Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 8
  • Файлы, мультимедиа. Курсовая работа Мультимедиа

Файлы, мультимедиа. Курсовая работа Мультимедиа


Темы Понятие мультимедиа. Аппаратные средства, необходимые для поддержки мультимедиа. Стандарты и форматы аудио. Стандарты и форматы видео. Текст. Графика. Форматы графических изображений. Программные средства для работы с мультимедиа. Средства доступа к сети Интернет, беспроводные средства. Работа в сети Интернет.


Понятие мультимедиа Мультимедиа технологии - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства. Сетевые технологии – это набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств, обеспечивающих функционирование локальной вычислительной сети. Сетевые мультимедиа технологии - объединение возможностей сетевых технологий с наглядностью мультимедийной формы представления.


Аппаратные средства, необходимые для поддержки мультимедиа. Звуковые карты, усилители, AV-ресиверы, колонки и микрофоны. Основные виды, параметры и характеристики. Видеокарты. Основные виды, параметры и характеристики. GPU. 3D-графика: Direct 3D, Open GL, CUDA и т.д. Телевизоры, приемники, TV и FM - тюнеры. Основные виды, параметры и характеристики. Устройства отображения: Мониторы, мультимедиа проекторы, очки. Основные виды, параметры и характер-ки. 3D-видео: Методы отображения объемного (3D) изображения. 3D-очки, принцип действия. Видео- и фото- камеры. Основные виды, параметры и характеристики. Телевидение высокой четкости. Спутниковое ТВ. Ресиверы, антенны и т.д. Параметры и характеристики. Методы защиты каналов от несанкционированного просмотра. Кодировки. Интерфейсы передачи видео и звука: Компонентный, композитный, S-Video, SCART, DVI, D-SUB, HDMI, коаксиальный, SP-DIF, Toslink,… Оптические приводы и носители: CD, DVD, BD и т.д. Основные параметры и характеристики. Flash/SSD-накопители: Flash-карты, USB/SATA-Flash/SSD драйвы и т.д. Основные параметры и характеристики.


Стандарты и форматы аудио. Аудио - общий термин, относящийся к звуковым технологиям. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковом носителе; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.


Стандарты и форматы аудио. Форматы аудио-файлов: WAVE, MIDI, MP3, WMA,... Алгоритмы сжатия аудио: PCM, ADPCM, MPEG, GSM,... Параметры качества звука: частота дискретизации, число каналов, число бит на канал, скорость потока,... Объемное звучание. Форматы объемного звучания: Dolby Pro Logic, Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby True HD, Dolby Digital Plus, DTS, DTS-ES, DTS-HD.


Стандарты и форматы аудио. WAVE Wave форма звука получается при оцифровке, или дискретизации, непрерывной звуковой волны (англ. wave – волна), точнее, аналогового аудиосигнала. При оцифровке специальное устройство – аналого-цифровой преобразователь (АЦП) – измеряет амплитуду волны через равные промежутки времени со скоростью несколько тысяч измерений в секунду и запоминает в Wave-файл измеренные значения. Они называются выборками (по англ. sample, откуда еще одно название дискретизации – сэмплинг).


Стандарты и форматы аудио. MIDI MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface цифровой интерфейс музыкальных инструментов) стандарт на аппаратуру и программное обеспечение, позволяющее воспроизводить (и записывать) музыку путем выполнения/записи специальных команд, а также формат файлов, содержащих такие команды. Воспроизводящее устройство или программа называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом. Описывает аппаратный интерфейс, который позволяет соединять электронные музыкальные инструменты и компьютеры различных производителей, описывает протоколы связи для передачи данных от одного устройства к другому. MIDI-устройства могут взаимодействовать с программными приложениями, используя коммуникационный протокол MIDI. Используя соответствующий программный MIDI-секвенсор, внешние MIDI-устройства могут посылать информацию на синтезатор звуковой карты. MIDI базируется на пакетах данных, каждый из которых соответствует MIDI-событию (англ. MIDI- events), от нажатия клавиши до простой паузы, эти события разделяются по каналам. Сложная среда MIDI может включать различную аппаратуру, причём каждая часть системы будет отвечать за события на соответствующем канале. Альтернативным вариантом может быть одиночный синтезатор, который сам может управлять всеми каналами.


Стандарты и форматы аудио. MP3 MP3 лицензируемый формат файла для хранения аудио- информации. В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения очень близкого к оригинальному (по мнению большинства слушателей), хотя меломаны говорят об ощутимом различии. Существует три версии MP3 формата для различных нужд: MPEG-1, MPEG-2 и MPEG-2.5. Отличаются они возможными диапазонами битрейта и частоты дискретизации: кбит/c при частотах дискретизации Гц, Гц и Гц для MPEG-1 Layer 3; кбит/c при частотах дискретизации Гц, Гц и Гц для MPEG-2 Layer 3; 8160 кбит/c при частотах дискретизации 8000 Гц и Гц для MPEG-2.5 Layer 3.


Стандарты и форматы аудио. WMA Windows Media Audio лицензируемый формат файла, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудио-информации. Изначально формат WMA позиционировался как альтернатива MP3, но на сегодняшний день Microsoft противопоставляет ему формат AAC. Номинально формат WMA характеризуется хорошей способностью сжатия, что позволяет ему «обходить» формат MP3 и конкурировать по параметрам с форматом AAC. Но как было показано независимыми тестами, а также при субъективной оценке качество форматов все таки не является однозначно эквивалетным, а преимущество даже перед MP3 однозначным, как это утверждается компанией Microsoft. Особенно стоит отметить что ранние версии формата (или его реализации) имели проблемы на низких скоростях потока. Также многие меломаны и владельцы цифровых плееров недолюбливают формат WMA за низкую стойкость к ошибкам. Если при кодировании/передаче файла WMA некоторая часть его повреждается, то воспроизведение файла становится невозможным, как после места повреждения, так и за несколько десятков секунд до него.


Стандарты и форматы видео. Стандарты видео: PAL, SECAM, NTSC. Цифровое телевидение, стандарты: DVB, ATSC, ISDB и их модификации. Цифровое телевидение в России. Форматы видео: VIDEO-CD, DVD,... Форматы объемного (3D) изображения. Алгоритмы сжатия видео: MPEG, WAVELETS,... Форматы видео файлов: AVI, 3gp, MP4, WMV, … Параметры качества видео: разрешение, количество цветов, число кадров в секунду, скорость потока,...


