Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Выбор телевизора: характеристики, которые надо учесть. Какой монитор лучше выбрать для глаз

1. Световой поток

Световой поток - мощность лучистой энергии, оцениваемая по производимому ею световому ощущению. Энергия излучения определяется количеством квантов, которые излучаются излучателем в пространство. Энергию излучения (лучистую энергию) измеряют в джоулях. Количество энергии, излучающейся в единицу времени называется потоком излучения или лучистым потоком. Измеряется поток излучения в ваттах. Световой поток обозначается Фе.

где: Qе - энергия излучения.

Поток излучения характеризуется распределением энергии во времени и в пространстве.

В большинстве случаев, когда говорят о распределении потока излучения во времени, не учитывают квантового характера возникновения излучения, а понимают под этим функцию, дающую изменение во времени мгновенных значений потока излучения Ф(t). Это допустимо, поскольку число фотонов, излучаемых источником в единицу времени, очень велико.

По спектральному распределению потока излучения источники разбивают на три класса: с линейчатым, полосатым и сплошным спектрами. Поток излучения источника с линейчатым спектром состоит из монохроматических потоков отдельных линий:

где: Фλ - монохроматический поток излучения; Фе - поток излучения.

У источников с полосатым спектром, излучение происходит в пределах достаточно широких участков спектра - полос, отделенных одна от другой темными промежутками. Для характеристики спектрального распределения потока излучения со сплошным и полосатым спектрами пользуются величиной, которая называется спектральной плотностью потока излучения

где: λ - длина волны.

Спектральная плотность потока излучения - это характеристика распределения лучистого потока по спектру и равняется отношению элементарного потока ΔФeλ соответствующего бесконечно малому участку, к ширине этого участка:

Спектральная плотность потока излучения измеряется в ваттах на нанометр.

В светотехнике, где основным приемником излучения является глаз человека, для оценки эффективного действия потока излучения, вводится понятие светового потока. Световой поток - это поток излучения, оценивающийся его действием на глаз, относительная спектральная чувствительность которого определяется усредненной кривой спектральной эффективности, утвержденной МКО.

В светотехнике используется и такое определение светового потока: световой поток - это мощность световой энергии. Единица светового потока - люмен (лм). 1лм соответствует световому потоку, излучаемому в единичном телесном угле точечным изотропным источником с силой света 1 кандела.

Таблица 1. Типичные световые величины источников света:

Типы ламп Электрическая энергия, Вт Световой поток, лм Световая отдача лм/вт
100 Вт 1360 лм 13,6 лм/Вт
Люминесцентная лампа 58 Вт 5400 лм 93 лм/Вт
Натриевая лампа высокого давления 100 Вт 10000 лм 100 лм/Вт
Натриевая лампа низкого давления 180 Вт 33000 лм 183 лм/Вт
Ртутная лампа высокого давления 1000 Вт 58000 лм 58 лм/Вт
Металлогалогенная лампа 2000 Вт 190000 лм 95 лм/Вт

Световой поток Ф, падая на тело, распределяется на три составные части: отраженную телом Фρ , поглощенную Фα и пропущенную Фτ . При используют коэффициенты: отражения ρ = Фρ /Ф; поглощения α =Фα /Ф; пропускания τ =Фτ /Ф.

Таблица 2. Световые характеристики некоторых материалов и поверхностей

Материалы или поверхности Коэффициенты Характер отражения и пропускания
отражения ρ поглащения α пропускания τ
Мел 0,85 0,15 - Диффузное
Эмаль силикатная 0,8 0,2 - Диффузное
Алюминий зеркальный 0,85 0,15 - Направленное
Зеркало стеклянное 0,8 0,2 - Направленное
Стекло матированное 0,1 0,5 0,4 Направленно-рассеянное
Стекло молочное органическое 0,22 0,15 0,63 Направленно-рассеянное
Стекло опаловое силикатное 0,3 0,1 0,6 Диффузное
Стекло молочное силикатное 0,45 0,15 0,4 Диффузное

2. Сила света

Распределение излучения реального источника в окружающем пространстве не равномерно. Поэтому световой поток не будет исчерпывающей характеристикой источника, если одновременно не определяется распределение излучения по разным направлениям окружающего пространства.

Для характеристики распределения светового потока пользуются понятием пространственной плотности светового потока в разных направлениях окружающего пространства. Пространственную плотность светового потока, определяющуюся отношением светового потока к телесному углу с вершиной в точке размещения источника, в пределах которого равномерно распределен этот поток, называют силой света:

где: Ф - световой поток; ω - телесный угол.

Единицей силы света является кандела. 1 кд.

Это сила света, испускаемая в перпендикулярном направлении элементом поверхности черного тела, площадью 1:600000 м2 при температуре затвердевания платины.
Единица силы света - кандела, кд является одной из основных величин в системе СИ и соответствует световому потоку 1 лм, равномерно распределенному внутри телесного угла 1 стерадиан (ср.). Телесный угол - часть пространства, заключенная внутри конической поверхности. Телесный угол ω измеряется отношением площади, вырезаемой им из сферы произвольного радиуса, к квадрату последнего.

3. Освещенность

Освещенность - это количество света или светового потока, падающего на единицу площади поверхности. Она обозначается буквой Е и измеряется в люксах (лк).

Единица освещенности люкс, лк имеет размерность люмен на квадратный метр (лм/м2).

Освещенность можно определить как плотность светового потока на освещаемой поверхности:

Освещенность не зависит от направления распространения светового потока на поверхность.

Приведем несколько общепринятых показателей освещенности:

    Лето, день под безоблачным небом - 100 000 люкс

    Уличное освещение - 5-30 люкс

    Полная луна в ясную ночь - 0,25 люкс

4. Отношение между силой света (I) и освещенностью (Е).

Закон обратных квадратов

Освещенность в определенной точке на поверхности, перпендикулярной к направлению распространения света, определяется как отношение силы света к квадрату расстояния от этой точки до источника света. Если данное расстояние мы примем за d, то это отношение можно выразить следующей формулой:

Для примера: если источник света излучает свет силой 1200 кд в направлении, перпендикулярном к поверхности, на расстоянии 3-х метров от этой поверхности, то освещенность (Ер) в точке, где свет достигает поверхности, будет 1200/32 = 133 лк. Если поверхность находится на расстоянии 6м от источника света, освещенность будет 1200/62= 33 лк. Это отношение называется "закон обратных квадратов" .

Освещенность в определенной точке на поверхности, не перпендикулярной направлению распространения света, равняется силе света в направлении точки измерения, разделенной на квадрат расстояния между источником света и точкой на плоскости умноженной на косинус угла γ (γ - угол, образованный направлением падения света и перпендикуляром к этой плоскости).

Следовательно:

Это закон косинуса (рисунок 1.).

Рис. 1. К закону косинуса

Для расчета горизонтальной освещенности целесообразно изменить последнюю формулу, заменив расстояние d между источником света и точкой измерения на высоту h от источника света к поверхности.

На рисунке 2:

Тогда:

Получаем:

По данной формуле рассчитывается горизонтальная освещенность в точке измерения.

Рис. 2. Горизонтальная освещенность

6. Вертикальная освещенность

Освещение той же точки Р в вертикальной плоскости, ориентированной к источнику света, можно представить как функцию высоты (h) источника света и угла падения (γ) силы света (I) (рисунок 3).

светимостью :

Для поверхностей конечных размеров:

Светимость - это плотность светового потока, испускаемого светящейся поверхностью. Единицей светимости служит люмен на метр квадратный светящейся поверхности, что отвечает поверхности площадью 1 м2, которая равномерно излучает световой поток 1 лм. В случае общего излучения вводится понятие энергетической светимости излучающего тела (Me).

Единица энергетической светимости - Вт/м2.

Светимость в этом случае можно выразить через спектральную плотность энергетической светимости излучающего тела Meλ(λ)

Для сравнительной оценки приводим энергетические светимости к светимости некоторых поверхностей:

    Поверхность солнца - Ме=6 107 Вт/м2;

    Нить лампы накаливания - Ме=2 105 Вт/м2;

    Поверхность солнца в зените - М=3,1 109 лм/м2;

    Колба люминесцентной лампы - М=22 103 лм/м2.

Это сила света, излучаемая единицей площади поверхности в определенном направлении. Единица измерения яркости - кандела на метр квадратный (кд/м2).

Поверхность сама по себе может излучать свет, как поверхность лампы, или отражать свет, который поступает из другого источника, например поверхность дороги.

Поверхности с разными свойствами отражения при одинаковой освещенности будут иметь разную степень яркости.

Яркость, излучаемая поверхностью dA под углом Ф к проекции этой поверхности, равняется отношению силы света, излучаемого в данном направлении, к проекции излучающей поверхности (рис. 4).


Рис. 4. Яркость

Как сила света, так и проекция излучающей поверхности, не зависят от расстояния. Следовательно, яркость также не зависит от расстояния.

