнейшее управление текстом. Поэтому, несмотря на то, что настройка относится к абзацу, мы ее будем называть как «уровень стилей».

Второе пояснение относится к слову «раздел». Синонимом для слова «раздел», в контексте рассматриваемого вопроса, будем употреблять слово «глава», хотя, возможно, это не совсем правильно. Также, в предыдущем занятии мы рассматривали разрывы разделов, но там разделы использовались для применения индивидуального форматирования к различным частям макета документа. Сейчас мы будем рассматривать разделы документа в контексте логического изложения материала, названия разделов будут вынесены в оглавление документа, соответственно, данные типы разделов никоем образом не соотносятся с разделами из предыдущего занятия. Таким образом, одна глава документа может содержать несколько разделов оформления макета страницы, так само как один раздел макета страницы может содержать несколько глав документа.

Перейдем непосредственно к уровням стилей

Уровень стиля выставляется в диалоговом окне «Абзац»

Выставляя стилю определенный уровень следует понимать следующее: во-первых, текст, оформленный таким стилем, будет отображаться в структуре документа, а, во-вторых — этот же текст будет использоваться для создания оглавления. Таким образом, выставление уровней применяется к таким стилям, как «Заголовок», а эти стили, в свою очередь, используются для создания разделов структурированного текста.

Максимально можно создать девять уровней вложенности, но, как показывает практика, такое количество уровней даже избыточно, т.к. в профессиональных текстах редко используются заголовки более трех уровней вложенности, а во-вторых, никто не запрещает создавать несколько стилей одного уровня. Более того, если нужно применить разное форматирование к названиям подразделов документа, создать несколько стилей одного уровня просто придется.

Создание структурированного документа

В качестве заголовков разделов документа возьмем названия первых пяти занятий, а подразделами выступят названия вопросов. Соответственно структура будет следующей:


  1. Устройство и правила построения стилей

Видеоверсия

Текстовая версия

В этом занятии мы детально изучим иерархическое устройство стилей и выведем для себя основные правила построения стилей. Несмотря на то, что все сказанное в данном вопросе, в полной мере относится как к стилям абзаца или связанных стилей (абзац + знак), так и к стилям знака, рассматривать здесь будем только стили абзаца и связанного стиля.

Иерархию устройства стилей схематически можно представить следующим рисунком.


В свете предыдущего вопроса, в котором мы рассматривали уровни абзаца и называли их уровнями стилей, следует дать небольшое пояснение относительно уровней стилей.

Иерархия стилей в документе никак не соотносится со структурой самого документа, которая была рассмотрена в предыдущем вопросе.

Отдаленную аналогию можно провести с подрядчиком, который выполняет, к примеру, строительство спортивного комплекса. Для ясности: подрядчик – стили, которые используются для оформления текста; спорткомплекс – документ со своей структурой.

Так вот, спортсменов, которые будут тренироваться в спорткомплексе, больше будет заботить то, что, к примеру, при кривой планировке, путь в бассейн, лежит через женскую раздевалку, а не то, что конструкторское подразделение не подчиняется отделу строительства у подрядчика. Другими словами, пользователю, который читает документ абсолютно не важно на каком уровне иерархии стилей находится стиль, которым оформлены примечания в документе.

Более того, если говорить о стилях по умолчанию (стили, которые находятся в шаблоне normal.dotx), то их иерархия, следующая:


При этом стиль «Обычный» не имеет уровня абзаца, стиль «Заголовок 1» имеет первый уровень, стиль «Заголовок 2» имеет второй уровень, остальные стили, как правило, тоже без уровня.

Как узнать уровень стиля в иерархии стилей в документе?

Узнать уровень стиля в иерархии стилей в один шаг можно только для стиля верхнего уровня или корневого стиля, с увеличением уровня аналогично будет увеличиваться необходимое количество шагов для определения этого самого уровня. Для того, чтобы узнать местоположение стиля в иерархии необходимо открыть окно изменения стиля и посмотреть на параметр «Основан на стиле».


Стиль «Обычный» находится на верхнем уровне иерархии, поскольку он не основан ни на одном из стилей. В тоже время, если открыть окно настройки абзаца для данного стиля, то можно видеть, что данный стиль уровня «Основной текст», другими словами, в структуре документе у него нет уровня. А теперь посмотрим на аналогичные настройки стиля «Заголовок 1» и «Заголовок 2».

