Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Три трекбола от Logitech. Почему я использую трекбол вместо мыши

Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но… каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

С трекболами у компьютерщиков отношения как-то не сложились, в отличие от мышей. Грызуны завоевали абсолютно господствующее положение, размножаясь и видоизменяясь с невиданной скоростью, под стать своим животным собратьям. Трекболы же заняли крайне малую обособленную нишу, оставаясь прерогативой редких чудаков и фанатов. А ведь принцип работы у них один и тот же: трекбол, по сути, представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь, только у мыши передвигают весь корпус, а у трекбола на неподвижном корпусе крутят шарик. Но не судьба, несмотря на улучшенную эргономичность.

Дело в том, что во время управления мышью работают мышцы руки, предплечья, плеча и груди – ведь двигаем мы мышь всей рукою. А за трекболом нагружены только мышцы пальцев руки, которая спокойно лежит запястьем на столе. Например, производитель трекболов ITAC Systems утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью, в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее в тестах, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели. Таким образом, возникновение «туннельного синдрома» при использовании трекбола практически исключено. Причем, очевидно, использование его из эргономических соображений при работе с текстами бессмысленно, так как здесь основную часть времени руки заняты клавиатурой и редкие отвлечения к мыши их не перегружают. А вот при работе с графикой и в играх, многочасовое напряженное манипулирование мышкой приводит к болям в запястье и руке в целом.

Но даже это, очевидное и сильное преимущество перед мышами, не помогло трекболам завоевать хоть сколько-нибудь заметную популярность. Возможно, множество мелких недостатков перевесили огромный существенный плюс.

Подключение устройства к USB-порту, как вы понимаете, никаких проблем не вызвало. Гаджет работал без специальных драйверов, довольствуясь стандартными системными. Но и функции выполнял минимально: движение курсором и действия правой и левой кнопок стандартной мыши. Для скачивания новейшей версии фирменного драйвера я зашел на сайт компании-производителя и обомлел: пограмма SetPoint, являющаяся фактически драйвером устройства, весила 65,5 Мб (!), причем на сайте застенчиво указано: «примерно 50 Мб». Это что же такое находится внутри? Какие суперфункции выполнит чудесный трекбол? Может белье постирает и сварит кофе? А ну, если что покруче?! Ведь, скажем, 11-я, пусть не последняя, версия полнофункционального векторного графического редактора Corel Draw занимает каких-то 52 Мб, а полноценная издательская система Scribus так вообще всего 20.

Скачали драйвер, установили, перегрузились. Все предсказуемо – в автозагрузке оказалась программа настойки кнопок трекбола SetPoint, в оперативной памяти – она же на 13 Мб и еще один процесс на 5 Мб из папки KHAL2. Немало для настройки «мышки». При более внимательном прочесывании системных папок все стало окончательно ясно. Компания Logitech поставила на компьютер несчастного пользователя ВСЕ драйвера для ВСЕХ устройств, которые она выпускает, вплоть до веб-камер и микрофонов. Вот откуда 65 Мб, а вовсе не от полета технической мысли и сверхфункциональности трекбола!

Но вернемся к возможностям настройки. В первой закладке программы можно настроить задачи для кнопок трекбола: вариант для больших кнопок всего один – поменять их функции местами, а вот для маленьких репертуар значительно шире (см. скриншот). Пункт «Другое» открывает еще больше вариантов, включая открытие кнопки «Пуск», свертывание окон и пр. Интересно, что настройка скорости прокрутки для функции “Universal Scroll”, при прокрутке интернет-страницы в Опере ничего не дала: скорость абсолютно не изменялась при любых значениях.

На следующей закладке можно отрегулировать скорость перемещения и другие параметры курсора. Имеется чекбокс включения функции “Smart Move”. Кстати, попытка неопытного пользователя выяснить, что это за хитрость с помощью кнопки «Справка» вызовет немалые трудности. Нет, справочная система хороша – она полностью на русском языке, подробна и осмысленна. Но она опять же предназначена для всех манипуляторов, точнее, мышей сразу и содержит множество отсутствующих у данного девайса функций. Придется потратить время, чтобы разобраться, что относится к вашему устройству, а что нет.

Третья закладка выборочно отключает установленные параметры трекбола при распознавании игры, а последняя четвертая помогает настроить «вертикаль» перемещения шара.

Второй раздел фирменной утилиты под названием «Инструменты» неожиданно оказывается просто областью ссылок на сайт Logitech.

Вот теперь «морской зверек» совсем готов к работе, рука так и просится занять свое место на его гладкой спинке, мозг страстно желает получить ответ на главный вопрос: удастся ли провести курсор из точки А в точку В кратчайшим путем и с меньшими усилиями. Приступим.

