Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Безопасность
  • Как компьютер влияет на здоровье и психику ребенка. Правда о влиянии компьютера на психику и физическое развитие ребенка

Как компьютер влияет на здоровье и психику ребенка. Правда о влиянии компьютера на психику и физическое развитие ребенка

Каждый родитель решает сам, в каком возрасте можно ребенку осваивать компьютер, в каких масштабах и что именно ему разрешено делать, сидя перед монитором. Но, к сожалению, большинство детей не всегда выполняют родительский наказ и делают все по-своему, чересчур увлекаясь компьютерными играми и сидением в Интернете.

Многие родители находят в компьютере «отличную няню» – вроде бы ребенок дома, на виду, чем-то увлечен, а уж что он там делает совершенно неважно. То есть просто сваливают «воспитание» на бездушную машину. Если вам знакома такая ситуация, то нужно в корне это менять и сходить к психологу, потому что компьютер незаметно стал членом вашей семьи.

На самом деле, чтобы ребенок проводил у компьютера время с пользой, достаточно соблюдать несколько несложных правил.

1. Самый подходящий возраст для первой работы с компьютером 8-10 лет. Можно научить ребенка рисовать, печатать, считать на калькуляторе, играть в развивающие игры, смотреть фотографии, выполнять безобидную и несложную работу. Интернет в этом возрасте не является необходимостью. В то же время можно вместе с ребенком искать информацию для докладов и рефератов, которые задают в школе. Делать все это нужно совместно, а не оставлять его наедине с компьютером.

2. Оговорите с ребенком время, которое он может проводить за компьютером. Если ему 8-10 лет, то желательно не более 30 минут в день после выполненного домашнего задания и других важных дел. Если 10-12 лет – 45 минут, 12-14 – 1 час. С 14 лет время можно увеличить до 2-х часов в день. С 16-17 лет подросток находится уже достаточно в сознательном возрасте, чтобы самостоятельно контролировать время, проведенное за компьютером, но не допускайте, чтобы общее время превышало 3-3,5 часа в день. И еще очень важный момент – ни в коем случае нельзя разрешать ребенку включать компьютер ночью, и уж тем более проводить за ним все ночи напролет, когда якобы «никто не видит».

3. Когда вы начнете «выпускать» свого ребенка в Интернет – заранее установите функцию «Родительский контроль». Этот инструмент не позволит ребенку или подростку заходить на сайты с несоответсвующей его возрасту информацией.

4. Отдельный вопрос касается компьютерных игр. Покупайте игры ребенку самостоятельно или вместе с ним. Следите за содержанием и возрастными ограничениями на упаковке! Не стоит приобретать сыну на день рождения «модную-пацанскую-игрушку», где главный герой безнаказанно «мочит» все живое на своем пути, а пиксельные мозги и грязные ругательства летят из монитора ежесекундно.

Илона Кружковская

семейный психолог

Если компьютерные игры наносят вред эмоционально-психологическое состояние ребенка, то стоит вовсе запретить в них играть. Определить, что игра плохо влияет на вашего ребенка, очень просто: сядьте рядом с ним и посмотрите, во что он играет и как ведет себя во время игры. Ребенок может грубо отвечать родителям, ругать персонажей и проявлять агрессию, потерпев неудачу. Поэтому покупайте детям хорошие игрушки . Игры могут быть гуманные и антигуманные, но любая игра не должна разрушительно воздействовать на детскую психику.

5. И последний совет. Следите за действиями ребенка в социальных сетях. Объясните ему, что среди «друзей» могут быть совершенно посторонние, опасные люди и нужно быть очень внимательным во время «френдинга». Расскажите, что нельзя указывать свои координаты: адрес, телефон, имена и фамилии родителей, другую контактную информацию. Договоритесь с ребенком, что будете проверять его страничку и оговорите условия, как и при каких обстоятельствах будет происходить «просмотр».

Компьютер должен стать вашему ребенку помощником в учебе , но никак не заменителем друзей, родителей и свободного времени.

