Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 10
  • Кнопка 5 килогерц на рации зачем. Радиостанции – зачем они нужны и как выбрать подходящий вариант

Кнопка 5 килогерц на рации зачем. Радиостанции – зачем они нужны и как выбрать подходящий вариант

Распространение сотовой связи не исключает необходимости в использовании радиостанций во всех сферах жизни, начиная с профессиональной деятельности, и заканчивая применением в быту. Преимуществ этого вида связи больше, чем может казаться.

Это и отсутствие абонплаты, возможность быть на связи там, где отсутствует сигнал сотового покрытия, а также ряд эксплуатационных удобств. Работать с радиостанцией может даже ребенок, но существуют правила, как пользоваться рацией. Их рекомендуется выполнять всем, кто выходит в эфир.

Выбор частот

Пользователю необходимо знать, какими частотами можно продуктивно пользоваться. В эфире применяется четыре вида радиочастот:

  • (Гражданский);
  • LPD (Безлицензионный);
  • PMR (Универсальный);
  • VHF (Профессиональный).

Радиостанции СВ диапазона способны передавать сигнал на небольшие расстояния, но с частыми преградами. Они удобны в лесу, в условиях городской застройки. Диапазоны LPD и PMR работают в частотных пределах от 400 до 500 МГц. Это позволяет вести переговоры на удалении, препятствия не будут создавать помех. Для работы на LPD частотах в РФ получать разрешение не требуется, диапазон PMR в равной степени легальный на Западе и в России. Частоты VHF удобны для обеспечения закрытой связи на небольших расстояниях.

Проверка радиостанции на готовность к работе

  • тестируется работа кнопок управления;
  • проверка исходящей мощности;
  • контроль модуляции.

Чтобы убедиться в работе радиостанции, необходимо наладить связь с другим абонентом с радиоприбором.

Что надо знать об общении по рации

Для передачи сообщения требуется перейти в режим исходящей трансляции, для чего нажимается кнопка PTT. Выходя в эфир, необходимо понимать, что вас будут слышать все, кто находится на одном с вами канале. Принимать сигнал и говорить в синхронном режиме невозможно.

Основные правила общения

  • Вначале сообщения необходимо назваться, чтобы абоненты понимали, от кого оно исходит.
  • После завершения сообщения необходимо подтвердить, что оно принято.
  • Для долговременных переговоров рекомендуется использовать другие каналы, чтобы не занимать общий эфир.

Как технически правильно организовать переговорный процесс

  • Сообщения должны быть лаконичными, поэтому рекомендуется продумывать и формулировать фразы предварительно.
  • Проверьте, что эфир в данный момент не занят, и в нем не слышны другие переговоры.
  • Радиостанцию необходимо держать в вертикальном положении в нескольких сантиметрах от губ. Если устройство разместить горизонтально, это негативно повлияет не дальность распространения сигнала.
  • После нажатия на PTT необходимо выдержать двухсекундную паузу, и только потом говорить. Сообщение должно быть четким, простым и разборчивым.
  • После окончания голосового сигнала кнопка отпускается не сразу, а также через пару секунд. Это сохранит целостность сообщения, собеседнику не потребуется уточнять услышанное.
  • Говорить необходимо после завершения партнером реплики.

Воспользовавшись советами, как пользоваться рацией, абоненты смогут грамотно применять радиооборудование и получать максимальную пользу от правильно организованного общения.

Увидев в магазине потребительской электроники рации, у многих посетителей возникает вопрос, зачем они нужны при почти повсеместном распространении сотовых телефонов? На самом деле, карманная радиостанция – вещь полезная и нужная и спектр применения у них очень большой. Ведь далеко не всегда удобно набирать номер конкретного абонента на сотовом телефоне или смартфоне, особенно когда нужен десяток-другой человек одновременно.

