Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Положение пальцев на клавиатуре при печатании. Легкий способ научиться слепому десятипальцевому набору


Многие современные пользователи персонального компьютера или ноутбука, которые постоянно сталкиваются с печатанием текста, наверняка удивятся тому факту, что слепой метод набора существует 125 лет! Широко растиражированный в американских фильмах десятипальцевый метод набора является отличным решением для повышения эффективности и пригодится сегодня каждому. В большой степени именно этим объясняется наличие многих материалов, обучающих слепой печати, в интернете, онлайн-уроков и клавиатурных тренажеров для увеличения скорости печатания.

Что это такое?

Слепой метод печати (машинопись, американский слепой десятипальцевый метод набора, в английском языке также встречаются варианты сенсорный ввод и метод сенсорного набора) – клавиатурный ввод текста, при котором человек не смотрит на клавиши. А печать 10 пальцами осуществляется через развитие мышечной памяти путем постоянной практики.

История метода

Слепой метод набора стал известен благодаря Ф. Э. Макгуррину, который работал в суде г. Солт-Лейк-Сити стенографистом. Этот человек, практиковавший им же разработанный метод быстрой десятипальцевой печати, 25 июля 1888 г. выиграл соревнование на скорость набора текста у оппонента, который использовал зрячий восьмипальцевый метод. Это событие было широко описано в периодической прессе, в результате чего сильно возросла популярность печатных машинок. Прославился и сам метод печати (Википедия).

Расположение клавиш на современных клавиатурах в основном стандартизовано, но некоторые производители порой прибегают к нестандартному виду, что затрудняет привыкание и набор при смене рабочей станции. Изначально символы на клавишах, в первую очередь буквы, не имели привычного для нас расположения QWERTY, а были сделаны в два ряда в алфавитном порядке. Это порождало проблему со сцеплением рычагов друг с другом и привело к изобретению Кристофером Шоулзом в 1868 г. раскладки QWERTY. Особенностью такой клавиатуры было то, что клавиши с наиболее часто встречаемыми в английском языке буквосочетаниями были размещены максимально далеко друг от друга, что позволяло избежать переплетения рычагов и сделать процесс печатания более комфортным. Именно на машинке с таким расположением и победил в соревновании Ф. Макгуррин, что прославило QWERTY. Сегодня специалисты критикуют такую раскладку за неудобность, предлагая альтернативные (Дворак, Коулмак), но по популярности они значительно уступают традиционной.

Российская ЙЦУКЕН не имела схожих с алфавитными и QWERTY-клавиатурами проблем, она изначально была максимально удобной для печати, так как самые часто употребляемые буквы находились в центре, к ним легко было дотянуться указательным пальцем.

Преимущества слепого десятипальцевого метода печати

Компьютерные технологии настолько прочно вошли в обиход, что мы не можем представить без них свою жизнь. Когда нужно подготовить реферат по университетскому курсу, когда нужно найти интересующую информацию в Интернете мы в первую очередь обращаемся к устройствам ввода (клавиатура и мышь). От скорости набора во многом зависит трудоемкость выполняемого задания и затрачиваемое время. Исходя с этого первый плюс слепого набора в том, что сосредотачиваясь на тексте, а не на клавишах, значительно повышается концентрированность, внимательность, удается избежать рассеянности. Также, таким образом, легче работать в плохо освещенном помещении.

Во-вторых, при десятипальцевом наборе, не глядя на клавиатуру, значительно возрастает скорость печатания. Для каждого она уникальна, но бесспорно выше, чем у человека, который ее не использует. Для русской раскладки рекорд по количеству введенных правильных символов при слепой печати (официально внесенный в Книгу рекордов Гинесса) установлен М. Шестовым и составляет 720 символов в минуту. Очевидно, что применяя скоропечатание, работа по набору текста станет более легкой, так как вам удастся в некоторой мере автоматизировать процесс. Это очень важно, если каждый день вы сталкиваетесь с необходимостью набирать большие тексты, ведь теперь это будет менее энергозатратно, а эффективность возрастет.

