Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Советы
  • ТТК. Монтаж строительных конструкций наружных тепловых сетей

ТТК. Монтаж строительных конструкций наружных тепловых сетей

Ниже приведены типовые конструкции сборных железобетонных каналов, получив­шие наибольшее применение в строительстве тепловых сетей и в значительной степени оправдавшие себя в эксплуатации.

Рис.4.7 Наиболее простой и легко выполнимой конструкцией непроходных каналов явля­ются каналы прямоугольного сечения из сборных бетонных стеновых блоков и желе­зобетонных плит перекрытия (рис. 4.7) [ 3 ].

Рис. 4.7. Канал из сборных железобетон­ных плит и бетонных стеновых блоков:

1 - плита перекрытия; 2 - стеновой блок; 3 - гидроизоляция; 4 - цементный раствор; 5 - плита днища

Работы по сборке канала ведутся од­новременно с монтажом трубопроводов. Прежде всего в открытой траншее выпол­няется дно канала из бетона. После монтажа и изоляции трубопроводов устанавливают стеновые блоки, а затем укладывают плиты перекрытия.

Данная конструкция каналов является шарнирной, устойчивость ее обеспечивается хорошим качеством засыпки и утрамбовки пазух за стенками (одновременно с двух сторон). Скользящие опоры трубопроводов, прокладываемых в каналах, устанавливаются на железобетонных подушках, укладываемых на дно по слою цементного раствора.

Конструкция сборных каналов приве­дена в типовой серии ТС-01-01, а также в альбоме Мосэнергопроекта и может быть применена для прокладки трубопроводов диаметром 50 - 400 мм в непросадочных грунтах.

Грунты основания должны допускать среднее расчетное давление под дном канала не менее 0,15 МПа.

При наличии грунтовых вод конструк­ция непроходных каналов со сборными бе­тонными стенками применима при условии устройства попутного дренажа и выполнения наружной гидроизоляции, тип которой дол­жен выбираться в зависимости от конкрет­ных гидрогеологических условий. При выпол­нении оклеечной (рулонной) гидроизоляции необходимо устройство железобетонного дна каналов. Внутренние размеры каналов составляют по высоте от 310 до 760 мм и по ширине от 550 до 1600 мм.

Институтом «Мосинжпроект» разрабо­тана конструкция сводчатых каналов из сборного железобетона для тепловых сетей диаметрами 50 - 500 мм (рис. 4.8). Пролеты сводов составляют 1; 1,42; 1,8 и 2,2 м. Длина элементов сводов 2,95 м. Элементы свода устанавливаются на опорную раму, которая является затяжкой свода. Это позволяет рас­считывать свод как распорную конструкцию. Сводчатые каналы нашли применение в строительстве тепловых сетей многих горо­дов. По расходу материалов сводчатые же­лезобетонные каналы экономичней каналов прямоугольного сечения.

Рис. 4.8. Канал из железобетонных сводов:

1 - железобетонный свод; 2 - гидроизоляция; 3 - железобетонная плита днища

Институтом «Мосэнергопроект» разра­ботана конструкция каналов для прокладки трубопроводов среднего и большого диа­метров (400 - 1200 мм), собираемых из же­лезобетонных стеновых блоков тавровой формы, ребристых плит перекрытия и пло­ских плит днища (рис. 4.9).

Канал из железобетонных тавро­вых стеновых блоков, ребристых плит пере­крытия и плит днища с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильт­ров:

1 - тавровый стеновой блок; 2 - ребристая плита перекрытия; 3 - плита днища; 4 - трубофильтр; 5 - песок крупнозернистый

Конструкция обладает большей устойчи­востью за счет увеличения размеров осно­вания стеновых блоков и устройства зубьев или подрезки на концах плит перекрытия, что обеспечивает передачу горизонтального давления от верха стеновых блоков на плиту перекрытия. Дно каналов выполняется из плоских железобетонных плит, имеющих по концам подрезку для установки основания стеновых блоков, которая устраняет смеще­ние блоков внутрь канала при боковом дав­лении грунта.

Все сборные железобетонные детали из­готовляются из бетона класса В25. Типовая конструкция рассчитана в двух вариантах на действие временной колесной нагрузки НК-80 при засыпке над верхом перекрытия 0,5 -2 м и 4 м. Основным достоинством конструкции является возможность изготов­ления сборных элементов на заводах и поли­гонах строительных организаций.

Монтаж трубопроводов и их теплоизо­ляция выполняются в открытой траншее после укладки плит днища. Стеновые блоки устанавливаются на днище по слою цемент­ного раствора, а поверх стеновых блоков также на цементном растворе укладываются плиты перекрытия. При прокладке каналов в условиях мокрых грунтов устраивается по­путный трубчатый дренаж (односторонний или двухсторонний), а в ряде случаев - оклеенная гидроизоляция днища и стенок. Оклеечная гидроизоляция перекрытия вы­полняется во всех случаях.

На рис. 4.9 приведена конструкция ка­нала с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров. Конструкция широко применялась при строительстве ка­налов полупроходного сечения для про­кладки трубопроводов диаметром от 800 до 1200 мм.

Табл.4.1 В табл. 4.1 приведены основные показа­тели каналов.

Таблица 4.1. Основные размеры и расход железобетона каналов с тавровыми стеновыми блоками

Широкое применение в строительстве двухтрубных водяных тепловых сетей нашли сборные каналы серии МКЛ, разработанные институтом «Мосинжпроект» для теплопро­водов диаметром от 50 до 1400 мм. Каналы выполняются из двух сборных железобе­тонных элементов: верхней рамы и плиты днища (рис. 4.10). Основные показатели ка­налов даны в табл. 4.2. Железобетонные элементы каналов включены в каталог уни­фицированных изделий и выпускаются заво­дами Главмоспромстройматериалов Мосгорисполкома.

Рис. 4.10.Канал рамной конструкции (серии МКЛ):

1 - железобетонная рамная секция; 2 - железобетонная плита днища; 3 - опорная подушка сколь­зящей опоры; 4 - песчаная подготовка; 5 - бетонная подготовка; 6- гидроизоляция

Таблица 4.2. Основные размеры и расход материалов для каналов МКЛ

Элементы канала изготовляются из бе­тона (класса по прочности на сжатие В25 и В30 и морозостойкостью марки F 50). Арми­рование железобетонных изделий преду­смотрено сварными сетками, объединенными в объемные каркасы. Изготовление сборных элементов предусматривается на специализи­рованных заводах железобетонных изделий в металлических виброформах.

Расчет каналов для труб диаметром до 600 мм произведен на временную автомо­бильную нагрузку Н-30 при засыпке над верхом перекрытий 0,5 - 2 м, а каналы для труб диаметром от 800 до 1400 мм - на колесную нагрузку НК-80.

Строительство тепловых сетей с приме­нением этой конструкции каналов ведется в обычной последовательности: на песчаную подготовку, выполненную по дну траншеи, укладывают плиты днища с заделкой швов цементным раствором; на дно канала уста­навливают на цементном растворе опорные подушки скользящих опор, производят мон­таж и изолирование трубопроводов, после чего устанавливают рамные элементы пере­крытия канала. Стыковые соединения элементов днища и перекрытия (типа «паз - гре­бень») заполняют цементным раствором или герметизирующими мастиками и эластич­ными прокладками.

В зависимости от гидрогеологических условий трассы наружные поверхности ка­нала защищают гидроизоляцией. При нали­чии грунтовых вод или глинистых грунтов устраивают попутные дренажи.

При пересечении тепловыми сетями ав­томобильных и городских дорог часто ис­пользуются железобетонные безнапорные трубы, предназначенные для строительства водосточных и канализационных трубопро­водов. Применение этих труб в качестве по­лупроходных каналов для прокладки трубо­проводов позволяет выполнять подземные переходы под дорогами открытым способом в кратчайшие сроки. Для этих целей исполь­зуются железобетонные безнапорные трубы диаметром 2 и 2,5 м. В настоящее время мо­гут быть применены железобетонные трубы с плоским основанием, разработанные ин­ститутом «Мосинжпроект».

