Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Вконтакте
  • Выбираем хороший смартфон на платформе Android. Firefox OS — новая платформа для смартфонов

Выбираем хороший смартфон на платформе Android. Firefox OS — новая платформа для смартфонов

1. Какие преимущества и недостатки вы видите в популярных сейчас операционных системах с технической точки зрения (распределение памяти, безопасность приложений)?

Максим Десятых , Redmadrobot
Несомненно, «дьявол» в мелочах, но последние пару лет популярные мобильные ОС становятся все больше похожи друг на друга. По этой причине выделить весомые преимущества сложно.

Из недостатков - необходимо продолжать работу над улучшением безопасности системы и возможностей, которые она предоставляет. Джейлбрейки для iOS, выходящие практически день в день с очередным обновлением платформы, и относительная легкость получения root-доступа в Android все еще остаются основными проблемами как для платформодержателей, так и для разработчиков приложений для них.

Для Android основным недостатком остается фрагментация версий ОС и устройств, а точнее долгий процесс вывода обновлений ОС вендорами. В связи с этим необходимо длительно поддерживать устаревшие версии ОС и часто не использовать нововведения сразу.

С iOS в этом плане всё гораздо лучше, но из-за закрытости платформы в целом и средств разработки в частности порой приходиться «бороться» с IDE вместо того, чтобы писать код. Да и сами средства разработки уступают своим Android-коллегам.

Александр Шибаев , e-Legion
Преимущество iOS в хорошо развитой экосистеме, которая сильнейшим образом «затягивает». Android пока только на пути к этому. В пользу Android играет открытость системы и возможность встроить ее хоть в чайник. Основная проблема - в скорости обновления ОС на устройствах. С безопасностью приложений с последним обновлением у Android должно наконец-таки стать все хорошо.

Вадим Митякин , Проектное бюро Eleven
Ограниченный модельный ряд дает возможность Apple превосходно оптимизировать свою операционную систему, в том числе алгоритмы управления оперативной памятью. Поэтому Apple достаточно оснастить свои iPhone всего одним гигабайтом оперативной памяти для получения такого же уровня производительности, как у Android c 3 гигабайтами. С другой стороны, Google постоянно совершенствует работу с Java Virtual Machine и со «сборщиками мусора».

IOS изначально позиционировалась как безопасная операционная система с акцентом на защиту пользовательских данных, хотя и регулярно компрометировалась (находились бэкдоры, недоработки, ошибки). Android же только в последних версиях залатал прорехи в безопасности.

Владимир Бараковский , Artics
Самая очевидная проблема - проблема вредоносного ПО на платформе Android. Операционная система iOS в этом плане защищена лучше: чтобы поймать вирус, нужна явная ошибка пользователя, а это уже человеческий фактор.

Денис Царев , Morizo
Основной недостаток текущих операционных систем - это фрагментированность платформ. Вендоры выпускают все новые и новые устройства, но пытаются сохранить поддержку старых и совместимость. Это накладывает большие требования на разработчиков, вынужденных поддерживать не только мириады разрешений экрана, но и несколько типов процессорных архитектур, «зоопарк» устройств, а так же 4–5 версий платформы, присутствующих на рынке. Ситуация напоминает эпоху веб-разработки лет 5 назад, когда обязательным требованием была поддержка IE6, а на рынке присутствовало несколько браузерных движков.

2. Какие тренды вы бы могли отметить в развитии мобильных операционных систем в последние годы? Как будет развиваться мобильная разработка?

Максим Десятых , Redmadrobot
Последний год Apple и Google сражаются за ускорение работы ОС и приложений и, как одно из следствий, за жизнь батарейки. Это отличная новость для пользователей, но создает определенные сложности для разработчиков. Однако с учетом тенденции к тому, что мобильные средства разработки будут догонять своих «старших братьев» и предоставлять все более удобные инструменты, эту временную сложность можно назвать скорее эволюционным порогом, чем препятствием.