В-третьих, при правильном быстром наборе, как это ни странно, значительно сокращается количество допускаемых ошибок и опечаток.

В-четвертых, важным преимуществом, на котором порой акцентируют внимание авторы разнообразных тренажеров, является физическое удобство. Отсутствие необходимости переводить взгляд с клавиатуры на дисплей и назад способствует сбережению зрения, сохранению мышечного тонуса шеи, здоровой осанке. Использование десятипальцевого метода задействует в процессе работы все пальцы рук, что также позволяет уберечься от профессиональных болезней.

Методика обучения слепому методу печати

Преимущества слепого десятипальцевого метода печати неоспоримы. Большая скорость набора для всех людей, работающих с компьютером, прямо пропорционально связана с эффективностью и количеством затрачиваемого на выполнение работы времени.

Интересным есть тот факт, что в США слепой печатью владеет 95 % людей, ведь обучать этому начинают еще в начальной школе. Помочь развивать этот навык призваны также многочисленные программы: от детских флеш-игр до платных многофункциональных клавиатурных тренажеров для взрослых. В Западной Европе обучение десятипальцевому методу набора текста также входит в образовательную программу. А вот у нас этим полезным навыком похвастаться может далеко не каждый, несмотря на то, что, как утверждают специалисты в области обучения машинописи, научится печатать быстро, может каждый.

1. «Домашние» клавиши

Десятипальцевый набор основывается на том, что за каждым пальцем закреплены «свои» клавиши, которые должны нажиматься именно им. По сути, процесс развития навыка сводится к постоянной тренировке «мышечной» памяти. Для того чтобы научиться быстро печатать вслепую, первым делом нужно запомнить как должны располагаться пальцы на клавиатуре – так называемые «домашние» клавиши.

Исходное положение левой руки (стандартная русская раскладка клавиатуры): мизинец на клавише «Ф», безымянный на «Ы», средний на «В», указательный на «А». Стартовая позиция для правой руки: мизинец на «Ж», безымянный на «Д», средний на «Л», указательный на «О». Большие пальцы обеих рук располагаются на пробеле. Для большего удобства практически все производители компьютерной техники делают специальные выступы на клавишах «А» и «О», так что даже не глядя на клавиатуру, вы сможете легко найти «домашнюю» строку и всегда вернуть пальцы в исходное положение.

2. За каждым пальцем закреплены свои клавиши

Помимо «домашних» клавиш каждому пальцу отводятся, как правило, кнопки над и под исходной. Первое время научить себя печатать именно так очень трудно в силу неестественности положения при отдельных нажатиях, но позже с практикой придет и удобство.

Пример 1. Классическая схема соответствия клавиш пальцам

Пример 2. Модифицированная схема соответствия клавиш пальцам

Во втором варианте по данным Андрея Михайлова (Хабрахабр) не нужно подсовывать левый мизинец под безымянный.

3. Постоянная практика

Практика приводит к совершенству. Попробуйте закрыть глаза и, расположив пальцы на домашней строке, напечатать свое имя и фамилию на чистом листе. Продолжайте практиковаться до тех пор, пока это не будет удаваться вам без ошибок. Потом перейдите к простым предложениям, например «Мама мыла раму» или «У меня есть яблоко». Старайтесь не смотреть при этом на клавиатуру. Будьте настойчивы – получится не сразу. Если занятие начинает раздражать, сделайте перерыв и продолжите позже.

4. Специальные программы-тренажеры

Для дальнейшего развития навыка можно воспользоваться множеством как платных, так и бесплатных программ, которые помогут выучить расположение клавиш и быстро набирать текст, выработать пальцевую моторику. Детально о плюсах и минусах клавиатурных тренажеров можно .

