Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

По сыновьи целую. Значение пейзажа

Праздник «Традиции, нравы и обычаи донских казаков».

Подготовила и провела учитель ОПК

МБОУ СОШ № 63

Казмина Светлана Валерьевна

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш праздник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть нову принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…) слайд

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.слайд

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях.

А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. "

О казачьей песне можно сказать, что она рассказывала казаку о том, что ждет его впереди, как ему жить, с кого брать пример и где лежит граница между добром и злом.

В качестве музыкальных инструментов с успехом пользовались свистульки, жужжалки, погремушки. Дети старшего возраста осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке, свирели, гармонях. Женщины в основном играли на кугиклах, трещетках, иногда - балалайках.

Музыкальными инструментами были и предметы быта - коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев) (поют вместе песню

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВ КАЗАЧЬЕЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится... Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

КОНКУРС «СОБЕРИ ИЗ СЛОВ ПОСЛОВИЦУ»

СЛАЙД

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах. (исполнение песни)

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 ученик: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

Какие казачьи традиции вы знаете?

Какая отличительная особенность формы донских казаков?

Назовите воинские звания войска донского.

Назовите родину М.А. Шолохова.

Как в древности называлась река Дон?

Почему Дон называется Тихим?

Почему Дон ещё называют Ивановичем?

Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" (показ кукольного театра)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

К истокам Тихого Дона Макаров А Г

Молчание мудрое седых курганов (Лирическое приложение к 1-й части исследования)

Молчание мудрое седых курганов

(Лирическое приложение к 1-й части исследования)

Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красно-глинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!

(«Тихий Дон», часть VI, гл. 6)

Тебя люблю, родимый край... И тихих вод твоих осоку, и серебро песчаных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на заре, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон - не променяю ни на что... Родимый край...

Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разгула и грусть безбрежная - щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной... Молчанье мудрое седых курганов, и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной... Не ты ли это, родимый край?

Ф.Крюков. Отрывок из стихотворения в прозе «Край родной». («Родимый край», Усть-Медведицкая, 1918, с.8).

Из книги Между двух стульев автора Клюев Евгений Васильевич

Лирическое выступление Интересно ли вам, что подают на «пиру воображенья»? Странные блюда подают там – например, «бренди, смешанный с соевым соусом», «скорпионов с томатной подливой», «живых кроликов», «пирог, начиненный невезучим стариком из Перу»… Не слишком

Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Лирическое преступление Меня всегда ужасно занимало то место в «Золотом ключике», где Буратино протыкает носом нарисованный очаг. Будь я на месте Алексея Толстого – чего, конечно же, быть не может, а все-таки! – я бы уж побольше, чем он, накрутил вокруг этого

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Лирическое исступление А был когда-то розоват Наш белый свет – и, между нами, Приятно было называть Своими – вещи – именами И говорить: кольцо, стрела И поплавок из пенопласта! – Какие громкие дела, Какое легкое богатство… Вот так, длина, и ширина, И угловатость,

Из книги К истокам Тихого Дона автора Макаров А Г

Лирическое Обнимаю Вас и целую.Шлю стишонок "Наш быт". Можно бы, пожалуй, и напечатать.Отпечатан только в Агитросте – распространение малое.В.

Из книги Перспектива. Заметки об учебных произведениях молодых художников автора Курганов Сергей

Молчание <Из М. Гартмана> Ни слова, о друг мой, ни вздоха… Мы будем с тобой молчаливы… Ведь молча над камнем могильным Склоняются грустные ивы… И только, склонившись, читают, Как я, в твоем взоре усталом, Что были дни ясного счастья, Что этого счастья – не

Из книги Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие автора Брюсов Валерий Яковлевич

Итоги первой части исследования Сформулируем кратко основные выводы нашей работы. Первый вывод - о сложном составе «Тихого Дона». Текст заметно фрагментирован, а отдельные эпизоды замещены или дополнены особыми отрывками, заимствованными из нескольких опубликованных

Из книги Статьи из журнала «Искусство кино» автора Быков Дмитрий Львович

Сергей Курганов Перспектива Заметки об учебных произведениях молодых

Из книги Статьи из журнала «Что читать» автора Быков Дмитрий Львович

Иван Коневской. Мудрое дитя 1Я не знавал Ив. Коневского в детстве. Когда мы встретились первый раз, он был уже студентом (1-го курса). Но, всматриваясь в его духовное существо, в это странное сочетание житейской неопытности с громадным запасом познаний, детского

