Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Советы
  • Расширения векторной графики. Векторные графические форматы файлов

Расширения векторной графики. Векторные графические форматы файлов

Основное отличие вектора от растра заключается в принципе хранения изображения.

Векторная графика сохраняется с помощью математических формул. Это дает вектору несколько неоспоримых преимуществ:

  • масштабирование, изменение размеров векторной картинки не влияет на ее качество, т.е. все линии остаются четкими и не появляется никаких «квадратиков», как в растровых изображениях;
  • при изменении размеров векторной картинки размер самого файла остается постоянным.

Рисовать векторную графику можно в разных редакторах:

  • Adobe Illustrator
  • CorelDRAW
  • PhotoShop
  • Macromedia Freehand

Одним из основных редакторов векторной графики является — освоить его не сложно, есть много хороших книг и уроков.

Форматы векторной графики бывают разные, большинство используется в специализированных программах.

Форматы векторной графики

  • AI (Adobe Illustrator) — векторный формат файлов программы Adobe Illustrator.
  • EPS (En-capsulated PostScript)
  • CDR (CorelDraw) — векторный формат файлов программы CorelDraw.
  • CMX (Corel Presentation Exchange)
  • EMF (Enhanced Metafile, расширенный метафайл Windows)
  • WMF (Windows Metafile)
  • SVG (Scalable Vector Graphics)

EPS

Отдельным пунктом выделяю формат EPS — он хорошо известен тем, кто продает свою векторную графику на микростоках.

EPS (En-capsulated PostScript) может хранить как растровую, так и векторную графику. EPS — это один из самых универсальных форматов векторной графики, он поддерживается большинством популярных редакторов векторной графики. И именно по-этому именно формат EPS 10 и EPS 8 принимаю на как основной формат векторной графики.

Но иногда EPS-файлы, записанные в разных программами могут открываться по-разному, или вообще не открываться. Происходит это по разным причинам:

  1. На сегодняшний день существует 3 версии языка PostScript, который используется в EPS.
  2. В файле, обычно хранится 2 изображения: основное и дополнительное (preview). Вот эта превьюшка используется не только для предварительного просмотра. Такие программы верстки, как QuarkXPress , Adobe PageMaker…. хранят preview в своих документах и используют для отображении на экране монитора в режиме стандартного качества, а также для печати на принтерах без поддержки языка PostScript; программы создания векторной графики, такие как CorelDraw и FreeHand, при импорте EPS файла работают исключительно с preview. Основная копия будет применятся для вывода на PostScript-принтер и для просмотра изображения на экране монитора в режиме максимального качества. Дополнительное preview изображение может быть создано в формате TIFF или WMF (только для РС) или вовсе опущено.

При выборе TIFF-формата, preview будет хранится как растровое изображение и тут необходимо найти оптимальный баланс между его разрешение (т.е. качеством) и размером файла. Если EPS-файл содержит preview в формате TIFF, то FreeHand и CorelDraw уже не смогут его отредактировать, редактировать можно будет только с помощью Adobe Illustrator.

Preview в WMF-формате — это векторное изображение, оно практически не отличается от основного. EPS-файл, содержащий preview в формате WMF может быть отредактирован в CorelDraw. Но такие файлы будут обладать меньшей совместимостью.

В любом случае отредактировать EPS-файл можно следующим способом: импортируйте изображение любой из вышеперечисленных программ и пошлите его на печать в PostScript-файл. Этот файл позже можно открыть в CorelDraw. Если файл преобразовать с помощью Acrobat Distiller в формат PDF, то он может быть открыт в Free-Hand.

CMX

Векторный формат графических программ компании Corel. Его главное предназначение — передача рисунков между разными программами (поддерживается с CorelDraw 6).

EMF и WMF

Довольно простые форматы векторной графики, позволяющие хранить основную информацию.

EMF

WMF

Более старый, чем EMF формат. Он широко применяется в офисном пакете MS Office.

SVG

Основан на XML разметке, используется для двухмерной векторной графики, как анимированной, так и неподвижной.

У вас остались вопросы или есть что добавить по теме статьи?

Форматы графических файлов

  • by Игорь Скрынников
  • 01/10/2008
  • 3 комментариев

Форматы файлов – основа работы с цифровыми фотографиями. FotoTips.ru расскажет вам о всех основных форматах графических файлов.

Формат файлов содержащий необработанную информацию, поступающую напрямую с матрицы фотокамеры. Эти файлы не обрабатываются процессором камеры (в отличие от JPG) и содержат оригинальную информацию о съемке. RAW может быть сжат без потери качества.

Преимущества RAW очевидны – в отличие от JPG, который был обработан в камере и уже сохранен с сжатием данных – RAW дает широчайшие возможности по обработке фотографии и сохраняет максимальное качество.

