Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Ошибки
  • Узнать работает ли вентилятор. Вентилятор охлаждения радиатора-принцип работы и неисправности

Узнать работает ли вентилятор. Вентилятор охлаждения радиатора-принцип работы и неисправности

В городских условиях люди большую часть времени проводят в закрытых помещениях. Нехватка свежего воздуха грозит снижением работоспособности, ухудшением самочувствия.

А если к этому добавить постоянное присутствие посторонних запахов, затхлость, сырость, плесень в углах? Зная, как проверить вентиляцию в квартире, вы не доведете ситуацию до крайности.

Мы подробно описали все проверенные на практике методы проверки эффективности вентиляционных систем. У нас вы найдете полезные сведения об устройстве и вариантах улучшения вентилирования. Информацию дополняют наглядные иллюстрации и видео-руководства.

Давайте нарежем несколько полосок тонкой бумаги длиной 20 см, шириной 2-3 см и поднесем их поочередно к имеющимся в квартире вентиляционным отдушинам на расстояние 5-7 см. При нормально работающей вентиляции концы полосок должны прикасаться к краю отдушины, но не втягиваться в нее.

Допустим, бумажная полоска к отдушине притягивается еле-еле, вовсе не отклоняется или отклоняется в обратную сторону. Вентиляция однозначно плохая, но надо выяснить, в чем дело – то ли , то ли нет притока воздуха.

Открываем дверь и окно, повторяем эксперимент с бумажкой. Если на этот раз полоску потянуло в отдушину – вентиляционная шахта в порядке, а в противном случае надо искать причину ее неисправности.

Галерея изображений

То же самое можно проверить пламенем спички, зажигалки или свечи, сигаретным дымом, но это крайне не рекомендуется делать. Вероятность утечки газа и накопления его в вентиляционной шахте мала, но проломленный к соседям кусок стены – это минимум тех серьезных последствий, которые могут в этом случае произойти.

Во избежание воспламенения и взрыва случайно накопившихся в вентиляционной системе горючих веществ не пользуйтесь открытым огнем для проверки вентиляционной тяги, не подвергайте опасности свою и чужие жизни

Вентиляцию не только проверяют по критерию “есть/нет”, но и измеряют скорость движения воздуха в вентиляционном канале анемометром.

Последовательность действий такая:

  • фиксируем показания прибора;
  • результат измерения и размер вентиляционной решётки в поперечнике вводим в приведенную ниже формулу;
  • получаем, какой объем воздуха пропускает вентиляционная система (куб. м/час).

Формула для расчета:

Q = V * S *3600

  • Q – объем воздуха в куб. м/час;
  • V – скорость воздушного потока в м/с (измеряем анемометром);
  • S – площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия в м 2 (измеряем рулеткой).

Норматив для кухни с электроплитой – 60 куб. м/час, для санузла – 25 куб. м/час. Измерения следует производить при температурном разбросе не менее 13-15ºС (например, снаружи +7ºС, а в квартире +21ºС). Уличная температура не должна превышать + 5-7ºС.

При потеплении вентиляция становится хуже, проверка будет недостоверной. Чем сильнее прогревается воздух снаружи, тем больше погрешность измерений.

Значения средней скорости воздушного потока, поставляемого воздуховодом определенного диаметра, получены эмпирическим путем

Если градусник в квартире показывает плюс, а на улице в этот момент минус, внутренний воздух устремляется из помещения через вентиляционный канал вверх, потому что он легче и теплее. Но с выравниванием температур тяга в канале ослабевает. Когда в квартире, к примеру, +22ºС, а за окнами – +32ºС, менее нагретый внутренний воздух остается внизу и не уходит в вентиляционный канал.

Объем регулярно обновляемого воздуха, необходимый для выполнения работы и отдыха в помещениях, регламентирован сборником СНиП 41-01-2003

В жаркие летние дни даже абсолютно благополучная перестает справляться или переключается на работу в обратную сторону. Но это не основание для того, чтобы считать ее неисправной.

В наших многоквартирных домах устроена приточно-вытяжная вентиляция гравитационного принципа действия. Она работает согласно законам физики, воздушные массы самопроизвольно поступают в помещения и вытягиваются наружу через вытяжной канал.

Для бытового применения достаточно купить простую модель анемометра, а профессионалы пользуются более точными устройствами с выносными регистраторами и встроенными опциями вычисления

Способы и особенности скрупулезно разобраны в одной из популярных статей нашего сайта.