Из книги Роман с Европой. Избранные стихи и проза автора Эйснер Алексей Владимирович

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T2 автора Долинин Александр Александрович

Дальнейшее - молчание… замолчавшие писатели: почему и зачемЭта статья - ответ на читательскую просьбу: один покупатель январского номера написал нам письмо, в котором посетовал, что мы прошли мимо 90-летия Сэлинджера. Дорогой Игорь! Говорить о том, что написал

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

МОЛЧАНИЕ Всё это было. Так же реки От крови ржавые текли, - Но молча умирали греки За честь классической земли. О нашей молодой печали Мы слишком много говорим, - Как гордо римляне молчали, Когда великий рухнул Рим. Очаг истории задымлен, Но путь ее - железный

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

<Интервью, данное Андрею Седых>{*} Сирин приехал в Париж устраивать свой вечер{1}; думаю, к нему пойдет публика не только потому, что любит его как писателя, но из любопытства: как выглядит автор «Защиты Лужина»? Любопытные увидят 33-летнего юношу спортивного типа, очень

Из книги Литература 2.0 [Статьи о книгах] автора Чанцев Александр Владимирович

Лирическое произведение В данном параграфе обосновывается специфика лирического произведения, в связи с чем вводятся понятия: субъективный мир, лирический герой, лирическое переживание, лирический мотив, виды лирических произведений.Еще один (третий) род литературы

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Молчание пастырей Мы отмечаем сразу два писательских юбилея: Владимира Маканина и Валентина Распутина. Обоим исполнилось семьдесят пять лет. Оба родились в несчастном 1937 году, с разницей в два дня – 13 и 15 марта соответственно.Вообще в 1937 году, который по восточному

Из книги автора

6. Из Японии в молчание[*] В страсти страстею пылая В гневе гневом одолим Дивный образ самурая Среди русских долин Мне явился невозможный Так как здесь неможет стать Что же душу мне тревожит Его пагубная стать? Его облик желто-бледный Среди мерцающих

Из книги автора

МОЛЧАНИЕ Зачем все страшное молчит всегда? Молчит холодная, глухая ночь, Тяжелый мертвый сон, немые небеса, Молчит застывшая от ужаса душа… Есть страшные слова… Они молчат, В них самый звук безмолвием объят… Я часто женщину одну встречаю, Всю в черном… я ее не знаю, Но,

«СЛАВЕН ДОН ХРАБРОСТЬЮ»

Вечер-встреча

/В зале звучит музыка/

Библиотекарь: Добрый день дорогие гости! Дорогие друзья! Мы живем с вами в богатом славными традициями и людьми Донском крае.

Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М.А. Шолохов:«Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров,ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой истории Донского края-жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о правах и обычаях этихгероических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. На нашем празднике присутствуют: Липович Геннадий Арьевич – сотник, председатель Совета стариков станицы «Азовская. Гальчук Сергей Григорьевич – подъесаул, офицер по особым поручениям при атамане.

1 ученик:

На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик:

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик:

Если вы в "своей тарелке"
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас,
Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»

Входят казак и казачка с караваем на рушнике

Казак:

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот. кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей, угощают караваем

Казак:

Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Звучит в записи песня «Казачья» в исп. А. Розенбаума.

Ученик:

И в старом красоту находим.

Хоть пору принадлежим.

Ученик:

Россия- мать! Тебе хвала! .
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Ученик:

От отцовского порога,
От заветного жилья,
Вьётся, вьётся путь- дорога,
Золотая колея.

Ученик:

Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов...

Старый казак: Да, корни наши глубоко ухолят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц - великое множество.

Библиотекарь: Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б.С. Лащилин: "Весной степь зарастала высокими густыми травами. Не изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.

На Дону и его притоках - Донце, Хопре и Медведице - держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель ибесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки".

Старый казак: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи, самом боевом поле. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружай частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.

Библиотекарь: Но отстаивать свое право жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных набегов неприятелей. Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: На Дону пословица не от безделья молвится. Казачьему роду нет переводу. Казак с конём и ночью и днём. Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Казачья смелость порубит любую крепость. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить.

Демонстрация слайдовой презентации « Быт, традиции и семейные обряды на Дону»

Выступление казака Липовича Геннадия Арьевича

Песня в записи «Сотник» в исп. М. Звездинского.