Стиль «Заголовок 1»

Стиль «Заголовок 2»


Что же мы видим? Во-первых, они имеют соответствующие настройки уровня Абзаца, поэтому прекрасно подходят для построения самой структуры документа и последующего оглавления, а, во-вторых, оба эти уровня основаны на стиле «Обычный», а стиль «Обычный», как мы уже знаем, находится на верхнем уровне иерархии, соответственно и стиль «Заголовок 1» и стиль «Заголовок 2» находятся в одном шаге от верхнего уровня иерархии, т.е. на втором уровне иерархии.

Что означает иерархия стиля для документа?

Для содержимого документа ровным счетом НИЧЕГО! Читателю документа, просматривающего, допустим, рисунок 5, подраздела 3.1 абсолютно неважно, что подпись к этому рисунку выполнена стилем, который был основан на стиле «Обычный» и находится на втором уровне иерархии.

А вот для форматирования документа – ОЧЕНЬ МНОГОЕ. Сейчас самое время вернуться к первому рисунку в данном вопросе. Иерархия стилей в MS Word построена таким образом, что каждый нижний стиль в иерархии добавляет какие-то свои уникальные настройки к предыдущему.

Что это значит?

Это значит то, что если в стиле более высокого уровня сделать изменения, то они будут отображены в стилях более низкого уровня, но только если стиль более низкого уровня уже не включает в себя аналогичные изменения. Например, если создать пустой документе в Word и написать часть текста стилями Заголовок 1, Заголовок 2, добавить текст стилем «Основной текст», а потом построить оглавление, то изменив цвет шрифта стиля «Обычный» (заметьте этот стиль не использовался в оформлении документа) на красный, можно увидеть, что цвет изменился у основного текста и оглавления, а цвет стилей заголовков остался прежним. Это произошло потому, что хотя все стили, использованные в документе, и построены на стиле «Обычный», стили «Заголовок 1-2» уже включат в себя изменение цвета. Если в настройках стиля «Заголовок 1» изменить цвет шрифта на цвет по умолчанию (черный), то он будет наследовать цвет стиля «Обычный» и станет красным.

Аналогичную картину можно наблюдать, если изменить сам шрифт у стиля обычный, изменений в шрифтах заголовков не было, поскольку они используют другой шрифт.

Правила построения стилей.

Теперь, когда разобрались с иерархическим устройством стилей, самое время поговорить о правилах построения стилей и ограничениях. Часть правил пользователь просто не в силах нарушить, а часть дана в качестве рекомендации.

Первое правило – имена стилей уникальны. Здесь нельзя ничего поделать, если вы хотите создать стиль, а программа выдает предупреждение, что такой стиль уже есть, либо данное имя носит встроенный стиль, то есть два пути: первый просто изменить настройки существующего стиля и использовать его, а второй – создать стиль с несколько видоизмененным названием, например, вместо «Основной текст» создать «Основной_текст» (с нижним знаком подчеркивания), либо сильнее изменить, сохранив смысл стиля, например, «Обычный текст» и т.д.

Второе правило – стили устроены иерархически. Если вы беспорядочно использовали стили в документе, а потом, преднамеренно или нет, неважно, изменили цвет родительского стиля, например, стиля «Обычный», то не стоит удивляться, что весь текст перекрасился. Здесь тоже ничего поделать нельзя, можно только использовать это в свою пользу. Именно по умению пользоваться стилями в Word можно провести первую границу между пользователями, которые умеют работать в текстовом процессоре MS Word и пользователями, которые думают, что они умеют работать в MS Word.

Для пользователей, которые не полностью разобрались с иерархическим устройством стилей, есть два пути. Первый – это использовать схему, заложенную в Word изначально, а именно, иметь только один родительский стиль «Обычный», а все остальные стили делать на его основе. При этом очень ВАЖНО понимать, что сам стиль «Обычный» использовать в документе нельзя, для оформления простого текста есть зарезервированный стиль «Основной текст», который полностью повторяет родительский стиль. Но изменения в стиле «Основной текст» не повлекут за собой изменения в других стилях.

Более того, автор, профессионально оформив не один десяток текстов, очень редко пользовался вторым уровнем вложенности в иерархии стилей. В 99% случаев схема была такой: один родительский стиль «Обычный», который был раз настроен и нигде не использовался в документе.

