Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Железо
  • «Методические рекомендации и задания по выполнению лабораторно-практических работ по ОБЖ. Вооруженные Силы РФ

«Методические рекомендации и задания по выполнению лабораторно-практических работ по ОБЖ. Вооруженные Силы РФ

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.

Будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек.

Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), таблицы или изображать с помощью блок - схемы. В последнем случае для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Вот так, например, с помощью блок-схемы можно представить алгоритм действий человека при переходе улицы:


Вопросы и задания

1. Что необходимо знать при разработке алгоритма?

2. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.

3. Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой. «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9 литров воды, а в другое - 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды», - сказала она бедной девушке. Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение? Будьте готовы представить этот алгоритм в словесной или табличной форме.

4. Какие геометрические фигуры используются в блок - схеме?

5. Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок - схеме?

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Энгельсский политехникум»

(ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»)

ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2017 г.

Настоящие рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ предназначены в качестве методического пособия при выполнении лабораторных работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Составитель: Дьякова К.И., преподаватель биологии и ОБЖ ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Введение.

    Организация выполнения обучающимися лабораторных работ;

    формирование и закрепление навыков работы с лабораторным оборудованием

    формирование навыков самостоятельной работы студентов со справочной литературой;

    развитие внимательности и аккуратности при выполнении лабораторных работ;

Критерий оценки лабораторной работы

Оценку по лабораторной работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

Расчеты выполнены правильно и в полном объеме; сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы; студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

Отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению лабораторной работы правильные ответы на контрольные вопросы к каждой работе.

Форма контроля:

Представление оформленного с предъявляемыми требованиями отчета по лабораторной или практической работе.

    Тема работы

    Цель работы

    Оборудование

    Ход работы

    Ответы на контрольные вопросы.

Практическая работа № 1.

«Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»

Цель работы: Научиться правильно, действовать в различных ситуациях криминогенного характера

Оборудование и материалы : плакаты, инструкция

Ход работы:

1.Из приведенных названий объектов города (поселка) выберите безопасные и опасные с криминогенной точки зрения:

А) опасные___________________________________________________________

Б) безопасные объекты________________________________________________

(Оживленная магистраль, бар, ресторан, отделение милиции, пожарная часть, магазин, темная улица, подворотня, поликлиника, школа, чердаки и подвалы, пустынные скверы, пустой вагон электрички, почта, темный подъезд )

2.Что вы примите, если все же вошли в лифт вместе с незнакомцем, вызывающим у вас подозрение. Ваши действия?

3. Заполните таблицу № 1 о действия в указанных ситуациях.

Таблица №1.

Задача № 1. Вас обокрали (на улице, в магазине, в транспорте). Вы успели заметить момент кражи. Перечислите последовательность ваших действий.

Задача № 2. Вы едете на курорт или в незнакомый город. Ваши действия по сохранению личной безопасности в поезде и отеле?

5.Выберите неправильный ответ: « Какое из перечисленных ниже правил Не относится к общим правилам личной безопасности в криминогенных ситуациях?»

А) не ходите с незнакомым человеком в лифт

Б) не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей

В) соблюдайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.

Г) не пользуйтесь никогда метрополитеном.

Практическая работа № 2.

«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера»

Цель: Научиться правильно, действовать в различных ЧС.

Оборудование и материалы : плакаты, схемы, таблицы.

Ход работы:

1.Дайте определение понятий:

А) Чрезвычайная ситуация__________________________________________.

Б) Стихийное бедствие ____________________________________________.

В) Авария_______________________________________________________.

2. Из нижеприведенных чрезвычайных ситуаций выберите те, которые относятся:

А) к ЧС природного характера________________________________________.

Б) к ЧС техногенного характера______________________________________.

(прорыв платины, эпидемия, смерч, лесной пожар, сель, радиационная авария, взрыв, извержения вулкана, сильная жара, химическая авария, авария на железной дороге, наводнение, пожар, оползень, буря).

3. В приведенной схеме заполните последовательность действий человека, оказавшегося в завале, при условии, что у него нет возможности выбраться.

Постарайтесь найти и надеть теплые вещи


3. Дополните предложения.

Для привлечения внимания людей при возникновении чрезвычайной ситуации перед передачей речевой информации включают электросирены, производственные гудки и другие специальные сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала, который называется__________________________________________________________. По этому сигналу необходимо _________________________________________.

4. Перечислите порядок своих действий, если во время бури или урагана вы оказались на открытом пространстве.

5. Перечислите порядок своих действий при химической аварии.

6. Ответьте на контрольные вопросы:

А) Что нужно сделать при пожаре в здании?

Б) Что такое лавина?

В) Что такое пожар и очаг возгорания?

Практическая работа № 3.

«Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства»

Цель : Знать нормативные документы регламентирующие безопасность РФ и применение их в практических действиях

Оборудование и материалы: Сборник законодательных и нормативных актов РФ в области безопасности личности, общества и государства.

Ход работы:

    Дополните схему


2.Укажите наиболее важные подзаконные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства___________________________________________________________.