Несмотря на развитие средств кроссплатформенной разработки, пользоваться ими будут только небольшие компании, которые не могут себе позволить держать команды программистов под каждую платформу. Причина в том, что все, кто давно занимаются мобильной разработкой прекрасно понимают, что наиболее быстрый и качественный код получается, когда он пишется под целевую платформу.

Кроме того, мобильные ОС с каждым годом стремятся все больше и больше проникать в личную жизнь пользователей, максимально участвовать в ней, и работа в этом направлении будет только усиливаться.

В целом, мобильная разработка продолжит взрослеть. Вполне возможно, что этот год в Android-разработке можно будет назвать годом тестирования.

Александр Шибаев , e-Legion
Очевидные тренды - носимые устройства, дополненная и виртуальная реальность. А мобильная разработка будет постепенно развиваться в сторону усложнения, благо перетекание трафика с десктопа на мобайл происходит весьма активно.

Владимир Бараковский , Artics
Наблюдается явный тренд в сторону синхронизации мобильных и десктопных платформ. Особо отчетливо это видно по взаимодействию iOS и OS X от Apple. Последней удалось выстроить единую экосистему, в которой соседствуют ноутбуки, планшеты, смартфоны и даже часы: можно начать действие на одной платформе, продолжить его на другой, а закончить на третьей. Google, понимая это, тоже придет к подобному, хотя есть некоторые сложности из-за фрагментации рынка и множества игроков на нем.

3. Какие перспективы развития wear-платформ?

Александр Шибаев , e-Legion
Прекрасные. Проблема одна - аккумулятор. Жду революции именно в этом вопросе.

Вадим Митякин , Проектное бюро Eleven
Совершенно точно, что перспективы есть и, скорее всего, wear-платформы займут свое место, просто произойдет это не революционно, а эволюционно. Задачи две: нужен аналог дешевых устройств, таких же как простые Android-телефоны, и действительно полезные пользовательские сценарии использования.

Конечно, хотелось бы, чтобы рынок wear-платформ развивался быстро, но так, к сожалению, не будет.

Сергей Денисюк , MobileUp
Сейчас очевидны перспективы в трекинге здоровья. Фреймворки Apple (ResearchKit, CareKit, Health Kit) могут сыграть большую роль в развитии медицинской отрасли.

Владимир Бараковский , Artics
Носимая электроника появилась относительно недавно и в настоящий момент развивается бурными темпами. Пока что на рынке она представлена в основном smart-часами и фитнес-браслетами, но сюда стоит также отнести шлемы виртуальной и дополненной реальности и еще одно очень перспективное направление - умная ткань. Такая одежда способна анализировать состояние человека, например, давать советы спортсменам, следить за нагрузками, может даже вызвать скорую. Сценариев масса, уверен, разработчики придумают еще больше, но пока что все упирается в технологии и готовность для массового рынка, хотя первые ласточки уже вылетели из гнезда.

Денис Царев , Morizo
Носимые устройства - основной тренд будущего, но пока они в самом начале пути. И многие попытки разработки таких устройств все еще выглядят смешно, как те умные носки или унитаз, который постит в Твиттер каждый раз, когда смывают воду.

4. Какие факторы играют главную роль при выборе мобильной платформы, для которой будет разрабатываться приложение?

Максим Десятых , Redmadrobot
Если говорить о b2b-приложениях, то выбор чаще всего полностью зависит от унифицированных устройств, которые есть в наличии или доступны большой партией на рынке, и, соответственно, какая мобильная ОС предустановлена на этих устройствах.

Если мы говорим о b2c-приложениях, то включаются традиционные показатели, важность которых для каждого проекта может быть уникальна: целевая аудитория, количество пользователей, доступные ресурсы, способ монетизации, сроки предполагаемой окупаемости и возможные ограничения платформы.

Александр Шибаев , e-Legion
Целевая аудитория, стоимость разработки и поддержки, скорость обновления приложений в сторах (например, для A/B-тестирования).