  • Не спешите на ранних этапах обучения. Высокая скорость набора придет позже в результате практики. Сначала важно запомнить расположение клавиш и научиться печатать без ошибок, остальное – дело техники.
  • Нажимайте на соответствующие клавиши только соответствующими пальцами. Это может быть не совсем удобно в начале, но когда выработается привычка, будет гораздо легче. Хотя если вам удобнее «изменить назначение» отдельных пальцев, можно попробовать воспользоваться своей методикой.
  • Учитесь не смотреть на клавиатуру. Точнее отучивайтесь от этого, если необходимо – используйте подручные средства чтобы скрыть ее.
  • Держите пальцы близко к базовой позиции. В движениях пальцев и кистей рук не должно быть хаотичности, только естественность.
  • Отмечайте свой прогресс. Большинство программ автоматически считают количество символов в минуту и ошибок. Когда вы в достаточной мере научитесь слепой печати, сыграйте с собой в игру – завяжите глаза и напишите произвольный текст, а потом проверьте.
  • При вводе держите спину ровно, а голову прямо перед экраном.
  • Если вы используете стационарный компьютер, то будет удобнее, если вы будете держать клавиатуру чуть правее монитора, как показано на картинке ниже для правого компьютера (инф. Хабрахабр):

Перед началом обучения выполним следующее упражнение.

Таким образом, можно сказать следующее: возможность безошибочного набора текста, не глядя на клавиатуру, основана на строгом распределении клавиш между всеми пальцами работающего. Т.е., каждому пальцу соответствуют строго определенные буквы. В свою очередь, клавиатура компьютера скомпонована так, что в центральной части (как наиболее удобной) располагаются наиболее употребляемые символы, которые обслуживаются наиболее развитыми пальцами (указательными и средними).

Рис 1. Каждому пальцу соответствуют строго определенные буквы

Для облегчения "попадания" рук на основную позицию на клавишах А и О существуют небольшие выступы. Таким образом, располагая указательные пальцы рук на этих клавишах, - остальные пальцы автоматически занимают исходную позицию.

Как уже говорилось ранее, основной ряд клавиатуры - второй снизу. Основная позиция для пальцев следующая:

Левая рука:

Мизинец - Ф ; безымянный - Ы ; средний - В ; указательный - А .

Правая рука:

Мизинец - Ж ; безымянный - Д ; средний - Л ; указательный - О .

Большие пальцы обеих рук располагаются над клавишей пробела.

Пятьдесят процентов успеха зависит именно от правильной постановке рук, от того, насколько точно, быстро вы научитесь ставить пальцы на исходную позицию, от умения, не глядя на клавиатуру, находить основную позицию, чувствовать ее, ощущать. Вот тут вам пупырышки и помогут.

Рис 2. Основной ряд клавиатуры

Перед началом обучения выполните следующее упражнение:

Поставьте кисти рук на основную позицию (можно смотреть на клавиатуру компьютера). Пальцы должны чуть касаться клавиш. Кисти рук образуют прямую линию с предплечьями. Ни в коем случае нельзя класть руки на стол. Они должны висеть над клавиатурой, т.к. в процессе работы руки будут перемещаться. Пальцы, по-возможности, должны располагаться перпендикулярно поверхности клавиш. Форма кисти - округлая (держите большое яблоко).

Рис 3. Правильное расположение пальцев относительно клавиатуры

Теперь, когда Вы выполнили все вышеизложенные условия, - закройте глаза. Посидите несколько секунд, ощутите клавиатуру. Затем уберите руки и, не открывая глаз, постарайтесь поставить руки в исходную позицию. Если не получилось с первого раза - не расстраивайтесь - редко, у кого сразу получается. Такое вот незамысловатое упражнение настоятельно рекомендую проделывать несколько раз перед началом каждого занятия, пока не научитесь попадать на основную позицию с первого раза.