Есть и второй способ его лучше не использовать, т.к. он тупиковый в развитии. Можно просто создавать стили на верхнем уровне иерархии и пользоваться ими не боясь, что изменения в одном повлекут изменения в другом. Но у этого способа есть один недостаток, который легко понять, если рассмотреть следующий пример.

Допустим вы соискатель, который настроил для себя стили и сохранил их в качестве шаблона. Всего, при оформлении стандартного научного текста, 20-40 стилей является далеко не заоблачным числом, но возьмем, к примеру, 30 стилей, которые будут использоваться при оформлении текста. В этом шаблоне есть стили на все случаи жизни: оформление текста, цитат, выделение, оформление таблиц, рисунков, текста в таблице и т.д. Но все эти стили объединяет одно – они используют один шрифт, да с разными размерами символов, с разным начертанием, но шрифт один, как правило, это Times New Roman, но не суть важно какой.

Если вы встретите издание, которое попросит оформить текст другим шрифтом?

Что нужно сделать, если пользоваться схемой стиль «Обычный» главный, но не используется в документе, а все остальные на основе стиля «Обычный»? Нужно просто изменить шрифт в одном единственном стиле, в стиле «Обычный» и шрифт измениться во всех стилях.

Что нужно будет сделать, если создавать все стили, как независимые? Придется изменить шрифт в каждом отдельно взятом стиле.

Вернемся к рассмотрению правил. Первые два правила не зависели от пользователя, он мог только принять их и использовать с выгодой для себя, остальные будут носить рекомендательный характер, соблюдать их, или нет, личное дело каждого.

Третье правило – если создается стиль, то он должен носить осмысленное название («Для рисунка», «Для подписи рисунка», «Основной текста», «Для таблицы», «Заголовки таблицы», «Название таблицы» и т.д.), это упрощает использование стилей в дальнейшем. Если создать стили с именами «Стиль 1, 2,3…», уже на следующий день вы начнете путаться, а через неделю проще будет создать новые стили.

Правило четвертое – не стоит создавать стили двойники, т.е. стили с одинаковыми настройками для одних и тех же целей. Если Word не дает создать стиль с одинаковым именем, то создать стиль с разными именами, но одинаковыми настройками можно. Два одинаковых стиля с разными названиями прозрачности оформлению текста точно не добавят. Естественно это не касается стилей, которые могут использоваться для оформления разных объектов документа. Например, можно и нужно создать стиль «Для текста в таблице», который может в точности повторять стиль «Основной текст», но вот создавать стили одинаковой функциональной направленности точно не стоит.

Правило пятое – не стоит скупиться на стили. Если есть необходимость создать стиль выделения текста, который будет отличаться от основного текста, только выделением, тогда создайте его. Каждое форматирование должно иметь свой стиль, этот основа в автоматизации оформления текста.

  1. Определение нового многоуровневого списка и создание нового стиля списка

Видеоверсия

Текстовая версия

Мы поверхностно уже рассматривали многоуровневые списки, но тема многоуровневых списков настолько интересная с точки зрения возможностей, которые она предоставляет пользователям при оформлении документов, что мы вернемся к ней не только в этом вопросе, а еще и на следующем занятии.

Итак, многоуровневый список, настройка основных параметров нам знакома, а вот такие команды выпадающего меню многоуровневого списка как: «Определить новый многоуровневый список…» и «Определить новый стиль списка…» мы пока не рассматривали.

Если провести аналогию со стилями абзацев, то команду «Определить новый многоуровневый список…» можно сравнить с ручным форматированием, а команда «Определить новый стиль списка…» позволит не только качественно настроить список, но и быстро модифицировать все экземпляры списков в документе. Также, используя команду «Определить новый стиль списка…», можно настроить несколько стилей списка, сохранить их в шаблоне документа, а потом использовать в новых документах, без необходимости повторных настроек.

Разницу легче всего увидеть на реальном примере. Создадим три одинаковых списка, однотипно отформатируем скопированные списки, используя команду «Определить новый многоуровневый список…». Для того, чтобы форматирование было применено ко всем спискам можно их выделить и произвести настройки, можно отформатировать один список и воспользоваться командой «Формат по образцу», а можно выделить список и применить соответствующие настройки списка из выпадающего меню многоуровневого списка.