Всеволод Иванов , Touch Instinct
Аудитория владельцев iOS-устройств более платежеспособна, конверсия покупок выше. Android-пользователи платить не любят, зато берут количеством. Еще надо учитывать географию: в дальних регионах России рассчитывать на обилие телефонов на iOS не стоит. Имеет смысл задуматься об Android-версии, если приложение должно использовать много датчиков, работать в фоне или собирать информацию о пользователях. В iOS таких возможностей меньше.

Вадим Митякин , Проектное бюро Eleven
Прежде всего, целевая аудитория и ее предпочтения.

Сергей Денисюк , MobileUp
Выбора почти нет. Есть всего две основные платформы, и нужно работать на обеих. Исключениями являются проекты, где есть явное разделение: если приложение для небогатых масс (например, региональные водители такси), тогда выбирают Android; если какой-то модный сервис - начинают с iOS, Android - после.

Денис Царев , Morizo
Основным фактором будет не выбор платформы, а выбор технологий, которые стремятся быть кроссплатформенными.

5. Повлияли ли облачные технологии на развитие мобильной разработки и если да, то каким образом?

Максим Десятых , Redmadrobot
Да, повлияли. Как в виде новых инструментов и сторонних решений, позволяющих быстро решать технически сложные бизнес-задачи, так и в виде нового взгляда на приложения, которые можно создать и предложить пользователю. Так, например, хранение музыки на устройствах становится все менее популярно после появления большого числа игроков на рынке потоковой передачи музыки.

Александр Шибаев , e-Legion
Пока не особенно заметно, но тренд набирает популярность, в том числе облачное тестирование приложений, для которого физически не обязательно иметь огромный парк устройств (например, Cloud Test Lab). Это позволяет небольшим разработчикам выпускать более качественные продукты. А вот на backend для приложений облачные технологии влияют уже сейчас (как облачный хостинг, так и SaaS-решения для интеграций с различными системами).

Сергей Денисюк , MobileUp
Это снизило порог вхождения в разработку клиент-серверных приложений. Но для тех, кто использует собственные сервера, это ничего не изменило.

6. В последнее время набирает популярность интернет вещей. Как вы оцениваете его развитие? Каким образом это влияет на технологии мобильной разработки и развитие операционных систем?

Сергей Денисюк , MobileUp
У этого направления большие перспективы, и сейчас все только начинается. По мнению McKinsey, к 2025 году вклад этой отрасли в экономику составит от 3,9 до 11,1 триллионов долларов. Сейчас активно применяется в транспортной отрасли, для анализа медицинских показателей, в системах промышленной безопасности и т.д. Приложения становятся центральным интерфейсом для взаимодействия человека с IoT, и параллельно развиваются направления machine learning, DSP, computer vision. В IoT уже создано достаточно много успешных проектов, и мы стараемся этому способствовать.

7. Какие факторы могут повлиять на изменение позиций на рынке мобильных операционных систем?

Максим Десятых , Redmadrobot
Трудно назвать хотя бы одну мобильную ОС, неважно, локальную или глобальную, которая смогла успешно конкурировать с двумя хэдлайнерами. Выводы можно сделать самые разнообразные, но скорее всего, это говорит о том, что на настоящий момент рынок сформирован, и пользователям нужны веские преимущества для выбора других платформ, которые никто предложить пока не в силах.

Кроме того, выбор мобильной ОС не стоит рассматривать отдельно от устройств, на которых они поставляются - ведь по сути пользователь выбирает не только мобильную ОС, но и конкретные технические и другие характеристики устройства. Основными факторами выбора являются технические характеристики, цена, дизайн, UI мобильной ОС или дополнительной оболочки, предоставляемой вендором, время жизни устройства, возможности интеграции со сторонними сервисами и устройствами.

Сергей Денисюк , MobileUp
На мой взгляд, существенные изменения могут быть связаны с выходом и массовым распространением принципиально новых интерфейсов. Например, для виртуальной реальности могут появиться свои новые ОС, которые станут лидерами. Примерно как в 2008 появилась iOS, затем Android. Они появились и стали популярными в связи с выходом принципиально нового класса устройств.