Причины отсутствия притока воздуха

Итак, проверка тяги показала, что вентиляционные ходы свободны, а воздух в квартире застаивается, кухонный смрад и, что еще хуже, туалетный аромат не выветриваются.

Все дело в том, что вентиляция большинства наших квартир изначально была рассчитана на поступление свежего воздуха естественным путем через старые деревянные оконные и дверные конструкции благодаря неплотному прилеганию створок, наличию щелей.

Естественная вентиляция в квартире: 1- воздух проникает в помещение с улицы, 2- перетекает из комнаты в комнату, 3 – уходит в вентиляционный канал. Производительность такой вентиляционной системы зависит от времени года и погоды

А теперь используются совершенно иные строительные материалы с высокой плотностью, различные утеплители, герметики, а также пластиковые окна. Мы стремимся сделать свои жилища теплыми с защитой от проникновения извне шума и холода, а в итоге перекрываем себе приток воздуха.

Пластиковые окна и металлические входные двери настолько закупоривают помещение, что оно превращается в герметичное.

Воздух не проходит, тяга в вентиляционных отдушинах отсутствует. Особенно плохо зимой, когда окна не открывают даже на проветривание, чтоб не выстудить комнаты. А ведь проблему решить легко.

Достаточно немного приоткрыть окно, и в образовавшуюся щель начнет поступать воздух. Он пойдет по квартире и достигнет вентиляционных отверстий, которые располагаются обычно в кухне и санузле.

К сожалению, зимой мы если и проветриваем свое жилье, то по-другому. Распахиваем настежь все окна сразу, но на короткое время. При этом воздух полностью обновляется, охладиться квартира не успевает, но и вентиляция по-прежнему не работает и работать не будет.

А что летом? В летние месяцы лучше не станет, так как зимой естественную вентиляцию побуждает работать разница температур (внутренней и наружной), а когда эти температуры к лету выравниваются, движение воздушных потоков останавливается.

Поиск неполадок в вентиляционных каналах

Первое, что приходит в голову – засоренность вентиляционных ходов. Снимаем решетку с и заглядываем в него. Мусор, обнаруженный в пределах досягаемости, можно выгрести вручную или собрать пылесосом.

Извлечь мусор непосредственно из вентиляционной шахты технически сложно, да и такого рода самостоятельные действия запрещены частным лицам.

Вентиляционная шахта, выстроенная из кирпича, имеет неровный внутренний край, ее просвет быстро засоряется и может даже зарасти грязью полностью. Лучше, если ствол выполнен из более ровных бетонных блоков

При подозрении на непроходимость вентиляционных каналов следует вызвать через управляющую компанию специалистов, в арсенале которых имеются необходимые диагностические приборы и инструмент.

В обнаруженном мусоре бывает много строительных отходов. Недобросовестные строители, занимаясь ремонтами и перепланировками, нередко умышленно сбрасывают в вентиляционную шахту сор, не утруждая себя его выносом во двор.

Итог – перекрытый вентиляционный канал. Выявлением подобных нарушений также должна заниматься управляющая компания. Но и без этого с каждым очередным годом эксплуатации грязь на стенках сужает просвет вентиляционного канала, тяга ослабевает. В вентиляционной системе оседает пыль, образуется паутина. Сверху в шахту залетает листва, в нее падают птицы.

Тому способствуют и повреждения, появляющиеся из-за усадки фундамента, растрескивания стен и других последствий неизбежного старения постройки. Засоренные каналы не справляются с поставленной задачей.

Плановая ревизия вентиляции многоквартирных домов

Так как являются общими для дома, то их эксплуатацию обеспечивает управляющая организация, представители которой и обязаны проверять состояние вентиляции, а при необходимости очищать шахты и ремонтировать их на основании лицензии или заключать нужные договора со специализированными компаниями.

Ликвидировать засор в вентиляционном канале можно с крыши дома, если он располагается на уровне верхних этажей. На нижних нередко приходится разбирать стенку шахты с лестничных площадок

В правилах проверки вентиляции даны ответы на массу вопросов:

  • как часто производится проверка вентиляционных каналов;
  • наличие тяги положено проверять по квартирам или достаточно обследовать только вентиляционную шахту;
  • одинакова ли периодичность проверок вентиляции в санузлах и на кухне;
  • ответственной является управляющая организация или за проверку тяги в квартире отвечает ее собственник?