Теперь, если попытаться произвести настройки нашего списка, например, изменить номер, маркер или отступы, то изменить одновременно настройки всех списков не получится. Придется снова пользоваться командой «Формат по образцу» либо индивидуально настраивать изменения для каждого списка в отдельности.

Другое дело команда «Определить новый стиль списка…» первоначальная настройка отличается от варианта, рассмотренного ранее лишь тем, что нужно дать имя создаваемому стилю, а потом уже перейти к настройкам нумерации.

После создания списка, можно заметить, что в выпадающем меню появилась дополнительный раздел «Список стилей». Применение стиля многоуровневого списка ничем не отличается от такового для абзаца списка, достаточно установить курсор на абзац, который должен быть списком и выбрать соответствующий стиль списка.

Самое интересное – это внесение изменений в уже созданные списки, если первоначальное форматирование было произведено правильно, и каждый список имеет свой стиль, то для внесения изменений не нужно ничего выделять, не нужно искать сами многоуровневые списки в документе, достаточно просто внести изменения в соответствующий стиль списка и удостоверится, что исправления коснулись необходимых экземпляров списка.

В качестве резюме для данного вопроса можно сказать, что для списков в документе тоже следует создавать свои стили. В этом случае не только упростится последующие редактирование списков в документе, но появится возможность сохранить настройки в шаблоне документа.

Практические задания:

В практической части вы найдете задания по прошедшему занятию. Задание расписано по пунктам, поэтому выполнение не должно составить большого труда. После выполнения у вас есть возможность сравнить свой вариант с подготовленным лектором ответом. Настоятельно рекомендуется смотреть решение только после того, как вы выполнили задание самостоятельно.

Задание 1. Создание стилей с уровнями.

  1. Открыть документ , который получился в результате выполнения практических заданий пятого занятия.
  2. Заполнить текстом второе занятие (текст взять с сайта и скопировать в режиме сохранения только текста).
  3. Создать пять стилей заголовков второго уровня (на основе стиля «Заголовок 2») с именами ЗГ2_1…ЗГ2_5. Никаких дополнительных параметров изменить не нужно.
  4. Отформатировать все заголовки второго уровня в тексте созданными заголовками второго уровня (каждый для своего заголовка первого уровня, например, для первого занятия – это ЗГ2_1, для второго ЗГ2_2 и т.д.)
  5. Сохранить документ для выполнения следующего занятия под именем Практика 6.

Посмотреть решение

Задание 2. Создание стилей многоуровневых списков.

Посмотреть решение


В разделе рассматриваются основные свойства стилей, общие для всех типов стилей LibreOffice и некоторые особенности стандартных стилей.

Типы стилей

Набор типов стилей различен для каждого из модулей LibreOffice. В следующей таблице приведен список стилей, доступных в модулях.

Writer:
Стили страницы - задают оформление полей, колонтитулов, обрамление, разбиение на колонки и фон.

Стили абзаца содержат настройки абзацев(заголовков): гарнитуру, кегль, междустрочный интервал (интерлиньяж), отступ первой строки, отступы слева и справа и другие.

Стили символа включают настройки отдельных символов внутри абзаца (гарнитура, кегль, эффекты шрифта). Данный стиль может быть применен как к отдельному символу в абзаце, так и к целому слово или группе слов.

Стили врезок используются для форматирования графических и текстовых врезок, включая переходы на новую строку, границы, фон и полосы.

Стили списка определяют выравнивание, тип нумерации или маркеров, и шрифты для нумерованных и ненумерованных списков. Сами по себе они не используются. Стили списка применяются к стилям абзаца в диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация».

Calc:
Стили ячейки в электронных таблицах Calc относятся к шрифтам, выравниванию, границам, фону, форматам чисел (например, валюта, дата, номер) и защите ячеек.

Cтили страницы содержат параметры вывода листов на печать или экспорта в PDF.

Impress и Draw:
Стили рисунков относятся к линиям, областям, теням, прозрачности, шрифту, соединителям, размерам и другим атрибутам.

Стили презентации определяют атрибуты шрифта, отступов, расстояний, выравнивания и табуляции.

Base и Math не содержат собственные стили, однако к объектам из Base и Math могут применяться стили тех модулей, в которые они вставлены. Например, к формулам могут быть применены стили врезок Writer.