Буквально несколько лет назад вред компьютера для детей объясняли опасным излучением, исходящим от монитора. Последние модели компьютеров оборудованы надежными системами и технологиями защиты, но волнение родителей о безопасности техники для детского организма сохраняется. В чем же причина такого беспокойства? Главная опасность – это возможности умной машины. Игры, соцсети, бесконечный поток информации, не всегда полезной и правильной, оказывают негативное влияние на детскую психику.

Компьютер предоставляет ребенку доступ к огромному количеству информации и развлечений

Безграничная увлеченность компьютером провоцирует психологические и физиологические проблемы. Неправильная посадка, длящаяся продолжительное время, приводит к искривлению неокрепшего детского позвоночника. Нарушается зрение, происходят изменения в психике, влияющие на общее поведение детей, искажается восприятие реального мира. Устанавливается болезненная зависимость от компьютера. Многие папы и мамы задаются вопросом о том, а нужен ли ребенку компьютер, одновременно понимая, что и без него в современном мире не обойтись.

Малыши и компьютер

Электронные гаджеты все чаще становятся объектом подарков для маленьких родственников и друзей. Забыты машинки и куклы, внимание малыша занимают планшеты и детские компьютеры. Сегодняшние мамы и папы, в чьей жизни компьютер занимает не последнее место, не видят ничего плохого в том, чтобы приобщить кроху к электронным «игрушкам». Малыши получают информацию об окружающем мире через планшеты, складывают на них пазлы, учат цвета, нажимая кнопочки. Доступная и легкая форма обучения, но врачи продолжают бить в колокола.

Французский детский психолог Серж Тиссерон считает, что такие компьютерные курсы для малышей опасны. Искусственный разум создавался в помощь взрослым, которые способны отделить реальность от виртуального мира. Мозг 3-5-летнего крохи только начинает свое формирование, ему не под силу такое разделение. Кроме того, полноценное развитие маленького человека невозможно без освоения всех пяти чувств: обоняния, зрения, осязания, слуха и тактильных ощущений.

Важную роль играет и развитие мелкой моторики. Упражняясь с пирамидками, рисуя, складывая мозаику, малыш одновременно посылает сигналы в мозг, обеспечивая его правильное и всестороннее развитие. Кроха должен лепить фигурки из пластилина, раскрашивать книжки, вырезать из бумаги.

Захваченные компьютерным дисплеем дети теряют часть интеллектуального багажа и отстают в развитии от детишек, выросших на обычных игрушках.



Замена игрушек электронными гаджетами отнимает у малыша возможность познавать окружающий мир посредством чувственного восприятия

Компьютер для школьника

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Достигнув школьного возраста, ваше чадо вполне готово к тесному контакту с компьютером. Если у вас есть финансовая возможность, покупайте ему электронного помощника. Считается, что влияние компьютера на 7-8-летних леток положительно. Различные компьютерные программы помогают развитию определенных способностей и навыков. Психологи отмечают - работая за компьютером, школьник совершенствует абстрактное и логическое мышление, учится концентрировать внимание, развивается творчески.

Важен и тот момент, что умный электронный друг позволяет получать информацию по интересующим ребенка темам, развивает его таланты. Способные к рисованию совершенствуют свой навык, быстро схватывающие другие языки пополняют словарный запас. Польза идет и от компьютерных игр развивающего направления. Процесс работы с интернетом учит детей коммуникабельности, общению с другими людьми, улучшает навыки по поиску и отбору необходимой информации.

Малыш в 2-3 года еще не осознает всех возможностей компьютера, ему достаточно нескольких несложных игр. Школьник 8-12 лет осваивает технику настолько, что превращается в грамотного пользователя, тогда оторвать его от «ящика» сложно. Запретить посиделки за компьютером нереально, но направить ребенка в полезное для него русло необходимо. Родители должны разделить интересы отпрыска, объяснив ему, что реальные приключения не менее привлекательны виртуальных. Главное, пытаясь отучить чадо от ПК, подавать объяснения правильно, избегая нотаций и конфликтных ситуаций. Зная, что влечет вашего ребенка, предложите ему кружки или секции по интересам.