Библиотекарь: Много обычаев и обрядов у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и семейной жизни, рождения ребёнка, также было много у казаков суеверий и поверий. Ну, а мы расскажем хотя бы о некоторых из них на посиделках. Вот, например, такие приметы:

При выпадении зуба в детском возрасте, когда ожидают, что вырастит новый, бросают его на чердак, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный».

Нож подавать другому лезвием - значит мыслить тому человеку зло.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья.

Слово казаку Гальчуку Сергею Григорьевичу.

Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах ("кохточка"") сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор - полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Казак: В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.

Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

Звучит запись песни «рассвет перед боем» в исп. В. Васильева.

Казак: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей - две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою. часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.(3вучит отрывок из поэмы В.Ходарева «Казачья любовь»).

Казачка: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по- казачьи - баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила. зерно молола, хлеб пекла - все это в основном делала женщина - чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру. Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. "Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет" (воинские тяготы ложатся и на семью), "станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают" (служба казачья полна реальной опасности).

Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка - т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет - приводился к присяге на верность службе.

В 21 год - зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил "срочную" службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала 1 служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.

Только в 61 год казак увольнялся "вчистую". Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета "служивыми". Они не снимали с папах и картузов кокарды - знак службы - и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.

Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях - он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына "большака", возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну "меньшаку", в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.

Библиотекарь: До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль - символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».

Жизнь казаков изменяется вместе с тем, как меняется жизнь вокруг нас. Сейчас редко встретишь казака на коне, женщины-казачки ходят на работу, почти не осталось семей, где растут 7-8 детей. Но мало кто знает, что в нескольких селах Ставропольского края почти в первозданном виде сохраняется казачий быт. Здесь люди живут так, как 200 лет назад, они называются казаки-некрасовцы. После 1917 года под руководством своего атамана казака Некрасова многочисленная община уехала из России в Турцию, где обрела вторую родину, и лишь в 70-е годы XX века они смогли Вернуться в СССР, поселившись в поселке Новокумском Левокумского района и нескольких хуторах.

Казаки-некрасовцы являются старообрядцами, то есть крестятся двумя перстами, соблюдают особые религиозные обычаи. Мужчины у них не бреют бороды с момента женитьбы, а замужние женщины носят платки и никогда не показывают своих волос. Даже речь некрасовцев отличается от современной разговорной речи: они «окают» и «якают», используют особые слова, не понятные нам. К сожалению, старики уходят из жизни, а молодежь из семей некрасовцев не хочет жить по-старому, забывает язык предков. Чтобы древние традиции не вымерли совсем, фольклор некрасовцев бережно собирают ставропольские ученые-филологи и хранят в записях на современных носителях как бесценное достояние нашей культуры.

Библиотекарь: Во все времена, у всех народов, хорошая песня отражала самые сокровенные думы, мысли. Донской край испокон считался песенным краем. Песни пели и после работы, вечерами, в поле и на гулянии, и на проводах в армию, в военных походах, всегда находился среди казаков хороший песенник. Таких людей обычно уважали и любили, а в походах старались оберегать.

О песнях казаки говорили так, в своих пословицах: Казак без песен, что виноградная лоза без винограда. На Дону казаку и камушек подпевает. Веселы припевы, где казаки запели .

Звучит в записи песня «Эх, казаки» в исп. Д. Донского.

Библиотекарь: До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия. Интересен и самобытен казачий фольклор. С незапамятных времен сохранились и дошли до наших дней традиционные казачьи песни, игры и забавы. Непривычному слушателю покажется, что казаки поют украинские песни, но это не так. Сибирские и Уральские казаки нередко используют русский литературный язык для своего фольклора.

3вучит песня «Ой, то не вечер...»

Особого внимания заслуживают величальные песни. Их исполняли на свадьбах, на именинах, на похоронах, при проводах казака в армию. Одна из них, сложенная терскими казаками, прозвучит сейчас.

Звучит песня «Да в саду дерево цветет...»

