Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Обзоры
  • Что такое тачпад: мышь, трекбол, или трекпойнт? Что такое трекбол.

Что такое тачпад: мышь, трекбол, или трекпойнт? Что такое трекбол.

Трекбол (Trackball) – это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера. Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наиболее часто используется оптико–механический принцип регистрации положения шарика. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последовательный порт.

Основные отличия от мыши:

    стабильность положения за счет неподвижного корпуса;

    не нужна площадка для движения, так как позиция курсора рассчитывается по вращению шарика.

Первое устройство подобного типа было разработано компанией Logitech. Миниатюрные трекболы получили сначала широкое распространение в портативных ПК. Встроенные трекболы могут располагаться в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из–за своего недостатка постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов, которые бывает трудно очистить и, следовательно, вернуть трекболу былую точность. Впоследствии их заменили тачпады и трекпойнты.

Тачпад и трекпойнт

Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5–8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из–за отсутствия движущихся частей.

TouchPad поддерживает следующие протоколы: ps/2; rs–232; adb – протокол, используемый компьютерами семейства Apple Macintosh.

В каждом из этих случаев TouchPad поддерживает индустриальный стандарт «mouse» плюс собственные, специфические, расширенные протоколы. Поддержка «mouse» означает, что, подключив к компьютеру TouchPad, вы сразу можете использовать ее как обычную «мышку», без инсталляции ее собственного драйвера. После этого вы инсталлируете драйвер и получаете целый набор дополнительных возможностей.

Дальнейшим развитием TouchPad является TouchWriter – панель TouchPad с повышенной чувствительностью, одинаково хорошо работающая как с пальцем, так и со специальной ручкой и даже с ногтем. Эта панель позволяет вводить данные привычным для человека образом – записывая их ручкой. Кроме того, ее можно использовать для создания графических изображений или для подписывания документов. Для желающих писать китайскими иероглифами, можно порекомендовать установить на компьютер пакет QuickStroke, который позволит вводить иероглифы, непосредственно рисуя их на панели. Причем программа, по мере ввода, предлагает готовые варианты иероглифов.

Оба эти устройства предполагают наличие определенной тренировки для обращения с ними, однако по надежности и малогабаритности остаются вне конкуренции.

Средства диалога для систем виртуальной реальности

В системах виртуальной реальности, в отличие от обычных приложений компьютерной графики, как правило, требуется вывод и ввод трехмерной координатной информации, как для управления положениями синтезируемых объектов, так и для определения координат частей тела оператора и направления его взгляда.

Спейсбол . Одним из первых появилось устройство спейсбол (space ball), представляющее собой конструктивное объединение мышки и небольшого трекбола. Мышка перемещается оператором по столу и обеспечивает ввод двух координат. Ввод третьей координаты обеспечивается вращением шарика трекбола большим пальцем руки.

Для манипулирования объектами в трехмерном пространстве часто используется техника виртуальной сферы. Управляемый объект окружается (воображаемой) сферой. Для перемещения сферы используется мышь, а вращение сферы и заключенного в нее объекта обеспечивается вращением шарика трекбола.

Head Mounted Display. В системах виртуальной реальности используются устройства вывода в виде монтируемых на голове дисплеев (Head Mounted Display – HMD) с бинокулярным всенаправленным монитором (Binocular Omni–Orientation Monitor – BOOM) со средствами отслеживания положения головы (head tracking) и даже отслеживанием положения глаза (eye tracking). Это требуется для создания эффекта «погружения» со стереоскопическим изображением и оперативным изменением сцены при поворотах головы и/или глаз.

Используемые в HMD жидкокристаллические дисплеи обычно невысокого разрешения (до 417×277 пикселов). Сравните это с 1280×1024 и 1600×1200 для настольных систем или с разрешением монитором для телевидения высокой четкости (ТВВЧ) – 1920×1035 и 1920×1135. Поэтому ведутся интенсивные исследования по созданию средств отображения для систем виртуальной реальности, обладающих высоким разрешением при приемлемых значениях электромагнитных наводок. Одна из таких систем, использующих миниатюрные монохромные прецизионные электронные трубки и жидкокристаллические затворы, обеспечивает разрешение до 2000×2000. Интересное решение заключается в формировании изображения лазером непосредственно на сетчатке, но эти предложения пока далеки от коммерческой реализации.

Отслеживание положения головы обеспечивается либо механическими рычажными системами, либо комплектом инфракрасных или электромагнитных датчиков.

Power Glove, Date Glove, Date Suit. Непосредственный ввод геометрической информации о положении частей тела с поддержкой тактильной и даже силовой обратной связи обеспечивается перчатками и костюмами данных.

Дешевая перчатка данных – Power Glove, используемая для игр, обеспечивает только четыре уровня данных.

В более усовершенствованной перчатке данных Date Glove фирмы VPL (см. рис.) для определения углов сгибания пальцев используются оптические волокна. Для обеспечения тактильной обратной связи используются пневматические активаторы.

Рис. Перчатка данных фирмы VPL

Были эксперименты обеспечения тактильной обратной связи за счет вибрации пьезокристаллов.

Более точный ввод координатной информации обеспечивают системы с использованием механического рычажного экзоскелета руки (Exos Dexterous Handmaster) и датчиками углов сгибания пальцев на основе эффекта Холла. Системы с экзоскелетом позволяют обеспечить и силовую обратную связь.

Более простой прибор, использующий силовую обратную связь, был разработан фирмой Digital и представляет собой рукоятку, подобную рукоятке газа в мотоцикле, которая может менять свое сопротивление скручиванию.

Проблема в обеспечении тактильной и силовой обратной связи состоит в том, что пользователь реагирует на воздействия и вносит изменения быстрее, чем система сможет среагировать. Для хорошего ощущения объекта система тактильной обратной связи должна обеспечивать скорость порядка 100–300 Гц, что почти на порядок выше обычной скорости перезаписи визуальной информации.