Задача родителей - показать ребенку, что в реальном мире тоже можно найти себе приключения по душе

Как влияет компьютер на здоровье ребенка?

Дозированная игра или работа на компьютере безопасна для ребенка, она даже способствует улучшению концентрации внимания. Чрезмерное зависание за монитором наоборот наносит определенный вред здоровью. Специалисты настаивают на регламентировании часов, которые детям можно проводить за любимым занятием. Многие родители, к сожалению, пренебрегают таким советом и стараются не замечать долгого зависания чада в сети. Взрослым удобно, когда дочь или сын не пристают с вопросами, не требуют внимания, погрузившись в виртуальный мир. Мама занимается домашними делами, папа смотрит любимый футбол, а ребенок тем временем теряет зрение, сутулится, искажает психику. Искорените у себя такое отношение - проявив терпение и настойчивость, определите для ребенка время работы за ПК. Сколько часов в день:

  • малышам до 5 лет – ПК запрещен;
  • ребенку 5-7 лет – максимум 30 минут;
  • детям 7-10-13 лет – 1 час;
  • подростку 13-14-16 лет – не более 2 часов в день.

Негативное влияние ПК затрагивает зрение детей. Долгий контакт с монитором вызывает большую нагрузку на глаза, наступает утомление, передающееся в мозг, перерастающее в психологическую усталость. Установите на мониторе комфортные значения контрастности и яркости, выведите на рабочий стол изображение в спокойных тонах.

Проверьте показатель частоты экрана, он должен равняться 100 герц или больше. Особенно важна такая настройка для не жидкокристаллических мониторов. Родителям можно научить свое сокровище гимнастике для глаз.



Бесконтрольное просиживание за компьютером способно «убить» даже самое острое зрение

Как организовать первую встречу ребенка с ПК?

Купили ли вы ПК специально для ребенка или он подрос для уже имеющегося в семье, родителям необходимо скоординировать время так, чтобы потом не мучится над вопросом отучения ребенка от компьютера. Действуйте так:

  • Дозировка игрового времени. Примените циклический метод. Малышу 5 лет разрешайте проводить за ПК 15 минут и ни минутой больше, но с четырьмя подходам в день. Естественно, не стоит сидеть рядом с малышом, отсчитывая время на таймере, просто следите, чтобы это занимало минимум времени. Детям постарше увеличьте длительность до 30 минут, но сократите число подходов в день и за неделю в целом.
  • Обсуждайте занятие. Возьмите себе за правило интересоваться у сына или дочки о том, что он делал. Если играл, спросите о цели и задачах игры, правилах, и чем она ему нравится. Если читал книгу, узнайте, кто автор и о чем он пишет.

Нейропсихологи, изучая влияние компьютерных игр на психику ребенка, установили, что ПК способствует развитию логики, улучшает память, тренирует пространственное мышление, однако не может адаптировать малыша социально и никак не развивает речевые навыки. Кроме того, только непосредственное общение с близкими приводит к эмоциональному прогрессу маленького человека. Придерживайтесь основных принципов:

  • Подбираем игры правильно. Купите малышу детский компьютер. Такой ПК априори содержит игры для определенного возраста. Если сын сидит за вашим компьютером, поищите в сети «игрушки» для его возраста. Многие из них разрабатываются с участием детских психологов.
  • Соблюдайте правило «3-6-9-12», где цифры – это возраст ребенка. Значение цифр таково: 3 года – пользоваться ПК нельзя; 6 лет – исключить из досуга игровые приставки; 9 – запрещен доступ в Интернет; до 12 – выход в сеть только под присмотром родителей.


Не стоит называть игры абсолютным злом: при дозированном использовании они могут развить некоторые качества ребенка

Как бороться с компьютерной зависимостью?

