Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Юзабилити-тестирование своими руками.

От автора: не будем кривить душой: любой сайт создается для получения прибыли. Владельцы интернет-магазина «спят и видят», как бы продать побольше товаров. Разум блоггеров постоянно занят поисками . Даже сайты благотворительных организаций - и те создаются с целью извлечения выгоды, в частности, для привлечения внимания спонсоров и общества к проблеме. Однако, максимальную отдачу можно получить только если сайтом удобно пользоваться. Как лучше проверить юзабилити сайта? Об этом и поговорим сегодня.

Согласитесь, на сайт с удобной навигацией, красивым дизайном, качественной информацией и хорошей функциональностью хочется возвращаться снова и снова. Чего не скажешь о неудобных веб-ресурсах, которых совсем не заботит комфорт пользователей. А те, в свою очередь, чувствуя неуважение к себе и своим потребностям, быстренько ретируются с такого сайта, так ничего и не купив. Чтобы этого не произошло, нужно обязательно проверять юзабилити сайта.

Юзабилити сайта (от англ. Usability) - это удобство в его использовании. Чем выше юзабилити, тем выше качество сайта, тем проще и быстрее посетитель может достичь свой цели - например, сделать заказ или найти какую-то информацию.

Основными проблемами, которые можно выявить при проверке юзабилити сайта, являются:

Наличие даже одной из вышеупомянутых проблем может довольно плачевно повлиять на место сайта в поисковой выдаче, его посещаемость потенциальными клиентами и в целом, на их лояльность к ресурсу.

Что такое юзабилити-тестирование?

Это исследование, направленное на определение степени удобства и соответствия веб-страницы или пользовательского интерфейса их предполагаемому применению. Этот процесс, называемый также проверкой эргономичности, предполагает привлечение пользователей в качестве тестировщиков, чтобы на выходе получились объективные данные.

Как проходит процесс тестирования в «лабораторных условиях»?

Пример тестирования юзабилити: пользователю предлагают решить некоторые задачи, для выполнения которых создавался данный веб-ресурс, и в процессе выполнения теста фиксировать свои замечания. Фиксация замечаний осуществляется обычно с помощью видео- или аудиозаписи, чтобы затем их можно было детально проанализировать.

В процессе могут участвовать наблюдатели, которые следят за ситуацией и делают свои заметки о ходе тестирования. Возможен такой вариант проверки юзабилити и функциональности сайта: разрабатывается «идеальный» сценарий поведения пользователя и его «путешествия» по сайту, а затем фиксируются отклонения от этого маршрута и выполняются соответствующие правки.

После нескольких кругов ада итераций «тест/доработка» можно получить интерфейс, приемлемый для решения той или иной задачи, удобный клиенту и приносящий прибыль владельцу сайта.

Использование фокус-группы

Одна из разновидностей описанного выше способа - тестирование продукта с помощью фокус-группы. Его суть состоит в том, что реальные пользователи заходят на сайт и осуществляют различные действия вплоть до совершения конверсии.

В результате вы получите обратную связь «со стороны», список вопросов и возникших трудностей и, возможно даже, предложений по доработке. В таком исследовании должны участвовать представители целевой аудитории, которые отличаются между собой уровнем владения компьютером, профессией, социально-демографическими и другими характеристиками.

Данный вид проверки юзабилити сайта онлайн позволит проанализировать продукт с позиции конечного пользователя и получить ответы на следующие вопросы:

отвечает ли структура и дизайн интерфейса целям бизнеса;

на какие элементы пользователь обращает больше всего внимания;

удобная ли навигация;

быстро ли пользователь может адаптироваться к интерфейсу и его функционалу;

нормально ли работает механизм обратной связи;

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

производит ли продукт правильное впечатление;

имеются ли различия в реальных и конверсионных пользовательских маршрутах.

Где взять эти самые фокус-группы? Для этого существует множество сервисов для тестирования юзабилити с помощью фокус-групп (askusers.ru, usabilla.com, sitepolice.ru и др.); можно также воспользоваться помощью специализированных компаний.

Минусом данного метода является его платность. Для получения нормальной выборки (не из 2-х человек) вам потребуется немалый бюджет. Кроме этого, привлекая к исследованию фокус-группы, вы, скорее всего, получите только перечень проблем, решение которых вам придется искать либо самостоятельно, либо с помощью специалистов.

Инструменты для оценки юзабилити

Как еще можно проверить юзабилити сайта онлайн? В интернете существует огромное количество различных инструментов, как платных, так и бесплатных. Приведу самые полезные, на мой взгляд:

Google Analytics Content Experiments. Это бесплатный и доступный всем инструмент, с помощью которого вы можете тестировать практически любые изменения на веб-сайте, чтобы понять, способствуют ли они снижению показателя отказов или увеличению конверсии.

Для подключения инструмента перейдите в Google Analytics и найдите вкладку «Поведение» - «Эксперименты». Чтобы настроить эксперимент, нужно произвести несколько действий:

задать название и цель эксперимента. Целью может быть посещение веб-страницы, покупка товара, присутствие пользователя определенное время. Цель можно создать свою или выбрать из предложенных Google Analytics;

выбрать процент распределения трафика. Это количество посетителей, которые будут видеть тот или иной целевой вариант;

задать минимальное время эксперимента. Обычно это недели две;

настроить порог достоверности. Чем он выше, тем точнее будет определен выигрышный вариант, однако, это увеличит время эксперимента.

К недостаткам использования данного инструмента можно отнести невозможность проверки сразу нескольких задач, отсутствие поливариантности тестирования и сегментации трафика.

Visual Website Optimizer. Он позволяет эффективно повысить конверсию, обладает простым онлайн-редактором для настройки множества вариантов своей посадочной страницы, создает уникальные связки таргетинга. К примеру, вы можете указать ему: если посетитель пришел к нам с Вконтакте и пользуется OS Windows, то, будь добр, покажи ему эту веб-страницу, а если он заходит с MacBook, то вот эту…Также Visual Website Optimizer может похвастаться удобной системой отчетности и еще кучей разных фишек.

Qualaroo. Бесплатный опросник пользователей, позволяющий узнать непредвзятое мнение о веб-ресурсе. С его помощью вы сможете определить проблемы и увеличить вашу прибыль. Этот инструмент обратной связи существенно облегчает работу юзабилити-аналитикам.

Яндекс.Метрика. Позволяет проанализировать этапы заполнения формы и выяснить, какие из них вызвали наибольшие затруднения у посетителей, какие пользователи не стали заполнять тот или иной пункт и т. д.

Тепловые карты. К ним можно отнести «Карту кликов» Яндекс.Метрики, статистику веб-страниц Google Analytics, usabilitytools.com, feng-gui.com и т. д. Эти инструменты позволяет оценить суммарное поведение пользователей на сайте. С помощью тепловых карт вы сможете увидеть, куда кликает большинство людей, а куда - нет. В зависимости от результата вносятся соответствующие корректировки.

Чек-лист для проверки

Быстро ли загружаются веб-страницы? Перегруженность анимациями, тяжеловесными картинками и флеш-заставками могут повлиять на рейтинг вашего сайта в поисковой выдаче и, конечно же, на лояльность пользователей.

Есть ли логотип на каждой странице? На нем должна присутствовать ссылка на главный ресурс.

Как оформлен контент? В тексте должна быть хорошая структура: заголовок, подзаголовки, списки и т. д. И не должно быть ошибок. Недооформленный текст с ошибками плохо читается и воспринимается как людьми, так и роботами поисковых систем. Заголовки и подзаголовки должны быть емкие и краткие, соответствовать той рекламе, что размещается в сети.

Надеюсь, данная статья была вам полезна в оценке юзабилити сайта. Подписывайтесь на обновления нашего блога и узнайте еще много чего полезного о юзабилити, веб-дизайне, и других областях . До скорых встреч!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

) есть этап оценки дизайна, именно в нем может проводится качественное юзабилити-тестирование.

Написать данную статью меня заставили проблемы, которые возникали при проведении мною юзабилити-тестирования. Надеюсь, я помогу кому-нибудь более точно определить, когда применять юзабилити-тестирование и как избежать некоторых вопросов при его проведении.

Перепроектирование сайта

Когда стоит проводить юзабилити-тестирование и что ему предшествует?