Правильный удар

В процессе письма на клавиатуре производятся удары кистью по клавишам. Нельзя нажимать на клавиши пальцами. Поднимите правую кисть над клавиатурой. Поперемещайте ее в вертикальном положении. Вертикально перемещается не вся рука, а только кисть руки, сгибаясь в запястье. Именно такие движения должна делать ваша рука. Поставьте правую руку на основную позицию ОЛДЖ . Чуть-чуть поднимите кисть вверх. Выдвиньте вниз средний палец (буква Л ). Ударьте кистью (выдвинутым пальцем) по букве Л . Удар должен быть коротким и отрывистым. Как будто клавиши - горячие. Резко ударили, и палец отскочил от клавиши. После этого другие пальцы мягко опустились на основную позицию ОЛДЖ . Пальцы кисти находятся "в кучке", практически соприкасаются друг с другом, ощущают клавиши, но не нажимают их. Просто легкое касание. Отработайте правильный удар по клавишам разными пальцами.

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

Как быстро научиться печатать в слепую всеми 10 пальцами? Обзор программ и он-лайн клавиатурных тренажёров для обучения слепому и быстрому десятипальцевому методу печати (набору текста).

Для этой цели есть даже специализированные курсы, а на западе это является одним из предметов в общеобразовательных школах.

Основные преимущества слепого метода набора текста:

1. При печати всеми пальцами уменьшается количество ошибок.

2. Заняты все пальцы, причем каждому из них соответствует определенное количество букв.

3. Работа становится совершенно механической - нужная буква безошибочно ударяется тем пальцем, которым заучено ее ударять.

4. Овладев слепым десятипальцевым методом и применяя его на практике, люди сберегут свое здоровье. Им не придется десятки раз переводить свой взгляд с клавиатуры на монитор и обратно, глаза не будут уставать, зрение не будет портиться. Обучившиеся станут меньше уставать во время рабочего дня, вследствие этого они станут выполнять больший объем работы.

5. Работая по слепому десятипальцевому методу, каждый может достичь скорости набора 300-500 знаков в минуту. Если брать во внимание рабочий коллектив, где все люди в нем овладели слепым десятипальцевым методом, то они работают на 10% - 15% эффективнее. Все письма, тексты, балансы, отчеты, записки, документы оформляются быстрее, качественнее и аккуратнее.

6. При наборе вслепую внимание фокусируется не на факте наборе текста, а только на том, чтобы изложить свои мысли (предложения, заключения, рекомендации, выводы) наилучшим образом.

Как же научиться?

Средств много, и уже упомянутые курсы слепой печати, и он-лайн занятия, и специальные программы. На курсах мы останавливаться не будем, а вот программы и он-лайн тренажеры мы рассмотрим.

Программы

В целом большинство таких программ основано на схожей методике. Сначала «студент» изучает средний ряд клавиатуры – это ФЫВАПРОЛДЖЭ, пытаясь приучиться набирать определенные буквы соответствующими пальцами. Здесь, как показывает практика, самое сложное «расшевелить» безымянный палец и, особенно, мизинец. После освоения среднего ряда добавляются верхний и нижний ряды. Обучение может сопровождаться раздражением оттого, что пальцы жмут не на те клавиши, что много ошибок и т.д. – это не избежать. Но и сильно расстраиваться не нужно – это достаточно серьезный навык, и чтобы его приобрести, нужно потрудиться, легкой «победы» не ждите.

СОЛО на клавиатуре

Самая известна в Рунете программа для овладения слепого десятипальцевого метода печати – это СОЛО на клавиатуре. На этом клавиатурном тренажере я остановлюсь поподробнее, поскольку это не просто программа, а расширенный обучающий курс. Кроме простого набора определенных букв в СОЛО на клавиатуре содержатся подробные инструкции, советы и много других материалов помогающих справиться с раздражением от ошибок, и помогающих не остановиться на полпути.