Денис Царев , Morizo
Рынок мобильных систем уже сформировался. Можно выделить три эпохи персональных компьютеров:
1. Большая корпорация продавала большие компьютеры большим компаниям (мейнфреймы IBM);
2. Средняя компания продавала компьютеры семьям со средним и высоким достатком;
3. Малые компании продают персональные мобильные устройства всем. Порог входа в самые дешевые смартфоны на Android - от 40 долларов.

Поэтому на рынке будет массовая аудитория на Android и аудитория со средне-высоким достатком на iOS. Вполне возможно, что скоро мы увидим Windows 10 в корпоративном сегменте.

Статьи и Лайфхаки

В процессе чтения статей, посвященных мобильной тематике, нередко возникает вопрос: что же такое платформа телефона и чем это понятие отличается, например, от операционной системы.

Постараемся разобраться в казуистике проблемы.

В чем разница?

Если речь идет об операционной системе, то имеется в виду комплекс программ, позволяющих прикладным приложениям, например, текстовому редактору или браузеру, взаимодействовать с аппаратной частью компьютера.

Т.е., имеется в виду конкретный программный продукт, например, Android 7.1, Windows 10 Mobile или iOS 11.2.

Также под этим понятием можно понимать, в зависимости от контекста, находящиеся непосредственно во встроенной памяти системные файлы.

Когда же речь заходит о платформе, то здесь имеется в виду в некотором роде абстракция, среда, в рамках которой разрабатываются и выполняются разнообразные приложения.

Принципы организации исполнения, используемые стандарты, совместимость и другие столь же абстрактные понятия.

Так, например, программа, написанная в рамках определенной платформы, в общем случае будет работать вне зависимости от версии . А вот перенести ее на ОС другого типа возможно только в одном случае – если она является кроссплатформенной.

В случае мобильных устройств мы имеем дело с частным случаем, поэтому, в отличие от более сложных систем, понять, о чем идет речь, достаточно несложно.

Основные платформы современных мобильных устройств


На данный момент можно выделить три основных платформы, использующихся в девайсах :
  • Android;
  • Windows.
Устройства на платформе Android наиболее распространены среди моделей производителей современной мобильной техники. Созданная на базе Linux, она является достаточно гибкой и при этом безопасной.

Единственным устройством, в котором используется iOS, является знаменитый iPhone во всех его версиях. никого не допускает со стороны в свою святая святых – разработку операционной системы.

Ее можно охарактеризовать как закрытую, консервативную, но при этом достаточно эффективную.

Windows в телефонах вообще встречается не слишком часто: устройства, созданные на ее базе, как правило, представляют собой нишевые продукты, не пользующиеся особой популярностью среди широких масс.

Основным ее достоинством является совместимость с десктопами и ноутбуками.

Чтобы продлить время работы смартфона обычно рекомендуют на время отключать модули связи - Bluetooth , Wi-Fi , NFC и мобильного интернета ( /). Но какой смысл в смартфоне, если он не все время на связи? Да и экономия будет не такой уж существенной - один-два часа в день. Тем не менее, это какой-никакой, но все же способ немного увеличить время работы гаджета. Аккумулятор быстрее заряжается, когда смартфон выключен - имейте это в виду, если у вас будет совсем мало времени на зарядку.

Со временем аккумуляторные батареи имеют свойство терять емкость, и если в начале использования они держат заряд целый день, то уже через год, а то и раньше, емкость начинает падать. Однако, в любом смартфоне, даже в тех, что кажутся неразборными, можно заменить батарею, и как только вы начинаете ощущать дискомфорт от слишком уж большого нежелания гаджета работать сколько ему положено, мы рекомендуем менять аккумулятор. Если гаджет еще на гарантии, это можно делать только в сервис-центре, если же гарантия вышла, то можно и своими силами.

