Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 8
  • Светофорное регулирование движения значение сигналов светофора. Сигналы светофора

Светофорное регулирование движения значение сигналов светофора. Сигналы светофора

Не все пункты ПДД одинаково понятны начинающему водителю. Немало затруднений вызывают правила проезда перекрестков с дополнительной секцией светофора. Их мы и разберем как в общем, так и на конкретных примерах.

Светофор с дополнительной секцией

Светофоры с дополнительными секциями необходимо отличать от светофоров направлений. Стрелки на последних указывают на запрет, разрешение движения по определенной полосе или группе полос. Каждая стрелка ответственна только за движение по "своей" полосе. Дополнительная секция на светофоре отвечает за поворот с основной полосы движения направо или налево. Такие светофоры нужны для разгрузки оживленных перекрестков: они подсказывают водителю, когда ему можно двигаться дальше. Опытным автовладельцам такое устройство - отличный помощник.

Правила проезда зависят от комбинации загоревшихся секций. Мы имеем перед собой светофор с круглыми сигнальными окнами. На уровне зеленого сигнала у такого устройства расположена либо одна, либо две дополнительные секции.

Нас интересуют три ситуации:

  1. Дополнительное окно выключено.
  2. Дополнительное окно горит вместе с зеленым разрешающим светофорным сигналом.
  3. Дополнительное окно горит вместе с красным запрещающим сигналом.

Из правил ПДД

Рассмотрим важные для нас в этой ситуации правила ПДД:

  • Стрелки красного, желтого, зеленого цветов равнозначны соответствующим круглым секциям. Только отвечают они за движение по указанным на них направлениям.
  • Стрелка, показывающая поворот налево, позволяет сделать и разворот, если это не запрещено конкретной ситуацией.
  • Если зеленая стрелка горит вкупе с красным или желтым основным сигналом, то при повороте нужно уступить дорогу движущимся в приоритете ТС.
  • Если трамвай движется на разрешающий движение сигнал стрелки, когда основная секция горит красным или желтым, он также должен уступить дорогу другим участникам движения.

Дополнительная секция запрещает движение

Начнем рассматривать правила проезда на светофор с дополнительной секцией.

Если боковое окно не горит, либо светится красным, то движение в ту сторону, куда показывает обозначенная на нем стрелка, запрещено! При этом не важно, каким цветом светится основное табло, а также в какую сторону показывает дополнительная секция. Если она выключена, то это - знак,

Дополнительная зеленая стрелка и зеленый сигнал

Здесь мы имеем два положения дел:

  • Светофор с одной боковой стрелкой - правой или левой.
  • Светофор с двумя боковыми стрелками - и правой, и левой.

Правая стрелка отвечает за поворот направо, левая, соответственно, - налево.

Ситуаций, при которых не до конца ясны правила проезда светофора с дополнительной секцией направо или налево, тоже две. Зависят они от возможности в обе эти стороны повернуть. Давайте рассмотрим каждую подробнее:

  • Правая дополнительная стрелка и основной разрешающий сигнал зеленого цвета . Вам разрешен поворот направо. Дорогу в этом случае нужно уступить только пешеходам, которые двигаются по той проезжей части, на которую вы собираетесь выехать. Но так как работа светофоров для пешеходов и водителей слажена, то, скорее всего, для них будет гореть запрещающий красный свет во время вашего движения.
  • Левая дополнительная стрелка и основной запрещающий сигнал красного цвета . Разберем теперь правила проезда светофора с дополнительной секцией "налево". При таком положении дел вам разрешен левый поворот. Препятствий на пути быть не должно, дорогу уступать вам не надо. В нашем государстве с правосторонним движением левая сторона будет больше разгрузочной. Другие участники движения по ПДД не имеют права ехать в сторону вашего поворота. Но при этом помните об исключении - если по "встречке" будет двигаться ТС прямо либо в правую сторону, вы должны уступить ему путь.

Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал

Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.

По проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:

  • Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
  • Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь - надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак "Уступи дорогу" (2.4).

Данная ситуация регулируется п. 13.5 ПДД.