Заметка. Разные производители фототехники используют разные алгоритмы для создания RAW в своих камерах. Каждый производитель придумывает собственное разрешение для своего RAW-файла – NEF – Nikon, CR2 – Canon…

JPEG (он же JPG).

Это самый распространенный формат графических файлов.

Свою популярность JPG заслужил гибкой возможностью сжатия данных. При необходимости изображение можно сохранить с максимальным качеством. Либо сжать его до минимального размера файла для передачи по сети.

В JPG применяется алгоритм сжатия с потерей качества. Что это нам дает? Явный минус такой системы – потеря качества изображения при каждом сохранении файла. С другой сжатие изображения в 10 раз упрощает передачу данных.

На практике, сохранение фотографии с минимальной степенью сжатия не дает видимого ухудшение качества изображения. Именно поэтому JPG – самый распространенный и популярный формат хранения графических файлов.

Формат TIFF очень популярен для хранения изображений. Он позволяет сохранять фотографии в различных цветовых пространствах (RBG, CMYK, YCbCr, CIE Lab и пр.) и с большой глубиной цвета (8, 16, 32 и 64 бит). TIFF широко поддерживается графическими приложениями и используется в полиграфии.

В отличии от JPG, изображение в TIFF не будет терять в качестве после каждого сохранения файла. Но,к сожалению, именно из-за этого TIFF файлы весят в разы больше JPG.

Право на формат TIFF в данный момент принадлежит компании Adobe. Photoshop может сохранять TIFF без объединения слоев.

Формат PSD используется в программе Photoshop. PSD позволяет сохранять растовое изображение со многими слоями, любой глубиной цвета и в любом цветовом пространстве.

Чаще всего формат используется для сохранения промежуточных или итоговых результатов сложной обработки с возможностью изменения отдельных элементов.

Так же PSD поддерживает сжатие без потери качества. Но обилие информации, которое может содержать PSD файл, сильно увеличивает его вес.

Формат BMP один из первых графических форматов. Его распознает любая программа работающая с графикой, поддержка формата интегрирована в операционные системы Windows и OS/2.

BMP хранит данные с глубиной цвета до 48 бит и максимальным размером 65535×65535 пикселей.
На данный момент формат BMP практически не используеться ни в интернете (JPG весит в разы меньше), ни в полиграфии (TIFF справляеться с этой задачей лучше).

Формат GIF был создан на заре интернета для обмена изображениями. Он может хратить сжатые без потери данных изображения в формате до 256 цветом. Формат GIF идеально подходит для чертежей и графиков, а так же поддерживает прозрачность и анимацию.
Так же GIF поддерживает сжатие без потери качества.

Формат PNG создан как для улучшения, так и для замены формата GIF графическим форматом, не требующим лицензии для использования. В отличии от GIF, у PNG есть поддержка альфа-канала и возможность хранить неограниченное количество цветов.

PNG сжимает данные без потерь, что делает его очень удобным для хранения промежуточных версий обработки изображений.

JPEG 2000 (или jp2).

Новый графический формат, созданный для замены JPEG. При одинаковом качестве размер файла в формате JPEG 2000 на 30% меньше, чем JPG.

При сильном сжатии JPEG 2000 не разбивает изображение на квадраты, характерные формату JPEG.

К сожалению, на данный момен этот формат мало распростанён и поддерживается только браузерами Safari и Mozilla/Firerox (через Quicktime).

2 Собственные форматы файлов В дополнение к форматам, перечисленным выше, которые созданы и могут быть прочитаны многими различными приложениями, существуют также форматы файлов, которые были созданы для определенных приложений и часто не могут быть использованы другими приложениями. Формат PSD является собственным как для Photoshop, так и для Photoshop Elements, но он является исключением из правила. Формат PSD используется не только Photoshop и другими приложениями Adobe, но многие приложения, разработанные не в компании Adobe, также могут открывать некоторые файлы PSD. Может ли или нет файл формата PSD быть открыт приложениями, созданными не в компании Adobe, зависит от того, какая версия Photoshop использовалась для создания файла. По мере того как программа Photoshop совершенствовалась в течение многих лет, она становилась все более комплексным приложением. Многие бесплатные или условно бесплатные программы могут открывать файлы PSD, созданные до того, как у Photoshop появились слои, например, но не файлы Photoshop, созданные в более поздних версиях. Вы можете открыть файлы с собственными форматами в редакторах изображений и фотографий, которые используют ваши изображения для создания более сложных проектов с мастерами или шаблонами. Файлы оригиналов ваших фотографий (если вы храните их копии) все равно могут быть открыты с помощью любой программы, которая может их прочесть, но новое изображение, созданное с использованием этих файлов, - скажем, для календаря или футболки -не откроется. Иногда может показаться, что файл преобразовался в собственный формат программы, но на самом деле это не так. Программы на Мае или PC добавляют информацию в файлы, когда вы сохраняете изменения с помощью их функций. Если вы взглянете на файл на вашем рабочем столе, он может неожиданно приобрести другой значок. Когда вы дважды нажмете на новый файл, он откроется только в новой программе. Но не беспокойтесь. Если вы хотите использовать файл в другой программе, запустите сначала эту программу, затем выберите Файл - Открыть (File - Open) и перейдите к файлу, который вы хотите открыть. Велики шансы того, что он откроется, поскольку формат файла может быть все еще JPEG, несмотря на изменение значка.

