Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Лирические песни. Народная лирическая песня

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном. Все существующие жанры народных песен невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой статьи.

В школе детям дают азы фольклора на уроках музыки и литературы. О том, какие же бывают жанры народных песен, 4 класс узнаёт именно там. Учителя проводят общеобразовательные уроки, на каждом из которых дети ознакамливаются с определённым типом народного творчества. Особый акцент делается на жанры народных песен, примеры воплощения которых ученики пытаются отыскать в реальности.

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле - это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

Небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример - «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

Свадебные;

Причитания;

Пестушки.

Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике.

Жанр причитания - это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

Пестушки можно отнести и к жанру песен о любви и к жанру колыбельных, так как начинали их петь матери своим детям ещё в колыбели. Эти песни восхваляли ребёнка, желали ему здоровья и счастья в его жизни.

Хороводные и плясовые

Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые и любимые Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

О природе

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

Обрядовые

Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:

Зимние песни (колядки);

Весенние (веснянки);

Летние (песни на Ивана Купала);

Песни пахоты и сева, сбор урожая;

Вознесенские песни;

Масленичные.

Данный список можно продолжать ещё долго, ведь это самые распространённые жанры русской народной песни. Примеры обрядовых песен сохранились и до сегодня, их разучивают на уроках музыки в 4-м классе. Это «Коледа-Моледа», «Посеяли девки лён», «Завью венки».

Частушки

Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

Лирические (с самым различным содержанием);

Страдания (о любви);

Матаня (обращение к возлюбленной/ному);

Плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

Колыбельные

Самым народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза - всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».

Солдатские

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю - Отцу России», «Вороные кони рвутся».

В зеленом-то саду груша
Зашумела, зашумела.
Народная песня
Лирическая песня выразила бесконечный в своей самоуглубленности, торжествующей красоте мир переживания простого человека, прежде всего - крестьянина. Она показала устойчивость духовных ценностей, выработанных народом вопреки давлению сил, пытающихся растоптать человеческое достоинство «податного сословия».
Антикрепостническими были песни не только дворовых или разбойников. Такими всегда были любовные и семейно-бытовые, воплотившие утонченность эмоций «крещеной собственности» задолго до часа, когда гуманная словесность открыла: «и крестьянки любить умеют».
Как у ключика у гремучего,
У колодезя у студеного
Добрый молодец сам коня поил,
Красна девица воду черпала;
Почерпнув, ведры и поставила.
Как поставивши, призадумалась...
На всем протяжении XVII-XX веков народная песня неудержимо влекла к себе деятелей отечественной культуры, желающих вместить в свое творчество могущественное дыхание народной стихии, отразить в слове и музыке беспредельную ширь народной души.
Лирическая песня вышла из обрядовой стихии, поэтому у них так много общего, и, главное, в восприятии человека, его внутреннего мира.
Веселая голова,
Не ходи мимо сада;
Не прокладывай следа,
Дороженьки не тори,
Худой славы не клади!
Худа славушка придет -
Никто замуж не возьмет.
Жизнь песенная принимала в свое лоно из жизни настоящей какие-то «очищенные» ее проявления, идеальную красоту ликов, а не лиц. Всякая песенная девушка- «красна девица»: «Белолика, круглолика», «Без румян-то румяненькая», щеки ее-«маков цвет», брови-«черны соболя». Всякий песенный парень - «раскудрявый добрый молодец», у которого «на каждой кудринке по жемчужинке», очи «ясна сокола», бравая «поступка молодецкая» и непременно «чист-пречист». В песенной действительности была достигнута гармония состояний человека и окружающего мира:
Полюбеши молодчика, не мил девке белый свет...
Проклятая осинушка без ветру шумитъ...
Зеленая ивушка приунывши стоить...
Белая березица пригорюнивши...
Купоресово древечко призадумавши...
Они взаимно сочувствуют друг другу - человек, дерево, конь, птица - переговариваются между собой на равно понятном языке людей.
Система изображения в лирической песне идеализирует реальность, она далека от конкретности внешнего и внутреннего рисунка, что придет в искусство позднее благодаря «самовыражению в стиле». Однако вся выражаемая песней жизнь вбирается в оправу определенного человеческого чувства и возникает сквозь призму достаточно определенного же характера. В песенном искусстве выделяются те зачатки истинного психологизма, с которыми далее - в частушке - фольклор сделает шаг навстречу конкретному жизнеотражению.
А. С. Пушкин восхищался народной песней, видел в ней «лестницу чувств», использовал в своих произведениях. В народной песне нет разграничения «я» исповедующейся личности и «я» другого человека-героя, о котором заходила речь.
«Я любить-то не люблю -
Насмотреться не могу;
Насмотреться, наглядеться, нарадоваться:
Очень миленький хорош -
Чернобров, душа, пригож!»
А еще песня учила (и учит по сей день) языку метафор и намеков, внепове-ствовательному развертыванию сюжета, приемам композиционной градации, симметрии; интонационно обогатила не только поэзию, но и прозу, приобщила к национальной символике.
Народная песня является неисчерпаемым кладезем, откуда во все века брали и продолжают обогащать свое творчество мастера слова, музыки, живописи.
Ах, не одна-то, не одна,
Эх, во поле дороженька, ах, одна пролегала...
Эх, ельничком да березничком, эх, горьким
Частым осинничком!

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые .

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых . Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия...

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом .

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами...

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен :

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​ ​

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

1. Определение жанра. Проблема классификации.