Взаимодействие стилей

В LibreOffice стили взаимодействуют друг с другом, некоторые стили не применяются сами по себе. К последнему типу можно отнести стили списка, которые задают оформление маркеров и нумерацию, но применяются они только во взаимодействии со стилем абзаца. В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация» в разделе «Нумерации» стилю абзаца присваивается стиль списка.
Стили символа могут использоваться по отдельности, но часто они привязываются к стилям списков для придания оформления маркерам(нумерации) и к стилям абзаца для создания буквиц. Пример привязки стилей символа к другим стилям приведен в разделе Сложная автонумерация заголовков .

Стили страниц также могут быть привязаны к стилю абзаца. Дело в том, что абзац в LibreOffice Writer первичен. Без абзаца невозможно создать новую, даже и пустую, страницу. В программах класса LibreOffice Writer просто не существует полностью пустых страниц без абзацев. Отсюда и ошибочная привычка большинства пользователей делать новую страницу многократным нажатием клавиши «Enter» .

В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Положение на странице» в разделе «Разрыв», можно задать разрыв с использованием конкретного стиля страницы.

Например, во многих книгах главы начинаются с новой страницы. Чтобы вручную не ставить разрывы можно задать разрыв в стиле заголовка и разрывы будут делаться автоматически.

Приоритет стилей и форматирования

В LibreOffice Writer для оформления текста используется несколько типов стилей. Так один абзац может иметь стиль абзаца, а некоторым элементам внутри этого абзаца может быть присвоен стиль символа. Поэтому настройки оформления в стиле символа имеют больший приоритет.

Действует это следующим образом, допустим, всему абзацу задан стиль абзаца с шрифтом 12 кегля в обычном начертании, а отдельному слову в абзаце присвоен стиль символа с 14 кеглем и жирным начертанием. Теперь, если задать новый стиль абзаца с шрифтом 10 кегля, то оформление отдельных слов(к которым был применен стиль символа) не изменится и будет так же иметь 14 кегль.

Аналогичным образом дело обстоит и с ручным форматированием. Если вручную сделать некоторые слова и символы в абзаце в жирном начертании, то при изменении стиля абзаца эти символы сохранят свое начертание. На рисунке 19 букве «n» в слове nervously и слову darkness было сделано ручное форматирование. Затем был изменен стиль абзаца, но стиль символов не изменился.

Рисунок 19: Ручное форматирование текста
Именно в этом и заключается зло ручного форматирования. О том как сбросить ручное форматирование написано в разделе Отмена форматирования .

Очень часто, курсивом помечаются слова, которые впервые употребляются в тексте и заносятся в алфавитный указатель. Даже для придания курсивного начертания лучше использовать стиль символа, а не ручное форматирование с помощью кнопки на панели инструментов. Во-первых, стили символа легко изменить. Во-вторых, стили символа легко сбросить. Представьте если в документе содержится сто таких слов. При ручном форматировании работы будет на несколько часов. С использованием стилей - несколько минут.

Иерархия и наследование

Если взглянуть на стандартные стили в LibreOffice Writer в режиме сортировки «По иерархии», то можно заметить, что стиль абзаца «Базовый» включает в себя все остальные стили абзацев, т.е. явяется родительским стилем по отношению ко всем остальным.

Эта функция называется наследованием свойств стилей и работает следующим образом. Допустим, базовому стилю задан шрифт 12 кегля в обычном начертании и гарнитурой Sans. Теперь необходимо создать стиль заголовка, который будем иметь абсолютно те же свойства, но только с жирным начертанием. Чтобы не задавать в новом стиле заголовка все параметры заново, он просто наследует их из родительского стиля, но с одним отличием в начертании.

Такое поведение позволяет не только экономить время, но и имеет дополнительный смысл. А что если всему тексту в документе требуется заменить гарнитуру с Sans на Serif? Нет ничего сложного, просто меняем гарнитуру в родительском стиле. Потомки автоматически унаследуют это изменение. Но если в каком то из потомков гарнитура указывалась явно, то изменение гарнитуры не унаследуется.

В диалоге создания и редактирования стилей на вкладке «Управление» в разделе «Параметры», перечислены все параметры стиля.

Как видно, стиль «АМ_Базовый_Заголовок» не наследует ничьи свойства. Стиль «АМ_Заголовок (14)» наследует параметры «АМ_Базовый_Заголовок», но при этом имеет часть собственных параметров, которые и перечислены в разделе «Параметры».

Для дочерних стилей в разделе «Параметры» на вкладке «Управление» перечисляются только переназначенные свойства. Эти свойства остаются неизменными при изменении свойств родителя.