В случае уже разработанного сайта вопрос о проведении юзабилити-тестирования возникает, когда вы почувствовали или обнаружили, что с сайтом что-то не так. В любом случае необходимо установить Google analytics (книга: Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов) или другой сервис для аналитики посещения сайта. О том, почему следует устанавливать такой сервис, я рассказывать не буду, так как тема уже давно исчерпана и не рекомендует устанавливать подобные сервисы только ленивый. После установки Google analytics у вас уже появляются конкретные данные о статистике посещений, местах входа и выхода посетителей сайта и другая информация.

Следующим шагом должно быть определение KPI (Wikipedia: Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Необходимо проанализировать, что важно для бизнеса, определить цели, которые должны быть достигнуты сайтам.

Пример: для кого-то это могут быть заказы товара, для кого-то обращения через форму обратной связи с какими-либо вопросами и т.д.

Если до этого момента рекомендации носили обязательный характер, то есть в любом случае данные шаги помогут в развитии и продвижении сайта, то далее уже идут рекомендации, в случае если вы действительно поняли, что сайт не эффективен.

Третьим шагом является уже непосредственное определение проблемных страниц и функций. Просто проводить юзабилити-тестирование неэффективно, необходимо понять, где возникают проблемы, на какой странице, с какой функцией, а потом уже проводить тестирование для определения, что именно не так на странице и как это решить. Опять же поможет Google analytics, тут можно определить, с каких страниц уходят пользователи, какие страницы игнорируются, и какие функции не используются.

Подготовка к юзабилити-тестированию

Итак, на данный момент уже определено, что сайту требуется перепроектирование, нашли страницы и функции, с которыми возникают проблемы у пользователей. Осталось дело за малым - понять, почему у пользователей возникают проблемы и как их исправить.

Четвертым шагом должно стать формирование гипотез по поводу того, что не так со страницей, и исходя из этого, необходимо определить метрики (Wikipedia: ISO 9126 - Оценка программного продукта), по которым будут тестироваться функции (есть метод экспертной оценки, при котором эксперт выдвигает гипотезы по улучшению интерфейса сайта и, исходя из них, происходит перепроектирование сайта, однако проверить, действительно ли эта гипотеза верна, можно только по итогу внедрения изменений, что влечет за собой большую цену ошибки).

Пример: с помощью Google analytics мы определили, что пользователи заходят на страницу регистрации, однако ее не проходят. Возможно, пользователи не могут понять, какую информацию вводить в поля или не знают, что делать дальше, после заполнения полей. Значит, нам необходимо протестировать данную страницу по метрикам понятности системных сообщений и эксплуатационной последовательности.

После определения метрик, по которым будем тестировать проблемные зоны на сайте, необходимо определить персонаж и сценарий работы (книга: Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия), по которому будет проводиться юзабилити-тестирование. Данный шаг необходим для привлечения нужных респондентов и выбора задания для юзабилити-тестирования. Если упустить этот момент, то респондент, который не является целевым пользователем, может с успехом пройти проблемную зону, а у пользователя, который действительно использует данную страницу, возникнут действительно большие проблемы. Итогом будет перепроектирование интерфейса без учета данных, а проблема останется. Точное определение сценария поможет дать респонденту правильное задание. То есть, если задание будет купить мобильный телефон, а респондент и вовсе не будет регистрироваться (а мы тестируем именно регистрацию), то юзабилити-тестирование бесполезно.

Примечание: подбирайте сценарий так, чтобы как можно больше было протестировано проблемных зон.

Далее идет подбор респондентов исходя из выбранного персонажа. Чем больше респондент соответствует портрету персонажа, тем лучше. Достаточное количество респондентов – 5-8 человек. В выборе количества я основываюсь на рекомендации Якоба Нильсена и собственный опыт.

Непосредственно перед самим юзабилити-тестированием дайте респонденту заполнить анкету, чтобы проверить на соответствие необходимых характеристик у выделенного персонажа и респондента. Проведите вводный инструктаж, в ходе которого опишите контекст использования сайта и задание (книги: Веб-дизайн: книга Стива Круга, или «не заставляйте меня думать!»).

Пример задания: в поисках нового мобильного телефона вы, через поисковую систему, зашли на данный сайт. Найдите телефон, который вам необходимо (также попросите респондента описать телефон, который он будет искать).

Проведение самого юзабилити-тестирования (программа: Usability Studio) не такая, как кажется, сложная задача. Вам необходим ноутбук с камерой и несколько программ для записи движения пользователей и записи действий с экрана. Попросите респондента комментировать все его действия и эмоции. Как практика показывает, он и так это будет делать (и в этом нет ничего удивительного, ведь даже в домашней обстановке пользователи зачастую очень любят ругать или наоборот холить различные формы и другие элементы на сайтах).

После завершения тестирования опросите респондента о его впечатлении, с какими он трудностями сталкивался и что ему показалось неудобным. Данные опроса не рекомендую использовать как закон для изменения всего, что ему не нравится. К пользователям нужно прислушиваться, однако очень недоверчиво относиться к его субъективному мнению. Лучше, если по результату опроса появилась гипотеза о необходимости изменения интерфейсов, внесите еще один пункт в список проблемных зон и протестируйте ее в следующей итерации.

Обработка данных юзабилити-тестирования

Далее необходимо просмотреть собранные видео материалы, проанализировать результаты юзабилит-тестирования и определить требования к интерфейсу для перепроектирования (книга: Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов). Изменения, которые будут внесены, исходя из определенных требований, стоит проверить при следующем юзабилити-тестировании. Количество таких итераций во многом должно зависеть от целей и бюджета, выделенного на перепроектирование сайта.

Примеры: добавить подсказки в форму регистрации, выделить кнопку покупки, добавить поле “платформа” в форму подбора телефона по параметрам и т.д.

Проектирование сайта

Если проектирование проводилось по стандарту ISO 9241-210, то проведение юзабилити-тестирования не должно быть затратным и трудоемким процессом в связи с подготовленной аналитической базой. Основные этапы юзабилити-тестирования при проектирования сайта с нуля остаются такими же, как описаны выше, за исключением некоторых аспектов:
  1. Формирование гипотез
  2. Определение метрик для тестирования
  3. Определение персонажей и сценариев
  4. Подбор респондентов
  5. Заполнение анкеты
  6. Вводный инструктаж
  7. Проведение юзабилити-тестирования
  8. Опрос респондентов
  9. Анализ результатов
  10. Определение требований для проектирования сайта
Основной проблемой, с которой я столкнулся при юзабилити-тестировании в данном случае, это тестирование статического дизайна, а не полноценного сайта. В действительности лучше протестировать сверстанный и даже запрограммированный сайт, однако цена итерации в дизайн будет уже высока. Чем раньше найдена проблема в интерфейсе, тем меньше затрат на ее устранение. Как провести полноценное юзабилити-тестирование статической картинки? Решением данной проблемы явилась программа Axure. Самым дешевым и удачным способом было искусственно расставить ссылки на статической картинке дизайна сайта и сгенерировать его в HTML страницы. Данный способ дает возможность протестировать сайт, не затрачивая ресурсов даже на верстку. Конечно, в сгенерированных страницах почти нет функционала, он отображается только в определенном виде, однако для определения большего количества проблем этого достаточно.

Вариант количественного юзабилити-тестирования я не рассматриваю, так как оно позволяет определить общую эргономичность интерфейса, но не позволяет определить какие проблемы возникают, почему и как их исправить.

P.S. Жду конструктивной критики по поводу предложенного решения качественного юзабилити-тестирования дизайна, так как подобного решения я нигде не видел. Если есть предложения, как дешево и сердито провести полноценное качественное юзабилити-тестирование, то буду рад ознакомиться.

Акция: до конца месяца бесплатно сделаем юзабилити-аудит вашего сайта и дадим рекомендации по внедрению с 15% скидкой. Заказать юзабилити аудит сайта у экспертов Market Mentor.
С английского языка usability переводится как «удобство и простота использования, степень удобства использования». Другими словами - это удобство использования, пригодность использования, эргономичность - способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в определенных условиях.