Сочетание зеленой дополнительной секции и основного красного сигнала показывает вам лишь возможность движения в данном направлении. Первоочередное право проезда тут не у вас, а у того водителя, перед которым горят два зеленых сигнала - дополнительный и основной.

Светофор с дополнительной секцией: правила проезда прямо

Прямо двигаться, видя перед собой светофор с дополнительными стрелками, возможно:

  • Если горит основной зеленый сигнал светофора.
  • Если горит основной зеленый сигнал и вместе с ним светится зеленым дополнительная стрелка.

В случае, когда основной сигнал - красный запрещающий, а стрелка светится зеленым, двигаться вам, естественно, нельзя. Таковы несложные правила проезда прямо на светофор с дополнительной секцией.

Дополнительная секция без нанесения стрелки

Правила проезда на светофор с дополнительной секцией не всегда описывают следующую ситуацию: на действующем устройстве установлены боковые окна, но стрелки на них не светятся. Что делать в этом случае?

Итак, вы подъезжаете к перекрестку, загорается основной зеленый свет, а боковая секция в это время неактивна (т.е. не светится ни красным, ни зеленым светом). В этом случае вы просто спокойно совершаете нужный вам маневр.

Ошибки дорожной полиции

Многие новички-водители, досконально не знакомые с правилами проезда на светофор с дополнительной секцией, становятся жертвами недобросовестных дорожных инспекторов.

Типичная ситуация следующая: на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией. Но окно при этом "неправильное" - также светится красным и зеленым светом, но на нем нет контурной стрелки, указывающей, в каком направлении разрешено движение. Водитель, видя что основной свет - зеленый, решает, что теперь поворот возможен, и торопится совершить маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окно. В этот момент его и останавливают инспекторы дорожной службы.

Обвинение следующее: проезд на запрещающий Но в этот момент дорожный полицейский будет неправ - требуйте составление протокола. Так как для водителя обязательными являются только светофоры с дополнительной секцией с нанесением контурной стрелки, указывающей в какую сторону на перекрестке запрещено или разрешено движение. "Неправильные" секции, горящие сплошным светом, он разгадывать не должен.

Светофоры с зеленой стрелкой

В продолжение темы мы не можем не рассмотреть еще одну разновидность светофоров, появившихся совсем недавно. Это обычное трехцветное устройство, где на уровне запрещающей красной секции прикреплена табличка с графически изображенной зеленой стрелкой. Регулируется это новшество п. 20.1 и п. 58.4 ПДД.

Рассмотрим их подробнее:

  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой направо . В этом случае вам необходимо остановить машину на запрещающий красный сигнал. Затем вам разрешено, убедившись в безопасности маневра, осторожно продолжить движение в направлении стрелки. Двигаться можно при этом только из крайней правой полосы, не создавая препятствий для других ТС, чье движение в этом случае в приоритете. Пропустите перед маневром всех пешеходов, идущих на разрешающий сигнал.
  • На уровне красного сигнала табличка с зеленой стрелкой налево (одностороннее движение). Тоже следует остановить ТС перед включением красного сигнала, а затем, соблюдая меры предосторожности, возможно совершить маневр в левую сторону. Движение возможно только после остановки и только из крайней левой полосы. Перед маневром необходимо пропустить пешеходов и другие ТС, чье движение сейчас в приоритете.

Вот мы разобрали все особенности и нюансы движения на светофор с дополнительными секциями. Такие устройства не затрудняют, а наоборот облегчают движение, только поначалу вызывая путаницу в голове у водителя.

ПДД (правила дорожного движения) Российской Федерации 2015.
6. Сигналы светофора и регулировщика

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и белолунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелами. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Перед вами - светофор с сигналом в виде стрелки. Действие включенной красной стрелки запрещает движение в указанном направлении. После включения зеленого сигнала в виде стрелки Вы сможете повернуть направо

В соответствии с предписанием знака «Направление движения по полосам» и указанием сигналов светофора в данной ситуации вы можете выполнить поворот налево или разворот

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Включенные красные Х-образные сигналы реверсивных светофоров запрещают движение по тем полосам, над которыми они расположены. Следовательно, вы не можете в данной ситуации опережать грузовой автомобиль

Так как сигналы реверсивного светофора выключены, вы должны перестроиться на крайнюю правую полосу

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9 , въезд на эту полосу запрещен.