Библиотекарь: На посиделках каждый старался блеснуть умом, и порой устраивались настоящие состязания. А может быть и на наших посиделках, устроить какое - нибудь состязание? Давайте попробуем. Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы если знаете их современное название, назовёте его:

Раззявил (раскрыл), чувяки (тапочки), хворать (болеть), квёлый (слабый), цибарка (ведро) гутарить (говорить), кочет (петух), ошкарябать (поцарапать), батя (отец), нехай (пускай), вечерять (ужинать), завеска (фартук), бедовая (шустрая), могёт (может), буханка (булка), хлёбово (жидкая еда), баз (сарай), хата (дом).

Всем известны строки А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный...». Где находится Лукоморье? (Лукоморье - это старинное название Таганрогского залива, береговая северная часть его действительно своим очертанием напоминает изогнутый лук.

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Библиотекарь: объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? На сцену выходит творческая группа и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (решился действовать)

Казак скорее умрёт, чем с родной земди сойдёт (за родную землю бьётся до конца)

Кто пули боится, тот в казаки не годится (в опасности казаку трусить нельзя)

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни)

В стремя ногой - расстанься с головой (можешь и не вернуться со службы)

Гайтан на шее, да шапка сбоку - не скоро быть смертному сроку (вера и сила - вот что даёт казаку надежду)


ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой, (сабля).

На чужой спине едет, на своей груз везёт, (седло).

Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

На солнышке полежал, да весь в ерик убежал, (снег весной).

Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов, (муравьи).

Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит, (метла).

Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой без дела валяется, (вёдра и коромысло).

Казачка:

Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы собрались поиграть.

Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна". Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята". Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак:

Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры )

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке...

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

Библиотекарь: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак:

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

Игра – соревнование «накинь подковку» (набросить колечки на стержень)

Библиотекарь: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка:

Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

Игра для девочек «Намотай нитку на веретено»

Библиотекарь: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак:

Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5. По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Библиотекарь: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка:

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах, „

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

Шутки – диалоги:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2. (Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти!

Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

Ученик:

В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке.

Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик:

Дни общенья- счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе Рады люди как- никак.

Ученик:

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Ученик:

Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Ученик:

Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик:

Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Библиотекарь:

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться!»

И заканчивая наши посиделки, хочется обратить ваше внимание на книги о казачестве. (Обзор – презентация книг о казачестве).

Библиотекарь: Спасибо всем за участие в наших посиделках. До новых встреч!

Подготовили Мишахина Л. А., Турунина И. Н.

5. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - cvetok.doc
89 Киб. «Цветок доброты» 6.
1.61 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - fon_listja.jpg 7.
4.76 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - fonf35.gif 8. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - hram.jpg
238.67 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - hram.jpg 9. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - istor_pocti.doc
45.5 Киб. Сочинение. История в письмах 10.
393.9 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - kalendar.JPG 11.
26.18 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - kirpic.gif 12.
7.5 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - knigi.gif 13.
248.56 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - korabl.jpg 14.
5.59 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - mramor.gif 15.
4.79 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pesok.jpg 16. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pis"ma.doc
98 Киб. Искусство писать письма 17. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pismo_sver.doc
47.5 Киб. Молитва Ангелу-хранителю 18. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - vechka.doc
1174 Киб. Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! С этим файлом связано 56 файл(ов). Среди них: urok_po_klimatu.doc , Urok_muzhestva.rar , toplivo.rar , Teorema_Pifagora.doc , TEK.docx , svid.rar , sini.ppt , selo.doc , rezh_raboti.doc , rabochie_programmy_po_geografii_i_prirodovedeniju.rar и ещё 46 файл(а).
Показать все связанные файлы

Нигде, наверное, земля не пахнет так остро , как в Ростовской области. Степь, бесконечная степь, простирается до горизонта. Поблёкшая трава и тончайший аромат доцветающих степных цветов. Мы часто останавливаемся подышать этими разнородными запахами. И опять дорога ведёт нас по степи, кое-где разбросано жильё. И вдруг…пейзаж совершенно меняется, становится особенным, неуловимым, переменчивым, текучим, как горячий песок пустыни. И перед нами простирается среди родимой степи под низким донским небом – Вёшенка – поистине жемчужина Дона.

Степь родимая!..

Низко кланяюсь и по-сыновьи целую

твою пресную землю, донская, казачьей,

не ржавеющей кровью политая степь!

М.А. Шолохов.



Фотокорреспондент Ананченко Сергей Леонидович
Путевые заметки Захаровой Марии Андреевны

Кто сказал, что примета нашего времени - полное отсутствие героя? Вот мы перед вами - герои этого времени.