Векторные графические форматы файлов

ai
Векторный формат файлов, создаваемых программой Adobe Illustrator. У Adobe Illustrator большое число версий - Adobe Illustrator 3, Adobe Illustrator 4, Adobe Illustrator 5 и т.д. Формат ai каждой новой версии несовместим с более старыми версиями, что означает, например, файл, сохраненный в версии Adobe Illustrator 9 может быть открыт в более новой версии программы (Adobe Illustrator 10, CS, CS2 и т.д.), но не может быть открыт в более старой версии программы (Adobe Illustrator 8, 7, 6 и т.д.), хотя с версии Adobe Illustrator 10 поддерживается возможность импорта файлов более новых версий. Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков, но по ряду параметров плохо совместим с другими программами (например, различные эффекты Adobe Illustrator и градиентная заливка могут не передаваться в другие форматы).

cdr
Векторный формат файлов, создаваемых программой CorelDraw. У CorelDraw большое число версий - CorelDraw 3, CorelDraw 4, CorelDraw 5 и т.д. Формат cdr каждой новой версии несовместим с более старыми версиями, что означает, например, файл, сохраненный в версии CorelDraw 9 может быть открыт в более новой версии программы (CorelDraw 10, 11, 12 и т.д.), но не может быть открыт в более старой версии программы (CorelDraw 8, 7, 6 и т.д.). Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков, но по ряду параметров плохо совместим с другими программами (например, различные эффекты CorelDraw и градиентная заливка могут не передаваться в другие форматы).

cmx
Corel Presentation Exchange - формат графических программ корпорации Corel, предназначенный для передачи рисунков между разными программами. Формат поддерживается, начиная с версии CorelDraw 6.

eps
Относительно универсальный векторный формат файлов, поддерживаемый большинством векторных редакторов - CorelDraw, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand и различными узкоспециализированными программами (для плоттерной резки, гравировки, выжигания на дереве и т.д.). Формат имеет много версий и, к сожалению, каждая программа поддерживает его только до опеределенной версии (например, CorelDraw поддерживает только версии до EPS 7). Формат обеспечивает очень высокое качество рисунков.

fla, fh
Исходные Flash-файлы, создаются в Adobe Flash (бывш. Macromedia Flash).

svg
Сокращение от англ. Scalable Vector Graphics. Является открытым стандартом, т.е. в отличие от большинства других форматов, SVG не является чьей-либо собственностью. Это основанный на XML язык разметки, предназначенный для описания двухмерной векторной графики. Формат поддерживается многими веб-браузерами и может быть использован при оформлении веб-страниц. К сожалению, формат не обеспечивается высокого качества в отношении сложных рисунков и имеет ограничения по сфере своего использования.

Основное отличие вектора от растра заключается в принципе хранения изображения.

Векторная графика сохраняется с помощью математических формул. Это дает вектору несколько неоспоримых преимуществ:

  • масштабирование, изменение размеров векторной картинки не влияет на ее качество, т.е. все линии остаются четкими и не появляется никаких «квадратиков», как в растровых изображениях;
  • при изменении размеров векторной картинки размер самого файла остается постоянным.

Рисовать векторную графику можно в разных редакторах:

  • Adobe Illustrator
  • CorelDRAW
  • PhotoShop
  • Macromedia Freehand

Одним из основных редакторов векторной графики является — освоить его не сложно, есть много хороших книг и уроков.

Форматы векторной графики бывают разные, большинство используется в специализированных программах.

Форматы векторной графики

  • AI (Adobe Illustrator) — векторный формат файлов программы Adobe Illustrator.
  • EPS (En-capsulated PostScript)
  • CDR (CorelDraw) — векторный формат файлов программы CorelDraw.
  • CMX (Corel Presentation Exchange)
  • EMF (Enhanced Metafile, расширенный метафайл Windows)
  • WMF (Windows Metafile)
  • SVG (Scalable Vector Graphics)

EPS

Отдельным пунктом выделяю формат EPS — он хорошо известен тем, кто продает свою векторную графику на микростоках.