3. Кратко изложите обязанности российских граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций._______________________________________________

4. Дополните таблицу, указав в ней названия законов Российской Федерации в соответствии с предназначением.

5. Закончите предложение.

Федеральный закон « О безопасности дорожного движения» определяет ___________________________________________________________________.

Практическая работа № 4.

«Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности государства»

Цель: Научиться различать индивидуальные средства защиты по их применению. Приобрести практические навыки использования средств индивидуальной защиты.

Оборудование и материалы: Противогаз общевойсковой и гражданский ГП – 5.

Теоретическая часть

Краткие теоретические сведения (СИЗ)

1.1.Состав и назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ)

СИЗ предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.

СИЗ подразделяются на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.

К средствам защиты органов дыхания относятся:

Противогазы (фильтрующие и изолирующие)

Респираторы;

Противопыльные тканевые маски ПТМ -1

Ватно- марлевые повязки.

К средствам защиты кожи относятся:

Защитные комплекты

Комбинезоны и костюмы изготовленные из специальной прорезиненной ткани

Накидки

Резиновые сапоги и перчатки

Различные подручные средства.

По принципу защиты СИЗ делятся на: фильтрующие, изолирующие.

По способу изготовления СИЗ делятся на средства: изготовленные промышленностью; простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

Фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М и ГП-7В) ГП-5 предназначены для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих (ОВ) и АХОВ, бактериальных средств.

ГП-7 защищает от ОВ и опасных веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

Дополнительные патроны (ДП) созданы для защиты от АХОВ хлор, сероводород, сернистый газ, соляная кислота, синильная кислота, фенол, фосин.

В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения ШБ-1 («Лепесток», « Каша», У-2К, Р-2), многоразового исправления (РПГ-67, РУ-60М).

Простейшие средства защиты органов дыхания ПТМ-1 защищают органы дыхания человека от радиоактивной пыли.

« ПОХОДЫ» положения противогаза:

Верх сумки на уровне талии, клапан застегнут.

В положение «НАГОТОВЕ» противогазы переводят в готовность по команде.

Противогазы готовы!

Сумка передвигается вперед, клапан отстегивается.

В «БОЕВОМ» положении надевается лицевая часть, по команде «ГАЗЫ!»

При переводе противогаза в «боевом» положение необходимо:

Снять головной убор;

Вынуть шлем-маску из сумки, взять обеими руками за утолщенные края у нижней части, так чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные внутри;

Задержать дыхание и закрыть глаза;

Подвести шлем-маску к подбородку и резким движением руки вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы, не было вверху складок;

Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;

Надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить ее на туловище.

Противогаз считается надетым правильно, если стекла очков лицевой части находятся против глаз, шлем-маска плотно прилегает к лицу.

Необходимость сделать сильный выдох перед открытием глаз т возобновлением дыхания после надевания противогаза объясняется тем, что надо удалить из – под маски зараженный воздух, если он туда попал в момент надевания.

При надетом противогазе следует дышать глубоко и равномерно. Если нужно бегать- темпы увеличиваются постепенно.

Противогаз снимается по команде « Противогаз снять!» Для этого надо слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

Ход работы:

2.1. Заполнить таблицу №1.

Напротив вредного вещества записать СИЗ которые предназначены защищать от ОВ, используя материал кратких теоретических сведений.

Таблица 1.

« СИЗ от веществ оказанных вредное, отравляющие воздействие на человека»

А) Какой из СИЗ является наиболее универсальным?

Б) Почему необходимо сделать выдох при одевании противогаза?

В) Сколько размеров имеет противогаз?

2.3. Запишите Ваш размер противогаза, используя данные таблицы №2.

Таблица №2.

Определение размера маски и противогаза ГП-5.

2.4. Освоить методику одевания противогаза, используя краткие теоретические сведения.

Практическая работа № 5.

« Современные средства поражения и их поражающие факторы»

Цель :

Перечень используемого материала : Плакаты

. Ход работы:

1.Дайте определения понятий:

А) Ядерное оружие …………………………………………………………………….

Ядерное оружие включает в себя……………………………………………………...

Б) химическое оружие………………………………………………………………….

К химическому оружию относят………………………………………………………

В) бактериологическое оружие………………………………………………………...

Это оружие предназначено……………………………………………………...............

2.Дополните таблицу о поражающих факторах ядерного взрыва.

3.Дополните схему, отражающую классификацию боевых токсичных химических веществ (БТХВ) в зависимости от воздействия на организм человека.


4. Перечислите основные признаки применения бактериологического оружия:_______________________________________________________________.

5. Дополните схему о классификации современных обычных средств поражения.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ


Огневые и ударные средства (боеприпасы)

Бетонобойные


Управляемые авиационные бомбы


Кумулятивные

Преподаватель Т.И. Криволапова

Практическая работа № 6.

« Основные мероприятия РЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время»

Цель : Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование и материалы: Противогаз ГП-7, Плакаты

Ход работы:

    Дайте определения понятий:

А) оповещение……………………………………………………………………….

Б) убежище……………………………………………………………………………

В) аварийно-спасательные работы………………………………………………….

