Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Вконтакте
  • HTC Vive обзор шлема виртуальной реальности от Valve. Обзор на Шлем виртуальной реальности HTC Vive

HTC Vive обзор шлема виртуальной реальности от Valve. Обзор на Шлем виртуальной реальности HTC Vive

Виртуальная реальность – это когда целая комната вдруг оживает на Ваших глазах, превращаясь в иной магический мир. И сегодня погрузится в этот мир с головой можно с помощью систем виртуальной реальности, например, такой как HTC Vive.

Виртуальная реальность HTC Vive — Отзывы

Подобно Oculus Rift — самой известной системе виртуальной реальности — HTC Vive работает на высокопроизводительных игровых ПК. Она соединяется с компьютером с помощью длинных кабелей. Кроме гарнитуры виртуальной реальности, система Vive также оснащена специальными устройствами, которые крепятся на руками и на ноги. Пара контроллеров движения и два светоизлучающих блока переносят Вас из реального пространства в виртуальное.

В виртуальную реальность попадаете не только Вы, но и часть Вашего дома.

Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Эти две системы очень похожи. Недостатком является то, что для обеспечения работы Вам понадобится большой, довольно мощный ПК с Windows, к которому система должна быть подключена с помощью проводов.

В Vive была добавлена возможность, находясь в виртуальной реальности, использовать не только свои глаза и голову, но также руки и тело.

HTC Vive предлагает комплексную гарнитуру для отслеживания движения, два беспроводных контроллера движения и две маленькие, жужжащие, лазерные светоизлучающие коробочки, которые сканируют комнату, создавая в рамках вашего движения пространство виртуальной игры. Плюс, наушники, крепежные скобки для лазерных коробочек, адаптеры питания, а также большое количество проводов.

Oculus Rift стоит меньше, но и поставляется только с гарнитурой, одним датчиком движения, пультом дистанционного управления и игровым контроллером Xbox One. Компания Oculus разработала свои собственные контроллеры движения, получившие название Oculus Touch, но в продаже они появятся только в следующем году, и пока не известно по какой цене.

Система Vive представляет собой результат сотрудничества между компанией электроники HTC и PC игр, издающей программное обеспечение Valve. Именно поэтому Valve предлагает своим пользователям на старте приличную горсть SteamVR игр, многие из которых ещё не доступны на других системах (но будут доступны в этом году). Кроме того, Vive поставляется с несколькими бесплатными играми, причем отличными: Job Simulator, The Lab и Fantastic Contraption.

Подготовка к работе

По своим возможностям эта система не имеет себе равных. Она подарит Вам самые лучшие впечатления от виртуальной реальности, по крайней мере на сегодняшний день.

В HTC Vive много приспособлений

При тестировании я подключил Vive к солидному ноутбуку Clevo под управлением видеокарты, рассчитанной на уровень настольного компьютера. И тут же почувствовал себя как киберпанк из романа 90-х годов.

Гарнитура Vive огромная и выпуклая, она напоминает по очертанием голову паука. Её легко можно надеть на обычные очки. На голове удерживается с помощью толстых ремней и липучек. От гарнитуры вдоль спины спускаются провода: толстый трос из трех шнуров, которые подключаются к коробочке. Разъем для наушников свисает сзади, и к нему Вы можете подключить или свои собственные наушники, или использовать те, которые идут в комплекте. Трос системы Vive имеет длину около 15 футов (4,5 метра), благодаря чему Вы можете свободно блуждать в ней по комнате.

В системе HTC Vive очень хорошие джойстики-контроллеры, хотя и немного странной формы: кольцевой диск из пластика, переходящий в рукоятку, на которой расположены несколько кнопок спереди и сбоку, триггеры и большой вогнутый интерактивный диск, который похож на огромный трекпад. В контроллерах есть тактильная вибрация и аккумуляторные батареи.

При сжимании палочек и нажатии на спусковые крючки, возникает ощущение, что Вы хватаете вещи и поднимаете их. Во время игры, в системе VR Вы не видите контроллеры, поскольку они превращаются в другие вещи. Так, в приложениях для рисования, таких как Google, Tilt Brush, они превращаются в крутящуюся палитру и кисти. В игре Job Simulator, они становятся бестелесными мультяшными белыми рукам в перчатках. Во многих других играх, они становятся оружием.

Хитрым трюком Vive – это пространственное распознавание магии, которое происходит посредствам двух световых коробочек, которые подключаются к розетке, но не к вашему компьютеру. Они излучают свет, чтобы помочь правильно расположить голову, руки и ноги.

Масштабная комната VR и клетка в реальности

Систему Vive можно использовать не только стоя неподвижно или сидя, как Oculus Rift, но и двигаясь, благодаря масштабной комнате VR. Кстати, «масштабируема комната VR» основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive. Но для того чтобы воспользоваться данной опцией, Вам понадобится по крайней мере 6,5 на 5 футов (2 на 1,5 метра) свободного пространства, а расстояние между световыми коробочками должно составлять 16 футов (4,9 метра) по диагонали, причем они должны быть установлены в пределах прямой видимости друг от друга, предпочтительно высоко в воздухе.

Инструкция по установке Vive относительно проста. Вам нужно скачать программное обеспечение, откалибровать пол и подключить световые коробы и гарнитуру. На все эти манипуляции уйдет около получаса.

После того, как Vive отсканирует комнату, нужно надеть гарнитуру, и следовать указаниям Valve инструкций. Ощущения необычные… Пол под ногами растекается, а Vive контроллеры парят в воздухе.

Плавающий вокруг вас роботизированный глаз говорит, какие кнопки нужно нажимать на контроллерах, чтобы управлять объектами в виртуальной реальности. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед Вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что Вы достигли края вашего (реального) мира. Это может быть стена, шкаф или любой другой объект, находящийся в комнате.

Каждый шаг, который Вы делаете в реальном мире, становится шагом в виртуальном. Поэтому чем больше Ваша виртуальная комната, тем лучше. В реальном мире может казаться, что места много, но в VR возникает ощущение, что клетка реальности ограничивает свободу.

Chaperone: Ваше всевидящее око

Блуждание по комнатам в непрозрачной гарнитуре, ослепляющей в реальном мире, заставляет Вас нервничать? В шлеме HTC Vive есть камера, которая помогает видеть, и она активируется каждый раз, когда Вы оказываетесь рядом с границей виртуальной комнаты. Неожиданно перед глазами появляются очертание мебели, рук и ног, как в рентгеновском излучении, в виде «тепловой карты».

Но Vive не чувствует мебель, домашних животных или детей, которые могут оказаться на Вашем пути. Но, если Вы выключите Chaperone, то словно прозреете, поэтому данная функция единственная возможность следить за реальным миром.

Глюки в матрице

Периодически из-за первоначально неправильно отрегулированных настроек, контролеры ускользают из поля зрения системы. Так, если один из беспроводных контроллеров или один из двух световых коробов выпадет из диапазона датчика, виртуальный мир в играх смещается, в результате может казаться, что пол у Вас над головой, а небо под ногами. Чтобы исправить это, придется перезапустить систему заново.

Энтузиазм HTC Vive, и то, что впереди

Во время тестирования системы, было опробовано более 100 игры для Vive. Некоторые работали просто потрясающе, например, ультрареалистичная игра Cloudlands VR Minigolf. Другие, такие как TheBlu, напоминали расширенные демо версии игр. В одни играть было удобно, в другие, нет. Ряд из них, например, SteamVR, не работали с включенными контроллерами устройства: для их запуска требовались игровой контроллер Xbox One или мышь и клавиатура.

Вот что действительно интересно, так это поход в магазин приложений Valve для VR. В нем, в отличие от Oculus, Вы найдете не только специализированное аппаратное обеспечение для Vive.

Больше всего Вы найдете, конечно же, игр, но кроме них есть ещё полномасштабные приложения рисования (Tilt Brush) и лепки (SculptrVR). Кроме того, интерактивный документальный фильм об Apollo 11.

Итог

Вы быстро привыкните к настройке VR, а также к её оборудованию. Вы точно полюбите эту систему. Правда, возможно, не захотите вкладывать деньги во всё это оборудование прямо сейчас. Это вполне понятно, учитывая цену, а также то, что оказаться в виртуальной реальности можно используя более дешевые Google Cardboard и Samsung Gear VR, работающие на смартфонах.

Но система HTC Vive это совершенно иной уровень. Это предмет научной фантастики; чистая магия. Магия с продолжением. Данная технология будет продолжать развиваться, станет со временем беспроводной и легкой. Vive конечно не единственная подобная система на рынке, но на сегодняшний день, она Ваш лучший билет в виртуальный мир. Она предлагает контроллеры движения и всю систему слежения за комнатой в комплекте, но систему нельзя назвать компактной, для создание клетки реальности нужно пространство.