EPS (En-capsulated PostScript) может хранить как растровую, так и векторную графику. EPS — это один из самых универсальных форматов векторной графики, он поддерживается большинством популярных редакторов векторной графики. И именно по-этому именно формат EPS 10 и EPS 8 принимаю на как основной формат векторной графики.

Но иногда EPS-файлы, записанные в разных программами могут открываться по-разному, или вообще не открываться. Происходит это по разным причинам:

  1. На сегодняшний день существует 3 версии языка PostScript, который используется в EPS.
  2. В файле, обычно хранится 2 изображения: основное и дополнительное (preview). Вот эта превьюшка используется не только для предварительного просмотра. Такие программы верстки, как QuarkXPress , Adobe PageMaker…. хранят preview в своих документах и используют для отображении на экране монитора в режиме стандартного качества, а также для печати на принтерах без поддержки языка PostScript; программы создания векторной графики, такие как CorelDraw и FreeHand, при импорте EPS файла работают исключительно с preview. Основная копия будет применятся для вывода на PostScript-принтер и для просмотра изображения на экране монитора в режиме максимального качества. Дополнительное preview изображение может быть создано в формате TIFF или WMF (только для РС) или вовсе опущено.

При выборе TIFF-формата, preview будет хранится как растровое изображение и тут необходимо найти оптимальный баланс между его разрешение (т.е. качеством) и размером файла. Если EPS-файл содержит preview в формате TIFF, то FreeHand и CorelDraw уже не смогут его отредактировать, редактировать можно будет только с помощью Adobe Illustrator.

Preview в WMF-формате — это векторное изображение, оно практически не отличается от основного. EPS-файл, содержащий preview в формате WMF может быть отредактирован в CorelDraw. Но такие файлы будут обладать меньшей совместимостью.

В любом случае отредактировать EPS-файл можно следующим способом: импортируйте изображение любой из вышеперечисленных программ и пошлите его на печать в PostScript-файл. Этот файл позже можно открыть в CorelDraw. Если файл преобразовать с помощью Acrobat Distiller в формат PDF, то он может быть открыт в Free-Hand.

CMX

Векторный формат графических программ компании Corel. Его главное предназначение — передача рисунков между разными программами (поддерживается с CorelDraw 6).

EMF и WMF

Довольно простые форматы векторной графики, позволяющие хранить основную информацию.

EMF

WMF

Более старый, чем EMF формат. Он широко применяется в офисном пакете MS Office.

SVG

Основан на XML разметке, используется для двухмерной векторной графики, как анимированной, так и неподвижной.

У вас остались вопросы или есть что добавить по теме статьи?

Для того, чтобы вести дискуссию о программах по работе с графикой сначала нужно разобраться в понятиях и различиях между двумя основными типами 2D графики: растровые и векторные изображения. Это очень важный урок, тем более, если вы намереваетесь работать с графикой.

Понятие растрового изображения

Растровые изображения это изображения, которые состоят из крошечных прямоугольных точек индивидуального цвета — пикселей, объединенных воедино. Каждый пиксель имеет свое особое расположение на картинке и свое индивидуальное значение цвета.

Каждое изображение имеет фиксированное количество пикселов. Их вы можете видеть на экране монитора, большинство из которых отображают примерно от 70 до 100 пикселей на 1 дюйм (фактическое количество зависит от вашего монитора и настройки самого экрана).

Чтобы проиллюстрировать это, давайте взглянем на типичный значок на рабочем столе — Мой компьютер, который, как правило, состоит из 32 пикселей по ширине и 32 пикселей по высоте. Другими словами, существует 32 точки цвета в каждом направлении, которые в сочетании формируют изображение такого значка.

Когда вы увеличите этот рисунок, как в примере, вы сможете четко видеть каждый отдельный квадрат определенного цвета. Обратите внимание на то, что белые участки на фоне тоже являются отдельными пикселями, хотя они и отображают один сплошной цвет.

Размер изображения и его разрешение

Растровые изображения зависят от разрешения. Разрешение изображения это число пикселей в изображении на единицу длины. Оно является мерой четкости деталей растрового изображения и обычно обозначается как dpi (точек на дюйм) или ppi (пикселей на дюйм). Эти термины в некотором смысле синонимы, только ppi относится к изображениям, а dpi - к устройствам вывода. Именно поэтому dpi вы можете встретить в описании мониторов, цифровых фотоаппаратов и т. д.

Чем больше разрешение, тем меньше размер пиксела и тем больше их приходится на 1 дюйм, и соответственно тем лучше качество картинки.