Стандарты и форматы видео. Видео под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала. В быту под «видео» обычно понимают видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записанный на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.). Характеристики видеосигнала: Количество кадров в секунду Чересстрочная развёртка Разрешение Соотношение сторон экрана Количество цветов и цветовое разрешение Битрейт или ширина видеопотока


Стандарты и форматы видео. AVI AVI - RIFF медиа-контейнер, впервые использованный Microsoft в 1992 году. Формат файлов с расширением.avi известен как медиа-контейнер, это формат файлов, так же как MP3 или JPG. Но, в отличие от этих форматов,AVI это формат-контейнер. Это означает, что он может содержать видео/аудио данные сжатые с использованием разных комбинаций кодеков, что позволяет синхронно воспроизводить видео со звуком. Так если MP3 и JPG файлы построены на использовании только основного вида компрессии данных (MPEG Audio Layer 3 и JPEG), AVI файл может содержать различные виды компрессированных данных (например, DivX - видео + WMA - аудио или Indeo - видео + PCM - аудио), в зависимости от того, какой кодек используется для кодирования/декодирования.Как и DVD, AVI файлы поддерживают многопотоковое аудио-видео. AVI-файлы могут содержать различные виды сжатых данных, к примеру DivX для видео-информации и MP3 для аудио. Все AVI файлы выглядят одинаково снаружи (имеют расширение.AVI), но внутри они могут отличаться очень сильно.


Стандарты и форматы видео. 3gp 3gp - видеофайлы для мобильных телефонов 3-го поколения. Некоторые современные мобильные телефоны (не обязательно 3G) имеют функции записи и просмотра аудио и видео в формате.3GP. Этот формат упрощённая версия ISO Media Format, который похож на MOV, используемый QuickTime. 3gp сохраняет видео как MPEG-4 или H.263. Аудио сохраняется в форматах AMR-NB или AAC-LC. Готовые видео ролики в формате 3gp имеют малый размер по сравнению с другими форматами видео, но к сожалению это сильно отражается на качестве (оно очень низкое).


Стандарты и форматы видео. MP4 MP4 или MPEG4 уже успели завоевать заслуженную популярность среди широкой аудитории пользователей ПК. Такие фильмы обычно умещаются на одном компакт-диске, а по качеству изображения могут успешно конкурировать с видеокассетами. MPEG-4 задумывался как способ передачи потоковых медиа-данных, в первую очередь видео, по каналам с низкой пропускной способностью. Стандарт неожиданно завоевал популярность у бюджетного пользователя: применение более сложных алгоритмов компрессии позволило размещать полнометражные фильмы длительностью полтора-два часа в приемлемом качестве всего на одном компакт-диске! При одном и том же битрейте и определённых условиях кодирования, качество изображения фильма в MPEG-4 может быть сравнимо или даже лучше, чем в случае применения MPEG-1 или MPEG-2. Однако применение новых алгоритмов сжатия повлекло за собой и существенное увеличение требований к вычислительным ресурсам, необходимым для качественной декомпрессии изображения из этого формата. Качество фильмов в формате MPEG-4 зависит от многих факторов, их можно условно разделить на три группы. 1) Качество исходного материала. 2) Параметры сжатия исходного видеоматериала: битрейт (поток данных, который проходит через декодер), размер изображения и другие, менее существенные. 3) Параметры декомпрессии сжатого видео, настройки видеокарты, монитора/телевизора и быстродействие компьютера, используемого для просмотра.


Стандарты и форматы видео. Анимация. Анимация - технология мультимедиа; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в сек. GIF-анимация - последовательное отображение с заданной частотой растровых изображений, хранящихся в одном GIF-файле.


Текст Текст в общем плане связная и полная последовательность знаков. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Текстовый файл разновидность файла, содержащая текстовые данные, как правило организованные в виде строк. Текстовый файл, как и прочие файлы, хранится в файловой системе. В отличие от термина «текстовый формат», характеризующего содержимое данных, термин «текстовый файл» относится к контейнеру, хранящему эти данные. Текстовый файл может содержать не только чистый текст, но и производные форматы к примеру, HTML-текст. Текстовый файл представляет из себя последовательность символов (принадлежащих некому набору символов). Символы сгруппированы в строки. В современных системах строки разделяются переводом строки, хотя в прошлом применялось хранение строк в виде записей постоянной или переменной длины. В силу своей простоты текстовые файлы нередко используются для хранения информации (пример, для логов). Текстовый формат служит основой для многих более специализированных форматов. Например: ini, SGML (а также HTML, XML), TeX, исходные тексты языков программирования…


Графика Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна. Компьютерная графика область деятельности, в которой компьютеры используются как для синтеза изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют и результат этой деятельности. Разработки в области компьютерной графики сначала двигались лишь академическим интересом и шли в научных учреждениях. Постепенно компьютерная графика прочно вошла в повседневную жизнь, стало возможным вести коммерчески успешные проекты в этой области. Разновидности компьютерной графики: 1) Векторная графика представляет изображение как набор геометрических примитивов. Обычно в качестве них выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также как общий случай, сплайны некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты, например, толщина линий, цвет заполнения. Рисунок хранится как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих набор примитивов. При воспроизведении перекрывающихся объектов имеет значение их порядок. 2) Растровая графика всегда оперирует двумерным массивом (матрицей) пикселов. Каждому пикселю сопоставляется значение яркости, цвета, прозрачности или комбинация этих значений. Растровый образ имеет некоторое число строк и столбцов. Форматы графических изображений: Наиболее часто используемые форматы видео файлов: JPEG, BMP, PNG, TIFF


Форматы графических изображений. JPEG JPEG - является широкоиспользуемым методом сжатия фотоизображений. Формат файла, который содержит сжатые данные обычно также называют именем JPEG; наиболее распространённые расширения для таких файлов.jpeg,.jfif,.jpg,.JPG, или.JPE. Однако из них.jpg самое популярное расширение на всех платформах. Формат является форматом сжатия с потерями, поэтому некорректно считать что JPEG хранит данные как 8 бит на канал (24 бит на пиксель). С другой стороны, так как данные, подвергающиеся компресии по формату JPEG и декомпрессированые данные обычно представляются в формате 8 бит на канал, иногда используется эта терминология. Поддерживается также сжатие черно-белых полутоновых изображений. При сжатии изображение переводится в цветовую систему YCbCr. Далее каналы изображения Cb и Cr, отвечающие за цвет, уменьшаются в 2 раза (по линейному масштабу). Уже на этом этапе необходимо хранить только четверть информации о цвете изображения.Реже используется уменьшение цветовой информации в 4 раза или сохранение размеров цветовых каналов как есть. Количество программ, которые поддерживают сохранение в таком виде, относительно невелико.Далее цветовые каналы изображения, включая черно-белый канал Y, разбиваются на блоки 8 на 8 пикселей. Каждый блок подвергается дискретно-косинусному преобразованию. Полученные коэффициенты подвергаются квантованию и упаковываются с помощью кодов Хаффмана.