Если Вас не смущает громоздкость, большое количество проводов и деталей для синхронизации, и конечно же, цена 800 $, то Вам непременно стоит купить HTC Vive.

Система виртуальной реальности HTC Vive – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вот уже много лет магазины цифровой техники завлекают покупателей всевозможными интерактивными развлечениями. Начиналось все с подключенных к большому телевизору игровых консолей с двумя джойстиками для парной игры в FIFA или Mortal Kombat. Продолжилось контроллером движений Microsoft Kinect, а после спада его популярности трансформировалось в гоночные симуляторы с рулем, педалями, автомобильным креслом и несколькими телевизорами, объединенными в большущую мультипанель. В этом же году главным писком моды стали шлемы виртуальной реальности – и именно демо-стенд с HTC Vive (он же Steam VR) меня любезно пригласил протестировать интернет-магазин КТС .

Ремарка: была возможность взять HTC Vive домой для более тщательного изучения, но, к сожалению, ни одна из комнат моей квартиры по площади и особенностям расстановки мебели не подошла для установки и последующий эксплуатации устройства (о требованиях к игровой зоне ниже по тексту).

Что в коробке?

В США шлем HTC Vive стоит $800, но с доставкой в наши края обошелся в чуть больше чем $1000. Полученная по почте коробень оказалась немаленькой: помимо самого шлема в ней нашлись два беспроводных контроллера движений для левой и правой руки, два датчика считывания положения игрока в пространстве (вешаются на стены), а также связка длиннющих проводов (к примеру, длина спаренного кабеля подключения шлема к компьютеру HDMI+USB составляет 5 метров).

Насколько мощный ПК и насколько большая комната нужны?

Выложить тысячу долларов за шлем HTC Vive – это еще только полдела. Для его работы требуется компьютер примерно такой же стоимости. В минимальных системных требованиях указан процессор Intel Core i5 (хватает и Core i3, проверено) или AMD FX 8000, 4 ГБ оперативной памяти (это зависит от конкретной запускаемой игры, для ААА-проектов нужно все 8 ГБ) и видеокарта NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 (казуальные игры, которых в каталоге Steam VR большинство, без проблем запустятся и на более слабой видеокарте).

Если несоответствующий системным требованиям ПК можно проапгрейдить, то требованиями к площади игровой зоны все сложнее (не съезжать же ради HTC Vive на новую квартиру). Минимальная игровая площадь составляет 1,5х2 метра. Казалось бы, не так уж и много, но на деле в эту зону не должны попадать ни стол, ни диван, ни прочая мебель. Иначе рискуете попасть впросак: не сможете взаимодействовать с игровым объектом, который находится внутри, к примеру, дивана. Максимальная же площадь игровой зоны может достигать 4,5х4,5 метра.

Сложен ли первый запуск?

Основная трудность – развесить по противоположным углам комнаты, причем желательно под самым потолком, пару датчиков позиционирования. В офисе с этим проблем не возникло (воспользовались крюками крепления проектора и камеры видеонаблюдения), но дома, скорее всего, пришлось бы сверлить стены. Программная же настройка занимает минут десять-пятнадцать: нужно установить конфигурационное приложение HTC Vive, дополнительное приложение Steam VR, обновить драйвер видеокарты (если вы этого не делаете регулярно) и откалибровать шлем и беспроводные контроллеры движений.

Удобно ли сидит на голове и сочетается ли с диоприйными очками?

Многочисленные жалобы хиляков, что HTC Vive якобы тяжелый (целых 400 грамм!) и из-за него быстро устает шея, лично я подтвердить не могу. За полный рабочий день (с 9 до 18), проведенных за тестированием шлема, ни шея, ни глаза нисколечко не устали. Все благодаря широким эластичным ремням крепления. Хотя один раз я ошибочно испугался за зрение: сняв шлем, стал плохо видеть, но, как оказалось, банально запотели мои диоприйные очки. В шлеме действительно жарковато: он очень плотно прилегает к лицу, свет и воздух просачивается лишь через тонюсенькую щель вокруг носа. К тому же, во время работы шлем немного греется (с лицом нагретые поверхности не контактируют). В комплекте поставляется сменный поролоновый ободок, контактирующий с лицом.

С диоприйными очками HTC Vive совмещается без проблем: по бокам сделаны вырезы для дужек, а в придачу можно отодвинуть родные линзы шлема подальше вперед. Но, конечно, все зависит от конкретной оправы: элегантные тонкие очечки поместятся, а толстенные хипстерские на пол-лица – нет. Пользователи же с небольшими проблемами зрения говорят, что им вполне комфортно играть в шлеме и без своих очков.

Помимо расстояния от глаз до линз шлема, отрегулировать можно и расстояние между глазами (межцентровое расстояние). К тому же, к Vive можно подключить любые наушники, будь-то большущие накладные с эффектом объемного звука или легкие вкладыши, в которых кажется, что ты вообще без наушников.

Зернистая ли картинка и чувствительные ли контроллеры движений?

Внутри HTC Vive установлены два OLED-дисплея с разрешением 1080х1200 точек (суммарное разрешение 2160х1200), частотой обновления 90 Гц и углом обзора 110 градусов. В итоге изображение хоть и зернистое, но зато плавное при вращении головой (в Google Cardboard движения рваные). Но зернистость – понятие относительное: в играх с гладкими одноцветными текстурами она сильно бросается в глаза, тогда как, например, в виртуальном лесу или в ночных локациях почти не заметна.

Движения что головы, что рук отслеживаются отлично: задержек при перемещении нет, прицеливание из виртуального оружия точное. Контроллеры ложатся в руки как влитые и, порой, возникает странное, почти что материальное ощущение, что берешь в руку предмет из игры (пистолет или меч, пусть даже они нарисованы ничуть не лучше, чем в Minecraft). Помимо настенных датчиков движения на шлеме установлена камера, которая снимает комнату и в критических ситуациях сообщает игроку, что он подходит слишком близко к стенам или мебели.

С какой игры начать?

Де-юре HTC Vive поддерживает не только любые игры из библиотеки Steam, но и любые игры вообще. Но де-факто преобладающее большинство из них запускаются только в режиме Desktop Theatre – эффект присутствия в комнате с огромным телевизором, на котором транслируется игра. Неплохо, но не впечатляет.

Совсем другие эмоции дарят игры, созданные специально для шлемов виртуальной реальности. Ознакомившись с несколькими десятками игрулек, посоветовать для первого знакомства могу две: VRMultigames и Spell Fighter VR (обе бесплатные). Первая представляет собой набор казуальных забав, самой зрелищной из которых является бой с дронами (отлично ощущается масштабность игрового уровня). Вторая же порадует достойной по меркам VR графикой (немного напоминает Skyrim) и глубоким эффектом погружения – временами я по-настоящему терялся в пространстве, аж ноги подкашивались.

Лучше или хуже, чем Oculus Rift?

По сравнению с HTC Vive, конкурирующий шлем Oculus Rift имеет ряд недостатков. Во-первых, он менее тонко настраивается под конкретного человека (нельзя регулировать расстояние от глаз до линз), а вместо личных диоприйных очков человека предлагается использовать комплектные диоприйные линзы. Во-вторых, шлем менее плотно прилегает к лицу, заметны просветы почти по всему периметру. В-третьих, из-за отсутствия контроллеров движения (в комплекте поставляется обычный геймпад от Xbox One) шлем несовместим c играми, где задействованы руки. Но есть у Oculus Rift и преимущества. Это в первую очередь более доступная стоимость ($600 в США), а во вторую – минимальные требования к игровой площади (играть можно, сидя за компьютерным столом). Разрешение экрана у обоих шлемов одинаковое.

В сухом остатке

Если вас не впечатлила мобильная виртуальная реальность (Google Cardboard или Samsung Gear VR), обязательно дайте этой, бесспорно, сверхперспективной технологии второй шанс уже с компьютерным устройством HTC Vive. Качество экрана и уровень прорисовки графики в играх у компьютерной виртуальной реальности примерно на том же уровне, что и у мобильной. Но когда в виртуальный мир попадают не только глаза, но и руки, и все это в высокой динамике, начинаешь периодически теряться, где ты – все еще в комнате или уже в игровом мире. Рекомендовать к покупке абсолютно всем HTC Vive я, конечно же, не могу – ассортимент игр пока что берет больше количеством, нежели качеством. Но вот лично опробовать HTC Vive должен каждый. Тем более, что вскоре это устройство, вероятно, будет установлено в развлекательных целях во многих магазинах электроники и торговых центрах.