В многоквартирных домах проверки вентиляционных каналов проводятся 1-2 раза в год – это зависит от того, есть ли газовые приборы или используется только электричество. При наличии газа вентиляция проверяется дважды – летом и зимой. Если выявлены серьезные неполадки, пользоваться газовыми приборами запрещается до их устранения.

Нельзя самовольно переделывать, ремонтировать, совершенствовать , так как она взаимосвязана с общественной системой. Все действия согласовываются с соответствующими службами.

Проблемы в работе исправной системы

Случается так, что вентиляция долго работает, оставаясь исправной, а потом вдруг останавливается или начинает гнать воздух в обратную сторону. Действительно, если отбросить все причины, описанные выше, то окажется, что проблемы с вентиляцией на этом не заканчиваются.

Разберем, как устроено естественное вентилирование многоквартирного дома с вертикальным сборным каналом.

Воздух заходит в индивидуальный канал, поднимается параллельно общей шахте и входит в нее через проем на следующем этаже, не доходя до заглушки, отделяющей следующий индивидуальный канал, принадлежащий верхней квартире

Основная вентиляционная шахта ведет с первого этажа на чердак. Все квартиры оснащены индивидуальными вентиляционными ходами (рукавами или спутниковыми каналами).

Каждый из них от вентиляционной отдушины в конкретной квартире поднимается вверх на один этаж и внедряется в главный канал немного ниже такого же индивидуального вентиляционного хода, принадлежащего квартире этажом выше.

Воздух из квартиры по спутниковому каналу перемещается в общую шахту и там движется дальше до чердака, а оттуда – на улицу. Эти спутниковые каналы подпитывают общий поток, и если по ним перестанет поступать воздух, то его объем и скорость перемещения по основной шахте тоже уменьшатся.

Прекративший функционировать рукав в одной квартире не выведет из строя всю вентиляцию по стояку в 5-и, 9-и или 16-и этажном доме. Но чем больше квартир выпадает из общей вентиляционной системы, тем она слабее. Достигнув критического предела, вентиляция отказывает: выходящий на уровень чердака воздушный поток настолько хилый, что не может протолкнуть сам себя дальше.

Более того, он уходит вниз, и первыми его обратно затягивают каналы-рукава последних двух этажей. Чтобы уберечь верхние этажи от обратной тяги, индивидуальные каналы выводят на крышу напрямую. А вот выяснять, почему сокращается поступление воздуха в вентиляционную шахту, надо в отдельно взятых квартирах.

Рядом с общей шахтой расположены индивидуальные вентиляционные каналы кухни и санузла. На уровне каждого этажа они имеют выход в общую шахту и перекрыты заглушками

Рассмотрим двух- или трехкомнатное жилище, в котором кухня и ванная/туалет разнесены в разные концы, и в связи с этим построены два независимых вентиляционных канала. Один обслуживает кухню, а другой – санузел. Эта пара каналов вытягивает застоявшийся воздух из квартиры в вентиляционную систему, на смену ему приходит свежий воздух.

Только приток воздуха снаружи считается правильным. Повсеместная замена убогих, но дышащих деревянных оконных рам на стеклопакеты нарушает циркуляционный процесс. Воздух они не пропускают, временное открытие окон на проветривание не помогает, так как чтобы вентилирование происходило, приток воздуха должен быть постоянным.

Если входная дверь закрывается не столь герметично, то воздух может поступать с лестничной клетки. По качеству он не лучше, чем имеющийся в квартире, но жизнеспособность вентиляции поддерживает. Хотя нужна ли такая вентиляционная система, в которой перемещается воздух, находящийся в доме – с запахом табака (в подъезде часто курят) и т.п.?

Когда нет и внутреннего притока воздуха через входную дверь, один из двух имеющихся в квартире вентиляционных каналов (с более сильной тягой) начнет тянуть в себя воздух из второго канала. Т.е. происходит за счет другого. Эффект тот же самый – чужой отработанный воздух в квартире, масса нежелательных запахов и ароматов.