Несколько практических примеров:

    Яркость поверхности солнца - 2000000000 кд/м2

    Яркость люминесцентных ламп - от 5000 до 15000 кд/м2

    Яркость поверхности полной луны - 2500 кд/м2

    Искусственное освещение дорог - 30 люкс 2 кд/м2

В современном мире характеристики телевизоров помогают сделать правильный выбор при покупке техники. Они также смогут помочь при настройке телевизора. Многие ошибочно полагают, что цена — главный критерий оценки продукции, но это далеко не так. Если просмотреть все стеллажи с телевизорами, то можно заметить существенное отличие в качестве изображения. Консультант включит один телевизор для его оценки и сложно будет найти дефекты, не сравнивая его с аналогами. Значит, при покупке любой техники необходимы знания о ключевых характеристиках. Статья содержит информацию о них.

Является одним из самых главных параметров телевизоров. Запас яркости картинки необходим для каждого типа экрана. Данный критерий отвечает за комфортный просмотр любимых фильмов при слабой или слишком сильной освещенности в помещении.

Рекомендуется подбирать телевизор со значением 250-400 кд/м². Это минимальный предел, который сможет обеспечить достойное качество. Яркость напрямую зависит от размеров диагонали экрана. Например, для девятнадцати дюймовых аппаратов приемлемая яркость составляет 250 кд/м², а для тридцати шести дюймов — 500 кд/м². Это стандартный минимум, которого стоит придерживаться.

Чтобы проверить яркость, необходимо во время воспроизведения видеозаписи при средней освещенности поднять значение показателя до максимума, а затем опустить до минимума. Если техника хорошего качества, то картинка потемнеет заметно для человеческого глаза. На LCD данного эффекта не получится увидеть. Самое главное — яркость картинки не должна превышать показатели нормы, чтобы глаза не болели во время просмотра. При максимальном показателе осветление также должно быть видно.

Углы обзора

Данный параметр имел большее значение несколько десятков лет назад. В жк-телевизорах качество цветопередачи корректируется углом демонстрации изображения, в отличие от советских кинескопов. В первых моделях типа LCD возможность просмотра под углом была вообще не предусмотрена. Несмотря на это, не стоит забывать проводить проверку со всех углов. Для того чтобы удостовериться в большом угле обзора, нужно отойти от экрана и взглянуть на него. Если вас устраивает качество, то можно покупать агрегат.

Производители современных телевизоров указывают данный показатель в градусах. Рекомендуется рассматривать модели с величиной угла не менее 175 градусов.

Пиксели

Стоит рассматривать число неработающих пикселей как обособленную характеристику. Это частицы изображения, которые не могут приобретать требуемый входящим сообщением цвет. В любом экране можно найти данные детали. Разработчики допускают появление нескольких нерабочих фрагментов. Так что, выбирая телевизор, рекомендуется детально изучить все его составляющие и подобрать модель без битых пикселей.

Возможности подключения

Технические характеристики телевизоров нередко достаточно высоки. Но для использования возможностей в полной мере необходимо подключение сторонних устройств. При выборе техники обратите внимание на количество разъемов и их расположение. На сегодняшний день наиболее распространенными подключаемыми устройствами являются:

  • проигрывающее устройство блю рей;
  • видео и фотокамера;
  • консоль для игр;
  • компьютер;
  • флеш-карта USB;
  • небольшой кинотеатр;
  • антенны.

Различают несколько типов разъемов:

  • скарт;
  • С-Видео;
  • компонентный;
  • тюльпан;
  • HDMI;

На данный момент последние из вышеперечисленных наиболее актуальны.

Длительность отклика матрицы

Этот параметр демонстрирует время смены расположения кристалла в точке для разнообразной способности пропускать цвета. Современные жидкокристаллические модели смогли добиться результата в несколько миллисекунд. Эта характеристика является определяющей для матричной платы жидкокристаллического телевизора. Разработчики пытаются максимально снизить данный параметр. Различные производители не имеют единого определения время отклика, поэтому нередки ситуации, когда телевизоры с разными показателями демонстрируют одно и то же качество.


Например, для получения маленького время отклика платы производители измеряют время трансформации пикселя из открывшегося состояния в закрывшееся, то есть из черного в белое. Такой результат обеспечивает наложение на пиксель большого напряжения, следовательно, быстрота смены положения кристаллов тоже увеличивается. Но при замерах длительности перехода между границами черно-белых красок это время перехода намного больше, что и происходит при замерах в условиях магазина.

Необходимо не только учитывать паспортные данные при подборе телевизора, но и проверять качество изображения самостоятельно. Данный показатель рекомендуется проверять при помощи быстрой смены кадров. Если за картинкой не наблюдается всяческих шлейфов, то время отклика нормальное.

Разрешение экрана

Сравнивать телевизоры по данным характеристикам необходимо. Параметр повествует о количестве точек, которые используются для создания просматриваемого изображения на экране. Обозначается в паспорте разрешение в виде соотношения двух цифр. Первая обозначает количество пикселей по горизонтали, а второе по вертикали. Если рассматривать экран детально, то можно разобрать три точки, которые являются его составляющими. Стоимость зависит от количества точек. Чем их больше, тем лучше четкость и цветопередача.

Помимо разрешения экрана телевизора, существует ещё и разрешение внешнего сигнала, который поступает на устройство. Поэтому в полной мере оценить характеристики телевизора получится лишь при просмотре высококачественного видеоматериала.

Например, на телевизор с разрешением 1920 на 1080 подается сигнал телевидения 72 на 756 точек. Результат получится хуже, чем у старого кинескопного телевизора. Но если сигнал будет таким же, как и экран телевизора, то на выходе будет великолепная четкость.

Сигнал 1920х1080 именуется HDTV, он же Full HD. Чтобы воспроизводить данное разрешение, требуется наличие блю-рэй проигрывателя и подходящих дисков. Также существуют экраны с разрешением 1366х768, но на сегодняшний день большая часть моделей поддерживает 3840 на 2160.

Диагональ телевизора

Чтобы подобрать хороший телевизор по параметрам и цене, необходимо заострить свое внимание на диагонали экрана. Её единицы измерения — дюймы, она содержится в техническом паспорте устройства. Название устройства содержит данное число. Чаще всего это двадцать один, тридцать два или тридцать семь. Выбирать следует, опираясь на следующий фактор. Расстояние, на котором будете смотреть устройство. Рекомендуемая дистанция равняется трем или четырем диагоналям дисплея. Но следует помнить, что чем ближе зритель к телевизору, тем ярче становятся недочеты изображения. Искажений становиться меньше, если разрешение увеличивается. Проще говоря, чем выше числовой показатель данного параметра, тем ближе просмотр допускается. Но не следует смотреть с такого расстояния, на котором придется поворачивать голову.

Контрастность картинки

Данный показатель демонстрирует, на сколько единиц одна часть картины превышает по контрастности другую. В техническом паспорте контрастность обычно указывается как 900:1. Это демонстрирует соотношение белого и черного уровней. Чтобы выбрать хороший жидкокристаллический телевизор, следует различать два вида контрастности:

  1. Динамическая. Изменяется в соответствии с характеристиками воспроизводимого изображения.
  2. Статическая. Соответствует параметру жидкокристаллической матрицы. Показывает, насколько наиболее светлая картинка будет ярче самой темной.

Прочитав данную статью, рядовой потребитель будет знать, по каким параметрам выбрать телевизор и что является определяющим фактором при его покупке.


Здесь были рассмотрены основные характеристики телевизоров, которые образуют его конечную стоимость. Стоит помнить, что приобретать технику, опираясь только на один показатель, глупо и нецелесообразно. Часто телевизоры из разных ценовых категорий обладают различными числовыми характеристиками. Они могут быть выше или ниже. Только комплексное рассмотрение параметров устройства позволит выбрать его на долгое время.

Также стоит обратить внимание на подбор телевизора по расширенным параметрам. Если сложно сделать выбор по стандартным показателям, всегда можно обратить внимание на детали, которые предают преимущество конкретной модели.

Современная техника стремительно развивается. Регулярно появляются новые модели телевизоров, предлагающие все более высокое качество изображения. Появилось и прочно укоренилось понятие «телевидение высокой четкости», поднявшее планку впечатлений на новый уровень. Не за горами переход на полностью цифровое телевещание, которое обеспечит превосходную детализацию передач и позволит забыть о помехах. Поэтому вполне естественно встает вопрос о замене домашнего экрана или покупке дополнительного.

В мире насчитывается более 120 производителей и несколько тысяч моделей телевизоров. Каждая компания стремится привлечь покупателя новыми фирменными технологиями и разработками, в которых, для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно разбираться. Цель этой статьи – помочь вам выбрать телевизор.