6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами белолунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Значения сигналов светофора с одноцветной сигнализацией: движение разрешено только прямо, движение разрешено налево и направо, движение запрещено.

Такая комбинация сигналов бело-лунного цвета предписывает трамваю остановиться. А вы можете совершить поворот налево

Такая комбинация сигналов Т-образного светофора разрешает трамваю движение прямо, но не направо, как указывают его указатели поворота. Следовательно, трамвай продолжить движение не может, а вы можете проехать перекресток первым

6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам - прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

Руки регулировщика опущены вниз. Вы и встречный легковой автомобиль находитесь со стороны боков регулировщика, что разрешает движение прямо и направо. Поворот налево и разворот запрещены. Вам, для того чтобы повернуть налево, следует остановиться у стоп-линии и дождаться разрешающего сигнала регулировщика. Когда он повернется к вам левым боком и вытянет правую руку вперед - можно начинать движение

Поза регулировщика обозначает, что поворот направо трамваю запрещен. Следовательно, вы можете первым двигаться через перекресток прямо

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам - во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Работающий светофор отменяет действие знака «Главная дорога», поэтому водитель трамвая, двигаясь в направлении стрелки, подчиняется запрещающему знаку основной секции светофора. Он должен уступить дорогу легковому автомобилю, который проезжает перекресток на зеленый сигнал светофора

Так как на регулируемых перекрестках очередность движения определяется сигналами светофора, а не знаками приоритета, встречный легковой автомобиль должен уступить вам дорогу

6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.

6.1. Светофоры управляют дорожным движением с помощью красного, зеленого, желтого и бело-лунного цвета.

В зависимости от подаваемой команды линзы светофора генерируют сигнал в виде одноцветного круга, силуэта велосипеда или пешехода, стрелки или знака «X».
Светофоры, подающие сигналы в виде круга, могут быть дополнительно оборудованы 1-ой или 2-мя секциями, расположенными на одной горизонтали с круглым зеленым сигналом и имеющими изображение зеленой стрелки.

Виды светофоров

По своему назначению светофоры бывают пешеходными и транспортными .
Транспортные светофоры состоят из трех секций, подающих круглые сигналы красного, желтого и зеленого цветов. С их помощью регулируется движение во всех направлениях: налево, направо, прямо и разворот.
У транспортных светофоров с сигналами в виде круга могут иметься дополнительные линзы, размещенные на одной горизонтали с круглым зеленым сигналом. Они подают команды в виде одной/нескольких стрелок, указывающих направление, отличающееся от того, которое показывает основной круглый зеленый сигнал. Обычно это стрелки, указывающие налево (левая линза) или направо (правая линза).
Перемещение велосипедистов и пешеходов регулируется соответственно велосипедными и пешеходными светофорами . Их линзы имеют изображения фигур велосипедиста и пешехода. Светофоры для пешеходов и велосипедистов состоят из двух секций. Одна (верхняя) подает запрещающий красный сигнал, вторая (нижняя) – разрешающий зеленый.
Х-образные светофоры предназначены для управления движением с реверсированием (попеременное движение в обоих направлениях), осуществляемом по специальной (реверсивной) полосе, обозначенной на дороге соответствующей разметкой.

6.2. Светофор подает с помощью круглых сигналов следующие команды.

Мигающий зеленый цвет – движение разрешено, но вскоре будет подан сигнал запрета. Для указания времени, оставшегося до изменения команды, могут применяться цифровые табло, отображающие время в секундах, оставшееся до изменения сигнала.
Сигнал желтого цвета – движение запрещено, но скоро последует смена сигнала. Запрет на движение действует во всех случаях за исключением оговоренного в п. 6.14 ПДД.
Мигающий желтый цвет – движение разрешено. Кроме разрешения движения светофоры с постоянно мигающим желтым светом сообщают о нерегулируемом переходе/перекрестке, а также предупреждают водителя о необходимости повышенного внимания при въезде в особо опасную зону.
Красный постоянный или мигающий сигнал – движение запрещено.
Сочетание желтого цвета с красным – движение запрещено, но вскоре будет подан зеленый сигнал.
Постоянно горящие желтые и красные сигналы – движение запрещено.