Трубы внутренним диаметром 2,0 и 2,44 м, длиной 2,5 м выпускаются заводом № 23 Мосспецжелезобетона. Расчетная проч­ность труб должна соответствовать фактиче­ски действующим временным и постоянным нагрузкам.

Рис. 4.11. Канал круглого сечения из железо­бетонных труб (полупроходной):

1- трубопроводы; 2 - железобетонная труба; 3 - опорная подушка; 4 - бетонный пол

На рис. 4.11 приведена конструкция по­лупроходного канала круглого сечения. В та­ких каналах могут быть проложены тепло­проводы диаметром до 600 мм.

Серия 3.006-2 «Типовые конструкции и детали зданий и сооружений» содержит ра­бочие чертежи сборных железобетонных ка­налов и туннелей из лотковых элементов, разработанных Харьковским институтом «Промстройниипроект». Конструкции пред­назначены для прокладки трубопроводов различного назначения, электрокабелей и электрошин. К каналам отнесены подземные сооружения при высоте до 1500 мм включи­тельно, а к туннелям - при высоте 1800 мм и более.

Каналы по конструктивному решению различны и запроектированы трех марок: КЛ, КЛп и КЛс (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Каналы лотковые серии 3.006-2 (габаритные схемы):

а - марка КЛ; б - марка КЛп; в - марка КЛс

Каналы марки КЛ собираются из лот­ковых элементов, перекрываемых плоскими съемными плитами, каналы марки КЛп - из лотковых элементов, опирающихся на плиты, каналы марки КЛс - из нижних и верхних лотковых элементов, соединяемых с помощью коротышей из швеллеров, ко­торые закладываются в продольные швы.

Табл.4.3 Номенклатура сборных железобетонных изделий каналов состоит из лотковых элементов и плоских плит. Габаритные схемы каналов приведены в табл. 4.3. При габа­рите, по ширине не превышающем 2400 мм и массе 9,3 т включительно, лотки приняты длиной 5970 мм. Допускается изготовление лотков длиной 2970 мм.

Таблица 4.3. Габаритные схемы каналов серии 3.006-2

Плоские плиты, используемые для пере­крытий каналов марки КЛ и днища каналов марки КЛп, имеют длину 2990 мм, за ис­ключением плит для каналов шириной в чи­стоте 300 и 450 мм, длина которых принята 740мм. В номенклатуру изделий включены доборные лотки всех размеров, имеющие дли­ну 720 мм, и доборные плиты длиной 740 мм.

Для прокладки тепловых сетей следует применять каналы марки КЛп (рис. 4.12, б). Каналы марок КЛ и КЛс затрудняют про­изводство основных и наиболее ответствен­ных монтажно-сварочных работ, так как стенки лотков преграждают свободный до­ступ сварщика к трубопроводам. При таких условиях выполнить качественную сварку поворотных стыков труб трудно, а непово­ротных невозможно. Стенки канала препят­ствуют приварке кареток (корпусов) скользя­щих опор и не позволяют контролировать правильность их установки, а также разме­щения опорных подушек.

Большие неудобства создаются при вы­полнении подвесной теплоизоляции на тру­бопроводах, уложенных в лотковых каналах, когда необходимо наносить основной и по­кровный слой при наличии стенок. Особенно это относится к выполнению теплоизоляции в нижней части изолируемых труб.

Некачественное выполнение теплоизоля­ции в ее нижней части создает предпосылки для разрушения всей конструкции теплоизо­ляции и коррозионных повреждений трубо­проводов, поскольку эта часть постоянно увлажняется при подтапливании дна канала грунтовыми или случайными водами. Вслед­ствие этого возрастают тепловые потери и возникают местные очаги коррозии сталь­ных труб.

Конструкция каналов и туннелей марки КЛс не только не отвечает требованиям вы­полнения монтажно-сварочных и теплоизо­ляционных работ, но и не обеспечивает усло­вий прочности и плотности сооружения в целом. Стендовое испытание этой кон­струкции выявило повреждаемость шарнир­ных стыковых соединений при односторон­нем действии горизонтальной временной нагрузки. Это указывает на возможность разрушения каналов и туннелей при реаль­ном воздействии на них транспортных на­грузок (в местах пересечения железных и автомобильных дорог).

Неприемлемым является соединение верхнего и нижнего лотковых элементов при помощи укладки обрезков швеллеров, за­щита которых от коррозии практически не может быть выполнена в тяжелых температурно-влажностных условиях среды под­земных конструкций тепловых сетей.

Установлена нецелесообразность приме­нения металлических закладных и других деталей в строительных конструкциях тепло­вых сетей, подверженных быстрому корро­зионному разрушению.

Рассмотренная выше конструкция рам­ных каналов (серии МКЛ) охватывает все диаметры тепловых сетей при восьми габа­ритных схемах, выбранных исходя из диа­метра прокладываемых трубопроводов (вме­сто 32), что обеспечивает их экономичность, облегчает заводское серийное изготовление железобетонных элементов и снижает за­трату металла на изготовление форм.

Следует отметить, что каналы шириной 300 - 3000 мм, вошедшие в серию 3.006-2 и рассчитанные на железнодорожную нагрузку класса К-14 при заглублении верха перекры­тия от 1 до 2,0 м, не должны применяться при прокладке под железными дорогами об­щей сети, поскольку минимальное заглуб­ление определено 2,0 м.

Главная проблема всех типов канальной прокладки состоит в проникновении и нахождении воды внутри канала с возможным ущербом теплоизоляции и наружной коррозией трубопроводов . Вода может скапливаться из-за протечек грунтовых вод, попадания атмосферных осадков, тающего снега и конденсации влаги. Поэтому при строительстве подземные тепловые сети желательно располагать выше уровня грунтовых вод. Если же практически это не осуществимо, то при прокладке тепловых сетей ниже максимального уровня стояния грунтовых вод следует предусматривать искусственное понижение грунтовых вод - попутный дренаж, а для наружных поверхностей строительных конструкций - обмазочную битумную изоляцию.

Для тепловых сетей, как правило, применяются горизонтальные попутные (продольные) дренажи. Продольный дренаж применяют для искусственного понижения уровня грунтовых вод в узкой полосе трассы. Грунтовые и поверхностные воды, проникая через стенки каналов и покровные оболочки бесканальных прокладок, увлажняют теплоизоляцию и вызывают коррозию труб. Для защиты подземных прокладок от затопления применяют гидрофобные теплоизоляционные материалы, герметичные каналы и продольное дренирование. Большое значение имеет планировка поверхности земли над теплопроводом с уклоном в сторону от трассы, а также уплотнение и прикатка грунта для предупреждения местных просадок почвы, в которых застаиваются талые воды и атмосферные осадки. Устройство попутного дренажа значительно удорожает стоимость строительства тепловых сетей в целом. Кроме того, строительно-монтажные работы по его прокладке пока еще недостаточно механизированы, что требует большого количества ручного малопроизводительного труда. При этом также существенно увеличиваются сроки строительства и ввода тепловых сетей в эксплуатацию. Однако опыт эксплуатации показывает, что при наличии попутного дренажа тепловые сети достаточно надежно защищены от затопления грунтовыми и поверхностными водами, что, безусловно, оказывает влияние на надежность и долговечность работы теплопроводов.

Способы прокладки трубопроводов тепловых сетей

Канальная прокладка удовлетворяет большинству требований, однако стоимость ее в зависимости от диаметра выше на 10-50% бесканальной. Каналы предохраняют трубопроводы от воздействия грунтовых, атмосфер­ных и паводковых вод. Трубопроводы в них укладывают на подвижные и неподвижные опоры, при этом обеспечивается организованное тепловое удлинение.