2. Основные жанрово-тематические разновидности лирических песен.

3. Поэтика лирических песен. Особенности композиции. Поэтический язык.

Народная лирика – богатейший раздел устного поэтического творчества. Лирические песни – это зеркало духовной жизни народа. Основная структурная особенность лирической песни состоит в единстве трех важных признаков: 1) малый объем – от 8 до 30 стихов. Песня не имеет развернутого сюжета. Её цель – достичь эмоционально впечатлительной передачи ситуаций, мыслей и переживаний. Поэтому изложение отличается краткостью и сжатостью. 2) признак – лирическая форма. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к этим фактам и явлениям, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Прежде всего предметом её изображения является внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния. 3) Лирическая песня – это стихотворный жанр. В ней существует внутреннее единство слова и напева, которое выражается в соответствии эмоционального и интонационного характера, синтаксической структуры предложений и структуры музыкальных фраз, словесного и музыкального ритма. В этом жанре велика смысловая и особенно эмоциональная нагрузка слова.

Колпакова выделяет 4 жанровых группы песен: заклинательные, игровые, величальные и лирические (частые и протяжные).

На жанре лирических песен и остановимся подробнее. К частым или «скорым» относятся весёлые и шуточные песни с жизнерадостным содержанием, с изображением мелких бытовых веселых эпизодов, а также песни с элементами социальной и бытовой сатиры.

Рядом с частыми веселыми песнями имелось множество частых шуточных, дававших выход народному остроумию, желанию посмеяться.

Внеобрядовые лирические протяжные песни составляют основной раздел традиционной крестьянской песенной лирики. Это, как правило, песни с элегическим эмоциональным тоном, с раздумьями социального характера. Эти песни отражают общественный и внутрисемейный быт старой русской деревни разных эпох.

Общий эмоциональный тон этих песен обычно выражает грусть, тоску, нередко обиду.

Внутри протяжных песен намечается два способа изложения быта и психологии. Одни песни излагают свое содержание в виде более или менее связного рассказа. Это протяжные песни типа повествования . Они имеют если не четко выраженный сюжет, то хотя бы какой-то завершенный сюжетный эпизод.

Другие лирические песни имеют характер личных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний. Это песни-раздумья . Сюжетность в них предельно ослаблена, констатируется только факт того или иного лирического настроения. Герои таких песен ничего не делают для избавления от тоски:



^ ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Русская народная лирика отличается композиционным своеобразием. Рассмотрим композиционные формы лирической песни.

Одна из основных форм изложения – монолог . Это размышление лирического героя, излияние чувств девушки, горький плач крестьянки, выданной замуж за нелюбимого:

Менее распространенной формой композиции является диалог.

Третья форма – повествовательные песни .

Четвертая форма песен – песни-описания . Чаще всего эмоционально-лирическое содержание в них выражается символическими образами.

Часто наблюдается взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм. То есть песня может начинаться повествованием или описанием, а далее следует диалог или монолог.

Каковы же принципы внутренней организации лирических песен, которые определяют их жанровую специфику? Широко применяется в традиционной лирической песне принцип поэтического параллелизма . В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая символическая картина является как бы эмоциональным вступлением:

Следующий принцип организации композиции – принцип цепочного построения . Он организован так, что отдельные картины песни связываются между собой цепочно: последний образ первой картины является первым образом второй. Эта связь осуществляется пока песня не дойдет до картины, до образа, выражающих основное содержание песни.

Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. С помощью этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении пространственного сужения.

Четвертый композиционный прием – изречение , которое является тезисом, доказываемым в песне.

Характерной особенностью лирической песни является зачин. Это своеобразное вступление, которое тематически подготавливает песню. Можно выделить несколько типов зачинов: а) указание времени событий; б) указание места действия; в) обращение (к близким, родным, дереву, птице, ветру, милому); г) распространенный тип зачина – психологический параллелизм.

В лирической песне часто встречается припев. Припев может быть связан с текстом и выполнять смысловую и выразительную функции, а может быть традиционным – делить песню на части, скреплять стихи и вести тему и эмоциональный тон.

^ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Для скрепления частей песни используются различные повторы: слогов, слов, нескольких слов. Это может быть повтор первого слова в строке – анафора, может быть повтор последнего слова – эпифора.

Очень широкое употребление получили в лирической песне символические образы. Символы традиционны, смысл их устойчив Широко распространены в песнях сравнения, которые имеют выразительную функцию Нередко можно встретить эпитеты: чистое поле, сизый голубь. Употребление эпитетов может быть постпозитивным: туча темная.

Жанровая специфика лирических песен выражается также в употреблении обращений. Часто это обращения риторические – к различным предметам и явлениям природы.

Для народной песни характерно употребление синонимов.

В лирических песнях много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В традиционных необрядовых лирических песнях чаще всего встречается двухударный тонический стих.

Все эти компоненты содержания и формы представляют собой единую художественную систему.

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э.В.Померанцева, С.И.Минц.-М.,1969.-С.393-438.

  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.263-326.

  3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.510-555, 641-673.

  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.288-313.

  5. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.-М.-Л., 1965.

  6. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М., 1989. Статьи: Композиция протяжной лирической песни. Композиция игровых, хороводных и плясовых песен. Поэтическая символика русских народных лирических песен. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках.

  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю.Г. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни.

^ Дополнительная литература


  1. Лазутин С.Г. Русские народные песни.-М., 1965.

Лучшие статьи по теме