Форматы графических изображений. BMP BMP - формат хранения растровых изображений. Изначально формат мог хранить только аппаратно-зависимые растры, но с развитием технологий отображения графических данных формат BMP стал преимущественно хранить аппаратно-независимые растры. С форматом BMP работает огромное количество программ, так как его поддержка интегрирована в операционные системы Windows и OS/2. Файлы формата BMP могут иметь расширения.bmp,.dib и.rle. Кроме того, данные этого формата включаются в двоичные файлы ресурсов RES и в PE-файлы. Глубина цвета в данном формате может быть от 1 до 48 бит на пиксель, максимальные габариты изображения 65535×65535 пикселей.


Форматы графических изображений. PNG PNG - растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь. PNG был создан как для улучшения, так и для замены формата GIF графическим форматом, не требующим лицензии для использования. Обычно файлы формата PNG имеют расширение PNG или png и используют обозначение MIME-типа image/png. Формат PNG хранит графическую информацию в сжатом виде. Причём это сжатие производится без потерь, в отличие, например, от JPEG. Формат PNG спроектирован для замены устаревшего и более простого формата GIF, а также, в некоторой степени, для замены значительно более сложного формата TIFF (см. официальный сайт PNG или хронологическую страницу для дополнительной информации). Формат PNG позиционируется прежде всего для использования в сети Интернет и редактирования графики. Формат PNG обладает более высокой степенью сжатия для файлов с большим количеством цветов, чем GIF, но разница составляет около 5-25 %, что недостаточно для абсолютного преобладания формата, так как небольшие 2-16 цветные файлы формат GIF сжимает с не меньшей эффективностью.


Форматы графических изображений. TIFF TIFF - формат хранения растровых графических изображений. Изначально был разработан компанией Aldus в сотрудничестве с Microsoft, для использования с PostScript. TIFF стал популярным форматом для хранения изображений с большой глубиной цвета, используется при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко поддерживается графическими приложениями. TIFF был выбран в качестве основного графического формата операционной системы NeXTStep, и из неё поддержка этого формата перешла в Mac OS X. Владелец спецификаций Aldus впоследствии объединилась с Adobe, владеющей в настоящее время авторским правом на формата. Имеется возможность сохранять файл со сжатием. Степени сжатия зависят от хранимого изображения, а также и от используемого алгоритма.


Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Гипертекстовые информационные технологии Гипертекст (нелинейный текст) – это организация текстовой информации, при которой текст представляет множество фрагментов с явно указанными связями между этими фрагментами. WWW (сокращение от англ. World Wide Web – мировая паутина, всемирная паутина или всемирная сеть) – это глобальный механизм обмена информацией; информационная система и популярная служба Интернета. Это самое распространённое приложение Интернета. Основой WWW являются протокол передачи гипертекстовых данных (HTTP) и язык гипертекста (HTML), т.е. гипертекстовые технологии. HTTP – это гипертекстовый транспортный протокол для связи веб-серверов и веб-клиентов. Он предназначен для построения распределённых информационных сетей коллективного пользования, поддерживающих различные типы данных (текст, изображение, аудио- и видеоинформация) и загрузки веб-страниц (файлов).


Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Языки гипертекстовой разметки документов Гипертекстовый документ - это файл, содержащий различные виды информации и имеющий в своей структуре ссылки (гиперссылки) на другие файлы или сам являющийся документом, на который есть ссылка в другом файле, расположенном на некотором сервере в любой точке планеты. Гипертекстовый документ, размещённый на сервере с использованием WWW, называют Web-страницей (веб-страницей). Это минимальный фрагмент гипертекста, который можно за один раз загрузить и прочитать. Используя предлагаемые связи можно читать материал в любом порядке. Таким образом, текст становится открытым. В него можно вставлять любые объекты, указывая для них связи с имеющимися объектами. При этом структура текста не разрушается. Поэтому гипертекст стал новой информационной технологией представления неструктурированного легко наращиваемого знания. Структура гипертекстовых документов формируется с помощью последовательности тегов – элементов языка HTML, включающих тексты в формате ASCII. Они позволяют управлять шрифтом, цветом фона и текста, определять ссылки, вставлять объекты (графику, звук и видео). При этом сами тэги на странице в режиме её просмотра через браузер не видны. Тег или тэг (англ. Tag – метка) является признаком объекта, который управляет соответствующим кодом. Любая страница начинается с тега и заканчивается тегом.

Updated: March 30, 2011

Applies To: Windows Home Server 2011

Digital media refers to audio, video, and photo content that has been encoded (digitally compressed). Encoding content involves converting audio and video input into a digital media file such as a Windows Media file. After digital media is encoded, it can be easily manipulated, distributed, and rendered (played) by computers, and is easily transmitted over computer networks.

Examples of digital media types include: Windows Media Audio (WMA), Windows Media Video (WMV), MP3, JPEG, and AVI. For information about the digital media types supported by Windows Media Player, see the article “Information about the Multimedia file types that Windows Media Player supports .

Why would I want to stream my digital media?

Like many people, you probably have a lot of music, video, and pictures in Windows Home Server 2011 shared folders. There may be times when you want to do following:

    Watch videos . Your home server can be used to store and stream large collections of videos and recorded TV shows to your home computers or other playback devices on your home network. You can stream videos to an Xbox 360 or to a home computer by using Windows Media Player.

    Play music . When you turn on Media Sharing for the Music shared folder, you can access your music from devices that support Windows Media Connect. You do not need to enable or configure any user accounts to stream from the Music shared folder after sharing is turned on.

    Present photo slide shows . You can store your digital photos in the Photos shared folder on your home server and then access them from any home computer or from an Xbox 360 that is connected to a TV in your home. You can watch photo slide shows, turning your TV into a large picture frame.

Sharing copy-protected media

Windows Home Server 2011 does not support the sharing of copy-protected media. This includes music purchased through an online music store.

Copy-protected media can be played back only on the computer or device that you used to purchase it. Copy protection prevents you from playing media on more than one computer or device, even if you copy the media to your home server and play it from there. However, you can store the copy-protected media on Windows Home Server 2011 and continue to play back the media on the computer or device used to purchase it.

В этой статье мы рассмотрим инструменты для конвертации видео и аудио, разберемся в форматах мультимедиа и выберем лучшие инструменты для преобразования файлов.

Хотим мы того или нет, но не может быть так, чтобы в мире цифровых развлечений целиком доминировал некий единственный формат. Тот же MP3 сегодня успешно заменяется OGG и AAC, AVI - MPG, FLV и проч. На самом деле, существенной проблемы в таком разнообразии нет.