Тип экрана

Прежде всего, необходимо решить, для каких целей телевизор покупается: будете ли вы смотреть новости или эфирные программы, фильмы DVD или Blu-Ray, поставите ли вы его на кухню или в спальню. Ведь экран, подходящий для приема спутникового сигнала в гостиной, и телевизор, для просмотра дисков с фильмами - совсем не одно и то же. В гостиной обычно концентрируется большинство компонентов домашней медиа-системы: проигрыватель DVD или Blu-Ray дисков, акустика объемного звука, спутниковый приемник и другое. Телевизор на кухне обычно работает для фона, в спальне он нужен для приема эфирных кабельных и спутниковых телепередач, просмотров дисков. Здесь уже не требуется мощного звука и подключения дополнительных устройств. Если телевизор нужен для детской, учтите возможность подключения к нему игровых приставок, фотоаппарата или видеокамеры. Когда этот вопрос решен, можно начать разбираться с характеристиками TV.

Итак, для начала вы должны определиться с типом экрана.

Сегодня на рынке представлены следующие типы телевизоров:

Жидкокристаллические (ЖК, LCD);

Светодиодные (LED);

Плазменные.

Все они имеют свои достоинства и недостатки, - рассмотрим их более подробно.

Жидкокристаллический телевизор

LCD-технология (англ. LCD – Liquid Crystal Display, «жидкокристаллический дисплей») на сегодняшний день является самой распространенной. ЖК-экран представляет собой матрицу из множества точек-элементов, называемых пикселями. Каждый пиксель состоит из трех «субпикселей» красного, зеленого и синего цветов. Жидкие кристаллы внутри элементов способны менять свое положение в пространстве под действием электрического поля, пропуская или блокируя свет от ламп подсветки, установленных позади матрицы. Когда все три субпикселя полностью прозрачны, ячейка имеет белый цвет, а когда непрозрачны - черный. Полутона и оттенки при этом получаются смешением основных цветов в нужной пропорции. Таким образом, при помощи специальной микросхемы можно управлять прозрачностью каждого пикселя и формировать изображение.

Конструктивной особенностью ЖК-технологии является необходимость в «преодолении» светом слоя жидких кристаллов, прозрачность которых не является идеальной. Поэтому для получения достаточной яркости картинки требуется установка мощных ламп, что увеличивает цену и энергопотребление аппарата. Элементы не способны идеально перекрыть поток света - черный цвет на экране ЖК-телевизора на самом деле не является абсолютно черным.

Из недостатков также необходимо отметить искажение цветов и потерю контрастности, поскольку угол обзора у ЖК не так уж широк. Из-за этой особенности LCD-телевизоры долго не могли завоевать популярность, но сейчас, благодаря усилиям разработчиков, искажения стали практически незаметны.

К достоинствам телевизоров с жидкокристаллическим экраном можно отнести широкий выбор моделей с различными показателями яркости (от 250 до 1500 кд/м2) и контрастности (от 500:1 до 5 000 000:1). Благодаря этому, покупатель может приобрести аппарат, оптимально сочетающий в себе требуемое качество изображения и доступную цену. Кроме того, ЖК-телевизоры обладают малым весом и толщиной, поэтому их можно размещать на стене. Но самый большая заслуга жидкокристаллической технологии - в ее массовости. За счет широкомасштабного производства, цены на телевизоры с ЖК-матрицей сейчас ниже, чем на другие подобные устройства.

Также жидкокристаллические телевизоры завоевали популярность своей универсальностью. LED-телевизоры обеспечивают комфортный просмотр практически в любых условиях, поэтому подходят для большинства помещений. По уровню контрастности и цветопередачи, дорогие модели ЖК могут «поспорить» с плазмами, что позволяет занять им достойное место, к примеру, в гостиной класса «Hi-End».

Светодиодный телевизор

Отличие LED-телевизора (англ. LED - Light Emitting Diode, «светоизлучающий диод») от жидкокристаллического заключается только в технологии подсветки матрицы: вместо флуоресцентных ламп применяются светодиоды, за счет чего LED-телевизоры имеют ряд преимуществ перед ЖК.

Светодиодный телевизор способен отобразить большее количество цветов, чем «ламповый» жидкокристаллический, поэтому изображение выглядит более естественным. Применение светодиодов позволило уменьшить толщину экрана и сократить потребление электроэнергии до 40%, по сравнению с ЖК. Существенно улучшились также характеристики яркости и контрастности.

Недостатком данной технологии можно назвать только ее относительную дороговизну. Тем не менее, преимущества LED-телевизоров дают основания полагать, что со временем они станут лидерами на этом рынке.

Так как в основе LED-телевизоров лежит жидкокристаллическая технология, они столь же универсальны, как и ЖК. Но благодаря своим достоинствам, светодиодный телевизор окажется более предпочтительным, нежели ЖК, если дело касается вашей гостиной.

Плазменный телевизор

Экран плазменного телевизора также представляет собой матрицу из малых элементов, однако эта технология реализована в герметичных ячейках, наполненных газом - неоном или ксеноном. Если при помощи специальных прозрачных электродов подать на ячейку электрическое напряжение, то газ внутри нее переходит в состояние плазмы и начинает излучать ультрафиолет. Лучи попадают на слой люминофора, нанесенный на стенку ячейки, который, в зависимости от состава, излучает красный, зеленый или синий свет. Чем выше уровень подаваемого напряжения, тем интенсивнее светится ячейка. Различные оттенки цвета получаются при смешении трех основных цветов. Управляя подаваемым на ячейки напряжением, электронный модуль формирует изображение на плазменном экране.

Таким образом, по принципу действия, ячейки подобны лампам дневного света, то есть обладают свойством самосвечения, поэтому плазменный телевизор имеет некоторые преимущества перед ЖК и LED.

Телевизоры с плазменным экраном обеспечивают отличную контрастность изображения, а по яркости превосходят большинство ЖК и LED-экранов примерно в 3 раза. Ведь пиксель в неактивном состоянии ничего не излучает - он действительно черный, а излучаемые им в активном состоянии свет обладает достаточно высокой интенсивностью. Использование люминофора делает цвета яркими и насыщенными. Плазменные телевизоры, по сравнению с ЖК и LED, обладают очень малым временем отклика.

Плазменная технология имеет ряд специфических конструктивных проблем. Основная - проблема минимального размера ячеек. Создать ячейку малого размера - фактически наполненную газом стеклянную колбу с электродами - достаточно сложно. Поэтому путь развития данной технологии идет вразрез с развитием других «матричных» технологий визуализации: диагонали экранов плазменных телевизоров только недавно достигли 32 дюймов, в то время как плазменные экраны больших диагоналей (свыше 50 дюймов) существуют уже довольно давно.

Наличие в продаже только моделей с большими диагоналями экранов, сделали плазменные телевизоры привычным выбором для покупателей, желающих получить максимум удовольствия от просмотра фильмов в ярком, насыщенном цвете.

Основные характеристики телевизора:

Диагональ экрана;

Разрешение.

Расширенные параметры телевизора:

Время отклика матрицы;

Контрастность;

Яркость;

Углы обзора;

Интерфейсы;

Дополнительные функции.

Диагональ экрана

Диагональ экрана можно считать основополагающей характеристикой телевизора. Она непосредственно влияет на его габариты, вес и цену. Правильно подобранная диагональ экрана во многом определяет комфорт и впечатления, получаемые от просмотра, поэтому заслуживает самого пристального внимания при выборе.

Традиционно размер диагонали экрана измеряется в дюймах и обозначается, например, так: 32”. Его несложно пересчитать в сантиметры: 1 дюйм = 2,54 см.

Для того, чтобы просмотр был комфортным, диагональ экрана телевизора обязательно должна соответствовать размерам помещения, в которое планируется его поставить. Наиболее распространенными на отечественном рынке являются экраны размером от 26 до 42 дюймов. Для телевизора в гостиной большой размер диагонали экрана очень важен, поскольку в этом помещени может одновременно собраться вся семья или группа гостей, и каждым из присутствующих изображение должно восприниматься четко, при этом не вызывать напряжения и усталости глаз. Вариантов планировки может быть множество, но в большинстве случаев для гостиной будет оптимален телевизор с диагональю экрана от 32”.

Для кухни и спальни лучше выбрать телевизор поменьше, ведь площадь этих помещений обычно уступает площади гостиной. Как показывают исследования, оптимальная диагональ экрана телевизора должна быть примерно в 3 раза меньше расстояния, на котором предполагается его смотреть. Если телевизор слишком велик для данного конкретного помещения, изображение на экране не будет восприниматься целостно. Может быть заметна некоторая «зернистость» картинки и ступенчатость границ между объектами. Особенно это актуально для моделей с плазменным экраном: при просмотре на слишком малом расстоянии, изображение имеет тенденцию «распадаться», то есть становятся заметны отдельные пиксели. Поэтому для кухни мы рекомендуем выбирать телевизор с диагональю экрана 20-26 дюймов, для спальни она может быть чуть больше - до 32”.