Весь курс состоит из 100 упражнений. Пройдя все 100, вы гарантированно будете набирать текст всеми 10 пальцами, не смотря на клавиатуру – проверено. Каждое упражнение содержит до 6-7 заданий. Кроме того, после многих упражнений вам нужно будет пройти повторно одно из предыдущих. В начале каждого упражнения содержатся анекдоты от создателей программы, которые обязательно поднимут вам настроение и помогут немного отдохнуть. Также приведены многочисленные письма от людей, уже прошедших СОЛО, в которых они описывают проблемы, с которыми они столкнулись, и что было самое сложное для них. В них вы найдете и что-то свое, и это поможет вам преодолеть сложности. После выполнения задания вам выставляется оценка по 5-бальной шкале.

Stamina (Рекомендуем)

Это бесплатный клавиатурный тренажер с простым, но «веселым» интерфейсом. Автор этой программы не лишен чувства юмора и не стеснялся выражать его в интерфейсе программы. Обучение основывается на пошаговом выполнении заданий с нарастающей сложностью. Например, в первом задании нужно будет набирать буквы А и О в разных комбинациях, затем добавляются В и Л и т.д. Задания выполняются под приятную музыку. Также разные события в программе сопровождаются прикольными звуками, например, при закрытии программы звучит фраза Арнольда Шварценеггера «I`ll be back». В программе также есть занимательная игрушка, которая, правда, к обучению не относится, но поиграть можно.

Rapid Typing

Бесплатное приложение от западных разработчиков, которое поддерживает обучение на русской и английской раскладке. Обладает привлекательным, дружественным интерфейсом. Ведется статистика занятий, которая помогает сориентироваться в процессе обучения. Внизу, как обычно, показана схема клавиатуры.

VerseQ

Не совсем стандартный клавиатурный тренажер. Авторы программы говорят о чрезвычайной эффективности их метода овладения слепым методом печати. На их сайте утверждается, что уже после 5-15 часов занятий вы сможете печатать в слепую на скорости 200-350 знаков в минуту. Методика действительно отличается от стандартной. Здесь вам сразу же предлагается набирать текст, состоящий из букв во всех рядах клавиатуры. При этом предлагаемые строки для набора генерируются специальным алгоритмом, который формирует фонетические связанные последовательности символов.

Однако, думается, что такой подход будет очень сложным для новичков. Объяснения по поводу того, как нужно держать руки, какими пальцами что жать и т.д. находятся в справке программы, и описаны довольно доступно, но перейти от двупальцевого «тыканья» в клавиатуру на печать всеми 10 пальцами не просто. При этом, изучать какой палец за что отвечает, смотря лишь на модель клавиатуры очень сложно. Думаю, есть большая вероятность того, что ученик просто забросит это дело до лучших времен.

Школа быстрой печати

Данный клавиатурный тренажер разработан для тех кто хочет научиться слепой десятипальцевой печати на клавиатуре. В тренажер есть различные интересные разделы:
1. пошаговое изучение клавиатуры "мышечная память";
2. игра "падающие буквы" помогает отвлечься от изучения клавиатуры и развить реакцию;
3. набор текста - отработка навыков;
4. слепая печать - имитация работы на печатной машинке, усиливает и закрепляет навык слепой печати;
5. звуковой диктант - всё как в школе голос диктует рассказ и требуется набрать без ошибок на скорость.

Есть и другие программы подобного рода, но не думаю, что кардинально отличаются или лучше тех, что мы рассмотрели. Этого вполне достаточно.

Клавиатурные он-лайн тренажеры

Здесь рассмотрим 2 хороших онлайн ресурса, которые посвящены овладению слепым методом печати.