Пиджак данных (Date Suit) по принципам работы подобен перчатке данных и отличается только количеством датчиков.

  • Здоровье гика
  • Долгое время мне хотелось попробовать в работе вместо мыши трекбол. «Собирался с силами» года два, наверное: читал обзоры, сравнивал модели, смотрел видео с анбоксингами и тестами. Наконец приобрёл это необычный манипулятор, и уже второй год использую его на работе и дома. Попробую рассказать о том, как мои трекбольные ожидания были скорректированы реальностью.

    Моя история во многом схожа с пользователем , выводы тоже во многом коррелируют. В своей заметке я уделю особое внимание следующим моментам:

    • критериям применимости и полезности трекболов;
    • недостаткам и ограничениям трекболов;
    • трекболам в компьютерных играх.

    Ну и, конечно же, всё нижесказанное - мой личный опыт и мои личные выводы, истинность и универсальность которых небесспорна.

    1. Выбор трекбола

    Если искать по интернетам трекболы, то найдётся множество моделей, а вот в оффлайновых магазинах трекбол — крайняя редкость. В Новосибирске, например, я нашел только один магазин, где трекбол можно было взять в руки. Пришлось заказывать девайс издалека.

    Меня интересовали классические настольные трекболы для рабочих станций, а не 3D-мыши, не встроенные в клавиатуры и не надеваемые на палец устройства. Классические трекболы были поделены на две группы: «шар под большим пальцем» и «шар в центре».

    Кроме того учитывалось следующее:

    • число кнопок;
    • наличие дополнительных осей (колёсиков или колец);
    • подключение к ПК (USB или Wi-Fi);
    • цена (может доходить до не одной тысячи рублей).

    Здесь я надолго завис, определиться мне помогло внезапно занывшее запястье и вот этот пост в LiveJournal, после прочтения которого я отбросил трекболы с шаром под пальцем и выбрал распространённый недорогой четырёхкнопочный TrackMan Marble.

    2. Трекбол и эргономика

    В интернете часто упоминается тот факт, что по сравнению с мышью трекбол требует меньше движения рук, соответственно, это лучше с точки зрения эргономики. Мой опыт, как и опыт пользователя (автора вышеупомянутого ЖЖ-поста), явно говорит, что это не совсем правда.

    Окончательный выбор в пользу красного шарика был сделал, после того как у меня начало ощутимо ныть запястье при работе с мышью. Запястью прописали покой и эластичный бинт. Трекболом я думал эту проблему решить: «Вот сейчас я руку-то разгружу, победю болячку эргономикой!». Разгрузил. На второй день работы с трекболом от непривычной нагрузки в довесок к запястью заныли пальцы.

    Хотя эффект и оказался временным, но было крайне неприятно. Пальцы через пару дней привыкли, и запястье, таки, пришло в норму.

    В целом оказалось, что трекбол не столько уменьшает нагрузку, сколько меняет её тип: при длительной интенсивной работе с трекболом пальцы устают и начинают побаливать. Ещё очень важно положение плеча и локтя, они устают не хуже запястья. Повторю слова : «Лучше без фанатизма».

    3. Настройка трекбола

    Персонализация оказалась важным моментом. В основном я работаю с кодом и браузером. После некоторых экспериментов я остановился на таких настройках:


    Картинка и конфиги отсюда

    Причём я чётко понял, что если бы я по большей части занимался, например, обработкой фото, то выбрал бы другую конфигурацию. Эксперименты с настройками заняли часа два.

    Дискомфорт от работы с непривычным устройством прошел минут за 30-40, а к окончанию периода настройки я управлялся с шаром совершено естественно.

    В интернете о трекболах не раз встречалось «в начале трудно точно попадать...», «в начале скорость снижается...» и подобное. Лично у меня это «в начале» было очень коротким.

    4. Трекбол в работе

    В процессе эксплуатации выяснились некоторые неожиданные для меня моменты.

    Во-первых, за шар хватаешься руками, жирными и грязными. Шар и его паз требуют регулярной чистки. Ну, не сильно так требуют, но если не чистить, то постепенно шар начинает прилипать в местах касаний с корпусом. В старых статьях о преимуществах трекболов перед мышками упоминают, что шарик трекбола проще доставать для чистки, чем мышиный. Современные мыши давно не имеют шариков, а трекболы по-прежнему надо чистить.

    Во-вторых, пришлось держать на работе мышь «для гостей». Часто подходят коллеги с рабочими вопросами, и каждое «дай компьютер, сейчас покажу...» неизменно превращалось в «… а это что за штукенция, как ей куда тыкать?!!»

    В-третьих, лично меня не сильно впечатлил часто упоминаемый «эффект инерции» шара (крутится по инерции после сильного толчка). По мне так удобнее настроить акселерацию курсора под себя - и усилий меньше, и точность выше.

    Впрочем, кроме неожиданностей были и вполне ожидаемые впечатления:

    • Для работы с кодом, текстом и для сёрфинга трекбол - полный аналог мыши, ни особых плюсов, ни минусов.
    • Шар позволяет скроллить сразу по двум осям. При прокрутке карт, например, это удобно.
    • Вращение трёхмерных объектов трекболом приятно-интуитивное.
    • Простое для мыши действие - «скролл с зажатой правой кнопкой» - крайне неудобно, либо вообще недоступно с трекболом моего типа.
    • Трекбол не «скачет» и остаётся удобным даже при значительных вибрациях стола.
    • Трекбол не требует много места на столе.