Технологические размеры канала принимают исходя из минимального расстояния в свету между трубами и элементами конструкции, которое в зависимости от диаметра труб 25-1400 мм соответственно принимают рав­ным: до стенки 70-120 мм; до перекрытия 50-100 мм; до поверхности изо­ляции соседнего трубопровода 100-250 мм. Глубину заложения канала принимают исходя из минимального объема земляных работ и равномерно­го распределения сосредоточенных нагрузок от автотранспорта на пере­крытие. В большинстве случаев толщина слоя грунта над перекрытием со­ставляет 0,8-1,2 м, но не менее 0,5 м.

При централизованном теплоснабжении для прокладки тепловых сетей применяют непроходные, полупроходные или проходные каналы. Если глубина заложения превышает 3 м, то для возможности замены труб со­оружают полупроходные или проходные каналы.

Непроходные каналы применяют для прокладки трубопроводов диа­метром до 700 мм независимо от числа труб. Конструкция канала зависит от влажности грунта. В сухих грунтах чаще устраивают блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- и мно­гоячейковые. В слабых грунтах вначале выполняют бетонное основание, на которое устанавливают железобетонную плиту. При высоком уровне грун­товых вод для их отвода в основании канала прокладывают дренажный трубопровод. Тепловую сеть в непроходных каналах по возможности раз­мещают вдоль газонов.

В настоящее время устраивают преимущественно каналы из сборных железобетонных лотковых элементов (независимо от диаметра проклады­ваемых трубопроводов) типов КЛ, КЛс, или стеновых панелей типов КС и др. Каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами. Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит, тощего бетона или пес­чаной подготовки.

При необходимости замены труб, вышедших из строя, или при ремонте тепловой сети в непроходных каналах приходится разрывать грунт и разби­рать канал. В некоторых случаях это сопровождается вскрытием мостового или асфальтного покрытия.

Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения трубопрово­дами тепловой сети существующих подземных коммуникаций, под проез­жей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод вместо непроход­ных устраивают полупроходные каналы. Их применяют также при про­кладке небольшого числа труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено, а также при прокладке трубопроводов больших диаметров (800-1400 мм). Высоту полупроходного канала прини­мают не менее 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов - плиты днища, стенового блока и плиты перекрытия.

Проходные каналы. Иначе их называют коллекторами; они сооружают­ся при наличии большого числа трубопроводов. Их располагают под мосто­выми крупных магистралей, на территории больших промышленных пред­приятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Со­вместно с теплопроводами в этих каналах размещают и другие подземные коммуникации: электро- и телефонные кабели, водопровод, газопровод низкого давления и т. п. Для осмотра и ремонта в коллекторах обеспечива­ется свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам и оборудованию.

Коллекторы выполняются из железобетонных ребристых плит, звеньев рамной конструкции, крупных блоков и объемных элементов. Они обору­дуются освещением и естественной приточно-вытяжной вентиляцией с трехкратным воздухообменом, обеспечивающим температуру воздуха не более 30°С, и устройством для удаления воды. Входы в коллекторы преду­сматриваются через каждые 100-300 м. Для установки компенсирующих и запорных устройств на тепловой сети должны быть выполнены специаль­ные ниши и дополнительные лазы.

Бесканальная прокладка. Для защиты трубопроводов от механических воздействий при этом способе прокладки устраивают усиленную тепловую изоляцию - оболочку. Достоинствами бесканальной прокладки теплопро­водов являются сравнительно небольшая стоимость строительно-монтажных работ, небольшой объем земляных работ и сокращение сроков строительства. К ее недостаткам относится повышенная подверженность стальных труб наружной почвенной, химической и электрохимической коррозии.

При таком виде прокладки подвижные опоры не используют; трубы с тепловой изоляцией укладывают непосредственно на песчаную подушку, отсыпанную на предварительно выровненное дно траншеи. Неподвижные опоры при бесканальной прокладке труб, так же, как и при канальной, представляют собой железобетонные щитовые стенки, установленные пер­пендикулярно теплопроводам. Эти опоры при небольших диаметрах тепло­проводов, как правило, применяют вне камер или в камерах с большим диаметром при больших осевых усилиях. Для компенсации тепловых удли­нений труб применяют гнутые или сальниковые компенсаторы, располо­женные в специальных нишах или камерах. На поворотах трассы во избе­жание зажатия труб в грунте и для обеспечения возможного их перемеще­ния сооружают непроходные каналы.

При бесканальной прокладке применяют засыпные, сборные и моно­литные типы изоляции. Широкое распространение получила монолитная оболочка из автоклавного армированного пенобетона.

Надземная прокладка. Этот тип прокладки является наиболее удобным в эксплуатации и ремонте и характеризуется минимальными тепловыми потерями и простотой обнаружения мест аварий. Несущими конструкциями для труб являются отдельно стоящие опоры или мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от земли. При низких опорах расстояние в свету (между поверхностью изоляции и землей) при ширине группы труб до 1,5 м принимается 0,35 м и не менее 0,5 м при большей ши­рине. Опоры выполняют обычно из железобетонных блоков, мачты и эста­кады - из стали и железобетона. Расстояние между опорами или мачтами при надземной прокладке труб диаметром 25-800 мм принимают равным 2-20 м. Иногда устраивают по одной или две промежуточные подвесные опоры с помощью растяжек, чтобы сократить число мачт и снизить капи­тальные вложения в тепловую сеть.

Настоящие «Указания” разработаны для проектирования 2-х трубных тепловых сетей в г. Москве и учитывают большую плотность городской застройки, насыщенность территории подземными коммуникациями, ограниченность свободного пространства для строительства подземных инженерных сооружений, и являются обязательными для всех проектных организаций, а также для организаций, согласовывающих проекты в городе Москве. Указаниями следует пользоваться в случаях отступления от действующих нормативных документов.

В случае возникновения при проектировании ситуации, не регламентируемой настоящими “Указаниями…» следует руководствоваться действующими нормативными документами.

Все изменения в проектах, необходимость которых возникает в процессе строительства, должны быть согласованы с проектной организацией до начала строительства участка теплосети, где эти изменения должны быть внесены.

Тепловые сети распределяются на: магистральные, распределительные внутриквартальные абонентские вводы и местные тепловые сети после индивидуальных или центральных тепловых пунктов.

Тепловые сети диаметром более 400 мм как правило, должны прокладываться: вдоль городских проездов в зеленых или технических зонах, за пределами жилой застройки, в промзонах, вдоль полосы отвода железнодорожных линий.

Проектирование тепловых сетей диаметром более 400 мм в пределах жилой застройки допускается только в исключительных случаях с выполнением необходимых защитных мероприятий (см.п.2.19).

Распределительные внутриквартальные тепловые сети, как правило, должны прокладываться внутри квартальной застройки с устройством камер ответвлений к абонентам.

К абонентским вводам относятся тепловые сети от узлов или камер на внутриквартальных тепловых сетях до центрального или индивидуального теплового пункта.

К местным тепловым сетям относятся тепловые сети после индивидуальных или центральных тепловых пунктов.

Строительств о магистральных и внутриквартальных распределительных тепловых сетей, дождевой канализации в новых районах застройки города должно опережать строительство жилых и общественных зданий.

Технический надзор за строительством тепловых сетей осуществляется заказчиком и эксплуатирующими организациями, авторский надзор — проектной организацией.

2. Проектирование тепловых сетей

2.1. В г. Москве, как правило, для сетей с условным диаметром 1000 мм и менее, имеющими рабочее давление <= 1,6Мпа (16кг/см 2) и рабочую температуру тепломагистрали 130°С с кратковременной пиковой температурой до 140°С, должна приниматься подземная бесканальная прокладка трубопроводов с изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке.

