Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Пример статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения

ПРОГРАММНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчётная единица.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона), физические единицы (станки, машины), юридические лица (предприятия, коммерческие банки). Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Единицу наблюдения следует отличать от отчётной единицы. Отчётной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Единица наблюдения и отчётная единица могут совпадать. Например, если надо определить объём освоенных за год капитальных вложений, то предприятие – застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представить задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:



Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, а также лёгкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении объектов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок вопросов поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме.

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой единицы программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, её подчинённость. Различают 2 системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную . Индивидуальный предусматривает запись на нём ответов на вопросы только об одной единице наблюдения, списочный – о нескольких. Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнение форм отчётности, переписного листа, анкеты. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой исследуемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире а программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако у нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу на. ГТО узко, ведь в исследования могут не попасть важным вопросомитання.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в исполнении которой участвуют десятки и даже со. Офни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятны всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр . Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют разные названия: форма первичного учета аб потому отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист. Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, включающая перечень вопросов программы, сведена графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например,"Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также указывается, кем и когда утвержден формуляр или статистического наблюденияпостереження.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо посылать полученную информацию. Правильность д данных обследования утверждается подписями ответственных осиіб.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

карточный (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные лишь об одну единицу наблюдения. Общее количество карт должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности ості.

. Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольких единицах наблюдения. Например, при переписи населения 1970 г списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения в 1989 г-по двухвох.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние экономичнее и удобнее для машинной обработки ки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и учреждений, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюденияня.

списки формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г. Конструкция статистических формуляров зумовлюеть ься значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными н осиямы информации при вводе их в. ЭВМ. Именно в таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк даны х (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистиктики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядка

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений значительной мере предопределяется качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют. Статистической инструкцией, или. К повествовательной инструкции).

. Инструкция - это документ, который объясняет вопросы программы статистического наблюдения, его цели, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы (Инструкция является одним из важнейших в. Документом наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент спос тереження и т и ін.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ на него. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или зап дополняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г ставился вопрос" национальность"Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось:"Записывается н ациональнисть, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Лишь в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национ. Альнисть детей, следует предпочесть национальности матери"Такое уточнение порядка записей на вопросы переписи дает пригоден для обработки первичной материиля обробки первинний матеріал.

Отсутствие в инструкции толкований определенного вопроса приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопросы по-своему, вследствие чего собранные материалы совершенно обесценятся

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АС. СДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возмож ти усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев в правленияня.

Приведем пример разработки программы и проведение статистического наблюдения

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена??задача изучить общее производство продукции этими пред. ЛИЦА и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию является данные годовых отчетов и качественной оценки земллі.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, которыми определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую б) обся яг продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в целом-по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продук кции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдения жуваних предприятиях, стоимость продукции принимают не в фактических, а в сопоставимых ценаінах.

2. Выясняют основные факторы, определяющие объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства произ водства, удобрения и кормми.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га, 2) площадь пахотных земель, га, 3) среднегодовая численность работников предприятий ва, чел; 4) денежные затраты на удобрения, 4) денежные затраты на использованные корма, 6) балл оценки качества землі.

3. Решают вопрос о порядке записи в программе наблюдения выбранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наведения в формах уво итности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программами.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в то ом числе продукция растениеводства, грн (); 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел (); 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. грн (); 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн (); 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (); 7) в том числе пашни, га (); 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн земли, бале оцінка якості землі, балів.

4 разрабатывает формуляр статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого подп предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис 1. 1).

. Рис 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в формуляр занесено значение признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в р строка 9 - балл оценки качества земл.

5 осуществляет статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия"Свиточ"

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее)

В современном обществе управление экономикой было бы невозможным без такой важной науки, как статистика. Эта дисциплина на протяжении многих столетий играла роль необходимого и эффективного инструмента в любом государстве. Причем не имели значения уровень и стадия экономического развития страны.

Те данные, которые собираются статистикой, и по сей день широко используются органами государственного управления, так как указывают на количественную сторону массовых явлений, которые существуют в обществе.

Определение термина

Слово «статистика» многозначно и многолико. На сегодняшний день имеется около тысячи различных разъяснений этого термина. Дать определение такой науке, как статистика, пытались не только философы, но и экономисты, математики, государственные деятели и социологи.

Само слово, обозначающее эту дисциплину, произошло от латинского «статус». В переводе оно означает «определенное положение вещей». Однако сегодня термин «статистика» может употребляться в самых разных значениях. Это:

Практическая деятельность, проводимая по сбору, дальнейшей обработке и анализу тех данных, которые характеризуют культуру и экономику, население и образование, а также многие другие явления общественной жизни;

Учебная дисциплина, включенная в планы по подготовке менеджеров, коммерсантов и экономистов высшего звена;

Наука, изучающая количественные стороны различных сфер жизни государства.