Функция наследования доступны для всех типов стилей, но чаще всего она применяется в стилях абзаца. Эффективное применение данной функции требует определенного планирования перед созданием стилей.

Уровни структуры

Уровни структуры - одна из важнейших характеристик стилей абзаца. Именно она является отличительной особенностью стилей абзаца и стилей заголовков. Уровни структуры важны при создании автоматического оглавления и автонумерации заголовков.

В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация» заголовкам присваивается уровень структуры от 1-го до 10-и.

Рисунок 23: Уровни структуры

Уровни структуры позволяют настраивать сложную автонумерацию заголовоков и создавать сложные оглавления. Подробнее смотрите в разделах Сложная автонумерация заголовков и Автоматическое оглавление

Условные стили

Условные стили существуют только во Writer и их часто путают с функцией условного форматирования в Calc. Условный стиль во Writer позволяет задать различные варианты оформления текста в зависимости от условия. Условием выступает контекст (тип) текста (таблица, верхний колонтитул, нижний колонтитул, сноска и т.д.). Другими словами, один и тот же условный стиль может иметь одно форматирование если он находится в верхнем колонтитуле, другое форматирование если он находится в нижнем колонтитуле и т.д.

Условный стиль является стилем абзаца, поэтому в стилисте для них нет отдельной вкладки. Но есть режим сортировки «Условные стили». В LibreOffice по-умолчанию существует только один условный стиль, которому не заданы никакие условия.

Другим нюансом является то, что стиль можно сделать условным только при создании. Делается это в диалоге создания стиля абзаца на вкладке «Условие» путем установки соответствующей галочки.
Если стиль был создан не как условный, то при его редактировании вкладка «Условие» будет отсутствовать, поэтому ранее созданный стиль невозможно сделать условным. Условный же стиль содержит данную вкладку. На ней можно редактировать условия применения стиля, но невозможно отключить параметр «Условный стиль». Это не критично и по большому счету не мешает, если стилю не заданы условия.

Условие (контекст) применения стиля задается путем выбора в списке «Контекст» условия применения стиля, в списке «Стиль абзаца» применяемого стиля и нажатием кнопки «Применить»(не путать с кнопкой «Применить», которая находится ниже) под списком «Стиль абзаца». Удаляется условие аналогичным образом с помощью кнопки «Удалить».

Как видно, по сути, при применении условия происходит просто замена стиля. Поэтому я не нашел практического применения данной функции. Но она есть и, возможно, кто-то найдет ей достойное применение.

Стандартные стили

Хочет того пользователь или нет, но он всегда пользуется стилями. Это касается и пользователей Microsoft Office. Стандартные стили вшиты в LibreOffice. Их нельзя удалить. Некоторые стили даже нельзя перенастроить. Например, стиль «Базовый». Если отсортировать стили в стилисте в режиме «По иерархии» (надеюсь вы выучили как это делать), то можно увидеть, что стиль «Базовый» является родительским для всех остальных стилей.

Стандартные стили заголовков также частично заблокированы для редактирования. Можно настроить гарнитуру, начертание, отступы, но нельзя изменить уровень стандартного стиля.

В LibreOffiice отсутствует понятие без стиля. При создании нового документа, вводимому тексту присваивается стиль «Базовый». К сожалению, программы не способны читать мысли людей и присваивать стили нужно вручную. О том как эффективно это делать написано в разделе Применение стилей.

Таким образом, стандартные стили подразделяются на две логических группы. Первая группа — стили, который требуются для обеспечения функционала офисного пакета. Они автоматически применяются для форматирования создаваемых пользователем объектов, таких как указатели, таблицы, врезки, подписи и т. д.

Вторая группа — стили, применяемые самим пользователем. Они используются для создания логической структуры документа и оформления его основных разделов.

К первой группе как раз и относится стиль «Базовый». О применении остальных стилей речь пойдет в следующем разделе.

Об использовании стандартных стилей

На самом деле, я не рекомендую применять стандартные стили. Первая причина в том, что зачастую они просто не удовлетворяют требованиям большинства пользователей. Элементарно, в большинстве документов в РФ используется шрифт Times New Roman. И я не говорю о других псевдо-стандартах.

Вторая причина кроется в сложности наследственных отношений между стандартными стилями. Модификации в одном стиле могут отразиться в потомках и в итоге получится неразбериха.