Дизайн и прочее

Для многих именно дизайн является главным фактором при выборе смартфона, и то что мы поставили этот фактор в самый конец, не означает, что мы придаем ему самое малое значение. Однако, как ни прискорбно это осознавать, дизайн смартфона в последнее время становится все менее индивидуальным, стремясь к максимальной унификации. С одной стороны это не так уж плохо, поскольку унификация означает, что пользователь может купить любую модель любого производителя и сразу же начать уверенно пользоваться ей. С другой стороны теряется индивидуальность гаджета, и единственное, чем владелец может отличиться - купить смартфону красивый футляр или заднюю крышку. Или инкрустировать корпус золотом и бриллиантами.

Mozilla работает над собственной мобильной операционной системой. В отличие от iOS и Android она не такая громоздкая, обеспечивает высокую скорость работы и подходит для слабых смартфонов.

Firefox OS прибудет на смартфоны в начале 2013 года Что вообще такое смартфон? Трудно дать четкое определение этому «явлению», так как, приобретая один из таких гаджетов, пользователь выбирает, по большому счету, не само устройство, а скорее закрытую платформу, к которой относятся интернет-магазин и соответствующие приложения.

Программисты Mozilla, являющиеся сторонниками общепринятых стандартов и открытых систем, не хотят мириться с таким положением вещей. В 2013 году, согласно плану, должны появиться первые устройства с новой мобильной операционной системой.

Только веб-код: за и против

Firefox OS, как и браузер Firefox, разрабатывается в качестве системы с открытым кодом. Основные ее компоненты можно портировать на любые аппаратные средства. Особенностью ОС является ее программная модель: в ней будут выполняться только те приложения, которые написаны на языках программирования, используемых в веб-разработке, то есть HTML 5, CSS и JavaScript. Конечно, Андроид и iOS допускают использование веб-кода в своих приложениях, однако он помещается в собственный программный контейнер. Ограничившись только языками веб-программирования, мы получим более высокую скорость работы при выполнении некоторых задач, так как нет необходимости в загрузке дополнительных интерфейсов, например для Java. Вместо этого с системой загружается лишь браузерный движок - на Galaxy S II данный процесс занимает в целом 9 с. Такой подход позволит и снизить энергопотребление. Но у использования одних только языков веб-программирования есть и недостатки, если речь идет о выполнении сложных приложений, так как в этом случае Firefox OS прибегает к JavaScript. Скриптовый язык, имевший первоначально множество ограничений, за последние несколько лет претерпел качественные улучшения за счет оптимизации браузеров, однако, несмотря на это, он далек по своим возможностям от Java. В Firefox OS любой, кто хоть немного владеет программированием, способен самостоятельно создать для себя новый пользовательский интерфейс. Понять, почему это возможно, поможет подробное
знакомство с архитектурой системы (см. схему ниже).

При включении загрузчик активирует нетребовательное к ресурсам Linix-ядро Gonk. С ним запускаются соответствующие драйверы аппаратной части - по сути те же самые, что используются в Андроид. Затем процесс init активирует остальные компоненты операционной системы (например, системные службы), при этом он одновременно выполняет роль менеджера процессов. Таким образом, операционная система Firefox практически ничем не отличается от других ОС, таких как Андроид или Linux. Init запускает также центральный процесс-посредник B2G, который в конечном счете и управляет системой и выступает в качестве интерфейса между ядром и другими компонентами - например, камерой, дисплеем или GPS-модулем. К тому же B2G отвечает за связь с модулем RIL (Radio Interface Layer). Модуль RIL встраивается соответствующим производителем смартфонов и обеспечивает работу системы мобильной связи.

