Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 7, XP
  • Запретят ли скайп в беларуси. В Беларуси могут запретить Skype и Viber

Запретят ли скайп в беларуси. В Беларуси могут запретить Skype и Viber

Операторы и интернет-провайдеры будут обязаны выявлять трафик IP-телефонии и блокировать его при обнаружении нарушений порядка пропуска.

В Беларуси с 18 сентября вводится полный контроль над IP-телефонией (проще говоря, звонкам через интернет). Операторы и интернет-провайдеры будут обязаны выявлять трафик IP-телефонии и блокировать его при обнаружении нарушений порядка пропуска. Все программно-технические средства IP-телефонии подлежат обязательной регистрации, а в реестре принадлежности сетевых адресов должны храниться и анализироваться посещенные пользователями интернет-ресурсы, пишет tut.by .

Соответствующие нормы прописаны в «Положении о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи», опубликованном на национальном правовом интернет-портале Беларуси. Документ утвержден приказом Оперативно-аналитического центра при президенте 12 июля 2016 года и вступает в силу 18 сентября этого года.

Что такое IP-телефония?

IP-телефония - телефонная связь по протоколу IP. Под IP-телефонией подразумевается набор протоколов, технологий и методов, обеспечивающих традиционные для телефонии набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение, а также видеообщение по сети Интернет или любым другим IP-сетям.

Для чего вводится новое положение?

Положением определяется порядок работы системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика, в том числе порядок создания и внедрения комплекса технического противодействия и интеграции с ним программно-технических средств операторов электросвязи, которые необходимы для выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика.

Основная задача системы - обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего пропуск трафика на сетях электросвязи.

В целях обеспечения работы системы «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ) должен создать и запустить «комплекс технического противодействия».

В этот комплекс включается в том числе реестр абонентских номеров, нарушающих порядок пропуска трафика, реестр программно-технических средств, используемых для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу (за исключением абонентских устройств), а также реестр принадлежности сетевых (IP) адресов.

Что считается нарушением порядка пропуска трафика?

В Положении указывается, что недопустимо

Применение программных и технических средств, используемых «для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения от вызывающего абонента, и для передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту»;

Передача сообщений электросвязи с подменой номера вызывающего абонента электросвязи;

Передача сообщений электросвязи между операторами электросвязи (межсетевое взаимодействие и соединение с иностранными операторами электросвязи) с нарушением требований, установленных законодательством;

Использование услуг иностранных юридических лиц для осуществления телефонных вызовов на абонентские номера из ресурса нумерации, выделенного операторам электросвязи;

Передача трафика IP-телефонии с использованием программно-технических средств, не зарегистрированных в установленном порядке.

Иными словами, положение запрещает давно известную мошенническую схему при использовании так называемых GSM-шлюзов, переводящих обычные звонки в интернет и наоборот. Однако его действие гораздо шире.

Во-первых, обратите внимание на пункт «использование услуг иностранных юридических лиц». По сути, таковым является использование сервисов вроде Skype или Viber при звонках на обычные городские/мобильные телефоны.

Во-вторых, важно, чтобы используемые программно-технические средства - а это, опять же, программы для совершения интернет-звонков - должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Какие последствия нарушения?

В случае нарушения порядка пропуска трафика операторы по указанию НЦОТ обязаны приостановить оказание услуг абоненту и блокировать трафик.

В связи с этим ужесточается порядок контроля за абонентами и создается «Реестр абонентских номеров» - государственная информационная система, используемая «в целях получения, хранения, сбора дополнительной информации, анализа и предоставления информации о фактах, свидетельствующих о нарушениях порядка пропуска трафика».

В случае выявленных нарушений и «подозрительного поведения» абоненты попадают в реестр.

Под признаками подозрительного поведения абонента понимается «существенное отличие его действий по пользованию услугами электросвязи от обычных действий абонента», которое в совокупности со сведениями о пользователе услуг электросвязи и оказанных ему услугах электросвязи свидетельствует об использовании абонентского номера для совершения нарушений порядка пропуска трафика.

Операторы определяют подозрительное поведение самостоятельно (по своим критериям) и передают информацию в НЦОТ. Если информация подтверждается, абонент блокируется.