    Дополните предложение.

К вспомогательным средствам оповещения на ограниченных территориях относятся……………………………………………………………………………...

    Помещения в убежищах бывают основные и вспомогательные. Подчеркните среди нижеперечисленных те, которые относятся к основным.

(Фильтро-вентиляционные камеры, помещения для электростанции, отсеки для размещения людей, помещение для санузлов, кладовая, медпункт, тамбуры)

    Заполните таблицу, характеризующую назначение, принцип действия и устройство гражданского противогаза ГП-7

    Назначение

    Принцип действия

    Устройство

1)……………………………………………………………………………………….

2)……………………………………………………………………………………….3)……………………………………………………………………………………….

4)………………………………………………………………………………………

    Закончите предложение.

Санитарная обработка – это……………………………………………………...

Практическая работа № 7.

«Правила наложения стерильных повязок»

Цель : Освоить правила наложения стерильных повязок. Научиться накладывать стерильные повязки при различных видах ранений.

Оборудование и материалы: Раздаточные таблицы» Виды ран»

Теоретическая часть

1.1. Правила, которые необходимо соблюдать при наложении повязок:

Безболезненно обнаружить рану, не занося дополнительной грязи;

Нельзя касаться поверхности раны (ожоговой поверхности) руками, чтобы не занести дополнительно микробы;

Находящиеся в ране куски дерева, одежды, земли и т.п. можно вынимать, если они находятся на поверхности;

Повязку следует брать чисто вымытыми руками, а по возможности протереть руки одеколоном или спиртом;

Перевязочный материал должен быть стерильный. В случае отсутствия стерильного материала можно использовать чисто выстиранные куски ткани, предварительно проглаженные горячим утюгом;

Перед наложением повязки кожу вокруг раны протереть спиртом, затем обработать йодом;

При возможности обработать рану раствором фурациллина 1:5000 , 3% раствором перекиси водорода;

Закрыть рану стерильной повязкой, салфеткой;

Закрепить повязку бинтом или косынкой

Порядок наложения (закрепления) повязок:

Не вызывая лишней боли – поддерживать поврежденную часть тела;

Бинт держать в правой руке, скаткой вверх;

Первый тур бинта должен быть закрепляющим;

Бинт раскрывают слева направо, прикрывая наполовину предыдущий тур;

Бинтуют от периферии у центру;

Кончик пальцев не бинтуют, для контроля за кровообращением;

Бинтуют не очень туго, но достаточно плотно.

Ход работы:

2.1. Наложите бинтовые, косыночные повязки на палец, кисть, на локтевой сустав, череп, грудную клетку.

2.2. Ответьте на контрольные вопросы:

1. В чем заключается первая помощь при ранениях?

2. В чем состоят особенности оказания первой медицинской помощи при глубоких ранениях?

3. какие виды повязок вы знаете.

4. Чем определяется выбор повязок.

Практическая работа № 8.

«Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца»

Цель: Изучить способы проведения искусственного дыхания и непрямого дыхания сердца. Научится методике проведения, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Правильно определять точку надавливания на сердечную мышцу.

Оборудование и материалы: Раздаточный материал. Кукла. Кинофильм «Реанимация»

Теоретическая часть

Краткие теоретические сведения

Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

При нарушении или остановке у пораженного естественного дыхания ему делают искусственное дыхание. При его осуществлении следует соблюдать ряд правил:

По возможности обеспечить приток к пострадавшему свежего воздуха, освободить его от стесняющей одежды

При наличии во рту пораженных рвотных масс, песка, земли и др. веществ, закупоривающих горло – очистить рот от них указательным пальцем, обёрнутым платком или куском марли;

Если язык запал – вынуть его;

Соблюдать нормальный ритм дыхания (60 раз в минуту для взрослого, 100 раз в минуту для ребенка).

Способ « изо рта в рот», « изо рта в нос» . Пораженного кладут на спину и запрокидывают голову назад (под лопатки подкладывают что – нибудь твердое). Удерживая одной рукой голову пораженного в указанном положении, другой рукой ему оттягивают нижнюю челюсть к низу так, что бы рот был полуоткрыт. Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь прикладывает через платок или кусок марли свой рот ко рту пораженного и вдыхает в него воздух из своих легких 10 раз. Одновременно, пальцами рук, удерживающий голову, он сжимает пораженному нос.

Грудная клетка пострадавшего при этом расширяется – происходит вдох. Затем оказывающий помощь отнимает свои губы ото рта пораженного и надавливая руками в течение 2-3 секунд на его грудную клетку, выпускает воздух из легких – происходит выдох. Эти действия повторяют 16-18 раз в минуту.

Наряду с остановкой дыхания у пораженного может прекратиться деятельность сердца. В этом случае, одновременно с искусственным дыханием, следует произвести непрямой массаж сердца.