2.2. Прокладка выводов от ТЭЦ и РТС с условным диаметром 1400-1200 мм, в отдельных случаях и меньшего диаметра, где температура теплоносителя в рабочем режиме превышает 135°С, должна производиться в непроходных и проходных каналах с теплоизоляцией из минеральной ваты, с защитным слоем из асбоцементной штукатурки по металлической сетке. При рабочей температуре до 130°С допускается прокладка теплопроводов в проходных каналах с пенополиуретановой изоляцией в металлической оболочке.

2.3. Температурный режим теплосети и тип изоляции теплопроводов должны указываться в технических условиях эксплуатационной организации при их оформлении.

2.4. При прокладке тепловых сетей в бесканальном варианте трубы укладываются на песчаное основание с песчаной обсыпкой при несущей способности грунтов не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2). При несущей способности грунтов менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ) основание должно устраиваться по индивидуальным чертежам.

2.5. В слабых грунтах с расчетным сопротивлением менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см 2), а также в грунтах с возможной неравномерной осадкой (в неслежавшихся насыпных грунтах) применение бесканальной прокладки тепловых сетей без искусственного основания не допускается.

2.6. Дренаж при бесканальной прокладке тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке не требуется.

2.7. При обосновании допускается надземная прокладка тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией в металлической оболочке.

2.8. Надземная прокладка тепловых сетей на территории детских и лечебных учреждении, как правило, не допускается.

В исключительных случаях, при отсутствии других вариантов трасс, допускается такая прокладка вдоль существующих глухих заборов, ограничивающих территорию детских и лечебных учреждений с устройством дополнительного ограждения с другой стороны.

2.9. Прокладку тепловых сетей под проездами общегородского значения и площадями с усовершенствованными покрытиями, при пересечениикрупных автомагистралей и железных дорог следует предусматриваться в проходных каналах или щитовых тоннелях. При этом теплопроводы имеющие изоляцию из пенополиуретана должны иметь несгораемый, из тонколистового металла, покровный слой.

2.10. Пресечения теплопроводами проездов местного значения допускается предусматривать в полупроходных канал высотой не менее 1,4 м или футлярах .

2.11. В отдельных случаях, по согласованию со службой технического надзора «Тепловых сетей», разрешается пересечение теплопроводами местных проездов в непроходных каналах.

2.12. При пересечении тепловыми сетями въездов (пандусов) в подземные гаражи, склады и пр. в пределах пересечения и на 5 м в каждую сторону от него , должно предусматриваться устройство монолитного канала при канальной прокладке или стального футляра при бесканальной прокладке.

2.13. При проектировании тепловых сетей в зонах пешеходных переходов теплопроводы могут располагаться либо над пешеходным переходом в толще перекрытия пешеходного перехода с устройством монолитного участка перекрытия корытообразного профиля с минимальной толщиной железобетона 12 см, либо в пазухе лестничного схода с устройством, в этом случае, монолитного канала или стенки схода из монолитного железобетона.

2.14. В зоне пешеходных переходов, совмещенных с входами в метрополитен, как правило, необходимо предусматривать прокладку тепловых сетей на расстоянии не менее 2 м от стенки лестничного схода с устройством монолитного железобетонного канала выходящего на 5 м за габарит схода.

2.15. При пересечении линий метрополитена на тепловых сетях должны устанавливаться секционирующие задвижки на расстоянии до 0,1 км от места пересечения.

В местах плотной застройки, при невозможности выдержать указанные расстояния, разрешается, по согласованию со службами эксплуатации тепловых сетей и метрополитена (на проектируемых и строящихся линиях метрополитена с институтом Метрогипротранс), увеличивать это расстояние, но не более чем до 1,0 км.

2.16. При бесканальной прокладке теплопроводов расстояние от наружной поверхности изолированного теплопровода до фундаментов жилых и общественных зданий должно быть не менее 5м для теплопроводов Ду <= 400мм и 7м для теплопроводов Ду >= 500мм.

2.17. При невозможности выдержать указанные расстояния теплопроводы должны прокладываться либо в каналах, на расстоянии не менее 2-х метров от, фундаментов зданий, либо в пристенных (пристроенных к фундаментам здании) проходных каналах из монолитного железобетона с металлоизоляцией.

2.18. Разрешается пересечение транзитными водяными тепловыми сетями диаметром Ду 300мм и менее жилых и общественных зданий (кроме детских и лечебных) при условии прокладки сетей в технических подпольях, коридорах (высотой не менее 1,8м) или в футлярах с устройством дренирующего колодца в нижней точке на выходе из здания.

2.19. В виде исключения, допускается прокладка тепловых сетей диаметром от 400 до 600мм с пересечением жилых и общественных зданий (кроме детских и лечебных) при обосновании невозможности прокладки тепловых сетей за пределами зданий. При этом следует предусматривать следующие дополнительные меры, обеспечивающие надежную эксплуатацию тепловых сетей:

- устройство под зданием железобетонного монолитного тоннеля или футляра внутренним диаметром не менее Ду 1000мм. Ограждающие конструкции тоннеля или футляра должны выдерживать нагрузку, возникающую при аварии трубопровода с давлением 3,6 МПа (16 кгс/см 2).

- концы тоннеля или футляра должны выходить за пределы фундамента здания не менее 5м.

- стенки тоннеля или футляра должны иметь гидроизоляцию, исключающую проникновение случайных и аварийных вод к фундаментам зданий.

- температура воздуха в тоннеле не должна превышать 40°С.

- трубопроводы, проходящие в подвалах зданий, не должны иметь ответвлений и на них не допускается установка запорной и регулировочной арматуры.

- толщины стенок труб должны быть увеличены в 1,5 раза по отношению к расчетным.

- устройство трубопроводов должно соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» (издания 1994 г.).

- 100% контроль заводских и монтажных сварных швов.

- устройство из нижней точки тоннеля самотечного водовыпуска диаметром 300мм в существующую дождевую канализацию.

2.20. Расстояние от жилых и административных здании до надземных камер-павильонов при отсутствии в них насосных установок, как правило, должно быть не менее 15м, в стесненных условиях городской застройки допускается уменьшать его до 10м, до промышленных зданий 5м.

2.21. Минимальное расстояние в свету от отдельно стоящих наземных центральных тепловых пунктов (ЦТП) до наружных стен жилых и общественных здании , в соответствии с пунктом 10.3 «Руководства по проектированию тепловых пунктов”, должно приниматься не менее 25 метров.В стесненных условиях города допускается уменьшение расстояния до жилых, административных и общественных зданий до 15 метров при условии соблюдения требований по снижению уровней шума и вибрации от работы насосного оборудования (смотри раздел 10 «Руководства по проектированию тепловых пунктов»). При реконструкции зданий и расположенных в них тепловых пунктов рекомендуется установка бесшумных насосов исключающих вибрацию трубопроводов, выпускаемых фирмами СНГ или иностранными фирмами, а также необходимо предусматривать дополнительные акустические мероприятия.

2.22. Прокладка теплопроводов в районе расположения резервуаров автомобильно-заправочных станций (АЗС) должна производиться на расстоянии не менее 10м для бесканальной прокладки, 15 м. для канальной прокладки , при условии устройства вентиляционных шахт на канале теплосети .

2.23. При проектировании теплопроводов вблизи трансформаторных станций (ТП) и газорегуляторных подстанций (ГРП) расстояние от ТП и ГРП до наружной стенки канала при канальной прокладке или до ближайшего теплопровода при бесканальной прокладке, должно быть не менее 4,0 метров, но не менее 2,0 метров от существующих электрических кабелей.