При необходимости организовать связь между большим числом абонентов (охрана гипермаркета, движение автоколонны, охота в группе, связь с крановщиком на стройке и многое другое), рации - вещь незаменимая. Кроме того, покрытие сотовых операторов хоть и расширяется с каждым годом, до сих пор не охватывает все места. Туристы часто забираются туда, где сотовые телефоны не работают в принципе. Да и опять же – для связи в группе проще использовать рацию. Нажал на тангенту, сообщил нужную информацию, отпустил, получил ответ. Все просто, никаких наборов номеров, поиска контактов в телефонных книгах и проблем с покрытием. Если абонент находится в пределах досягаемости и держит рацию в дежурном режиме, а в походах так бывает всегда, он обязательно ответит. Так что, как видите, рации нужны и очень полезны. Надо только правильно выбрать подходящий вариант.

Какие радиостанции нужно покупать

Если говорить про радиостанции в общем, то они различаются на те, для использования которых надо получать специальное разрешение, в том числе радиолюбительский позывной, и устройства, которые относятся к безлицензионным и могут использоваться сразу после покупки. Рации, для которых необходимо оформлять разрешение, продают в специализированных магазинах. Магазины потребительской электроники в основном предлагают рации, работающие в диапазонах, разрешенных законодательными нормами для безлицензионного использования. То есть вы можете приобрести рацию, зарядить ее аккумулятор и начинать работать в эфире.


Для безлицензионного доступа в России доступны три частотных диапазона: CB, LPD и PMR . CB диапазон требует использования довольно габаритного оборудования и, самое главное, для обеспечения качественной связи требует антенн довольно больших размеров. Качество связи бывает очень разным из-за особенностей прохождения радиоволн в этом диапазоне. Кроме того, карманные CB-рации не обеспечивают стабильного качества связи.

LPD и PMR рации работают на близко расположенных друг к другу частотах в UHF (дециметровом) диапазоне. Радиоволны в этом диапазоне распространяются по прямой, но при этом на частотах почти нет индустриальных помех, поэтому качество связи в пределах дальности работы раций остается стабильно высоким, речь разборчива и понятна. При этом само оборудование обладает компактными размерами и небольшим весом.

При выборе рации для использования нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • диапазон частот, в котором она работает;
  • количество каналов;
  • дальность связи, заявленная производителем;
  • дополнительные функции (система шумоподавления, наличие кодирования сигнала, экран и его информативность);
  • длительность автономной работы.

Диапазон частот и количество каналов

Оставим СВ-рации для дальнобойщиков и любителей построить большие антенны. Для большинства бытовых и рабочих целей отлично подходят рации LPD и PMR диапазонов, которые в основном и предлагаются современными производителями связного оборудования.




Эти диапазоны, а, следовательно, и рации для работы в них, имеют следующие особенности:
  • LPD (расшифровывается как Low Power Device). Частотный диапазон от 433,075 до 434,775 МГц. Для использования доступно 69 каналов. Соответственно и рация, предназначенная для работы в этом диапазоне, будет иметь максимум 69 каналов для работы. Обычно производители так и делают, но есть отдельные модели, у которых в LPD каналов меньше. Это связано с особенностями схемотехники конкретных радиостанций и делается для снижения их стоимости. Принципиальная особенность использования этого диапазона – выходная мощность устройств ограничена 0,01 Вт. Поэтому и появилось название Low Power. Соответственно дальность связи в этом диапазоне будет не очень большой. Но, с другой стороны, большое количество каналов позволяет всегда подобрать оптимальный вариант для общения;
  • PMR (аббревиатура расшифровывается как Personal Mobile Radio). Частоты для работы в этом диапазоне находятся в пределах от 446,000 до 446,100 МГц. Так как ширина диапазона меньше, то в нем всего 8 каналов . Те производители, которые заявляют, что они предлагают 16 каналов в PMR, немного лукавят. На самом деле каналов все равно восемь, а дополнительные получаются за счет использования дополнительного кодирования. Более чем под 8 каналов в PMR-диапазоне просто нет места. Важное преимущество диапазона – возможность использования раций с максимальной мощностью 0,5 Вт. Это значит, что при равных условиях в части местности и погоды, дальность связи с PMR-рацией всегда будет больше. Поэтому именно эти рации пользуются большей популярностью и наиболее распространены у пользователей.