Надо признаться, у меня нет опыта близкого знакомства с трекболами. Не то что бы я их совсем не знал, но это было скорее так, шапочное знакомство. На этом фоне привычные попытки сдвинуть девайс наподобие мыши продолжались не более нескольких минут, еще полчаса-час рука устраивалась на выпуклой поверхности устройства, а запястье выбирало оптимальное место неподвижной опоры на столе, наконец, 2-3 часа пальцы принаравливались к кнопкам и управлению шаром. Так что неоптимистичные заявления о том, что на привыкание к трекболу после пользования мышкой нужно несколько дней или неделя, не так уж и верна. Понятно, до совершенства еще далеко, но работать можно абсолютно свободно уже через несколько часов.

Кстати, в сети ходит мнение, что движение мыши интуитивно понятно человеку, а вот движение шара трекбола нет, его трудно предсказать. Чепуха! Уровень понимание направления движения ровно тот же, ни больше, ни меньше.

Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты. Вот примеры выделения участка изображения инструментом «Лассо» с помощью трекбола (1)и мыши (2).

Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

Поскольку достоинства, похоже, кончились, поговорим о недостатках. Первая и главная проблема Logitech Trackman – кнопки. Если левая основная кнопка расположена под большим пальцем, то правая точнехонько под его основанием и серединой. И чем же предполагается на нее жать? Основанием пальца неудобно, и точность такого нажатие низка. Согнув же палец, невольно приподнимаешь всю ладонь над поверхностью девайса и держишь ее на весу. Это неэргономично, рука устает и повышается вероятность случайного нажатия на клавиши.

Вообще, ход кнопок настолько легок, что случайных нажатий никак не избежать. Причину такого неудобного расположения кнопок можно предположить: поскольку устройство предназначено и для правшей и для левшей одновременно, оно должно быть симметрично. Возможно, ради этого пришлось пожертвовать удобством.

О дополнительных же кнопках вообще разговор особый. Они крайне малы и почти не выступают над соседней большой кнопкой. И если левой еще можно пользоваться с грехом пополам, то правая «блуждает» где-то под основаниями среднего и безымянного пальцев. Единственный выход для этой модели, видимо, в том, чтобы перепрограммировать левую дополнительную кнопку на функцию скроллинга - все же это часто востребованное действие.

Кстати, прокрутка не во всех программах работает корректно. Если в MS Office все отлично работает и настраивается, то в разных браузерах скорость прокрутки не зависит от программы SetPoint (или зависит, но обратным образом) и движение происходит рывками. В программе GIMP скроллинг вообще отказался работать, хотя колесо мыши прекрасно выполняло это действие.

Еще одна проблема характерна уже для всех трекболов: быстрое загрязнение шарика от соприкосновения с пальцами. И, хотя оптическая система регистрации положения шара меньше страдает от грязи, чем механическая, все же шар не висит в воздухе и грязь будет скапливаться на внутренних опорах.

Подведем итоги. Ответ на главный вопрос вполне позитивен. Покатав шарик на домашнем трекболе, мы сможем провести линию из точки А в точку В; это будет не сверхлегко, но не сложнее, чем с использованием мыши обыкновенной. А дальше – множество тонкостей.

Общий же вывод остался прежним, соответствующим положению трекболов на окраине компьютерного мира: девайс для любителей и по особым показаниям. Скажем, может подойти для заядлого игрока в компьютерные игры. Или для некоторых специалистов в области графики, кому нет необходимости приобретать планшет. Наконец, для тех, у кого возникают неприятные ощущения в суставах и мышцах руки от долгой работы с мышью.

Обсудить Trackman Marble на форуме

  • Здоровье гика
  • Долгое время мне хотелось попробовать в работе вместо мыши трекбол. «Собирался с силами» года два, наверное: читал обзоры, сравнивал модели, смотрел видео с анбоксингами и тестами. Наконец приобрёл это необычный манипулятор, и уже второй год использую его на работе и дома. Попробую рассказать о том, как мои трекбольные ожидания были скорректированы реальностью.

    Моя история во многом схожа с пользователем , выводы тоже во многом коррелируют. В своей заметке я уделю особое внимание следующим моментам:

    • критериям применимости и полезности трекболов;
    • недостаткам и ограничениям трекболов;
    • трекболам в компьютерных играх.

    Ну и, конечно же, всё нижесказанное - мой личный опыт и мои личные выводы, истинность и универсальность которых небесспорна.

    1. Выбор трекбола

    Если искать по интернетам трекболы, то найдётся множество моделей, а вот в оффлайновых магазинах трекбол — крайняя редкость. В Новосибирске, например, я нашел только один магазин, где трекбол можно было взять в руки. Пришлось заказывать девайс издалека.

    Меня интересовали классические настольные трекболы для рабочих станций, а не 3D-мыши, не встроенные в клавиатуры и не надеваемые на палец устройства. Классические трекболы были поделены на две группы: «шар под большим пальцем» и «шар в центре».