Интересно, что положение ужесточает работу дилеров/поверенных операторов электросвязи. В частности, там говорится о том, что такие компании должны осуществлять сбор персональных данных сотрудников, организующих продажи абонентских номеров, и их представление оператору электросвязи, являющемуся их владельцем, а главное - производить идентификацию абонента с применением средств фото- и видеофиксации при оказании ему услуг и хранение указанных сведений не менее 6 месяцев.

Регистрация средств IP-телефонии

Как уже писали выше, в систему противодействия нарушениям порядка пропуска трафика входят также:

Реестр программно-технических средств, используемых для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу (за исключением абонентских устройств);

Реестр принадлежности сетевых (IP) адресов.

Положение предусматривает, что средства IP-телефонии подлежат регистрации в реестре средств IP-телефонии, а также, что применение в сетях электросвязи для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу незарегистрированных средств IP-телефонии не допускается.

В данном случае речь, по всей видимости, идет о неких внутренних мини-шлюзах-АТС, используемых внутри компаний и не позволяющих совершать международные вызовы при помощи интернета.

Однако в более широком смысле сюда можно включить и такие мессенджеры, как Skype с Viber, которые также являются программными средствами, использующимися для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу. Вопрос в данном случае в том, кто будет их регистрировать.

Контроль за абонентами

Что касается реестра принадлежности сетевых адресов, то он предназначен для сбора, хранения, анализа, обобщения и предоставления информации о посещенных пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах и сетевых (IP) адресах в сетях электросвязи Беларуси.

Включению в реестр принадлежности сетевых (IP) адресов подлежат сведения:

О пользователях интернет-услуг и активированных ими услугах электросвязи;

О статических и динамических, публичных и приватных IP-адресах национального сегмента сети Интернет, включая данные, позволяющие определить лиц, в пользовании которых находится адрес, время начала и завершения предоставления сетевого (IP) адреса, идентификационные данные сетевого оборудования, адрес его физического расположения, тип и назначение;

О приватных и публичных сетевых (IP) адресах сетей операторов электросвязи и поставщиков интернет-услуг, включая адреса физического расположения сетевого оборудования, его тип и назначение.

Положение сообщает, что допуск к вышеперечисленным сведениям предоставляется органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в порядке, установленном законодательными актами.

Cогласно указу от 15 марта «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, сообщается на национальном правовом портале. Документ вступит в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Документ определяет, что пользователям услуг электросвязи (имеется в виду и интернет) запрещается «применять программные и технические средства, которые в совокупности используются для преобразования протокола обмена данными, по которым передаются голосовые и другие сообщения электросвязи от абонента, который делает вызов, и передачи этих сообщений абоненту, который принимает вызов, с использованием абонентских номеров, которые не принадлежат абоненту, который делает вызов».

В оперативно-аналитическом центре при президенте, который указом обязан координировать запрет, корреспонденту «Радыё Свабода » заявили, что не уполномочены комментировать указ, и посоветовали ждать пресс-релиза на сайте оперативно-аналитического центра или высылать письменный запрос, на который обязаны ответить в течение месяца.

Вероятно, под такими средствами подразумевается IP-телефония - такой способ связи, когда через определенные программы можно звонить с компьютера или смартфона на обычные городские и мобильные номера (что выходит обычно дешевле, особенно при международных вызовах).

Также под описанное попадают сервисы отправки SMS с сайтов операторов (такие имеют МТС, velcom и life:)), к незаконным могут быть причислены и криптостойкие мессенджеры, передающих сообщения по протоколам, которые трудно взломать (Telegram, CryptoCat, Signal). При желании под определение можно подвести и анонимайзеры и так запретить в Беларуси доступ к запрещенным сайтам.

При выявлении нарушений абоненту будут приостанавливать оказание услуг, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу (если оператор не заблокирует - это будет грубым нарушением законодательства о лицензировании), а незаконная деятельность «повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами». Оператор вправе запросить у абонента объяснения по вопросам нарушений и делать тестовые вызовы на подозрительные номера.

Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) обеспечит создание и эксплуатацию «запретительных» мер. Организации и физические лица должны бесплатно оказывать НЦОТ содействие в этом. Операторы же обязаны интегрироваться с программным комплексом НЦОТ, заключить договора на платный доступ к нему и сообщать им о выявленных нарушениях.

О намерении монетизировать услуги Skype и Viber Минсвязи заявило еще в начале года. Тогда министр Сергей Попков заявил, что создана рабочая группа, разрабатывают варианты.

"Таких сервисов в мире около 11 - они не вкладывают ни цента в развитие технологий. Естественная убыль доходов за счет прироста услуг таких технологий составляет около 10-15%, по мнению российских и европейских экспертов. В разных странах с этим работают по-разному, например, монетизируется трафик, который носит лишний характер".

В министерстве сообщили, что рабочая группа изучает международный опыт, но конкретных решений пока нет. Какой опыт можно изучать в этой сфере, непонятно, так как ни в одной стране мира такого нет. Но попытки были. Например, в России предлагали брать дополнительные деньги с абонентов сотовой связи за трафик, который генерируется Skype и Viber.

Потом Белтелеком объявил тендер на закупку аппаратно-программного комплекса, который блокирует интернет-ресурсы, а также осуществляет сбор и хранение сведений о посещении пользователями интернет-ресурсов.

Позже появилась информация, что один из компонентов этого оборудования может идентифицировать голосовой трафик (IP-телефонию) с привязкой к конкретному абоненту. Другими словами, оборудование будет проводить анализ трафика, высчитывать, с кем и сколько конкретный пользователь разговаривал по Skype или Viber, и брать за него деньги по определенным тарифам.

Возможно ли вообще брать деньги за разговор по Skype или Viber?

Здесь может быть несколько вариантов. Некоторые из них технически сложны, но возможны в теории.

Первый вариант : Skype или Viber сами будут делиться с государством. Но тогда надо будет сделать звонки между абонентами платными, что почти невозможно. Поэтому это не тот вариант. Тем более что сами компании вряд ли захотят делиться.

Второй вариант российский: брать деньги с абонентов мобильных операторов за трафик, который генерирует Skype или Viber. Технически это возможно. Например, у одного из операторов был отдельный тариф на трафик, идущий через мобильный браузер. Таким же образом можно установить отдельный тариф на трафик, идущий от Skype или Viber.

Третий вариант самый технически сложный, но, как оказалось, тоже реальный. Можно брать деньги за каждый конкретный разговор. Причем по разным тарифам, в зависимости от того, с какой страной было соединение: звонок абоненту Skype или Viber в Беларуси или США может быть тарифицирован по-разному. Мы сделали несколько звонков в разные страны - три из четырех соединений Viber делал напрямую от абонента к абоненту, и можно было видеть IP-адрес нашего собеседника и узнать, в какую страну идет звонок. Только в одном случае соединение шло через сервер Viber, и узнать, куда идет звонок, могли только сама компания и пользователь.

В Skype все звонки идут напрямую от абонента к абоненту, и тут посредством анализа трафика можно понять, что пользователь начал разговор по Skype, и увидеть, с абонентом из какой страны идет соединение.

В России такие попытки тоже были, но все они остановились на переговорах с российскими мобильными операторами - большой тройкой. Остается надеяться, что и белорусская инициатива не найдет вариантов технической реализации.

В рабочей группе есть и представители ассоциации "Белинфоком". Но пока они не участвовали в заседаниях.

Вообще во всем мире сейчас говорят о правилах сетевого нейтралитета. Например, в США провайдерам запрещено брать дополнительные деньги за более быстрый доступ к некоторым сайтам или, наоборот, замедлять скорость доступа без дополнительной оплаты. Если вы купили трафик у провайдера, то сами решаете, на что его тратить.

Кстати, избежать таких планов монетизировать трафик Skype и Viber можно очень просто. Достаточно запустить VPN на телефоне или компьютере, и провайдер уже не сможет видеть, что вы звоните кому-то через Skype или Viber.

Фото с сайта tut.by

Лукашенко подписал указ «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи».