Большинство моделей с диагональю экрана 15-21” имеют вход D-Sub (его иногда еще называют «VGA») или DVI-порт, которые позволяют подключить телевизор к компьютеру в качестве монитора.


Разрешение

Обязательно нужно обратить внимание на разрешение экрана. Эта характеристика отвечает за качество и детализацию изображения.

Экран любого жидкокристаллического, светодиодного или плазменного телевизора состоит из ячеек, называемых пикселями, общее количество которых и называется разрешением экрана (англ. «resolution»). Оно выражается в виде двух чисел, первое из которых обозначает количество пикселей по горизонтали, а второе - по вертикали, например, 1920х1080. Высокое разрешение экрана позволяет телевизору выводить четкое изображение с большим количеством деталей и ровные линии без эффекта ступенчатости.

Телевизор с диагональю экрана 42” и разрешением 1920х1080 покажет более четкую картинку, чем имеющий разрешение 1366х768 при той же диагонали. Дело в том, что наличие большего количества пикселей на одинаковой площади экрана означает меньший размер каждого из них.

На сегодняшний день наилучшее качество изображения, доступное для широкого потребителя, обеспечивает сравнительно новый стандарт цифрового телевидения - HDTV или телевидение высокой четкости (ТВЧ).

HDTV (англ. «High-Definition TeleVision») - набор стандартов телевизионного вещания высокого качества, включающий в себя требования к формату, разрешению и способу формирования изображения, а также - к качеству звука.

Форматы стандартов высокой четкости:

720p: разрешение 1280×720 точек, прогрессивная развертка;

1080i: разрешение 1920×1080 точек, чересстрочная развертка;

1080p: разрешение 1920×1080 точек, прогрессивная развертка.

Развертка, обозначаемая латинскими буквами «i» и «p», - это способ вывода кадра на экран. В отличие от чересстрочной (англ. «Interlacing Scan»), прогрессивная развертка (англ. «Progressive Scan») обеспечивает лучшее качество изображения, то есть полностью устраняет эффект «гребенки» на границах объектов, движущихся горизонтально, а также дрожание неподвижной картинки (например, в режиме паузы). Для работы с использованием прогрессивной развертки, телевизору требуется более мощный и дорогой процессор, однако поддержка этого режима обязательна для современного HDTV-экрана.

Стандарты телевидения высокой четкости разработаны европейской «Ассоциацией информационных и коммуникационных технологий и бытовой электроники» (EICTA). Чтобы облегчить идентификацию моделей, этой организацией были также опубликованы требования к техническим параметрам устройств, способных обрабатывать сигналы высокой четкости Также была утверждена специальная маркировка.

Модели, удовлетворяющие минимальным требованиям HDTV, маркируются знаком «HD-Ready», что дословно означает «готов к HDTV». То есть, телевизор с наклейкой «HD-Ready» обязательно оснащен:

Экраном с разрешением не менее 1280х720 точек;

Как минимум, одним входом, способным принимать HD-сигнал в форматах 720p и 1080i. Это может быть аналоговый компонентный вход YPbPr1, либо цифровой DVI или HDMI;

Как минимум, одним цифровым входом DVI или HDMI с поддержкой технологии защиты контента HDCP.

Наиболее распространенное разрешение для телевизоров «HD-Ready» - 1366х768 пикселей. Сигнал формата 1080i такие модели вынуждены интерполировать, уменьшая его разрешение.

Маркировку «Full HD» получают телевизоры, способные выводить изображение формата 1080p и обязательно оснащенные хотя бы одним HDMI-входом для приема сигнала высокой четкости. Экран современного Full HD-телевизора всегда имеет разрешение 1920х1080.

Экран ТВЧ-телевизора всегда широкоформатный, то есть имеет соотношение сторон 16:9. Такой формат покрывает до 70% поля зрения человеческого глаза, что позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу фильма, что усиливает впечатления от просмотра.

Российское эфирное аналоговое телевещание имеет разрешение 720х576 точек при соотношении сторон 4:3. Видео со стандартного DVD-диска обычно воспроизводится в разрешении 720х480 (16:9). Возникает закономерный вопрос - сможет ли новый телевизор принимать сигнал от «не-HDTV» источников, и как это отразится на качестве изображения?

Да, телевизор высокой четкости способен принимать и выводить на экран сигнал стандартного разрешения. При этом изображение с соотношением сторон 4:3 может быть выведено на широкоформатный экран двумя способами: с черными полосами по краям картинки, либо путем небольшой обрезки сверху и снизу. Некоторые модели телевизоров имеют специальный блок обработки, который очищает аналоговый сигнал от помех, увеличивает разрешение при помощи интерполяции, применяет цифровые алгоритмы сглаживания, таким образом, улучшая картинку до стандартов HDTV. Однако ожидать «чудес» от подобных преобразований все же не стоит. Для получения высококачественного изображения необходим сигнал высокой четкости.

К сожалению, в России не ведется повсеместного телевизионного вещания высокой четкости. Это требует модернизации большого количества телестанций и перехода к полностью цифровому телевещанию, который запланирован на 2015 год. Поэтому источником сигнала высокой четкости на данный момент могут служить только Blu-Ray диски, спутниковое или кабельное телевидение, игровые приставки. Тем не менее, в некоторых районах страны цифровое вещание уже запускается, появляются и развиваются сети кабельного ТВ.

Время отклика матрицы

Понятие «время отклика» не применялось к кинескопным телевизорам, поскольку продолжительность послесвечения люминофора была достаточно мала. Но с появлением «матричных» экранов, этот параметр приобрел большое значение.

Время отклика матрицы - это среднее время, за которое элемент матрицы экрана переходит из одного состояния в другое. Слишком большое время отклика может выражаться в появлении «шлейфов» остаточного свечения за быстродвижущимися объектами.

Обычно измеряется время перехода пикселя от белого цвета к черному, а затем - обратно. Но некоторые производители измеряют время отклика по так называемой схеме «GtG» (англ. «Grey-to-Grey», «от-серого-к-серому»). Время отклика выражается в миллисекундах (мс). Его типичные значения, к примеру для ЖК-матриц, находятся в диапазоне от 2 до 10 мс.

Во время просмотра динамичных сцен в фильмах, например, погонь или боев, малое время отклика не позволит картинке «смазаться». Для комфортного просмотра фильмов и передач, достаточно экрана со временем отклика до 8-10 мс, но если вы планируете подключать телевизор к компьютеру, следует ограничить свой выбор моделями, обладающими временем отклика менее 5 мс. На время отклика можно не обращать внимания, если вы покупаете плазму. В этом случае, его значение неизменно мало.

Контрастность

Еще одна характеристика экрана телевизора, влияющая на комфорт при просмотре, - контрастность изображения, которая представляет собой отношение яркости самого светлого участка к самому темному. То есть, чем ярче матрица отображает белый цвет, и глубже, насыщенней - черный, тем выше уровень контрастности экрана. Так, например, при контрастности 1000:1, белые участки в 1000 раз ярче черных. Высокая контрастность позволяет различить больше оттенков цветов и деталей картинки.

Но собственная, «конструкционная» (ее еще называют статической) контрастность даже дорогих ЖК-матриц все же недостаточна, особенно при воспроизведении HD-видео, где требования к качеству изображения очень велики.

Для повышения видимой контрастности, производители придумали достаточно действенное и, вместе с тем, недорогое решение. Современный телевизор анализирует содержание каждого кадра и автоматически регулирует яркость экрана. Таким образом, в сценах с низкой освещенностью, подсветка излучает меньше света, делая темные цвета более глубокими, а в светлых кадрах - становится ярче, усиливая белый цвет.

Контрастность, измеряемая с использованием такой автоматической регулировки яркости подсветки, называется динамической контрастностью (англ. «Dynamic Contrast», DC). Ее значения у дорогих моделей могут достигать 5 000 000:1, а приемлемое качество изображения обеспечивают значения динамической контрастности около 10000:1.

Применение светодиодной подсветки для ЖК-матриц телевизоров позволило заметно повысить контрастность, поэтому на экране LED-телевизора изображение выглядит глубже и четче, чем на обычном ЖК.

Яркость

Высокая яркость экрана позволяет комфортно смотреть телевизор в условиях внешнего, естественного или искусственного, освещения. Изображение с низкой яркостью плохо воспринимается и приводит к чрезмерному напряжению глаз.

Яркость экрана телевизора выражается в силе света на единицу площади и измеряется в кд/м2 (читается как «кандел на метр квадратный»).

В настоящее время наиболее дорогие модели ЖК-телевизоров уже почти сравнялись по яркости с плазменными, которые всегда выигрывали в этом параметре за счет самосвечения элементов экрана. Но большая часть ЖК-матриц все же уступает им, так как потоку света от ламп или светодиодов приходится преодолевать слой жидких кристаллов, прозрачность которых не является абсолютной. Типичные величины яркости для ЖК и LED-телевизоров составляют от 300 до 600 кд/м2, а у «плазм» она легко достигает 1500 кд/м2.