Если помощь оказывают два человека, то один делает искусственное дыхание по способу «изо рта в рот». 1 раз, второй же, встав возле пораженного с левой стороны, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть его грудины, а вторую – первую и при выдохе пораженного ритмически делает 5 толчкообразных надавливания. Если помощь оказывает один человек то, надавив 10 раз на грудину, он прерывает массаж и один раз вдувает воздух в легкие пораженного, затем повторяет надавливания на грудину и вдувает воздух 2 раза. При непрямом массаже сердца делают 60-70 движений в минуту. И так до тех пор, пока пораженный не начнет самостоятельно дышать.

Каждый обучаемый должен практически выполнить приемы укладки пострадавшего, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

Ход работы:

2.1. Произвести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на кукле.

2.2. Заполнить таблиц « Способы реанимации»

Взрослый

Искусственное дыхание

Взрослый

2.3. Ответьте на контрольные вопросы:

1. Что такое острая сердечная недостаточность, чем она характеризуется?

2. Как оказать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности?

3. Что такое непрямой массаж сердца и в каких случаях он проводится?

Практическая работа № 9.

«Изготовление ватно-марлевых повязок »

Цель: Знать основные приемы по использованию ватно-марлевой повязки. Научиться делать ватно-марлевые повязки.

Оборудование и материалы: Вата. Марля Ножницы

Теоретическая часть

Краткие теоретические сведения

Простейшие средства защиты органов дыхания. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты - противопульной тканевой маской (ПТМ), ватно-марлевой повязкой. Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ – кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств.

Ватно-марлевая повязка изготавливается так:

Берут кусок марли 100*50см;

В средней части куска на площади 30820 см кладут ровным слой ваты толщиной примерно 2 см;

Свободные от ваты концы марли (около 30-35 см) с обеих сторон разрезают посредине ножницами, образуя две пары завязок;

Завязки закрепляются стежками ниток (обшивают)

Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска укладывают 5-6 слоев марли.

Ватно-марлевую (марлевую) повязку при использовании накладывают на лицо так, что бы нижний край ее закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин, при этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязываются: нижние на темени, верхние -на затылке. Для защиты глаз используют противопыльные очки различного устройства.

Для того чтобы защита от АХОВ была надежнее, наприме если надвигается облако хлора, рекомендуется смочить повязку 2%-ным раствором питьевой соды, а для защиты от аммиака – 5%-ным раствором лимонной кислоты.

Ход работы:

2.1. Заполните таблицу

2.2. Изготовить ватно-марлевую повязку.

2.3. Ответьте на контрольные вопросы:

1). Для чего используется ватно-марлевая повязка?

2). При каких чрезвычайных ситуациях применяется ватно- марлевая повязка?

3). Перечислите средства защиты дыхания?

Практическая работа № 10.

«Боевые традиции»

Цель : Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование и материалы: Плакаты, буклеты.

Ход работы:

1.Дайте определения понятий:

А) Боевые традиции……………………………………………………………………

Б) героизм………………………………………………………………………………..

В) мужество………………………………………………………………………………

Г) воинская доблесть……………………………………………………………………

Д) патриотизм…………………………………………………………………………..

2. Дополните предложения.

Воинский коллектив представляет собой………………………………………….....

Для любого воинского коллектива характерны:

3.Заполните таблицу.

Воинская честь

4. Перечислите важнейшие боевые традиции российских Вооруженных Сил, кроме тех, которые упомянуты в тексте проверочной работы.

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу

    Дополните схему, показывающую структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ

Тыл Вооруженных Сил

Военно-Морской Флот

Практическая работа № 11.

«Особенности военной службы»

Цель : Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование и материалы: Плакаты, буклеты.

Ход работы:

    Дополните приведенные принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Преемственность боевых и героических традиций;

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Единогласие;

_________________________________________________________________

    Перечислите основные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обороны и военного строительства.

_________________________________________________________________

    Дополните схему.

Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по призыву


Дисциплинарный устав ВС РФ

Дисциплинарная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях

Уголовная ответственность

Федеральный закон « О материальной ответственности военнослужащих»

Административная ответственность

Уголовный кодекс

Практическая работа № 12.

«Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России»

Цель: Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование и материалы : Плакаты, буклеты.

Ход работы:

1.Дайте определения понятий:

А) воинская дисциплина………………………………………………………………

Б) личная дисциплинированность воина……………………………………………..

В) субординация……………………………………………………………………….

2.Перечислите профессионально важные качества военнослужащего: (указать вид Вооруженных Сил или род войск)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.Закончите предложения.

Поведение военнослужащего, обусловленное пониманием существующих норм и правил и не требующее каких - либо напоминаний, - это……………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказами командиров и реализуется на основе повиновения, это-……………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Дополните схему, показывающую, какие документы оформляются для поступления в военно-учебное заведение.


Практическая работа № 13

«Способы оценки состояния физического здоровья »

Цель : оценка состояния здоровья организма, определение причин снижения уровня здоровья, связанных с образом жизни.

Оборудование и материалы: секундомер, прибор для измерения артериального давления

Ход работы:

    Оценка ЧСС проводится путем измерения пульса в течение 1 минуты в положении сидя. Проводить измерения пульса можно на запястье или на сонной артерии, фиксируя время измерения по секундомеру.