Разрешение подбирается для каждого изображения индивидуально и зависит от того, где Вы планируете его использовать:

  • если вы планируете использовать его для размещения в Интернете, то разрешение выбирается 72 ppi, поскольку основным критерием для Интернета является скорость загрузки изображений, а не их изумительное качество, именно поэтому выбираются соответствующие форматы сохранения файлов, где качество стоит далеко не на первом месте.
  • если вы захотите напечатать изображение, то разрешение должно быть гораздо больше чем 72 ppi. Так, для того чтобы распечатать изображение в хорошем качестве разрешение его должно быть в диапазоне 150-300 ppi. Это основное требование для фототипографий, печатающих журналы, каталоги и малоформатную продукцию (буклеты, флаеры, рекламные листовки).

Как говорилось выше, растровые изображения очень зависят от их разрешения. Именно поэтому при масштабировании, в силу своей пиксельной природы, такие изображения всегда теряют в качестве. Однако, если Вы все таки решились на увеличение размера изображения то лучше всего использовать метод интерполяции, с помощью которого можно добиться весьма неплохих результатов. О данном методе мы поговорим в следующем уроке.

Размер изображения в растровой графике — это физический размер файла, в котором хранится это изображение. Он пропорционален размеру изображения в пикселах.

Программа Photoshop показывает соотношение между размером изображения и его разрешением. Это можно просмотреть, открыв диалоговое окно «Размер изображения», находящееся в меню «Изображение». При внесении изменений в одну из данных величин все остальные автоматически будут приведены в соответствии с измененной.

Подводя итоги можно сказать, что основными характеристиками растровых изображений выступают:

  • размер изображения в пикселях
  • битовая глубина
  • цветовое пространство
  • разрешение изображения

Примером растрового изображения может служить любая фотография или картинка, созданная путем сканирования, фотографирования или рисования в растровом редакторе, а также созданная путем преобразования векторного изображения в растровое.

Форматы растровых изображений

К самым распространенным форматам растровых изображений относятся:

  • JPEG, JPG

Преобразование между форматами растровых изображений происходит очень легко, при этом используется команда «Сохранить как …», в меню которой после имени файла выбирается формат, в котором Вы хотите сохранить изображение.

Некоторые форматы, а именно GIF и PNG поддерживают прозрачность фона. При этом не стоит забывать о том, что прозрачный фон не будет таковым, если изображение формата GIF или PNG пересохранить в любой другой формат или же скопировать его и вставить в другое изображение.

Программы для работы с растровой графикой

Самые популярные программы для работы с растровой графикой:

  • Adobe Photoshop
  • Adobe Fireworks
  • Corel Photo-Paint
  • Corel Paint Shop Pro
  • Corel Painter
  • Paint

Как по мне, то редактор Adobe Photoshop – является самой лучшей из программ.

По сравнению от этого типа графики, векторная графика также имеет немало достоинств. Давайте их рассмотрим.

Что такое векторные изображения

Векторные это изображения , состоящие из множества отдельных, масштабируемых объектов (линий и кривых), которые определены с помощью математических уравнений.

Объекты могут состоять из линий, кривых и фигур. При этом изменение атрибутов векторного объекта не влияет на сам объект, т.е. Вы можете свободно менять любое количество атрибутов объекта, не разрушая при этом основной объект.

В векторной графике качество изображения не зависит от разрешения. Это все объясняется тем, что векторные объекты описываются математическими уравнениями, поэтому при масштабировании они пересчитываются и соответственно не теряют в качестве. Исходя из этого, Вы можете увеличивать или уменьшать размер до любой степени, и ваше изображение останется таким же четким и резким, это будет видно как на экране монитора, так и при печати. Таким образом, вектор – это лучший выбор для иллюстраций, выводимых на различные носители и размер которых приходится часто изменять, например логотипы.

Еще одно преимущество изображений является то, что они не ограничены прямоугольной формой, как растровые. Такие объекты могут быть размещены на других объектах (размещение на переднем или заднем плане выбирается лично Вами).

Для наглядности мной предоставлен рисунок, на котором нарисован круг в векторном и круг в растровом формате. Оба размещены на белых фонах. Но, когда вы размещаете растровый круг поверх другого такого же круга, то увидите, что этот круг имеет прямоугольную рамку, чего, как Вы видите на рисунке, нету в векторе.

На сегодняшний день векторные изображения становятся все более фотореалистичными, это происходит за счет постоянной разработки и внедрения в программы различных инструментов, например, таких как градиентная сетка.

Векторные изображения, как правило, создаются с помощью специальных программ. Вы не можете отсканировать изображение и сохранить его в виде векторного файла без использования преобразования путем трассировки изображения в программе Adobe Illustrator.

С другой стороны, векторное изображение может быть довольно легко преобразовано в растровое. Этот процесс называется растрированием. Также, при преобразовании Вы можете указать любое разрешение будущего растрового изображения.