Вместе с тем, яркость не является такой уж единственно важной характеристикой телевизора, как ее пытаются преподать некоторые производители. Дело в том, что с увеличением яркости изображения падает его контрастность, а цвета становятся тусклыми и невзрачными, несмотря на заявляемый «большой цветовой охват». Поэтому высокая яркость экрана всегда должна сочетаться с достаточной контрастностью.

Исходя из практического опыта, мы можем сформулировать несколько рекомендаций по выбору оптимального соотношения яркости и контрастности. Так, для бюджетной модели телевизора с яркостью 300 кд/м2 контрастность должна быть не менее 1000:1. В среднем сегменте советуем выбирать экран яркостью 400-500 кд/м2 при контрастности порядка 5000-10000:1, а для класса «хай-энд» - уже от 600 кд/м2 и не менее 20000:1.

Избыточный запас яркости не будет лишним, тем более что ее всегда можно отрегулировать в достаточно широких пределах. И конечно, «потягаться» в яркости с прямым солнечным светом может не всякий телевизор, поэтому следует избегать его установки напротив окон.

Углы обзора

Максимальный угол обзора - еще одна характеристика телевизора, появившаяся с приходом цифровых экранов. Она обозначает максимальный угол к плоскости экрана телевизора, при просмотре с которого изображение воспринимается без искажений.

Чтобы разобраться, откуда появляются искажения, необходимо внимательней изучить устройство экранной матрицы - этот эффект обусловлен самой ее структурой.

Жидкокристаллическая матрица представляет собой многослойную поверхность и представляет собой очень тонкую конструкцию. Пиксели оптически изолированы друг от друга поляризационными фильтрами, а лампы или светодиоды подсветки расположены на очень малом, но все-таки ненулевом расстоянии от них. И поэтому свет, проходя сквозь ячейки, попадает в своеобразный «колодец», который ограничивает область его рассеивания.

Больший угол обзора обеспечивает более тонкая, а значит, и дорогая матрица. Большинство жидкокристаллических телевизоров имеют угол обзора от 170 градусов, а флагманы модельных рядов - 175-178 градусов.

Искажения проявляются в виде изменения цветов на экране и падения видимой яркости и контрастности изображения. По мере увеличения угла просмотра наблюдатель видит не резкое падение качества картинки, а постепенное его ухудшение. Наилучший результат достигается при взгляде, перпендикулярном экрану, а в диапазоне примерно от -60 до +60 градусов искажения остаются малозаметными. Таким образом, оптимальный угол просмотра телевизора составляет около 120 градусов.

Бюджетные модели, как правило, имеют углы обзора около 160-170 градусов. Но при правильной установке такой модели просмотр с «неподходящего» угла будет невозможен, и вы просто не сможете заметить искажений, при этом неплохо сэкономив. Хорошим вариантом будет, например, установка такого телевизора у торцевой (короткой) стены не слишком большого помещения. Чтобы не возникло дискомфорта, связанного с неправильно выбранным углом обзора, необходимо продумать место установки телевизора.

У плазменных панелей проблема с углами обзора не стоит столь остро, благодаря особенностям этой технологии. Дело в том, что видимый свет испускается слоем люминофора, который находится гораздо ближе к наружной поверхности экрана, чем лампы или светодиоды подсветки у ЖК и LED-экранов. Поэтому практически все плазменные телевизоры обеспечивают максимальный угол обзора около 175-178 градусов.

Интерфейсы

Интерфейсы телевизора позволяют подключать к нему другие устройства: DVD и Blu-Ray проигрыватели и видеомагнитофоны, игровые консоли, цифровые фото- и видеокамеры, акустические системы объемного звука, ноутбуки и другие атрибуты современного «цифрового дома».

Список возможных интерфейсов достаточно широк:

Композитный (AV). Был широко распространен в эпоху кинескопных телевизоров, но предлагаемое им качество не удовлетворяет сегодняшним требованиям. Поэтому композитным входом телевизоры оснащаются для совместимости со старыми устройствами. Обычно представлен в виде трех разъемов типа RCA («тюльпан»), один из которых, как правило, желтый, используется для передачи видео, а два других - для передачи стереозвука.

Компонентный.
Аналоговый интерфейс, реализующий передачу видеосигнала в виде трех компонентов изображения. При этом отпадает необходимость микширования сигнала в источнике и последующего разделения его в приемнике, что обеспечивает лучшее качество картинки по сравнению с композитным входом. Тем не менее, уступает цифровым соединениям, и телевизоры оснащаются компонентными видео- и аудио выходами для совместимости со старыми устройствами. Коммутация осуществляется при помощи разъемов типа RCA («тюльпан»). Не передает звук.

SCART.
Комбинированный многоконтактный интерфейс для аналоговой передачи (ввода и вывода) изображения и звука по кабелю длиной до 15 метров. Является стандартом для устройств, предназначенных к реализации на европейском рынке. По качеству передачи видеосигнала находится на уровне компонентного интерфейса, но некоторые модели телевизоров также позволяют производить через SCART двухсторонний обмен цифровыми командами, например, синхронизацию запуска телевизора и видеомагнитофона. Совместим с композитным и компонентным интерфейсами при помощи переходников типа SCART-«тюльпан».

SCART-RGB. Такое обозначение иногда применяется для идентификации интерфейса SCART, поддерживающего передачу видеосигнала в RGB-режиме, что обеспечивает лучшее качество изображения.

S-Video. Аналоговый разъем, применяемый для вывода изображения на телевизор с компьютера, ноутбука, видеорекордера, цифровой камеры и других устройств. Подобрав соответствующий кабель-переходник, например, c S-Video на 4 «тюльпана» или с S-Video на SCART, можно подключать самые различные источники изображения. Не передает звук.

D-Sub. Распространенный стандартный аналоговый видеовыход, применяемый для подключения к телевизору компьютеров. Передаваемый по этому интерфейсу сигнал очень чувствителен к помехам и электромагнитным наводкам, поэтому качество изображения зависит от качества используемого кабеля и его длины, которая может составлять до 15 метров. Телевизоры, оснащенные D-Sub, обычно могут использоваться как полноценные компьютерные мониторы. Не передает звук.

DVI. Передает более качественное изображение, чем D-Sub, за счет использования цифрового формата сигнала и отсутствия двойного цифро-аналогового преобразования. DVI-кабель длиной 4,5 метра позволяет передавать изображение разрешением 1920х1200, а кабель длиной 15 м - до 1280x1024 точек. Не передает звук.

HDMI. современный мультимедийный интерфейс высокой четкости, предназначенный для передачи видеосигнала высокой четкости (до 2560x1440) и многоканального звука по единому кабелю длиной до 5 метров. Совместим с DVI, но используется, главным образом, для коммутации различной бытовой аудио/видео техники, также посредством HDMI можно подключить к телевизору компьютер, оснащенный данным интерфейсом.

Mini-jack.
Стереоразъем, используемый для вывода звука, часто присутствует на передней панели телевизора. В этом случае предназначается для подключения наушников.

Коаксиальный аудио-выход (BNC). Цифровой интерфейс для передачи звука. Отличается высоким качеством сигнала и минимальным уровнем помех. Используется для передачи звука между телевизором и дисковым проигрывателем или AV-ресивером, а также - для подключения акустических систем объемного звука.

Оптический аудио-выход (Toslink). Цифровой интерфейс для передачи объемного звука. Позволяет передавать многоканальный сигнал без помех, благодаря использованию оптического кабеля, который не подвержен электрическим наводкам. Используется для передачи звука между телевизором и дисковым проигрывателем или AV-ресивером, а также - для подключения акустических систем объемного звука.

USB. Компьютерный разъем, получивший распространение и в телевизионной технике. Используется для чтения музыки и видеозаписей с флеш-накопителей. Обычно расположен на передней панели телевизора, что позволяет быстро подключить «флешку» для просмотра. В отсутствие цифрового телевещания, порт USB может служить удобным источником HD-сигнала.

Как правило, любой телевизор оснащен большим набором разнообразных разъемов, но только дорогие модели могут «похвастаться» наличием всех существующих интерфейсов, и, соответственно, универсальностью в подключении.

При выборе телевизора необходимо заранее продумать, к каким устройствам вы планируете его подключать, и удостовериться, что в выбранной вами модели телевизора есть соответствующие интерфейсы. В наборе портов лучше предусмотреть и те, которые могут пригодиться в будущем.

В последнее время стало очень популярным подключение устройств по HDMI. Помимо высокой пропускной способности, этот интерфейс обладает высокой универсальностью, и поэтому им оснащаются многие компоненты современной домашней медиа-системы. Предпочтение следует отдавать моделям телевизоров, обладающих как можно большим количеством портов HDMI.