    5. Игры

    Утверждение «трекбол не для игр» или вопрос «как трекбол в играх?» встречается чуть ли не в каждом читанном мной тексте о трекболах (особенно в старых). Первое утверждение не совсем справедливо, а кое-где и совсем не справедливо. Я не хардкорный геймер, но думаю, что мои наблюдения и впечатления вполне релевантны.

    Оговорюсь: здесь речь о классическом трекболе с шаром посередине - на таком приходится зажимать кнопку, чтоб начать скролить. Трекболы других конструкций таких ограничений не имеют, и нижесказанное может на них не распространяться.

    5.1 FPS

    Шутеры от первого лица отлично играются с трекболом. Прицеливание, в некотором смысле, даже естественнее. Пробовал Serious Sam 3, Left 4 Dead 2, первый и второй Half-life.
    Вышесказанное справедливо и для Minecraft-а, который по управлению вполне себе FPS.

    5.2 TBS , квесты, казуальные игры

    Никакой разницы с мышью, что вполне ожидаемо.

    5.2 RTS

    Разновидности Tower Defence/Offence играются нормально.

    Классические RTS типа Дюны и Старкрафта не пробовал, но к их потомкам относится DotA, о которой ниже.

    5.3 RPG

    Игры с видом от третьего лица практически неиграбельны, если быстрый поворот камеры и зум колесом критичны для геймплея. С выбранным мной конфигом трекбола игра в Lineage II и Guild Wars была крайне затруднена.

    5.4 MOBA

    В DotA2 вполне можно играть т.к. вращение камеры не нужно, но поколдовать над биндингами кнопок пришлось. Ухудшает ли трекбол результативность, не скажу — не спец в таких играх.

    5.5 Flight simulator

    Симуляторы аркадного типа играются замечательно, а если игра позволяет настроить вращение самолёта от осей трекбола, то управление становится приятно-интуитивным (простенький GL117 даёт почувствовать этот эффект).

    Опробованы Freespace 2 и Star Conflict. Freespace до полной беспроблемности настроить не удалось, Star Conflict играбелен на 100%. Симуляторы с упором на реалистичность не пробовал.

    В заключение об играх повторю: длительная и интенсивная нагрузка на пальцы при игре трекболом не полезна для здоровья!

    6. Опыты на людях

    После того как я дописал до этого места, мне стало интересно, насколько трекбольное управление отличается от мышиного в числах. Накропал примитивный тест , позволяющий сравнить некоторые метрики трекбола и мыши относительно меня.

    Результаты серии прогонов такие...

    Трекбол

    Мышь

    Т.е. мои результаты по наведению на цель с трекболом стабильно хуже, чем с мышью, на ≈100 миллисекунд, при этом число ошибок несколько меньше.

    Внезапный трекбол на соседней улице. Этот уже много лет обитает в небольшом магазинчике радиодеталей.

    Обратите внимание, что в первом случае трекбол выбран из-за ограниченности рабочего пространства, а во втором к тесноте добавляется ещё и прозрачность «стола».

    8. Итого

    Из моего опыта следует, что:
    • Трекбол вполне эквивалентная замена мыши, хотя и с особенностями.
    • Трекбол сам по себе не улучшает эргономические характеристики рабочего места.
    • Трекбол подходит для игр, но не для всех.
    • Трекбол хорош, если у вас мало места, либо часто шатается стол.
    • Попадать точно в цель трекболом, действительно, немного сложнее, чем мышью.
    • Определённо есть и люди, и случаи, для которых трекбол не подходит и даже вреден.
    Вот примерно такая заметка была бы мне полезна пару лет назад, когда я определялся с выбором.

    Теги:

    • трекболы
    • устройство ввода
    • манипуляторы
    Добавить метки

    Трекболы Logitech Cordless TrackBall

    Думается мне, что этим обзором будет убито сразу три зайца! Во-первых, обзоров по трекболам на еще не было. Во-вторых, мы поведаем вам о двух новинках, в линейке трекболов Logitech. И, в-третьих, будет продолжена линия обзоров беспроводной периферии. Надеюсь что, "охота на этих трех зайцев" будет вам интересна но, прежде всего я позволю себе, в двух словах, ответить на вопрос "А что же такое трекбол и зачем он нужен?". Вызвано это тем что, по словам нескольких опрошенных мной продавцов, покупатели частенько задают вопрос: "Что это?", "Зачем у мышки шарик снаружи?" и т.д. Итак, что же такое трекбол?

    Трекбол это как бы "мышка наоборот". Т.е. само устройство, в отличие от мышки, всегда остается неподвижным, а управление перемещением курсора осуществляется вращением шарика, который находится в верхней части трекбола. При этом, вращая шарик пальцами, вы получаете лучший, нежели у мышки, контроль над его вращением и, как следствие, более точное позиционирование курсора. Этому способствует и то, что, в отличие от крохотного мышиного, шарик трекбола, как правило, имеет значительно больший размер и меньший (относительно размера) вес.

    Помимо шарика, трекболы имеют, по крайней мере, две кнопки (как и любая двухкнопочная мышь), а вот оснащение их колесиками для прокрутки, дополнительными кнопками и т.п., зависит исключительно от производителя. Таким образом, область применения трекболов — в основном, работа с графическими пакетами, пакетами для автоматизированного проектирования и им подобными. Т.е. такими приложениями, в которых наиболее остро ощущается необходимость плавного перемещения и точного позиционирования курсора.

    Выяснив, что точность — главное преимущество трекболов, давайте, обратим свой взгляд непосредственно на две новинки от Logitech.