Упустив момент привыкания малыша к ПК, взрослые вынуждены искать ответ на вопрос о том, как отвлечь ребенка от компьютера. Что могут предложить папа или мама своему малышу, попавшему в манящие сети электронного разума? Главный инструмент взрослых – умение общаться с ребенком, понимать и чувствовать его, уметь доносить правильные ценности и прививать интерес к реальному миру. Очевидно, что от вас и только от вас может прийти помощь ребенку, направленная на избавление его уязвимого сознания от компьютерной зависимости. Наша памятка поможет вам.

Душевные разговоры

  • Заметив, что тесное общение с ПК выливается в неуспеваемость в школе, в пропуски уроков, серьезно побеседуйте с сыном или дочкой. Постарайтесь объяснить, что не он такой неумелый, а ПК занимает слишком много его внимания, что ведет к перечисленным проблемам. Обрывать резко занятия на компьютере не рекомендуется, вы должны найти компромисс, устраивающий обе стороны. Сократите время сеансов, предложите другие способы решения проблемы, понимая, что ваш отпрыск уже зависим от электронного разума.
  • Категоричный запрет – плохой инструмент в борьбе за сознание ребенка. Скандалы, ультиматумы, крики вызовут у малыша желание скрывать от вас свое увлечение. Более того, разговоры на повышенных тонах отдалят маленькую личность от злобных взрослых. Особенно чреваты такие действия с подростками. Агрессия заставит тинейджера замкнуться и отказаться от общения с родителями, которые его не понимают.
  • Проявляйте неподдельный интерес ко всей жизни сына или дочки. Мир виртуальных игр позволяет создавать персонажей с неограниченными возможностями. Сильные, ловкие, всемогущие – такими чувствуют себя дети в игровом мире ПК. Возвращаясь в реальность, они понимают, что слабы и беспомощны, поэтому снова идут в электронную сказку. Родителям необходимо дать уверенность ребенку в том, что и в обычной жизни он умен и ловок, что у него есть собственные не игровые достоинства. Обсуждайте с ним положительные события из реального мира, которые доставили ему не меньшее удовольствие, чем компьютерная игра.


На каждом этапе взросления родители должны поддерживать контакт с ребенком, откровенно разговаривать на тревожащие его темы

Разумные запреты и альтернативы

  • Исправить игровую зависимость можно установкой временных ограничений на пользование ПК. Заключите с ребенком соглашение, в котором пропишите количество часов, разрешенных для нахождения за компьютером. Обсудите меню его посиделок, посмотрите игры, в которые сражается ваш отрок. Проследите, насколько точно соблюдает ребенок установленный режим, Если он подошел серьезно и старается следовать вашим просьбам, обязательно похвалите его. Заметив отклонения от графика, спокойно выясните, что стало причиной.
  • Всячески приветствуйте деятельность чада вне виртуальности. Перестаньте сидеть за телевизором, когда ваш сын рубится в виртуальной схватке. Предложите ему увлекательное семейное развлечение. Организуйте отдых на природе или в парке в компании с ровесниками. Собирайте вместе большие пазлы, модели машинок и самолетов, устраивайте турниры по дартсу, играйте в «крокодила», пригласив домой друзей сына или дочки.
  • Оттолкнитесь от интересов ребенка и предложите ему посещение спортивной секции, выбрав вид, который ему нравится. Если сын не силен физически, но увлечен животными или рисованием, организуйте посещение выставок и зоопарка. Стимулируйте творческие занятия дома. Рисование, сборка конструкторов и моделей, вышивание и рисование – лучший способ отвлечь ребенка от виртуальных иллюзий.
  • Если, испробовав всевозможные методы борьбы против зависимости, вы не добились кардинальных изменений, обратитесь за консультацией к специалисту.