Векторные форматы

К самым распространенным форматам вектора относятся:

  • AI (Adobe Illustrator);
  • CDR (CorelDRAW);
  • CMX (Corel валютный);
  • SVG (масштабируемая векторная графика);
  • CGM Computer Graphics Metafile;
  • DXF AutoCAD.

Самые популярные программы для работы с векторами: Adobe Illustrator, CorelDRAW и Inkscape.

Так чем же отличаются векторные и растровые изображения?

Подводя итоги статьи о растровых и векторных изображениях, можно с уверенностью сказать, что векторные изображения имеют очень много преимуществ над растровыми, а именно.

Прежде всего – EPS

Формат EPS (Encapsulated PostScript) является стандартом для векторного изображения, которое требуется поместить в программу макетирования страниц. Файл EPS представляет собой содержащий точное описание рисунка программный код PostScript, который будет использован при печати. Кроме того, в EPS включено изображение низкого разрешения для предварительного просмотра (preview, не путать с thumbnail – миниатюрой на иконке файла). Preview облегчает идентификацию изображений при верстке, позволяет визуально контролировать его положение, масштаб и поворот.

Как получить векторный файл в формате EPS?

Adobe Illustrator является единственным векторным редактором, для которого формат EPS – практически родной. До 8-ой версии Иллюстратора EPS был его внутренним форматом (доступным в меню Save as > Illustrator EPS), а формат Illustrator (*.ai) отличался от него в основном тем, что позволял сохранить некоторые дополнительные возможности редактирования, доступные в Иллюстраторе. Начиная с 9-ой версии, на смену внутреннему EPS пришел PDF, формат, также созданный и успешно продвигаемый фирмой Adobe, хотя вариант Save as EPS по прежнему доступен. Формат PDF внес много новых возможностей в создание рисунков (эффекты, основанные на прозрачности элементов (normal transparency) и различных способах наложения цветов (blending mode), аналогичных тем, что используются в Фотошопе), но при этом осложнил запись формата EPS, который не поддерживает прозрачность. Таким образом, при записи EPS прозрачные элементы преобразуются в растрированные объекты, а как именно это происходит – регулируется настройками диалогового окна Document Setup > Transparency. В 10-ой версии Illustrator появилось еще одно средство контроля за обработкой прозрачных объектов – это опциональный (не подключенный по умолчанию) плагин Flattening Preview. При установке программы он находится в папке Utilities (там же находится PDF-файл с его описанием), и чтобы его использовать, надо переложить или скопировать файл Flattening Preview.aip в папку Plug-ins. Данный plug-in дает возможность увидеть в окне предварительного просмотра, какие объекты и каким образом будут обработаны при сохранении EPS-версии изображения. Несмотря на довольно широкие возможности настройки, следует соблюдать осторожность при сохранении в формате EPS рисунков, содержащих прозрачные элементы. Если всевозможных прозрачностей использовано довольно много, возможно, лучшим выходом будет полное преобразование вашего рисунка в растровый формат TIFF. При правильном подходе такое преобразование гарантирует сохранение высокого качества рисунка.

В программе FreeHand сохранение рисунка в формате EPS производится через меню Export. Перед этой операцией необходимо решить, потребуется после этого какое-либо редактирование файла или нет. Дело в том, что FreeHand при экспорте в EPS предлагает опцию Include FreeHand Document. Если опция активирована, в EPS-файл записывается вторая версия рисунка в родном формате программы – и тогда FreeHand сможет открыть файл. Если опция отключена, EPS-файл будет содержать только код PostScript, и FreeHand сможет открыть только версию для предварительного просмотра, недоступную для каких-либо изменений. Имейте в виду, что специалисты допечатной подготовки однозначно предпочитают иметь дело с файлами EPS, а не с “гибридами” EPS+FreeHand, так как это позволяет избежать возможных ошибок вывода и сокращает время обработки файлов. После того как вопрос с упомянутой опцией решен, выберите вариант EPS для платформы Mac или Windows (Macintosh EPS/EPS with TIFF Preview) – и получите файл, помещаемый в верстку.