Капризы вентиляции на самых верхних этажах

Кроме вертикального вывода вентиляционной шахты наружу, существуют другие инженерные конструкции вентиляционной системы – с горизонтальным соединительным коробом на чердаке, имеющим единый выход на крышу, и с большим промежуточным вентиляционным отсеком-накопителем, которым служит сам чердак, откуда воздух движется наружу по единой общей вентиляционной шахте.

Во многих жилых многоквартирных домах встречается одна из этих двух схем вентиляции – с горизонтальным сборным каналом (слева) или с теплым чердаком (справа)

Для того чтобы вентиляция в квартирах верхних этажей нормально работала, воздух должен пройти вверх по вертикальной шахте хотя бы несколько метров, но помехой этому служит чердак, и происходит следующее:

  • в схеме с горизонтальным коробом – воздух со всех этажей добирается до чердачного уровня и встречает на пути потолок этого короба. Не повернув горизонтально, он стремится найти другие проходы, и ими часто становятся расположенные вблизи вентиляционные рукава верхних этажей;
  • в схеме с выходом на чердак – в спутниковых каналах верхних этажей воздушный поток не ускоряется достаточно, чтобы перетечь на объемный чердак, и обмен воздуха в квартирах замедляется.

В первом случае вентиляция продавливается в обратном направлении, и все запахи из нижних квартир проникают к жильцам наверху. Два решения проблемы – модернизировать соединительный короб, если это технически исполнимо, или отделить спутниковые каналы верхних этажей от короба, утеплить их и вывести напрямую в шахту, выходящую на крышу.

Во втором случае на последних этажах и так слабенькая тяга, а если чердак продувается, она к тому же может обратиться вспять. Поэтому длину спутниковых каналов на верхних этажах наращивают, выводят на чердак повыше и разворачивают к общей шахте, чтобы поток воздуха от нижних этажей увлекал с собой более слабые верхние потоки.

Чистка вентиляционных каналов

Что касается основной вентиляционной шахты, то частным лицам трогать ее нельзя. Обратитесь с жалобой на плохую вентиляцию в управляющую компанию и ждите специалистов. Перед их прибытием надо известить соседей, чтобы они защитились у себя от возможных выхлопов черной мелкой пыли из вентиляционных решеток.

Классический способ чистки вентиляционных каналов с помощью ерша. Но его уверенно вытесняют современные методы, основанные на использовании техники

По итогам обследования вентиляционных каналов комиссия выдает акт с предписаниями по эксплуатации и ремонту.

В процессе обследования измеряют сечение каналов, протяженность зауженных участков, обращая внимание на состояние:

  • стенок шахты (трещины и пр.);
  • соединительных патрубков;
  • горизонтальных сегментов;
  • воздухоприемников, оголовков, люков и т.д.

Для очистки ходов используются промышленные пылесосы, механические приспособления с разнообразными насадками. Шахта освещается прожекторными лампами, ее внутренности осматриваются с помощью цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Не требует много времени и затрат Разрушенные участки канала восстанавливаются установкой внутрь труб из металла или керамики, обмуровыванием скрепляющими растворами, футеровкой полимерами.

Вентиляционный ход от квартиры до общедомовой шахты можно и нужно очищать самостоятельно:

  • отодвиньте мебель, уберите лишние предметы, придвиньте к стене лесенку-стремянку;
  • ниже вентиляционного отверстия приклейте на стену малярным скотчем бумагу или газету, чтобы не отмывать от грязи обои или плитку, застелите пол;
  • снимите декоративную решетку;
  • надев на руки перчатки, аккуратно выгребите грязь и мусор из вентиляционного канала.

Остатки загрязнения удалите пылесосом, установите на место предварительно вымытую решетку или купленную взамен старой новую. После чистки проверьте еще раз тягу с приоткрытым окном.

Методы оптимизации вентиляции в квартире

Если вентиляция в квартире нарушилась в связи с установкой герметичных оконных стеклопакетов, то пользуйтесь режимом проветривания. С летним проветриванием мы знакомы все – это полностью открытая створка или ее положение под углом за счет поворотно-откидного механизма.

Зимнее иначе называется микрощелевым, для перехода в этот режим надо ручку окна при прижатой створке развернуть на 45º.

В зимнем режиме проветривания образовавшуюся между створкой и рамой щель зрительно и не заметить, но воздуха, просачивающегося в нее, вполне достаточно для поддержания вентиляции

Еще один выход из положения – использование . Их монтируют во внешнюю стену, в заполненные монтажной пеной стыки между оконным блоком и стеной, в оконный профиль, ниже подоконника.