Цикличность подачи сигналов светофора организуется таким образом, чтобы транспортные и пешеходные потоки разных направлений не совпадали по фазе. То есть если в одном направлении передается разрешающий сигнал, то на пересекающемся с ним – включен запрещающий.

Отсутствие дополнительной секции рядом с зеленым сигналом сообщает о том, что движение позволено во всех направлениях, но при одном условии – если знаки и/или разметка не содержат дополнительных ограничений. (Например, если на перекрестке, где установлен светофор, имеется знак «Разворот запрещен» или установлен какой-либо предписывающий знак, позволяющий движение в направлении, которое указывает стрелка на знаке (п.п. 4.1.1-4.1.6)).

Желтый сигнал говорит о скорой смене команды и является запрещающим – за исключением моментов, оговоренных в п. 6.14 ПДД.
Ночью в связи со слабым транспортным движением светофоры иногда переключают с режима трехцветной сигнализации на режим желтого мигающего сигнала, делая таким образом данный участок дороги нерегулируемым. При его переезде водители должны исходить из того, что на этом участке действуют правила нерегулируемых перекрестков, определяемые установленными знаками приоритета.
Постоянно мигающий красный сигнал светофора движение запрещает. Обычно эта сигнализация устанавливается перед ж/д переездами. Комбинация желтого и красного цветов запрещает движение, сообщая одновременно водителям о том, что очень скоро загорится зеленый сигнал.

6.3. Трехцветные стрелки на линзах светофора имеют то же разрешающее/запрещающее значение, что и круглые сигналы такого же цвета, только их действие относится к направлению, которое указано стрелкой. Стрелка, дающая разрешение на левый поворот, разрешает и разворот – при условии, что он не запрещен установленным дорожным знаком.
Дополнительная секция с зеленой стрелкой имеет аналогичное значение. То есть позволяет движение в направлении, указываемом стрелкой. Если сигнал дополнительной секции выключен, или включен красный цвет, это сообщает о запрете движения в направлении, регулируемом данной секцией.

На всех линзах светофоров направлений имеются изображения стрелки. С их помощью регулируется движение на полосах, которые расположены под этими светофорами. Команды светофоров направлений ничем не отличаются от сигналов обычных светофоров – за исключением того, что их действие распространяется не на всю дорогу, а только на конкретную полосу/полосы.

Дополнительные секции светофора позволяют движение в том направлении, куда показывают стрелки, – но только тогда, когда последние включены. При этом действует правило п. 13.5 ПДД, которое говорит, что если в одно время с зеленой стрелкой дополнительной секции линза основной секции горит красным цветом, то водитель, двигающийся в направлении, которое указывает зеленая стрелка, должен уступать дорогу транспорту, который двигается с иных направлений.

6.4. Контурные черные стрелки, изображенные на зеленой линзе основного сигнала светофора, сообщают о наличие дополнительной секции и одновременно предписывают движение в ином направлении, чем то, на которое показывает дополнительная секция.

Необходимость информации о наличие дополнительной секции объясняется тем, что ночью ее корпус иногда сливается с темным фоном, и пока ее стрелка не загорится, водители могут не подозревать о том, что имеется дополнительная секция.

Черная стрелка, нанесенная на зеленую линзу основного сигнала и сообщающая о том, что имеется дополнительная секция, предоставляет водителям исчерпывающую информацию обо всех возможных направлениях движения.

Сигналы для управления движением пешеходов и велосипедистов

6.5. Сигнал, изображающий силуэт пешехода/велосипедиста, актуален только для пешехода и велосипедиста. Запрет или разрешение на движение определяется цветом сигнала, который имеет стандартное значение, – красный запрещает, зеленый разрешает движение.

