Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Интересное
  • Виртуальная память windows 7 сколько ставить. Файл подкачки Windows — как увеличить, изменить, какой размер выбрать

Виртуальная память windows 7 сколько ставить. Файл подкачки Windows — как увеличить, изменить, какой размер выбрать

Начиная с Windows 95, операционные системы Windows, основанных на использовании специального файла подкачки, который действует, как своего рода "блокнот" для хранения модифицированных страниц, все еще используют какой-то процесс. В общих чертах, файл подкачки в windows 10, 8, 7 и XP, используется операционной системой для временных данных, которые поменялись в физической памяти для обеспечения большего объема виртуальной памяти. Обычным словом, разгружает отдельные фрагменты памяти с оперативной памяти "ОЗУ" в отдельное место на жестком диске.

Как правильно настроить файл подкачки в Windows 10 и Windows 7

Собственный проверенный совет. Для создания правильного файла подкачки, лучше всего создать отдельный локальный диск FAT32 на котором будет только файл подкачки, и туда ничего больше не пихать: ни фильмы, ни музыку. Почему? Потому что, если файл подкачки ставить по умолчанию диск "С" на котором находится сама система, то виртуальная память будет грузить диск "С" вместе с системой. По этому легче создать отдельный локальный диск для файла подкачки и пусть себе работает спокойно. Рекомендую создать раздел размером 10-20 Гб. Еще можно сделать .

Я тестировал разные оптимальные размеры виртуальной памяти в windows 10, 7, 8, XP и никто точно не знает, какие нужно размеры задавать. Все зависит от множества факторов: какой windows 10 или xp, 32 бита или 64, какой пик дампа при нагрузке на систему, сколько ошибок страниц в секунду и много еще каких замутных параметров, которые нужно сидеть, смотреть и вычислять. Я подобрал по работоспособности компьютера с разными цифрами. Советую ставить файл подкачки по выбору системы на отдельный локальный диск . Если кто хочет задать размеры, то оптимальные размеры виртуальной памяти:

  • 512 Mb на компе. - ставим 2248-2248 Mb
  • 1024 Mb на компе. - ставим 2048-2048 Mb
  • 2048 Mb на компе. - ставим 1512-1512 Mb
  • 4096 Mb на компе. - ставим 1024-1024 Mb
  • 8 Гб и больше на компе. - без файла подкачки (отключен)

Как задать оптимальный размер виртуальной памяти в windows 10 и windows 7

  • Открываем "мой компьютер", жмем на пустом поле ПКМ- правая клавиша мыши, выбираем "свойства".

  1. Дополнительные параметры системы.
  2. Дополнительно.
  3. Параметры.
  4. Изменить.
  5. Убрать галочку "автоматически выбрать объем файла подкачки".
  6. Указать созданный нами отдельный локальный диск для файла подкачки, что описывал выше.
  7. Выбрать пункт "размер по выбору системы".
  8. Нажать кнопку "задать".

Как увеличить файл подкачки в Windows xp

  • Открываем "Мой компьютер", жмем на пустом поле ПКМ и "Свойства".
  • 1. Вкладка дополнительно, жмем "Параметры".
  • 2. В следующим окне жмем вкладку "дополнительно".
  • 3. Нажимаем "изменить".

Файл подкачки или же своп-файл (от ориг. swap-file) - это скрытый файл виртуальной памяти .

Он используется системой в случае нехватки физической оперативной памяти (иначе ОЗУ).

Например, работающему приложению не хватает памяти, установленной ОЗУ. Тогда используется файл подкачки.

Приложение может записывать свои данные на него, а также считывать их при необходимости.

Располагается виртуальное хранилище на жёстком диске компьютера.

При недостаточном объёме физической оперативной памяти, своп вынужден использоваться постоянно.

При этом процесс обмена данным с жёстким диском занимает много времени, из-за этого значительно теряется производительность.

Если вам не хватает ОЗУ, а система постоянно использует файл подкачки в качестве дополнительного хранилища, купите оперативную память дополнительно.

Если нет ещё одного места(слота) для её установки, приобретите одну планку, но с увеличенным объёмом.

Устройство станет работать эффективнее.

Оптимальный размер файла подкачки

Существуют разные размеры и соотношения физической и виртуальной памяти.

Для приемлемой производительности минимальный объём файла подкачки должен быть равным размеру ОЗУ .

Максимально допустимое значение - вдвое больше.

К примеру, ваш компьютер имеет 2 Гб физической памяти, значит оперативной должно быть 2Гб или 4Гб соответственно.