Фактически производители предлагают для приобретения два варианта радиостанций: работающие только в PMR-диапазоне или в PMR и LPD-диапазоне . Вариант с покупкой двухдиапазонных раций выглядит более привлекательным, так как обеспечивает более широкие возможности для связи. Далеко не всегда нужна большая мощность PMR, нередко бывают ситуации, когда небольшая мощность и длительное время автономной работы в LPD лучше подходят для текущих задач.

Отдельно нужно отметить рации, которые перекрывают не только LPD и PMR –диапазон, но и весь диапазон UHF (400 – 480 МГц) или VHF (134 –174 МГц), а также UHF/ VHF .Такие радиостанции тоже можно приобрести в магазинах. Но для их использования, особенно в VHF-диапазоне следует обязательно получать лицензию, так как для любителей отведена небольшая полоса, а в основном эти частоты используют силовики. В свою очередь UHF-рации можно запрограммировать для работы только на разрешенных безлицензионных каналах. Подобные рации выпускает, например, «Аргут».

Комплект раций или отдельная радиостанция

Рации для связи продаются в двух вариантах комплектации: два или одно устройство. Покупка комплекта из двух раций удобна тем, что вы получаете готовый набор для связи. Минус такого комплекта – в него обычно входят устройства бытового класса, имеющие невысокий уровень защиты от внешних воздействий, относительно простая схемотехника, минимальный функционал для обеспечения связи.




Одна рация в комплекте поставки – это почти всегда устройство с надежным защищенным корпусом, хорошим аккумулятором, чувствительным приемником, максимальным допустимым уровнем мощности, дополнительными функциями, позволяющими обеспечить устойчивую связь на самых больших для безлицензионных диапазонов расстояниях. Часто одна такая рация стоит дороже комплекта приборов бытового класса, но и качество связи они обеспечивают более высокое.

Дальность связи

Ориентируясь на дальность связи, которая указана в описании к рации, надо понимать, что производитель сообщает о характеристиках, измеренных на открытой местности в хорошую погоду. В реальности, особенно в условиях городской застройки, леса, пересеченной местности она будет другой.

Понятно, что в одинаковых условиях рация, для которой заявлена дальность связи до 10 км , будет вести себя лучше, чем та, для которой производитель заявил, что она работает на расстоянии до 5 км или вообще до 3 . Это связано как с лучшими характеристиками приемного тракта, так и наличием и возможностями системы шумоподавления , способной выделить нужный сигнал на фоне шумов, а также дополнительными функциями (кодирование).

Полезные функции радиостанций

Про частотные диапазоны, мощность, дальность связи и комплекты поставки мы поговорили. Теперь разберем дополнительные функции и характеристики раций.


Будет очень полезно, если ваша рация поддерживает функцию кодирования сигнала кодами CTCSS . Если в эфире находится много станций, проблема может решиться использованием такого кодирования. Включаете на своих рациях один из кодов CTCSS или DCS , после чего посторонние сигналы волшебным образом исчезают из вашего эфира, так как система автоматического шумоподавления открывает приемник только после того, как распознает нужный код. Разумеется, это не говорит о том, что ваши переговоры будут закрыты от прослушивания другими. Для защиты сигналов от несанкционированного доступа используется скремблирование и другие способы защиты. Коды CTCSS и DCS преследуют только цель повышения качества связи.





Обязательно обратите внимание на экран радиостанции . Весьма желательно, чтобы он был. Так как они делаются на монохромной матрице, информация с них считывается удобно в любых условиях. Хорошо, когда цифры, сообщающие о частоте и канале, на которых ведется работа, а также все специальные символы, сообщающие о режиме работы рации, отображаются достаточно крупным и четким шрифтом, а управляющие кнопки нажимаются удобно, с четким, хорошо ощущающимся тактильным откликом.

Еще одна полезная функция, которая обычно имеется в достаточно дорогих рациях – VOX (голосовое управление). Если у вашей рации она есть, то при подключении специальной гарнитуры можно не пользоваться тангентой, передатчик будет включаться автоматически, когда вы говорите в микрофон.

Полезна и возможность переключать мощность передатчика в режим большой и малой мощности. В этом случае вы можете выбрать, что вам важнее – дальность связи на пределе возможностей рации или время ее автономной работы. Ведь чем меньше будет выходная мощность передатчика, тем дольше аккумулятор проработает без подзарядки.