Одни из лучших идей в VR, но не лучшее исполнение . Месяц назад я протестировал гарнитуру виртуальной реальности HTC Vive Pre. Pre был комплектом для разработки, созданным игровым гигантом Valve и производителем смартфонов HTC, и это был один из самых захватывающих новых девайсов, о которых я имел удовольствие писать - устройство, предлагающее полноценную виртуальную реальность, а не просто гарнитуру. Гарнитура на фото выше не Vive Pre. На сегодняшний день это последняя версия Vive предназначенная для продажи, хотя она выглядит почти идентично. Все изменения внутри. Pre был явно незавершенным устройством, которое никогда бы не поступило в продажу, в комплекте с программными сбоями и полу готовыми играми. HTC Vive - это настоящий готовый продукт, купить который вы можете прямо сейчас выйдя в интернете, заплатив 800 долларов. Он вышел через неделю после Oculus Rift, конкурирующей гарнитуры безупречно вылизанную в плане готовности к выпуску, но с ограниченными возможностями. Таким образом, ожидания от Vive высоки - и гарнитура оправдывает и не оправдывает их одновременно. Поскольку первый прототип был анонсирован ещё в начале 2015 года, Vive сразу четко позиционировался полноценной системой виртуальной реальности, а не просто гарнитурой. Помимо тяжелых черных очков, система включает в себя пару беспроводных контроллеров движения в форме подстаканников на палочках и две сигнальные башни «маяка», которые размещаются в противоположных углах комнаты, использующие лазерные датчики для отслеживания движения. HTC Vive вырос из прототипа Valve, и, хотя пульты не очень похожи на игровое оборудование, они разработаны как сдержанная, разделенная на 2 части версия более традиционного Steam Controller. Каждый из них имеет спусковой крючок спереди, пару боковых кнопок, которые вы можете нажимать и зажимать, две верхние кнопки и гладкий трекпад. Первоначально трекпад Steam Controller предназначался для того, чтобы дать игрокам точность компьютерной мыши на консольном контроллере, но на контроллерах Vive его можно было легко заменить обычной крестовиной (d-pad) в большинстве случаев, с которыми я сталкивался. Лучшим аргументом в пользу трекпада является эстетика: он поднимает дизайн контроллера Vive от фантастического Wii Remote до чего-то действительно футуристического. Каждый трекпад представляет из себя красивый маленький шар, который выглядит как киберпанковских чип или футлярчик дорогих теней для век. И добавление элемента интерфейса, чуждый почти всем, является отличным сигналом того, что Vive предназначен не только для людей, которые имеет свои представления как должен выглядеть контроллер. К сожалению, «красивый» - это не слово, которое я бы применил к любому другому элементу гарнитуры. Все, что я сказал о Pre, по-прежнему верно и для Vive: это большая, почти военная маска, которая оттягивает ваше лицо вниз под своим весом, хотя и можно хорошенько закрепить её толстыми ремешками. Те же самые мелкие проблемы все еще остались, например, маска для лица сильно впитывает пот во время физически активных игр. Это не самая серьезная проблема, но представители Valve и разработчики игр в GDC отчетливо знают об этом, и было бы здорово увидеть, что это было исправлено в финальном Vive, который поступил в продажу. Технологически HTC Vive имеет такое же разрешение как у Oculus Rift - 1080 x 1200 пикселей на глаз. Поле зрения кажется немного более округлым, чем у Rift, но это едва заметно. Чисто по уровню качества изображения обе гарнитуры являются лидерами в VR. Но Rift показал всем, что гарнитура виртуальной реальность может быть как удобной, так и немного стильной, в то время как значительно более тяжелый Vive остается тем, что вы, возможно, ожидаете увидеть на учебном курсе летчика-истребителя или аркады 90-х годов. Хотя я не испытывал серьёзных проблем с гарнитурой и контроллерами при стресс-тестировании - они прекрасно пережили несколько падений на пол и пару ударов о стену. И если для очистки или протирания Oculus Rift необходимо быть предельно осторожными, то у меня не было бы никаких проблем с использованием распылительной бутылки и тряпки для Vive.

Это большая, почти военная маска, которая тянет ваше лицо вниз своим весом.

HTC Vive VR - цена, где дешевле всего купить

Рекомендуемая розничная цена в США составляет $799.99 или около 48 000 в рублях. По этой стоимости их можно заказать на Amazon. Также на том же Amazon имеются и Б/У варианты за $680.40 или около 41 000 рублей. Плюс доставка, таким образом итоговая стоимость HTC Vive VR при заказе на Amazon будет в районе 50 000 рублей за новый или 42 000 рублей за бывший в употреблении. Кроме как на Амазоне я бы не рекомендовал заказывать где-то ещё (ну это моё личное мнение). Если вы не хотите связываться с Амазонами и прочими ебеями, то можно спокойно купить HTC Vive VR в России. Правда стоимость уже будет в районе 60 000 рублей. Есть, конечно, особо хитрые интернет-магазины, которые пытаются продать и за 65 тысяч, а то и 70. В общем, в России красная цена - 60 000 рублей .