Термин «юзабилити сайта» вошел в широкое употребление сравнительно недавно. Но за это короткое время из очень узкой техническо-дизайнерской дисциплины юзабилити развилось в целую подотрасль интернет-маркетинга, которой посвящаются многочисленные международные конференции. И сегодня улучшение юзабилити сайта – такой же значимый аспект продвижения сайта, как, к примеру, проработка его внутренней структуры.

Почему юзабилити так важно?

Показатель юзабилити напрямую влияет на конверсию сайта.

В интернет-сфере данный критерий является необходимым условием:

    Если сайт сложно использовать – посетитель его закроет.

    Если главная страница не демонстрирует сферу деятельности сайта или то, что юзер может получить - посетитель его закроет.

    Если в течение первых 5 секунд посетитель не сориентируется, где он находится – он закроет сайт.

    Если информацию на сайте сложно воспринять и прочесть, или она не отвечает на ключевые вопросы – посетитель его закроет.

Главное правило электронной коммерции: если пользователь не может найти товар – он не сможет его купить.


Как люди воспринимают информацию в Интернете?

Прежде чем повести разговор о правилах и основных приемах юзабилити, необходимо в общих чертах рассказать о том, как люди вообще воспринимают информацию в Интернете.


Первое, что должны уяснить владельцы и проектировщики сайтов: ни один пользователь не читает тексты в Сети так же, как журнал или книгу. Мы бегло просматриваем страницу, «выдергивая» из нее отдельные абзацы и предложения, которые кажутся нам наиболее интересными. При этом чем меньше в тексте подзаголовков, списков, выделений курсивом и других элементов структурирования, тем меньше его хочется читать. Результаты наблюдений за пользователями показывают, что большие сплошные тексты, без каких-либо признаков оформления, редко дочитывают даже до середины.


Кроме того, большинство пользователей постоянно перемещается по сайту, поверхностно изучая его содержимое. За одну минуту они могут просмотреть с десяток страниц, оценивая каждую по степени полезности. Современные пользователи очень динамичны, что также необходимо учитывать при проектировании интерфейсов сайтов.


Что такое юзабилити (usability)?

Юзабилити - это мера качества пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с продуктом или системой, например, веб-сайтом, программным приложением и т.п.

Исследования User Interface Engineering, Inc показывают, что в 60% случаях люди не могут найти информацию в вебе, которая им нужна. Это приводит к потере времени, снижению производительности труда, а также к тому, что пользователи больше не вернутся на сайт.


Другие источники говорят:

· Forrester Research получил цифры, которые показывают, сколько теряют компании из-за плохого юзабилити сайтов. Интернет-магазины теряют порядка 50% покупателей, которые не могут найти нужный товар. Около 40% пользователей не возвращаются на сайт, с которым имели негативный опыт работы.

· Якоб Нильсен говорит: «Изучение поведения пользователей в вебе показывает, что они плохо воспринимают медленные сайты и сайты со сложным дизайном. Люди не хотят ждать. Также они не хотят изучать, как пользоваться домашней страницей. Не существует таких вещей, как обучение веб-сайту или инструкция по веб-сайту. Люди хотят ухватить функциональность сайта сразу же после беглого сканирования страницы, то есть за несколько секунд».

В чем отличие между разработкой юзабилити (Usability Engineering) и тестированием юзабилити (Usability Testing)?


Разработка юзабилити - это методологический подход к созданию сайта или любого другого пользовательского интерфейса. Это практический путь к получению продукта, который работает для пользователя. Разработка юзабилити включает в себя несколько методов, которые последовательно применяются в процессе: сбор требований, разработка и тестирование прототипов, оценка альтернативных вариантов дизайна, анализ проблем пользователей, предложение решений и тестирование сайта (или любого другого интерфейса).


Тестирование юзабилити - это часть процесса разработки юзабилити. В типичном тесте пользователь выполняет некоторое число задач с помощью прототипа (или другой системы), и в это время наблюдатель записывает, что делает пользователь и что он говорит. Обычно тест проводится с одним пользователем или с двумя, работающими вместе. Тестирование может включать сбор таких данных, как последовательность действий пользователя для достижения задачи, ошибки, которые делают пользователи, когда и где у пользователей возникали трудности, насколько быстро пользователи выполняют задачи и насколько им нравиться использовать продукт. Целью большинства тестов является обнаружение любых проблем, которые могут возникать у пользователя, чтобы впоследствии их решить.


Юзабилити-тестирование

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Проверка эргономичности (Юзабилити-тестирование, англ. Usability testing) - исследование, выполняемое с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения. Таким образом, проверка эргономичности измеряет эргономичность объекта или системы. Проверка эргономичности сосредоточена на определённом объекте или небольшом наборе объектов, в то время как исследования взаимодействия человек-компьютер в целом - формулируют универсальные принципы.

Проверка эргономичности - метод оценки удобства продукта в использовании, основанный на привлечении пользователей в качестве тестировщиков, испытателей и суммировании полученных от них выводов.


Виды юзабилити тестирования

Пригодность к использованию и удобство веб-сайтов (web usability) изучается при помощи большого количества специальных методов:

    Макетирование (Prototyping)

    Обзоры (Surveys)

    Опросники (Questionnaires)

    Эвристическое исследование (Heuristic Evaluation)

    Экспертиза компонентов (Feature Inspection)

Карточная сортировка (Card Sorting)

Карточная сортировка - это классификационный метод, при котором пользователи сортируют различные элементы разрабатываемого веб-сайта по нескольким категориям.

Для проведения карточной сортировки создается список параметров, которые предполагается подвергнуть классификации, после чего каждый из указанных параметров выписывается на отдельной карточке. Карточки предъявляются пользователям, которых инструктируют сгруппировать наиболее логичным, по их мнению, образом.

Контекстное исследование (Contextual Inquiry)

Контекстное исследование - это метод структурированного интервью, которое отличается от обычного, например, журналистского интервью, тем, что оно всегда построено на трех базовых принципах:

1. Учет контекста, в котором используется изучаемый сайт.

2. Совместная оценка сайта пользователем и разработчиком.

3. В фокусе оценки сайта находится именно его удобство для пользователя.

Контекстное исследование является одной из альтернатив метода эталонного тестирования, при котором удобство оценивается в лабораторных условиях, а не в привычной для пользователя рабочей обстановке. При контекстном исследовании работа, время, мотивация и социальные факторы, воздействующие на пользователя, остаются такими же, как в реальном мире, в отличие от лабораторных исследований, где эти факторы контролируются экспериментатором.

Контекстное исследование наиболее применимо для того, чтобы оценить ту обстановку, в которой будет использоваться продукт, поэтому оно проводится на ранних стадиях его разработки.

Наиболее предпочтительно использование контекстного исследования совместно с эталонным тестированием, так как каждый из этих методов по отдельности менее эффективен, чем их совокупность.


Подробности: H. Beyer and K. Holtzblatt. Apprenticing with the Customer: A Collaborative Approach to Requirements Definition

Контрольные листы (Checklists)

Контрольные листы помогают удостовериться в том, что веб-сайт выполнен с учетом принципов функциональности дизайна. Обычно их используют на заключительной стадии работы в дополнение к экспертным методам для того, чтобы структурировать экспертные оценки по каким-то определенным признакам.

Макетирование (Prototyping)

Макетирование - это создание модели конечного продукта (веб-сайта), позволяющее протестировать его составляющие на любых стадиях разработки.

В процессе макетирования строится модель, включающая все тестируемые компоненты (дизайн, элементы управления и т.д.). Можно использовать различные способы ее построения, от изображения элементов интерфейса на бумаге до создания рабочего макета веб-сайта. Различают «горизонтальное» и «вертикальное» макетирование.

«Горизонтальное» макетирование означает представление в макете широкого спектра параметров веб-сайта, но без их детальной проработки. Этот вид макетирования предпочтительно использовать для изучения пользовательских предпочтений в области интерфейса. В процессе исследования выясняют, где, по мнению пользователей, должны находиться те или иные функции, насколько они доступны и т.д.

При «вертикальном» макетировании исследуют функциональность отдельных компонентов веб-сайта. Например, при «вертикальном» макетировании сетевой базы данных могут изучаться ее поисковые возможности, но проверка ссылок, скорость загрузки, работа в разных браузерах и т.д. при этом не проводится. Так как этот вид макетирования предполагает детальное изучение небольшого сектора веб-сайта, его следует проводить лишь после завершения разработки тестируемого сектора.