Тюнеры

Несмотря на возможность подключения множества источников сигнала, прием телевизионных программ остается важной задачей телевизора. Любой телевизор имеет встроенный электронный блок, отвечающий за прием эфирного, спутникового или кабельного телевизионного сигнала, который называется тюнером (англ. «tuner», дословно, «настройщик»).

Телевизор может быть оснащен более чем одним тюнером. Так, два тюнера позволяют использовать режим «картинка-в-картинке» (англ. «Picture-in-picture», PIP), чтобы выводить на экран изображение сразу от двух телевизионных каналов. Это может пригодиться, например, если вы ожидаете начала какой-либо передачи, просматривая новости или музыкальные клипы. Часто производитель указывает поддержку режима PIP в характеристиках телевизора, имеющего только один тюнер. В этом случае данная функция будет работать только при подключении дополнительных источников сигнала, кроме антенны: проигрывателя дисков, компьютера, видеокамеры, спутникового ресивера или других.

Тюнеры бывают трех типов:
аналоговый. Пока что самый актуальный для российского покупателя тип тюнера. Позволяет принимать аналоговый телевизионный сигнал от обычной антенны или сети кабельного ТВ;

цифровой. Способен принимать сигнал цифрового телевизионного вещания. На данный момент оно в России практически нигде не ведется, поэтому наличие в телевизоре цифрового тюнера сейчас может рассматриваться только как задел на будущее;

гибридный.
Совмещает в себе возможности цифрового и аналогового тюнеров. На сегодняшний день на рынке достаточно много телевизоров, оснащенных гибридным тюнером, и покупку подобной модели, вероятно, можно считать оптимальным вариантом.

Звук

Встроенная акустическая система присутствует практически в любом современном телевизоре. При покупке ТВ-экрана для гостиной обычно подразумевается подключение системы домашнего кинотеатра, но если целевым помещением является кухня или спальня, для экономии места можно обратить внимание и на собственные звуковые возможности устройства.

Недорогие модели телевизоров способны воспроизводить только монофонический звук и используют один или два динамика. Более продвинутые - оснащены встроенной стереосистемой, в которой количество динамиков может быть от двух до восьми. Некоторые российские эфирные телеканалы ведут вещание со стереозвуком формата A2/NICAM, и для полноценного приема таких передач тюнер также должен поддерживать этот формат.

Высокая мощность встроенной акустической системы телевизора важна для создания достаточной силы звучания в больших помещениях. Рационально, что телевизоры небольших диагоналей оснащаются акустикой мощностью 1-5 Вт, а больших - 10-20 Вт и более. Как правило, производитель подбирает ее такой, чтобы обеспечить комфортное звучание при установке телевизора в подходящем по размеру помещении (см. подраздел «Диагональ экрана»).

При выборе телевизора для гостиной стоит обратить внимание на наличие в нем процессора Dolby Digital. Он позволит телевизору самостоятельно раскодировать сигнал для воспроизведения многоканальной звуковой дорожки формата 5.1, а при наличии встроенного усилителя - вывести ее на внешнюю акустическую систему. В противном случае для получения объемного звучания вам потребуется подключить другое устройство, оснащенное декодером Dolby Digital.

Дополнительные функции

Многие современные телевизоры имеют в своем арсенале набор дополнительных возможностей, при помощи которых производители расширяют функциональность продуктов. Привести здесь какие-либо конкретные рекомендации достаточно сложно: ваш выбор, скорее всего, будет зависеть от того, насколько нужной и удобной покажется вам та или иная функция.

Некоторые модели телевизоров Philips оснащены функцией «AmbiLight», которая при помощи дополнительных многоцветных ламп на корпусе создает фоновую подсветку в комнате. Ее цвет выбирается в зависимости от цвета, преобладающего в сцене: например, если там присутствует огонь, подсветка будет оранжево-красной. Это позволяет усилить впечатление от просмотра фильма и добиться более полного погружения в его атмосферу.

Телевизоры Panasonic серии Viera имеют функцию VIERALink, которая позволяет легко объединить несколько устройств этой марки, например, проигрыватель дисков, спутниковый и AV-ресивер в единую согласованную систему и управлять ею при помощи всего одного пульта. Подобным же образом действует технология Sony BraviaSync, применяемая в телевизорах серии Bravia.

Ниже приведем краткий список других дополнительных функций, встречающихся во многих моделях телевизоров разных брендов:

таймер выключения/включения. Позволяет настроить телевизор на автоматическое включение или выключение в определенное время. Например, экран в кухне будет включаться в то время, когда вы собираетесь на работу;

частота 24 Гц (24p True Cinema).
Первоначально фильмы снимаются с частотой 24 кадра в секунду. Но при записи их на обычный DVD-диск формат требует частоты 25 кадров в секунду, что приводит к легкому ускорению изображения при просмотре. Телевизор с поддержкой этой функции способен восстановить оригинальную частоту кадров при воспроизведении, с условием, что проигрыватель дисков также поддерживает ее;

гид по программам (EPG). Электронная программа передач с описанием. Более удобна, чем ее бумажно-газетный вариант, но поддержка данной функции существует только для цифрового эфирного или кабельного телевещания;

защита от детей. Предотвращает включение телевизора детьми в отсутствие взрослых. Также может реализовывать блокировку отдельных телеканалов;

телетекст. Позволяет получать дополнительную информацию на экран телевизора, если такая возможность предоставляется местным телевещанием;

автоматическая регулировка громкости. Телевизионные каналы и записи на дисках могут иметь различный уровень громкости. Данная функция автоматически анализирует громкость звука источника и подстраивает ее в соответствии с выбранным пользователем уровнем;

ввод названий каналов. Позволяет легко идентифицировать каналы при помощи пользовательских меток;

список любимых каналов. В него можно внести каналы, которые вы хотели бы смотреть, не тратя время на переключение программ по очереди;

стоп-кадр (Time Shift). Дает возможность «остановить время», поставив паузу при просмотре телевизионной программы. Естественно, ее трансляция продолжается, но вы ничего не пропустите, так как телевизор сохраняет во внутреннюю память видеозапись, которую можно посмотреть позже.

Некоторые модели телевизоров предоставляют возможность выбора режимов работы: стандартный, игровой, кино и другие. Переключение на соответствующий режим позволяет автоматически настроить параметры работы экрана таким образом, чтобы они оптимально подходили для выбранного типа изображения. Например, игровой режим активизирует специальную схему для уменьшения времени отклика матрицы и тем самым устраняет эффект смазывания быстродвижущихся объектов, что очень важно для игр.

Покупаем телевизор

Руководствуясь приведенными рекомендациями и внимательно анализируя параметры, можно легко выбрать телевизор, наиболее подходящий именно вам. Мы надеемся, что с помощью наших советов вы сможете создать у себя дома современную, высокотехнологичную, слаженно работающую медиа-систему, которая сделает ваш отдых дома веселее и приятнее.

© 2013 сайт

Световые и экспозиционные числа (LV и EV) – это условные фотографические величины, характеризующие условия освещения и необходимые для съёмки в этих условиях, параметры экспозиции . Они позволяют указать как на яркость снимаемых объектов, так и на соответствующую этой яркости экспозицию не прибегая к конкретным значениям выдержки и диафрагмы, которые сами по себе (без учёта освещения) не имеют никакого смысла.

Световые числа

Световое число (LV – Light Value) однозначно характеризует яркость какого-либо объекта или сцены в целом. Световое число указывает на абсолютную, реальную яркость безотносительно экспозиции. Речь идёт именно о яркости, измеряемой в канделах на квадратный метр, а не об освещённости, измеряемой в люксах. Нас не интересует, сколько света падает на объект, для нас важно, сколько света объект отражает или излучает. Две кошки, белая и чёрная, греясь на солнце, получают одинаковое количество люксов, но отражают они свет по-разному, и потому яркость белой кошки будет выше яркости чёрной.

Когда говорят о световом числе какой-то сцены, имеют в виду усреднённую яркость всех её объектов.

Шкала световых чисел логарифмическая, т.е. каждое световое число обозначает яркость вдвое большую яркости предшествующего числа и вдвое меньшую яркости последующего. Например LV 11 означает яркость в 256 кд/м 2 , а LV 12 уже 512 кд/м 2 , т.е. в два раза больше.

Ниже приведены значения яркости и типичные фотографические ситуации для световых чисел от -8 до 18. Шкала световых чисел может быть продлена в обе стороны, однако фотограф на практике редко сталкивается со значениями LV меньше или больше значений, представленных в таблице.