Обязательно обратите внимание на время автономной работы. Тут все просто: чем больше будет это значение, тем лучше. Разумеется, чем больше будет емкость аккумулятора, тем выше масса рации. Но если вы планируете путешествие по местам, удаленным от населенных пунктов – автономность очень важна. В среднем компактные рации способны проработать в режиме разговора от 8 до 20 часов. В реальных условиях использования это позволяет использовать их без подзарядки в течение нескольких дней. Обратите внимание, что некоторые рации допускают использование батареек АА или ААА , а другие работают только от аккумулятора , да еще и оригинальной конструкции.

Резюме будет следующим. Несмотря на развитие сотовой связи рации нельзя списывать со счетов. Это очень полезное, а во многих случаях незаменимое и очень удобное оборудование. Особенно, если выбрать подходящий под свои задачи вариант.

PS: В этой статье нет ни одного слова "Соседняя "

. Связь – один из самых важных элементов в работе на флоте. Она делится на внешнюю и внутреннюю . Сегодня поговорим о таком внутреннем виде связи , как общение между членами экипажа по средством переносных ручных УКВ радиостанций , которых также называют – walkie talkie (уокитоки).

Казалось бы, ничего нет сложного в том, чтобы просто нажать на кнопку связи и передать сообщение, однако пару советов по грамотному использованию судовых VHF существенно облегчат работу судоводителю моряку и улучшит систему общения.

1. Нажми на кнопку, затем говори!

Распространенная ошибка среди молодых моряков. Нажав на тангенту (кнопка или клавиша переключения с приема на передачу на переговорном устройстве) выждите буквально секунду, затем передавайте свое сообщение. Переключение с приема на передачу требует пусть небольшого, но все-таки времени. Когда вы нажимаете на клавишу и начинаете говорить в одно и то же время, первые слова сообщения съедаются, и оппоненту “долетает” лишь обрывок фразы.

2. Не выкручивай громкость на полную!

Принцип работы динамика заключается в электромагнитном поле, который колеблет мембрану, создавая звук. Качество мембран среднестатистических раций, которые мы имеем на судне, далеко не самого лучшего качества. Слишком большое электромагнитное поле может задирать мембрану, и динамик начнет хрипеть . Качество воспроизведения существенно снизится, вам будет тяжело разобрать слова. Установите громкость звука чуть выше среднего и будете получать более “чистый” звук.

3. Спрячься от ветра!

Направленный поток воздуха на микрофон нашей рации создает колебания, которые влияют на качество передачи информации. Вы стоите на баке судна, дует сильный ветер, уоки токи ничем не прикрыта, вы докладываете капитану дистанцию до стенки шлюза. Капитан слышит лишь треск и слова, которые не возможно разобрать. В этом случае прикройте рацию курткой, зайдите за какой либо объект с подветренной стороны, нагнитесь и спрячьтесь за фальшбортом.

6. Вызови собеседника!

На одном канале VHF-рации может дежурить достаточное количество членов экипажа, поэтому прежде, чем начинать передавать свое сообщение, вызовите того, кому оно будет адресовано. Например, третий помощник хочет вызвать капитана и доложить ему о приходе судового агента. Лучше всего, если штурман начнет связь со слов “Капитан – третьему ” , после чего капитан, скорее всего, ответит – “На связи ” или “Говори “, или ” Капитан слушает ” (по английски Go ahead ). Установив контакт, вы можете начинать передавать информацию.

5. Повтори важное сообщение!

При радиосвязи на флоте учат повторять полученные сообщения, для того, чтобы другой оператор убедился в правильном получении отправленного сообщения. Конечно, не стоит повторять все, что вам говорят, и буквально вторить всем собеседникам. Выделяйте важные части полученного, а также цифры и значения. Например, вы вахтенный матрос на палубе танкера, старпом просит вас открыть расширитель второго правого танка:

– AB Чифу!

– Слушаю!

– Пока есть время, пожалуйста, открой расширитель второго правого танка, сюрвеер будет проводить инспекцию.