Распаковка, установка и настройка


HTC говорит, что для установки Vive потребуется около 30 минут, и я считаю, что это довольно точная оценка. Открыв коробку, вы увидите весь набор устройств, аккуратно размещённых в отдельных отсеках. Кроме мини-плаката, в котором подробно описывается все, что должно быть в коробке, нет никаких инструкций. Вам просто нужно скачать приложение настройки HTC, которое проведет вас через процесс установки и настройки. Сбор и подключение всех частей Vive не является особо сложным, но отнимает довольно много времени. В дополнение к высокопроизводительному ПК и его аксессуарам вам понадобятся три розетки для системы Vive: один для маленькой коробки, которая соединяет гарнитуру с ПК, и две для маяковых башен, отвечающих за определение местоположения. Они должны располагаться по диагонали по всему пространству, которое вы будете использовать, с прямым встречным обзором друг на друга, желательно разместить их где-то над головой. Башни не нужно подключать к компьютеру, и они могут синхронизировать друг с другом либо оптически, либо посредством длинного кабеля. Оптическое соединение более удобно, но оно менее стабильно: башни отлично отслеживают гарнитуру, но иногда они вдруг решают, что у них нет четкой видимости по причинам, невидимым для человеческих глаз. Для большинства людей наиболее сложной частью будет установка двух базовых станций, которые должны быть размещены высоко и немного под наклоном. Я смог закрепить их поверх книжных шкафов в своем офисе, но не забывайте что в комплект также включёно оборудование для крепления на стену. Также стоит отметить, что в башнях лазерных датчиков есть вентиляторы охлаждения и они издают заметно слышимые шумы, когда они включены.
Независимо от того, чем вы занимаетесь, ваша комната будет выглядеть так, как будто ее контролируют камеры безопасности
Простейшим решением установки является использование пары настенных креплений, входящих в комплект поставки Vive. Но если вы не можете просверлить стену или хотите часто перемещать свой Vive, пригодятся очень высокие подсвечники с винтами со штативом на 1/4 дюйма. Независимо от того, что вы делаете, ваша комната будет выглядеть так, как будто ее контролируют камеры безопасности. Хотя вы можете успокоить гостей, что за ними не наблюдают, а всего лишь снимают с помощью крошечных лазеров:) В любом случае, чтобы всё работало вы должны не допускать посторонних в зону работы башень. Так как мне не удавалось контролировать это постоянно, то сбои в работе случались каждый раз, когда кто-то ходил между мной и башней, нарушая способности отслеживания Vive, иногда полностью "выключая" виртуальную реальность на секунду. Башни Vive могут покрыть максимальную площадь 4,5 на 4,5 метра. В принципе, я мог без проблем играть каждый раз, но всё зависит от игры. Программное обеспечение, идущее в комплекте с Vive, достаточно хорошо поможет вам провести калибровку - есть пошаговый процесс, который включает в себя трассировку вашего пространства вокруг с помощью контроллера для объемного VR и просто ориентирование гарнитуры в предпочтительном для вас направлении. К сожалению, инструмент иногда зависал или заставлял меня пропускать шаги, что приводило к таким вещам, как застревание под полом во время моего обучения, связанного с Portal-подобной игрой. И система также не абсолютна надежна - я иногда получал ошибки отслеживания или проблемы синхронизации маяков по неясным причинам, но обычно они длились недолго.
Как только вы его включаете Vive проделывает отличную работу, помогая вам одновременно перемещаться по виртуальной и физической реальности. Периметр, который вы разметили во время установки и настройки, отделён с помощью «шаперонного» забора. Этот забор появляется, когда вы приближаетесь к границе, таким образом вы можете избежать удара по стенам или мебели. По умолчанию это яркая сетка из квадратов, но вы можете настроить цвет и частоту квадратов по своему вкусу. Если вы будете проводить много времени близко к краям своего игрового пространства в маленькой комнате, тонкая и ненавязчивая стена не даёт вам выйти за пределы, тем самым вы избегаете каких-либо травм, оставаясь в безопасной зоне. Ещё сейчас можно подключить свой телефон по Bluetooth для получения уведомлений о звонках и текстовых сообщениях, но эта функция не была доступна во время нашего обзора. Как только всё было настроено, мне предложили выбрать между настройкой Vive для сидения/постоянного использования или для использования всего пространства комнаты (для этого требуется свободное пространство площадью не менее 5 м2). Я разумеется выбрал последний вариант и затем занимался настройкой границе, описанных выше. У меня были некоторые проблемы с тем, чтобы Vive удостоверялся, что у меня достаточно свободного места (такая же проблема возникла, когда я настраивал Vive Pre), но после небольшой перестановки в комнате он всё одобрил. Кстати, не стоит забывать, что вам понадобится мощный ПК, чтобы действительно использовать все возможности HTC Vive. HTC выкатила следующие рекомендуемые системные требования: процессор Intel Core i5 4590 (или эквивалентный), NVIDIA GTX 970 или AMD Radeon R9 290 GPU и 4 ГБ оперативной памяти. Это довольно похоже на то, что просит Окулус. Я тестировал Vive на своем домашнем настольном ПК, который работает с процессором Intel Core i7 4790k, на частоте 4 ГГц, 16 ГБ ОЗУ с частотой 2400 МГц DDR3 и видеокартой AMD R9 Fury X . Одной из самых уникальных особенностей Vive является фронтальная камера, которая дополняет систему шаперон. Камера может дать вам отфильтрованный, монохромный контур окружающего вас мира, как некое тепловое виденье "Хищника" - оно достаточно чёткое, чтобы разглядеть полоски на рубашке друга, но достаточно стилизованно, чтобы вы не ожидали безупречного качества изображения. Так же как и с забором на границе, вы можете изменить цвет фильтра, и можно настроить момент, когда оно появляется: вы можете включить реальный мир в любое время, дважды нажав кнопку «Домой» или настроить его так чтобы он появлялся, когда вы достигнете края игрового пространства. Первое невероятно полезно, в то время как последнее может быть более раздражающим, чем полезным, если вы часто приближаетесь к краю.
БОльшая часть настраиваемых возможностей в Vive являются косметическими, но они помогают ее платформе, системе SteamVR, стать началом настоящего пользовательского интерфейса виртуальной реальности. Когда вы устанавливаете гарнитуру, вы попадаете в пустую пространство, которое формируется по умолчанию. Нажатие кнопки «Домой» вызывает окно, содержащее интерфейс Steam’s TV-friendly Big Picture. Он работает почти так же, как Steam на обычном большом экране - используя один из ваших контроллеров, например лазерный указатель, вы можете покупать и устанавливать игры; смотреть уведомления; И даже просматривать веб-страницы, включая потоковые видеосайты, такие, как Netflix и YouTube. Приложение не всегда чётко определяло мой выбор, а удерживание указателя достаточно ровно, чтобы попасть в крошечные флажки, было тяжелым делом. Однако система работает хорошо для всего, кроме ввода текста, где вы можете либо указывать контроллером на нужную букву, либо использовать ужасно неудобную и сверхчувствительную клавиатуру на основе трекпада. Наиболее очевидным недостатком является отсутствие 360-градусных видео приложений, но это также слабое место и у Oculus Rift.
Valve и HTC со Steam имеют большое преимущество перед Oculus. Steam установлен уже почти на каждом компьютере, и он может поддерживать игры в режимах VR- и non-VR, поэтому вам не придется покупать их дважды, даже поддерживает игры с Oculus Rift. Ещё он имеет активное сообщество, которое активно размещает разного рода дополнения и моды в Steam Workshop. С другой стороны, Steam уже перегруженное и плохо организованное программное обеспечение, и теперь он вынужден активно предоставлять вам ещё три разных приложения, связанных с Vive: основное приложение Steam, панель инструментов SteamVR для настольных компьютеров (которая может запускаться отдельно) и интерфейс для гарнитуры. Настройки разбросаны по всем этим приложениям, заставляя вас, например, включать камеру Vive на рабочем столе, но настраивать ее функции в гарнитуре. Копание в настройках Steam никогда не было особенно удобным и это стало еще сложнее с громоздкой парой очков. Особенно по сравнению с простым, программным обеспечением Oculus Home, SteamVR - это Linux из мира виртуальной реальности - мощная система, которая предлагает большую свободу жертвуя удобством использования.
SteamVR - это Linux из мира виртуальной реальности - мощная система, которая предлагает большую свободу жертвуя удобством использования

Основым и главным стимулом продаж Vive более важным чем аппаратное обеспечение или интерфейс является то, что это единственная доступная гарнитура, которая позволяет вам ходить и физически взаимодействовать с виртуальными мирами, и это будет оставаться так в течение следующих нескольких месяцев. Vive поддерживает некоторые стандартные Sit-Down-игры, в которых используется геймпад или даже мышь и клавиатура. Включая платформер Adventure Time, который запускается как на Rift, так и на Gear VR. Но в нем также имеется ряд самых интерактивных и инновационных VR-приложений. Некоторые из них: Tilt Brush, трехмерный инструмент для рисования от Google; Забавная физическая игра под названием Fantastic Contraption; и Job Simulator, сатиристическая игра о позднем капитализме. Многие из лучших идей для интерактивных VR разрабатываются именно для Vive, даже если они не были задуманы для этого. Например, Tilt Brush, изначально представляла собой приложение для создания иллюстраций в Oculus Rift. Но ему нужны контроллеры движения, чтобы имитировать естественный язык живописи и пространство для ходьбы, чтобы напомнить людям, что они занимались скульптурой столько же, сколько и рисовали. Толстые контроллеры Vive не являются идеальной заменой кистей, но именно HTC и Valve были первыми компаниями, которые поставили движение и локомоцию в самый центр системы VR.