    Кроме того учитывалось следующее:

    • число кнопок;
    • наличие дополнительных осей (колёсиков или колец);
    • подключение к ПК (USB или Wi-Fi);
    • цена (может доходить до не одной тысячи рублей).

    Здесь я надолго завис, определиться мне помогло внезапно занывшее запястье и вот этот пост в LiveJournal, после прочтения которого я отбросил трекболы с шаром под пальцем и выбрал распространённый недорогой четырёхкнопочный TrackMan Marble.

    2. Трекбол и эргономика

    В интернете часто упоминается тот факт, что по сравнению с мышью трекбол требует меньше движения рук, соответственно, это лучше с точки зрения эргономики. Мой опыт, как и опыт пользователя (автора вышеупомянутого ЖЖ-поста), явно говорит, что это не совсем правда.

    Окончательный выбор в пользу красного шарика был сделал, после того как у меня начало ощутимо ныть запястье при работе с мышью. Запястью прописали покой и эластичный бинт. Трекболом я думал эту проблему решить: «Вот сейчас я руку-то разгружу, победю болячку эргономикой!». Разгрузил. На второй день работы с трекболом от непривычной нагрузки в довесок к запястью заныли пальцы.

    Хотя эффект и оказался временным, но было крайне неприятно. Пальцы через пару дней привыкли, и запястье, таки, пришло в норму.

    В целом оказалось, что трекбол не столько уменьшает нагрузку, сколько меняет её тип: при длительной интенсивной работе с трекболом пальцы устают и начинают побаливать. Ещё очень важно положение плеча и локтя, они устают не хуже запястья. Повторю слова : «Лучше без фанатизма».

    3. Настройка трекбола

    Персонализация оказалась важным моментом. В основном я работаю с кодом и браузером. После некоторых экспериментов я остановился на таких настройках:


    Картинка и конфиги отсюда

    Причём я чётко понял, что если бы я по большей части занимался, например, обработкой фото, то выбрал бы другую конфигурацию. Эксперименты с настройками заняли часа два.

    Дискомфорт от работы с непривычным устройством прошел минут за 30-40, а к окончанию периода настройки я управлялся с шаром совершено естественно.

    В интернете о трекболах не раз встречалось «в начале трудно точно попадать...», «в начале скорость снижается...» и подобное. Лично у меня это «в начале» было очень коротким.

    4. Трекбол в работе

    В процессе эксплуатации выяснились некоторые неожиданные для меня моменты.

    Во-первых, за шар хватаешься руками, жирными и грязными. Шар и его паз требуют регулярной чистки. Ну, не сильно так требуют, но если не чистить, то постепенно шар начинает прилипать в местах касаний с корпусом. В старых статьях о преимуществах трекболов перед мышками упоминают, что шарик трекбола проще доставать для чистки, чем мышиный. Современные мыши давно не имеют шариков, а трекболы по-прежнему надо чистить.

    Во-вторых, пришлось держать на работе мышь «для гостей». Часто подходят коллеги с рабочими вопросами, и каждое «дай компьютер, сейчас покажу...» неизменно превращалось в «… а это что за штукенция, как ей куда тыкать?!!»

    В-третьих, лично меня не сильно впечатлил часто упоминаемый «эффект инерции» шара (крутится по инерции после сильного толчка). По мне так удобнее настроить акселерацию курсора под себя - и усилий меньше, и точность выше.

    Впрочем, кроме неожиданностей были и вполне ожидаемые впечатления:

    • Для работы с кодом, текстом и для сёрфинга трекбол - полный аналог мыши, ни особых плюсов, ни минусов.
    • Шар позволяет скроллить сразу по двум осям. При прокрутке карт, например, это удобно.
    • Вращение трёхмерных объектов трекболом приятно-интуитивное.
    • Простое для мыши действие - «скролл с зажатой правой кнопкой» - крайне неудобно, либо вообще недоступно с трекболом моего типа.
    • Трекбол не «скачет» и остаётся удобным даже при значительных вибрациях стола.
    • Трекбол не требует много места на столе.

    5. Игры

    Утверждение «трекбол не для игр» или вопрос «как трекбол в играх?» встречается чуть ли не в каждом читанном мной тексте о трекболах (особенно в старых). Первое утверждение не совсем справедливо, а кое-где и совсем не справедливо. Я не хардкорный геймер, но думаю, что мои наблюдения и впечатления вполне релевантны.

    Оговорюсь: здесь речь о классическом трекболе с шаром посередине - на таком приходится зажимать кнопку, чтоб начать скролить. Трекболы других конструкций таких ограничений не имеют, и нижесказанное может на них не распространяться.

    5.1 FPS

    Шутеры от первого лица отлично играются с трекболом. Прицеливание, в некотором смысле, даже естественнее. Пробовал Serious Sam 3, Left 4 Dead 2, первый и второй Half-life.
    Вышесказанное справедливо и для Minecraft-а, который по управлению вполне себе FPS.

    5.2 TBS , квесты, казуальные игры

    Никакой разницы с мышью, что вполне ожидаемо.

