Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Лицензионные сборы. Лицензионный сбор за оружие

Статья 553. Общие положения

1. Настоящей главой устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые база и ставки региональных лицензионных сборов (далее в настоящей главе - сборы).

2. Конкретный порядок и условия уплаты сборов определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Статья 554. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками сборов признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели((статья 26 настоящего Кодекса), приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Статья 555. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации видов деятельности.

2. Внесение изменений в лицензию приравнивается к выдаче новой лицензии.

Статья 556. Налоговая база

Налоговая база для установления регионального лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Статья 557. Размеры лицензионных сборов

1. За выдачу лицензии на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 500-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации.

2. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивается 50 процентов суммы регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Статья 558. Порядок и сроки уплаты региональных лицензионных сборов

1. Региональный лицензионный сбор уплачивается налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

2. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщик уплачивает региональный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии.

3. Уплаченный региональный лицензионный сбор возврату не подлежит.

4. Сумма сбора уплачивается в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган.

Статья 559. Форма налоговой декларации

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации.

ФСНП

Региональные лицензионные сборы устанавливаются в соответ­ствии с федеральным законодательством законами субъектов Рос­сийской Федерации. Конкретного перечня рекомендуемых лицен­зионных сборов нет ни в Налоговом кодексе Российской Федера­ции, ни в Федеральном законе «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности». В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает виды деятельности, лицен­зирование которых осуществляется органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации. При этом деятельность, на осуществление которой была выдана лицензия органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, может произво­диться на всей территории России. Положения о порядке лицензи­рования различных видов деятельности и порядок уплаты лицен­зионных сборов утверждаются законодательными (представитель­ными) органами власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации к основным видам ли­цензионных сборов относятся:

1) сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией;

2) сборы за выдачу лицензий на деятельность по реализации
товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами;

3) сборы за выдачу лицензий на деятельность по содержанию
тотализатора (сети пунктов тотализатора);

4) сборы за выдачу лицензий на деятельность по разведению
племенных животных;

5)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
и использованию племенной продукции (материала);

6)сборы за выдачу лицензий на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

7)сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству
элитных семян и другие.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Лицензионные сборы за выдачу лицензий на розничную торгов­лю алкогольной продукцией взимаются с организаций и индиви­дуальных предпринимателей. При этом алкогольной продукцией признается пищевая продукция, произведенная с использовани­ем этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продук­ции. Лицензионный сбор устанавливается в размере десятикрат­ного минимального размера оплаты труда, установленного феде­ральным законом на момент выдачи лицензии. В случае переоформ­ления документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесе­ния в него изменений взимается сбор, размер которого не может превышать одну десятую минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ).

Суммы сборов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии не освобождает организации и индивидуальных пред­принимателей от уплаты других налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.

Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (такое положение закреплено практически во всех зако­нодательных актах субъектов Российской Федерации).

Лицензионный сбор за выдачу лицензий на деятельность по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акци­зами, взимается в отношении розничной реализации алкоголь­ной продукции и пива, а также оптовой реализации пива. Дан­ный лицензионный сбор взимается за предоставление права роз­ничной торговли алкогольной продукцией и пивом на террито­рии субъекта Российской Федерации. Право на указанную дея­тельность возникает с момента выдачи лицензии. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных местностях, в том числе располо­женных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензии оформляются на каждый объект в отдель­ности.

В качестве плательщиков сбора выступают юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие или имеющие намерение осуществлять лицензируемую деятельность. На основании поданных документов для получения лицензии заявителю выписывается расчет лицензионного сбора.

Заявитель обязан в установленный срок произвести уплату ли­цензионного сбора. В случае, если сбор не был уплачен в срок, орган лицензирования имеет право увеличить срок рассмотрения заявления и осуществить перерасчет сбора, исходя из новых ста­вок размера оплаты труда.

При обращении в орган лицензирования заявитель уплачивает лицензионный сбор в размере одной установленной законом ми­нимальной месячной оплаты труда. В случае проведения допол­нительной, в том числе независимой, экспертизы представлен­ных документов на получение лицензии расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расхо­ды, непосредственно связанные с ее проведением, не включают­ся в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно при рассмотрении заявления.

При переоформлении лицензии в связи с реорганизацией, изме­нением организационно-правовой формы, наименования, юри­дического адреса организации или паспортных данных индивиду­ального предпринимателя вносится сбор в размере одной мини­мальной месячной оплаты труда. В связи с утратой лицензии при получении дубликата также уплачивается сбор в размере одного МРОТ.