Играем и используем

Когда дело доходит до ощущения присутствия в виртуальной реальности, то на самом деле тамVive превосходит Oculus Rift во многих отношениях. Его дисплеи немного более детализированы, его контроллеры движения более увлекательны, чем простой контроллер Xbox One, а VR в масштабах всей комнаты намного более реалистичен. И все же, у HTC все есть ещё много вещей над которыми надо поработать. Контроллеры HTC Vive чувствуются в руке немного неуклюжими по сравнению с легко удерживаемым Oculus Touch, но они всё же достаточно удобны, с длительным сроком службы батареи. Зарядка происходит от зарядного устройства Micro USB. Также они очень универсальны, обеспечивая отличную тактильную обратную связь. В Cloudlands VR Minigolf они выступают в качестве гольф-клубов; В шутерах, таких, как Space Pirate Trainer VR это пушки. Они хоть и немного неуклюжие в руках, но функциональны в ряде других игр, которые имеют в геймплее захватывание объектов при нажатии спускового крючка или сжимание боковой кнопки (бампера). Но если Oculus проводил свой старт слишком осторожно, выйдя с набором отполированных до максимально степение, но давно знакомых игр, то HTC и Valve сделали всё наоборот. Vive настроен на запуск с десятками игр, но как обычно в каталоге Valve полный беспорядок и полно игр с отличной концепцией, но без достойной реализации. Есть много хороших идей среди игр запуска: Selfie Tennis - это классическая спортивная игра для одного, Audio Arena - умная комбинация бокса и ритм-игры, а Final Approach - симпатичный и неплохо сделанный симулятор управления воздушным движением. Но очень мало из того, что я пробовал, ощущалось законченным и доведённым до блеска так, как те же Chronos или EVE: Valkyrie. Были проблемы с недоделанным геймплеем, неприятными глюками, запутанным интерфейсом, нестандартным дизайном или просто было непонятно что хотят от игрока разработчики. Я очень оценил функцию Vive"s Chaperone, которая создает виртуальные стены, когда вы приближаетесь к краю вашего используемого пространства VR. Это ни раз помогало мне удариться об стол или не войти в стену. Вы также можете включить фронтальную камеру Vive, и это ещё сильнее обезопасит вас от столкновений. Но всё же не стоит забывать, что это гарнитура, которая надевается на голову. Конечно, комплект намного богаче и интереснее, чем в Rift, но он реально тяжелый. И это проблема, когда вы используете HTC Vive часами. Мне постоянно приходилоьс затягивать и подтягивать ремни Vive для того, чтобы удержать это всё на голове в удобном положении (в отличие от Рифт). А ещё мое лицо всегда начинало потеть через 30 минут. Через час моя шея начинала болеть. Хотя Rift я спокойно мог носить в течение часа или более. С Vive это невозможно.
Всё чаще игры в Steam развиваются именно таким образом: разработчикам все чаще и чаще приходится запускать незавершенные проекты через свою программу раннего доступа. И лучший способ подумать о владельцах Vive может заключаться в том, чтобы предоставлять им ранний доступ к этим играм. Это даст им отличные впечатления и эмоции, такие как безумный совместный шутер Raw Data и survival horror The Brookhaven Experiment. Этого достаточно, чтобы они захотели полные финальные версии игр, которые часто не имеют чёткой даты запуска, хотя некоторые из них были намечены на какой-то момент в 2016 (!) году. Поглядите на него, кстати: Кто не любит заброшенные автостоянки с ужасающими чудовищами, которые охотятся за вами в виртуальной реальности? The Brookhaven Experiment довольно захватывающий шутер, который также является самым моим страшным (в хорошем смысле этого слова) опытом в виртуальной реальности, который у меня был. Это игра с минимальным, но эффектным геймплеем: вы стоите в одном месте, и вы слышите, как монстры идут к вам. Все, что у вас есть, - это оружие с ограниченным количеством боеприпасов и фонариком. Вперёд. Нет никакого прицела (в смысле крестика или что-то подобного), поэтому прицеливание в монстров кажется сродни стрельбе из пушки в реальной жизни. Но, к счастью, контроллер движения Vive довольно точен, когда дело доходит до отслеживания движений ваших рук, поэтому довольно быстро вам удаётся валить монстров хедшотами. Я играл только демо, но я очень хочу увидеть, что разработчик The Brookhaven Experiment, Phosphor Games, приготовил в итоге в полной версии!
Лучший способ подумать о владельцах Vive может заключаться в том, чтобы предоставлять им ранний доступ к играм в Steam.
Чем больше времени требуется разработчикам чтобы отполировать игры до блеска, тем меньше становится преимущество Vive над Oculus Rift. Владельцы Rift уже могут покупать игры через Steam, и если Oculus пообещает выпустить Touch-контроллеры в конце этого года, разработчикам будет разумнее включить поддержку обеих систем, поскольку HTC и Valve отказались от эксклюзивов. Одна камера Rift уже отслеживает пару метров площади, а настройка с двумя камерами Touch сможет поддерживать большинство игр Vive, которые я пробовал. Мы не знаем, сколько будет стоить Touch Controllers, но вряд ли они сделают общую стоимость Rift больше 800 долларов, чем общая стоимость HTC Vive. Для большинства людей самые большие различия между Rift и Vive могут в конечном итоге просто заключаться в эстетике, эргономике и личных пристрастиях. В конце концов, есть отличный аргумент в пользу того, что идеальные клиенты Vive не являются ни производителями игр, ни игроками. Виртуальная реальность имеет долгую историю и успешное применение в таких областях, как архитектура, промышленный дизайн и военная подготовка. А прочный, без излишеств Vive может заменить старые решения, такие как комнаты CAVE за намного меньшую стоимость. Oculus явно сделал ставку на фильмы и игры VR, но Valve и HTC более осмотрительны - они не создали развлекательную экосистему, они просто появились с VR-очками и контроллерами и позволили людям делать что угодно с ними. Пока, по крайней мере, этого оказалось достаточно.

Сравнение HTC Vive с Oculus Rift. Что лучше?


Итак, это довольно сложно. У гиков виртуальной реальность, готовых потратить деньги, есть довольно сложное решение: отдать Vive за $800 или $600 долларов за Oculus Rift, или вообще ждать,когда выйдет предстоящая PlayStation VR. (Будет стоить 400 долларов, при запуске в октябре, но это не включает стоимость аксессуаров). Нет сомнений, что Vive обеспечивает самый впечатляющий VR на рынке, но его размер и эргономичные недостатки не дают по-настоящему оценить его технические возможности. В принципе, вы должны спросить себя, что для вас наиболее важно. Если вам больше нравится комфорт и возможность оставаться в VR в течение нескольких часов, Oculus Rift - ваш лучший вариант прямо сейчас. Если вам нужен самый красивый и глубокий VR, даже если это не то, что вы можете носить в течение длительного времени то выбирайте Vive. После тестирования обеих гарнитур в течение последних нескольких недель, я, скорее всего буду возвращаться к Oculus Rift регулярнее. Это лучший баланс комфорта и погружения VR в настоящий момент. Если для вас все это звучит слишком сложно и вы не готовы принять решение прямо сейчас, то просто подождите. Серьёзно. Все эти девайсы первого поколения, и устройства следующего года будут намного легче и удобнее, при этом предоставляя ещё более качественную виртуальную реальность. Если у вас есть телефон Samsung, стоит потратить $ 100 на Gear VR, чтобы получить представление о том, что вас ждёт.

Преимущества

  • Большое количество инновационных игр и приложений, основанных на управлении движением
  • Заточен на физическую активность
  • Богатый настраиваемый пользовательский интерфейс
  • Надёжная конструкция

Недостатки

  • Тяжелый и неудобный
  • Процесс использования может быть непонятным и запутанным
  • Многие игры по-прежнему остаются незавершенными
  • Самая дорогая гарнитура виртуальной реальности

Стоит ли покупать HTC Vive?

Если у вас есть лишнее место, лишнее деньги и ПК, достаточный для того чтобы раскрыть потенциал Vive, то это обязательный гаджет для каждого гика и просто человека, любящего технические новинки. Однако не каждый человек может удовлетворить этим требованиям - я могу просто его хорошо работать в моей гостиной, но угадайте, что? Это не то место, где стоит мой игровой ПК. Для большинства стоимость Vive и совместимого ПК к нему чисто для установки в гостиной будет непомерно высокой. Тем не менее, если вы можете себе это позволить, круче девайса сейчас вы не найдёте. HTC Vive намного сильнее, чем Oculus Rift погружает в VR. Настолько, что можно простить проблемы с эргономикой и раздражающие программные недостатки. Но если вы планируете погружать в виртуальный мир, сидя в кресле, то с Rift это гораздо удобнее. Это не так круто как Vive, но он по-прежнему вы получите фантастический опыт.
Можно сказать, что Vive для гиков и искушённых, Oculus Rift для ленивых

Вывод

HTC Vive предлагает лучшие в своем классе (да в принципе и в любом) возможности виртуальной реальности. Но он довольно громоздкий и местами неудобный, чтобы действительно использовать его как продукт для геймеров, предназначенный чисто для игр. HTC Vive, без сомнений, самая гиковская вещь, которую я имею в своем доме на сегодняшний день - и это о чём-то говорит. Это впечатляющая работа HTC и Valve. Это практически Святой Грааль в VR. И очень жаль, что проблемы с эргономикой мешают в полной мере насладиться этим девайсом. В то же время, я уверен, что для Vive есть рынок, даже в его нынешнем воплощении.

Видео обзор HTC Vive

И бонусом небольшой видео обзор.

Обзор HTC Vive | Первое знакомство в Барселоне

Один из авторов нашего американского офиса канадец Алекс Дэвис (Alex Davies) делится своими личными эмоциональными впечатлениями от работы со шлемом виртуальной реальности, который он считает одним из лучших идеологических воплощений.


Недавно мне удалось испытать на себе шлем виртуальной реальности HTC Vive от HTC и Valve. Я плакал. Улыбался. Смеялся. Это было одним из самых удивительных событий в моей жизни. В Барселоне на выставке Mobile World Congress я тоже был в первый раз, и, хотя это, безусловно, удивительный город, к сожалению (или нет) в моей памяти за эту неделю, остались только впечатления от виртуальной реальности. Настолько они оказались сильны.

До HTC Vive я никогда не испытывал ощущения истинной виртуальной реальности. У меня есть опыт работы со шлемом Gear VR, но полного погружения он не дает. У меня также была возможность опробовать Oculus Rift DK1, Dk2 и Crescent Bay, но в связи с некоторыми обстоятельствами и нежеланием портить свои впечатления от работы с достаточно сырым продуктом, я от нее отказался.

Если Gear VR не давал полного погружения в виртуальную реальность, то HTC Vive окунул в нее с головой. Естественно во время ознакомления меня интересовали не только ощущения, но и технологии, которые применяются в этом устройстве.

Обзор HTC Vive | Оборудование и настройка

Для демонстрации возможностей шлема меня проводили в специальную комнату, где располагалось оборудование и обстановка, необходимая для использования HTC Vive . Фотокамеры в этом помещении использовать запрещалось, единственное, что можно было фотографировать, это сам шлем, который вы собственно и видите на фотографиях.