– Принял, открыть расширитель второго правого.

6. Не говори лишнего!

На самом деле, редко при судовых операциях радиовещание занимает большое количество времени. На все есть , а ответ на них, как правило, требует лишь утверждения или отрицания. Когда вы хотите донести свою мысль, не стоит начинать философские беседы о сотворении мира. Кратко и емко , четкими словами и понятиями передайте сообщение, не тараторьте, не тяните свое э-э-э-э между фразами, не зависайте. Сначала подумайте, что хотите сказать, затем говорите. Поверьте, слушать долгое и мучительное рождение мысли раздражает.

7. Не перебивай!

Очень часто неопытные моряки начинают передавать что либо, не дождавшись окончания сообщения оппонента. В итоге, ни один, ни другой не получает полноценную информацию. Убедитесь, что собеседник закончил свой посыл, затем отвечайте. В хорошем исполнении после каждого сообщения следует говорить “Прием ” или “Over “, но на практике редко используют эти слова.

8. Прикрепи рацию!

Автор этих строк не один раз видел, как моряки теряли свои рации, роняли и разбивали их, топили в море. Молодой офицер выходит на швартовку, рисуясь держит рацию в руке, случается ситуация, когда понадобилось помочь подтащить швартовый, он кладет рацию в нагрудной карман, затем ему ему захотелось посмотреть за борт, перевешивается, и рация летит в воду, оставаясь там навсегда. Если бы наш герой не постеснялся и взял кобуру для рации , закрепил ее на теле, то, скорее всего, избежал бы проблемы. Впрочем, талант некоторых ронять предметы в грузовые танки неисправим, и ничего поделать с этим нельзя.

Великий мореплаватель Жак Ив Кусто общается по судовой рации

9. Включил – проверь связь!

Включая свою уоки токи проверьте связь. Возможно, во время вашего отдыха вахтенные перешли на другой канал, а у вас еще стоит старый. Да и просто рация, как любое оборудование, может не включиться или выдать ошибку. Выходите на швартовку, включаете рацию, говорите “Bridge – 3rd Officer, Radio check! “, на что вам ответят “Loud and Clear “. Убедились, что мы на связи.

10. Следи за своей рацией!

Иметь достаточное количество заряда батареи очень важно. Ваша рация в работе уже 4 часа, вы отправляетесь зачищать танк, спустившись вниз, вы начинаете слышать предательский писк сигнализации о низком заряде батареи. Если бы вы заблаговременно сменили батарею , не потеряли бы время и силы. Вставляя новую батарею, поставьте на зарядку старую . Всегда одна батарея в рации, одна в станции зарядки! Берегите рацию, не роняйте, не используйте не по назначению. Новые привезут не скоро, а работать с чем-то надо.

Заказывая рации для работы на своем судне, помните, что самые простые рации окажутся самыми востребованными . Чтобы держать внутреннюю связь экипажа нам не нужны GPS, адресная книга и другие бесполезные вещи, которые отнимают заряд батареи, не говоря уже о том, что это пустая трата денег. Те, кто работают на танкерах , помните, что walkie talkie должна быть взрывобезопасной и иметь соответственный сертификат мануфактуры. Также, докупая оборудование другого производителя, вы рискуете тем, что частоты каналов могут отличаться, и рации просто “не услышат” друг друга.

Очень популярны среди людей, работающих в море, переносные станции Motorola серии GP . Они просты, надежны, и относительно не дороги.

Надеемся, статья оказалась полезной для работников морского транспорта и поможет в первые дни работы на судне. Разговаривайте четко, не кричите, используйте правильный язык. Выходя на навигационную вахту на судовой мостик, прихватите рацию с собой, вдруг она понадобиться, а запасной рации на мосту нет.

Несмотря на погодные катаклизмы, лето в этом году все же вступило в свои права, и множество легких на подъем автотуристов устремилось в дальние маршруты – кто на юга, а кто и в более любопытные и отдаленные уголки необъятной России. В разгар периода путешествий у автовладельцев традиционно возрастает интерес к Си-Би-радиостанциям, работающим на «канале дальнобойщиков», способных принести пользу в дальнем путешествии. Для желающих приобрести и установить рацию самостоятельно – наш инструктаж!