Обзоры (Surveys)

Обзоры - это специальные интервью с пользователями, при котором им задаются специально подготовленные вопросы, а их ответы записываются для дальнейшей обработки. Традиционная методология проведения обзоров может также играть важную роль в исследовании веб-сайтов. Вопросы, входящие в обзор, могут варьироваться в зависимости от целей исследования, но как правило группируются по следующим категориям: демографическая информация о пользователе (место проживания, возраст, род занятий и т.д.); оценка информационного наполнения веб-сайта (какую информацию ожидали найти, соответствует ли наполнение веб-сайта их ожиданиям, что хотели бы добавить и т.д.); оценка дизайна сайта (легкость в использовании, скорость загрузки, оформление и т.д.).

Обзоры используют как на стадиях концептуализации и разработки для проведения маркетинговых исследований, идентификации потенциальных пользователей, установления их информационных нужд и компетентности в использовании компьютеров, так и после реализации веб-сайта для оценки реакций пользователей на информационное наполнение и удобство. Огромное количество образцов и результатов обзоров доступно через любую поисковую систему по ключевым словам «web usability»и «survey».

Опросники (Questionnaires)

Опросники для оценки веб-сайтов составляются по тем же принципам, что и психодиагностические тесты. Их основное отличие от обзоров состоит в форме представления пользователям. Если обзоры - это структурированные интервью, то опросники предъявляются в виде списка вопросов с вариантами ответа.

Существует достаточно много стандартизированных опросников, большинство из которых распространяется на коммерческой основе, однако западные опросники нуждаются не только в переводе, но и в кросс-культурной адаптации. В зависимости от того, какие вопросы входят в опросник, этот метод может применяться на всех стадиях разработки веб-сайта или в процессе его эксплуатации.

Подробности: J Kirakowski, PhD. The Use of Questionnaire Methods for Usability Assessment.

Плюралистическая проработка (Pluralistic Walkthroughs)

Плюралистическая проработка проводится большой по размеру группой, в которую помимо экспертов в области оценки веб-продукции входят пользователи, разработчики и специалисты по профессиональному здоровью и организации труда.

Группа шаг за шагом рассматривает сценарии поведения пользователя, обсуждая и прорабатывая каждый элемент его взаимодействия с веб-сайтом. Вовлечение в эксперимент специалистов различных специальностей обеспечивает оценку веб-сайта с самых разнообразных позиций, а их замечания способствуют идентификации имеющихся недостатков.

Метод применяется на ранних стадиях разработки в целях получения обратной связи как от специалистов, так и от конечных пользователей.

Протоколы самоотчета (Self-Reporting Logs)

Протоколы самоотчета это бланки типа «карандаш-бумага», в которых пользователи фиксируют все свои действия и соображения о взаимодействии с веб-сайтом. Этот метод является достаточно экономным, так как специалисты вовлекаются лишь в обработку результатов, не контролируя действия пользователя во время выполнения заданий.

Основными недостатками этого метода, как и других методов, предполагающих самостоятельную работу пользователей, является невозможность контроля и регистрации их эмоциональных реакций на взаимодействие с веб-сайтом и проблема адекватности их отчетов тому, что они реально делают. Поэтому в данном случае отбор пользователей, участвующих в эксперименте, приобретает принципиальный характер.

Для проведения исследования необходимо обеспечить испытуемых доступом к прототипу веб-сайта, описанием задач, которые они должны решать при его использовании, и стандартизированным бланком для регистрации пользователями своих действий.

Обычно эта техника используется на ранних стадиях планирования или разработки или для выявления пользовательских предпочтений.

Фиксация «мыслей вслух» (Thinking Aloud Protocol)

Фиксация мыслей пользователя, вовлеченного в эксперимент, является одной из самых популярных техник при оценке функциональности веб-сайта. Пользователя просят произносить вслух все мысли, чувства и представления, которые у него возникают в процессе решения задачи.

Пользователя обеспечивают доступом к тестируемому веб-сайту или его прототипу и дают ему задание, которое он должен реализовать в процессе его эксплуатации. Его задача - выполнять задачу, одновременно «озвучивая» все, что приходит в голову по поводу интерфейса. Данные записываются на аудиопленку или фиксируются письменно.

В отличие от большинства других методов, эта техника позволяет оценить непосредственные реакции пользователя на взаимодействие с отдельными компонентами веб-сайта, не отсроченные по времени. И если его ожидания в отношении необходимых для решения задачи операций расходятся с дизайнерским решением веб-сайта, возможно, следует изменить это решение.

Несмотря на то, что основной задачей техники является выяснение пользовательских представлений, с ее помощью можно реализовывать и другие цели. Например, терминология, которую употребляет пользователь для обозначения тех или иных элементов интерфейса, может быть использована и в дизайне веб-сайта.

Метод предполагает обобщение данных, полученных от нескольких пользователей. Существует также близкий к этой технике метод ответов на вопросы, использующий не вербализацию мыслей и эмоций, а директивные вопросы экспериментатора с фиксацией ответов пользователя.

Фокусные группы (Focus Groups)

Метод фокусных групп заключается в опросе специально отобранной группы пользователей. В исследование, которое обычно продолжается около 2 часов, вовлекается от 6 до 9 пользователей. Основное достоинство фокусных групп состоит в том, что они позволяют выявлять спонтанные реакции и идеи и оценивать отношение к этим идеям группы в целом.

Как правило, участники группы воспринимают происходящее как относительно свободный неструктурированный процесс, но ведущий группы должен иметь предварительный сценарий работы, вытекающий из целей исследования, и следить, чтобы групповая дискуссия не выходила из русла обсуждаемой проблемы. Кроме того, необходимо добиваться равного участия в дискуссии всех членов группы. Достаточно часто бывает, что в группе выделяется лидер, доминирующий над остальными участниками. Такие ситуации мешают свободному выражению мыслей и идей остальных членов группы и также нуждаются в коррекции.

Результаты работы фокусной группы заносятся в специальный протокол для дальнейшей обработки. Сбор детальной информации при этом методе затруднен из-за относительной стихийности группового процесса, поэтому рекомендуется проводить несколько фокусных групп, состоящих из репрезентативных пользователей.

Несмотря на ряд преимуществ фокусных групп, они имеют и свои недостатки. Главным из них является неточность оценки, основанной на утверждениях, мыслях и предпочтениях небольшого количества пользователей. Поэтому при оценке веб-сайта фокусные группы должны использоваться лишь наряду с другими методами.

Фокусные группы могут использоваться как на любой стадии разработки веб-сайта, так и для оценки готового продукта.


Когда начинать работать над юзабилити сайта?

Юзабилити – критерий, который стоит учитывать на всех стадиях разработки и развития сайта. И именно вследствие этого стоит проводить тестирования быстро и просто.

Вот несколько обязательных условий для достижения верных показателей оценки юзабилити разных этапов создания сайта:

    Протестируйте старый сайт прежде чем тестировать новый вариант сайта, т.к. это поможет выявить сильные и слабые стороны предыдущей версии и не упустить их из виду при разработке новой версии.

    Проведите оценку сайтов конкурентов – это довольно хороший (а главное – бесплатный!) способ получить конкурентоспособные данные, которые помогут сделать сайт лучше ЧЕМ у конкурентов.

    Проведите полевое исследование, чтобы понять, как испытуемые ведут себя в их привычных условиях.

    Создайте напечатанные версии интерфейсов сайта и протестируйте их. Чем меньше времени будет потрачено на корректировку этих интерфейсов, тем больше времени останется на внесение изменений после последующих тестирований.

    Найдите корректировки, после внесения которых показатель юзабилити сайта становится лучше. По мере устранения ошибок и усовершенствования интерфейса, проводите тест уже не на бумаге, а на компьютере. И тестируйте сайт после каждой новой правки.

    Проверьте окончательный вариант сайта на соответствие с общепринятыми нормами юзабилити сайта и со своими предыдущими результатами тестирования.

    Проведите тестирование ЕЩЁ РАЗ напоследок, после того, как все-все-все правки были внесены, сайт уже начал свою «новую» жизнь. Потому что самые коварные проблемы могут появиться как раз после того, как появился «самый оптимальный» вариант интерфейса.