    5.2 RTS

    Разновидности Tower Defence/Offence играются нормально.

    Классические RTS типа Дюны и Старкрафта не пробовал, но к их потомкам относится DotA, о которой ниже.

    5.3 RPG

    Игры с видом от третьего лица практически неиграбельны, если быстрый поворот камеры и зум колесом критичны для геймплея. С выбранным мной конфигом трекбола игра в Lineage II и Guild Wars была крайне затруднена.

    5.4 MOBA

    В DotA2 вполне можно играть т.к. вращение камеры не нужно, но поколдовать над биндингами кнопок пришлось. Ухудшает ли трекбол результативность, не скажу — не спец в таких играх.

    5.5 Flight simulator

    Симуляторы аркадного типа играются замечательно, а если игра позволяет настроить вращение самолёта от осей трекбола, то управление становится приятно-интуитивным (простенький GL117 даёт почувствовать этот эффект).

    Опробованы Freespace 2 и Star Conflict. Freespace до полной беспроблемности настроить не удалось, Star Conflict играбелен на 100%. Симуляторы с упором на реалистичность не пробовал.

    В заключение об играх повторю: длительная и интенсивная нагрузка на пальцы при игре трекболом не полезна для здоровья!

    6. Опыты на людях

    После того как я дописал до этого места, мне стало интересно, насколько трекбольное управление отличается от мышиного в числах. Накропал примитивный тест , позволяющий сравнить некоторые метрики трекбола и мыши относительно меня.

    Результаты серии прогонов такие...

    Трекбол

    Мышь

    Т.е. мои результаты по наведению на цель с трекболом стабильно хуже, чем с мышью, на ≈100 миллисекунд, при этом число ошибок несколько меньше.

    Внезапный трекбол на соседней улице. Этот уже много лет обитает в небольшом магазинчике радиодеталей.

    Обратите внимание, что в первом случае трекбол выбран из-за ограниченности рабочего пространства, а во втором к тесноте добавляется ещё и прозрачность «стола».

    8. Итого

    Из моего опыта следует, что:
    • Трекбол вполне эквивалентная замена мыши, хотя и с особенностями.
    • Трекбол сам по себе не улучшает эргономические характеристики рабочего места.
    • Трекбол подходит для игр, но не для всех.
    • Трекбол хорош, если у вас мало места, либо часто шатается стол.
    • Попадать точно в цель трекболом, действительно, немного сложнее, чем мышью.
    • Определённо есть и люди, и случаи, для которых трекбол не подходит и даже вреден.
    Вот примерно такая заметка была бы мне полезна пару лет назад, когда я определялся с выбором.

    Теги:

    • трекболы
    • устройство ввода
    • манипуляторы
    Добавить метки

    Вот уже полгода как я отказался от мыши и пользуюсь трекболом. Сделал я это не от хорошей жизни, а потому что использование мыши однажды уже довело меня до синдрома запястного канала со всеми вытекающими последствиями вроде боли и онемения пальцев на правой руке.

    Работаю я дома, ноутбук у меня установлен на специальной подставке, так что использование встроенного в MacBook Pro идеального тачпада, к сожалению, не вариант.

    В Украине выбор трекболов практически отсутствует. По сути на рынке представлены две модели Logitech: M570 и Marble Mouse. В M570 мне нравится беспроводное подключение и наличие колеса прокрутки, но не нравится тот факт, что шарик надо крутить большим пальцем. Я специально одолжил у знакомого такой трекбол, попробовал и остался недоволен. Кстати, колесо прокрутки в M570 мне тоже совершенно не понравилось: оно точно такое же, как на самых дешёвых 4-долларовых мышах Logitech. Как можно было поставить такое убогое колесо прокрутки в достаточно дорогой продукт - я не понимаю.

    Marble Mouse стоит около 25 долларов, шарик в нём надо крутить указательным и средним пальцем (это лучший из всех возможных вариантов). Колеса прокрутки в этой модели нет, но зато есть две дополнительные кнопки, которые можно настроить под себя. Я настроил свой трекбол так, что вращение шарика при зажатой левой дополнительной кнопке (которая определяется как кнопка 4) прокручивает контент. Что удобно - можно крутить в любую сторону: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Обычное колесо прокрутки не даёт такой возможности.

    Для настройки этой функции я использовал программу Karabiner , которая в принципе рекомендуется всем пользователям «Маков» (например, с её помощью можно разнести переключение раскладок по разным клавишам).

    При работе с трекболом первые два дня чувствуешь себя паралитиком, неспособным попасть курсором в нужное место. Потом привыкаешь и начинаешь недоумевать, как всю жизнь пользовался мышью.

    Главным плюсом трекбола, помимо полного отсутствия физического дискомфорта, я считаю возможность перенести курсор через два монитора (с совокупным горизонтальным разрешением 2720 пикселей) одним легким движением пальца. Кроме того, оказалось, что с трекболом гораздо проще передвигать курсор строго по вертикали или строго по горизонтали - это полезно, например, в Photoshop.