    Logitech Cordless TrackMan Wheel и Logitech Cordless TrackMan FX предлагают нам сразу два новшества. Первое из них (но не по важности) — беспроводное подключение к компьютеру. Понятия не имею: в чем прелесть такого нововведения? В случае с беспроводным подключением мыши или клавиатуры все понятно — при передвижении этих устройств вам не мешают "лишние" провода. Но трекбол и не нужно перемещать! При работе он остается неподвижным, и провода ему вовсе не мешают. Единственным объяснением беспроводному подключению трекбола я вижу следование лозунгу "свобода и комфорт при отсутствии проводов", выдвинутому самой фирмой Logitech. Для пользователя же, на мой взгляд, это несет только лишние расходы, т.к. радиотрекбол стоит несколько больше своих "проводных" собратьев. Но, беспроводное подключение, как я уже заметил, не самое главное нововведение Logitech. Главное и, пожалуй, самое интересное это новая технология оптического слежения за шариком. Эту технологию мы и рассмотрим далее.

    Как осуществляется слежение за шариком в трекболах? Да так же, как и в мышках. Я думаю, нет нужды напоминать вам, что происходит с мышкой, когда ее шарик и валики загрязняются. А теперь, представьте себе, насколько больше пыли и различной грязи попадает в трекбол. Ведь его шарик находится сверху и, соответственно, вся механика в гораздо большей степени подвержена накоплению грязи. Для решения этой проблемы Logitech предлагает новую технологию оптического слежения. Суть ее в том, что слежение за шариком осуществляется только при помощи света. Отсутствие какой-либо механики исключает возможность ее загрязнения и, соответственно, влияния на точность перемещения курсора.

    Для пояснения принципа действия оптической системы трекболов, я привожу две фотографии фрагмента TrackMan Wheel (с шариком и без шарика) и две картинки из рекламного буклета Logitech.

    Я думаю что, пояснять ничего не нужно. Хочу лишь еще раз отметить, что такая система весьма устойчива к разного рода загрязнениям или механическим повреждениям шарика и окошка оптической системы.

    Ну вот — с новейшими технологиями вроде разобрались, а теперь давайте приступим непосредственно к рассмотрению виновников этого обзора.

    Комплектация обеих трекболов почти одинакова. В каждой красочной коробке (впрочем, вполне обычной для мышек и трекболов от Logitech) помимо самих радиотрекболов, находится приемопередатчик, переходник USB-PS/2, одна батарея Duracell Ultra типа AA, руководство пользователя и диск с драйверами. Кроме того, в комплекте с TrackMan FX поставляется подставка под запястье, которая, при желании, может быть присоединена к этой модели трекбола. Установка устройств проста и не вызовет затруднений даже у не очень опытных пользователей. Необходимо, всего лишь, вставить в сам трекбол элемент питания, подключить приемопередатчик к порту USB (или, при помощи переходника, к PS/2) компьютера и установить соответствующий драйвер с диска. После выполнения этих действий устройство готово к работе. Расположение приемопередатчика, относительно самого трекбола, не имеет значения, но следует помнить о том, что производитель не рекомендует располагать его ближе 20-ти сантиметров от любой компьютерной периферии. Я думаю что, длина шнура (1.3 м) позволит вам расположить приемопередатчик так, как вам это будет удобно.

    Logitech Cordless TrackMan Wheel

    По внешнему виду, я бы отнес TrackMan Wheel к переходной модели (от мышки к трекболу). Очень похожая на Logitech MouseMan Wheel форма корпуса, такие же кнопки и колесо прокрутки, но шарик все же снаружи и это все-таки трекбол. TrackMan Wheel я бы, наверное, порекомендовал тем, кто хочет без особых мук "привыкания", плавно, перейти от мышки к трекболам.

    При первом знакомстве с этой моделью я, поначалу, ловил себя на том, что пытаюсь катать трекбол по столу (уж больно его внешний вид ассоциировался у меня с мышкой). Но, не тут то было. Резиновые полоски, приклеенные к нижней части его корпуса, надежно фиксируют его на столе. Очень к месту пришлась, и резиновая вставка на верхней части корпуса, расположенная так, что при работе с трекболом она попадает как раз под мизинец. Она не позволяет вашей руке свободно скользить по относительно гладкому корпусу устройства. Кнопки и колесо прокрутки выполняют те же функции, что и аналогичные кнопки, и колесико у мыши.

    Сказать что-либо плохое, о работе TrackMan Wheel, я не могу. Хотя, одно нарекание у меня все же нашлось — расположение шарика под большим пальцем делает неудобным вращение его в направлении вдоль корпуса трекбола. Не то чтоб это было совсем неудобно, но … Больше претензий у меня не нашлось. Кнопки расположены привычно (для пользователей мышек), а вращение колеса прокрутки происходит настолько тихо, что его почти не слышно за шумом вентиляторов работающего компьютера (не подумайте, что компьютер у меня ревет как вертолет:)). Если немного привыкнуть к TrackMan Wheel, то работа в таких программах, как Photoshop, Adobe ImageStyler и Macromedia Fireworks, становится намного более приятной. Точность позиционирования курсора (по сравнению с мышкой) возросла, и мне даже показалось что, скорость выполнения работы тоже увеличилась. Но, быть может, дело в том что, ранее я уже не раз работал с трекболами и теперь довольно быстро к ним привыкаю.

    Logitech Cordless TrackMan FX

    В отличие от предыдущего устройства, TrackMan FX никак нельзя причислить к "переходным" моделям. Всем своим замысловатым видом он показывает, что он всем трекболам трекбол:) Внушительных размеров шар расположен так, что при желании его можно вращать сразу всеми пальцами руки. Это становится особенно удобным в тех случаях, когда вам необходимо перемещать курсор буквально по пикселям. Расположение шарика продумано настолько хорошо, что его одинаково удобно вращать в любом направлении. Работа с TrackMan FX в графических пакетах, по сравнению с мышкой, намного комфортнее. Создается ощущение, будто вы держите курсор руками — настолько чутко этот трекбол контролирует любое движение шарика. Отсутствие колеса прокрутки поначалу кажется серьезным недостатком, но, в дальнейшем это частично компенсируется наличием четырех кнопок. В соответствующей закладке драйверов MouseWare 9.1, вы можете программировать функции, выполняемые этими кнопками.