    Не откладывайте юзабилити тестирование на самый последний момент, т.к. многие погрешности будет очень сложно скорректировать ввиду несостыковок между дизайном, маркетингом, особенностями кода и потребностями клиента.

Процесс

При испытании многих продуктов пользователю предлагают в «лабораторных» условиях решить основные задачи, для выполнения которых этот продукт разрабатывался, и просят высказывать во время выполнения этих тестов свои замечания.

Процесс тестирования фиксируется в протоколе (логе) и/или на аудио- и видеоустройства - с целью последующего более детального анализа.

Если проверка эргономичности выявляет какие-либо трудности (например, сложности в понимании инструкций, выполнении действий или интерпретации ответов системы), то разработчики должны доработать продукт и повторить тестирование.

Наблюдение за тем, как люди взаимодействуют с продуктом, нередко позволяет найти для него более оптимальные решения. Если при тестировании используется модератор, то его задача - держать респондента сфокусированным на задачах (но при этом не «помогать» ему решать эти задачи).

Основную трудность после проведения процедуры проверки эргономичности нередко представляют большие объёмы и беспорядочность полученных данных. Поэтому для последующего анализа важно зафиксировать:

1. Речь модератора и респондента;

2. Выражение лица респондента (снимается на видеокамеру);

3. Изображение экрана компьютера, с которым работает респондент;

4. Различные события, происходящие на компьютере, связанные с действиями пользователя:

    Перемещение курсора и нажатия на клавиши мыши;

    Использование клавиатуры;

    Переходы между экранами (браузера или другой программы).

Все эти потоки данных должны быть синхронизированы по тайм-кодам, чтобы при анализе их можно было бы соотносить между собой.

Наряду с модератором в тестировании нередко участвуют наблюдатели. По мере обнаружения проблем они делают свои заметки о ходе тестирования так, чтобы после можно было синхронизировать их с основной записью. В итоге каждый значимый фрагмент записи теста оказывается прокомментирован в заметках наблюдателя. В идеале ведущий (то есть модератор) представляет разработчика, наблюдатели - заказчика (например издателя, дистрибьютора), а испытатели - конечного пользователя (например покупателя).

Кроме вышеизложенного существует ещё один подход к проверке эргономичности: для решения задачи, предложенной пользователю, разрабатывается «идеальный» сценарий решения этой задачи. Как правило, это сценарий, на который ориентировался разработчик. При выполнении задачи пользователями регистрируются их отклонения от задуманного сценария для последующего анализа. После нескольких итераций доработки программы и последующего тестирования можно получить интерфейс, удовлетворительный с точки зрения пользователя.

A/B-тестирование

От англ. A/B testing, Split testing) - метод маркетингового исследования, суть которого заключается в том, что контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей были изменены, для того, чтобы выяснить, какие из изменений улучшают целевой показатель. Разновидностью A/B-тестирования является многовариантное тестирование. В этом случае тестируются не два целостных варианта, а сразу несколько элементов продукта или составных частей исследуемого объекта в различных сочетаниях, при которых каждый тестируемый элемент может быть двух видов (A или B).

Метод часто используется в веб-дизайне, типичные применения - исследование влияния цветовой схемы, расположения и размера элементов интерфейса на конверсию сайта. В веб-дизайне часто тестируются две очень похожие веб-страницы (страница А и страница В), которые различаются лишь одним элементом или несколькими элементами (тогда метод называют A/B/n-тестированием). Страницы А и В показываются различным пользователям в равных пропорциях, при этом посетители, как правило, не знают об этом. По прошествии определенного времени или при достижении определённого статистически значимого числа показов, сравниваются числовые показатели цели и определяется наиболее подходящий вариант страницы. Преимуществом метода является использование при проектировании объективных данных.

Для A/B-тестирования веб-дизайна часто используются инструменты от сервисов веб-статистики; в этом случае также часто важно применение механизма для разбиения пользователей, которым будет показан тот или иной вид дизайна (одному и тому же пользователю нужно показывать тот же самый вариант дизайна), например, на основе IP-адреса и затем установкой HTTP cookie.


Оценки удобства использования

Существует два основных способа оценки удобства (пригодности) использования продукта:

· прямая оценка на основе анализа результативности, эффективности и удовлетворённости, достигнутых в результате эксплуатации продукта в реальных условиях: если в указанных условиях одна система более эргономична, чем другая, то оценка должна это выявлять;

· косвенная оценка на основе анализа отдельных подхарактеристик, отражающих определённые свойства системы в установленных условиях эксплуатации.

Прямая оценка рассматривается в стандарте ISO 9241-11, который исходит из того, что эргономичность системы зависит от всех показателей, влияющих на эксплуатацию системы в реальных условиях, включая как организационные показатели (например, трудовые навыки, местоположение или внешний вид продукции), так и индивидуальные различия между пользователями, например, в культурном уровне и предпочтениях. Такой широкий подход имеет свои преимущества, которые заключаются в ориентации на реальные цели при создании продукции, главная из которых состоит в том, чтобы удовлетворить потребности реальных пользователей, выполняющих реальные задачи в реальной технической, физической и организационной среде.

Косвенная оценка рассматривается в стандарте ISO/IEC 25010, который описывает следующие подхарактеристики удобства использования:

    определимость пригодности (appropriateness recognizability): возможность пользователя понять, подходит ли продукт или система для его потребностей, на основе первоначальных впечатлений, документации и другой предоставленной информации;

    изучаемость (learnability): степень эффективности, производительности и удовлетворенности пользователя обучением использованию системы;

    управляемость (operability, controllability): обеспечение простоты управления и контроля;

    защищенность от ошибок пользователя (user error protection): степень, в которой система защищает пользователя от совершения ошибок;

    эстетика пользовательского интерфейса (user interface aesthetics): степень, в которой пользовательский интерфейс удовлетворяет пользователя и доставляет ему удовольствие от процесса взаимодействия;

    доступность (accessibility): возможность использования продукта или системы широким кругом людей с самыми разными (в том числе, ограниченными) возможностями.

Важно ли юзабилити?

Очень важно для всех видов сайта. Неважно сколько трафика вы приведете на сайт, если он не будет удобен и понятен пользователю, то он уйдет и не захочет больше возвращаться.

Поэтому над сайтом нужно постоянно работать, тестировать его удобство, тестировать конверсии, и выявлять лучший вариант дизайна, структуры и логики сайта.

Важно обращать внимание на:

    простоту использования сайта или интерфейса

    эффективность использования

    запоминаемость

    ошибки, их количество и серьезность

    удовлетворение пользователя (субъективное)

В создании сайта всегда важно изначально понимать аудиторию, что она делает, как она ищет, к чему она привыкла, что для нее само собой и проектировать дизайн или интерфейс под нее.

Многочисленные исследования психологов и интернет-маркетологов показывают, что современные пользователи с каждым годом становятся все более нетерпеливыми и поверхностными. Главная цель создателей сайта – суметь заинтересовать пользователя. Причем на достижение этой цели отводится буквально несколько секунд. Менее чем за полминуты случайному посетителю нужно объяснить, где он находится, чем этот ресурс отличается от других и какую выгоду можно здесь получить. Если человек не успеет получить эту информацию за те самые 27 секунд, он просто уйдет на другой сайт. Вопросами того, как привлечь и удержать на сайте посетителя, и занимается юзабилити.

Принципы обеспечения удобства использования

Известный дизайнер Якоб Нильсен предложил набор из 10 эвристик, или принципов проектирования взаимодействия.

Видимость статуса системы

Пользователь должен всегда знать, что происходит, получая подходящую обратную связь в приемлемое время.

Соответствие между системой и реальным миром

Система должна «говорить на языке пользователя», используя понятную ему терминологию и концепции, а не «системно-ориентированный» язык.

Управляемость и свобода для пользователя

Пользователь часто выбирает системные функции по ошибке и должен иметь ясно видимый «аварийный выход» из нежелаемого состояния системы, не требующий сложных диалогов. Следует поддерживать функции отмены (undo) и повтора (redo).

Согласованность и стандарты

Пользователи не должны гадать, значат ли одно и то же разные слова, ситуации или операции. Также нужно следовать соглашениям, принятым для данной платформы.