Разделение форматов мультимедиа - это необходимость. У каждого формата - своя специфическая особенность, причина, по которой может или должен быть использован он, а не какой-либо другой. Зачастую все упирается в экономию - в нашем случае, экономию пространства жесткого диска. В каждом случае есть формат, наиболее выигрышный в данной ситуации и менее оптимальный. Сегодня мы сделаем следующее: во-первых, вспомним, какие мультимедиа форматы наиболее востребованы при конвертации видео/аудио и, во-вторых, рассмотрим необходимый набор . Подчеркиваем: мы рассматриваем только мультимедиа форматы - а именно звук и аудио.

Часть I. Форматы и кодеки для конвертации

Поскольку нельзя объять необъятное, мы затронем только самые распространенные и востребованные мультимедиа форматы, кодеки, дадим их краткое описание и пояснение, в каких случаях их лучше всего использовать. При описании мы также представим список программ, которые каким-либо образом связаны с данным форматом. Ссылки приводить не будем, все программы вы сможете найти на сайт .

Видеостандарты

MPEG -1

MPEG -1 - стандарт, принятый группой экспертов MPEG (Moving Picture Experts Group - группа экспертов в области видео). На данный момент видео в MPEG -1 используется в на Video CD (качество VCD наиболее близко к качеству VHS видеокассет).

Изначально использование MPEG -1 видео ограничено скоростью потока1.5 Мегабита/c и разрешением 352?240. Однако данный стандарт позволяет использовать любое разрешение вплоть до 4095?4095.

MPEG -2

Стандарт MPEG -2 используется для при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. Имеет жесткие ограничения по разрешению (не более 720 ? 576), частоте кадров (25 к/с и 29.97 к/с), битрейту и др.

MPEG -3

Стандарт кодирования аудио и видео для телевидения высокой четкости (HDTW - High-definition television) со скоростью передачи данных от 20 до 40 Mбит/с. Работа над MPEG -3 была прекращена после модификации MPEG -2 (когда стандарт MPEG -2 не хуже MPEG -3 стал справляться с обработкой видео).

Не следует путать MPEG -3 с музыкальным форматом MP3 (MPEG -1 Part 3 Layer 3/MPEG-1 Audio Layer 3).

MPEG -4

MPEG -4 используется для сжатия цифрового аудио и видео. Предназначен для вещания в Интернете (потоковое видео, видеотелефония), кодирования и записи фильмов на компакт-диски, (видеотелефон) и широковещания.

Видеокодеки

DivX (Digital video express)

Самый известный видеокодек для платформ Microsoft Windows и Mac OS X, которым сегодня сжимаются большинство фильмов. Сжатие позволяет разместить полуторачасовой видеоматериал на 1 - 2 CD. Распространяется он в двух версиях: DivX и DivX Pro. DivX бесплатный (AdWare), его можно использовать без ограничений, второй - платный. Приставка “Pro” стоит $19.99 вместе с дополнительными возможностями пакета и преимуществами перед бесплатной версией. Это:

Лучшая компрессия (около 25%) видео,
- поддержка технологии GMC (Global Motion Compensation), которая улучшает качество видео и немного улучшает степень сжатия,
- DivX Pro обеспечивает полную поддержку двунаправленного кодирования (B-frames),
- включает в себя дополнительный инструментарий для кодирования видео.

Программы для работы с DivX

DivX Player - официальный проигрыватель от создателей видеоформата DivX.

DivX Subtitle Displayer - программа для отображения субтитров при воспроизведении DivX видео.

DivFix - утилита для восстановления поврежденного DivX видео.

DivX AntiFreeze – некоторые видеоклипы имеют поврежденные кадры. AntiFreeze препятствует “замораживанию” видео.

Dr. DivX - программа для перегона видео с различных источников (из файла, с видеокамеры, ТВ и т.д.) в видеофайлы в формате DivX. Утилита умеет работать с MPEG1, MPEG2, MPEG4, AVI и WMV .

Библиотека преобразования видео стандарта MPEG -4, распространяется по GNU General Public License. В отличие от кодека DivX, который выпущен только для платформ Microsoft Windows и Mac OS X, Xvid - продукт кроссплатформенный (используется на всех платформах и операционных системах, для которых можно скомпилировать исходный код кодека).

Как можно заметить, название кодека - “перевертыш” от DivX. На практике, Xvid - это и есть альтернатива DivX. Кодек отличается быстрой скоростью работы и приемлемым качеством изображения. Настраивается как через сторонние программы, так и через собственное окно настроек.

Программы для работы с Xvid

На сегодня существует большое количество разновидностей (компиляций) Xvid, которые с одинаковым успехом позволяют просматривать, конвертировать видео на телефоны, диски и др. носители.

Koepi XviD - одна из таких компиляций.

Nic’s XviD - еще один популярная сборка, включающая Xvid.

Windows Media Video

Система кодирования, разработанная компанией Microsoft. Входит в мультимедийный пакет Windows Media. Существует в нескольких версиях: Microsoft MPEG -4 Video Codec, Windows Media Video 9 и др. Несмотря на то, что с DivX видео WMW конкурировать не может, он активно используется в разработке медиа- и игровых приложений под платформу Windows.

Программы для работы с WMV

Windows Media Encoder - кодек и оболочка для кодировщика.

Windows Media Video 9 VCM - аналогично с предыдущим, но не включает в состав графическую оболочку.

Ligos Indeo

Вначале кодек Ligos Indeo разрабатывался Intel, но затем был взят на доработку компанией Ligos. Сейчас кодек позволяет просматривать видео под разными битрейтами, соответственно, с адаптивным качеством. Ligos Indeo поддерживает процессорную инструкцию MMX (правда, у DivX поддерживаемых инструкций куда больше).

Программы для работы с Ligos Indeo

Intel Codec Installer - поставляет так называемый кодек I263, который делает возможным проигрывание электронных открыток и видео в формате Ligos Indeo.

Intel JPEG Library Video Codec (ijlvid) - специальный драйвер, основанный на библиотеке Intel JPEG , поддерживающий декомпрессию в RGB24 и компрессию форматов RGB24 и YUY2.

Intel Music Coder - благодаря этому пакету можно прослушивать видео формата AVI со звуком, кодированным в IMC .

Apple QuickTime

Этот бесплатный пакет кодеков достаточно известен не только пользователям продукции Apple. Доступен для загрузки с сайта Apple (www.apple.com) вместе с программой для воспроизведения видео в quicktime- формате, которая так и называется - QuickTime.

Программы для работы с Apple QuickTime

QuickTime - программа для воспроизведения файлов формата MOV /QT. К сожалению, портированная в Windows версия обладает множеством недостатков (неудобство интерфейса, неоправданная ресурсоемкость и т. п.).

QuickTime Alternative - альтернатива QuickTime. Пакет содержит кодеки и программы для воспроизведения видео в формате quicktime .