«Сердцем» системы является движок Gecko. Он обрабатывает веб-код приложений и пользовательского интерфейса Gaia, так как и последний полностью написан с использованием языков веб-программирования. Чтобы настроить Gaia в соответствии со своими потребностями, необходимо владеть HTML и CSS или прибегнуть к HTML-редактору. Инновационным решением эту операционную систему делают интерфейсы Web API движке Gecko. Они играют роль связующего звена с ядром и аппаратной частью. Впервые JavaScript способен взаимодействовать с компонентами смартфона - например, телефоном или камерой. Пока реализованы еще не все функции: более подробную информацию вы найдете на странице arewemobileyet.com. Так, телефонные звонки, написание SMS-сообщений и фотосъемка уже не проблема, а вот API для USB и NFC пока еще в работе. Встроенный в JavaScript код WebGL выполняется непосредственно графическим чипом. Благодаря этому достигается такая же производительность, что и при использовании систем Android или iOS.

В настоящее время Firefox OS находится на стадии альфатестирования, но инфраструктура уже готова. Mozilla заключила соглашения о сотрудничестве с компаниями Deutsche Telekom, Telefonica (O2), Sprint и итальянским оператором Telecom Italia. Alcatel и ZTE уже производят первые устройства с чипами Qualcomm, которые станет предлагать компания Telefonica в начале 2013 года - прежде всего для растущего рынка недорогих смартфонов стоимостью менее 4000 рублей, так как требования к аппаратной части не выходят за пределы разумного, а сама Firefox OS бесплатна.

Аналитическая фирма Kantar утверждает, что рынок смартфонов во всех странах мира окончательно поделен между Android и iOS. Ни одной другой операционной системе, в том числе Windows 10 Mobile, не осталось хоть сколько-то заметной доли. С этим трудно не согласиться.

Время, когда на рынке смартфонов главенствовали BlackBerry OS, Symbian или Windows Mobile, прошли. В будущем останутся только две мобильные экосистемы - Android и iOS, и именно благодаря им будет развиваться рынок смартфонов. Kantar отмечает, что в этом году на выставке Mobile World Congress компании Nokia и BlackBerry представили смартфоны, работающие на базе Android. Несколько лет назад было трудно представить, что эти компании будут выпускать устройства на этой платформе: Nokia была верна Symbian (а позже - Windows Phone), а BlackBerry развивала свою собственную разработку BlackBerry OS, которая была особенно популярна в корпоративном сегменте. Windows-смартфонов на Mobile World Congress не было, за исключением разве что , но он находился где-то на задворках и прятался от посетителей за стеклянной витриной.

Долгое время сильным конкурентом Android и iOS считалась мобильная ОС Microsoft - Windows Phone. В некоторых странах Windows-смартфоны пользовались даже большим спросом, чем iPhone. В этом году продажи устройств на базе Windows 10 Mobile снизились в разы и теперь близки к нулевым. Падение отмечено почти во всех странах: в Китае доля этой платформы упала за год с 0,9 до 0,1%, в США - с 2,6 до 1,3%, в Австралии - с 5,4 до 1%. В пяти важнейших для производителей смартфонов странах Европы (Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании) - с 6,4 до 2,7%. Ещё несколько кварталов, и эта платформа вообще исчезнет с радаров.

Вендоры получили от Microsoft молчаливый сигнал о том, что нужно держаться подальше от Windows 10 Mobile после того, как американская компания перестала выпускать собственные смартфоны на этой платформе. Последний смартфон Lumia вышел больше года назад, и с тех пор Microsoft не обновляла эту линейку, хотя так и не не нашла смелость заявить о полном отказе от неё.

Windows-смартфоны всегда были в отстающих, они запаздывали за Android-смартфонами и iPhone примерно на год - даже флагманы получали старые процессоры, небольшой объём оперативной памяти и экраны с не особо высоким разрешением. Производители, возможно, и хотели бы выпускать полноценные флагманы на Windows Phone, но Microsoft не спешила добавлять в свою платформу поддержку современных компонентов. С выходом Windows 10 Mobile ситуация стала лучше, но платформа потеряла свою индивидуальность, став похожей на Android, хотя и сохранила прежние болячки - например, магазин приложений, где почти нет ничего интересного. В Сейчас в Windows-смартфонах не заинтересованы ни разработчики, ни производители, ни потребители. Эта платформа нужна только Microsoft, только непонятно для чего.

Лучшие статьи по теме