2.24. Расстояния от теплопроводов до убежищ должны приниматься не менее 5,0 метров при диаметре теплопроводов до 200мм включительно, и не менее 15 метров при диаметре теплопроводов 250мм и более, (см. СНиП II — II -77*) .

В стесненных условиях допускается уменьшение расстояния до 3 м. от защитнных сооружений до теплопроводов диаметром 200мм и не менее 5м до теплопроводов диаметром 250мм и более при условии выполнения следующих мероприятии:

- устройство монолитного канала с металлоизоляцией или устройство стального футляра заключенного в железобетонную обойму с выходом последних за пределы защитного сооружения по 5 м в каждую сторону. Уклон канала с металлоизоляцией должен выполняться от защитного сооружения.

2.25. Минимальное заглубление от поверхности земли или дорожного покрытия до верха изолированного теплопровода бесканальной прокладки допускается:

- в пределах проезжей части - 0.6м.

- вне пределов проезжей части - 0,5м.

- максимальное заглубление до верха теплопровода бесканальной прокладки допускается до 2,0м.

2.26. Пересечения теплопроводов с существующими подземными коммуникациями должны выполняться в соответствии со СНиП 2.04.07.-86* “Тепловые сети. Нормы проектирования” и альбомами Мосинжпроекта:

- СК 3105-88 «Конструкции пересечений теплосети с подземными коммуникациями» (газопровод, водопровод теплосеть, электрокабели).

- СК 3107-85 «Конструкции пересечений теплосети с подземными коммуникациями» (дождевая канализация).

- СК 3108-90 “Типовые проектные решения мест пересечения теплосети и канализации” согласованными с эксплуатационными организациями г. Москвы.

2.27. Расстояние по вертикали до бронированных кабелей связи, силовых, контрольных кабелей напряжением до 35 кВт допускается 0,25 м при условии подтверждения расчетами, что температура почвы в местах пересечения тепловых сетей с электрокабелями на глубине заложения кабелей не должна повышаться более чем 10° С по отношению к высшей среднемесячной летней температуре почвы и на 15°С к низшей среднемесячной зимней температуре почвы; на глубине заложения маслонаполненого кабеля не должна повышаться более чем на 5 0 С по отношению к среднемесячной температуре в любое время года на расстоянии до 3м от крайних кабелей (пункт 2-3-06 ПУЭ).

Во всех случаях пересечения кабеля с теплопроводами должны выполняться по альбому СК-3105-88 “Констукции пересечения теплосети с подземными коммуниакциями”.

В особо стесненных условиях допускается применение нетиповых решений, но их чертеж и тепловой расчет должны быть согласованы с Московской кабельной сетью (МКС). Мероприятия типового альбома СК-3105-88 должны выполняться владельцем тепловой сети , как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте тепловых сетей.

2.28. Допускается уменьшение расстояний по вертикали от низа канала теплосети до перекрытии метрополитена приведенных в таблице СНиП 2.04.07-86* “Тепловые сети: Нормы проектирования” при выполнении дополнительных мероприятий, исключающих протечки, согласованных со службами метрополитена или институтом «Метрогипротранс».

2.29. При прокладке теплопроводов в проходных каналах (тоннелях) высота последних в свету должна быть не менее 1,8м , а ширина прохода между теплопроводами не менее 0,7м .

2.30. Запорная арматура на тепловых сетях диаметром 500мм и более , за исключением шаровых задвижек, должна предусматриваться электрофицированной и размещаться в наземных павильонах, причем электрооборудование должно размещаться в выделенных электрощитовых, имеющих отдельный вход.

Схема электроснабжения задвижек должна соответствовать 2-й категории (смотри ПУЭ 1.2.19).

2.31. При невозможности, по архитектурным соображениям, устройства наземного павильона допускается, при согласовании с эксплуатирующей организацией, размещение электрофицированной запорной арматуры в подземной камере , с размещением электрощитовой на поверхности земли и обязательным устройством естественного водоудаления с пола подземной камеры. В этих случаях, для уменьшения габаритов камер, рекомендуется применение задвижек Австрийской фирмы “Клингер” с механическим приводом.

2.32. Сильфонные компенсаторы при канальной прокладке могут располагаться как в камерах, так и в каналах. Направляющие опоры должны быть установлены на расстоянии не более 14 диаметров трубопроводов от компенсатора.

2.33. При прокладке теплопроводов в проходных каналах вдоль проезжей части дорог, выходы из камер должны располагаться за пределами проезжей части.

2.34. Шахты перехода с подземной канальной прокладки теплопроводов на надземную на низких опорах , должны иметь перекрытие и порожек высотой 30см для защиты от атмосферных вод, а так же решетку, предотвращающую проникновение в канал посторонних лиц. В случае прокладки наземного теплопровода на высоких опорах над шахтой устанавливается металлический зонт .

2.35. В тоннелях (проходных каналах) и непроходных каналах необходимо предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с устройством вентшахт сбоку канала или камеры.

2.36. При размещении тепловых сетей в коллекторах и туннелях, в том числе эксплуатируемых организаций “Москоллектор” магистральные и распределительные внутриквартальные теплопроводы с Ду>=300мм должны располагаться за перегородкой, исключающей попадание теплоносителя и пара в отсек кабельных линий.

2.37. Монолитные щитовые железобетонные опоры в каналах должны иметь вентиляционные отверстия над теплопроводами для обеспечения вентиляции по всей длине канала или вентиляционные шахты по обе стороны опоры.

2.38. При проектировании канальной прокладки теплосети в стесненных условиях допускается прокладка дренажа под каналом теплосети с устройством колодцев за габаритами канала.

2.39. Разрешается, на отдельных участках, предусматривать в основании канала пластовый дренаж из гравия или крупнозернистого песка.

2.40. При отсутствии в районе проектирования тепловой сети действующей дождевой канализации разрешается, по согласованию с эксплуатирующей организацией, предусматривать для удаления технологической воды водоприемные колодцы с последующей откачкой ее передвижными насосными станциями.

2.41. При реконструкции тепловых сетей допускается как вариант укладка теплопроводов с изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке в существующий непроходной канал с засыпкой последнего песком .

2.42. Все виды подземной прокладки труб, фасонных деталей и арматуры в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке не зависимо от диаметров должны оснащаться системами контроля состояния изоляции теплопроводов.

2.43. При бесканальной прокладке тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой оболочке предусматривать водовыпуски из камер в существующую дождевую канализацию, при отсутствии дождевой канализации, в водоприемные колодцы с последующей откачкой.

Непроходные каналы Непроходные каналы

Купить непроходные каналы в Москве

Компания «Анлер» предлагает приобрести непроходные каналы (НКЛ). Это подземные каналы, которые предназначены для сооружения теплопровода. Они не нуждаются в надзоре. Непроходные каналы, цена которых невысокая, довольно часто используются при прокладке тепловых сетей.