Соло на клавиатуре онлайн

Обучение предоставляется бесплатно. Однако, если хотите, можете перечислить деньги компании ООО «ЭргоСОЛО» в размере 150 рублей (это столько же сколько стоит их программа «СОЛО на клавиатуре»). Процесс и методика обучения не отличается от тех, что представлены в программе. Все очень качественно и с заботой об ученике. Здесь вы можете посоревноваться в рейтинге с другими «онлайн-солистами», которых, кстати, уже не мало. У пользователей, которые оплатили курс появляется звездочка возле имени. В целом и программа СОЛО на клавиатуре и он-лайн курс – это то, что нужно начинающему. Думаю это оптимальный вариант.

Все 10 (Рекомендуем)

Еще один новый проект, который обещает избавить нас от привычки тыкать двумя пальцами по «клаве». В начале вы должны будете пройти тест для проверки скорости вашего набора. Затем начинаются упражнения. Доступно два курса – Русский и Английский. В разделе обучение изложены подробные указания и рекомендации относительно выполнения заданий.

Клавогонки.ру

Базовые правила игры просты. Игра выберет случайный отрывок текста, который вы и ваши соперники должны в точности набрать. Как можно быстрее. Когда вы успешно набираете текст, ваша машинка (она всегда вверху в списке) двигается вперед. Если сделана опечатка, вы должны ее исправить, иначе продвижения не будет. По итогам заезда будут определены победители и показаны некоторые параметры прохождения текста - время, скорость набора в знаках в минуту и процент знаков, в которых были допущены ошибки. Результаты каждого заезда сохраняются в вашей личной статистике. За каждый пройденный текст вам начисляется количество очков, зависящее от длины набранного текста.

Клавиатурный тренажер Time Speed

Главная цель проекта "Клавиатурный тренажер Time Speed" - дать возможность освоить машинопись(слепая печать или десятипальцевый метод печати) самому широкому кругу компьютерных пользователей. Мы предлагаем серию курсов обучения слепому методу печати, а также развития ее скорости.

VerseQ online

Это сетевая версия известного клавиатурного тренажера VerseQ но, в отличие от своего оффлайнового аналога, позволяет вам учиться из любой точки земного шара, учавствовать в соревнованиях, делится о своих успехах с друзьями и знакомым. Сервис вам нужен, если Вы хотите быстро, легко и непринужденно научится слепой печати. А если вы уже профессионал машинописи, тогда продемонстрировать свое мастерство другим!

Ещё онлайновые клавиатурные тренажёры

http://urikor.net - первый чемпионат машинописи на кириллице
http://klava.org
http://alfatyping.com
http://typingzone.com
http://etutor.ru
http://keybr.com/
http://online.verseq.ru/

Дополнение

Ко всему выше сказанному еще можно добавить следующее. Каждому, кто работает за компьютером, а особенно, если приходится набирать много текста, нужно купить эргономичную клавиатуру. Ее еще называют раздельной, потому, что клавиши для каждой руки в ней разделены. Кроме того, правый и левый блоки находятся под углом друг к другу, что позволяет не сгибать руку в запястье при постановке рук в исходную позицию ФЫВА-ОЛДЖ. Работая на такой клавиатуре, вы, однозначно, будете меньше уставать, а от этого повысится средняя скорость печати и соответственно производительность.

Я уже говорил, что не стоить надеяться на легкое "покорение" слепого метода печати. Это достаточно трудно, особенно в начале. Чтобы пройти, например, СОЛО на клавиатуре полностью нужно будет приложить немало усилий и терпения. Кроме того, для этого нужно будет отвести специальное время. Однако и бояться этого не стоит, каждый кто хочет несомненно справится с этой задачей. Удачи!

Здравствуйте, коллеги! Вам знакомы выражения «фыва» и «олдж»? Если нет, то дальше я расскажу как научиться быстро печатать и при этом смотреть только на монитор, не переводя взгляд на клавиатуру. Расскажу про онлайн сервисы которые использую сам и про фишки, помогающие ускорить процесс. Поехали!