В Беларуси согласно указу Лукашенко от 15 марта «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, сообщается на национальном правовом портале. Документ вступит в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Документ определяет, что пользователям услуг электросвязи (имеется в виду и интернет) запрещается «применять программные и технические средства, которые в совокупности используются для преобразования протокола обмена данными, по которым передаются голосовые и другие сообщения электросвязи от абонента, который делает вызов, и передачи этих сообщений абоненту, который принимает вызов, с использованием абонентских номеров, которые не принадлежат абоненту, который делает вызов».

В оперативно-аналитическом центре при президенте, который указом обязан координировать запрет, корреспонденту «Радыё Свабода» заявили, что не уполномочены комментировать указ, и посоветовали ждать пресс-релиза на сайте оперативно-аналитического центра или высылать письменный запрос, на который обязаны ответить в течение месяца.

Вероятно, под такими средствами подразумевается IP-телефония - такой способ связи, когда через определенные программы можно звонить с компьютера или смартфона на обычные городские и мобильные номера (что выходит обычно дешевле, особенно при международных вызовах).

Также под описанное попадают сервисы отправки SMS с сайтов операторов (такие имеют МТС, velcom и life:)), к незаконным могут быть причислены и криптостойкие мессенджеры, передающих сообщения по протоколам, которые трудно взломать (Telegram, CryptoCat, Signal). При желании под определение можно подвести и анонимайзеры и так запретить в Беларуси доступ к запрещенным сайтам.

При выявлении нарушений абоненту будут приостанавливать оказание услуг, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу (если оператор не заблокирует - это будет грубым нарушением законодательства о лицензировании), а незаконная деятельность «повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами». Оператор вправе запросить у абонента объяснения по вопросам нарушений и делать тестовые вызовы на подозрительные номера.

Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) обеспечит создание и эксплуатацию «запретительных» мер. Организации и физические лица должны бесплатно оказывать НЦОТ содействие в этом. Операторы же обязаны интегрироваться с программным комплексом НЦОТ, заключить договора на платный доступ к нему и сообщать им о выявленных нарушениях.

«Основная фишка постановления – динамичная обработка данных, по закону провайдеры обязаны собирать и сливать в реальном времени силовикам по любому запросу».

Постановление Лукашенко «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» и его последствиях Евгений Балинский обсуждает с экспертом «Белорусского пиратского центра» Михаилом Волчеком.

Что будет со Skype и мобильным мессенджером типа Viber?

«Cкайпы», «гугл хэнгаутсы», «вайберы» – это не проблема, а последствия. Сейчас происходит нарушение важных цифровых прав и принципов организации глобальной сети. О них нужно говорить. Прежде всего, это сетевой нейтралитет: трафик ранжируется. Какой-то трафик имеет больший приоритет или интерес, какой-то меньше. Это в том числе означает, что идет воздействие на скорость и стоимость трафика. Последняя инициатива Оперативно-аналитического центра ухудшает права приватности, так как новое регулирование закрепляет принцип массового сбора данных пользователей.

Второй нарушенный принцип сети – доступность и свобода перемещения трафика. Сеть разделяется и обрастает еще большими границами. Это как с пропиской: если у вас ее нет – у вас нет много каких прав. Поэтому нарушается и право на коммуникацию и свободу передвижения сетевых граждан. Другими словами продолжается построение сетевых таможен. Поэтому здесь потребители могут возмущаться как на возможные проблемы со Skype, так и на ограничения получения посылок из-за рубежа. Важно отметить, что усиленное регулирование сети ограничивает доступ возможных инициатив сообществ по развитию сервисов голосового трафика через свою инфраструктуру и оставляет это право только за крупными провайдерами, у которых будет возможность держать дорогое программное обеспечение для контроля. Здесь можно сказать о продолжении монополизации рынка телекоммуникаций.

«Нет институтов, которые бы обеспечивали баланс государственного контроля сети»

То есть «скайпы» и «вайберы» не исчезнут, но будут работать хуже из-за работы этих так называемых сетевых таможен?