Предотвращение ошибок

Продуманный дизайн, который не позволяет какой-то проблеме даже возникнуть, лучше, чем самые хорошие сообщения об ошибках. Следует устранять сами условия возникновения ошибок, либо выявлять их и предупреждать пользователя о предстоящей проблеме.

Распознавать лучше, чем вспоминать

Минимизируйте нагрузку на память пользователя, явно показывая ему объекты, действия и варианты выбора. Пользователь не должен в одной части диалога запоминать информацию, которая потребуется ему в другой. Инструкции по использованию системы должны быть видимы или легко получаемы везде, где возможно.

Гибкость и эффективность использования

Акселераторы (средства быстрого выполнения команд), которые новичок даже не видит, для опытного пользователя часто могут ускорить взаимодействие. Поэтому система должна удовлетворять как неопытных, так и опытных пользователей. Следует давать возможность настраивать под себя часто используемые операции.

Эстетический и минималистический дизайн

В интерфейсе не должно быть информации, которая не нужна пользователю или которая может понадобиться ему в редких случаях. Каждый избыточный элемент диалога отнимает внимание от нужных элементов.

Помочь пользователю понять и исправить ошибку

Сообщения об ошибках следует писать простым языком, без кодов, чётко формулируя проблему и предлагая конструктивное решение.

Справка и документация

Хотя было бы лучше, если бы система была пригодна к использованию без документации, всё же необходимо предоставлять справку и документацию. Информация должна быть простой в поиске, соответствовать задаче пользователя, описывать конкретную последовательность действий, и не должна быть слишком большой.

Правила и приемы юзабилити

Навигация

Разработка удобной и интуитивной навигации – один из краеугольных камней в создании сайтов.


Желательно, чтобы навигация на всех страницах сайта была одинаковой. Это улучшает ее восприятие и упрощает поиск необходимой пользователю информации. Также в контексте улучшения навигации по сайту рекомендуется:

    размещать на всех страницах логотип веб-ресурса либо его название со ссылкой на главную. Как правило, логотип находится в верхнем левом углу страницы;

    размещать подробную контактную информацию не только в «подвале» (самом низу страницы), но и в шапке сайта;

    делать меню первого уровня на всех страницах;

    указывать на веб-страницах название раздела сайта;

    предусмотреть "хлебные крошки".

Внутренний поиск

Аудит юзабилити обязательно подразумевает анализ эффективности внутреннего поиска. Им, вопреки мнению самих владельцев сайта, посетители пользуются очень часто. Нередко они вообще игнорируют систему навигации и сразу же «забивают» интересующий их товар в строку поиска.


Чтобы поиск на сайте был удобным, необходимо:

    размещать его в верхнем правом углу на всех страницах;

    ограничить длину поля для ввода запроса 27-30 символами (оптимальное значение);

    сделать поиск исключительно внутренним, только по страницам ресурса. Не стоит предлагать посетителям еще и внешний поиск, по сторонним сайтам в Интернете – это будет отвлекать их от вашего;

    использовать функцию проверки орфографии запросов. Если пользователь вводит запрос с ошибкой, должна появляться строка с сообщением «Возможно, Вы имели в виду [запрос с правильной орфографией]?». Поиск должен «уметь» распознавать ошибки в запросах, иначе клиент не сможет найти искомый товар.

Кроме того, специалисты по юзабилити советуют оформлять страницу с результатами поиска по образу и подобию выдачи известных поисковых систем. На ней должны присутствовать поле для ввода запроса, ссылки на найденные страницы с их дескрипшеном (описанием). Также рекомендуется указывать раздел сайта, к которому относятся найденные страницы.

Главная страница

Лишний раз говорить о значимости главной страницы не будем – это и так всем известно.

Юзабилити-аудит сайта обязательно подразумевает ее подробнейший анализ, с выявлением слабых и сильных сторон. Приведем наиболее важные рекомендации по улучшению главной страницы.

    С первого взгляда на главную страницу посетителю должно быть понятно, на каком сайте он находится и для чего он был создан. Чтобы облегчить процесс «опознания» ресурса, на главной странице не помешает разметить слоган компании и текст небольшого приветствия.

    Всю информацию о текущих акциях, скидках и выгодных предложениях нужно размещать именно на главной странице. Также на главной следует предусмотреть место для колонки новостей и панели авторизации пользователей. Важно, чтобы размещаемая на главной информация периодически обновлялась и была актуальной – это положительный сигнал и для роботов поисковых систем, и для пользователей.

    Некоторые эксперты по юзабилити предлагают размещать на главной странице подсказку «Откуда мне начать?», которую можно сделать в форме ссылки. Этот совет выглядит вполне рациональным, так как такая подсказка побуждает пользователя сразу же перейти в каталог с товарами или другой важный раздел, а не метаться по сайту в поисках нужной ему информации.

Оформление текста

Проводя аудит юзабилити, специалисты всегда обращают внимание на особенности размещенных на сайте текстах. Значение имеет не только их оформление, но и используемые шрифты. Создавая для вашего ресурса текстовый контент, старайтесь придерживаться следующих правил:

    Текст должен быть короткими и содержательными.

    Наиболее важная и полезная информация всегда должна размещаться в самом верху, желательно – в первых же предложениях текста, чтобы не приходилось прокручивать страницу.

    Для написания текста используйте простые и наиболее распространенные шрифты размера не меньше 12 px и без засечек – они лучше всего воспринимаются.

    Про бегущие строки, мигающие абзацы и радужные предложения, в которых каждое слово окрашено в разный цвет, лучше забыть сразу и навсегда.

    Обратите внимание на цвет фона, на котором размещены тексты. Он должен быть контрастным цвету шрифта и как минимум не вызывать у посетителя дискомфорта. Классический вариант – черный шрифт на белом фоне.

    Не забывайте про заглавные буквы и пробелы между словами и целыми предложениями. Их отсутствие, опять-таки, заметно усложняет восприятие информации.

    Старайтесь всеми силами избегать в тексте орфографических, пунктуационных и других ошибок. Они мгновенно подрывают репутацию любого сайта и вызывают к нему недоверие пользователей.

    Используйте списки, подзаголовки, картинки и другие элементы оформления. Чем более текст структурирован, тем проще он читается и воспринимается.

Юзабилити дизайн:

Красивый дизайн:

Основная задача – создание привлекательного внешнего вида Интернет-проекта, ориентируясь на конкретные пользовательские визуальные предпочтения.

Минусы: достижения ИТ отходят на второй план и мало взаимодействуют с общей концепцией usability; степень удовлетворенности от визуальной оценки имеет тенденцию к резкому понижению за счет недоработок в плане совместимости и технической базы проекта.

Плюсы: запоминающееся оформление веб-сайта.

Удобный дизайн:

Основная задача – достижение максимального уровня accessibility веб-сайта за счет устранения барьера несовместимости между технической комплектацией разработчиков и потребителей.

Минусы: Вынужденное ограничение дизайнерских решений.

Плюсы: Максимальный охват пользовательской аудитории, доступность и простота использования.

Альтернативный дизайн:

Основная задача – разработка оригинального дизайна посредством дистанционного маневрирования между стандартом и альтернативой.

Минусы: Угроза попадания «в зависимость» от устоявшихся стандартов в дизайне или постоянного создания альтернативного дизайна.

Плюсы: Получение наглядного представления о ситуации за счет постоянного изучения сложившихся стандартов, адаптация к конкурентной среде.

Подведем итог

Вообще, юзабилити и полезность – это два самых главных векторных направляющих для определения практичности чего-либо.

1. Сайт должен быть действительно нужен посетителю;

2. Интерфейс сайта не должен мешать пользователю совершить целевое действие и получить то, что он хочет.

Вот краткая формула для выявления практичности вашего сайта:

Полезность сайта - обладает ли сайт ответами на ваши вопросы.

Юзабилити - насколько легко и удобно управлять сайтом.

Практичность сайта = юзабилити + полезность.

В индустрии, в основе которой лежит использование людьми наших продуктов, услуг и приложений, исследования просто необходимы. Мы задаем вопросы. Мы делаем пометки. Мы стараемся узнать все, что возможно, о нашей целевой аудитории, после чего интерактивно тестируем нашу работу в процессе дизайна.