10 25 50 100

Наименование Длинна Ширина Высота Вес тн. Срок изготовления Норма загрузки на машину Цена на самовывоз (шт) Цена на МКАД (шт)
НКЛ ЛД-0 НКЛ ЛД-1 НКЛ ЛД-2 НКЛ ЛД-4 НКЛ ЛД-6 НКЛ ЛП-0 НКЛ ЛП-1 НКЛ ЛП-12а НКЛ ЛП-2 НКЛ ЛП-4 НКЛ ЛП-6 НКЛ ЛП-8 1980 2980 920 930 1080 1090 1460 1470 2090 2100 2610 2620 3000 3900 150 180 220 450 540 690 910 1130 1400 1890 0.15 0.18 0.22 0.45 0.54 0.68 0.91 1.13 1.4 1.89 4-5 дн. 11 14 18 22 29 37 44 91 111 133 4368 4735 5230 5848 6713 7622 15023 16747 18732 23447 29817 32622 Договорная
1980 3900 1890 1.89 4-5 дн. 11 32622 Договорная Купить
2980 3000 1400 1.4 4-5 дн. 14 29817 Договорная Купить
2980 2620 220 0.22 4-5 дн. 91 16747 Договорная Купить
2980 2610 1130 1.13 4-5 дн. 18 23447 Договорная Купить
2980 2100 220 0.22 4-5 дн. 91 15023 Договорная Купить
2980 2090 910 0.91 4-5 дн. 22 18732 Договорная Купить
2980 1470 180 0.18 4-5 дн. 111 5230 Договорная Купить
2980 1460 690 0.68 4-5 дн. 29 7622 Договорная Купить
2980 1090 180 0.18 4-5 дн. 111 4368 Договорная Купить
2980 1080 540 0.54 4-5 дн. 37 6713 Договорная Купить

Маркировка и виды изделий

Изготовление непроходных каналов осуществляется по типовым проектам. Маркировка изделий содержит буквы и цифры, которыми обозначаются типы и размеры каналов. Например, канал с маркировкой 2KJI 9060 – это непроходной канал, двухячейковый высотой 60 сантиметров, шириной в 90 сантиметров. Таким образом, цифровое значение, стоящее перед буквой, обозначает количество ячеек в канале. Цифры, которые размещены после буквенного значения – размеры изделий в сантиметрах.

Каналы непроходные классифицируются по конструкции, форме:

Цилиндрические;

Полуцилиндрические;

Прямоугольные.

По материалу изготовления, каналы бывают:

Кирпичные;

Железобетонные;

Бетоноблочные.

Безусловно, каждый вид непроходных каналов имеет свои преимущества и недостатки. Размеры и тип данных изделий подбирают и согласовывают с проектной документацией.


Назначение и применение каналов непроходных

В зависимости от размеров, непроходные каналы определяются разными диаметрами теплопроводов, зазором, который находится между внутренней поверхностью каналов непроходных и поверхностью теплоизоляции теплопровода. Определяются также расстоянием, которое существует между трубными осями.

Основное назначение каналов непроходных – это применение в тепловых сетях. Стоит отметить, что использовать данные изделия можно абсолютно в любых условиях и при любом грунте. Зависимо от наличия, либо отсутствия воздушного зазора, который между канальными стенами и теплоизолирующей поверхности, каналы могут применяться в различных условиях. Например, каналы без зазора используются, в случае если трубопровод поддается тепловой деформацией только в осевом направлении, на других участках теплопровод необходимо использовать каналы непроходные с зазором.

Непроходные каналы, цена которых представлена на сайте, важную роль играют в прокладке теплопроводов. Теплопроводы, которые не имеют воздушного зазора между канальными стенками и поверхностью материала теплоизоляционного используются реже, чем подобные теплопроводы с зазором. Все потому, что трубы из стали поддаются разрушению коррозии из-за высокого уровня влажности.

При производстве каналов применяются только тяжелые марки бетона, а также высококачественная прочная, гибкая сталь для армирования. При покупке непроходного канала следует учитывать размер трубопровода и зазора, который обеспечивает воздушное пространство, существующее между трубой и каналом.

Каналы непроходные характеризуются следующими особенностями:

Прочность и устойчивость;

Водопроницаемость;

Высокий уровень морозостойкости.

Как заказать изделия?

Мы предлагаем купить непроходные каналы по самой выгодной цене в Москве. Уточнить цену на изделия вы можете во время оформления заказа по указанному номеру телефона. У сотрудников компании можно согласовать предварительный объем заказа, сроки выполнения и подходящую дату отгрузки.

Если вы затрудняется с выбором железобетонных изделий, наши сотрудники всегда готовы прийти на помощь. Они с радостью ответят на все вопросы, помогут оформить заказ, дадут профессиональную консультацию. Детально узнать об ассортименте, стоимости, поставки и оплате также можно у наших менеджеров.

Коллекторные сооружения непроходных каналов типа НКЛ предназначаются для защиты коммуникаций, которые прокладываются в их лотках. Обычно эти лотки используются для прокладки трубопропродов самого разного назначения (водопроводных, горячего водоснабжения, газопроводных и пр.), кабелей телефонной проводной связи, кабельного телевизионного вещания, проводных и оптоволоконных сетей Интерне и т. д.

Непроходные каналы состоят из комплекта, включающего всего два составных элемента:

Нижнего лотка – элемента типа ЛН – лоток нижний;

Верхнего лотка – элемента типа ЛП – лоток перекрытия.

Нижние элементы – типа ЛН, служат для укладки на дно канавы, после чего в лотках непроходного канала укладываются коммуникационные элементы (трубопроводы, кабели и т. п.), которые накрываются кроющим элементом – типа ЛП и засыпаются грунтом.

Для повышения надежности при эксплуатации и продления срока службы данныхизделий их рекомендуют укладывать в траншею, после того, как по водоотводным лоткам дренажной системы будут отведены грунтовые воды до уровня, приемлемого для стабильной долговременной работы этих каналов.

Еще один способ повышения качества непроходных каналов – обработка внутренней и внешней поверхности канальных лотков специальным защитным составом, для повышения герметичности.

Лотки непроходных каналов рассчитаны для работы в условиях заглубления до 2,0 м от верха лотка перекрытия. Нагрузка от автотранспорта – по схеме временной нагрузки НГ-90. Изготавливают эти железобетонные изделия из тяжелого бетона марки не хуже В22,5, имеющего морозостойкость не менее 200 циклов (F200) и водонепроницаемость не менее W-6.


Прокладка трубопроводов в каналах.

Для городских и населенных пунктов по архитектурным соображениям рекомендуется применять подземную прокладку теплопроводов. Независимо от качества грунта, загруженности подземных коммуникаций и стесненности проездов. Для промышленных площадок подземная прокладка используется при высокой насыщенности подземных коммуникаций с целью упорядочения технологических прокладок в одном коллекторе с теплопроводами.

Канальные прокладки предназначены для защиты трубопроводов от механического воздействия грунтов и коррозийного влияния почвы. Стены каналов облегчают работу трубопроводов, поэтому канальные прокладки допускаются для теплоносителей с давлением до 2,2 МПа и температурой до 350С. . В зависимости от ко­личества прокладывае­мых в одном направле­нии трубопроводов при­меняют непроходные, по­лу проходные или про­ходные каналы. Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию. Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией. Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре­деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав­лять порядка 0,8-1,2 м и не менее. 0,6 м в мес­тах, где движение автотранспорта запрещено.

Непроходные каналы

Применяются при большом числе труб небольшого диа­метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе­тонные одно- или многоячейковые.

Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа­метров. Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов­ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст­венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро­водов. Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле­ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо­бетонных плит КС.

Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен­тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.

Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.

В каналах типа КС стеновые панели устанав­ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.

Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес­чаной подготовки в зависимости от вида грунта. Наряду с рассмотрен­ными выше каналами применяются и другие их типы. Сводча­тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол­няют лишь основание ка­нала. Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка­нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов. При монтаже непроходного ка­нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполненяют в виде железобе­тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе­циальной стенкой, выполненной из кирпича. Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких канала возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход­ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе­леных насаждений.

Полупроходные каналы.

В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу­проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про­езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини­мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе­тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

Проходные каналы

применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль­ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни­кации - электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо­провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 - 300 м. В местах, где располага­ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя­тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо­вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

Экономическое обоснование проектных решений по ВиВ

Разработка проекта должна осуществляться на основе задания на проектирование, которое составляется заказчиком с участием проектной организации. Задание специализированным проектным организациям на разработку отдельных частей проекта, например водоснабжения и канализации, выдают ведущие проектные организации. Задание на проектирование должно составляться в соответствии с перспективным планом развития народного хозяйства на основании технико-экономических обоснований (ТЭО) целесообразности намеченного строительства и реконструкции города, промышленных предприятий, а также с учетом проектов районной планировки и застройки городов и сельских населенных мест.