    Подставка под запястье, поставляемая в комплекте с TrackMan FX, оказалась очень кстати. Поворотное крепление этой подставки позволяет расположить ее под удобным для вас углом. Резиновые вставки на верхней части корпуса трекбола отсутствуют. Да они и не нужны — форма корпуса такова, что случайное соскальзывание руки очень мало вероятно.

    Испытания и измерения

    Сначала я хочу ответить на вопрос, который мне чаще всего задавали читатели в письмах (буквально завалили ими), после выхода обзора по Logitech Cordless Desktop: "А как долго работает устройство, на одном комплекте батарей?". Ответ — я не знаю! Приводить, в данном случае, мой опыт работы с радиомышью от Logitech бесполезно. Питание моей мышки и рассматриваемых трекболов слишком сильно отличается. Я не выкупаю описываемое в обзорах оборудование, а брать в торгующей фирме достаточно дорогие трекболы на срок "пока батарейки не сядут", согласитесь, как-то не корректно. Да и вдруг эти батарейки проработают год? Обзор тоже через год публиковать? ;) Так что пока я ограничусь замером дистанции, между приемопередатчиком и радио устройством, на которой это устройство еще способно работать и проверкой помехоустойчивости.

    При проведении всех описанных ниже экспериментов, выполнялись все инструкции производителя, по размещению приемопередатчика. Т.е. приемопередатчик был расположен не ближе 20-ти сантиметров от какой-либо компьютерной периферии и других электроприборов.

    При этом, результаты измерения дистанции показали следующие цифры. Устойчивая работа TrackMan FX оказалась возможной на расстоянии до 1.65 м, от приемопередатчика. На расстоянии 2.05 м, данный трекбол еще сохранял работоспособность, но работа его была неустойчивой и сильно зависела от положения приемопередатчика. А вот TrackMan Wheel, несмотря на большую стоимость, не дотянул до своего собрата. Устойчиво он работал на расстоянии, всего лишь, до 1.37 м, при неустойчивой работе на расстоянии до 1.46 м.

    Как и в случае с Logitech Cordless Desktop, для испытания помехоустойчивости я использовал самые обыкновенные бытовые приборы (пылесос, фен, радио телефон 900 MГц, выключатель освещения), которые могут оказывать существенное влияние на радиосвязь. Во время проведения испытания эти приборы располагались между приемопередатчиком и трекболами. Расстояние между испытуемыми трекболами и приемопередатчиком равнялось 1 м. И, как и в случае с радиоклавиатурой и мышью, нарушить радиосвязь между трекболами и их приемопередатчиком мне не удалось.

    И еще одно немаловажное испытание, проведенное мной после, опять таки, письма одного из читателей. Это испытание по выявлению "мертвой зоны", т.е. такого взаимного расположения приемопередатчика и радио трекбола, при котором трекбол не работает. Дело в том что, один из читателей написал мне (после выхода обзора по Logitech Cordless Desktop) о том, что при работе с радио мышкой он обнаружил "мертвую зону". В случае с TrackMan Wheel и TrackMan FX, "мертвых зон" я не обнаружил. При поиске, я располагал приемопередатчик так, как советует производитель, и пытался найти "мертвые зоны" в пределах тех расстояний, на которых трекболы работают устойчиво. Не найдя "мертвых зон" я решил, было, что радиосвязь, которую предлагают нам вместо проводов, безупречна. Но, не тут то было, и об этом я хочу рассказать подробнее.

    Итак, описываю ситуацию. Дистанция, между приемопередатчиком и трекболом, равна 0.9 м. При этом, приемопередатчик расположен на корпусе компьютера. Вот в этой ситуации, меняя положение приемопередатчика, можно обнаружить великое множество таких положений, при которых работа трекболов становится очень не устойчивой. Да, положив приемопередатчик прямо на корпус компьютера, я нарушил рекомендации Logitech, но ведь моя радиомышь (от того же производителя) прекрасно работает в точно такой ситуации! По всей видимости, со времен появления на свет Cordless Wheel Mouse, радиотракт выпускаемых Logitech беспроводных устройств, претерпел изменения. И, как мы видим, не в лучшую сторону. Но, бросать в столь именитую фирму камни, я бы не стал — я не последовал инструкции и сам же виноват. А вот взять сей факт на заметку, на мой взгляд, стоит.

    Выводы

    Однозначно ответить на вопрос "А нужен ли такой трекбол?" очень трудно: все зависит от рода деятельности. Лично я с уверенностью могу сказать, что, если область применения вашего компьютера — игры и офисные приложения, то он вам совсем не нужен. А вот если вы как-то связаны с обработкой графики и это приносит вам доход, то трекбол может значительно ускорить вашу работу и, скорее всего, достаточно быстро окупится. Ежели же работа с графикой это всего лишь ваше хобби, то в этом случае я не могу рекомендовать вам срочно приобретать Logitech TrackMan, но советую обратить на него внимание и серьезно задуматься.

    Здравствуйте!
    Предлагаю вашему вниманию небольшой обзор трекбола FDM-G51.

    Товар предоставлен бесплатно магазином chinabuye.com

    Трекбол (англ. trackball, произносится /ˈtrækˌbɔːl/) - указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

    Представленные на рынке модели трекболов существенно различаются. Прежде всего трекболы отличаются размещением шарика: на некоторых моделях он управляется большим пальцем руки, на других же расположен по центру или правее центра и управляется указательным, средним и безымянным пальцами. На большинстве моделей шарик достигает 3-6 см в диаметре, однако существуют и модели с шариком около 1 см в диаметре. Почти на всех моделях кроме шара и кнопок присутствует также колесо прокрутки.
    Многим поклонникам этого манипулятора трекбол удобен не только тем, что для работы с ним не требуется места, но и тем, что во время работы рука остается неподвижной в запястье.