Световое число (LV) Яркость, кд/м 2 Примеры
18 32 768 Блики, в т.ч. на поверхности воды и металлических предметах.
17 16 384 Белые объекты, освещённые солнцем
16 8 192 Светло-серые объекты, песок или светлая кожа, освещённые солнцем.
15 4 096 Серая карта в прямом солнечном свете. Диск яркой полной луны. Типичная экспозиция для фронтально освещённых полуденных сцен.
14 2 048 Сцены с боковым освещением в ясный солнечный день. Полупрозрачные облака или дымка. Диск Луны над горизонтом.
13 1 024 Лёгкая облачность.
12 512 Небо затянуто облаками. Объекты в тени ясным днём. Рассветы и закаты.
11 256 Тёмный, пасмурный день.
10 128 Грозовые облака.
9 64 Спустя 10 минут после заката.
8 32 Хорошо освещённая комната. Витрины магазинов.
7 16 Яркие сцены ночного города. Сцена театра. Лесная чаща днём.
6 8 Типичный свет в помещении.
5 4 Городские улицы ночью. Свет от костра.
4 2 Интерьер при свечах.
3 1 Фейерверк.
2 0,5 Слабоосвещённые городские сцены ночью. Разряд молнии.
1 0,25 Далёкие очертания ночного города.
0 0,125 Очень слабый искусственный свет. При чувствительности ISO 100 требуется выдержка в 1 с и диафрагма f/1 при массе фотоаппарата 1 кг и высоте штатива 1м.
- 1 0,063
- 2 0,031 Снег в ярком лунном свете.
- 3 0,016 Пейзаж, освещённый полной луной.
- 4 0,008
- 5 0,004 Пейзаж, освещённый низкой или неполной луной.
- 6 0,002
- 7 0,001
- 8 0,0005 Звёздное небо.

Экспозиционные числа

Экспозиционное число (EV – Exposure Value) указывает на необходимые для съёмки некой сцены параметры экспозиции (выдержку и диафрагму) при заданной чувствительности ISO.

Экспозиционное число определяется по формуле:

N = log 2 (L · S ⁄ K) , где

N – экспозиционное число (EV);

L – яркость объекта, S – чувствительность фотоматериала (ISO);

K – экспонометрическая постоянная, равная для фотоаппаратов Nikon и Canon 12,5.

Очевидно, что при чувствительности ISO 100 экспозиционное число равно световому числу. Это записывается следующим образом: EV 100 = LV.

При изменении чувствительности будет изменяться и EV. Например, при ISO 100 световому числу 14 соответствует экспозиционное число 14 (f/8*1/250 c). Если же чувствительность увеличить, скажем, до ISO 400, т.е. на два шага, то для получения прежней экспозиции следует взять экспозиционное число, соответствующее световому числу 16 (f/11*1/500 с), т.е. EV 400 = LV + 2. К счастью, сегодня вам не обязательно это помнить. Все необходимые вычисления экспонометр камеры совершает автоматически.

Обратите внимание, что чем больше число, тем выше яркость и, соответственно, тем меньше экспозиция. Таким образом, экспозиционные числа указывают на параметры, необходимые для получения нормальной экспозиции при любом освещении. Это значит, что при бездумном следовании указаниям экспонометра белый сервиз на белой скатерти может получиться на фотографии серым и столь же серой выйдет чёрная шляпа, если она занимает достаточно места в кадре. Следовательно, если основной объект съёмки должен быть светлее или темнее нейтрального тона, т.е. если требуется экспозиция, отличная от нормальной, необходимо использовать меньшие (для увеличения экспозиции) или большие (для уменьшения экспозиции) экспозиционные числа по сравнению с теми, что рекомендует экспонометр.

Кстати, в технических характеристиках фотоаппаратов экспозиционные числа (EV 100) используются для указания допустимого диапазона яркости, в котором возможна корректная работа экспонометра и автофокуса.

Важно помнить, что каждое экспозиционное число указывает не на конкретное сочетание диафрагмы и выдержки, а на все возможные эквивалентные сочетания, которые позволяют получить данную конкретную экспозицию.

EV 0 обозначает выдержку в 1 с при диафрагме f/1, однако, согласно закону взаимозаместимости, ту же экспозицию можно получить используя выдержку в 2 с и диафрагму f/1,4. Такая экспопара всё равно даст EV 0. Точно также EV 15 можно получить, используя f/16*1/125 с, f/11*1/250 с, f/8*1/500 с или любую другую эквивалентную комбинацию.

В приведённой ниже таблице показаны возможные сочетания выдержки и диафрагмы для различных экспозиционных чисел.

Выдержка, с Диафрагма
f/1 f/1,4 f/2 f/2,8 f/4 f/5,6 f/8 f/11 f/16 f/22 f/32
30 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5
15 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6
8 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7
4 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8
2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1/4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1/8 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1/15 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1/30 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1/60 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1/125 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1/250 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1/500 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1/1000 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1/2000 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1/4000 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1/8000 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Голубым цветом обозначены экспопары, автоматически выбираемые фотоаппаратом в программном режиме определения экспозиции (режим P). Видно, что упираясь в предельные для данного объектива значения диафрагмы (f/1,4 – f/16), программа вынуждена регулировать экспозицию, меняя лишь выдержку, но, опять же, только в пределах диапазона скоростей затвора конкретного фотоаппарата (1/8000 – 30 с).

Выдержки длиннее 30 с обычно недоступны в автоматических режимах, но могут быть установлены вручную.

Внимательный читатель мог заметить, что на участке программной линии от EV 4 до EV 18 не хватает нечётных экспозиционных чисел. Разумеется, экспонометр через них вовсе не прыгает, а изменяет экспозицию плавно и последовательно. Просто в моей таблице для краткости указаны значения выдержки и диафрагмы с шагом в одну ступень, в то время как на деле, обе составляющие экспопары изменяются, как правило, с шагом в 1/3 ступени. Например, в диапазоне от EV 12 до EV 16 полная последовательность будет выглядеть так:

Выдержка, с Диафрагма
f/5,6 f/6,3 f/7,1 f/8 f/9 f/10 f/11
1/125 12 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14
1/160 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3
1/200 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7
1/250 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15
1/320 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3
1/400 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7
1/500 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7 16

Для управления автоматическим определением экспозиции служит экспокоррекция, позволяющая выбирать большие или меньшие экспозиционные числа относительно предлагаемых автоматикой. Сдвиг же программы даёт возможность, оставаясь в пределах заданного экспозиционного числа, выбирать эквивалентные сочетания выдержки и диафрагмы отличные от стандартных.

Несложно понять, как работают прочие автоматические режимы определения экспозиции. В режиме приоритета диафрагмы (A или Av) вы устанавливаете нужную вам диафрагму, а экспонометр определяет экспозиционное число и выбирает соответствующую выдержку. В режиме же приоритета выдержки (S или Tv) вы устанавливаете скорость затвора, а камера выбирает подходящую диафрагму.

В цифровой фотографии закон взаимозаместимости действует безоговорочно, однако традиционная фотографическая плёнка, в отличие от цифровой матрицы, при длительных выдержках (свыше 1 с) подвержена явлению невзаимозаместимости или эффекту Шварцшильда, в результате которого увеличение экспозиции вдвое (т.е. на 1 ступень) может потребовать более чем двукратного увеличения выдержки. Чем длиннее выдержка, тем значительнее расхождение между показаниями экспонометра и выдержкой, необходимой в действительности. Это явление неодинаково для разных плёнок и должно учитываться при расчёте экспозиции.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер паропроницаемости и скорости переноса пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 нит [нт] = 1 кандела на квадратный метр [кд/м²]

Исходная величина

Преобразованная величина

кандела на квадратный метр кандела на квадратный сантиметр кандела на квадратный фут кандела на квадратный дюйм килокандела на квадратный метр стильб люмен на кв. метр на стерадиан люмен на кв. сантиметр на стерадиан люмен на квадратный фут не стерадиан нит миллинит ламберт миллиламберт фут-ламберт апостильб блондель брил скот

Подробнее о яркости

Общие сведения

Освещенность

Яркость - это фотометрическая величина, равная отношению силы света, излучаемого поверхностью, к площади ее проекции на плоскость, перпендикулярную оси наблюдения. Количество света здесь измеряется как энергия, выделяемая световым источником или отражаемая освещенной поверхностью. Яркость - количество выделяемого или отраженного света, что отличается от общего количества света в помещении, от количества света, направляющегося к поверхности (освещенность), или от общего количество света, испускаемого в определенном телесном угле (сила света).

В основном разница между освещенностью и яркостью понятна, но чтобы не путать эти два понятия, можно запомнить их как:

  1. Яркость = свет, отраженный от поверхности
  2. Освещенность = свет, направляющийся к поверхности

Под яркостью могут подразумеваться два понятия: физическое свойство света, описанное выше, и субъективное понятие о том, насколько ярким кажется освещенный объект или источник света. Каждый человек воспринимает яркость по-разному, в зависимости от ряда факторов, таких как индивидуальные особенности зрения. Яркость окружающих предметов и среды также влияет на то, насколько ярким кажется источник света или предмет, отражающий свет. Поэтому в описании источников света используют понятие о яркости обозначающее не субъективную а физическую величину. Эта величина используется в оценке яркости дисплеев, например экранов телевизоров или цифровых часов. Яркость также важна для нашего восприятия произведений искусства и окружающего нас мира.