    Основной минус: ролики, на которых лежит шарик трекбола, загрязняются (на них накапливается кожный жир, смешанный с пылью). Где-то раз в неделю приходится вынимать шарик и чистить эти ролики. Я уже привык к этому и отношусь так же, как к протирке экрана - оба действия для меня попадают в категорию рутинного maintenance.

    Трекболы Logitech Cordless TrackBall

    Думается мне, что этим обзором будет убито сразу три зайца! Во-первых, обзоров по трекболам на еще не было. Во-вторых, мы поведаем вам о двух новинках, в линейке трекболов Logitech. И, в-третьих, будет продолжена линия обзоров беспроводной периферии. Надеюсь что, "охота на этих трех зайцев" будет вам интересна но, прежде всего я позволю себе, в двух словах, ответить на вопрос "А что же такое трекбол и зачем он нужен?". Вызвано это тем что, по словам нескольких опрошенных мной продавцов, покупатели частенько задают вопрос: "Что это?", "Зачем у мышки шарик снаружи?" и т.д. Итак, что же такое трекбол?

    Трекбол это как бы "мышка наоборот". Т.е. само устройство, в отличие от мышки, всегда остается неподвижным, а управление перемещением курсора осуществляется вращением шарика, который находится в верхней части трекбола. При этом, вращая шарик пальцами, вы получаете лучший, нежели у мышки, контроль над его вращением и, как следствие, более точное позиционирование курсора. Этому способствует и то, что, в отличие от крохотного мышиного, шарик трекбола, как правило, имеет значительно больший размер и меньший (относительно размера) вес.

    Помимо шарика, трекболы имеют, по крайней мере, две кнопки (как и любая двухкнопочная мышь), а вот оснащение их колесиками для прокрутки, дополнительными кнопками и т.п., зависит исключительно от производителя. Таким образом, область применения трекболов — в основном, работа с графическими пакетами, пакетами для автоматизированного проектирования и им подобными. Т.е. такими приложениями, в которых наиболее остро ощущается необходимость плавного перемещения и точного позиционирования курсора.

    Выяснив, что точность — главное преимущество трекболов, давайте, обратим свой взгляд непосредственно на две новинки от Logitech.

    Logitech Cordless TrackMan Wheel и Logitech Cordless TrackMan FX предлагают нам сразу два новшества. Первое из них (но не по важности) — беспроводное подключение к компьютеру. Понятия не имею: в чем прелесть такого нововведения? В случае с беспроводным подключением мыши или клавиатуры все понятно — при передвижении этих устройств вам не мешают "лишние" провода. Но трекбол и не нужно перемещать! При работе он остается неподвижным, и провода ему вовсе не мешают. Единственным объяснением беспроводному подключению трекбола я вижу следование лозунгу "свобода и комфорт при отсутствии проводов", выдвинутому самой фирмой Logitech. Для пользователя же, на мой взгляд, это несет только лишние расходы, т.к. радиотрекбол стоит несколько больше своих "проводных" собратьев. Но, беспроводное подключение, как я уже заметил, не самое главное нововведение Logitech. Главное и, пожалуй, самое интересное это новая технология оптического слежения за шариком. Эту технологию мы и рассмотрим далее.

    Как осуществляется слежение за шариком в трекболах? Да так же, как и в мышках. Я думаю, нет нужды напоминать вам, что происходит с мышкой, когда ее шарик и валики загрязняются. А теперь, представьте себе, насколько больше пыли и различной грязи попадает в трекбол. Ведь его шарик находится сверху и, соответственно, вся механика в гораздо большей степени подвержена накоплению грязи. Для решения этой проблемы Logitech предлагает новую технологию оптического слежения. Суть ее в том, что слежение за шариком осуществляется только при помощи света. Отсутствие какой-либо механики исключает возможность ее загрязнения и, соответственно, влияния на точность перемещения курсора.

    Для пояснения принципа действия оптической системы трекболов, я привожу две фотографии фрагмента TrackMan Wheel (с шариком и без шарика) и две картинки из рекламного буклета Logitech.

    Я думаю что, пояснять ничего не нужно. Хочу лишь еще раз отметить, что такая система весьма устойчива к разного рода загрязнениям или механическим повреждениям шарика и окошка оптической системы.

    Ну вот — с новейшими технологиями вроде разобрались, а теперь давайте приступим непосредственно к рассмотрению виновников этого обзора.