(22-это я и мои друзья-сверстники.) Все мы обучающиеся Песковской основной общеобразовательной школы №1

5- это наше старшее поколение, наши поводыри и наставники в этой жизни.

Вместо предисловия.
Во всяких приличных очерках есть предисловие, в котором автор объясняет цели своего сочинения. Примите и эти 6 пунктов вместо предисловия. В конце июня, после экзаменов и выпускного бала, наша школа, небольшая, уютная, Песковская №1 основная общеобразовательная, совсем не походила на успокоившуюся после тяжких трудов старушку. Всё в ней гремело, суетилось, двигалось. Мы собирались в настоящий вояж в Ростовскую область.


Директор школы построил 22 молодых отпрыска в одну шеренгу , добавив к ним 5 взрослых – сопровождающих. Речь его была лаконична и убедительна.


Совершенно секретно:

Башканов В. А. прекрасно поёт, играет на гитаре, танцует, а главное – будучи студентом ВГПИ, работал вожатым в Артеке, и на всю жизнь остался артековским вожатым.

Почему мы поехали в Вёшенскую станицу.


  1. Вёшенка – родина Михаила Александровича Шолохова, автора «Тихого Дона» - создателя великой художественной эпопеи ХХ века – современного аналога «Войны и мира».

  2. Нас объединяет река Хопёр, на которой мы живём, а впадает он как раз в реку Дон, недалеко от Вёшенки. Именно там было любимое место рыбалки М.А.Шолохова.

  3. Вёшенка – жемчужина «Среднего Дона». Это центр казачества, незаслуженно забытого в ХХ веке. Судьба казачества трагична.

  4. В нашем селе существует ансамбль казачьей песни «Тихий Дон». Интерес к культуре казачества нам близок.

  5. Совмещение отдыха, оздоровления с возможностью эстетического, патриотического, физического воспитания – лучше не придумать.

  6. Вы, молодое поколение, и вам доверено будущее России. Вёшенка – это наши духовные ценности , а впечатления от поездки останутся на всю жизнь.

Нет уз святее братства…

Если честно, то мне по душе был 6 пункт: «Впечатления на всю жизнь». Прошло время: впечатления остались, и очень захотелось рассказать о моих друзьях и о том, какой мы увидели Вёшенку.

Может, вам и покажется, что мы отличаемся от других. Не спешите судить: мы и есть новое молодое поколение, которому всё хочется узнать, постичь умом, потрогать руками и запомнить на всю жизнь.

Неостановимо время, но большому искусству дана возможность сохранять мгновенья, и в творчестве Михаила Шолохова в несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для поколений в первозданной реальности и невыносимый накал трагедийных ситуаций , и светлое лирическое озаренье, и вся – до полной кристальной ясности – судьба человека, и медлительное свершенье социальных сдвигов, и взрывные процессы периода войн и революций. В шолоховском эпосе запечатлена история бурного становления нового мира, рождённого Великим Октябрём, образы тех, кто в трудных борениях, «с потом и кровью», утверждал его. Неподвластные времени, эти широкие панорамные картины и обладающие чёткостью монументальных созданий образы вечно будут видимы взору человечества так же, как звёзды и солнце, как набухшие влагой облака и бескрайние моря разноцветья Земли.
Д
ля нового поколения все интересно. Мы путешествуем в новых временах, в меру скорбных, в меру трагичных и бесконечно прекрасных.

В нас нет страха перед будущим. Нам дорог сегодняшний день, и мы с уверенностью смотрим в завтрашний.

Восхищение богатством мира – вот что отличает новое поколение. Наше «Я» и в прошлом, и в будущем, но до «себя» еще надо дожить.

Дом М. А. Шолохова

река Дон


На первый взгляд, наш мир - мир огромных пространств, в нем вмещается всё: все животные, растения, утварь, исторические реалии, природные явления.

А на второй взгляд, мир - совсем крошечный, игрушечный, но кажущийся огромным благодаря сложной системе магических зеркал. Это и есть наше миропонимание.


Вместо послесловия

Ж
А земля наша прекрасна.

И, может быть, одинока

Среди пламенных солнц

И каменно – голых планет.