Движение велосипедистов может регулироваться также круглыми сигналами небольшого размера. О том, что они служат для управления движением велосипедистов, говорит белая табличка размером 20Ч20 см, на которую черными линиями нанесен контур велосипеда.
Светофоры, управляющие движением велосипедистов и пешеходов, имеют две секции, на линзах которых имеются силуэты велосипеда и пешехода. Верхняя секция с красной линзой движение запрещает, нижняя с зеленой – разрешает.

Звуковые сигналы для слепых пешеходов

Иногда установленные для пешеходов цветовые сигналы, разрешающие или запрещающие пересечение дороги, дополняются звуковыми – для информирования слепых или плохо видящих пешеходов.
Звуковой сигнал в районе светофоров (чаще всего расположенных на регулируемых пешеходных переходах, но иногда и вне их), говорит о том, что в этой зоне нередко появляются слепые пешеходы.
Согласно пункту 14.5 ПДД водители всегда (независимо от того, есть в этом месте пешеходный переход или его нет) должны пропускать слепых пешеходов. Обычно их можно распознать по трости в руке, причем она не обязательно должна быть белого цвета. Звуковой сигнал помогает слепым пешеходам лучше ориентироваться в дорожной обстановке.

Реверсивные светофоры

6.7. Дорога может иметь реверсивные полосы, по которым допустимо движение в обе стороны. Такие полосы обозначают разметкой 1.9 (двойная прерывистая линия). Движением по ним управляют реверсивные светофоры. Причем свое действие последние распространяют только на полосы, расположенные под ними.

Регулировка движения ТС по полосам, служащим для перемещения транспорта в 2-х разнонаправленных направлениях, производится с помощью реверсивных светофоров. Они имеют два основных сигнала – X-образный красный или зеленый в виде стрелки, указывающей вниз. Красный сигнал накладывает запрет на движение по полосе, которая находится под ним, зеленый, соответственно, разрешает движение.

Помимо основных сигналов (красного и зеленого), реверсивный светофор может иметь дополнительный желтый сигнал. Он представляет собой стрелку, расположенную по диагонали, указывающую вниз-налево или вниз-направо. Включение этой стрелки сообщает о скорой смене сигналов и требует перестроения на полосу, указываемую стрелой.

Если реверсивный светофор, находящийся над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, выключен, то движение по этой полосе запрещено.

«Светофоры для трамваев»

Движение маршрутных ТС (трамваев, автобусов и пр.), перемещающихся по выделенным полосам, может управляться светофорами с круглыми одноцветными линзами бело-лунного цвета. В народе их называют «светофорами для трамваев».

Располагаются такие светофоры в форме буквы «Т» (три верхних сигнала расположены горизонтально, нижний – по центру относительно верхних) и разрешают движение только при одновременном включении нижнего сигнала и какого-нибудь/каких-нибудь из верхних. Разрешенное направление движения определяется местоположением включенного верхнего сигнала. Если включен левый сигнал, значит, разрешено движение налево, если правый – направо, средний – прямо. Если включены все верхние сигналы, а нижний выключен, значит, движение запрещено.

«Трамвайные» светофоры управляют движением маршрутных ТС, перемещающихся по выделенным полосам. Согласно п.п.13.6 и 13.11 ПДД при одинаковых правах с безрельсовыми ТС трамваи в этом случае имеют преимущество. Это означает, что если на «трамвайном» светофоре горит сигнал, одновременно разрешающий движение безрельсовому ТС и трамваю, то водитель безрельсового ТС должен пропустить трамвай.

Подобное правило действует и тогда, когда «трамвайный» светофор соседствует с обычным трехцветным. То есть трамвай и здесь имеет преимущество в движении перед безрельсовыми ТС. Чтобы не возникало противоречий в интерпретации сигналов обычных и «трамвайных» светофоров, все водители независимо от того, каким транспортом они управляют, должны знать, что означают бело-лунные сигналы Т-образных светофоров.