    Комплектация обеих трекболов почти одинакова. В каждой красочной коробке (впрочем, вполне обычной для мышек и трекболов от Logitech) помимо самих радиотрекболов, находится приемопередатчик, переходник USB-PS/2, одна батарея Duracell Ultra типа AA, руководство пользователя и диск с драйверами. Кроме того, в комплекте с TrackMan FX поставляется подставка под запястье, которая, при желании, может быть присоединена к этой модели трекбола. Установка устройств проста и не вызовет затруднений даже у не очень опытных пользователей. Необходимо, всего лишь, вставить в сам трекбол элемент питания, подключить приемопередатчик к порту USB (или, при помощи переходника, к PS/2) компьютера и установить соответствующий драйвер с диска. После выполнения этих действий устройство готово к работе. Расположение приемопередатчика, относительно самого трекбола, не имеет значения, но следует помнить о том, что производитель не рекомендует располагать его ближе 20-ти сантиметров от любой компьютерной периферии. Я думаю что, длина шнура (1.3 м) позволит вам расположить приемопередатчик так, как вам это будет удобно.

    Logitech Cordless TrackMan Wheel

    По внешнему виду, я бы отнес TrackMan Wheel к переходной модели (от мышки к трекболу). Очень похожая на Logitech MouseMan Wheel форма корпуса, такие же кнопки и колесо прокрутки, но шарик все же снаружи и это все-таки трекбол. TrackMan Wheel я бы, наверное, порекомендовал тем, кто хочет без особых мук "привыкания", плавно, перейти от мышки к трекболам.

    При первом знакомстве с этой моделью я, поначалу, ловил себя на том, что пытаюсь катать трекбол по столу (уж больно его внешний вид ассоциировался у меня с мышкой). Но, не тут то было. Резиновые полоски, приклеенные к нижней части его корпуса, надежно фиксируют его на столе. Очень к месту пришлась, и резиновая вставка на верхней части корпуса, расположенная так, что при работе с трекболом она попадает как раз под мизинец. Она не позволяет вашей руке свободно скользить по относительно гладкому корпусу устройства. Кнопки и колесо прокрутки выполняют те же функции, что и аналогичные кнопки, и колесико у мыши.

    Сказать что-либо плохое, о работе TrackMan Wheel, я не могу. Хотя, одно нарекание у меня все же нашлось — расположение шарика под большим пальцем делает неудобным вращение его в направлении вдоль корпуса трекбола. Не то чтоб это было совсем неудобно, но … Больше претензий у меня не нашлось. Кнопки расположены привычно (для пользователей мышек), а вращение колеса прокрутки происходит настолько тихо, что его почти не слышно за шумом вентиляторов работающего компьютера (не подумайте, что компьютер у меня ревет как вертолет:)). Если немного привыкнуть к TrackMan Wheel, то работа в таких программах, как Photoshop, Adobe ImageStyler и Macromedia Fireworks, становится намного более приятной. Точность позиционирования курсора (по сравнению с мышкой) возросла, и мне даже показалось что, скорость выполнения работы тоже увеличилась. Но, быть может, дело в том что, ранее я уже не раз работал с трекболами и теперь довольно быстро к ним привыкаю.

    Logitech Cordless TrackMan FX

    В отличие от предыдущего устройства, TrackMan FX никак нельзя причислить к "переходным" моделям. Всем своим замысловатым видом он показывает, что он всем трекболам трекбол:) Внушительных размеров шар расположен так, что при желании его можно вращать сразу всеми пальцами руки. Это становится особенно удобным в тех случаях, когда вам необходимо перемещать курсор буквально по пикселям. Расположение шарика продумано настолько хорошо, что его одинаково удобно вращать в любом направлении. Работа с TrackMan FX в графических пакетах, по сравнению с мышкой, намного комфортнее. Создается ощущение, будто вы держите курсор руками — настолько чутко этот трекбол контролирует любое движение шарика. Отсутствие колеса прокрутки поначалу кажется серьезным недостатком, но, в дальнейшем это частично компенсируется наличием четырех кнопок. В соответствующей закладке драйверов MouseWare 9.1, вы можете программировать функции, выполняемые этими кнопками.

    Подставка под запястье, поставляемая в комплекте с TrackMan FX, оказалась очень кстати. Поворотное крепление этой подставки позволяет расположить ее под удобным для вас углом. Резиновые вставки на верхней части корпуса трекбола отсутствуют. Да они и не нужны — форма корпуса такова, что случайное соскальзывание руки очень мало вероятно.

    Испытания и измерения

    Сначала я хочу ответить на вопрос, который мне чаще всего задавали читатели в письмах (буквально завалили ими), после выхода обзора по Logitech Cordless Desktop: "А как долго работает устройство, на одном комплекте батарей?". Ответ — я не знаю! Приводить, в данном случае, мой опыт работы с радиомышью от Logitech бесполезно. Питание моей мышки и рассматриваемых трекболов слишком сильно отличается. Я не выкупаю описываемое в обзорах оборудование, а брать в торгующей фирме достаточно дорогие трекболы на срок "пока батарейки не сядут", согласитесь, как-то не корректно. Да и вдруг эти батарейки проработают год? Обзор тоже через год публиковать? ;) Так что пока я ограничусь замером дистанции, между приемопередатчиком и радио устройством, на которой это устройство еще способно работать и проверкой помехоустойчивости.