    Например, производитель трекболов ITAC Systems, Inc. утверждает, что после 4-часовой активной работы с «мышью», в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели.

    По той же причине некоторые предпочитают также графические планшеты.

    Встречались старые модели мобильных ПК (i386), к которым трекбол жёстко пристёгивался сбоку. При работе кисть руки лежала на поверхности стола естественным образом, располагаясь справа, частью под трекболом. Такая позиция руки давала нагрузку только на мышцы, связанные с большим (шарик) и указательным (кнопка) пальцами, что обеспечивало наибольший комфорт.
    Заказал данный девайс чисто из интереса, хотелось проверить насколько он удобен в использовании.

    Посылка доехала за 46 дней. Упаковкой послужили стандартный китайский желтый конверт и пупырчатый полиэтилен. Картон родной коробки тонкий, поэтому коробочка изрядно помялась. Содержимое при этом не пострадало.









    Сбоку на коробке указаны достоинства манипулятора:

    Элегантный дизайн (лично я особой «элегантности» как-то не увидел, ну да ладно).
    - Для комфортного использования не требуется стол.
    - Помогает избежать усталости глаз и вреда от излучения (Эм… Что? О_о я даже и не подозревал, что усталость глаз как-то связана с мышью или иным манипулятором. И о каком излучении речь тоже неясно).
    - Совместимость с операционными системами семейства Windows версий с 95-й по ХР (в принципе будет работать в любой ОС, в которой работают ЮСБ-мыши).
    - Можно держать в различных положениях, чтобы избежать вреда для мышц и суставов кисти руки (типа профилактика туннельного синдрома).
    - Пользователю нет необходимости сидеть близко к монитору используя данный трекбол
    - Легкое управление курсором с помощью одного большого пальца руки.
    - Все запатентовано-перепатентовано.

    Сам девайс:



    Устройство имеет миниатюрные размеры, примерно 7,5*4,5*4,5 см, длинный кабель - 190 см. При этом кабель очень тонкий, выглядит ненадежно. Весит все это дело 70 грамм. Собрано устройство так себе, стыки неровные, в целом выглядит дешево. Боковые грани имеют ребристую структуру, чтобы манипулятор не скользил в руке.









    Как этим пользоваться: берем в руку, указательный палец продеваем в отверстие, сам девайс ложится на средний палец. Указательным пальцем нажимаем кнопку, с функционалом ЛКМ. Большим пальцем вращаем шарик, тем самым перемещая курсор, а так же нажимаем 2 кнопки сверху (левая работает как СКМ, правая - ПКМ).

    Фото в руке:

    Если сравнивать удобство пользования с обычной мышью, то по моему субъективному мнению данный девайс менее удобен. Не всегда сразу удается попасть по мелким элементам интерфейса (хотя возможно если привыкнуть, то будет нормально). Но больше всего на удобстве использования негативно сказывается отсутствие колеса прокрутки. Единственным преимуществом перед обычной мышью является отсутствие необходимости напрягать запястье.

    Благодарю за внимание.

    или Какой шарик лучше?

    Трекбол — достаточно интересное порождение технической мысли, эдакая «мышка вверх ногами». Смысл его понятен — чем таскать по столу корпус мышки, можно крутить шарик на неподвижном основании. Из основных плюсов сразу можно привести экономию места (нет необходимости в коврике) и возможность работать с трекболом в тех местах, где пользоваться мышкой затруднительно (например, не за столом, а, скажем, в кресле).

    В то же время, трекболы распространены на рынке гораздо меньше, чем обычные «грызуны», что влечет за собой целый ряд негативных последствий: во-первых, отнюдь не все производители готовы работать на достаточно узком рынке, во-вторых, очень многие магазины не считают необходимым иметь в ассортименте такой тип устройства позиционирования (часто их приходится искать), в-третьих — из-за меньших масштабов производства цены на трекболы заметно выше, чем на мыши и не столь охотно падают со временем.

    Впрочем, выбор все же есть. Сегодня мы рассмотрим три различных модели трекболов от Logitech. Кроме того, эти устройства олицетворяют собой все три основные варианта компоновки трекбола (в том числе и различное расположение шарика). Также рекомендую ознакомиться с этой статьей , из которой можно почерпнуть много технических деталей касательно строения трекболов и немало практической информации. Например, упаковка и комплект поставки не отличаются вообще ничем (кроме, иногда, физических размеров и индексов).

    А теперь подробнее рассмотрим участников нашего тестирования.

    Marble Mouse

    Корпус вызывает определенные ассоциации с морскими скатами (разве что скаты шире и шаров у них на голове не водится)… Трекбол абсолютно симметричен. Достаточно крупный шарик расположен по центру. Кнопок четыре. Во-первых, две очень большие по бокам (нажимать их — одно удовольствие) с легким ходом (однако ложных срабатываний у меня не было). Во-вторых, на верхних кромках больших кнопок находятся две маленькие, по-умолчанию настроенные как PgUp/PgDn. В драйверах указано наличие пятой кнопки (нажатие показывается как нажатие на передние части левой и правой кнопок), но у меня лично что-то с ней не сложилось. Интерфейс подключения — проводной, USB; в комплекте поставки присутствует переходник USB-PS/2.