CorelDraw! также позволяет экспортировать рисунок в формат EPS. Сама процедура экспорта несложна, но мало кто возмется предсказать, как будет выглядеть кореловский EPS на цветоделенных пленках и, следовательно, на бумаге. В отличие от Иллюстратора CorelDraw! никак не регулирует растрирование “опасных” прозрачных элементов. Как правило, чем проще в исполнении был исходный рисунок, тем больше шансов, что все обойдется без проблем. Если же проблемы все-таки будут, то лучше, когда это выясняется на стадии фотовывода. В зависимости от сути ошибки и модели фотонаборного устройства, один RIP может выдать отчет об ошибке, другой просто безнадежно зависнет, а вот третий не выдаст никаких предупреждений и выведет то, что смог отрастрировать, – и тогда, если не желаете получить брак в тираже, очень внимательно просмотрите полученные пленки. Знайте, что среди специалистов по prepress бытует мнение: что в Кореле начато, должно быть в Кореле и закончено. Имеется в виду, что файл печати (*.ps) безопаснее записывать непосредственно из CorelDraw!, так как лучше него, видимо, никакая другая программа не знает, как обработать созданные им рисунки, причем не только эффекты, но даже обычный текст.

Дальше – помещаем его в программу макетирования. В этом и есть его прямое назначение. Но использование его этим не исчерпывается, хотя прочие варианты являются “побочным эффектом” универсальности данного формата. К примеру, полученный EPS можно поместить также в программу векторной графики. И даже в программу растровой графики. Рассмотрим варианты.

Помещаем EPS в верстку

Сначала пара замечаний о EPS в программе макетирования страниц. Все программы этого рода позволяют довольно произвольно трансформировать помещенные изображения, чем иногда пользуются неопытные пользователи. Важно понимать следующее: в программе макетирования трансформировать помещенный EPS-файл допустимо лишь в очень ограниченных пределах, и необходимо отдавать себе отчет в том, что именно при этом происходит, а лучше все трансформации проводить с оригинальным файлом в той программе, в которой он создан.

Единственное абсолютно “безопасное” действие – перемещение EPS по странице или в маске (box в QuarkXPress или frame в PageMaker). Поворот не очень желателен, но вполне допустим. Он может повлечь дополнительные усилия программы верстки по обработке изображения и даже перерисовке экрана, а также, в случае чрезвычайно сложного векторного оригинала, может вызвать ошибку фотовывода. Самая нежелательная трансформация – масштабирование. Дело в том, что масштабирование не только требует повышенных ресурсов процессора для пересчета изменений, но и вносит коррективы в такие критические параметры как толщина линий, размер градиента, величины треппинга, характер заливки типа “узор” (pattern) и другие. Например, в векторном оригинале присутствует рисунок, выполненный линией толщиной 0,1 pt, которая при уменьшении в программе верстки на 50% превратится в 0,05 pt и может просто не появится на цветоделенной пленке или на бумаге. Аналогично, треппинг, выполненный средствами векторного пакета, может либо стать слишком заметным (при масштабе более 100%), либо недостаточным (при масштабе менее 100%).

Подводим итог: перемещать – можно произвольно, поворачивать под любым углом – можно осмотрительно, масштабировать – нежелательно.

Векторный EPS в Фотошопе

В Фотошопе команда Place помещает выбранный файл в открытое изображение в виде объекта (preview в “конверте” – перечеркнутом прямоугольнике), который можно при необходимости трансформировать, а затем двойным щелчком мыши или клавишей Enter внедрить его на новый слой. EPS тут же растрируется с разрешением файла, в который он помещен. Такая процедура может быть полезна, когда вам требуется поместить в растровый эскиз некий векторный рисунок (например, логотип), который вы в то же время используете и в других эскизах и потому желаете сохранить вариант векторного качества.

Вместе с тем, векторный EPS можно просто открыть в Фотошопе. В появившемся диалоговом окне будет предложено выбрать размеры, разрешение и цветовую модель изображения, которое вы хотите получить. По умолчанию предлагается размер исходного векторного файла, а разрешение – 72 dpi или то, которое вы использовали последний раз в этом диалоговом окне. Результат можно перетащить методом drag-and-drop в другой растровый файл, причем если вам известно разрешение этого целевого файла, для растрирования EPS выберите такое же разрешение, чтобы избежать необходимости масштабирования полученного растрового слоя, поскольку каждая такая трансформация неизбежно приведет к большей или меньшей потере качества.

Командой Open с последующим растрированием можно получить растровую версию векторного оригинала с сохранением максимально возможного качества, и, учитывая, что Photoshop умеет выполнять растрирование куда лучше векторных программ, именно так следует преобразовывать сложные векторные файлы (например, файлы 9-го или 10-го Иллюстратора, содержащие эффекты прозрачности) в растровый формат.

Нужно или нет?.. Но возможно

Именно так – возможно поместить векторный EPS в документ редактора векторной графики. Причины? Ну, скажем…

…по какой-то причине вы выполняете цветоделение (запись PS-файла) непосредственно из векторного редактора. У вас имеется векторный EPS, созданный в другой программе (не обязательно в векторном редакторе); такой программы у вас нет, а при открытии в имеющемся у вас редакторе (то есть при преобразовании в собственный внутренний формат этого редактора) файл интерпретируется с ошибками (к сожалению, не все векторные программы одинаково точно распознают EPS-файл, созданный другой программой, но пакеты верстки делают это маскимально корректно при условии, что файл был создан грамотно). Способ помещения этого EPS с сохранением связи (link) с оригиналом может решить проблему. Возможно, описанная ситуация несколько надумана, но кто знает, быть может, ситуация, с которой вам однажды придется столкнутся, будет еще более неожиданной.