История появления дисциплины и ее развитие

Зарождение статистики произошло в глубокой древности. Уже тогда люди нуждались в подсчетах населения, имущества, земельных угодий, скота и т. д.

Самые ранние сведения о подобных работах относятся к 5 веку до н. э. Проводились они в Китае. Учет свободных граждан по возрасту и полу осуществлялся в Древнем Риме. В античном мире в специальные списки включались все родившиеся младенцы. Велся отдельный учет юношей военнообязанного возраста. Составлялись земельные списки, включающиеся в себя данные о строениях и рабах, инвентаре и доходах.

В 1061 г. первая всеобщая перепись населения была проведена в Англии. Для сбора данных обследовали двести сорок тысяч дворов. Есть сведения о проведении переписи в 13 в. монгольскими ханами. Данные им нужны были для взимания подати с захваченных русских территорий.

В последующих столетиях статистика продолжала свое развитие и в 17 в. нашла свое выражение в научной дисциплине. Ее основой стали две школы. Первая из них - английская, применяющая политическую арифметику. Вторая школа - немецкая, которая больше занималась описанием явлений. В начале 19 в. наука приобрела свое третье направление - статистико-математическое, которое было предложено бельгийским исследователем Адольфом Кетле.

В начале 20 в. эта дисциплина стала использовать теорию вероятностей. Ее методы позволяли проводить социологические исследования покупательского спроса и качества продукции, а также уровня жизни граждан.

Активные статистические наблюдения проводились в годы Советской власти. Они позволяли увидеть всю картину зарождающего народного хозяйства страны. Не прекращалась работа статистики и в годы войны с фашистской Германией. В этот период для страны возникла необходимость в подсчете материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, особую важность приобретали сведения о перемещении производственных сил в восточные районы.

Активная работа статистики проводилась в послевоенное время, продолжается она и сегодня. Без этой науки станет невозможным дальнейшее развитие народного хозяйства государства и всех его социальных сфер.

Организация системы получения данных

Составляющими звеньями статистики являются:

Учреждения государственной и муниципальной статистики;

Неофициальная и частная статистика;

Ведомственная отчетность.

Организация статистического наблюдения начинается с управлений и районных отделов. Их работу контролируют статкомитеты субъектов федерации. Они, в свою очередь, находятся в подчинении Госкомстата России.

Ведомственная отчетность составляется предприятиями и организациями определенной сферы деятельности. Например, статистика банков, таможен и т. д.

Продукт исследований

Федеральное статистическое наблюдение включает в себя:

Показатели макроэкономического уровня;

Отраслевые данные;

Статистику уровня жизни и социальной сферы;

Международные и межрегиональные сравнения.

Обследованию могут подлежать и отдельные единицы совокупности. В таком случае статистическое наблюдение будет несплошным. В свою очередь, оно подразделяется на следующие подвиды:

Выборку, представляющую собой отбор части изучаемой совокупности (примером может служить опрос мнения общественности);

Основной массив, когда обследуется та часть единиц совокупности, чей вклад в изучаемое событие является наибольшим (пример - исследование особенностей урбанизации в городах-миллионниках);

Монографическое обследование, когда подробно наблюдается только одна единица совокупности (например, семья во время предварительного бюджетного изучения).

Какой вид наблюдения является более предпочтительным? Как сплошное, так и несплошное обследование имеет свои преимущества и недостатки. Их и следует учесть при выборе статистической методики.

Так, сплошное наблюдение:

Благодаря охвату всех единиц совокупности предоставляет наиболее точные данные;

Занимает значительный промежуток времени и требует большего финансирования;

Не всегда способно охватить все элементы той или иной совокупности;

Характерно длительностью обработки полученных результатов, что может повлиять на актуальность выводов.

Что касается несплошного наблюдения, то оно:

Опасно тем, что изучаемая часть неточно представит всю совокупность;

Способно упустить те или иные существенные признаки, что повлечет за собой ошибки статистического наблюдения.

Контроль полученной информации

Порой в исследуемых данных имеются некоторые расхождения между действительным и расчетным значением изучаемых величин. Это могут быть ошибки:

  1. Регистрации. Это неточности сведений о наблюдаемом объекте (в большинстве случаев они погашаются). Например, описка при составлении документов в ЗАГСе.
  2. Репрезентативности. Эти ошибки происходят в том случае, когда во время сплошного обследования была взята часть, плохо представляющая целое.
  3. Случайные. Это ошибки, произошедшие под влиянием усталости, невнимательности и иных факторов. Например, неверная запись учетчика.
  4. Систематические. Подобные ошибки ведут к занижению или завышению исследуемых показателей. Например, округление величины, оканчивающейся на 0 или 5.