В ТЭО должны содержаться показатели, характеризующие эффективность капитальных вложений, и технико-экономические показатели будущего предприятия или сооружения (удельные капитальные вложения на единицу вводимой мощности и выпуска продукции, сроки окупаемости капитальных вложений, выпуск продукции на 1 руб. основных фондов, рентабельность предприятия, себестоимость единицы продукции, производительность труда).

Разработка проекта производится в соответствии с инструкцией, устанавливающей состав и содержание проекта, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, а также расширение или реконструкция действующих сооружений и зданий.

Проектирование канализации промышленных районов должно вестись на основе комплексного решения всей водохозяйственной проблемы с учетом использования местных водных ресурсов для населения, промышленности, ирригации, судоходства, рыбоводства, энергетики и пр. При этом в общем балансе воды должны учитываться и отработавшие сточные воды, особенно в тех случаях, когда ощущается нехватка воды из-за ограниченности ресурсов источников водоснабжения.

Комплексное проектирование водоснабжения и канализации промышленных предприятий и населенных пунктов предусматривает составление схемы единого генерального плана промышленного узла. Такая схема разрабатывается в целях определения наиболее целесообразного в технико-экономическом отношении объединения отдельных предприятий в промышленный узел с комплексным решением водоснабжения, канализации и других инженерных коммуникаций.

После утверждения схемы исходные ее положения являются основанием для составления ТЭО водоснабжения и канализации промышленного узла или его объектов

ТЭО - предпроектнвтй документ, уточняющий и дополняющий схемы развития и размещения соответствующих отраслей промышленности (народного хозяйства), на основании которого обосновываются размещение намечаемого к проектированию и строительству предприятия (сооружения), его производственная мощность, номенклатура продукции, обеспечение сырьем, полуфабрикатами, топливом, электроэнергией и водой, основные технологические и строительные решения и важнейшие технико-экономические показатели производства и строительства предприятия (сооружения).

При разработке ТЭО должны учитываться новейшие достижения науки и техники с тем, чтобы строящиеся, реконструируемые и расширяемые предприятия (сооружения) ко времени ввода их в действие были технически передовыми, имели высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, низкую себестоимость продукции и обеспечивали нормальные условия труда.

Технико-экономические обоснования разрабатываются на полную проектную мощность предприятия и на первую очередь строительства с широким использованием передового опыта по аналогичным действующим предприятиям (сооружениям) и наиболее эффективных проектных решений.

Технико-экономические обоснования оформляются в виде пояснительной записки с приложением необходимых расчетных, табличных и графических (карты, схемы, чертежи) материалов

ТЭО согласовываются с Госпланом СССР и Госстроем СССР и утверждаются министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.

На основе утвержденного ТЭО составляется задание на разработку технического проекта.

Проектирование канализации ведется, как правило, по двум стадиям. технический проект и рабочие чертежи.

Разработка проекта в одну стадию (техно-рабочий проект) допускается (с разрешения утверждающей инстанции) в тех случаях, когда для выбора строительной площадки или трассы для канализационного трубопровода не требуется предварительного выполнения проектных и изыскательских работ, т. е. когда решение этих вопросов с достаточной очевидностью предопределяется местными условиями строительства, опытом проектирования аналогичных объектов и наличием соответствующих типовых или рекомендованных для повторного применения экономичных индивидуальных проектов.

Техно-рабочий проект должен разрабатываться в объеме, необходимом для оценки принятых решений и производства строительно-монтажных работ, и состоять из пояснительной записки с технико-экономическими показателями, схемой генерального плана (для предприятия) и рекомендациями по организации строительства; рабочих чертежей с приложением заказных спецификаций на оборудование, приборы, арматуру и другие изделия; смет, составленных по рабочим чертежам; паспорта.

В отдельных случаях при проектировании объектов с новым неосвоенным производством или сложным технологическим процессом, а также при проектировании зданий и сооружений особой строительной сложности допускается (с разрешения инстанции, утверждающей проектное задание) до выполнения рабочих чертежей производить доработку проектных решений отдельных цехов, зданий, сооружений и других частей проекта в той степени, в которой это требуется для выявления технических характеристик оборудования и выполнения рабочих чертежей.

Ведение проектирования по двум стадиям основывается на возможности широкого использования для строительства типовых проектов".

Технический проект канализации любого объекта, включая очистку и обезвреживание сточных вод, должен быть выполнен с учетом местных условий и санитарных требований.

В проекте, включающем пояснительную записку с обоснованием расходов и состава сточной воды, с необходимыми графическими материалами и сметой, дается технико-экономическое сравнение возможных вариантов решения схемы канализации города и промышленных предприятий и обосновывается выбор оптимального варианта самой схемы и метода очистки сточных вод, а также места выпуска их в водоем.

В проекте должны быть установлены расчетные сроки работы проектируемой канализации и разбивка строительства на очереди, определены основные размеры сооружений, произведен выбор оборудования, составлено штатное расписание эксплуатационного персонала и исчислены стоимость строительства и себестоимость отведения и очистки сточных вод.

Графические материалы должны включать генеральные планы объекта и планы окрестностей, варианты решения схемы канализации с указанием расположения всех основных сооружений и их чертежи (для определения размеров сооружений и основных конструкций, позволяющих исчислять строительную стоимость).

Порядок составления проекта канализации и характер вопросов, разрешаемых на отдельных стадиях проектирования, приведены ниже.

Технический проект. В пояснительной записке к проекту по канализации приводятся исходные и нормативные данные, гидравлические, технологические, технико-экономические и другие расчеты по количеству и составу сточных вод, сетям, насосным станциями очистным сооружениям, энергоснабжению; определяются материалы и способы производства работ, очередность и сроки осуществления строительства. Решаются вопросы технической эстетики. На стадии технического проекта определяется сметная стоимость строительства канализации.

Канализационные сооружения, при расширении которых в будущем потребуются значительные дополнительные затраты на их устройство, должны проектироваться и осуществляться сразу на расчетный срок. Сооружения, строительство которых можно осуществлять по мере потребности без значительных затрат на их переустройство, должны проектироваться в объеме, необходимом только на первую очередь с расчетом на их полное использование при дальнейшем развитии строительства.

В первую очередь прокладывается та часть канализационной сети, которая необходима для обслуживания уже существующих или строящихся жилых кварталов и промышленных предприятий исходя из капитальной застройки.

Условия спуска сточных вод и способы их очистки должны быть согласованы на стадии проектирования с исполкомом местного Совета депутатов трудящихся, с бассейновой водной инспекцией Министерства мелиорации и водного хозяйства союзных республик, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при спуске сточных вод в водоемы рыбохозяйственного значения - и с органами Рыбоохраны. При спуске сточных вод в судоходные реки необходимо согласовать место выпуска и его конструкцию.

В техническом проекте должен быть приведен перечень используемых типовых проектов. Типовые проекты содержат следующие материалы: заглавный лист с перечнями чертежей данной марки, примененных стандартов, типовых чертежей с системой условных обозначений; планы в масштабе 1:200 и в необходимых случаях элементы планов в масштабе 1:50 или 1: 100 с указанием оборудования и сетей водопровода и канализации; схемы водопровода, хозяйственно-фекальной, производственной и ливневой канализации; общие виды нетиповых конструкций, узлов и деталей в масштабе 1:50; указания по антикоррозионной защите, заказные спецификации на все виды оборудования, приборов, арматуры и других изделий. Чертежи водопровода и канализации, как правило, должны выпускаться совмещенными.

Проект и смета к техническому проекту подлежат утверждению в установленном порядке. На основе утвержденного проекта должны составляться спецификации оборудования.