DScaler MPEG

Программы для работы с DScaler MPEG

GPL MPEG -1/2 DirectShow Decoder Filter , Stinky’s MPEG -2 Codec - позволяет проигрывать файлы формата MPEG -1 и MPEG -2 в Windows Media Player и др. плейерах.

Dscaler - программа для захвата и обработки видео MPEG формата.

TrueMotion VP6

TrueMotion VP6 - конкурент MPEG4 кодеков DivX и Xvid. На невысоких битрейтах даёт заметно лучшую картинку, чем последние. В последнее время многие видеоролики закодированы именно в VP6 и имеют формат FLV . Взамен TrueMotion VP6 предлагается усовершенствованная версия - VP7.

Программы для работы с VP6

Браузеры с поддержкой Flash, видеоплейеры.

Free FLV Converter и Any Video Converter - соответственно платный и бесплатный конвертеры из FLV в другие видеоформаты.

Совет. Если хотите, чтобы все вышеперечисленные пакеты были установлены на вашем компьютере вы и не желаете скачивать каждый кодек по-отдельности, загрузите и установите универсальный и бесплатный пакет K-Lite Pack (www.codecguide.com). Распространяется он в 5 версиях:

  • Basic - содержит в себе необходимый минимум: кодеки DivX и Xvid.
  • Standard - более расширен по сравнению с предыдущим пакетом. Позволяет проигрывать распространенные и не самые известные форматы.
  • Full - пакет, в наибольшей степени предназначенный для кодирования/декодирования видео. Включает все необходимые для этих операций инструменты.
  • Corporate - корпоративное решение. Очень похоже на пакет Full.
  • Mega - Full-версия плюс набор кодеков Real Alternative.

Видеоформаты

MPG

Основной формат MPEG . Файл с данным расширением содержит MPEG1 видео + MP2 (MPEG -1 layer 2) или реже MP1 аудио.

VOB

Формат MPEG файлов на DVD -Video дисках. Представляет собой тот же MPG , но с субтитрами и звуковой дорожкой не-MPEG формата (это может быть AC-3 аудио.

AVI

AVI (Audio Video Interleaved - Аудио + Видео + Слоёные) - формат, разработанный компанией Microsoft.Чаще всего применяется для хранения MPEG4 видео. В настоящий момент Microsoft рекомендует использовать вместо AVI формат ASF .

ASF

ASF (Active Streaming Format) - еще одна разработка Microsoft. Существует два варианта ASF - v1.0 и v2.0. С некоторого времени ASF файлы имеют расширения WMA или WMV .

MOV /QT

Формат разработан компанией Apple. QuickTime - рекомендованный формат для MPEG4. MOV файлы идут с расширением MPG или MP4. Видео и аудио в этих файлах - не что иное, как MPG и AAC .

RealMedia

Формат потокового вещания. Характеризуется, с одной стороны низким качеством изображения на высоких битрейтах и, с другой - хорошей степенью сжатия. Это позволяет воспроизводить музыку и видео в сети Интернет в “демонстрационном” качестве. Файлы формата RealMedia имеют расширение *.RM, *.RAM или *.RMVB.

Аудиоформаты (в сокращении)

ASF

ASF (Advanced Streaming Format, не путать с одноименным видеоформатом) - стандарт аудио для OC Mac. Большой размер файла и качество, приближенное к AudioCD.

FLAC (Free Lossless Audio Codec)

FLAC (Free Lossless Audio Codec) - сжатие звука до 50 процентов без потери качества звучания.

WAV

Стандартный формат для Windows. Звук хранится без потери качества и, соответственно, файл занимает много пространства на диске.

FLAC (англ. Free Lossless Audio Codec - свободный аудиокодек без потерь) - популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3 и AAC , не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для аудиоколлекции. Поддерживается многими аудиоприложениями.

AIFF

Формат файлов для платформы Mac OS. Характеризуется высоким качеством звучания, поскольку не подвержен сжатию (т. н. формат loseless).

Monkey’s Audio - популярный формат кодирования цифрового звука без потерь. Распространяется бесплатно вместе с открытым исходным кодом и набором программного обеспечения для кодирования и воспроизведения, а также плагинами к популярным плеерам. Файлы Monkey’s Audio имеют расширения APE для хранения аудио и APL для хранения метаданных.

WMA (Windows Media Audio) - формат, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудио-информации. Изначально формат WMA задумывался как альтернатива MP3, но на день Microsoft противопоставляет ему другому формату - AAC . Файлы, сжатые этим кодеком, примерно в четверть более объемные, чем OGG , хотя формат WMA характеризуется неплохой способностью сжатия, что позволяет ему на низких битрейтах «обходить» по качеству звучания MP3.

MP3 формат сжатия с потерями. Вкратце, алгоритм компрессии звука такой: звуковая информация, которую человек воспринять не может, из записи удаляется.

Объективно MP3 нельзя назвать “лучшим”, “оптимальным” форматом. Главное его достоинство - формат распространен настолько, что проблем с программной/аппаратной несовместимостью быть не может. Степень сжатия можно варьировать, в том числе в пределах одного файла. Интервал возможных значений битрейта составляет 8 - 320 кбит/c. Большая часть музыки, распространяемая в Интернете нелегальным способом, имеет битрейт от 128 до 256 (в редких случаях 320) kbps. Для ознакомительного слушания такого качества вполне хватает, но для хранения в аудиоколлекции мы порекомендуем использовать OGG или AAC . По соотношению размер/качество выигрывает AAC .

AAC

AAC (Advanced Audio Coding) - наиболее вероятная альтернатива MP3 (как еще говорят - “результат эволюции MP3-файлов ”). Формат продвигается компанией Apple - в частности, в известном онлайновом музыкальном магазине iTunes. Иногда AAC встречается и на других сервисах по продаже музыки.

При сжатии AAC теряет меньше, чем MP3, звуковой информации. В результате, при одинаковом размере AAC по качеству опережает MP3. Более того, в данном формате есть возможность сжимать аудио без потери качества (профиль ALAC ). Другие особенности по сравнению с MP3:

Частоты с 8 Гц до 96 кГц (MP3: 8 Гц - 48 кГц)
- До 48 звуковых каналов
- Большая эффективность кодирования при постоянном звуковом потоке
- Большая эффективность кодирования при изменяющемся звуковом потоке

Формат файлов:

M4A - незащищённый файл AAC ,
M4B - файл AAC , поддерживающий закладки (используется для аудиокниг и подкастов),
M4P - защищённый файл AAC . Используется в онлайн-магазинах для защиты файла от копирования.