Веские аргументы против упрямства

«Лечение» детей от компьютерной зависимости сталкивается с их упрямым нежеланием принимать «лекарства». Мама и папа обязаны установить взаимодействие со своим отпрыском, чтобы добиться положительного результата. Лучшим оружием в этом противостоянии служат веские аргументы. Грамотно, без крика и скандала, расскажите своему сокровищу разницу между виртуальным и реальным миром, объясните, чем вреден отказ от реальности. Аргументируйте так:

  • Затянувшая игра влияет на достижение действительно важных целей, которых ребенок хочет добиться в жизни. Отвлекаясь на компьютер, он теряет концентрацию на чем-то важном для него.
  • Подростка можно зацепить моментом взросления, объяснив ему, что взрослому человеку некогда играть на компьютере, если он хочет построить успешную карьеру и жизнь в достатке.
  • Апеллируйте к насыщенности яркими красками живого общения. Малышу гораздо интересней побегать во дворе со сверстниками в прятки или «войнушку». Подростку доставит удовольствие поход со сверстниками в лес или кино, на выставку или в театр, завершившийся бурным обсуждением.

Сила личного примера

Подкрепляйте свои действия и аргументы личным примером, который так нужен юному созданию. Оставаясь для ребенка главным помощником и наставником, следите за своим поведением и отношением к ПК. Если папа, вернувшись с работы, бежит к компьютеру, вряд ли отпрыск внемлет его аргументам по поводу вредности электронной забавы. Родительская инфантильность погубит любые благие намерения. Пустив на самотек связь ребенка с ПК, вы не добьетесь никаких результатов и упустите много важного в воспитании маленького человека.

В жизни ребёнка значение, которое вы придаёте компьютеру, влияет на его восприятие. Относитесь к технике спокойно, аккуратно, почти равнодушно и используйте её с пользой. Не преувеличивайте страхи и значимость компьютера. Это позволит избежать деформации системы ценностей у ребёнка.

Никаких компьютеров и приставок до 3-х лет

Пребывание за компьютером в раннем возрасте может привести к тому, что он отучится отличать реальность от виртуального мира. Восприятие ребёнка должно формироваться естественным образом. В более старшем возрасте, время за компьютером должно быть дозировано, не более 30 минут, а лучше, если эти пол час буду разделены на промежутки по 15 минут. Или заведите правило, что компьютер только по выходным. Не оставляйте ребёнка один на один с компьютером, используя возможность отдохнуть. Игра на компьютере может вызвать нежелательную зависимость у ребёнка и привести к занижению самооценки. Недостаток любви, нежности, внимания, ласки и общения создаёт риск возникновения компьютерной зависимости. Уделяйте ему больше времени, общайтесь и играйте с ним.

Создавайте возможность пребывать в реальном мире

Находясь долго за компьютером ребёнок может потерять интерес к окружающему миру. Ваша задача адаптировать его в реальности и научить общаться со сверстниками. Объясните ему, что телу нужно побегать, попрыгать и поиграть. Дайте ребёнку почувствовать, что есть вещи более интересные, чем компьютер.

Проводите время за компьютером только вместе

Это сформирует правильное отношение к играм. Моделируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру, своим примером. Ограничьте время и покажите ребёнку, как легко вы можете остановиться.

Чередуйте компьютер и подвижные игры

Детям нравятся разные интересные занятия, они легко переключаются с одного на другое. Постарайтесь правильно объяснить ребёнку, что ограничение времени – это не наказание, а естественное явление.

Дисциплина и компьютер

Останавливайте долгое пребывание за компьютером. Не прерывайте игру агрессивно. Лучше спокойно объясните ребёнку, что его ждут дела поинтереснее, что все дети его возраста не проводят столько времени за компьютером.

Вера Кондрацова
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Вред и польза»

«Ребёнок и компьютер .

Вред и польза »

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире , где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.

Развивающая функция компьютера .