    При проведении всех описанных ниже экспериментов, выполнялись все инструкции производителя, по размещению приемопередатчика. Т.е. приемопередатчик был расположен не ближе 20-ти сантиметров от какой-либо компьютерной периферии и других электроприборов.

    При этом, результаты измерения дистанции показали следующие цифры. Устойчивая работа TrackMan FX оказалась возможной на расстоянии до 1.65 м, от приемопередатчика. На расстоянии 2.05 м, данный трекбол еще сохранял работоспособность, но работа его была неустойчивой и сильно зависела от положения приемопередатчика. А вот TrackMan Wheel, несмотря на большую стоимость, не дотянул до своего собрата. Устойчиво он работал на расстоянии, всего лишь, до 1.37 м, при неустойчивой работе на расстоянии до 1.46 м.

    Как и в случае с Logitech Cordless Desktop, для испытания помехоустойчивости я использовал самые обыкновенные бытовые приборы (пылесос, фен, радио телефон 900 MГц, выключатель освещения), которые могут оказывать существенное влияние на радиосвязь. Во время проведения испытания эти приборы располагались между приемопередатчиком и трекболами. Расстояние между испытуемыми трекболами и приемопередатчиком равнялось 1 м. И, как и в случае с радиоклавиатурой и мышью, нарушить радиосвязь между трекболами и их приемопередатчиком мне не удалось.

    И еще одно немаловажное испытание, проведенное мной после, опять таки, письма одного из читателей. Это испытание по выявлению "мертвой зоны", т.е. такого взаимного расположения приемопередатчика и радио трекбола, при котором трекбол не работает. Дело в том что, один из читателей написал мне (после выхода обзора по Logitech Cordless Desktop) о том, что при работе с радио мышкой он обнаружил "мертвую зону". В случае с TrackMan Wheel и TrackMan FX, "мертвых зон" я не обнаружил. При поиске, я располагал приемопередатчик так, как советует производитель, и пытался найти "мертвые зоны" в пределах тех расстояний, на которых трекболы работают устойчиво. Не найдя "мертвых зон" я решил, было, что радиосвязь, которую предлагают нам вместо проводов, безупречна. Но, не тут то было, и об этом я хочу рассказать подробнее.

    Итак, описываю ситуацию. Дистанция, между приемопередатчиком и трекболом, равна 0.9 м. При этом, приемопередатчик расположен на корпусе компьютера. Вот в этой ситуации, меняя положение приемопередатчика, можно обнаружить великое множество таких положений, при которых работа трекболов становится очень не устойчивой. Да, положив приемопередатчик прямо на корпус компьютера, я нарушил рекомендации Logitech, но ведь моя радиомышь (от того же производителя) прекрасно работает в точно такой ситуации! По всей видимости, со времен появления на свет Cordless Wheel Mouse, радиотракт выпускаемых Logitech беспроводных устройств, претерпел изменения. И, как мы видим, не в лучшую сторону. Но, бросать в столь именитую фирму камни, я бы не стал — я не последовал инструкции и сам же виноват. А вот взять сей факт на заметку, на мой взгляд, стоит.

    Выводы

    Однозначно ответить на вопрос "А нужен ли такой трекбол?" очень трудно: все зависит от рода деятельности. Лично я с уверенностью могу сказать, что, если область применения вашего компьютера — игры и офисные приложения, то он вам совсем не нужен. А вот если вы как-то связаны с обработкой графики и это приносит вам доход, то трекбол может значительно ускорить вашу работу и, скорее всего, достаточно быстро окупится. Ежели же работа с графикой это всего лишь ваше хобби, то в этом случае я не могу рекомендовать вам срочно приобретать Logitech TrackMan, но советую обратить на него внимание и серьезно задуматься.

    Трекбол (Trackball) – это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера. Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наиболее часто используется оптико–механический принцип регистрации положения шарика. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последовательный порт.

    Основные отличия от мыши:

      стабильность положения за счет неподвижного корпуса;

      не нужна площадка для движения, так как позиция курсора рассчитывается по вращению шарика.

    Первое устройство подобного типа было разработано компанией Logitech. Миниатюрные трекболы получили сначала широкое распространение в портативных ПК. Встроенные трекболы могут располагаться в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из–за своего недостатка постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов, которые бывает трудно очистить и, следовательно, вернуть трекболу былую точность. Впоследствии их заменили тачпады и трекпойнты.

    Тачпад и трекпойнт

    Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5–8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

    Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из–за отсутствия движущихся частей.

    TouchPad поддерживает следующие протоколы: ps/2; rs–232; adb – протокол, используемый компьютерами семейства Apple Macintosh.