Сигналы, подаваемые светофорами на ж/д переездах

6.9. Бело-лунный мигающий сигнал светофора разрешает движение по переезду. Если красный и мигающий бело-лунный сигналы выключены, движение позволяется только тогда, если в пределах видимости не наблюдается приближающегося поезда, локомотива или дрезины.
Светофоры, установленные на ж/д переездах, могут подавать следующие комбинации сигналов:
красный одиночный мигающий – движение запрещено;
два горизонтально расположенных красных сигнала, мигающих попеременно, – движение запрещено;
одиночный бело-лунный, мигающий с малой частотой при выключенных красных сигналах – движение разрешено.

Если не горят никакие сигналы, светофор считается неработающим. Это означает, что ж/д переезд является нерегулируемым, и его пересечение требует от водителя особого внимания. Если на переезде имеются знаки приоритета (чаще всего это знак, запрещающий движение без остановки), то при неработающем светофоре их требование должно быть выполнено.

Сигналы регулировщика

Для подачи сигналов регулировщиком используются жесты рук. Возможна подача других сигналов, которые могут быть понятны пешеходам и водителям.

Чтобы улучшить видимость подаваемых руками сигналов, может использоваться красный диск со световозвращателем или жезл.
6.10. Регулировщик подает следующие сигналы.

Руки опущены или вытянуты в стороны
В этом случае транспорту и пешеходам, находящимся с левого и правого бока от регулировщика, разрешено следующее движение:
безрельсовым ТС – прямо и направо;
трамваю – прямо;
пешеходам – через проезжую часть.
Транспорту и пешеходам, находящимся спереди и сзади регулировщика, движение запрещено.
Правая рука вытянута вперед
В этом случае ТС, находящимся с левого бока, разрешается движение:
трамваям – налево;
безрельсовым ТС – в любых направлениях.
ТС, находящимся спереди, можно двигаться только направо.
ТС, находящимся справа и сзади, движение запрещено.
Пешеходы могут переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука поднята вверх
Всем ТС и пешеходам движение запрещено, – исключая те случаи, которые предусмотрены п. 6.14 ПДД.
Для лучшего усвоения сигналов регулировщика нужно понять, прежде всего, следующее.

Есть 4 возможных направления движения относительно регулировщика: правая сторона, левая сторона, грудь, спина. Два из этих направлений запрещают движение, другие два – разрешают.

Со стороны спины движение запрещено всегда. С правой стороны движение запрещено, если регулировщик протянул руку вперед.
Вытянутые руки регулировщика указывают те направления, с которых движение разрешено.

Безрельсовые ТС должны двигаться в направлениях, указываемых положением рук регулировщика («из «рукава в рукав»»). При этом им разрешено поворачивать направо. Разворот и поворот налево разрешены, если «траектория рук» по ходу движения ТС указывает поворот налево.

Трамваям движение разрешается только из «рукава в рукав» инспектора.
Согласно п. 8.5 ПДД перед выполнением требования инспектора на разворот или поворот водитель обязан переместиться на крайнюю полосу дороги. Если стоят знаки 5.15.2 и 5.15.1 или имеется разметка 1.18, регламентирующая направление движения по полосам, перестраивание для разворота и поворота выполняется в соответствии с их указаниями.
Действия водителя при команде остановиться

6.11. Требование водителю транспортного средства остановиться может подаваться с использованием громкоговорящего устройства или рукой, направленной в сторону ТС. В ответ на это требование водитель обязан остановиться в указанном ему месте.
Сигналы регулировщика имеют приоритет перед всеми прочими (дорожной разметкой и знаками) и должны исполняться вне зависимости от команд последних.

В ответ на указание остановиться водитель обязан подъехать к месту, указанному регулировщиком или инспектором, – соблюдая при этом все правила. Последнее означает, что он должен включить сигнал поворота, убедиться, что его поворотом не будет создано помех прочим участникам движения, подъехать в нужное место и остановиться.