    Пластмасса корпуса, однако имеет очень удачный оттенок, причем не однотонная, а как бы с блестящими пылинками, так что выглядит трекбол очень представительно. Основные кнопки темно-серого цвета, маленькие — светлее, в целом все компоненты очень удачно сочетаются по цвету. Нижняя поверхность сделана из пластика примерно того же оттенка, что и большие клавиши.

    В целом трекбол производит впечатление очень стильного и имиджевого устройства — такой будет солидно смотреться на столе начальства средней руки.

    TrackMan Wheel

    При взгляде на трекбол сразу возникают ассоциации с семейством «гнутых» мышей серии MouseMan, неизменно вызывающих у обычных пользователей удивление и повышенный интерес. Корпус заточен строго под правую руку, причем сложилось впечатление, что он немного меньше, чем корпуса аналогичных мышей — мыши для меня были великоваты, а вот на трекболе рука лежала очень удобно. Шарик по размерам гораздо меньше, чем у Marble Mouse, и расположен совсем по-другому. Кнопок всего три: две «стандартных» и одна под колесиком прокрутки. Сами кнопки имеют небольшие размеры, так что, возможно, у людей с крупной ладонью возникнут трудности при попытке разместить на них пальцы. Интерфейс — USB, длина интерфейсного кабеля — 180 см. Как и в предыдущем случае, комплекте имеется переходник USB-PS/2.

    Пластик корпуса похож на используемый в предыдущей модели, однако имеет другой оттенок (светлее и более «стальной»), что, на мой взгляд, не пошло трекболу на пользу — выглядит он достаточно «дешево». На корпусе напротив шарика есть резиновая вставка немного более темного оттенка. Нижняя панель выполнена из полупрозрачного пластика, через который видно основную плату. На мой взгляд, выглядит трекбол не так представительно, как предыдущая модель.

    Впрочем, на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

    Cordless Optical TrackMan

    Дизайн трекбола подобен мышам серии МХ: матово-черный корпус с серебристой вставкой. Рассчитан трекбол строго под правую руку, при этом гораздо крупнее предыдущей модели. Другие особые приметы — очень крупный шарик и рекордное количество кнопок: целых восемь. Причем — интересный случай — ярковыраженной левой кнопки нет. Слева расположен целый блок кнопок, рассчитанных на нажатие большим пальцем: большая кнопка (по функциональности — стандартная левая), и две поменьше (по умолчанию работают также, как четвертая и пятая кнопка мыши — Back/Forward в Explorer). А еще две кнопки находятся сверху и снизу от скроллера: это ни что иное, как Cruise Control. Появился он именно в трекболах, однако широкую известность приобрел только после выхода мышей моделей МХ500 и МХ700 . Оттуда же к нам явилась соседняя кнопка с символом замочка (переключатель задач), причем до нее приходится так же далеко тянуться. Наконец, большая правая кнопка расположена вплотную к шарику. Единственное «но» — ее легко нажать случайно, вращая шарик, что несколько неудобно.

    Как уже упоминалось, корпус сделан из черной матовой нескользкой пластмассы с серебряной вставкой.

    Смотрится трекбол шикарно. Marble Mouse выглядит дорого, но неброско, и не претендует на центральное место на рабочем столе. А вот Cordless Optical TrackMan, наоборот, хочет, чтобы все внимание доставалось только ему (что, нужно сказать, ему вполне удается).

    Трекбол использует беспроводной радиоинтерфейс. Ресивер подключается к порту USB (есть переходник USB-PS/2), длина провода — 130 см. К сожалению, качество работы ресивера не высоко (по сравнению с ресиверами большинства беспроводных мышей). Устойчивая связь возможна лишь на расстоянии примерно на те же 130-140 см. Кроме того, следует внимательно отнестись к выбору места для ресивера:, например, у меня он не заработал, будучи положенным сверху на системный блок. Следует избегать излишней близости и от других электронных устройств. Питание осуществляется от двух батареек АА (поскольку трекбол крупный, проблем с размещением батарей не возникает), расположенных вдоль корпуса. В драйверах есть возможность индикации уровня зарядки батарей; за пару месяцев уровень визуально не снизился.

    Драйверы

    В последнее время о драйверах серии MouseWare на страницах нашего сайта говорилось столько, что повторяться еще раз, наверное, не стоит. Так что я ограничусь парой скриншотов из настроек Cordless Optical TrackMan, потому что там просто интересно взглянуть на конфигурацию многочисленных кнопок и закладку, посвященную батареям. Все остальное абсолютно стандартно.

    Личные впечатления

    Cамый большой и очевидный для меня плюс — само устройство не нужно двигать (хотя поначалу я пытался это делать:)). Во-первых, это удобно, если на столе куча бумаг, книг и пр. — можно класть трекбол (особенно если он беспроводной) поверх и без проблем работать. Во-вторых, можно работать, если стола нет вообще. Например, можно положить клавиатуру (или ноутбук целиком) на колени, а трекбол - на подлокотник кресла, тогда можно вальяжно развалиться и не тянуться руками к столу. А в-третьих, при работе с трекболом рука и кисть находятся в расслабленном состоянии, ими не надо постоянно двигать, как в случае с мышкой.