Многие могут признаться, что печатают на клавиатуре гораздо чаще, чем пишут авторучкой на бумаге. Компьютеры вошли в нашу жизнь прочно, отсутствие коих может осложнить даже быт и досуг, не говоря уж о работе, связанной с обработкой информации. Вопрос о возможности быстрого печатания сегодня встает перед людьми чаще, чем это можно было предположить лет пять назад.

Еще учась в школе я ходил на курсы скоропечатания, это был год 2001. Мы обучались на печатных машинках и бумаге, так преподаватель могла отследить все наши ошибки. Сейчас же можно обучится быстрому печатанию самостоятельно, нее прибегая к тренингам, не тратя деньги и время на поездку.

Но для этого необходимо не только запомнить расположение символов на клавиатуре, но и принять несколько условий:

  • Регулярность занятий . Печатание вслепую (именно этот метод считается наиболее быстрым и эффективным) подразумевает работу с мышечной памятью. Мышечная память развивается через множество повторений. Минимальный срок для прочной (до автоматизма) «записи» в мышечную память учеными считается срок в 40 дней. Если будете регулярно выполнять занятия на протяжении данного периода, то умение быстро печатать останется с вами на всю жизнь;
  • Положение тела и рук . Часто этот момент опускают, полагая, что обучающие печатанию ратуют его из-за недопущения искривления позвоночника. Здоровье важно, но существуют и другие причины. Главная причина – рациональность.

Прямая осанка (ровный позвоночник) – это максимальная скорость взаимодействия между конечностями (в нашем случае пальцами рук) и головным мозгом. Другая причина – подключение к работе периферийного зрения, сигналы которого, минуя аналитический центр мозга, создают экспресс-мост между пальцами и центральной нервной системой.

Локти при работе на клавиатуре находятся в «подвешенном» состоянии, гарантируя большую степень свободы для кистей и пальцев рук.

Нужно запомнить начальное положение пальцев на клавиатуре, а при дальнейших занятиях соблюдать «зону влияния» для каждого пальца, даже если поначалу кажется, что на ту или иную клавишу проще нажать другим пальцем, а не тем, которым рекомендуется при занятиях. Система печатания отработана на протяжения многих десятков лет, рациональность положения и использования пальцев тщательно изучена. Как только пальцы приучатся работать «как надо», все ощущения неудобства исчезнут без остатка.

Позиция пальцев на клавиатуре: «фыва» и «олдж»

Часто задаваемый вопрос: «почему буквы на клавиатуре располагаются не по алфавиту?». Если буквы расположить по алфавиту, то их можно быстрее отыскать, так? Но не все так просто.

Главным критерием расположения букв на клавиатуре стала частотность использования буквы. Буква «а», например, используется при печатании чаще, чем буква «ъ», поэтому «а» поместили под зону указательного пальца, с которым мы управляемся увереннее, чем с мизинцем (недаром новички начинают печатать с двухпальцевого метода, используя только указательные пальцы).

Поэтому к центру клавиатуры (зона для указательных пальцев) собраны наиболее часто используемые буквы, а к периферии – те, что печатаются реже.

Начальное положение пальцев. Коснитесь клавиш, на которых изображены русские символы «а» и «о». На этих клавишах есть рельефные отметины. Это «стартовые» клавиши. Они нужны для того, чтобы можно было, не глядя на клавиатуру, отыскать правильное положение пальцев.

Нужно научится находить «стартовые» клавиши так же уверенно, как с закрытыми глазами обнаруживаем пальцем собственный кончик носа. А вырабатывается это умение так: смотрим в верхнюю часть монитора, а указательными пальцами пытаемся сразу поставить на клавиши «а» и «о». Десять удачных попыток подряд из десяти возможных – и можно переходить к следующему упражнению.

Пальцы левой руки при стартовом положении занимают клавиши: «а» (указательный), «в» (средний), «ы» (безымянный), «ф» (мизинец).