Шлем-гарнитура подключается к игровому ПК. По словам представителей, в нем установлена только одна видеокарта, какая именно не уточнялось, но, скорее всего, GTX980 или R9 290X. К сожалению, одним из недостатков прототипа HTC Vive является большое количество проводов, подключаемых к ПК. На фотографии ниже видно, что прототип HTC Vive подключается через HDMI, USB 2.0 и USB 3.0. Мне сказали, что будущие версии HTC Vive будут подключаться посредством одного кабеля, но мы не уверены, относится это к версии для разработчиков или только к полноценной розничной версии. Чтобы не запутаться в проводах, я надел специальный ремень на талию. Во время демонстрации провода несколько раз оказывались у меня на пути, но сотрудник, запускавший демонстрацию, убирал их с дороги.

Кроме шлема HTC Vive в противоположных углах комнаты были установлены две базы с лазерными "маяками". Как и другие компоненты, эти "маяки" являются прототипами, и к моменту появления розничной версии HTC Vive они должны уменьшиться в размерах. Для отслеживания положения пользователя в помещении эти станции следят за 25-ю датчикам на шлеме. Кроме того в шлем интегрированы другие датчики, например акселерометры, которые предоставляют дополнительные данные о позиционировании и движениях пользователя.

Особое внимание на стенде HTC Vive уделялось контроллерам SteamVR. В отличие от Oculus Rift, который не предлагает специальных элементов управления, контролеры для HTC Vive являются неотъемлемой частью и важным инструментом для погружения в виртуальную реальность. Они напоминают контроллеры Nintendo Wii, но сверху у них имеются блоки с массивами датчиков, которые отслеживаются с помощью тех же лазерных "маяков", высчитывающих положение самой гарнитуры. Контроллеры, которые я использовал во время демонстрации, являлись довольно грубыми прототипами того, что было показано на GDC (к сожалению, мы их не сфотографировали).

Контроллеры оснащаются нажимным круглым трекпадом под большим пальцем, триггером для указательного пальца и кнопками по обе стороны рукояток. Эти кнопки активируются сжатием, хотя в моем демонстрационном сеансе мне их использовать не пришлось. Контроллеры обеспечивают тонкую тактильную обратную связь. В них используются передовые технологии обратной связи геймпада Steam Controller – моторчики, которые могут имитировать различные направленные усилия, а не только вибрировать. Как уже упоминалось выше, они подключаются проводами к шлему, который затем подключается проводами к ПК. Но представители на выставке сказали, что финальная версия HTC Vive будет иметь беспроводные контроллеры.

Станции следят за датчиками на гарнитуре и контроллерах и определяют не только положение головы в пространстве, но и положение ваших рук и тела. Вы можете свободно передвигаться по помещению. Valve и HTC называют это "виртуальной реальностью на 360 градусов". Демонстрация на выставке ограничивалась помещением 4,5 на 4,5 метров. На первый взгляд это немного, но в мире виртуальной реальности пространство кажется огромным.

После выставки MWC, Valve пояснила, что HTC Vive не ограничивается размерами 4,5 х 4,5 м, напротив, система гибкая и ее можно настроить под помещения разной площади.

Когда вы находитесь в виртуальном пространстве, HTC Vive показывает края физической игровой области, так что вы не врежетесь в стену, когда будете ходить по комнате. Это делается с помощью наложения светящейся сетки, очерчивающей границы области. Она ненавязчиво напоминает вам об ограничениях, но не мешает погружению в виртуальный мир.

Сама гарнитура напоминает маску для плавания с тремя растягивающимися ремнями. Поскольку из других VR-гарнитур я ранее работал только Gear VR, судить об уровне удобства и сравнивать HTC Vive его с другими решениями я не могу. Тем не менее, никакого дискомфорта во время использования не ощущалось. Шлем показался довольно легким, и я быстро к нему привык.

В шлеме на изображение вы смотрите через две линзы Френеля , которые имеют большую светосилу и короткое фокусное расстояние, а места занимают намного меньше, чем традиционные линзы. Это важно для достижения максимально возможной компактности гарнитуры. На лицевой стороне шлема есть два элемента, похожих на камеры. На демонстрации нам сказали, что потенциально они могут добавлять элементы реального мира в мир виртуальный. Этот эффект должен усилить чувство погружения.

Демонстрационный комплект завершают накладные наушники. Это не интегрированный компонент, а стандартные наушники, которые подключаются в гнездо для наушников на шлеме HTC Vive . Пока у нас нет информации о том, будут ли наушники в финальной версии шлема интегрированными. Также пока ничего не известно о поддержке объемного направленного звучания.

В HTC Vive установлены два экрана (по одному экрану с разрешением 1080 х 1200 пикселей на каждый глаз, совокупное разрешение 2160 х 1200 точек) с частотой обновления 90 Гц. Это означает, что ПК должен поддерживать постоянную частоту 90 кадров в секунду. Хотя последний фактор от HTC Vive не зависит, можете быть уверены, что минимальные аппаратные требования, рекомендованные Valve и HTC для поддержки такой частоты кадров во всех играх SteamVR, будут достаточно высокими.

Хотя Valve и HTC не раскрывают информацию о поле зрения в шлеме HTC Vive , по моему мнению, в горизонтальном плане оно эквивалентно Oculus Rift и Sony Morpheus. Тем не менее, явным отличием HTC Vive от других решений является растягивание экрана по вертикали, а не по горизонтали, то есть портретная ориентация дисплея.

Впервые надев HTC Vive , был заметен эффект "обзора через окно", и я боялся, что он повлияет на мои ощущения от шлема. Но как только началась демонстрация, другие преимущества HTC Vive , такие как отслеживание положения рук и тела полностью перекрыли отсутствие периферического зрения и проблемы с разрешением. Ощущение присутствия и уровень погружения в шлеме HTC Vive настолько велики, что они затмевают любые технические недостатки, присущие прототипу.

Заявление Гейба Нюэла о том, что в шлеме HTC Vive укачивать никого не будет, скорее всего, оправданы. Благодаря частоте обновления 90 Гц и невероятно точному отслеживанию движений, я абсолютно не чувствовал тошноты во время демонстрации, хотя я из тех людей, которых часто укачивает в реальной жизни.

И пусть VR-гарнитура уже обладает довольно хорошими техническими характеристиками, до выпуска финальной потребительской версии у HTC и Valve еще есть время на усовершенствование аппаратной составляющей HTC Vive . Иными словами, есть шанс, что мы увидим улучшенные характеристики, например, более высокое разрешение экрана и увеличенное поле зрения.

Обзор HTC Vive | Демонстрации

Перейдем к тому, что вы больше всего хотите услышать: описание самих демонстраций виртуальной реальности, которые я испытал на себе. Всего было семь демонстраций (если считать короткие обучающие отрывки), но я расскажу только о четырех самых впечатляющих.

Перед полным погружением в виртуальный мир с помощью HTC Vive , было несколько коротких обучающих уроков. С их помощью я сориентировался, как использовать контроллеры SteamVR и как передвигаться в помещении размером 4,5 х 4,5 метров. Следует отметить, что графически ваши руки представлены в виртуальном пространстве, либо как вариации манипуляторов, либо как настоящие руки (в одной из демонстраций).

Самое удивительное, что обучение управлению в HTC Vive проходит очень быстро, по крайней мере, для меня. Я акклиматизировался всего за несколько секунд и быстро понял, как взаимодействовать с предметами и перемещаться в пространстве. Также быстро я сориентировался с ограничениями помещения. Любое движение рук и тела точно передавалось в виртуальное пространство и казалось вполне естественным, несмотря на все участвующие в процессе технологии. Это говорит о том, насколько хорошо в HTC Vive подобраны разнообразные компоненты.

Обзор HTC Vive | Исследуем морские глубины

В этой демонстрации вы оказываетесь на палубе затонувшего корабля. Сначала возникает диссонанс по отношению к тому, как можно дышать, находясь под водой. Хотя это ощущение постепенно рассеивается, видимое отображение комплекта снаряжения для подводного плавания добавило бы реализма. Ваш внешний вид при использовании HTC Vive итак подстать ему, так почему бы не добавить некоторые звуковые и визуальные эффекты для усиления иллюзии?

Несмотря на это, вы все равно оказываетесь во внушающем трепет виртуальном подводном мире. Мимо вас плавают рыбы. Тех, что поменьше, можно потрогать рукой, отчего они быстро расплываются в разные стороны. Реалистичность изображения в этой демонстрации (TheBluVR: Encounter VR demo от WEVR) на очень высоком уровне, почти фотографическом (посмотрите на скриншот ниже).

Есть возможность передвигаться по палубе, размеры которой ограничены размерами помещения (в моем случае 4,5 х 4,5 м), но каких-либо ограничений в пространстве не чувствуется. Доступная для движения область в контексте этой демонстрации имеет логику. Я подошел к перилам судна и посмотрел вниз, в глубину и увидел на дне разбившийся самолет. Затем я повернулся и пошел обратно по палубе, пока не достиг какого-то сломанного механизма, который блокировал путь дальше, это и был край игрового пространства.