Подходящие по возрасту развивающие игры или даже просто взятые из Интернета картинки способны расширить кругозор ребёнка и в игровой форме дать ему необходимые знания. Использовать компьютер в обучающих целях можно уже с 1, 5 лет, когда ребенок проявляет активный интерес не только к окружающим его предметам, но и к изображениям, которые он видит в книжках. Разглядывая вместе иллюстрации с изображением животных, можно привлечь компьютер и Интернет в качестве дополнительного наглядного пособия. Ребенку будет интересно взглянуть на разнообразные изображения и фотографии слона или жирафа, а также узнать какими разными могут быть машинки и поезда.

Положительное влияние компьютера на ребёнка .

Компьютерные игры развивают у ребенка :

Быстроту реакции

Мелкую моторику рук

Визуальное восприятие объектов

Память и внимание

Логическое мышление

Зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка :

Классифицировать и обобщать

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации

Добиваться своей цели

Совершенствовать интеллектуальные навыки

Играя в компьютерные игры , ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазлл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» , это вызывает у ребенка восторг !

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Отрицательное влияние компьютера на ребёнка .

Самый большой вред компьютера в том же , в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки):

Дети, увлеченные компьютером , не замечают утомления и усталости глаз, они могут очень сильно их перегрузить. Тем более, если ребенок играет в компьютер , а не занимается какой-то обучающей программой. Поэтому, чтобы сохранить своему ребенку хорошее зрение , всегда контролируйте, сколько времени он проводит перед экраном.

Растущий организм, нуждается в движении. Из-за длительного неподвижного состояния ухудшается самочувствие ребенка , происходят сбои в организме, это чревато развитием гиподинамии.

Когда ребенок много играет в компьютерные игры , это сопровождается эмоциональным напряжением, что так же не проходит бесследно. В результате, просидев весь день перед компьютером , ребенок к вечеру приходит в возбужденное и раздраженное состояние, становится агрессивен и не управляем, а ночью плохо спит.

С компьютером дети , как правило, общаются один на один, что не способствует развитию навыков общения и игре в коллективе.

Происходит падение умственных способностей. Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение.

Ограничения на использование компьютера .

Главная задача родителей - контролировать время, которое ребенок сидит за компьютером .

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы :

В три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут ;

В пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;

В семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.

Усаживать ребенка за компьютер нужно так , чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.

Вечером следует вообще ограничивать работу ребенка за компьютером , особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.

Каждые 20 минут ваш ребенок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удаленный от него, по меньшей мере, на 20 метров, по крайней мере 10 секунд.

Источник света должен быть слева от монитора.

Спина и ноги ребенка должны иметь опору .

Компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников 20 - ти минут.

Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру . И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина , и использовать его можно только для учебы или работы.

Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье : занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры , требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми) .

Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно , оно станет для него полезным и безопасным!

Публикации по теме:

Консультация для учителей-дефектологов «Ребёнок и компьютер. Вопросы общения» Консультация для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей на тему: «Ребёнок и компьютер. Вопросы общения». Учитель - дефектолог:.

Консультация для родителей «Телевизор - вред или польза для детей?» Часто приходится слышать от родителей два совершенно противоположных мнения о значении телевизора в семье. «Мой ребёнок готов сидеть всё.

Консультация для родителей «Компьютер и мой ребенок» Компьютер и мой ребенок. Сегодня компьютером никого не удивишь. Это современное чудо техники доступно и взрослым и детям. Стало модным,.

Консультация для родителей «Активный ребёнок - здоровый ребенок» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Ребёнок и компьютер.

Вред и польза компьютера.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни – все в нем – работа, развлечения, хобби. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым , совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто интересная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. И, конечно, наши дети, в очень маленьком возрасте начинают интересоваться этой незаменимой техникой. Задача родителей сделать время, проведенное ребенком за компьютером, только полезным.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).

Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.

Компьютерные игры способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, мелкой моторики рук, памяти, внимания, логического и стратегического мышления, визуального восприятия объектов, зрительно-моторной координации.