И вероятней всего,

Что сами мы –

Ещё не выросшие боги,

Живущие под воздухом целебным

На нашей зелёной

Это было летом 2006 года. 20 июня мы отправились в поход. И поход этот был не такой, как обычно бывает классом или школой в лес , на один день. Это был настоящий пятидневный поход, наверное, самый интересный, весёлый и, конечно, незабываемый. До сих пор я помню те ощущения, которые меня переполняли перед поездкой. На автобусе мы, активисты школы, отправились на родину великого русского писателя М.А. Шолохова в станицу Вешенскую.

Мы посетили много интересных мест. Были в музее-заповеднике М.А. Шолохова, где столько узнали о жизни писателя, о его увлечениях. Нам показали подлинные вещи Шолохова, а главное – было поразительным, что был сохранён даже окурок, который писатель выкурил перед смертью. Всё было удивительно. Все вещи, вплоть до мелочей, были сохранены после смерти Шолохова, и теперь всё это можно увидеть сейчас. В саду росли розы (Михаил Александрович любил розы) и сохранились деревья, посаженные самим Шолоховым. Были организованы экскурсии , одна из них - к 500 -летнему дубу. Также мы были в хуторе Кружилином, в доме, где родился М.А.Шолохов. Экскурсоводы ознакомили нас с многими фрагментами из жизни Шолохова.. Мы видели настоящий курень, познакомились с историей казачества. В хуторе я приобрела книгу А.А. Гордеева «Золотая Орда и зарождение казачества». Многое я узнала о станице Вёшенской.. Настоящий герой своего народа М.А.Шолохов всегда заботился о земляках: помог на свои средства построить мост через Дон, провести водопровод (у станичников вода- родниковая). У берегов Дона стоит огромный памятник известным героям Шолохова: Григорию и Аксинье. Шолохову благодарные потомки возвели памятник в центре станицы, а на горе, на самом высоком месте, цветами выложены слова «Шолохову- 100 лет».

Всё было замечательно и увлекательно в этой поездке, но для меня самым запоминающимся и необычно красивым был сам Дон. Нельзя передать те чувства, которые тебя охватывают, когда приближаешься к его водам. Нужно только войти в него , и ты становишься сильнее, могущественнее, смелее, тебя охватывает какое-то высшее, неописуемое чувство. Особенно красив ночной Дон. Прошёл уже почти год, а я до сих пор помню каждый день, каждый час, помню каждую нашу прогулку, как будто это было только вчера. Дон после этой поездки многое стал значить для меня. Он стал как родной. Мне очень хочется еще раз побывать в Вёшенке, посетить донские просторы, снова поблаженствовать в Дону, в его водах. Я очень надеюсь, что эта мечта осуществится.

В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое идейно-эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» - утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, - завтра идет она полноводная, богатая...» Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, по какому руслу ведет жизнь к правде? Этот вопрос не перестает тревожить душу Григория Мелехова.

Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного богатства. Острое восприятие мира героем автор романа передает через буйное восприятие природы, ее полногласное звучание, ликование и цветение. Здесь и свет холодного пламени месяца, и его черные переливы на ряби Дона, и вечерние вишнево-красные зори, и дивно сияющий, снежный блеск оперения лебедей. В минуты затишья Григорий «жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь, синеющие на дальнем гребне сторожевые курганы», «закрывал глаза и слышал близкое и далекое пение жаворонков», «шелест ветра в молодой траве», «следил за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой».

Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей природы. Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и «словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение - так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».

Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».

Картины природы в романе "Тихий Дон" точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, - параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора: «Степь родимая! <...> Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на березке: «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным кругом... Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». И человек с такой естественной привязанностью к жизни должен уйти из нее.

Пейзажи в романе - не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.

Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна.

Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани». Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется. Пейзаж начинается с описания «мертвой» зимней степи: здесь нет движения (многие предложения лишены глаголов), нет звуков, даже полет и «стонущий клекот» ворона не оживляют картину, а делают ее еще более зловещей. Но когда взгляд писателя-художника более внимательно всматривается в эту картину и проникает в потаенную жизнь степи, возникают краски, появляется движение, едва ощутимое движение природы к весне. И, наконец, финальные строки с их почти стихотворным ритмом, создаваемые синтаксическим параллелизмом и анафорическими повторами («Будут бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок... будет светить ему солнце... будет баюкать его ветер...»), с выразительным рядом аллитераций звучат как торжественный гимн весне.

Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться - ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной». В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.

О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку. Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка: «...один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение... Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями. В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.

Лучшие статьи по теме