OGG

Ogg Vorbis - относительно новый формат аудиокомпрессии (официально появившийся летом 2002 года). Поскольку лицензия, по которой он распространяется, полностью открыта, OGG “прижился” в качестве основного формата в среде Linux. OGG позволяет в достойном прослушивания качестве сжимать треки (8kHz-48.0kHz, 16+ бит, битрейт от 16 до 128 kbps на канал). Это ставит формат в один ряд с AAC , WMA и, разумеется, MP3. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, близка к MPEG Audio Layer III , но практическая реализация этой модели несколько иная. Поэтому при прослушивании OGG файлов можно заметить ощутимую разницу (как на на высоких, так и на низких битрейтах) по сравнению с другими форматами.

Электронные документы, содержащие мультимедиа компоненты и средства их реализации (Берестова В.И.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

В настоящее время в связи с развитием новых информационных технологий в работе многих компаний и фирм используются электронные документы, содержащие не только текстовую информацию, но также графическую и звуковую. Мультимедийный документ - это электронный документ, содержащий видео- и (или) звуковую информацию . Видеоинформация и звуковая информация используются в видеоархивах. Это могут быть видеофильмы для различных применений. Мультимедиа может представлять собой интерактивную среду, т.е. пользователь может управлять процессом представления мультимедиа с помощью различных средств ввода, таких как клавиатура и манипулятор-мышь. Например, для проведения семинаров, деловых встреч, тренингов, рекламных акций и других мероприятий, чтобы информация была более насыщенной, запоминающейся и наглядной, чаще всего применяют мультимедиатехнологии. Это как аппаратные мультимедийные средства, так и пакеты прикладных программ, которые позволяют обрабатывать различные виды информации, такие как текст, графика и звук. Так, например, в текстовом редакторе Microsoft Word предусмотрена возможность включения в состав документа не только анимации в формате GIF, но также и видеофильма в формате QuickTime (QuickTime - технология, а не формат. Подразумеваемый формат, скорее всего, MOV. - Прим. корр.), видеоклипа в формате AVI, клипа мультимедиа. Существуют различные понятия мультимедиа: мультимедиа - технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов; мультимедиа - компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-Rom Drive - устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств); мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображение и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, т.е. они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории .
Содержание мультимедиаприложений продумывается автором еще на этапе создания сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Если текст и статическая графика - традиционные средства представления информации, имеющие многовековую историю, то опыт использования мультимедиа исчисляется годами.
Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений, используемых в электронных документах.
Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие материала, способствует его пониманию и запоминанию.

Анализ технологии создания мультимедийных приложений

Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений. При создании и последующем использовании этих приложений следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций.
В качестве основы для создания мультимедийного приложения может стать модель содержания материала, представляющая собой способ структуризации материала, основанный на разбиении его на элементы и наглядном представлении в виде иерархии.
На начальной стадии проектирования мультимедийного приложения модель содержания материала позволяет: четко определить содержание материала; представить содержание в наглядном и обозримом виде; определить компонентный состав мультимедийного приложения.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера: информация на экране должна быть структурирована; визуальная информация должна периодически меняться на аудиоинформацию; периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука; содержание визуализируемого материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
При разработке формата кадра на экране и его построении рекомендуется учитывать, что существует смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля. Компоновать объекты рекомендуется: близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих разных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; по сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются; с учетом свойств продолжения, так как чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы; с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.; не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами; выделяя материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и его стилем .
При разработке мультимедийного приложения необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком .
Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существуют две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В мультимедийных приложениях обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве случаев доминирует обратный контраст.
Предпочтительной является работа мультимедиаприложений в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном - к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения .
Для оптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам мультимедийных приложений рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.
Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже - выделение проблесковым свечением, изменением размера или яркости .

Классификация существующих видов мультимедиаприложений и рекомендации по технологии их создания

Проведя обзор и анализ существующих отечественных и зарубежных систем по технологии создания мультимедийных приложений, можно предложить следующую классификацию самых распространенных мультимедиаприложений и их понятий.
Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды:
1. Презентации.
2. Анимационные ролики.
3. Игры.
4. Видеоприложения.
5. Мультимедиагалереи.
6. Аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов).
7. Приложения для Web.
В таблице 1 представлены основные понятия мультимедийных приложений и их виды.

Таблица 1

Основные понятия мультимедийных приложений

Вид мультимедийного приложения

Презентация

Презентация (от англ. presentation ) - способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации

Анимационные ролики

Анимация - технология мультимедиа; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в секунду

Игра - мультимедиаприложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений

Видеофильмы и видеопроигрыватели

Видеофильмы - технология разработки и демонстрации движущихся изображений.

Видеопроигрыватели - программы управления видеофильмами

Мультимедиагалереи

Галереи - собрание изображений

Проигрыватели звуковых файлов (цифровой звук)

Проигрыватели звуковых файлов - программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук - это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды

Приложения для Web

Приложения для Web - это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация и т.п.), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты и т.д.

В свою очередь мультимедийные приложения можно разделить на следующие подвиды. Основные понятия подвидов мультимедийных приложений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные понятия подвидов мультимедиаприложений

Презентация:

1. Линейная презентация - динамичный ролик со сложной графикой, видеовставками, звуковым сопровождением и отсутствием системы навигации.

2. Интерактивная презентация - совокупность мультимедийных компонентов, структурированных по иерархическому принципу и управляемых через специальный пользовательский интерфейс

Анимация:

1. Покадровая анимация - кадровая смена изображений, создающая впечатление движения картинок.

2. Программная анимация - анимация, при которой изображения меняются с помощью запрограммированной последовательности действий (т.е. с помощью алгоритма и переменных). Рисование основных объектов происходит вручную или путем импортирования их из коллекций и галерей, после чего применяются возможности какого-либо языка программирования

Игры:

1. Развлекательные игры - программы, позволяющие пользователю провести свой досуг.

2. Обучающие игры - программы, позволяющие пользователю повысить уровень своих знаний в той или иной области, представленные в легкой игровой форме

Видеопроигрыватели:

1. Формирование покадрового фильма - подготовка и расположение изображений, последовательности фотографий, кадров, которые создают впечатление движения.

2. Видеопроигрыватель для потокового видео - формирование проигрывателя, в который включается потоковое видео форматов AVI, MPEG и др., после чего появляется возможность управления этим потоком (например, использование таких команд, как запуск, пауза и перемотка на начало видео фрагмента)

Мультимедиагалереи:

1. Кадровая смена изображений - порядок смены изображений через определенный интервал времени.

2. Панорама - широкая и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство.

3. Интерактивная галерея - галерея, имеющая возможность управления пользователем (навигация по изображениям)

Звуковые проигрыватели:

1. Проигрыватель одного звукового файла - добавление в мультимедиаприложения звукового файла форматов WAV, MP3 и др. и его воспроизведение.

2. Проигрыватель разных звуковых файлов - аналогично проигрывателю одного звукового файла, но добавление такой возможности, как переключение между последовательностью исполнения.