Для контроля над ошибками в статистике применяется два метода. Первый из них - логический. Он предусматривает применение цепочки качественных взаимосвязей. Например, у ребенка 8 лет не может быть своих детей.

Применяется в статистике и арифметический контроль показателей. Он использует количественную зависимость между значениями. Например: графа 4 = графа 3 - графа 1 + графа 2.

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а, следовательно, и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения - это совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации - наличное (фактически находящееся в данной местности в момент переписи) или постоянное (живущее в данной местности постоянно). При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены к промышленным.

В ряде случаев пользуются тем или иным цензом.

Ценз - это ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Так, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что - к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи - только действующее или находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения - это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. К бланку прилагается инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопросов.

Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы следующие:

    Программа должна содержать только те вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Т.е. вопросов должно быть минимальное, но необходимое количество.

    В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы.

    чтобы обеспечить единообразное толкование некоторые вопросы следует пояснять, давать подсказки в скобках или в виде вариантов ответов;

    Не следует включать в программу вопросы, вызывающие подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

    Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответы на одни вопросы позволяли контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения связаны с определением субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определить субъект наблюдения - значит установить, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики и их кадровые работники, в некоторых случаях для статистического наблюдения привлекаются и другие специалисты.

При установлении времени наблюдения определяют либо период (сутки, декада, месяц, квартал, год), в течение которого будет проводиться наблюдение (срок наблюдения), либо время, к которому относятся регистрируемые сведения (объективное время наблюдения). Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения. Устанавливая критический момент, можно с фотографической точностью отразить истинное состояние явления в данный момент.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой изучаемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако в нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу слишком узко, ведь в исследования могут не попасть важные вопросы.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в выполнении которой участвуют десятки и даже сотни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятными для всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр. Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют различные названия: форма первичного учета или отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, которая включает перечень вопросов программы, возведенная графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например, "Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также отмечается, кем и когда утвержден формуляр или статистическое наблюдение.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо отправлять полученную информацию. Правильность данных обследования утверждается подписями ответственных лиц.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

Карточным (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные только об одном единицу наблюдения. Общее количество карточек должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности.

Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольким единицам наблюдения. Например, при переписи населения 1970 списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения В 1989 г.- по двое.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние более экономичные и удобные для машинной обработки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и организаций, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюдения.

Списке формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г.. Конструкция статистических формуляров обусловлено в значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными носителями информации при введении их в ЭВМ. Именно при таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк данных (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядке.

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений в значительной степени обусловлено качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют Статистической инструкции или докладной инструкции).

Инструкция - это документ, который объясняет вопрос программы статистического наблюдения, его цель, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы. (Инструкция является одним из важнейших документов наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент наблюдения и т. Д.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или заполняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г.. Ставился вопрос "национальность". Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось: "Записывается национальность, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Только в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национальность детей, следует отдать предпочтение национальности матери ". Такое уточнение порядка записей на вопрос переписи дает пригоден для обработки первичный материал.

Отсутствие в инструкции толкований определенному вопросу приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопрос по-своему, в результате чего собранные материалы совсем обесценятся.

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа.

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере.

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АСДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возможности усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев управления.

Приведем пример разработки программы и проведения статистического наблюдения.

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена задача изучить общее производство продукции этими предприятиями и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию данные годовых отчетов и качественной оценки земли.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных.

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам.

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, по которым определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую; б) объем продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в цилому- по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продукции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдаемым предприятиях, стоимость продукции берут не в фактических, а в сопоставимых ценах.

2. Выясняют основные факторы, которые определяют объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства производства, удобрения и корма.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га; 2) площадь пахотных земель, га; 3) среднегодовая численность работников предприятия, чел.; 4) денежные затраты на удобрения; 4) денежные расходы на использованные корма; 6) балл оценки качества земли.

3. Решается вопрос о порядке записи в программе наблюдения избранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наводнения в формах отчетности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программы.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в том числе продукция растениеводства, грн. (...) 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел. (...) 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. (...) 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн. (...) 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (...) 7) в том числе пашни, га (...) 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн. (...) 9) оценка качества земли, баллов.

4. Разрабатывают форму статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис. 1).

Рис. 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в форму занесены значения признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в строку 9 - балл оценки качества земли.

5. Осуществляют статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия "Светоч".

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее).

Лучшие статьи по теме