Мой пульс составляет _____ ударов в минуту.

Сравнительные данные ЧСС приведены в таблице 2.

Пульс менее 60 уд/мин часто регистрируется в покое у спортсменов (марафонцев, лыжников, велосипедистов). Частота пульса менее 40 в минуту в покое может быть следствием патологических изменений в сердце. Пульс выше 90 ударов в минуту в покое обычно также указывает на патологию сердца.

    Сравнение артериального давления (АД) учащихся с должным производится при наличии данных. При наличии прибора для измерения АД можно провести измерение АД.

Мое АД составляет ____ / ____ мм. рт. ст. Т


    Определение приспособляемости к нагрузке сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье. Для оценки работоспособности сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье проводят три измерения пульса:

1. Обучащиеся в положении сидя после пятиминутного отдыха измеряют пульс Р1 в течение 15 секунд. Команду начала и конца отсчета пульса дает учитель, пользуясь секундомером.

2. Обучащиеся по команде учителя одновременно выполняют 30 приседаний за 45 секунд. Сразу после выполнения приседаний в первые 15 секунд учащиеся измеряют пульс Р2. Этот этап проходит организованнее, если приседания вместе с учащимися выполняет учитель, задавая темп приседаний и контролируя время по секундомеру.

3. Третье измерение пульса Р3 обучащиеся проводят также сидя в течение последних 15 секунд первой минуты отдыха после выполнения приседаний. Измерение пульса проводится также по команде и под контролем преподавателя.

4. Результаты измерений записываются в таблицу 4.

.

Практическая работа № 14

«Измерение антропометрических показателей»

Цели работы: оценить состояние здоровья организма. определить причины снижения уровня здоровья, связанные с образом жизни.

Оборудование и материалы : секундомер, ростомер, весы, сантиметровая лента.

Ход работы:

1.Определение индивидуальной конституции.

1) Определите тип своей конституции, исходя из вышесказанного.

2) Дайте краткое описание этого типа.

2.Определение типа телосложения.

1) Измерьте, с помощью сантиметровой ленты, окружность запястья в самом узком месте лучезапястного сустава.

2) Сделайте вывод о типе телосложения, исходя из следующих данных: если у женщин окружность запястья менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении, если от 14 до 16,5 см - о среднем, а если свыше 16,5 см - о плотном. У мужчин окружность запястья менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении, от 16,5 до 18 см - о среднем, свыше 18 см - о плотном.

3. Сравнение роста (Р) со средним возрастным показателем

1) Измерьте свой рост.

2) Сравните свой рост с полученным результатом в таблице.

3) Сделать вывод насколько ваш рост соответствует возрасту



    Определение гармоничности развития согласно индексу Эрисмана.

1) Сделайте расчет индекса крепости согласно формуле. Индекс Эрисмана (индекс крепости): ОГр - 1/2 роста

2) Сравните полученные результаты с нормой (в норме в 9 - 18 лет = 1 - 3 см).

3) Сделайте вывод учитывая, что гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу

Практическая работа № 15

«Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов».

Цель. закрепление знаний о героизме, войсковом товариществе и приобретение практических умений при работе с учебником.

2. Составить тезисный конспект.

3. Ответить на вопросы.

Контрольные вопросы.

    Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.

    В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?

    Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?

Кочевники кубанских степей.
Кубановедение 5 класс

1. Заполните пропуски в тексте.

В начале I тысячелетия до н.э. на Северо-Западном Кавказе произошёл переход от эпохи бронзы к раннему железному веку .
Историки называют ранним железным веком период с VIII в. до н.э. по IV в н.э .

2. Как изменилась деятельность людей с появлением орудий труда из железа? К чему привели эти изменения?

Железо дало человеку орудия такой твёрдости и остроты, которым не мог противостоять ни один из известных до этого материалов. Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это было заметно в земледелии и ремесленном производстве. Для обработки земли вместо мотыги стали применять соху с железным лемехом. Для приведения её в действие использовали тягловую силу крупного рогатого скота.

3. Заполните пропуски в схеме.

4. Восстановите последовательность действий скифов при совершении ими погребального обряда. Впишите в клеточки соответствующее буквенное обозначение и прочитайте имя древнегреческого историка, описавшего ритуал захоронения умершего.

О - Сооружение могильной ямы.
Г - Бальзамирование тела умершего.
Р - Прощание с умершим.
Е - Объезд подвластных племён.
Д - Ритуальное убийство слуг, наложниц.
О - Сооружение кургана.
Т - Совершение тризны.

Ответ: Геродот

5. Сравните образ жизни скифов и сарматов. Заполните таблицу.

Вопросы для сравнения
Скифы

Сарматы

1. Основные занятия кочевое скотоводство кочевое скотоводство, в меньшей степени занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами
2. Погребальный обряд курганный обряд захоронения использовали курганы эпохи бронзы
3. Вооружение меч-акинак, лук и стрелы с бронзовыми наконечниками, длинные копья, бронзовый литой шлем шлем и панцирь из сырой воловьей кожи, железные кольчуга, панцирь, стрелы, меч с кольцевым навершием, копье.
4. Знаменитые курганы Костромской, Келермесские, курганы близ аула Уляп "Золотое кладбище" от станицы Казанской до станицы Воронежской

6. Из чего состояло военное снаряжение скифов? Опишите доспехи и вооружение.