Третья причина - это создает проблемы другим пользователям, которые работают с вашим документом и не в курсе всех ваших настроек.

Гораздо лучше создать собственный набор стилей. Это спасет вас и ваших коллег от путаницы. Также при необходимости, можно сохранить стили в шаблоне, а сохраненный шаблон назначить шаблоном по умолчанию. Как это сделать написано в разделе «Изменение стандартного шаблона ».

При создании собственных стилей, рекомендую в названиях давать им оригинальные префиксы, чтобы они не пересекались со стандартными стилями и не заменяли их. Например, для оформления своего диплома я присваивал стилям префикс «АД», руководствам присваиваю префикс «АМ» (от английского manual - руководство). Букву А использую для удобства сортировки стилей.

Копирование и вставка текста из других источников

И ещё несколько слов об использовании стилей вообще. При копировании текста из других источников, будь то другой документ или веб-страница, вместе с текстом обычно копируется и его форматирование (в том числе и стили). Чтобы скопированные стили не перебивали уже имеющиеся в документе, необходимо использовать специальную вставку «Правка → Вставить как» (Ctrl + Shift + V) в режиме «Текст без форматирования».

Термин «когнитивный стиль» достаточно многозначен. Порой под понятием «когнитивный стиль» понимается именно «познавательный стиль». В этом смысле когнитивные стили являются проявлением индивидуального своеобразия склада ума и, по мнению М.А. Холодной , выступают в качестве частной формы индивидуальных « познавательных стилей » , которые являются характеристикой индивидуально -своеобразного способа изучения реальности.

К настоящему времени благодаря накопленной информации в области исследования стилей мышления сложилась определенная иерархия в самих подходах к классификации стилей. Констатируются четыре типа стилевых свойств интеллекта : стили кодирования информации, когнитивные, интеллектуальные , эпистемологические стили. Внутри каждого типа разными авторами разработано несколько классификаций с разной степенью изученности. Далее определения стилей цитируются по нижеприведенной работе М.А. Холодной .

2.1. Стили кодирования информации

Стили кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир.

Работы по проблеме индивидуальных различий на физиологическом уровне в рамках своего учения о двух сигнальных системах коры головного мозга были выполнены русским ученым И.П. Павловым. Первая сигнальная система (1-я СС) осуществляет анализ и синтез непосредственных взаимодействий внешней и внутренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы). Вторая сигнальная система (2-я СС) обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы). При этом Павлов особо подчеркивал взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем, поскольку они в принципе не могут функционировать автономно или параллельно .

По И.П. Павлову, преобладание первой сигнальной системы дает основания для формирования личности «художественного типа » (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т.п.), преобладание второй сигнальной системы способствует формированию личности «мыслительного типа » (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т.д.) . И.П. Павлов описал два базовых способа кодирования информации, соответствующих особенностям строения и функционирования головного мозга: чувственно-наглядный и словесно-речевой. Как было показано последующими исследователями, характер соотношения сигнальных систем оказывает существенное влияние на процессы переработки информации. Например, преобладание 2-й СС у школьников проявляется в большей самостоятельности в процессе решения задач, в более эффективном использовании подсказки, а преобладание 1-й СС проявляется в склонности к шаблонным умозаключениям. Учащиеся с легкой вербализацией знаний характеризуются теоретическим типом мышления, а другие – практическим типом мышления.

В современной психологии проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации преобразовалась в проблему межполушарной специализации, в которой чувственно-образная форма презентации действительности закреплена за правым полушарием, а вербально-логическая за левым. При этом эмпирически доказано непрерывное взаимодействие полушарий, т. е. наличие процесса постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта.