3. Виртуальные музыкальные инструменты - имитация реальных музыкальных инструментов

Приложения для Web:

1. Баннеры - в Интернете - графические изображения или текстовые блоки рекламного характера, являющиеся гиперссылкой на веб-страницу с расширенным описанием продукта или услуги. Баннеры размещают на веб-страницах для привлечения посетителей (потенциальных клиентов) или для формирования имиджа.

2. Приложения для передачи данных (пример: гостевая книга)

При изучении технологии создания мультимедийных приложений строится сценарий, в котором описывается, как они будут создаваться. В связи с этим логично предположить, что каждое мультимедийное приложение состоит из различных компонент (различных тематик). Выявляя состав мультимедийных приложений, можно разбить их на следующие компоненты: выбор темы создаваемого мультимедиаприложения, разметка рабочей области (масштабы и фоны), кадры, использование слоев, создание символов разных типов, включение переменных и написание скриптов на языке программирования, работа со звуковыми файлами, добавление текста, создание эффектов, использование и импортирование изображений, использование готовых компонент-библиотек, создание навигации, использование языков разметки текста и скриптовых языков.

Средства для создания и воспроизведения мультимедийных документов

Существует множество технических инструментов для создания и воспроизведения мультимедийного продукта. Создатель-разработчик должен выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания, например, страниц гипертекста. Разработка мультимедиадокумента возможна с помощью интегрированной среды разработки Macromedia Dreamweaver.
Существует целый ряд мощных сред разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director, Macromedia Flash или Authorware Professional являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как Power Point и текстовые редакторы (например, Word), также могут быть использованы для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов. Средой разработки мультимедийных приложений также является Borland Delphi.
Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных.
В настоящее время автоматизированных обучающих систем по технологии создания мультимедийных приложений очень мало. Подобием таких систем являются страницы в сети Интернет, на которых имеется подборка уроков, книжек и статей на данную тему. Большая часть таких сайтов нацелена на темы "Уроки Flash для создания мультимедиа элементов" или "Создание мультимедиа в Macromedia Director".
На сайтах представлено большое количество статей и уроков по Macromedia Flash, и они разделены по следующим категориям: программирование, эффекты, анимация, навигация, звук, полезные советы, 3D, новичкам, другие.
После полного выполнения таких шагов обучаемый может сделать такой же компонент мультимедиа, который описывается в уроке.

Форматы файлов для хранения мультимедийного документа

Огромное количество коллекций мультимедийных документов опубликовано в сети Интернет. Для воспроизведения мультимедийных документов на компьютерах должно быть установлено необходимое программное обеспечение, иметься графические и звуковые карты, звуковые колонки или наушники. При этом видеофайлы могут храниться в разных форматах.
Файл типа ASF (Advanced Streaming Format - формат усовершенствованных потоков) сохраняет синхронизированные мультимедиаданные. Они могут использоваться для сохранения в сети потоков видео- и аудиоданных, изображений и команд сценария.
Файл типа AVI (Audio Video Interleave - чередующееся аудио-видео). Этот формат файлов мультимедиа используется для сохранения звука и движущегося изображения в формате файлов обмена ресурсами корпорации "Майкрософт" (Microsoft Resource Interchange File Format, RIFF). Это один из наиболее распространенных форматов, поскольку в файлах AVI можно сохранять аудио- и видеоданные.
Файл типа MPG или MPEG (Moving Picture Experts Group) - это набор стандартов сжатия аудио- и видеоданных, разработанный группой Moving Picture Experts.
Файл типа WMV (Windows Media Video). В файлах этого формата аудио- и видеоданные сжимаются с помощью кодека Windows Media Video. Это сильно сжатый формат, который занимает минимум места на жестком диске компьютера.
В заключение необходимо отметить, что мультимедиадокумент включает информацию разных типов: текстовую, графическую, видео, анимацию, звуковую. Мультимедиаприложения находят широкую сферу применения. На сегодняшний день существует достаточно средств как для создания, так и воспроизведения мультимедиадокументов.

Список источников

1. Технический словарь. Термины и определения, (http://cncexpert.ru/technical-glossary/multimedia-document.php).
2. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г В., Руденко Т.В. Мультимедиакурсы: методология и технология разработки (http://www.ido.tsu.ru/ss/?unit=223).
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании (http://www.ido.edu.ru/open/multimedia).

Полученный в результате оцифровки звука или видео массив данных («цифровое представление» оригинального объекта) может использоваться компьютером для дальнейшей обработки, передачи по цифровым каналам, сохранению на цифровой носитель. Перед передачей или сохранением цифровое представление, как правило, подвергается фильтрации и кодированию для уменьшения объема .

Сжатием мультимедиа информации занимаются особые программы – кодеки , являющиеся важнейшим программным элементом компьютера как мультмедийного центра.

Именно благодаря кодекам возможно прослушивание и просмотр аудио и видео соответственно, при приемлемых размерах файлов. Итак, кодек – программа, сжимающая цифровой поток (кодирование) и также с помощью которой он воспроизводится (декодирование). По первым слогам этих функций образовано название Кодек (Codec). Кодеки бывают аудио и видео и являются важной частью формата медиа файла. Главная задача и суть кодека - это уменьшить размер файла. При этом существуют разные алгоритмы выполнения этой задачи, справляющиеся с ней с различной эффективностью.

Не стоит путать понятия кодек и формат файла . Формат - это определённая структура представления оцифрованного звука или изображения. А кодек - это программный алгоритм, сжимающий в определённый формат. То есть цель кодека - сжать, а сделать это можно по разному, поэтому для одного формата могут использоваться разные кодеки (с разной степенью качества). Естественно, не обходится здесь без потерь в качестве. Однако алгоритмы настолько хорошо справляются с задачей, что потери часто бывают не заметны. Примером простого алгоритма сжатия аудиоданных может служить, например, вырезание диапазона частот не слышимого для человеческого уха, или, к примеру, если раздаются 2 звука, первый громкий, второй тихий, при этом получается, что ухо не слышит второго звука, логично, что можно обойтись без второго звука. В изображении, если имеется преимущество одного цвета в кадре, то достаточно лишь описать одну точку с этим цветом, и указать места где он повторяется. Это конечно простые примеры, на деле всё гораздо сложней. Сейчас существуют кодеки, сжимающие без потерь.

Еще раз отметим, что кодеки выполняют и обратную операцию - раскодирования, в этом случае их называют декодерами.

Кодеки преобразуют данные в особый файл, который называют контейнером.