Подключение радиостанции к питанию

Н ижеследующий гайд по инсталляции Си-Би-рации в автомобиль касается не тех, кто юзает радиосвязь ежедневно и профессионально, а тех, кому она нужна для эпизодического использования, в основном в дальних поездках. В этом случае большинство водителей предпочтет не крепить рацию в салоне стационарно, портя интерьер и провоцируя парковочных воров, а захочет пристроить её временно в подходящем месте: между сиденьями, между сиденьем и боковой стойкой или в лотке для мелких вещей под торпедо, как это сделано, к примеру, на фото Chevrolet Lachetti:

Статьи / Практика

О, дайте, дайте мне паяльник: автогаджеты, которые делали наши папы

Не секрет, что в советский и постсоветский периоды любой рукастый мужик без особого труда делал для своего гаража как минимум зарядное устройство. Более продвинутые изготавливали бесконтактные системы зажигания,...

19080 3 3 18.05.2017

Пристроили рацию – подключаем к ней питание! Бытует мнение, что радиостанцию в автомобиле непременно нужно подключать отдельной проводкой от АКБ, однако это решение больше подходит для ежедневного использования. В нашем же случае эпизодического использования это совершенно не нужно – гораздо удобнее взять питание с разъема прикуривателя. Это самое простое, быстрое, и при этом, особо подчеркнем, вполне корректное подключение. Не халтурно-компромиссное, как некоторые думают, а отвечающее всем требованиям – как в плане силовой части, так и в плане непосредственной работы радиостанции в эфире.

Такой коннект абсолютно безопасен для электропроводки и осуществляется за полчаса. А главное, он оптимален в случае нового автомобиля и вредных гарантийщиков, только и ищущих повод, чтобы отказать в гарантии по надуманным причинам.

У радиостанции с выходной мощностью 4-5 ватт максимальный потребляемый ток не превышает 2-3 ампера, а у радиостанции мощностью 8-10 ватт – менее 5 ампер, что как минимум вдвое-втрое меньше тока предохранителя, защищающего разъем прикуривателя.

Чтобы подключить рацию к прикуривателю, два провода питания выходящие из радиостанции — черный и красный — мы удлиняем пайкой или скруткой до длины 1-2 метра (в зависимости от предполагаемого места установки аппарата). На конец надставленного провода припаиваем (центр – плюс, боковые контакты – минус) стандартный разъем-«папа» в прикуриватель, который продается в каждом автомагазине.

штекер провода питания рации должен быть вставлен именно в прикуриватель в торпедо, использовать разветвители, качество которых часто отвратительное, нежелательно!

Если же гнездо прикуривателя одно, а питать в дороге нужно и телефон, и регистратор, и другие гаджеты, а гарантийный период уже завершился, и ваши умелые руки не пугаются необходимости протащить провод из подкапотного пространства в салон, то можно подключить радиостанцию напрямую к АКБ. Хотя ещё раз замечу в скобках: такое подключение не имеет каких-либо преимуществ перед питанием через прикуриватель – ни с точки зрения электробезопасности, ни с точки зрения качества связи.

В этом случае придётся купить трёхметровый (примерно) отрезок обычного электросетевого провода сечением 2х1,5 мм, упаковать его по всей длине в пластиковую гофру и протащить от аккумулятора в салон через какой-либо резиновый уплотнитель моторного щита. На концы проводов возле АКБ обжимаются или паяются клеммы под болтики М6 и предохранитель на 10 ампер (предохранитель ставится в плюсовой провод рядом с аккумулятором), а к двум противоположным концам проводов подключается «хвост» питания радиостанции с соблюдением полярности. Место соединения проводов тщательно изолируется липкой лентой или термоусадкой.

Установка антенны

Станция установлена и подключена, теперь монтируем антенну. Будем считать, что она у нас быстросъемная на магнитной подошве, что не потребует портить кузов для установки.
Поэтому дадим лишь несколько общих тезисов – без углубления в лишнюю теорию.