Посмотрев вниз, я не обнаружил своих ног (или ласт). Этот факт вызвал чувство недоверия к происходящему. Но чтобы точно показать ваше тело, когда вы смотрите вниз, HTC Vive придется каким-то образом отслеживать ваши ноги, чтобы они появились в цифровом пространстве именно там, где они есть на самом деле. Возможно, камера на передней панели HTC Vive может помочь добиться данного эффекта.

Был момент, когда представитель HTC посоветовал мне обернуться, чтобы не пропустить изюминку данной демонстрации. Я обернулся и вдруг обнаружил огромного кита, проплывающего очень близко. Пока он плыл мимо меня, я не мог оторваться от его большого, реалистичного глаза. Именно в этот момент я полностью поверил в происходящее. Честно говоря, казалось, будто я смотрел на живое существо, смотрящее прямо на меня, и было немного страшновато.

Когда кит проплывал мимо один из его плавников прошел прямо над моей головой, и я инстинктивно пригнулся. А когда он уже почти уплыл, на прощание он махнул своим гигантским хвостом, что заставило меня отпрыгнуть назад. Самое интересное, что именно этот момент заставил меня смеяться от радости и восхищения. К концу демонстрации я уже полностью поверил в реальность этого действа. Но это была лишь малая часть того, что мне предстояло увидеть.

Лучшее устройство для виртуальной реальности на данный момент: полное погружение VR, отличная физика в играх и приложениях, большое количество контента…

Введение

«Я думаю, что пределом развития дисплея будет комната, в которой компьютер может управлять существованием материи. Стул в такой комнате вполне сгодится для сидения на нём. Наручники, созданные в такой комнате, будут сковывать, а пуля, созданная в такой комнате, будет смертельной»


Айвен Эдвард Сазерленд, американский ученый

Отцом VR (виртуальной реальности) можно назвать Мортона Хейлинга, начинающего кинематографиста в Голливуде. Симулятор VR под названием «Сенсорама» (sense - чувство, rama - панорама) он собрал и запатентовал в далеком 1957 году. Суть устройства была такая: человек садился на специально оборудованное место, всовывал голову в «будку» и совершал прогулку на мотоцикле по Бруклину. Видео было записано на три камеры с разным углом зрения, человек, принимавший участие в виртуальной реальности, слышал стереозвук, чувствовал не только вибрацию выбоин на дороге, но и легкий встречный ветерок. Кроме того, была придумана система передачи запахов. К сожалению, в подобной технологии не было никакого взаимодействия человека с VR.

Первые попытки создать портативный шлем виртуальной реальности были предприняты американским ученым и пионером Интернета Айвеном Сазерлендом. В 1967 году ученый описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Но поскольку конструкция была громоздкой, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому аппарат еще называли «Дамоклов меч».


Спустя 10 лет в Массачусетском технологическом институте создали проект «Кинокарта Аспена» (The Aspen Movie Map) – симулятор прогулки по городу Аспен (Колорадо). Именно TAMM считается первой реализацией «настоящей» VR. Кстати, термин «виртуальная реальность» появился значительно позже – в 1989 году благодаря Дарому Ланьеру, ученому в области визуальных данных.


В 80-е и частично в 90-е годы тема виртуальной реальности и киберпространства (в 1984 году термин ввел Уильям Гибсон в романе «Нейромантик») была достаточно популярна. Писали книги, создавали игры, снимали фильмы. Наиболее запоминающееся кино моего детства - «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man): ученый ставит эксперименты над людьми с использованием компьютерных технологий; при помощи виртуальной реальности экспериментатор развивает умственные возможности больного паренька. Дальше «спойлерить» не стану, вдруг вы захотите посмотреть.

Как мне кажется, наибольшую популярность VR получила в наши дни. В общем, это и немудрено: компьютеры стали мощнее, датчики более точными, а экраны – миниатюрнее и с высоким разрешением. Последние пару лет практически все производители решили показать свои технологии в сфере виртуальной реальности: у Samsung появился шлем Gear VR, у Facebook теперь есть Oculus Rift, китайский гигант Xiaomi также показал Mi VR, компания Sony продемонстрировала PlayStation VR. Однако все они не в полной мере погружают человека в мир виртуальной реальности, то есть ты не можешь, находясь в VR, физически перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами одновременно.

В начале этого года на ежегодной выставке MWC компания HTC совместно с легендарной Valve, откровенно говоря, неожиданно представала свой шлем под названием Vive. Суть устройства аналогична конкурентным решениям, однако с HTC Vive можно перемещаться в виртуальном пространстве, то есть физически «прогуливаться» по комнате, при этом совершая те же движения в VR.

Зимой я ездил на демонстрацию Vive и затем поделился своим впечатлением. На тот момент устройство находилось на стадии разработки. И поскольку гаджет оказался непростым в реализации (тонны проводов, сложная система установки), то я не был уверен, что HTC Vive в ближайшее время появится в продаже. Однако ошибся: не так давно шлем поступил в магазины, и цена составила 70 000 рублей.

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой черной коробке (примерно 60х40х20 см) с надписью «Vive» и изображением шлема. Внутри вы найдете:


Получается внушительный такой комплект с проводами и разными адаптерами.



Внешний вид

Поскольку я знаю, как выглядит некоммерческий образец, то могу сказать, что разработчики проделали неплохую работу над эргономикой дизайна, а также его эстетикой (датчики закрыли, провода аккуратно собрали в косичку, они стали тоньше).


На лицевой стороне расположена камера (позволяет добавлять элементы реальности в визуальный мир), справа внизу – регулировка расстояния между окулярами (IPD). Справа и слева находятся держатели, потянув за которые, можно выставить оптимальное расстояние от глаз до объектива. Слева – кнопка шлема и индикатор готовности. Возле рта – микрофон.

Сверху проходят четыре кабеля, три из которых подключаются к ПК. Один служит для вывода звука 3.5 мм.







Контроллеры также изменились в лучшую сторону: до этого они были угловатыми, а кнопки смотрелись, как «привет из 90-х». Теперь каждый контроллер имеет плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Под ним – кнопка запуска меню Steam в режиме VR, сверху – кнопка для выбора различных функций. Под указательным пальцем – курок, еще есть две кнопки слева и справа на рукоятке. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки.

В стики встроили вибромоторчики. Они срабатывают в разные моменты: когда натыкаетесь на виртуальные предметы, когда взаимодействуете с ними, когда происходит перезарядка оружия и так далее. Все это еще больше погружает в VR.















Техническая сторона вопроса

Необходимо отметить, что для работы HTC Vive потребуется мощный ПК на Windows. Под мощным ПК я подразумеваю в его составе видеокарту не ниже GTX980, а лучше круче, что-то типа 1070 или 1080, поскольку качество графики и частота кадров будут напрямую зависеть от карты. А ниже привожу официальные минимальные требования:

  • Графический процессор: NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 или лучше
  • Процессор: Intel i5-4590/AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4 ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, Windows 10

Для обзора мой ПК и iMac не подошли, поэтому попросил такой компьютер, чтобы уж точно отсечь возможность «лагов»: красивый, компактный и мощный MSI VORTEX G65VR.

  • Intel Core-i7 6700K
  • SLI Nvidia GeForce GTX 1070
  • 64 ГБ ОЗУ

Достаточно серьезная игровая машина.

Сам шлем выглядит, как большинство подобных устройств. На его корпусе расположены сенсоры (32), которые равномерно распределены по всей поверхности, в том числе на боках, на нижней и верхней гранях. Угол обзора – 110 градусов.

У аппарата есть две линзы, фокусирующиеся на двух экранах с разрешением каждого 1200х1080 пикселей. Матрица линз – Amoled. Вероятно, использовали именно эту матрицу, чтобы черный цвет был черным, однако, как вы знаете, Amoled «славится» определенным строением пикселей – Pentile. Это строение, к сожалению, очень заметно, поэтому разрешение визуально становится меньше, чем 1200х1080. Низкое разрешение – основной недостаток HTC Vive. Однако для повышения разрешения необходимы не только новые дисплеи, но и производительная видеокарта, которая позволила бы выдавать 4К для каждого глаза выше 90 кадров в секунду. Идеальная ситуация, когда каждый экран получает разрешение не менее FullHD, а лучше больше.

Здесь же стоит сказать о времени работы стиков. Мне хватало их на 4-5 часов. С одной стороны, немного, с другой – более 5 часов играть сложно, поскольку устают не только глаза, но и все тело в целом, так как приходится физически перемещаться по выделенному пространству. Заряжаются стики около 2-3-х часов – необходимый минимум времени для восстановления организма. Все остальное питается от сетевых адаптеров.

Станции позиционирования синхронизируются беспроводным способом, их нужно только включить в розетку. Проводное соединение может потребоваться лишь в специальных случаях.