Зимой из вентиляционных клапанов слегка тянет холодом, но жарким летом воздух может в них не поступать вовсе. Поэтому имеет смысл дополнительно оборудовать входы в вентиляционные каналы вытяжными вентиляторами.

В ванной комнате приходится бороться с повышенной влажностью. , встроенные в вентиляционные отверстия, самостоятельно включаются, реагируя на повышение влажности, и выключается, когда испарения улетучиваются, воздух становится суше.

В туалетах можно вмонтировать в вентиляционную систему вентилятор с датчиком движения и таймером. Вентилятор автоматически начинает вращаться, когда кто-нибудь заходит, и останавливается через установленное в таймере время. На кухне пользу принесут вентиляторы с датчиком качества воздуха, улавливающим сигаретный дым и другие нежелательные запахи.

Пропускные характеристики клапанов разные, есть модели с регулировкой, обычно ставят от двух до четырех клапанов на квартиру

И напоследок о . Их мощности достаточно, чтобы за время работы пропустить значительную часть имеющегося в квартире воздуха. Если естественного воздушного притока не хватает, неизбежно начнется обратное поступление воздуха из вентиляционной шахты санузла. Ограничивайте пользование вытяжкой и приоткрывайте окно, когда ее включаете.

Выводы и полезное видео по теме

Что делать, если вентиляция не работает:

Как только обнаружили какие-то отклонения в работе вентиляционной системы, сразу же принимайте меры. Если не справитесь самостоятельно, приглашайте специалистов.

Если у вас появились вопросы при ознакомлении с представленной нами информацией, есть ценные сведения, нашли недоработки в статье, приглашаем комментировать. Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке.

Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на машине, работает в сложных высокотемпературных условиях. Повышение температуры вызвано размещением камер сгорания в цилиндрах блока и распространением выделяемого тепла по всем деталям двигателя, а также от трения поршней цилиндрах и различных подшипников (качения и скольжения) при выполнении возвратно-поступательного движения и вращения деталей.

Почему не работает вентилятор радиатора.

Неконтролируемое повышение температуры приводит к разрушению трущихся деталей и полному заклиниванию двигателя. Чтобы избежать подобных неприятностей, в двигателе существует система охлаждения, назначение которой вытекает из её названия.

На двигателях внутреннего сгорания могут применяться такие виды охлаждения: воздушные (открытого типа); жидкостные (закрытого типа); комбинированные (воздушно-жидкостные). Назначение и работа вентиляторов всех видов охлаждения примерно одинаковы. Различаются они приводом вращения и управлением работы. По привадам вращения различают: механические, электрические, электромагнитные и гидравлические приводы вращения вентилятора.

К механическим приводам вращения вентилятора относятся клиноременные и получающие вращение от зубчатого . К недостаткам данных приводов можно отнести: постоянную их работу (при запущенном двигателе), а соответственно, отбор мощности и перерасход топлива; малую эффективность регулировки температурных режимов из-за невозможности регулировать частоту вращения вентилятора или обеспечивать его отключение; большую нагрузку на насос охлаждающей жидкости, приводящую к быстрому выходу его из строя.

Гидравлический, электрический и электромагнитный приводы лишены недостатков, перечисленных выше. Эти приводы управляются автоматически, поддерживают заданный температурный режим двигателя, снижаются динамические нагрузки на лопасти, снижается шум при движении автомашины. К недостатком этих приводов относятся: сложность конструкции, высокая стоимость агрегатов и ремонта в целом.

Отказов в работе вентиляторов с механическим приводом может быть много. Остановимся на более характерных:

- ослабло натяжение ремня (ремней) привода вентилятора из-за некачественной регулировки или вытяжки ремня;

Пробуксовка ремня из-за попадания на него смазочных материалов;

Ослабление ремня (ремней) из-за ослабления гаек крепления генератора или натяжного ролика;

Заклинивание подшипника вала насоса охлаждающей жидкости (разрушение подшипника из-за отсутствия смазки, увеличенная статическая нагрузка на подшипник из-за перенатяжения ремня привода вентилятора…);

Расслоение ремня привода;

Обрыв ремня привода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Если не вступает в работу вентилятор с электрическим приводом, то при диагностике, в первую очередь, нужно исключить механические повреждения вентилятора и разрушение подшипника вала вентилятора.