Контейнер - это специальная оболочка, в которой хранится зашифрованная с помощью кодеков информация. По сути, медиаконтейнеры - это и есть форматы видеофайлов, которые содержат данные о своей внутренней структуре. Первый медиаконтейнер был создан в 1985 году. В контейнере может храниться информация разного качества, в частности, изображения, аудио, видео и субтитры. Разные виды контейнеров определяют объем и качество информации, которая может быть в нем сохранена, но при этом не влияют на способы кодирования данных.

Наиболее популярными видео кодеками являются DivX, XviD, H.261, H.263, H.264 и следующие:

MPEG-2 – группа стандартов цифрового кодирования видео и аудио сигналов. MPEG-2 в основном используется для кодирования видео и аудио при вещании, включая спутниковое вещание и кабельное телевидение. С некоторыми модификациями этот формат также используется как стандарт для сжатия DVD.

MPEG-4 – новый международный стандарт сжатия цифрового видео и аудио, появившийся в 1998 году. Используется для вещания (потоковое видео), записи дисков с фильмами, видеотелефонии и широковещания. Включает в себя многие функции MPEG-2 и других стандартов, добавляя такие функции, как поддержка языка виртуальной разметки VRML для показа 3D-объектов, объектно-ориентированные файлы, поддержка управления правами и разные типы интерактивного медиа.

Ogg Theora – видеокодек, разработанный Фондом Xiph.Org как часть их проекта «Ogg» (целью этого проекта является интеграция видеокодека On2 VP3, аудиокодека Ogg Vorbis и мультимедиа-контейнера Ogg в одно мультимедийное решение, наподобие MPEG-4). Полностью открытый, свободный в лицензионном отношении мультимедиа-формат.

Любая операционная система изначально содержит некий набор кодеков, но, как правило, их недостаточно для воспроизведения определенных форматов видеофайлов.

Видеоформаты напрямую на качество не влияют, лишь обеспечивая поддержку кодеков и «технологичность» фильма:

AVI - очень древний стандарт, которому уже более десяти лет. Не соответствует современным требованиям качества и не поддерживает некоторые кодеки (в частности звуковой кодек Vorbis), а также переменный битрейт в кодировании. Существует и проблема с синхронизацией потоков.

MKV – «молодой» тип контейнеров, характеристикой которому станет предыдущий абзац без слов «не». Если перед вами файл с фильмом *.mkv, то, как правило, сам фильм будет высокого качества.

ASF - формат, разработанный в недрах всеми любимой фирмы Microsoft и ими же запатентованный. По непонятным причинам очень бережно ими оберегается, даже законом запрещено использование этого стандарта для видеокодирования и редактирования ASF-фильмов третьими сторонами, то есть пользователями, чтобы его попробовать в кодировке, придётся найти софт, который этот закон не уважил. Сам по себе стандарт очень старый, поэтому вряд ли обеспечивает совместимость с современными кодеками.



VOB - контейнер DVD фильмов. На DVD-диске с фильмом выкладываются несколько VOB-файлов ~ по 1Гб каждый вместе с разными системными файлами (IFO, BUP...). Скинув VOB-файлы на жёсткий диск компьютера, можно их просмотреть с помощью какого-либо видео-плеера. Внутрь VOB-файла зашиваются собственно видео, одна или несколько звуковых дорожек и субтитры.

На практике возникает огромное количество случаев, когда необходимо преобразовать видео из одного формата в другой. Основная проблема заключается в том, что различные устройства накладывают особые требования к качеству загружаемого видео, в частности к его формату. В этой ситуации на помощь приходят специальные программы - конвертеры , которые позволяют переделать видео в нужный формат. Например, удобный видео конвертер на русском языке - ВидеоМАСТЕР.

Аудиоформаты

Среди звуковых носителей информации выделяют аналоговые и цифровые носители. Для целей мультимедиа-технологий наибольшее значение имеют последние, причем преимущественно это аудио-файлы, значительное количество которых было разработано в последние годы. В классификации форматов аудио-файлов выделяют форматы без потерь и форматы с потерями .

Аудиоформаты без потерь предназначены для точного (с точности до частоты дискретизации) представления звука. В свою очередь они делятся на несжатые и сжатые форматы.

Примеры несжатых форматов :

· RAW – сырые замеры без какого-либо заголовка или синхронизации.

· WAV (Waveform audio format) –разработан Microsoft совместно с IBM, распространенная форма представления звуковых данных небольшой продолжительности.

· CDDA – стандарт для аудио-CD. Первая редакция стандарта издана в июне 1980 года компаниями Philips и Sony, затем была доработана организацией Digital Audio Disc Committee.

Примеры сжатых форматов :

· WMA (Windows Media Audio 9 Lossless) – лицензируемый формат аудио-файлов, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции. В рамках формата есть возможность кодирования звука как с потерей, так и без потери качества.

· FLAC (Free Audio Lossles Audio Codec) – популярный формат для сжатия аудиоданных. Поддерживается многими аудио-приложениями, а также устройствами воспроизведения звука.

Аудиоформаты с потерями ориентированы в первую очередь на по возможности компактное хранение звуковых данных: при этом идеально точное воспроизведение записанного звука не гарантируется. Примеры таких форматов:

· MP3 –лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации, разработанный рабочей группой института Фраунхофера MPEG в 1994 году. На данный момент MP3 является самым известным и популярным из распространенных форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться в любой современной операционной системе, на практически любом портативном аудио-плеере, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.

· Vorbis –свободный формат сжатия звука с потерями, появившийся летом 2002 года. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, по принципам действия близка к MP3. По всевозможным оценкам этот формат является вторым по популярности после MP3 форматом компрессии звука с потерями. Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений.

· AAC (Advanced Audio Coding) –формат аудио-файла с меньшей потерей качества при кодировании, чем MP3 при одинаковых размерах. Изначально создавался как преемник MP3 с улучшенным качеством кодирования, но в настоящий момент распространен существенно меньше, чем MP3.

· WMA –см. выше.

Следует отметить, что кроме описания звуковых колебаний в цифровом виде, применяется также создание специальных команд для автоматического воспроизведения на различных электронных музыкальных инструментах, ярчайшим примером такой технологии является MIDI .

Интерфейс MIDI позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени. В системе кодировок присутствует множество свободных команд, которые производители, программисты и пользователи могут использовать по своему усмотрению. Поэтому интерфейс MIDI позволяет, помимо исполнения музыки, синхронизировать управление другим оборудованием, например, осветительным, пиротехническим и т.п.

Последовательность MIDI-команд может быть записана на любой цифровой носитель в виде файла, передана по любым каналам связи. Воспроизводящее устройство или программа называется синтезатором (секвенсором ) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом.

В качестве контейнера для обмена и передачи видео- и звуковых данных в сфере профессионального производства и вещания применяется формат MXF (от англ. The Material eXchange Format ), однако, не исключается возможность записи в контейнеры AVI, MOV и прочие.

Лучшие статьи по теме