Кроме этого, ребенок, играя, попадает в волшебную сказку. Когда ему предлагают, например, что-то починить, собрав пазл, дети ощущают свою значимость. А если в результате успешно выполненного задания ребенку говорят что-то вроде: «Молодец! Ты справился на отлично» - это приводит его в восторг.

Некоторые игры могут даже помочь родителям, чьи дети не очень любят учиться. Ведь для ребенка гораздо интереснее выучить алфавит, расставив буквы в нужном порядке, а не просто зазубривая непонятные знаки.

Все игры классифицируются на динамические и нединамические. Если в процессе игры вы можете отлучиться от компьютера на любое время, а вернувшись запросто продолжить, то она не динамическая, если же вы должны постоянно действовать, следить за ходом событий, своевременно и быстро реагировать на них, то, как вы уже догадались, динамическая.

Компьютерных игр, как разновидностей очень много:

  • спортивные - самая простая «динамика», чаще всего - это виртуальная реализация существующей соревновательной дисциплины;
  • головоломки - в них участник получает задание, которое необходимо решить. Головоломки могут быть как динамическими, так и нет;
  • логические - это, как правило, игры не развлекающие, поскольку требуют сосредоточения и повышенной умственной напряженности, например, виртуальные шахматы;
  • «стрелялки» - их главная задача – уничтожить противника, пока он не уничтожил вас;
  • тренажерные - помогают человеку развить, на начальном этапе , разумеется, необходимый навык. Можно, например, посидеть за рулем автомобиля;
  • обучающие - составляются педагогами и направлены на получение определенных знаний в развлекательной форме;
  • приключенческие - заставляют думать, постоянно ставя все новые и новые задачи. Причем от того какое решение будет принято, зависит дальнейший ход событий. Каждому решению соответствует свой сценарий;
  • стратегии - ключ к победе в этом классе - четкое планирование. Тематика может быть очень разной, но общий смысл – это завладеть чем-либо путем реализации продуманного плана. Среди стратегий можно выделить экономические, в которых необходимо, как правило, построить свое прибыльное дело, обойдя конкурентов; военные, где можно примерить на себя роль главнокомандующего, а задачей станет - победа в войне.

Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков. Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.

Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, хотя многие родители игнорируют эти предостережения. Большинство опасений являются оправданными, так как компьютер, безусловно, оказывает определенное влияние на ребенка. В первую очередь он сильно увлекает его. Однако в этом и заключается основной вред компьютера для любого человека, независимо от возраста.

Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.

Во-первых, некоторые из игр связаны с насилием и негативно влияют на психику ребенка. Во-вторых, несоблюдение режима может нанести существенный урон здоровью – ухудшение зрения, головная боль, зависимость от виртуального мира. Впрочем, при грамотном соблюдении золотой середины большинства негативных последствий легко избежать.

Поэтому, покупая для ребенка компьютер, нужно понимать, что с его появлением нужно будет следить за малышом и четко его контролировать. Лучше всего начинать постепенное знакомство с компьютером с пятилетнего возраста.

Вопрос о вреде и пользе компьютера для детей - это вопрос, на который не существует однозначного ответа. Очевидно, что во всем следует соблюдать меру и , если ребенок целый день сидит за компьютером, даже за игрой, которая заставляет думать, то психика ребенка не пострадает, но вот физическое здоровье будет подвергаться риску. Необходимо грамотно сортировать игры: в одно время предлагать расслабляющую, в другое – развивающую реакцию, а в третье - логическую.

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых.

Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними.

Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно. Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета. До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.

  • предлагайте ребенку только те игры, которые подходят ему по возрасту, ведь у каждой из них есть определенное возрастное ограничение;
  • перед тем, как предложить ребенку приступить к купленной новинке, сами просмотрите задания, оцените их пользу для ваших детей;
  • участвуйте в игровом процессе для контроля и личностного общения;
  • помогайте ребенку справляться со сложными заданиями;

соблюдайте режим, играть ребенок должен не больше 30 минут в день.

При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.


Лучшие статьи по теме