UX исследования (или дизайнерские исследования) имеют множество целей в зависимости от этапа работы. Они помогают определить, а после чего доказать или опровергнуть наши предположения, найти общие черты среди членов целевой аудитории, понять их нужды, цели и ментальные модели. Исследования дают нам необходимые для работы данные, улучшают понимание и подкрепляют наши решения.

Что такое UX исследования?

UX исследования включают в себя множество методов, которые используют для получения информации. Но дизайнеры не изобрели ничего нового. Многие техники были заимствованы из академических, научных и маркетинговых сфер. Однако существует и несколько видов исследований, которые уникальны для UX мира.

Основная цель дизайнерских исследований – информировать процесс разработки с ориентацией на конечного пользователя. Это помогает избежать распространенной ошибки – создания дизайна только для себя. Именно исследования помогают понять, кем являются конечные пользователи, в каком контексте они будут использовать продукт и что им нужно.

Исследования состоят из двух частей: сбор данных и их обработка с целью улучшить юзабилити. В начале проекта дизайнерские исследования посвящены определению требований к проекту от руководителей, а также целей и нужд конечных пользователей. Сюда входит проведение интервью, опросов, изучение потенциальных или существующих пользователей, анализ имеющейся литературы и данных. Затем исследования начинают ориентироваться на юзабилити и мнения о продукте. На данном этапе проводятся A/B тестирования, интервью с пользователями о процессе взаимодействия и тестирование предположений, которые способны улучшить дизайн.

Разделить существующие методы исследования можно на два лагеря:

  • Количественные исследования – все, что можно измерить в числах. Они отвечают на подобные вопросы: «Как много людей нажало на эту кнопку?» или «Какой процент пользователей смогли найти призыв к действию?». Эти данные полезны при определении статистических вероятностей и изучении на сайте или в приложении.
  • Качественные исследования помогают понять, почему пользователи совершают те или иные действия. Обычно проводятся они в форме интервью или беседы. Используются подобные вопросы: «Почему люди замечают призыв к действию?» или «Что еще люди замечают на странице?».

Некоторые исследователи могут специализироваться только на определенных видах интервью или тестов, но большинство используют в своей практике большое разнообразие техник.

Общие методики

Все разнообразные типы UX исследований от личных интервью до A/B тестирования основываются на трех методиках: наблюдении, понимании и анализе.

Наблюдение

Первый шаг на пути проведения исследования – научиться наблюдать. Начинающие специалисты должны заново научиться видеть: замечать сигналы, которые говорят о состоянии опрашиваемого пользователя, или обращать внимание на мельчайшие детали, которые в последующем смогут значительно повлиять на проект.

Наблюдение кажется очень простым навыком, но оно часто затмевается подсознательными предубеждениями. Поэтому исследователи тренируются наблюдать и делать пометки, чтобы позднее найти общие черты у группы на первый взгляд непохожих людей.

Понимание

Также как и наблюдение, понимание – это то, что все мы делаем в повседневной жизни. Мы стараемся понять наших коллег, членов семьи и друзей, причины их ссор и необычное для нас поведение. В UX исследованиях центральное место занимает понимание ментальных моделей.

Ментальная модель – это представление о мыслях людей об определенной фразе или ситуации. Например, ментальная модель автомобиля владельцев внедорожников будет отличаться от ментальной модели водителей электромобилей. Ментальная модель влияет на решения. Если спросить у автомобилистов: «Сколько времени занимает дорога из Москвы до Санкт-Петербурга», помимо всех прочих данных, они будут ориентироваться и на характеристики своего автомобиля.

Исследователи должны понимать ментальные модели людей, с которыми они проводят интервью, по двум причинам:

  • Во-первых, любое общение ограничено по времени. Исследователи должны определять любые сокращения на основе ментальных моделей говорящих.
  • Во-вторых, если исследователь сможет четко определить ментальную модель пользователя, то это поможет дизайнерам создать отвечающий ожиданиям продукт.
Анализ

Исследование само по себе может представлять ценность, но чтобы использовать полученные данные в дизайне, их нужно проанализировать и представить другим членам команды. Анализ – это процесс определения структуры исследования, формулирования логических обоснований или возможных решений, а также рекомендаций.

Некоторые техники анализа подразумевают создание персон и сценариев описаний ментальных моделей или таблиц и графиков, которые отражают статистику и поведение пользователей. Важно не забывать о том, что результатами исследования нужно делиться.

Виды исследований

Все UX проекты разные, поэтому и список задач может существенно различаться. Самые популярные формы исследования: интервью, опросы и анкетирования, сортировка карточек, тестирование юзабилити, тестирование иерархии и A/B тестирование.

Интервью

Личное интервью – проверенный и доказавший свою эффективность метод коммуникации между исследователем и пользователем или руководителем. Существует три основных типа интервью, каждый из которых преследует разные цели:

  • Стандартизированное интервью – самый распространенный тип. Это типичные интервью вопрос-ответ, когда исследователь задает конкретные вопросы. Оно может быть полезно при общении с большим количеством пользователей, когда необходимо сравнить и сопоставить ответы.
  • Свободное интервью – отличный способ лучше узнать пользователей или руководителей. Исследователь устанавливает определенные рамки и начинает разговор. В течение интервью говорить должен в основном пользователь (или руководитель), ведущий же может только попросить объяснить что-либо или рассказать подробнее.
  • Этнографическое интервью позволяет узнать привычки людей и понять их типичное поведение. Пользователь рассказывает, как он совершает то или иное действие. Такое интервью позволяет оценить разрыв между тем, что люди говорят, и тем, что они делают.
Опросы и анкетирование

Как выявить проблемы юзабилити на своем сайте? Можно отдать его на анализ эксперту, проверить по одному из множества чек-листов, часами всматриваться в видеоролики Вебвизора, а можно провести юзабилити-тестирование с реальными посетителями вашего сайта.

В статье я рассмотрю методику самостоятельного юзабилити-тестирования, которое не требует больших денежных затрат и доступно каждому владельцу сайта.

Что такое юзабилити-тестирование

Юзабилити-тестирование — это процесс наблюдения за тем, как люди пользуются вашим сайтом/продуктом с целью выявить проблемы взаимодействия.

Как это выглядит: приглашенным участникам тестирования предлагается решить тестовые задачи-сценарии на сайте и дать во время выполнения этих тестов свои комментарии.

Каким должно быть тестирование?

Те, кто хоть раз проводил юзабилити-тестирование, делятся на два воинствующих лагеря. Одни вторят Стиву Кругу, который утверждал, что даже один участник тестирования — это на 100 % лучше, чем полное их отсутствие. При этом им может быть кто-то из ваших знакомых, друзей или родственников.

А другие присоединяются к лагерю «профессионального тестирования», допускающего только целевую аудиторию по принципу «чем больше людей посмотрело сайт, тем больше выявлено проблем».

И те и другие правы.

Разумеется, если ваш сайт занимается продажей электротехнического оборудования профессионалам, тестирование на членах семьи и коллегах не даст такого результата, как полноценное тестирование несколькими сериями с участием электротехников, подобранных кадровым агентством. Но даже в этом случае «самостоятельное бытовое тестирование» тоже не будет лишним.

Вам подойдет самостоятельное тестирование, если:

  • ваша аудитория неспецифична и разнородна,
  • ваши тематики — бытовые: например, мебель для дома, косметика, детские товары, одежда, туризм и многое другое.
  • нет ресурсов и времени на проведение полноценного тестирования, например, силами юзабилити-агентства.

Сколько участников нужно для тестирования?

Стив Круг утверждает, что для того, чтобы узнать впечатление о сайте, а также выявить серьезные проблемы с навигацией и структурой, достаточно 3—5 человек.

Защитники статистики, конечно, скажут о нерепрезентативности выборки и малом количестве данных и будут в общем-то правы. Но опыт даже полноценных серьезных юзабилити-тестирований показывает, что уже первые несколько тестируемых выявляют львиную долю существенных проблем.

С кем проводить тестирование?

По возможности старайтесь даже для самостоятельного тестирования подобрать людей, которые похожи на тех, кто мог бы пользоваться вашим сайтом. Самая простая сегментация — по половому признаку, возрасту.

Кого можно привлечь к мини-тестированию?

  • Начните с себя любимого, если до сих пор этого не сделали.
  • Обратитесь к коллегам (желательно привлечь сотрудников, не имеющих технических знаний в работе сайта, например, бухгалтерию).
  • Проведите вечер в кругу семьи за тестированием сайта.
  • Обратитесь к друзьям и друзьям друзей.