Лучше всего задавать одинаковые значения и делать его статичным .

В этом случае файл системы меньше подвергается фрагментации.

Для чего это было сделано? Всё просто.

Благодаря этому снижается общая нагрузка на систему, а значит и возрастает производительность.

Можно ли повысить быстродействие, если своп остался динамическим? Конечно.

Для этого нужно просто запустить очистку файла после завершения работы операционной системы. Ниже мы расскажем, как это делать.

Очистка своп-файла

Для очистки файла подкачки нужно в командной строке прописать команду secpol.msc .

Для этого открываем Пуск → в командной строке вводим secpol.msc → нажимаем Enter .

После всех манипуляций перед нами должна открыться локальная политика безопасности.

Нажимаем на неё левой кнопкой мыши. Откроются дополнительные пункты, как на скриншоте:

Из появившегося меню выбираем «Параметры безопасности» и нажимаем так же левой кнопкой.

Если всё сделано правильно, то перед вами появится список задач.

Ищем строку «Завершение работы: очистка файла подкачки виртуальной памяти» .

С помощью двойного щелчка открываем его.

Изменяем статус «Отключён» на «Включён» и нажимаем Применить.

С этого момента вступают в силу внесённые вами изменения.

После этих действий свопа будет очищаться от лишнего мусора при каждом выключении компьютера.

Потрачено всего пять минут времени, а производительно уже улучшилась.

Выбор месторасположения файла

На некоторых операционных системах можно хранить файл подкачки одновременно на нескольких дисках.

Это пагубно влияет на уровень производительности всего компьютера.

Считается, что лучше всего расположить один своп в любом сегменте жёсткого диска, кроме системного.

Для этого нам нужно изменить месторасположение файла подкачки.

Чтобы выполнить это действие нам нужно сперва удалить имеющийся своп файл, а затем заново создать его, но уже на новом месте.

Идем по пути: Пуск Мой компьютер → правой кнопкой мыши открываем Свойства → появится новое окно, в нём кликаем на вкладку Дополнительные параметры системы .

В новом окне ищем вкладку «Дополнительно» , затем щёлкаем на неё.

Перед нами открывается область под названием «Быстродействие» , нажимаем на кнопку Параметры (на неё указывает красная стрелка).

Переходим в раздел «Виртуальная память» и щёлкаем на кнопку Изменить.

Следом появится вкладка, которая позволит нам изменить месторасположение и объёмы файла подкачки и разместить их в любом доступном разделе жёстких дисков.

Здесь же можно включить или отключить своп-файл при необходимости.

По умолчанию операционная система размещает скрытую виртуальную память на системном диске.

На это указывает выбранный пункт «Размер по выбору системы» .

Мы же хотим исправить ситуацию и перенести его в удобное для нас место.

Чтобы изменить месторасположение файла подкачки, выберите его с помощью левой кнопки мыши.

Затем активируйте поле «Без файла подкачки» , а затем нажмите на кнопку Задать.

После этого внесённые вами параметры вступят в силу.

Однако это ещё не конец.

Мы лишь удалили своп с его прежнего места.

Теперь давайте восстановим его на новом.

После этих действий может появиться сообщение с предупреждением об отключении скрытой виртуальной памяти.

Ещё одна системная ошибка - это слишком малый объём памяти. Не стоит переживать.

Устраните эту системную ошибку простым нажатием на кнопку Да.

Теперь можем перейти к созданию файла на новом месте.

Для этого выбираем интересующий нас раздел диска (кроме системного).

Кликаем по нему левой кнопкой мыши.

Напротив пункта «Указать размер» ставим галочку, активируя поле для ввода.

Перед нами два активных поля с минимальным (исходным) и максимальным размерами соответственно.

В верхнем поле указываем минимальное допустимое значение.

В нижней строке либо равное ему, либо вдвое выше.

На указанном примере соотношение виртуальной и физической памяти 1:2, т.е. изменённый файл будет динамическим.

Для создания статического своп, мы должны прописать равные значения - 1:1.

Размеры файла подкачки можно регулировать и без смены его расположения.

Для этого нам понадобится выполнить те же действия, но без замены раздела жёсткого диска.

К примеру, если он был на диске С (напротив него будет надпись «по выбору системы»), то мы ничего не изменяем, а лишь указываем нужные нам значения.

Вводим объёмы и нажимаем кнопку Задать. Затем подтверждаем изменения, кликнув на Ок.

Если мы изменили размеры в меньшую сторону - изменения вступаю в силу незамедлительно.

В другом случае система запросит разрешение на перезагрузку.

Нажимает кнопку Ок.