Независимо от результатов рассмотрения заявления, поданно­го в орган лицензирования, сумма платы за его рассмотрение и проведение экспертизы возврату не подлежит. Такой же порядок установлен и в отношении лицензионного сбора, уплачиваемого за лицензии на оптовую реализацию пива. Однако существуют и определенные особенности уплаты данного сбора. Так, при поло­жительном решении ; для получения лицензии организации или ин­дивидуальные предприниматели вносят лицензионный сбор в раз­мере:

а) для юридических лиц - путем умножения установленного
законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия
решения о выдаче лицензии) на 50 и на срок действия лицензии
(от 1 до 3 лет);

б) для индивидуального предпринимателя - путем умножения установленного законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия решения о выдаче лицензии) на 25 и на
срок действия лицензии.

В случае отказа заявителя от получения лицензии после упла­ты лицензионного сбора орган лицензирования в месячный срок принимает решение о возврате внесенного сбора. При этом с зая­вителя взыскивается сумма в размере одного МРОТ 1 .

1 См.: постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации товаров, облагаемых в установ­ленном порядке акцизами, в городе Москве» от 31 июля 2001 г. № 692-ПП.

Сбор за выдачу лицензии на деятельность по содержанию то­тализатора (сети пунктов тотализатора) устанавливается только для юридических лиц. Тотализатором признается способ орга­низации взаимных пари между участниками, характеризующий­ся определенным местом приема ставок у участников и выплат им выигрыша, использованием соответствующих технических средств, процедур, специфических приемов доведения до заин­тересованных лиц достоверной информации о предстоящих со­бытиях, на исход которых заключаются взаимные пари, и их результатах, а также порядком определения размеров выигрыша и их выплатой.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии организации-заявители обязаны уплатить сбор в трехкратном размере уста­новленного законом МРОТ. При этом независимо от результатов рассмотрения заявления о выдаче лицензии сумма платы за его рассмотрение возврату не подлежит. За выдачу лицензии на пра­во деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов то­тализатора) взимается лицензионный сбор в десятикратном раз­мере установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае наличия у организации действующей лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) и подачи заявления на выдачу документа, под­тверждающего право осуществлять деятельность по содержанию пунктов тотализатора, объединенных в единую сеть с головным офисом, сбор за выдачу документа, подтверждающего право осу­ществления деятельности на заявленных пунктах тотализатора, взимается в трехкратном размере установленного законом МРОТ. Все средства, поступающие в виде лицензионного сбора, а так­же плата за переоформление документа, выдачу его дубликата (1/10 МРОТ) зачисляются в бюджет субъекта Российской Феде­рации.

Законодательством субъектов Российской Федерации устанав­ливается порядок лицензирования, исчисления и уплаты сборов за организацию деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материа­ла), за исключением случаев, когда указанная деятельность осу­ществляется для обеспечения собственных нужд.

Плательщиками сбора являются юридические лица и инди­видуальные предприниматели. В некоторых регионах (например, в Республике Алтай, Республике Тыва и др.) данные лицензи­онные сборы устанавливаются не только для производителей, но и для лиц, осуществляющих вывоз продукции (материала) за пределы региона. При этом плательщиками сбора являются толь­ко организации и индивидуальные предприниматели, зареги­стрированные на территории данного субъекта Российской Фе­дерации.

Ставка лицензионного сбора устанавливается в размере 10 про­центов суммы, обозначенной в договоре между экспортером и хозяйством - поставщиком продукции. Ставка лицензионного сбора уменьшается на 50 процентов при продаже указанной про­дукции предприятиям медицинской промышленности Российской Федерации.

Плательщики сбора исчисляют лицензионный сбор самостоя­тельно, исходя из фактически сложившихся объемов продукции, предназначенной для вывоза, и ставки сбора. Уплата сбора произ­водится либо в специально создаваемый внебюджетный фонд 1 , либо в бюджет субъекта Российской Федерации. Плательщики сбора представляют в налоговые органы по месту нахождения расчеты сумм сбора вместе с бухгалтерской отчетностью в установленные сроки. Суммы сбора исчисляются поквартально.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ дается определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Плательщик (юридическое и физическое лицо) платит взнос, который является лишь одним из условий совершения юридически значимых действий, а с точки зрения чиновника юридически значимым действием является любое его действие, независимо от результата. Таким образом, этот взнос взимается государственным органом или его представителем «по праву сильного», без экономического обоснования.

Первоначально устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговые базы и ставки федеральных, региональных и местных лицензионных сборов.

Конкретный порядок и условия уплаты для федеральных лицензионных сборов определяются законодательством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами. Для региональных сборов конкретный порядок и условия уплаты определяются законом, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Для местных лицензионных сборов порядок уплаты на территории местного самоуправления устанавливается решением представительного органа местного самоуправления.