    В каждом из этих случаев TouchPad поддерживает индустриальный стандарт «mouse» плюс собственные, специфические, расширенные протоколы. Поддержка «mouse» означает, что, подключив к компьютеру TouchPad, вы сразу можете использовать ее как обычную «мышку», без инсталляции ее собственного драйвера. После этого вы инсталлируете драйвер и получаете целый набор дополнительных возможностей.

    Дальнейшим развитием TouchPad является TouchWriter – панель TouchPad с повышенной чувствительностью, одинаково хорошо работающая как с пальцем, так и со специальной ручкой и даже с ногтем. Эта панель позволяет вводить данные привычным для человека образом – записывая их ручкой. Кроме того, ее можно использовать для создания графических изображений или для подписывания документов. Для желающих писать китайскими иероглифами, можно порекомендовать установить на компьютер пакет QuickStroke, который позволит вводить иероглифы, непосредственно рисуя их на панели. Причем программа, по мере ввода, предлагает готовые варианты иероглифов.

    Оба эти устройства предполагают наличие определенной тренировки для обращения с ними, однако по надежности и малогабаритности остаются вне конкуренции.

    Средства диалога для систем виртуальной реальности

    В системах виртуальной реальности, в отличие от обычных приложений компьютерной графики, как правило, требуется вывод и ввод трехмерной координатной информации, как для управления положениями синтезируемых объектов, так и для определения координат частей тела оператора и направления его взгляда.

    Спейсбол . Одним из первых появилось устройство спейсбол (space ball), представляющее собой конструктивное объединение мышки и небольшого трекбола. Мышка перемещается оператором по столу и обеспечивает ввод двух координат. Ввод третьей координаты обеспечивается вращением шарика трекбола большим пальцем руки.

    Для манипулирования объектами в трехмерном пространстве часто используется техника виртуальной сферы. Управляемый объект окружается (воображаемой) сферой. Для перемещения сферы используется мышь, а вращение сферы и заключенного в нее объекта обеспечивается вращением шарика трекбола.

    Head Mounted Display. В системах виртуальной реальности используются устройства вывода в виде монтируемых на голове дисплеев (Head Mounted Display – HMD) с бинокулярным всенаправленным монитором (Binocular Omni–Orientation Monitor – BOOM) со средствами отслеживания положения головы (head tracking) и даже отслеживанием положения глаза (eye tracking). Это требуется для создания эффекта «погружения» со стереоскопическим изображением и оперативным изменением сцены при поворотах головы и/или глаз.

    Используемые в HMD жидкокристаллические дисплеи обычно невысокого разрешения (до 417×277 пикселов). Сравните это с 1280×1024 и 1600×1200 для настольных систем или с разрешением монитором для телевидения высокой четкости (ТВВЧ) – 1920×1035 и 1920×1135. Поэтому ведутся интенсивные исследования по созданию средств отображения для систем виртуальной реальности, обладающих высоким разрешением при приемлемых значениях электромагнитных наводок. Одна из таких систем, использующих миниатюрные монохромные прецизионные электронные трубки и жидкокристаллические затворы, обеспечивает разрешение до 2000×2000. Интересное решение заключается в формировании изображения лазером непосредственно на сетчатке, но эти предложения пока далеки от коммерческой реализации.

    Отслеживание положения головы обеспечивается либо механическими рычажными системами, либо комплектом инфракрасных или электромагнитных датчиков.

    Power Glove, Date Glove, Date Suit. Непосредственный ввод геометрической информации о положении частей тела с поддержкой тактильной и даже силовой обратной связи обеспечивается перчатками и костюмами данных.

    Дешевая перчатка данных – Power Glove, используемая для игр, обеспечивает только четыре уровня данных.

    В более усовершенствованной перчатке данных Date Glove фирмы VPL (см. рис.) для определения углов сгибания пальцев используются оптические волокна. Для обеспечения тактильной обратной связи используются пневматические активаторы.

    Рис. Перчатка данных фирмы VPL

    Были эксперименты обеспечения тактильной обратной связи за счет вибрации пьезокристаллов.

    Более точный ввод координатной информации обеспечивают системы с использованием механического рычажного экзоскелета руки (Exos Dexterous Handmaster) и датчиками углов сгибания пальцев на основе эффекта Холла. Системы с экзоскелетом позволяют обеспечить и силовую обратную связь.

    Более простой прибор, использующий силовую обратную связь, был разработан фирмой Digital и представляет собой рукоятку, подобную рукоятке газа в мотоцикле, которая может менять свое сопротивление скручиванию.

    Проблема в обеспечении тактильной и силовой обратной связи состоит в том, что пользователь реагирует на воздействия и вносит изменения быстрее, чем система сможет среагировать. Для хорошего ощущения объекта система тактильной обратной связи должна обеспечивать скорость порядка 100–300 Гц, что почти на порядок выше обычной скорости перезаписи визуальной информации.

    Пиджак данных (Date Suit) по принципам работы подобен перчатке данных и отличается только количеством датчиков.

    Лучшие статьи по теме