Если аудитория сайта специфическая, а провести бюджетное тестирование хочется, то очевидные недостатки вам помогут найти и члены семьи, а для выявления глубинных проблем можно поискать представителей вашей аудитории там, где они обычно водятся (например, на профильных форумах, в группах соцсетей), и предложить им принять участие в тестировании.

Привлекая людей к тестированию, помните, что они тратят свое время, и обязательно вознаграждайте их, даже если это ваша супруга или лучший друг. Для знакомых и коллег поощрением за тестирование может быть вкусное угощение, а для посторонних людей лучший стимул — деньги.

Составляем задания для тестирования

Итак, представим, что с тем, кто будет нашим подопытным, мы определились и договорились.

Следующий шаг — самый важный в тестировании. Это составление тестовых сценариев, которые будут выполнять наши тестируемые на сайте.

Зачем нужен сценарий, ведь можно просто попросить человека походить по сайту и сказать, нравится ему или нет? Практика показывает, что каков вопрос, таков и ответ. Задавая человеку неконкретный вопрос («Как вам сайт?»), вы получите такой же размытый ответ («Нормально…»). Поэтому нужно придумать определенные задания.

Первое, что нужно сделать, — это определить самые важные задачи, которые пользователи решают у вас на сайте (то есть, зачем они приходят). Мы всегда ограничены во времени и ресурсах, поэтому выбирать нужно:

  • критичные конверсионные цепочки.

Если у вас сайт стоматологической клиники, то критичной задачей будет запись к врачу на прием. Катастрофа для владельца сайта, если это действие совершить невозможно или с ошибками и трудностями на пути.

  • задачи, с решением которых у посетителей могут быть трудности: например, ваши опасения относительно непонятных названий пунктов меню, вложенности разделов и т. п.
  • задачи, с которыми уже у посетителей есть проблемы. Для сбора информации посмотрите, с какими вопросами обращаются в службу поддержки сайта пользователи.

Все задачи должны быть реальными, т. е. выявленными из обычной деятельности пользователей: не поддавайтесь желанию сделать задания посложнее, чтобы найти разом много проблем, так как нет смысла искать проблемы, с которыми никто не сталкивается.

Итак, задачи мы сформулировали. Следующий шаг — превратить эти задачи в сюжетные сценарии.

Зачем? Психологические исследования показывают, что людям приятнее работать по сценарию, чем по инструкции.

Поясним разницу между задачей и сценарием на примере.

Задача: Записаться на прием к врачу.

Сценарий: У вас неожиданно разболелся зуб. Вы планируете после работы заехать в ближайшую поликлинику. Узнайте, успеете ли вы посетить врача сегодня, и запишитесь к нужному специалисту на прием.

Сценарий должен описывать реальные условия использования вашего сайта, наиболее частые возможные ситуации, типичных представителей вашей целевой аудитории, мотивацию их действий, чтобы помочь тестируемому вжиться в роль и почувствовать ситуацию как реальную. При этом не стоит давать лишней информации, которая может только запутать.

Задания должны быть сформулированы так, чтобы исключить их неправильное толкование. Если вас с самого начала поймут не так, получить хоть сколько-либо полезные данные будет невозможно.

Еще один важный момент — отсутствие подсказок . По тексту задания не должно быть понятно, как его нужно выполнять. Например, недопустимо использовать терминологию сайта — вместо каждого термина нужно расписывать его значение, иначе тестирование превратится в игру «найди слова из задания на сайте», и вы не выявите никаких проблем.

Рассмотрим примеры сценариев и их плюсы и минусы:

Пример 1

Зайдите в «Каталог продукции» и выберите «Дрели». Затем перейдите на страницу «О нас» и узнайте наш телефон.

Минусы: терминология сайта, формат пошаговой инструкции.

Пример 2

Вы умный и красивый мужчина 45 лет с двумя высшими образованиями, женились в 1988 году после окончания Самарского госуниверситета. Ваш друг позвал вас на свой юбилей в ресторан «Плакучая ива» в Химках. Вы задумались, что ему подарить, и зашли в интернет-магазин «Подарки.ру». Выберите подарок вашему другу на сумму 3000 рублей и узнайте, как его получить.

Плюсы: сценарий по реальной ситуации, однозначность, отсутствие терминов.

Минусы: слишком много лишних подробностей.

А теперь давайте попробуем создать задание для реального сайта.

Возьмем всем известный ресурс booking.com.

Основная задача посетителя сайта : выбрать и забронировать номер в отеле для предстоящего путешествия.

Тестовое задание: Вам неожиданно дали премию, и вы решили потратить ее на отдых на море с женой и дочкой 5 лет. Вы приобрели билеты на самолет в штат Гоа, Индия, с датами вылета 10—17 апреля.

К выбору жилья вы подходите основательно: вы планируете следить во время отпуска за своими делами в интернете, а ваша жена боится страшных историй о тараканах и антисанитарии в индийских гостиницах.

Вам необходимо выбрать, где вы проведете свой отдых в течение недели отпуска, и забронировать размещение на эти даты.

Итак, в задании мы проверим, как посетители выбирают даты заезда, место, кол-во проживающих, а дополнительные условия (ребенок, отель с интернетом, звездность отеля) позволят увидеть, как пользователь взаимодействует с фильтрами при поиске. Задание не включает термины с сайта — однозначно, информации хватает для выполнения сценария.

Проведение тестирования

Задания составлены. Распечатываем их на отдельных карточках и пробуем выполнить сами для проверки.

Затем необходимо подготовить помещение для тестирования. Если вы будете тестировать только знакомых или членов семьи, а затем самостоятельно устранять обнаруженные проблемы, то достаточно отдельной комнаты с ноутбуком. Но для удобства последующего анализа действий респондентов, а также для получения аргументов необходимости изменений на сайте (например, если вы работаете над конверсией ресурса, а не являетесь владельцем бизнеса), можно установить на ноутбук программу записи содержимого экрана, чтобы потом в формате видеороликов просматривать повтор и слушать комментарии тестируемых. В таком случае пригодится и микрофон для получения более качественного звука.

Стоит учесть, что внимание человека начинает рассеиваться при длительном выполнении одной и той же деятельности, поэтому рассчитывайте на одного тестируемого не больше получаса.

Попросите участников тестирования активно комментировать вслух свои действия на сайте, высказывать свои эмоции и мысли. Постарайтесь разговорить тестируемого, спрашивайте, что он ожидал увидеть, что он подумал, особенно если видите замедления при выполнении вашего сценария.

Анализ результатов

Итак, тестирование проведено, и у нас на руках часы видеозаписей действий пользователей на нашем сайте с комментариями. Что дальше? Многие видеозаписи вызывают только одно желание — сделать новый сайт. Но не спешите отчаиваться, а правильно проанализируйте действия респондентов, ведь не каждая ошибка тестируемого свидетельствует о том, что сайт безнадежно плох.

Выделяйте самые серьезные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.

Если процент людей, обнаруживших проблему, высок, а степень причиняемого ею неудобства критична, то такая проблема серьезна и требует изменений на сайте.

Выделяйте из слов респондентов потребности, а не готовые решения.

Очень часто тестируемые считают необходимым дать вам несколько советов и пожеланий («…а вот здесь бы сделать раздел с дипломами и сертификатами…»). Постарайтесь увидеть проблему, а не руководство к изменению на сайте, ведь подобные пожелания являются признаком потребности в чем-то. Возможно, в данном случае посетителю не хватило доверия к сайту. А еще лучше переспросить у респондента, чем подобный раздел может ему помочь.

Выводы

Сколько бы ни было написано статей о юзабилити, неудобных сайтов с ошибками проектирования меньше не становится. Взгляд владельца ресурса зачастую замылен, ведь мы настолько свыклись с проблемами на нашем сайте, что для нас они становятся неочевидны. Но другие люди не знают, как работает наш ресурс, и могут взглянуть на него непредвзято.

Самостоятельное тестирование совсем не трудно провести и в «домашних условиях» с небольшими затратами денег и времени. Попробуйте и убедитесь, какую пользу оно может принести вашему сайту.

Лучшие статьи по теме