При проверке электрической части привода вентилятора необходимо убедиться в целостности предохранителей вентиляторов, проверить целостность и соответствующую длину щёток электродвигателя, а также убедиться в целостности электропроводки; проверить исправность коллектора и обмоток двигателя. Неисправность может возникнуть, из-за нарушения в работе датчика температуры, реле или ослабления контактов в разъёмах, а также . Ещё одной из причин невключения в работу вентилятора может быть отказ термостата. Причины невступления в работу вентиляторов с гидравлическим приводом могут быть такие же, как и с механическим приводом, плюс отказ в работе гидромуфты.

Как проверить вентилятор радиатора самостоятельно.

Проверка вентилятора охлаждения радиатора с механическим приводом больших сложностей не представляет. В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за указателем температуры охлаждающей жидкости, не допуская её перегрева (тем более кипения). Для того чтобы убедиться в надёжной работе вентилятора, необходимо произвести визуальный осмотр и убедиться в целостности ремней (отсутствие обрыва, расслоения), отсутствии замасливания ремней.

Проверить натяжение ремней привода вентилятора, и если оно ослабло, убедиться в надёжности крепления генератора (натяжного ролика), отсутствии вытяжки ремней. Проверить отсутствие заеданий при вращении вентилятора (проверять при снятых ремнях), его заклинивание, отсутствие люфта в подшипниках насоса охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности вентилятора с электрическим приводом требует элементарных навыков работы с электричеством. Проверку необходимо начинать с анализа показаний указателя температуры охлаждающей жидкости. Если обнаружено повышение температуры, необходимо установить его причину. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Перед диагностикой вентиляторов с электрическим приводом необходимо отключить минусовую клемму аккумулятора.

Убедившись, что имеются нарушения в работе вентилятора, приступить к поиску неисправности. В первую очередь, проверить работу механической части, то есть отсутствие видимых повреждений, убедиться, что вентилятор вращается свободно, без заеданий, а также проверить работоспособность термостата. После этого приступить к проверке электрической части. В первую очередь, необходимо проверить целостность предохранителей. Если предохранитель (предохранители) перегоревший, ищем, где произошло короткое замыкание. Если все предохранители целы, проверяем работоспособность электродвигателя вентилятора (вентиляторов).

Работу электродвигателя можно проверить аварийным включением вентилятора, для этого необходимо отсоединить клеммы от термодатчика и запустить двигатель – вентилятор должен работать. Более надёжную проверку электродвигателя можно произвести, подсоединив аккумуляторную батарею к двигателю напрямую. Если электродвигатель не работает, проверить исправность электрощёток, целостность обмотки, исправность коллектора. Если электродвигатель работает, проверить исправность реле включения вентилятора.

Для этого необходимо снять блок с реле включения вентиляторов. Активировав аварийное включение вентиляторов, поочерёдно вытаскиваем реле из гнезда, по выключению вентиляторов определяем их работоспособность. Проверяем исправность минусовых и плюсовых проводов, их целостность, отсутствие оплавления изоляции, оголение проводов, надёжность контактов в разъёмах.

Проверить наличие минуса, поступающего от ЭБУ на реле включения вентиляторов. При выявлении неисправных деталей производится их замена, а также дальнейшая проверка исправности электропроводки, для того чтобы исключить повторный выход из строя вентиляторов.

Что нужно для проверки вентилятора радиатора.

Для проверки вентилятора радиатора с механическим приводом специального оборудования не требуется. Целостность и исправность привода вентилятора, а также его самого, определяется внимательным осмотром с использованием инструмента, которым укомплектована машина. Для выполнения ремонта необходимы соответствующие запасные части.

Для проверки вентилятора с электрическим приводом, кроме автомобильного инструмента, необходимо иметь индикатор (для проверки исправности электропроводки), тестер (для проверки исправности электропроводки, а также замера напряжения и сопротивления деталей). Данная работа высокой квалификации не требует, но требует достаточно много времени для обнаружения неисправности (чем меньше опыт, тем больше времени требуется), а также неукоснительного соблюдения мер безопасности.

Подписывайтесь на наши ленты в

Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт , что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.