Как правильно настроить файл подкачки?

Видеоинструкция

Включение и отключение своп-файла

Функция прекращения работы также доступна для любого юзера.

Это оправданное действие, если вы не желаете терять производительность, а размеров физической оперативной памяти вам хватает.

Свопинг занимает уйму времени, а для некоторых пользователей гораздо легче вставить дополнительные планки ОЗУ.

До полнительные планки, расширяющие ОЗУ гарантировано ускорят работу Windows и поднимут производительность в разы.

На данный момент можно найти нужные комплектующие по довольно низких ценах, что совсем не ударит по вашему кошельку.

Особенно актуально это для сравнительно слабых компьютеров.

Отключается файл подкачки следующим образом:

В разделе виртуальная память (как в него перейти указано выше) ставим галочку напротив надписи «Без файла подкачки» .

Включить нужную нам скрытую виртуальную память можно в том же разделе.

Для этого убираем галочку с пункта «Без файла подкачки» и ставим её напротив «Размер по выбору системы» .

При желании вы можете установить собственные значения, активировав поле «Указать размер» .

Какие именно значения для вас будут оптимальными, расписано выше.

Windows - Файл подкачки

Видео инструкция

Оптимизация файла подкачки на одном винчестере

Компания Microsoft по умолчанию сделала своп-файл динамическим, а, как мы выяснили, наилучшая производительность достигается при статическом файле.

Если у вас два и более жёстких дисков, то перенесите файл подкачки на любой, кроме системного.

Но что делать, если винчестер только один? Этот метод подходит именно для таких случаев.

Для начала нужно «разбить» жёсткий диск, создав на нём дополнительный раздел размером 2-3Гб.

Для этого можно воспользоваться специальными программами по типу PartitionMagic (PowerQuest Corporation), которые позволять разделить диск без потери данных.

Можно, конечно, использовать встроенную в Windows программу для деления диска на сегменты - Fdisk, но у неё много недостатков.

В том числе довольно сложный интерфейс, поэтому новичкам будет непросто.

Наш совет использовать быструю и сравнительно удобную PartitionMagic (PowerQuest Corporation).

Просто следуем указанному алгоритму. Скачиваем и устанавливаем программу.

Открываем её.

В правом верхнем углу щёлкаем левой кнопкой мыши и выбираем нужный диск (в данном случае, он только один).

Для англоязычной версии

В верхней строке выбираем «Tasks» (в самом верху под названием) –> Create New Partition… –> кликнуть на диалоговое окно «Create New Partition» –> нажать Next –> выбрать After C: (Recommended) –>снова Next –> Partition Properties –> в параметре «Size» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно) –> вкладка «Create as» –> Logical (Recommended) –> кликаем на «File system type» (выбрать нужно именно FAT32 ) –> нажимаем на вкладку «Drive Letter» –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> далее нажимаем Next –> затем Finish –> и наконец Apply.

Для русскоязычной версии

Выбираем из верхнего меню «Задачи» –> «Создать новый раздел…» –> диалоговое окно Создание нового раздела –> кнопка Далее –> выбрать After C: (Recommended) –> Далее –> «Свойства раздела» –> в параметре «Раздел» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно)–> в окошке «Создать как» –> Logical (Recommended) –> при выборе типа файловой системы обязательно указываем именно FAT32 –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> Далее –> нажимаем на Финиш –> а затем Применить.

Разбиение жёсткого диска с помощью Partition Magic

Видео инструкция

Создавая новый раздел, важно обращать внимание на ряд важный параметров:

  • размер создаваемого размера (от 2 до 3Гб),
  • вид файловой системы (нужный нам FAT32),
  • назначение созданного нами диска.

Он может быть основным, логическим, либо иметь статус загрузочного.

Наш новый раздел диска будет иметь следующие параметры: объём 2Гб(3Гб), тип файловой системы должен быть конвертирован в FAT32, назначение - логическое.

Если всё верно, то переходим к следующим действиям.

На очереди дефрагментация нашего нового раздела.

С её помощью мы объединяем фрагментированные на жёстком диске файлы. Она нужна для разгрузки жёсткого диска.

Фрагментация файлов заставляет его совершать много дополнительных действий, что существенно замедляют его работу.

Дефрагментация диска

Откроется новое окно, в котором выбираем кнопку Дефрагментация и нажимаем на неё.

Осталось только дождаться окончания дефрагментации. Теперь всё готово к следующему этапу.

После создания нового диска и его фрагментации, выберите его, как место хранения файла подкачки.

Используйте всё его пространство для нужд свопа.