    Что касается удобства перемещения по экрану, здесь трекболы вообще (как класс) понравились мне меньше мышей, хотя не исключаю, что я просто не успел к ним привыкнуть. Дело в том, что, передвигая мышь, на подсознательном уровне представляешь, где окажется курсор, если двигать мышь с определенной скоростью (при определенных настройках скорости движения мыши и акселерации) в определенном направлении. С трекболом все несколько сложнее, т.к. трудно контролировать шарик с той же точностью, поэтому часто, если двигаешь курсор через весь экран (например, к Х в левом верхнем углу), легко можно проскочить нужную точку, к которой потом придется возвращаться. Правда, у этой конструкции есть обратная и очень привлекательная сторона - здесь не может «закончиться коврик», когда приходится поднимать мышь и переносить ее в центр коврика. Второе - мне пришлось перенастраивать «ориентацию» трекбола, т.е. изначально направления движения вертикаль/горизонталь были несколько не такими, как ожидалось, хотя благодаря драйверам эта процедура очень удобна и занимает секунды. И, наконец, третье - при работе в графическом редакторе (когда приходится обрезать углы фотографий) мышь мне показалась более удобной - вращая шарик трекбола, сложнее придерживаться прямых линий. В играх… в играх я не определился. Например, в космическом симуляторе мне было немного сложнее целиться, зато намного легче крутить корабль, так что там трекбол по общим впечатлениям впереди. В шутерах примерно такая же ситуация - точно установить прицел достаточно сложно, но при этом намного легче разворачиваться и вообще, вертеться. Правда, здесь я не был бы столь категоричен. Стратегиями побаловаться я не решился - а то эта статья вышла бы осенью:)

    Сравнение моделей

    Cordless Optical TrackMan - «любовь с первого взгляд». У него больше: кнопок - целых восемь, форма - самая вычурная и, на первый взгляд, самая удобная, дизайн - привлекающий к себе внимание, цвета - яркие, интерфейс - беспроводной. Однако после некоторого периода работы у меня возникло ощущение, что по удобству Marble Mouse вплотную к нему приближается - удивительно, но рука лежит на них практически одинаково и одинаково удобно нажимать на кнопки. На мой взгляд, это большой плюс Marble Mouse, т.к. этот трекбол симметричен. Ну, разве что кнопок у него меньше.

    А вот у Trackman Wheel совершенно другая концепция - да, рука лежит примерно так же, но под средним и указательным пальцем здесь кнопки, а шарик нужно вращать большим пальцем. По ощущениям такой способ где-то ближе к мышке, потому что клавиши расположены так же. Однако мне показалось, что точность при этом страдает еще больше, тем более, что у таких трекболов маленький шарик. Впрочем, в повседневной жизни такой способ ненамного хуже остальных, зато кнопки и колесо прокрутки привычно расположены (для тех, кто привык к мыши, разумется), так что выбирать стоит лишь исходя из собственных предпочтений.

    Провести же различие между Marble Mouse и Cordless Optical TrackMan гораздо сложнее - рука на этих трекболах лежит практически одинаково. Как удалось сделать настолько удобной форму Marble Mouse, сохранив симметричный дизайн, остается только догадываться.

    В общем, на стороне Marble Mouse большие кнопки, по которым легко попасть, и симметричность, предполагающая легкость работы любой рукой, а со стороны Cordless Optical TrackMan им противостоят большое количество кнопок, колесо прокрутки и беспроводной интерфейс. Отдать победу стоит… да, в общем, никому не стоит:) Решайте сами, что из вышеперечисленного для вас важнее. Кстати, я бы не стал отдавать однозначную победу Cordless Optical TrackMan и в категории «внешняя привлекательность» - просто Marble Mouse требуется больше времени, чтобы понравиться. Впрочем, все это более чем субъективно.

    Кстати, у Cordless Optical TrackMan есть определенная особенность, сказывающаяся в основном в играх - правая кнопка расположена так, что если пальцы соскальзывают с шарика при интенсивном вращении, то попадают как раз на нее. Поэтому запас ракет у меня убывал весьма быстро:)

    И вот что мне осталось непонятным - почему эти устройства так непопулярны? На мой взгляд, на трекболе гораздо лучше лениво бродить по Интернету - рука расслаблено лежит на корпусе, и лишь пальцы легкими движениями двигают шарик (а не вся рука от плеча работает, чтобы сдвинуть мышь), т.е. затрачиваемые физические усилия намного меньше. Трекбол не требует коврика и занимает намного меньше места на столе, его можно класть прямо поверх бумаг, а можно разместить в любом месте, в том числе, на подлокотнике кресла, можно положить на колени… И, наконец, то, что у трекбола «не кончается коврик» (оказывается, можно обойтись без постоянного «прогуливания мыши») очень пригодится пользователям больших мониторов. В общем, для офисных приложений я бы даже предпочел трекбол, а не мышь.

    Выводы

    Что касается выбора между мышью и трекболом, то, на мой взгляд, трекбол предпочтителен, если вы очень много работаете с мышью и у вас от нагрузок уже болит рука, если вам постоянно приходится расчищать место на столе, чтобы удобно было ее катать или если вы работаете в таких местах, где нет удобных ровных поверхностей для мышки. Ну и при личных предпочтениях, разумеется. А теперь коротко коснемся вопроса выбора между различными моделями, представленными в данном обзоре.

    Если вы привыкли к мышке (особенно к «гнутым» моделям от Logitech) и вам нравится их кнопочный блок, то вам несомненно будет интересен TrackMan Wheel. Тем более, что он и по захвату более-менее близок к мышам. Marble Mouse хорош своей симметричностью и при этом потрясающим удобством захвата любой рукой. Незаменимая покупка для левшей и людей, одинаково хорошо пользующихся обеими руками. Устала правая рука - просто перекладываете трекбол на другую сторону клавиатуры и пользуетесь дальше. В отличие от симметричных мышей, в данном случае не нужно расчищать место под коврик. Также плюсом является чрезвычайно удачная форма корпуса - и правая, и левая ладонь ложится на трекбол очень удобно.

    Cordless Optical TrackMan все-таки рискну назвать топовой моделью в обзоре. Здесь и яркий дизайн, и удобная форма, и большой удобный шарик, и огромный набор кнопок, и радиоинтерфейс… В общем, если вы хотите «все и сразу», то эта модель для вас - по функциональности и удобству она отвечает самым высоким требованиям.

    Лучшие статьи по теме