С чем нужно быть особенно осторожным, это не с помещением, а с внедрением EPS (без связи с оригиналом) в документ векторного редактора. Некоторые объекты могут быть интерпретированы с ошибкой, либо им будет назначен некоторый нежелательный аттрибут. Например, Illustrator 8-ой версии позволяет назначить любому векторному объекту параметр выходного разрешения, т. е. разрешения, в которым будет обрабатыватся данный объект при печати. Так вот, по неизвестной причине, объектам внедренного EPS, даже правильно созданного, Illustrator назначает 300 dpi, хотя по умолчанию для документа стоит 800 dpi. При выводе на пленку это может проявиться в грубом искажении плавных линий – они преобразуются в короткие прямые отрезки, достаточно заметные при внимательном рассмотрении – так называемый “эффект гайки”. Это “недоразумение” переросло в проблему в 9-ой и 10-ой версиях Иллюстратора, где сохранен только аттрибут разрешения для всего документа и изменение его на уровне отдельного объекта недоступно. Кстати, у векторных файлов кореловского происхождения, помещенных и даже скопированных в 8-ой Illustrator, выходное разрешение объектов всегда равно 300 dpi и требует исправления.

Другие способы получения EPS-файла

В EPS-файл можно преобразовать страницу программы верстки. В Кварке для этого служит команда Save page as EPS. В ПейджМейкере того же результата можно добиться с помощью команды Print, где в настройках печати надо указать Print to file > EPS. Полученный EPS можно, в принципе, открывать и изменять в векторном редакторе, хотя при этом могут возникнуть некоторые сложности с точностью интерпретации некоторых объектов, с преобразованием кодировки шрифтов и другие, более специфические проблемы. Меньше проблем возникает, если полученный EPS использовать для верстки в той же программе макетирования, из которой он получен. Зачем? Согласитесь, что, например, при монтаже отдельных страниц многостраничной работы на печатный лист, легче оперировать EPS-файлами, чем сложными группами объектов разного формата и происхождения. Еще более правильные способы верстки описаны в статье о программах макетирования.

Другие векторные форматы

Прежде всего, это родные (native) форматы известных векторных редакторов – Illustrator, FreeHand, CorelDraw!. Как правило, они плохо совместимы между собой, так как поддерживают очень различные, специфические для каждого из них способы описания объектов, эффектов и возможности редактирования. Тем не менее, иногда в одном редакторе можно открыть файл, созданный другим (для этого фирмы-производители предусматривают соответствующие фильтры импорта), однако это чревато потерей некоторых присущих оригинальной программе особенностей и наверняка потребует доработки для возвращения утерянных или искаженных деталей рисунка. Если вы собираетесь предоставить кому-либо возможность открыть ваш рисунок в другой векторной программе, сохраните его копию в более ранней версии редактора, чем тот, которым вы пользуетесь. Это увеличит вероятность его верной интерпретации фильтром импорта.

Не стоит экспериментировать с помещением в верстку векторных рисунков в родном формате вашего редактора, – даже если такая совместимость (в виде фильтра импорта) предусмотрена, она не гарантирует безошибочной обработки этого файла при печати и допустима разве что на стадии предварительных набросков верстки.

Растр в векторе. Проблемы сосуществования

Векторные программы допускают включение в свои документы растровых изображений (которые от этого не становятся векторными! – прим. специально для “чайников”), но использовать эту возможность следует осмотрительно. Первая проблема, которую вы заметите – значительное увеличение размера файла векторного документа и, следовательно, файла печати; обычно замедляется и перерисовка экрана. Вторая, менее очевидная проблема связана с тем, как обрабатывается встроенное растровое изображение – главным образом, в отношении цвета. Если в векторном редакторе использованы цветовые настройки (читай, профили), отличные от настроек, использованых при создании растрового файла, результат цветовых преобразований может оказаться мало предсказуем. Это не относится к линкованному (помещенному со связью) растровому EPS – его параметры неприкосновенны. Поэтому, если помещения растрового объекта в векторный рисунок не избежать, поместите линкованный EPS. Но знайте, что самый правильный способ совместить оба формата – единственный стопроцентно правильный и не вызывающий нареканий со стороны профессионалов препресса – выполнить это в программе верстки.

Лучшие статьи по теме