Физиология восприятия яркости

Фоторецепторы глаза, палочки и колбочки, наиболее чувствительны к свету с длиной волны в 550 нанометров (зеленый свет). Чувствительность понижается с увеличением или уменьшением длины волны. Благодаря этой чувствительности зеленый, и цвета, находящиеся рядом с ним в спектре (желтый и оранжевый), кажутся нам наиболее яркими. То есть, яркость - это свойство света выглядеть ярким или тусклым, в зависимости от того, как мозг обрабатывает информацию о длине волны.

Люди, как и другие животные, приспосабливаются к окружающим условиям, и если в окружающей среде не происходит изменений, то люди привыкают к ней и перестают ее замечать, так как она не представляет опасности. Так происходит и с восприятием яркости. Люди привыкают к яркости в окружающей среде и судят о яркости предметов в зависимости от яркости среды. Например, экран сотового телефона с неизменной яркостью кажется ярким ночью и тусклым днем. Это из-за того, что ночью наши глаза привыкают к темноте, и поэтому бо́льшая разница между экраном и средой значит для нас бо́льшую яркость. Меньшая разница между дневным светом и экраном значит маленькую яркость, хотя на самом деле яркость экрана не изменяется.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность - это способность глаза видеть разницу между яркостью предметов. Эта чувствительность особенно важна в случаях, когда этот контраст понижен из-за освещения, например в тумане, в темноте, или когда яркость и цвет находящихся рядом предметов близки. Людям с низкой чувствительностью обычно трудно управлять автомобилем вечером или в тумане, передвигаться в темноте, или видеть, если мешает слепящий свет. Низкая контрастная чувствительность особенно проблематична для людей, которые к тому же страдают цветовой слепотой.

Контрастная чувствительность ухудшается с возрастом, а также вследствие ряда заболеваний, например из-за глаукомы, катаракты, инфаркта миокарда, или диабетической ретинопатии, то есть повреждения сетчатки глаза вследствие диабета. Проблема с контрастной чувствительностью независима от ухудшения зрения, и часто возникает у людей с прекрасным зрением, хотя иногда зрение и контрастная чувствительность ухудшаются одновременно. Проверка контрастной чувствительности отличается от проверки зрения тем, что ее можно проходить в очках или контактных линзах, если человек носит их в повседневной жизни. Вместо таблицы с буквами разного размера пациенту предлагается таблица с буквами, у которых понижается контрастность. В более усложненном варианте на таблице изображены не буквы, а линии на разном фоне, и задача усложняется тем, что в глаз также может быть направлен свет, чтобы ухудшить видимость.

Специальные очки, подобранные для пациента на основе результатов проверки зрения, часто помогают повысить контрастную чувствительность. Такая проверка похожа на тесты, которые проводят перед лазерной хирургией. Кстати, лазерная хирургия для коррекции других дефектов зрения иногда помогает повысить контрастную чувствительность, хотя в некоторых случаях, наоборот, ухудшает ее, как побочный эффект. Нередко также можно улучшить чувствительность с помощью очков с желтыми линзами.

Яркость в искусстве и дизайне

Оптические иллюзии и эффекты

Художники часто манипулируют яркостью, чтобы достичь того или иного эффекта или иллюзии. Например, если яркость цвета двух находящихся рядом предметов одинакова, то их линия соприкосновения кажется размытой. Художники используют это свойство, чтобы изобразить иллюзию движения. Один из самых известных примеров - картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» на иллюстрации. Здесь иллюзия мерцающего солнца и солнечной дорожки вызвана именно этим свойством - яркость солнца и окружающего его неба, а также яркость солнечной дорожки и моря - очень близки. Цвет и яркость обрабатываются разными отделами мозга. Отдел, ответственный за яркость, также отвечает за местоположение в пространстве, перспективу и движение. Благодаря разному цвету мозг понимает, что предмет другого цвета существует, но из-за одинаковой яркости не может определить, где он находится, поэтому создается иллюзия дрожания или движения. Эту технику можно использовать, например, чтобы создать иллюзию блестящих звезд на вечернем небосводе.

В фотографии этот эффект тоже нередко используется. Снимая закат, фотограф ждет момента, когда солнце или облака станут одинаковой яркости, но разного цвета с небом. Если удастся снять этот момент, то иногда кажется, что солнце или облака мерцают на фотографии.

Такие краски встречаются в природе не только на закате и рассвете. Аналогичное сочетание цветов может встретиться и на лугу, и на клумбе. Например, тюльпаны на фотографии как бы слегка покачиваются, благодаря тому, что их яркость сливается с яркостью травы. Это хорошо видно на черно-белой фотографии.

В некоторых случаях такое сочетание цветов может быть жутковатым. Оранжевые огни в замке на фотографии кажутся мерцающими, так как одинаковы по яркости со стенами замка. Если же их цвет изменить до красного и затемнить окружающее небо, то крепость продолжает мерцать, но выглядит уже не гостеприимным дворцом, а зловещим замком с привидениями.

С другой стороны, использование цветов с контрастной яркостью, например сочетание ярких и темных цветов, передает изображению объем, как на написанной маслом розовой камелии. Цветок выглядит настолько объемным, что хочется провести по нему рукой, чтобы в этом убедиться - хотя на самом деле рисунок сделан на плоскости. С темными цветами труднее передать контраст, чем со светлыми - это хорошо видно на рисунке с камелией и особенно заметно на черно-белом изображении. Светлый цветок переходит от почти белого к темно-красному, и выглядит объемно. У темных листьев гораздо меньше разницы в контрасте, чем у цветка, и они выглядят более плоскими. Удобство в работе со светлыми цветами для передачи контраста заметил еще Леонардо да Винчи, и многие художники работают в такой технике.

Дизайн

Цель большинства художников - заставить зрителя задуматься, вызвать в нем разные чувства. Для этого и используются различные эффекты, как те, что описаны выше. В дизайне, наоборот, важнее не специальные эффекты, а ясность. Это особенно важно на знаках, например дорожных, или на предупреждениях об опасности. Чтобы те, для кого предназначено это сообщение, как можно лучше его поняли, дизайнеры используют контрастные цвета, с большой разницей в яркости между сообщением и фоном. Это делает текст или изображение более заметным.

Яркость текста почти совпадает с яркостью фона

Поэтому текст трудно читается

Поэтому текст трудно читается

Разница в контрасте делает текст читаемым, а маленькие детали - заметными. Если, наоборот, между текстом или изображениями и фоном маленькая разница в контрасте, то текст или изображения плохо видны, и они начинают танцевать в глазах. На рисунке показан именно такой текст, который плохо читается из-за того, что он хоть и отличается по цвету от фона, но сливается с ним по яркости.

По мере уменьшения насыщенности цвета, читаемость текста ухудшается. В нашем примере с текстом, красный цвет больше похож на фон по яркости, чем зеленый, но более насыщен. Поэтому и читается он немного лучше, несмотря на то, что зеленый сильнее отличается от фона своей яркостью. Для того, чтобы текст как можно лучше читался, разницу в яркости между ним и фоном делают максимальной, а также увеличивают насыщенность.

Если в дизайне используется несколько цветов с разной яркостью, то самый большой контраст между яркостью фона и текста следует сделать для самого важного текста. Остальной текст может быть менее контрастным, и наименее существенный - с самой низкой разницей в яркости.

На более светлом фоне проще увидеть разницу между двумя изображениями с разной яркостью, поэтому, чтобы усилить контраст, желательно осветлить фон. Это не всегда работает, так как это не помогает людям, которые вынуждены находиться в очень светлой среде - например летчикам. Также нужно быть осторожным при выборе цвета текста, если фон часто изменяется, как, например, на картах навигаторов. Не стоит забывать также, что дизайн для дисплеев ограничен диапазоном воспроизводимых дисплеем цветов.

Яркость и воздушная перспектива

Если смотреть вдаль, то объекты, находящиеся дальше от наблюдателя, например горы, кажутся более светлыми и размытыми. Уменьшается также контраст и насыщенность красок. Художники используют эту особенность, чтобы передать перспективу. То есть, элементы ландшафта на заднем плане рисуют более светлыми и размытыми. Называется этот эффект «воздушной перспективой» - он вызван рассеянием света водой и иными частицами в атмосфере.

В туманную или сырую погоду число частиц воды в атмосфере резко увеличивается, и эффект воздушной перспективы происходит даже с предметами, находящимися близко от наблюдателя. Мозг воспринимает это явление как обычную перспективу, и человеку кажется, что эти объекты находятся дальше, чем они есть на самом деле. Это очень опасно как для пешеходов, переходящих дорогу, так и для водителей, и надо помнить об этом и быть особенно осторожным в тумане.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Расчеты для перевода единиц в конвертере «Конвертер яркости » выполняются с помощью функций unitconversion.org .

Лучшие статьи по теме