Как именно это сделать описано выше.

В списке дисков, появится только что созданный вами раздел на который и можно поместить скрытую виртуальную память.

После завершения ваш компьютер будет полностью оптимизирован.

Мы детально описали для вас процесс оптимизации ПК при помощи манипуляций со своп-файлом. Надеемся, вы нашли нужную для вас информацию!

Файл подкачки — это скрытый файл, используемый в Windows по принципу «расширения » оперативной памяти. По умолчанию находится в загрузочном разделе. Именно там установлена сама Windows. Этот скрытый компонент вместе с оперативной памятью составляют общую виртуальную память компьютера.

Если говорить более простым языком, то файл подкачки - своеобразный критический резерв компьютера. Он используется, когда необходимо срочно освободить заполнившуюся память. Допустим, было запущено несколько требовательных приложений, которые запросили слишком большое количество ресурсов для решения задач. Когда память исчерпает свой ресурс, то некоторые приложения интегрируются в данный компонент на жёстком диске.

Например, возникла следующая ситуация: вы запустили несколько программ, требующих 4 гигабайта оперативной памяти, а у вас в наличии только 3 гигабайта. Соответственно, недостающий гигабайт будет взят из файла подкачки .

При не самой большой загрузке в него будут выгружаться данные из неактивных или свёрнутых приложений. Когда компьютер сильно перегружен приложениями и нагрузка достигает критической отметки, он используется для активных задач . В таком случае велик риск некорректной работы приложений и появления сообщения о различных ошибках.

В Windows обычно встречается под именем pagefile. sys . Его местонахождение на диске C. Компонент является скрытым и не будет отображён в базовой версии операционной системы.

Нужно понимать, что файл подкачки - своеобразная скорая помощь для быстродействия компьютера. Соответственно, лучше всего иметь необходимое количество оперативной памяти, чтобы не испытывать проблем со скоростью работы. Для комфортного функционирования системы в среднем требуется иметь запас в 30 процентов памяти , даже в моменты, когда выполняется большое количество задач.

Оптимальный размер виртуальной памяти

По умолчанию Windows без участия пользователя определяет его параметры. Если вы не испытываете проблем с быстродействием системы, то логично будет не заходить в настройки. В противном случае необходимо внести коррективы.

Для современных игровых компьютеров настройка этого компонента не является определяющей в быстродействии системы. Считается, что при наличии 16 гигабайт оперативной памяти использование дополнительных ресурсов уже не требуется . Отключать файл при наличии памяти менее 8 гигабайт не рекомендуется. В таком случае необходимо провести правильную настройку параметров компьютера.

Оптимальный размер можно определить только опытным путём. Для большинства пользователей работает правило , согласно которому, чем меньше оперативной памяти, тем чаще Windows будет обращаться к файлу подкачки.

Рекомендуемые размеры файла подкачки в соответствии с оперативной памятью

Увеличиваем, уменьшаем или удаляем файл подкачки в Win 10

В Windows 10 разработчики реализовали опцию автоматического изменения данного файла. Этот параметр можно сделать статическим, как и в предыдущих версиях операционной системы. Рассмотрим хронологию действий при изменении параметров:


Работаем с файлом подкачки в Win 7, 8

В Windows 7 или 8 файл подкачки изначально установлен в автоматическом значении, но при этом он не меняется в зависимости от требований системы. Для того чтобы изменить его в Виндовс 7 или 8 выполните следующие действия :


Как перенести файл подкачки на другой диск

Есть смысл переносить данный файл на другой физический диск, в специально отведённый для него раздел. В таком случае повысится быстродействие операционной системы. Алгоритм перемещения практически не отличается в версиях Windows, начиная с XP. Для переноса необходимо предпринять следующие шаги:

Как почистить виртуальную память

Очистка виртуальной памяти позволяет поднять быстродействие компьютера, а также способствует защите конфиденциальных данных. По умолчанию, функция очистки виртуальной памяти отключена . Для очистки памяти можно воспользоваться специальным программным обеспечением.

Хорошо зарекомендовала себя бесплатная программа RamCleaner . После запуска нажмите на вкладку Ram , а затем кнопку Clean Now . Данные очистятся через несколько минут, о чём программа сообщит. Рекомендуется хотя бы раз в неделю проводить подобную операцию, чтобы избежать возможных проблем с быстродействием компьютера.

Терминология:

Оперативная память . Синонимы : RAM (Random Access Memory ) – память (запоминающее устройство) с произвольной выборкой; оперативное запоминающее устройство, ОЗУ. При выключении компьютера данные, хранящиеся в ОЗУ, утрачиваются. Как правило, чем больше объем установленной в компьютере оперативной памяти, тем быстрее работают программы.