Вооружение скифов состояло из меча-акинака, небольшого лука и стрел с бронзовыми литыми наконечниками, бронзового литого шлема. Конскую упряжь, одежду и многие предметы быта скифы украшали изображениями животных. В связи с этим возникло понятие "звериный стиль".

7. Составьте план рассказа "Курган в степи". Проиллюстрируйте один из его эпизодов.

1. Экспедиция работала на речке Понуре
2. Расчистка погребения
3. Находки в погребении воина II в. до н.э.
4. Всмотреться в прошлое сквозь века
5. Снаряжение Зорсина в последний путь

8. Определите значение терминов. Выпишите слова, вызвавшие затруднения при изучении материала параграфа. Определите их значение.

Скрепер - землеройно-транспортная машина с ковшом, применяемая для выравнивания поверхностей.

Трофеи - имущество, вооружение, захваченное победителем во время войны.

Кельты - древние воинственные племена, обитавшие на территории Западной Европы.

Грифон - фантастическое существо, совмещающее в себе части тела льва и хищной птицы.

Тризна - погребальный обряд у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника.

9. На контурной карте 3 (стр. 28) обозначьте скифские курганы и сарматское "Золотое кладбище".

Введение Логические задачи можно решать разными способами, каждый из них имеет свою область применения. В этой презентации вы узнаете кое-что об этих приемах. Познакомившись подробно, поймете в каких случаях удобнее использовать тот или другой метод.

Цели и задачи Основные приемы и методы решения логических задач Известно несколько различных способов решения логических задач. Давайте назовем их так: Метод рассуждений; Метод таблиц; Метод графов; Метод блок-схем; Метод бильярда; Метод кругов Эйлера. Остановимся отдельно на каждом из выделенных методов, иллюстрируя их примерами решения конкретных задач.

Метод рассуждений Задача 1. Способ рассуждений - самый примитивный способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.

Метод таблиц Задача 2. Основной прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

Метод графов Задача 3. Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками (в таком случае граф называется ориентированным). Пусть нам требуется установить соответствие между двумя типами объектов (множествами). Точками обозначаются элементы множеств, а соответствие между ними – жирными линиями. Тонкой линией будем объединять два элемента, не соответствующих другу.

Метод блок-схем Задача 4. В этом разделе рассматривается еще один тип логических задач. Это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости, а также задачи, связанные с операцией взвешивания на чашечных весах. Простейший прием решения задач этого класса состоит в переборе возможных вариантов. Понятно, что такой метод решения не совсем удачный, в нем трудно выделить какой-либо общий подход к решению других подобных задач. Более систематический подход к решению задач "на переливание" заключается в использовании блок-схем. Суть этого метода состоит в следующем. Сначала выделяются операции, которые позволяют нам точно отмерять жидкость. Эти операции называются командами. Затем устанавливается последовательность выполнения выделенных команд. Эта последовательность оформляется в виде схемы. Подобные схемы называются блок-схемами и широко используются в программировании. Составленная блок-схема является программой, выполнение которой может привести нас к решению поставленной задачи. Для этого достаточно отмечать, какие количества жидкости удается получить при работе составленной программы. При этом обычно заполняют отдельную таблицу, в которую заносят количество жидкости в каждом из имеющихся сосудов.

Метод математического бильярда Задача 5. Надеемся, что Вам известна игра бильярд за прямоугольным столом с лузами. Появившись до нашей эры в Индии и Китае, бильярд через много веков перекочевал в европейские страны – упоминание о нем имеется в английских летописях VI века. В России бильярд стал известен и распространился при Петре I. Подобно тому, как азартная игра в кости вызвала к жизни "исчисление" вероятностей, игра в бильярд послужила предметом серьезных научных исследований по механике и математике. Представьте себе горизонтальный бильярдный стол произвольной формы, но без луз. По этому столу без трения движется точечный шар, абсолютно упруго отражаясь от бортов стола. Спрашивается, какой может быть траектория этого шарика? Поиски ответа на этот вопрос и послужили появлению теории математического бильярда или теории траекторий. В этом разделе мы приведем одно изящное применение математического бильярда к решению задач на переливание. Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма.

Метод кругов Эйлера Задача 6. Круги Эйлера – задачи на пересечение или объединение множеств Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. Круги Эйлера - геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.

Назад Задача 1. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? Решение. Имеется три утверждения. Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе - ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей. Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил - японский, Вадим - арабский.

Задача 2. Три клоуна Бим, Бам и Бом вышли на арену в красной, зеленой и синей рубашках. Их туфли были тех же цветов. У Бима цвета рубашки и туфель совпадали. У Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны? Решение. Составим таблицу, в столбцах которой отметим возможные цвета рубашек и туфель клоунов (буквами К, З и С обозначены красный, зеленый и синий цвета). Будем заполнять таблицу, используя условия задачи. Туфли Бама зеленые, а рубашка не является зеленой. Ставим знак + в клетку 2 -й строки и 5 -го столбца, и знак - в клетку 2 -й строки и 2 -го столбца. Следовательно, у Бима и Бома туфли уже не могут быть зелеными, так же как не могут быть туфли Бама синими или красными. Отметим все это в таблице.