Установка и настройка

Для начала вам потребуется выбрать место, где вы будете играть. Лучше всего выделить не менее 2.5x3.5 метра пустого пространства. На всякий случай убрать бьющиеся предметы, желательно закрыть зеркала и отключить яркие источники света.

Использовал описанный выше компьютер MSI Vortex, подключил его к монитору моего ПК. Инсталлировал ПО и Steam . Далее собрал все необходимые элементы:

  1. Поскольку у меня есть система освещения для съемки видео, то стойки от нее я использовал в качестве штативов для базовых станций. Благо у них есть стандартное крепление сзади и снизу. Расположил стойки в противоположных углах комнаты и выставил высоту около 2-х метров. Так как базовые станции должны подключаться к блоку питания, то заранее продумайте, куда будете подключать адаптеры (в моем случае розеток не хватило, пришлось чуть ли не всю комнату увешать удлинителями). Установил БС так, чтобы они смотрели друг на друга. С обратной стороны БС есть кнопка переключения каналов: на одной базе должно быть значение А, на другой – B.




  1. Подключил шлем к LinkBox, а уже эту коробочку к ПК. Подсоединил сетевой адаптер к LinkBox.
  2. Когда все собрал, и ПО определило все необходимые драйверы, то запустил Run Room Setup
  1. Можно выбрать большую либо маленькую комнату. Настроить одну из них – ниже скриншоты. Будьте внимательны при калибровке пола, иначе в VR вы будете находиться либо выше, либо ниже в пространстве. При настройке пространства необязательно обводить только то место, где у вас нет предметов, например, у меня стоял диван, и я включил его пространство в VR, поскольку он находится ниже, а в виртуальной реальности, как правило, задействуется пространство по прямой. У меня вышло 2.7x1.9 метра (для игр освобождал больше места, для теста этого делать смысла не было).









  1. Запускаете Steam, выбираете Магазин - Игры - Виртуальная реальность, оставляете в поиске HTC Vive и инсталлируете игры.


Игры, впечатления

На данный момент в Steam примерно 800 игр, заточенных именно под VR. Конечно, как и всегда, не все они интересные и оригинальные, особенно бесплатные, но выбрать себе можно точно. Минимальная стоимость игрушек – 59 рублей, максимальная – 1 300 рублей. В среднем они продаются за 300-600 рублей.

Так как я уже пользовался HTC Vive в демозоне в начале года, то представлял себе, что увижу в VR. Для демонстрации руководство HTC инсталлировали несколько игр на свой вкус. Позже уже я сам ставил игры, правда, бесплатные:)

Многие игры отображаются на ПК, то есть окружающие могут видеть происходящее у вас в виртуальном мире. Единственное, отображается это все по-разному: где-то как вертикальное видео, где-то как широкоформатное. Полную картину зрители не видят. Один из важных моментов – обязательно используйте гарнитуру! Первый запуск HTC Vive у меня был без наушников, и, откровенно говоря, особенного эффекта я не почувствовал. Второй «заход» уже был в «ушах». Вот тогда-то я 100% погрузился в атмосферу VR.

Одна из немногих несложных игр – Audioshield. Задача очень простая: под музыку, которую выбираете вы сами, необходимо как бы отбивать щитами энергетические шары разных размеров и цветов. Вроде бы все просто, но крайне увлекательно. Чем быстрее темп в музыке, тем больше шаров в игре и тем больше приходиться двигаться, чтобы их отбивать.

В данном случае вы получаете огромное удовольствие от того, что картинка очень реалистичная, а темп иной раз в игре высокий. Кроме того, стики вибрируют, если в них попадают шары. Для компании друзей игрока в самый раз!

Игра The Brookhaven Experiment. Здесь необходимо отстреливать зомби. У вас есть пистолет и фонарик. Игра интересная с точки зрения атмосферы, но неоригинальная, поскольку все происходит в темноте, а хочется разглядывать каждую травинку.




Все игры описывать не стану – в них надо играть в VR самим, а не читать.

Наибольшее впечатление произвела программа The Lab. Здесь вам дается возможность узнать, на что способен HTC Vive с точки зрения взаимодействия с объектами в виртуальном мире, понять работу в режиме VR.










Вы попадаете в лабораторию, где по полу бегает электронная собачка. С ней можно играть: берете любой предмет (зажать курок на стике) и кидаете в сторону (в основном там уже лежат палочки). Собачка принесет обратно.

На виртуальном столе нашел пульт управления дроном и сам летательный аппарат. Как оказалось, его можно запустить и управлять им. Прикольно и необычно.

Самое эффектное демо, которое, уверяю, не оставит никого равнодушным, - горы. Ты попадаешь в потрясающе живописное место в горах (реалистичное настолько, что сложно отличить от настоящего мира). Ощущения захватывающие, но перемещение, к сожалению, происходит только по определенным точкам. Именно с этого демо начинал показ возможностей HTC Vive своим родным и друзьям.

Например, папе VR очень понравился: он с удовольствием исследовал различные уголки подводного мира игры The Blu, отмахивался от дракона в одной из комнат The Lab, а в демке Senza Peso даже у меня шли мурашки по телу, когда я наблюдал по монитору, как он перемещается на лодке по реке мистического подземного мира, возможно, олицетворяющего собой ад Данте.

Мама не выдерживала и нескольких минут в «Горах» демо The Lab: хваталась за меня, закрывала глаза стиками и периодически взвизгивала от ужаса, оказываясь на скалах перед «пропастью». В «Зомби» совсем не смогла играть из-за страшных звуков и персонажей, соответствующих названию игры.

Супруге понравилась программа создания галактик, Земли и других планет (Universe Sandbox). Отличная физика и графика, интересные эффекты.

Я просмотрел более 25 игр. Большинство из них были бесплатные, поэтому сюжет и графика порой оставляли желать лучшего. Однако для себя выделил несколько приложений: The Lab – первое, что надо ставить на VR; конечно же Serious Sam – легендарная игрушка; Invasion - прикольный мультик (насколько я знаю, он есть и на Sony VR); PresenZ – демонстрация суперреалистичной статичной графики (я даже не уверен, что это графика, вероятно, так снято на камеры); Quanero – необычное приложение демонстрации небольшого ролика с возможностью перемотки происходящего вперед или назад (можете подходить к героям, рассматривать их).




Короче говоря, погружение в VR практически полное. Интересно наблюдать за знакомыми со стороны, когда они пытаются в той своей реальности что-то куда-то забросить, или когда на коленках ползают и тыкают в разные предметы в поисках чего-то, или когда в страхе отмахиваются стиками, возможно, от летящих пуль, стрел, а может, от нападающих «зомбаков».

После пары часов игры меня несколько раз подташнивало, часто после VR окружающее пространство выглядело нереальным, например, монитор ПК казался меню выбора в VR, объекты чересчур объемными и так далее. Поэтому будьте благоразумны, не увлекайтесь этим «погружением» надолго.

  1. Определяйте зону для игры как можно больше, но только так, чтобы она не выходила за пределы базовых станций. Дело в том, что если за них выйти, то, скорее всего, собьется ориентир, и вы окажетесь где-нибудь на полу, или стики будут где-то сзади.
  2. Устанавливайте базовые станции там, где их никто не собьет и они будут устойчиво сканировать пространство. А что будет, если «я ваш БС шатал»?)). Пространство вокруг вас начнет качаться.
  3. Постарайтесь убрать из зоны игры наблюдающих, иначе они могут помешать позиционированию.
  4. Закрепите стики на руках при помощи шнуров. Вероятность того, что вы в какой-то момент запустите стики в телевизор или окно, довольно высока.
  5. Достаточно часто сложно было выйти из игр, они подвисали, приходилось перезаряжать систему Steam и Steam VR.
  6. В целом, связка Steam и Steam VR работала не совсем стабильно.

Заключение

Да, устройство не для всех. При цене 70 000 рублей многим Vive может показаться вещью в себе, так как для получения эффекта VR желательно иметь не только большое пустое пространство для игр, но и неслабый компьютер. Кроме того, из-за кучи проводов и сетевых адаптеров необходимо заранее продумывать размещение базовых станций и ПК. Игр, конечно, масса, но многие из них, мягко говоря, странные и интерес вызывают разве что первые минут 10-20.

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что на данный момент HTC Vive – это лучшее средство для погружения в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия с предметами и перемещения внутри VR-мира. Если вы когда-либо пользовались очками типа Gear VR by Samsung, то уверяю вас – это ни о чем по сравнению с HTC Vive. Описывать ощущения словами сложно – надо пробовать. Если у вас будет возможность, то обязательно сделайте это – получите новый опыт, который может изменить ваше представление о некоторых вещах в вашей жизни.

Лучшие статьи по теме