Возможно даже не почувствуется, что они будут работать хуже. Но принципы точно станут хуже. Сам факт ранжирования трафика, уменьшения анонимности и конфиденциальности обмена трафиком, сетевые таможни, массовый неконтролируемый сбор персональных данных пользователей в совокупности создают предпосылки для тотального отслеживания и ограничений. Против всего этого скопления не хватает инструментов и институтов, которые бы обеспечивали баланс. Поэтому здесь очень легко может быть перекос.

Кроме истории сайтов, которые мы посещаем, что сегодня имеют возможность знать о нас силовики и власть, когда мы пользуемся смартфоном или интернетом на компьютере?

Это другая тема. Так в течение 2015 и начале 2016 года вышли два постановления, а также были приняты организационно-технические меры по уменьшению права на конфиденциальность и усилению контроля сети. Вообще, для специалистов эти ограничения – относительны, как и для большинства. Здесь прежде всего затрагивается вопрос криминализации свобод – не на основании социального зла, но на основании цензуры государства.

«Белорусские власти не придумывают ничего нового – они смотрят на другие страны»

Что изменится с выходом этого указа?

Этот указ продолжает серию постановлений и указов, которые появляются на протяжении 2015 года по расширению прав силового блока, который контролирует безопасность.

Есть ли аналог этого указа в мире? Есть ли в нем что-то хорошее? Все же он называется «О совершенствовании».

Регулирование голосового трафика происходит во многих странах – в Индии, США, Евросоюзе. Если разобраться, белорусские власти не придумывают что-то новое, они смотрят, как сделано в других странах и пробуют применять у нас. Но то, как это у них получатеся – расхлебывать нам, сетевым гражданам. Стоит рассмотреть, на каком основании принимают такое регулирование. С одной стороны, в странах с развитым рынком это регулирование касается равных условий хозяйствования и протокольного совместительства (голосового трафика с обычными телефонными сетями). С другой стороны, в странах с авторитарной формой правления и переходной экономикой регулирование часто нацелено на углубление контроля за населением. В нашей стране, на мой взгляд, сошлись два фактора. Первый фактор – расширение активного контроля, и, как результат, – уменьшение анонимности пользователей. Второй фактор – экономическая причина: центральный провайдер, «Белтелеком», не против получать больше прибыли от этого типа трафика (VoIP), поэтому все абоненты должны быть авторизованными и персонифицированными потребителями.

Чего они хотят добиться этим постановлением?

Основная фишка – динамичная обработка данных, которые по закону провайдеры обязаны собирать и сливать в реальном времени силовикам на основании любого запроса. Границы таких запросов очень размыто прописаны в законе, потому могут быть злоупотребления.

Может ли ликвидация или ограничение анонимности таких мегапопулярных вещей, как Skype и мессенджеры, расшевелить молодых белорусов, чтобы они начали интересоваться тем, что происходит в стране?

Конечно, может произойти ликвидация и Skype, и других средств. Белорусы и не такое пережили. Но ограничение только в одной стране не настолько важно в глобальном мире. Космополитичная молодежь может легко оставить страну в поисках места, где больше свобод. А более консервативная часть общества, думаю, готова в большей части поддержать такия меры регулирования.

Основной тезис государства в продвижении таких инициатив – это святая корова «Безопасность». Ради нее уничтожают права и свободы для творчества – я имею в виду социальное творчество граждан, и основы возможных реформ в стране. Потому здесь вопрос – как молодежь будет понимать понятие «безопасности».

«Расшевелить» ее может долгое и тщательное воспитание цифровой грамотности, которая основывается на открытой, динамичной культуре. Потребительская неудовлетворенность не имеет сильной и устойчивой базы. Культура подозрительности и страха, неуверенности, которая культивируется в обществе последние десятилетия, – это проблема. Поэтому перемены для молодежи могут начаться з цифрового просвещения, диалога про культуру и будущее, «безопасность», которую молодежь хочет видеть тут, в Беларуси. Позже сформулируются новые ценности и новая страна.

Сейчас следует включиться в глобальные движения, которые выступают за цифровые права сетевых граждан во всем мире. Это даст опыт рботы с похожими проблемами, так как вопрос цифровых прав и Сети – глобальный.

Беседовал Евгений Балинский

Лучшие статьи по теме