Назад Далее, туфли и рубашка Бома не являются красными, отметим соответствующие ячейки таблицы знаком –. Из таблицы, заполненной на этом этапе, видим, что красные туфли могут быть только у Бима, а, следовательно, туфли Бома - синие. Правая часть таблицы заполнена, мы установили цвета обуви клоунов (табл. 1). Цвет рубашки Бима совпадает с цветом его туфель и является красным. Теперь легко устанавливается владелец зеленой рубашки - Бом. Бам, в таком случае, одет в рубашку синего цвета. Мы полностью заполнили таблицу, в которой однозначно устанавливаются цвета туфель и рубашек клоунов (см. табл. 2): Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета. Ответ: Бим одет в красную рубашку и красные туфли, Бам в синей рубашке и зеленых туфлях, Бом в зеленой рубашке и туфлях синего цвета.

Назад Задача 3. Петя, Гена, Дима и Вова занимаются в детской спортивной школе в разных секциях: гимнастической, баскетбольной, волейбольной и легкой атлетики. Петя, Дима и волейболист учатся в одном классе. Петя и Гена на тренировки ходят пешком вместе, а гимнаст ездит на автобусе. Легкоатлет не знаком ни с баскетболистом, ни с волейболистом. Кто из мальчиков в какой секции занимается? Решение-ответ. Петя – баскетболист, Гена – волейболист, Дима – гимнаст, а Вова – легкоатлет.

Задача 4. Имеются два сосуда - трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду. Решение. Перечислим все возможные операции, которые могут быть использованы нами, и введем для них следующие сокращенные обозначения: НБ - наполнить больший сосуд водой из-под крана; НМ - наполнить меньший сосуд водой из-под крана; ОБ - опорожнить больший сосуд, вылив воду в раковину; ОМ - опорожнить меньший сосуд, вылив воду в раковину; Б→М - перелить из большего в меньший, пока больший сосуд не опустеет или меньший сосуд не наполнится; М→Б - перелить из меньшего в больший, пока меньший сосуд не опустеет или больший сосуд не наполнится. Выделим среди перечисленных команд только три: НБ, Б→М, ОМ. Кроме этих трех команд рассмотрим еще две вспомогательные команды: Б = 0 ? - посмотреть, пуст ли больший сосуд; М = З? - посмотреть, наполнен ли малый сосуд. В зависимости от результатов этого осмотра мы переходим к выполнению следующей команды по одному из двух ключей - "да" или "нет". Такие команды в программировании принято называть командами "условного перехода" и изображать в блок-схемах в виде ромбика с двумя ключами-выходами.

Назад Договоримся теперь о последовательности выполнения выделенных команд. После Б→М будем выполнять ОМ всякий раз, как меньший сосуд оказывается наполненным, и НБ всякий раз, как больший сосуд будет опорожнен. Последовательность команд изобразим в виде блок-схемы (Рис. 1). Начнем выполнение программы. Будем фиксировать, как меняется количество воды в сосудах, если действовать по приведенной схеме. Результаты оформим в виде таблицы (табл.). Дальше эта последовательность будет полностью повторяться. Из таблицы видим, что количество воды в обоих сосудах вместе образует следующую последовательность: 0, 5, 2, 7, 4, 1, 6, 3, 0 и т. д. Таким образом, действуя по приведенной схеме, можно отмерить любое количество литров от 1 до 7. Чтобы отмерить еще и 8 литров, надо наполнить оба сосуда.

Задача 5. Имеются два сосуда - трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду. Решение. В рассматриваемой задаче стороны параллелограмма должны иметь длины 3 и 5 единиц. По горизонтали будем откладывать количество воды в литрах в 5 -литровом сосуде, а по вертикали – в 3 -литровом сосуде. На всем параллелограмме нанесена сетка из одинаковых равносторонних треугольников (см. рис. 1). Бильярдный шар может перемещаться только вдоль прямых, образующих сетку на параллелограмме. После удара о стороны параллелограмма шар отражается и продолжает движение вдоль выходящего из точки борта, где произошло соударение. При этом каждая точка параллелограмма, в которой происходит соударение, полностью характеризует, сколько воды находится в каждом из сосудов.

Назад Пусть шар находится в левом нижнем углу и после удара начнет перемещаться вверх вдоль левой боковой стороны параллелограмма до тех пор, пока не достигнет верхней стороны в точке А. Это означает, что мы полностью наполнили водой малый сосуд. Отразившись упруго, шар покатится вправо вниз и ударится о нижний борт в точке В, координаты которой 3 по горизонтали и 0 по вертикали. Это означает, что в большом сосуде 3 литра воды, а в малом сосуде воды нет, то есть мы перелили воду из малого сосуда в большой сосуд. Прослеживая дальнейший путь шара и записывая все этапы его движения в виде отдельной таблицы (табл. 1), в конце концов, мы попадаем в точку Н, которая соответствует состоянию, когда малый сосуд пуст, а в большом сосуде 4 литра воды. Таким образом, получен ответ и указана последовательность переливаний, позволяющих отмерить 4 литра воды. Все 8 переливаний изображены схематически в таблице.