Файл подкачки (swap-file , paging-file ) – файл на жестком диске (pagefile.sys ; имеет атрибуты Скрытый , Системный ), используемый Windows для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти. По мере необходимости Windows перемещает данные из файла подкачки в оперативную память (для их использования программами) и обратно (для освобождения места для новых данных).

Синонимы : своп-файл; свопинг-файл; файл виртуальной памяти.

Виртуальная память – совокупность оперативной памяти и файла подкачки.

Свопинг (swapping) – подкачка в оперативную память недостающей страницы виртуальной памяти, затребованной программой.

В случае появления сообщений об ошибках, вызванных нехваткой виртуальной памяти, необходимо либо увеличить объем оперативной памяти, либо увеличить размер файла подкачки.

Windows , как правило, автоматически контролирует размер файла подкачки, но если размер по умолчанию недостаточен для удовлетворения потребностей пользователя и системы (или, наоборот, избыточен, что случается чаще!), то его можно изменить вручную.

Как изменить размер файла подкачки

Нажмите Пуск –> Панель управления –> Система,в окне Панель управления –> Все элементы панели управления –> Система выберите меню Дополнительные параметры системы, окне Свойства системы откройте вкладку Дополнительно ;

В разделе Быстродействие нажмите кнопку Параметры, в окне Параметры быстродействия откройте вкладку Дополнительно ;

В разделе Виртуальная память нажмите кнопку Изменить, в окне Виртуальная память снимите флажок Автоматически выбирать объем файла подкачки ;

Выберите диск, на котором будет расположен файл подкачки, установите переключатель Указать размер, в соответствующих полях задайте исходный и максимальный размер файла подкачки в мегабайтах (например, при объеме ОЗУ – 3 ГБ установите размер файла подкачки 1024 МБ , – и исходный, и максимальный);

Нажмите кнопку Задать –> OK, появится окно Свойства системы с сообщением «Для того чтобы сделанные изменения вступили в силу, следует перезагрузить компьютер» , нажмите OK –> OK –> OK, появится окно Microsoft Windows с сообщением ;

Сохраните и закройте все открытые файлы, закройте все запущенные вами программы, нажмите кнопку Перезагрузить сейчас .

Как оптимизировать файл подкачки
Windows активно использует файл подкачки, значительно разгружая оперативную память ПК. По умолчанию (ох уж это пресловутое умолчание Windows!) Microsoft сделала файл подкачки динамическим, то есть размер файла изменяется автоматически, в зависимости от текущей потребности операционной системы, хотя наилучшая производительность системы достигается при статическом файле (не требуется каждый раз изменять размер файла подкачки, исчезает его фрагментация).

Если у вас установлено 2 (или более) жестких диска, рекомендуется перенести файл подкачки с диска, где у вас установлена Windows, на другой жесткий диск.
Если у вас один жесткий диск, создайте на нем дополнительный раздел объемом 2 – 3ГБ. Конвертируйте его в FAT32. Выполните дефрагментацию этого раздела. Укажите расположение файла подкачки на этом разделе. Используйте весь объем этого раздела только для файла подкачки.

Примечания:
1. Чтение данных из оперативной памяти выполняется значительно быстрее, чем с жесткого диска, поэтому для увеличения быстродействия ПК предпочтительнее увеличение объема ОЗУ, чем увеличение размера файла подкачки.
2. Windows 7 задает текущий размер файла подкачки, равный объему установленной оперативной памяти: если объем ОЗУ вашего ПК – 3ГБ, то система автоматически задаст текущий размер файла подкачки – 3ГБ.
3. Как правило, после увеличения размера файла подкачки перезагрузка не требуется, но в случае уменьшения – ПК следует перезагрузить, чтобы изменения вступили в силу.
4. Microsoft не рекомендует отключать и удалять файл подкачки.
Если на Windows XP при достаточном объеме ОЗУ можно было безболезненно отключить файл подкачки (это обратимый процесс – в любой момент вы можете вновь включить использование файла подкачки, если вам покажется, что система стала работать хуже), то на Vista и Windows 7 не рекомендуется это делать, так как при запуске ресурсоемких приложений ОС «достанет» вас сообщениями о «нехватке виртуальной памяти». В таких случаях (при объеме ОЗУ 3ГБ и более), вместо полного отключения, можно уменьшить размер файла подкачки до 500 – 800МБ.

Вконтакте

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Лучшие статьи по теме