Налогоплательщиками федеральных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в уполномоченных федеральных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на ведение на территории Российской Федерации лицензируемых видов деятельности или на осуществление определенных прав.

Налогоплательщиками региональных лицензионных сборов признаются организации, приобретающие в уполномоченных региональных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотренное законодательством Российской Федерации, на осуществление на территории субъекта Российской Федерации лицензируемых видов деятельности.

Налогоплательщиками местных лицензионных сборов признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие в органах местного самоуправления специальное разрешение (лицензию) на право ведения на территории местного самоуправления отдельных видов деятельности.

Перечень видов деятельности, лицензии на которые имеют право выдавать уполномоченные федеральные органы и органы местного самоуправления, устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о лицензировании.

Налоговая база для установления федерального, регионального и местного лицензионного сбора определяется исходя из конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию, и установленного федеральным законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Объектом налогообложения и налоговой базой признается приобретение налогоплательщиком права на осуществление на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории города, района лицензируемых видов деятельности или определенных прав.

Внесение изменений в лицензию при уплате регионального и местного лицензионного сбора приравнивается к выдаче новой лицензии.

За выдачу федеральных, региональных и местных лицензий на осуществление установленных законодательством о лицензировании видов деятельности взимается лицензионный сбор в размере, не превышающем 10-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конкретный размер лицензионного сбора для региональных сборов устанавливается органом власти субъекта Российской Федерации, а для местных лицензионных сборов - решением представительного органа местного самоуправления. За выдачу дубликата лицензии налогоплательщик уплачивает 50% суммы федерального и регионального лицензионного сбора, подлежащей уплате.

Все лицензионные сборы уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно до получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности, налогоплательщики уплачивают все (федеральные, региональные и местные) лицензионные сборы отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности, указанного в лицензии, и в тот бюджет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган. Уплаченный лицензионный сбор возврату нс подлежит.

Типовая форма налоговой декларации и порядок ее заполнения устанавливаются налоговой службой по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под сбором?
  • 2. Кто является плательщиком сборов?
  • 3. Как определяется налоговая база?

Лицензионный сбор — плата за лицензию, выдаваемую уполномоченными государственными органами на ведение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Лицензионный сбор появился в Европе в начале XIX в. Исторически является развитием специальных промысловых , возникших в эпоху корпоративной регламентации промыслов из ранее существовавших концессионных платежей казне и лицензий пошлинного характера. В одних государствах эти лицензии за немногим исключением исчезли, в других – с введением свободы промыслов – их число увеличилось. Специальные промысловые сборы в форме лицензий приобрели большое значение во Франции и особенно в Великобритании.

Во Франции к числу лицензий принадлежали сборы: с предприятий, изготовляющих подакцизные напитки, с фабрикантов и торговцев растительным маслом, с фабрикантов игральных карт, с иностранных сахарозаводчиков, с транспортных предприятий и т.д.

В Великобритании лицензионный сбор собирался с нотариусов, адвокатов и других судебных должностных лиц, оценщиков, аукционистов, разносчиков и т.д. Облагалась деятельность пивоваров, винокуров, фабрикантов сладких вин, виноторговцев оптовиков, мелких торговцев, владельцев гостиниц, пивных баров, харчевен, которые владели одним видом промысла. В государственное казначейство поступали лицензионные сборы только с пивоваренного и винокуренного промыслов, а остальные – в кассы органов местного управления. Подобные лицензионные правила существовали в США.

В Германии также практиковались лицензии и сборы концессионного характера, отчасти скрытые под названием , отчасти включаемые в разряд штемпельных сборов.

Лицензионный сбор – это оплата, взимаемая страной с экспортера или импортера, дающая право на законный ввоз-вывоз товара. Перед оплатой лицензионного сбора заключается двухсторонний договор о законности ввозимого-вывозимого товара. Также, лицензионный сбор взимается с компаний или же индивидуальных предпринимателей, претендующих на определенный вид деятельности на территории государства.

Каждый из видов деятельности, который подразумевает перед собой получение лицензии, несет за собой обязательный лицензионный сбор со стороны государства, на территории которого вид деятельности будет осуществляться. Все финансовые рамки лицензионного сбора регулируются нормами финансового права. Перечень всех видов деятельности, требующих прохождения процедуры лицензирования и оплаты лицензионного сбора, указываются в государственном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, вся процедура лицензирования проходит по четко указанным в законодательстве страны нормам и осуществляется специальными исполнительными органами.

Процедура выдачи лицензии предусматривает перечень следующих действий:

  • подача заявления на осуществление вида деятельности (внесение изменений), требующего лицензирования;
  • принятие заявления контролирующими и исполнительными органами;
  • оплата лицензионного сбора;
  • выдача необходимых документов (лицензий) на определенный вид деятельности.

Лучшие статьи по теме