При следующих обстоятельствах:

  • Неисправность электродвигателя вентилятора . Проблема устраняется путём замены на рабочий;

    Меняем электродвигатель вентилятора

  • Перегорел предохранитель . Необходимо заменить на новый;

    Меняем предохранитель

  • Реле включения вентилятора не работает . Нерабочее заменяется новой, рабочей;

    Меняем реле включения вентилятора

  • Обрыв в цепи электропитания . При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его;

    Проверяем на обрыв в цепи

  • Плохой контакт . Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
  • Поломка температурного датчика . .

    Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

Видео о замене датчика включения вентилятора

Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.

Схема работы вентилятора охлаждения

В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

  • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
  • Износ угольных щёток;
  • Заклинил или рассыпался подшипник.

Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

Порядок действий при проверке

Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

Проверяем и при необходимости меняем предохранители

Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

Проверка датчика включения вентилятора

Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора . Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом . Для этого понадобится ёмкость с , термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

Итоговая проверка

Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу . Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

Видео о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

Подскажу способ устранения неисправности, вентилятора охлаждения радиатора. Частенько бывает особенно у машин с большим пробегом, что перестает включаться вентилятор охлаждения, в принципе найти неисправность, почему не включается вентилятор охлаждения радиатора не сложно, но надо знать в какой последовательности ее искать. Буду искать неисправность не включения вентилятора на ВАЗ 2109, но этот принцип поиска неисправности можно применить к любой машине.

Вентилятор не включается машина кипит

Когда машина закипела но вентилятор так не включился, первая мысль что проблема в вентиляторе, или проводке. Часто бывает проблема не в вентиляторе а в термостате, его заклинило, поэтому перестает циркулировать жидкость через радиатор, потому не срабатывает датчик радиатора на включение вентилятора.

Проверить работает термостат можно так, если машина кипит а низ радиатора холодный, это сто процентов заклинило термостат, вентилятор не причем. Если низ радиатора горячий, термостат работает, причина в вентиляторе, читайте ниже.

Ремонт вентилятора

Включите зажигание в машине. Первое, проверьте предохранитель, он показан на фото, если предохранить целый, ищем дальше. Теперь можно проверить сам вентилятор, от него отходят провода со штекером, разъедините этот штекер и прям с аккумулятора аккуратно подсоедините провода на штекера (плюс минус разницы нет) если вентилятор не закрутиться значит, меняйте сам вентилятор.

Дальше, начинайте с самого простого, это с датчика радиатора, что включат вентилятор охлаждения. Снимите с датчика радиатора штекера и соедините между собой как показано на фото, если запустился вентилятор, значит испортился датчик радиатора, меняйте его.

Фото. Стрелкой 1 показан предохранитель вентилятора охлаждения, стрелкой 2 показано реле вентилятора.

Если не запустился, то соедините провод что идет на блок предохранителей, прям на массу (обычно он белый с черной полосой), если запустился, то значит, есть обрыв второго черного провода, найдите обрыв, или хорошо соедините его с массой. Затем соедините эти два провода вместе, и если вентилятор заработает, значит, хорошо соединили черный провод с массой. Все, починили вентилятор охлаждения, но если не помогло, то читайте ниже.

Фото. Стрелкой показано, как соединить провода датчика радиатора.

Теперь не мешает проверить реле вентилятора, его просто замените соседним реле, они одинаковы, и соедините провода между собой датчика радиатора как описано выше. Если вентилятор заработает, значит меняйте это реле на новое. Если не помогло, читайте ниже.

Фото. Стрелкой показан датчик вентилятора, на радиаторе.

Теперь не мешает проверить идет напряжение на вентилятор в блоке предохранителей, возьмите кусочек провода и вставьте его в разъемы реле, как показано на фото, если вентилятор закрутится, значит в нутрии блока предохранителей, проходит напряжение на вентилятор.

Теперь не мешает проверить идет напряжение на вентилятор в блоке предохранителей, возьмите кусочек провода и вставьте его в разъемы реле, как показано на фото, если вентилятор закрутится, значит в нутрии блока предохранителей, проходит напряжение на вентилятор. Если не заработал, значит, в нутрии блока есть обрыв дорожки, но так как у меня он закрутился, разбирать его не стал.

Фото. Проверка напряжения в блоке предохранителей, питания реле вентилятора.

Проверьте, есть ли напряжение на само реле вентилятора, это можно сделать лампочкой, как показано на фото, можно и без лампочки, просто резко чиркните вторым концом провода по массе, и если проскочит искра, все работает. Если нет напряжения в этом разъеме, значит, есть обрыв дорожки в блоке предохранителей.
Фото. Стрелкой показан коммутатор зажигания.