  1. Антенны с длиной около метра или даже меньше – работоспособны, но чрезвычайно малоэффективны. Зависимость эффективности от длины – прямая, при покупке стоит предпочесть антенну с длиной, близкой к двум метрам. Впрочем, с ростом длины растет и цена…
  2. Оптимальная установка антенны – на крыше (в центре или на краю – разницы фактически нет). Несколько хуже – на багажнике, но тоже вполне допустимо. Чтобы не портить краску на крыше, кладем под магнит полиэтилен.
  3. Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин!
  4. Кабель антенны на магнитной подошве нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной, около 3,6 м. Лишнее прячем под сиденьями или ковриками, не скручивая в кольца или бухты.
  5. А теперь самое главное: антенны в магазине продаются ненастроенными, поскольку настройка зависит от места установки на конкретном автомобиле. Чаще всего регулировка осуществляется изменением длины штыря антенны (выдвиганием и задвиганием), для чего в комплекте идет небольшой ключик-шестигранник. Место регулировки обязательно будет указано в инструкции к антенне.

Настройка антенны

Собственно, настройка антенны — самый важный момент всей нашей истории. Возможно, настройку стоит заказать профессионалам: эти услуги недороги, работа занимает менее получаса и предлагается на парковках грузовиков и возле крупных автомагазинов на трассах. Но многие предпочитают самостоятельно разобраться в вопросе, исповедуют принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам!» и хотят иметь собственный комплект инструментов для контроля состояния антенны в дальнейшем. Для них — нижеследующий мастер-класс. Опять же: только алгоритм, без углубления в лишнюю теорию и физику происходящих процессов, в которую каждый при желании сможет погрузиться самостоятельно.

Для настройки антенны нам понадобится прибор под названием КСВ-метр (измеритель коэффициента стоячей волны), который несложно приобрести – Google в помощь. Стоимость простейшей модели – от 500 до 1000 рублей. Наиболее распространен прибор, уже много лет встречающийся в продаже под разными названиями (SWR-420, 430, KW-520, и т.п.), на самом деле – один и тот же китайский КСВ-метр с одним и тем же принципом работы и одинаковым обозначением переключателей и разъёмов. Прибор, безусловно, более чем средненький, но для нечастого использования вполне сойдет.



Также нам потребуется высокочастотный соединитель того же стандарта, что и гнездо на рации и штекер на кабеле. Он нужен, чтобы включить КСВ-метр между радиостанцией и антенной, не удлиняя существенно антенный кабель. Подойдет переходник-«бочонок» формата «папа-папа» (для жесткого подключения), или коротенький (10-20 см) антенный кабель, также с разъемами «папа» на обоих концах. Стандарт разъемов наиболее известен под именем «PL», именно так его нужно спрашивать в магазине.

RTX , антенну вставьте в разъём КСВ-метра, помеченным, как ANT .
(если разъемы КСВ-метра не помечены, вставляйте как угодно – КСВ-метр, в принципе, симметричный прибор)

  • Переключатель PWR/SWR на КСВ-метре установите в положение «SWR», а переключатель FWD/REF — в положение «FWD».
  • Включите рацию и нажмите на тангенту, перейдя в режим передачи. Удерживая тангенту в нажатом положении, вращайте на КСВ-метре ручку регулятора калибровки «CAL», чтобы стрелка встала на цифру «10» по шкале SWR. Отпустите тангенту.
  • Переведите переключатель FWD/REF в положение «REF», снова нажмите на тангенту. Удерживая ее нажатой, посмотрите на цифру КСВ на шкале SWR. Лучший КСВ – 1, если он более 1,5 – то требуется подстройка антенны.
  • Увеличив на 1-2 сантиметра длину штыря (или иного регулировочного элемента) антенны, снова проведите измерение, повторив пункты 2-4 этой инструкции. Если значение КСВ после регулировки возросло – значит, длину нужно уменьшать, а не увеличивать… Путем постепенных изменений длины и последующих замеров раз за разом добейтесь минимальных показаний индикатора по шкале SWR – близких к 1, но не более 1,5.
  • И на этом – всё. Как видите, не так уж это и сложно. Зато теперь в пути вы можете развлекаться прослушиванием бесед «дальнобоев», иногда полезных, иногда – не очень. И не забывайте, что с вами в машине могут ехать дети, которым эти разговоры слушать пока рано.