Составленные по техническому проекту сметы на строительство отдельных зданий и сооружений и сметы на отдельные виды строительных и специальных работ согласовываются со строительной организацией. Затем составляется сводка объемов и определяется размер затрат на приобретение оборудования и стоимость работ по его монтажу. После этого составляют сводную ведомость, определяющую потребность в производственных ресурсах.

Рабочие чертежи составляются на основе утвержденного технического проекта и полученных от заказчика технических данных по заказанному оборудованию для строительства канализации. При разработке рабочих чертежей должны быть использованы стандарты и типовые чертежи отдельных сооружений.

Унификация канализационных сооружений (ведущие институты Со-юзводоканалниипроект, Мосводоканалниипроект и Гипрокоммунводока-нал) позволит ускорить темпы строительства и ввода в действие объектов. Монтаж сооружений в этом случае сводится к применению небольшого числа (18-20) унифицированных блоков.

При проектировании сложных объектов целесообразно использование метода объемного (макетного) проектирования. Особое значение этот метод приобретает, когда проектируемые сооружения насыщены большим количеством трубопроводов разного назначения с соответствующей арматурой и приборами автоматизации технологического процесса. Объемное проектирование ведется комплексной группой проектировщиков, состоящей из сантехников, строителей, энергетиков, специалистов по автоматике и контрольно-измерительным приборам. Пользуясь сборнс-разборным макетом, выбирают лучший вариант. Основным видом проектной документации служит фото с масштабного макета. При одностадийном проектировании масштаб модели принимается 1:50 или 1:25, а при большой насыщенности трубопроводами- 1: 10.

После согласования и утверждения окончательного варианта проектировщики производят графическую и расчетную доработку технологических коммуникаций, уточняют диаметры трубопроводов, узлов и т. д. При этом все схемы трубопроводов графически составляются упрощенно. В последнее время вместо графической доработки применяют фотографирование узлов модели с последующим их изготовлением и монтажом по фотографиям.

Опыт объемного проектирования показал, что кроме улучшения качества проекта достигается снижение стоимости проектирования на 10- 15%. Но главное преимущество объемного проектирования - в его наглядности, в исключении ошибок и в возможности лучшей организации строительно-монтажных работ.

Техника безопасности, охрана труда и противопожарные мероприятия при эксплуатации водозаборных

3.1. Техника безопасности и охрана труда Конструкция водозаборных сооружении из поверхностных источников водоснабжения должна обеспечивать безопасность работ при осмотре, ремонте и очистке водозаборных камер и колодцев от осадка, решеток оголовка или берегового водоприемника от засорения плавающими предметами, водорослями и льдом. При выполнении работ по ремонту и эксплуатации водозаборных соору­жений из поверхностных источников водоснабжения необходимо соблюдать тре­бования «Единых правил безопасности труда на водолазных работах» и правил техники безопасности при эксплуатации городских гидротехнических сооружений», ГОСТ 12.3.012-77, который предписывает следующие правила при эксплуатации и обслуживание:

    Оборудование на всасывающих и самоточных линиях, у береговых колодцев и др. (задвижки, шиберы, подъемные механизмы, приемные клапаны и др.) располагают так, чтобы они были доступны для ремонта. Маховички задвижек располагают на поверхности или применяют дистанционное управление.

    Очистка входных решеток ручными граблями с лодок или льда разрешается только в случае слабого течения воды (0,3-0,5 м/сек) и малой глубине (до 2 м) и только при незначительных загрязнениях. На глубоких реках с быстрым течением решетки очищаются водолазами или работниками эксплуатации при условии оборудования специальных устройств и с соблюдением требований НАОП 5.1.21-1.08-90 Единых правил безопасности на водолазных работах (РД31.84.01-90), утвержденных Министерством здравоохранения СССР в 1990 году - (далее НАОП 5.1.21-1.08-90).

    Во время осмотра, ремонта и очистки входных решеток на всасывающих линиях должны останавливаться насосы и обесточиваться линии электроснабжения.

    Во время обогревания решеток оголовка водоприемника паром или горячей водой шланги для ее подачи проверяют на необходимое давление и плотно скрепляют в местах соединений, чтобы предотвратить ожоги работников, которые находятся поблизости.

    Во время электрообогрева решеток временные электролинии от трансформаторов прокладывают изолированными проводами.

    Работы по обогреванию решеток проводят под непосредственным наблюдением и руководством работника, ответственного за работу водозаборных сооружений.

    Во время очистки решеток оголовка откалывание льда с покрытых льдом частей сооружений и тому подобное движение по льду реки или водоема разрешается только после проверки толщины льда в соответствии с НАОП 5.1.21-1.08-90 и при условии постоянного наблюдения за его состоянием. Работники обеспечиваются в это время предохранительными поясами и веревками. На льду для выполнения работ и прохода людей укладывают настилы из досок, а на видных доступных местах размещают спасательные средства (жерди, спасательные круги и тому подобное).

    Работы по укреплению берега на участке водозаборных сооружений выполняют при условии наличия лодки с необходимым спасательным инвентарем. На видном месте размещают спасательные средства (круги, багры, веревки, пояса).

    Перед началом работы в галереях для работников проводят целевой инструктаж по охране труда с оформлением наряда. Около входа в галерею на видном месте вывешивают выписку из этих Правил.

    Во время работы в галереях у входа в галерею для наблюдения за состоянием работ и оказанием в случае необходимости помощи тем, кто работает в галерее ставят двух работников. Не разрешается вход в галерею и выполнение в ней работ одному работнику.

    В других случаях во время выполнения работ в галереях следуют мерам безопасности, как и во время выполнения работ в канализационных колодцах и коллекторах.

    Работы по очистке водоприемных колодцев от осадка и спуск в колодец обслуживающего персонала выполняют под надзором работника, ответственного за работу водозаборных сооружений, с соблюдением мер безопасности, как и во время выполнения работ в водопроводных и канализационных колодцах и коллекторах.

3.2. Противопожарные мероприятия

На водозаборах как предприятия оборудованные большим числом электроагрегатов при эксплуатации предусматриваются следующие мероприятия по противопожарной защите:

    Насосные станции водозаборных сооружений размером машинного зала 6x9 м и более должны оборудуются внутренним противопожарный водопроводом с расходом воды 2,5 л/c.

Кроме того, следует предусматривать:

    при установке электродвигателей напряжением 1000 В и менее - два ручных пенныхх

    при установке электродвигателей напряжением свыше 1000 В или двигателей внутреннего сгорания мощностью более 221 кВт - дополнительно два углекислотных огнетушителя, бочку с водой вместимостью 250 л, два куска войлока, асбестового полотна или кошмы размером 2x2 м.

    В насосных станциях водозаборных сооружений с двигателями внутреннего сгорания размещают расходные емкости с жидким топливом (бензин - 250 л, дизельное топливо - 500 л) в помещениях, отделенных от машинного зала несгораемыми конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 120.

    В помещении насосной станции водозаборных сооружений для подключения установки пожаротушения к передвижной пожранной технике предусматривается трубопроводы с выведенными наружу патрубками, оборудованными соединительными головками. Трубопроводы обеспечивают наибольший расчётный расход в "диктующей" секции установки пожаротушения. Снаружи помещения насосной станции соединительные головки размещаются с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей.

    Тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями.

К ним относятся:

устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных

Проезды для основных и специальных пожарных машин следует предусматривается в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП II-89, СНиП II-97.

    устройство наружных пожарных лестниц и обеспечение других способов подъема персонала пожарных подразделений и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий, в том числе устройство лифтов, имеющих режим «перевозки пожарных подразделений»;

    устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, а при необходимости, устройство сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);

    противодымная защита путей следования пожарных подразделений внутри здания;

    оборудование здания в необходимых случаях индивидуальными и коллективными средствами спасения людей а также планом эвакуации;

Лучшие статьи по теме