После этих процедур, выяснили, что все работает, кроме одного нет соединения с датчиком радиатора, и здесь может быть обрыв самого провода, или дорожки выхода на провод датчика радиатора.
Фото. Стрелкой показан, провод который идет на датчик радиатора.

Значит, осталось проверить сам провод датчика радиатора, для этого снимите коммутатор, он показан на фото, так как, но мешает подлезть к штекерам блока предохранителей. Снимите фишку штекеров, с блока предохранителей, и проверьте провод датчика радиатора на обрыв, он показан на фото.

Провод можно проверить так, подсоедините провод на плюс аккумулятора, а другой конец вставьте в разъем фишки, снимите штекер с датчика и подсоедините лампочку, или резким движением черкните по массе, если нет напряжения значит есть обрыв этого провода.
Фото. Обрыв провода датчика радиатора.

Мне повезло я нашел обрыв, но он может быть в кожухе, и до него не добраться, тогда проще протянуть новый провод, но так как на концах этого провода штекера, то можно обрезать штекера так чтобы остались кусочки проводов, их зачистить и соединить с новым проводом. Зачистил концы проводов, скрутил их, изолировал, и вентилятор охлаждения заработал.

Вентилятор охлаждения радиатора также может не включаться если прогорела прокладка под головкой, охлаждающая жидкость не проходит в цилиндр, но газы с цилиндра прорываются в охлаждающею жидкость. Тем самым создается воздушная пробка, которая мешает прокачки помпой тосола в радиаторе охлаждения.

Признак прогара такой, снимаете штекера с датчика радиатора, и соедините их между собой, если вентилятор включится, то это не обязательно испорчен датчик радиатора, когда постоянно идут пузыри в расширительном бачке. Значит прогар прокладки под головкой, или микротрещина в цилиндре.

Поменяли тосол, или заменили радиатор, и вентилятор не включается

Наблюдал как-то такую картину. Женщина приехала на инжекторной ВАЗ 2114 на техстанцию, заменить старый тосол на новый. Мастер прям на площадке у техстанции слил старый тосол, и залил новый. Завели машину, проверить, как через пять минут движок стал кипеть а вентилятор так и не включился.

Мастер глушит движок, открывает пробку расширительного бачка и еле успевает отбежать, от вылетающего кипящего тосола. Женщина еще покупает пять литров тосола, этот идиот доливает, и все повторяется. Жалко мне стало женщину, так как так можно запороть движок перегревом.

Подошел и говорю, этому горе мастеру, открути водяную трубку от воздушного коллектора и заливай тосол, до тех пор пока тосол не пойдет с этой трубки. А сейчас в движке есть воздушная пробка, она и не дает нормальной циркуляции тосола, вот движок и закипает. Сделал он как я ему сказал, сразу все заработало, и вентилятор стал включаться.

Если в пустой двигатель заливаете тосол, то обязательно спускайте воздух через трубку, которая на инжекторе подсоединяется к воздушному коллектору, так и в карбюраторных движках спускайте воздух с коллектора, или с трубки что прикручена к самому карбюратору (все зависит от модели машины). Если воздух не спускать, то надо ждать около получаса пока тосол не выдавит воздушную пробку, постепенно его доливая. Теперь сможете сами починить неисправность вентилятора охлаждения.

Ниже на фото показан датчик включения вентилятора в инжекторе, проверить работоспособность датчика можно так, включите зажигание, снимите штекер с датчика вентилятор должен закрутится значит с вентилятором все хорошо, но если не включается когда двигатель кипит, меняйте датчик новым. Больше умничать не буду про инжектор, так как пока сильно не вникал в тонкости этой электроники.
Фото. Стрелкой показан датчик включения вентилятора охлаждения в инжекторном двигателе.

Почему не включается вентилятор охлаждения зимой?

Если двигатель не кипит, нет показаний датчика перегрева двигателя, все хорошо, зимой даже без включения вентилятора охлаждения радиатор печки хорошо охлаждает двигатель, также основной радиатор очень холодный, проходя через него охлаждающая жидкость прекрасно остывает. Но если хотите проверить работоспособность вентилятора, то выше в статье все написано.

Лучшие статьи по теме