Пальцы правой руки при стартовом положении занимают клавиши: «о» (указательный), «л» (средний), «д» (безымянный) и «ж» (мизинец).

Разделение клавиш по пальцам

У каждого пальца на клавиатуре есть своя «зона влияния», которую нужно соблюдать и добиваться того, что бы пальцы не нарушали «суверенитет» друг у друга. Достигается это упорными упражнениями.

Меньше всего «делить» между собой приходится большим пальцам: большой палец левой руки «владеет» клавишами «пробел» и «Alt» (слева), а большой палец правой руки работает с клавишами «пробел» и «Alt» (справа). Больше соблазна «нарушить суверенитет» случается у «уверенных» пальцев – указательного и среднего, которые так и тянутся к клавишам мизинца и безымянного.

Отработка того, чтобы палец не перескакивал на клавишу другого пальца, проводится чередой печатания тренировочных слов и предложений, в которые входят буквы соседствующих зон.

Удар по клавише

Распространённая ошибка новичка: сильный удар по клавише. Возможно, что на механических пишущих машинках сила удара и имеет какое-то значение, но на электронных устройствах удар вполне можно заменить простым нажатием на клавишу. Для смыкания контакта под клавиатурой не нужно особой силы.

Сильные удары приводят не только к быстрой усталости при печатании, но и весьма замедляют сам процесс.

Для того, чтобы снять с пальцев основную нагрузку можно использовать правило: нажатие проводится подушечкой пальца, причем в нажатии участвует не столько мускульная сила пальца, сколько вес кисти. Кисть напоминает многоножку, которая перешагивает (или перепрыгивает) пальцами с одной клавиши на другую.

Ритм печатания слепым методом

Наработка ритма – это еще один секрет для быстрого и безошибочного набора текста не клавиатуре. Но к работе с ритмом нужно переходить только тогда, когда пройдены все предыдущие упражнения. Пальцы должны точно и уверенно знать собственные клавиши (Вспоминаем «фыва» и «олдж»).

Начинать упражняться с ритмом нужно с медленного темпа. Главная задача при этом – достичь безошибочности при наборе текста при заданном (ровном) ритме. С учетом роста мастерства увеличивается и скорость темпа при печатании, но всегда остается критерий качества – это ровность ритма (без ускорения и замедления) и точность попадания пальцев по собственным клавишам.

Многие творческие люди, когда долгий процесс постижения скоропечатания позади, словно отпускают ритм «на волю», и он начинает «вести» их воображение, проясняет аналитические решения, задает темп работы в целом.

  • Основная ошибка при усвоении быстрого печатания – это нерегулярность. Лучшее условие – ежедневные упражнения до достижения желаемого мастерства;
  • Задается слишком быстрый темп занятиям. Утомляемость накапливается изо дня в день. Лучше выполнять по одному упражнению, но каждый день, чем мучить себя десятком упражнений за день. Часто бросают занятия только потому, что устали, а результат в итоге меньше ожидаемого;
  • Задается слишком медленный темп занятиям. Упражнения должны чуть-чуть напрягать, заставлять добиваться новых достижений. Расслабленное выполнение не ведет к развитию. Занятие превращается в бесполезное времяпровождение.

Как вы поняли, из школьных курсов по скоропечатанию я ничего не извлек, все со временем забыл, потому что не было должной практики. Печатать десятипальцевым методом я учился повторно, уже осознанно с помощью сервисов в интернете. Вот они:

  • Все10 (адрес: vse10.ru) — со статистикой и последовательными уроками. Рекомендую новичкам;
  • Клавогонки (адрес: klavogonki.ru) — место для тренировок, есть несколько разных режимов.

Уделяя в день по 10-15 минут уже через месяц вы заметите результат, а еще 2 месяца регулярных тренировок помогут вам научиться печатать на клавиатуре так быстро, что вы забудете свой старый метод. Удачи в начинаниях!

Лучшие статьи по теме