Ряд авторов описали несколько разных типологий способов кодирования информации. Дж. Брунер (цит. по ) представил три способа субъективного представления информации: в виде предметных действий, наглядных образов и языковых знаков. Л.М. Веккер (цит. по ) выделял три языка переработки информации: знаково-словесный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер предложили три сферы «сенсорного опыта» человека: визуальную, аудиальную и кинестетическую, последний подход разрабатывался в рамках нейро-лингвистического программирования (НЛП) . Стили кодирования информациизависят от того, какой из анализаторов сенсорных модальностей является доминирующим в оценке информации (зрительный, слуховой, кинестетический и др.). На этом основании были выделены три основных типа людей: «визуалы », «аудиалы » и «кинестетики ». Человек в зависимости от того, какой тип сенсорной модальности у него преобладает (т.е. является ведущим), принимает и обрабатывает информацию об окружающем мире. «Поэтому для визуала типичная познавательная позиция – смотреть, представлять, наблюдать; для аудиала – слушать, говорить, обсуждать; для кинестетика – действовать, чувствовать, ощущать» . Согласно Дж. Брунеру, мера интегрированности разных способов кодирования информации характеризует уровень интеллектуального развития субъекта (цит. по ). М.А. Холодная, объединяя эти подходы и основываясь на эмпирических исследованиях, обозначает четыре основные модальности опыта:

1) знаки (словесно-речевой способ кодирования информации);

2) зрительные образы (визуальный

3) предметные действия (предметно-практический способ кодирования информации);

4) сенсорно-эмоциональные впечатления (сенсорно-эмоциональ-ный способ кодирования информации) .

Мера выраженности того или иного способа кодирования информации характеризует соответствующий стиль кодирования информации.

Наличие индивидуально-своеобразных способов кодирования информации играет важную роль в успешности обучения. Хрестоматийным является пример с Альбертом Эйнштейном, который долгое время был неуспевающим учеником. Это объясняется именно несоответствием методов обучения в традиционной школе, которые больше «опирались» на левое полушарие, с визуальным способом кодирования информации, присущим Эйнштейну, по словам самого великого физика.

Запятые, которые разделяют селекторы, позволяют «разделять» декларации между селекторами. Правило, которое продемонстрировано ниже, указывает, что все элементы i, элементы класса «warning» и элементы с идентификатором id «important» будут подчеркнуты.

I, .warning, #important { text-decoration: underline; }

Правила селекторов

Если правила конфликтуют:

  • Правило с более специфичным селектором идет первым;
  • Если два селектора имеют одинаковый уровень специфичности, правило, которое указано позднее в документе, идет первым.

Как определяется специфичность селектора

Допустим, ваши селекторы объединены в следующем порядке и те, что наверху имеют самый высокий уровень специфичности

  1. Декларации в атрибутах стиля идут без селектора и обладают самым высоким приоритетом.
  2. Селекторы с атрибутом идентификатора id (например, h1#foo {}) являются следующими по важности в иерархии.
  3. Селекторами с другими атрибутами (например, h1.foo и a) или (например, a:hover) размещаются следующими в иерархии наиболее важных.
  4. Селекторы без других атрибутов кроме имени элемента (например, h1) занимают следующую строчку в иерархии наиболее важных.
  5. Универсальный селектор (*) обладает наименьшим приоритетом.

Для корректного определения точного значения специфичности, пройдите следующий процесс:

  1. Начните со значения 0.0.0.0.
  2. Если вы найдете декларацию в атрибуте стиля, вы должны изменить первую цифру на 1, что даст вам 1.0.0.0. Тогда вы получаете самое высокое значение специфичности и необходимости в дальнейших расчетах нет.
  3. Каждый раз, когда наступает условие 2, добавьте 1 ко второй цифре. Например, для ol#foo li#bar добавьте 2 (1 за каждый id), что дает вам 0.2.0.0.
  4. Каждый раз как вы сталкиваетесь с третьим случаем, добавьте единицу к третьей цифре. Например, для ol#foo li#bar a добавьте 1, что дает вам 0.2.1.0.
  5. Каждый раз, когда выполняется условие 4, добавьте 1 к четвертой цифре. Например, для ol#foo li#bar a добавьте 3 (по одном за каждое имя элемента), что дает нам 0.2.1.3

Когда вы сравниваете специфичность двух селекторов, начните с самых больших цифр слева. Число, которое больше другого, будет более специфичным. Если они равны, идите дальше и сравнивайте следующие цифры.

Каскад

Правила стиля могут определяться веб-дизайнерами в трех различных местах:

  1. Во внедренном стиле
  2. Во внешней таблице стилей (на которую ссылается HTML-файл или которая импортируется)
  3. В строке элемента

Внедренные таблицы стилей

Внедренные таблицы стилей могут быть обнаружены в элементе стиля в верхней части HTML-страницы. Следующий код демонстрирует пример страницы со встроенной таблицей стилей:

Embedded Style Sheet

WARNING

Don"t go there!

Лучшие статьи по теме