    Использование смартфона в качестве рации - это не шаг назад в плане технического прогресса, это отличный способ сэкономить на покупке рации, да и просто совместить два устройства в одном. Сегодня мы расскажем о том, как же настроить свой гаджет и сделать из него полноценную рацию.

    Zello рация

    Одним из самых популярных способов является установка приложения Zello. Популярность данное приложение обрело благодаря простоте использования и тому, что приложение полностью бесплатное. Есть, правда, и платная версия, но её отличия и преимущества определить не удалось.

    Эту программу можно установить как на мобильный телефон, так и на компьютер или ноутбук. Zello порадует достаточно удобным меню с различными возможностями. К примеру, можно сохранить и проигрывать историю сообщений, создавать защищенные паролем каналы. Также в программе отображается онлайн статусы контактов, что очень удобно.

    Zello поддерживает одновременно до 800 подключённых собеседников. Правда, при таком количестве людей качество передачи будет существенно страдать. Для комфортного общения, число контактов не должно превышать 300. Естественно, для использования необходимо иметь подключение к интернету.

    Очень удобно, что данное приложение поддерживает bluetooth гарнитуры, поэтому такой рацией очень удобно пользоваться, находясь за рулем или в офисе.

    Второе по популярности приложение после Zello.
    Довольно интересное и удобное приложение, превращающее ваш телефон в переносную рацию. Имеет множество дополнительных функций, например, возможность передавать не только голосовые сообщение, но и другой контент: фото, видео, аудио, текст.

    В Voxer можно указывать свое местоположение. Данная функция пригодится путешественникам, а также людям, находящимся в незнакомой местности. Кроме того, Voxer позволяет сохранять историю сообщений. Также присутствует очень удобная функция, позволяющая записать звуковое сообщение даже в без доступа в интернет: отправить его можно, когда появится возможность.

    Одна из самых интересных особенностей Voxer - это возможность воспроизвести голосовые сообщения на двух- или трехкратной скорости.

    Мобильная рация от оператора

    Этот вариант подойдет тем, у кого мобильные телефоны не поддерживают указанные приложения. Модель телефона не имеет значения, потому что это не отдельное приложение, а услуга оператора. Стоит обратить внимание, что не все мобильные операторы Украины поддерживают такую функцию.

    Для использования мобильной рации от Киевстар необходимо прописать настройки, которые вам пришлет оператор, и внести абонентскую плату за пользование услугой.

    Рация от Киевстар позволяет создавать как публичные, так и частные каналы. Существенное отличие от сторонних программ - то, что мобильная рация не требует доступа к Интернету. Но стоит обратить внимание, что работает она только в пределах покрытия сети мобильного оператора.

    Walkietooth

    Программа Walkietooth использует технологию Bluеtooth для передачи голосовых сообщений. Программа не пользуется популярностью, так как технология Bluеtooth уже достаточно устарела и имеет несколько существенных недостатков.

    К примеру, приложение позволяет соединить между собой не больше двух телефонов и лишь на очень ограниченном расстоянии (около 10 метров между устройствами). Кроме того, длительность голосовых сообщений составляет не более 10 секунд.

    Но не стоит сбрасывать это приложение со счета. Walkietooth может оказаться очень полезным в некоторых случаях: к примеру, если необходимо связаться под землей, а также в условиях плохой видимости или связи.

    Push-To-Talk

    Знаменитая функция Push-To-Talk, которая есть у очень многих смартфонов (особенно у Nokia и Motorola). Эта технология до сих пор совершенствуется, несмотря на существование улучшенных приложений, о которых мы говорили ранее.

    Время отклика у Push-To-Talk составляет примерно 1-1,5 секунды, а расстояние передачи голосового сообщения ограничено сетью оператора.

    Из существенных минусов этой функции: устаревшая и довольно редкая операционная система, на которой работает Push-To-Talk, а именно Symbian. С каждым годом она все больше теряет актуальность.

    Лучшие статьи по теме