Назад Задача 6. "Обитаемый остров" и "Стиляги". Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров» , 11 человек – фильм «Стиляги» , из них 6 смотрели и «Обитаемый остров» , и «Стиляги» . Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги» ? Решение. Чертим два множества таким образом: 6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги» , помещаем в пересечение множеств. 15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров» . 11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги» . Получаем: Ответ. 5 человек смотрели только «Стиляги» .


1. Дайте определения понятий:

а) Чрезвычайная ситуация ______________________________________

б) стихийное бедствие _________________________________________

_____________________________________________________________

в) авария _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Из нижеперечисленных чрезвычайных ситуаций выберите те, которые относяться:

а) к ЧС природного характера____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) к ЧС техногенного характера__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прорыв плотины, эпидемия, смерч, лесной пожар, сель, радиационная авария, взрыв, извержение вулкана, сильная жара, химическая авария, авария на железной дороге, наводнение, пожар, оползень, буря.

3. В приведенной схеме заполните последовательность действий человека, оказавшегося в завале, при условии, что у него нет возможности выбраться.


4. Для привлечения внимания людей при возникновении чрезвычайной ситуации перед передачей речевой информации включают электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает подачу предупредительного сигнала, который называется ___________________________________________________

_____________________________________________________________

По этому сигналу необходимо___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС)

1. Дополните предложение.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана с целью __________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу.

3. Из перечисленных ниже выберите и подчеркните силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы инспектирования и надзора; соединения и части МЧС России; МО РФ; МВД России; службы, осуществляющие анализ состояния природной среды; службы контроля продуктов питания; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; службы, осуществляющие надзор за потенциально опасными объектами; учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.

4. Изложите не менее трех предложений, определяющих права граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

а) __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

в) ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства»

1. Дополните схему



2. Из приведенных ниже государственных органов выберите и подчеркните тот, в чью компетенцию входит рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной и иных видов безопасности, охрана здоровья населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоление их последствий, обеспечение стабильности и правопорядка.

Конституционный Суд Российской Федерации, Комитет по безопасности Государственной Думы РФ, Совет безопасности РФ, Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Дополните таблицу, указав в ней названия законов Российской Федерации в соответствии с предназначением.

4. Закончите предложение.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: «Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время»

1. Дайте определение понятия:

Гражданская оборона ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните таблицу об уровнях и органах управления ГО РФ.

3. Изложите не менее трех основных задач в области гражданской обороны, определенных Федеральным законом «О гражданской обороне»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Из приведенных ниже планов выберите и подчеркните тот, который разрабатывается в образовательном учреждении с целью уменьшения размеров людских потерь и материального ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в военное время.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. План эвакуации. План гражданской обороны. План оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях.

Тема: «Современные средства поражения и их поражающие факторы»

1. Дайте определение понятий:

а) ядерное оружие _____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) химическое оружие __________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) бактериологическое оружие __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните таблицу о поражающих факторах ядерного взрыва.

3. Перечислите основные признаки применения бактериологического оружия:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополните схему, отражающую классификацию отравляющих веществ, в зависимости от воздействия на организм человека.

Тема: «Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время»

1. Дайте определение понятий:

а) оповещение ________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) убежище ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) аварийно-спасательные работы ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните предложение.

К вспомогательным средствам оповещения на ограниченных территориях относятся _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Помещения в убежищах бывают основные и вспомогательные. Подчеркните среди нижеперечисленных те, которые относятся к основным.

Фильтровентиляционные камеры, помещение для электростанции, отсеки для размещения людей, помещения для санузлов, кладовая, медпункт, тамбуры.

4. Заполните таблицу, характеризующую назначение, принцип действия и устройство гражданского противогаза ГП-7

Назначение
Принцип действия
Устройство

5. Основным содержанием аварийно-спасательных работ являются действия по спасению людей. Они осуществляются, как правило, в четыре этапа. Перечислите эти этапы

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 1

1. Дополните схему


2. Дополните таблицу о классификации преступлений.

3. Дополните предложения.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории сбъектов Российской Федерации создаются_____

Подсистемы РСЧС

Для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти создаются______________________________________________

подсистемы РСЧС.

4. Перечислите основные признаки применения химического оружия.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дополните схему о классификации средств индивидуальной защиты.


Вариант 2

1. Перечислите не менее пяти правил безопасного поведения в общественных местах _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните схему.



3. Перечислите в установленной последовательности действия при проведении частичной санитарной обработки в случае заражения радиоактивными веществами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные законодательные акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности____________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Закончите предложение.

Аварийно-спасательные работы – это действия по __________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лучшие статьи по теме