Выходить из машины не требуется, но и не возбраняется, если этого, по мнению водителя, требует удобство разговора. Инспектор со своей стороны должен подойти к водителю транспортного средства, представиться и пояснить причину остановки.
Использование регулировщиком свистка

6.12. Для привлечения внимания водителей и пешеходов к сигналам регулировщика, может применяться свисток. Он используется инспектором, регулирующим движение, во всех сложных ситуациях, возникающих не только на перекрестках, но на любом участке дороги.
Определение места остановки ТС

6.13. Если регулировщиком или светофором (за исключением реверсивного) подан запрещающий сигнал, водители обязаны остановить транспорт перед стоп-линией (зн. 6.16).

Если стоп-линия отсутствует, место остановки транспорта определяется следующим образом:
На перекрестке. Перед проезжей частью дороги, пересекающей направление, в котором двигается ТС (согласно п. 13.7 ПДД). При этом помех пешеходам создаваться не должно.
Перед ж/д переездом. Согласно п. 15.4 ПДД.
В прочих местах. Перед регулировщиком или светофором. Остановившийся транспорт не должен мешать перемещению пешеходов и ТС, которым разрешено двигаться.

В местах, где движением управляют светофоры или регулировщики, согласно п.п. 6.2 и 6.1 настоящего раздела от водителей транспортных средств требуется прекратить движение. Место остановки определяется следующим образом.

Прежде всего, нужно посмотреть, есть ли на дороге разметка стоп-линии (п. 1.12) и соответствующий знак «Стоп-линия» (6.16). Согласно п. 6.13 остановка должна быть произведена без заезда за указанную знаком или разметкой границу. Игнорирование водителем этих требований грозит ему штрафом в соответствии со ст. 12.12 части 2 КоАП.

Иногда видимость разметки может быть снижена из-за стертости, покрытия снегом, грязью или вследствие других обстоятельств, а знак 6.16 может быть не установлен.

Возможна также ситуация, когда непосредственно за светофором располагается пешеходный переход, граничащий с пересекаемой дорогой.
В этом случае возникает проблема выбора места остановки, поскольку остановка ТС на пешеходном переходе создаст помеху пешеходам, а остановка за переходом будет препятствовать транспорту, двигающемуся по пересекаемой дороге.

Правильным решением в этом случае будет остановка на линии расположения светофора, или, что еще лучше, остановиться следует, немного не доезжая до линии, – чтобы можно было видеть сигналы светофора.

Действия водителей и пешеходов в ответ на желтый сигнал светофора

6.14. Водители, которым подан желтый сигнал светофора (или равнозначное ему поднятие руки регулировщика), должны остановиться. Но если ТС движется быстро, и остановка невозможна без экстренного торможения, то в местах, которые определены п. 6.13 ПДД, можно не останавливаться.

Пешеходы, которых сигнал застал на проезжей части, должны ее освободить. При невозможности сделать это, им нужно остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные транспортные потоки.

Если зеленый сигнал светофора сменяется желтым, а транспортное средство имеет высокую скорость движения, которая не позволяет остановиться в нужном месте без экстренного торможения, водителю дано право согласно п. 6.14 продолжить движение. Наличие этого правила побуждает некоторых водителей проезжать на желтый свет светофора даже, если они могут остановиться без форсированного торможения.

Такое поведение несет в себе потенциальную опасность, поскольку случается, что на пересекаемом направлении в это время другой водитель начинает движение, не дождавшись, пока желтый сигнал его светофора сменится разрешающим зеленым. Результат такой ситуации – ДТП, в которое попадают водители, экономящие время в ущерб безопасности.

Пешеходы могут попасть в сложную ситуацию при смене разрешающих сигналов на запрещающие гораздо чаще. Особенно те из них, кто не способен быстро перебежать дорогу или возвратиться обратно. Единственный приемлемый безопасный вариант для них – остановиться на линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.

Приоритеты сигналов

6.15. Пешеходы и водители обязаны выполнить требование подаваемых регулировщиком сигналов даже, если они находятся в противоречии с дорожными знаками, разметкой или сигналами светофора.

Если в противоречие вступают дорожные знаки с сигналами светофора, то приоритет имеют последние. То есть водители в таких случаях должны поступать согласно сигналам светофора.

Дорожные знаки приоритета действуют тогда, когда светофор выключен или передает мигающий желтый сигнал.

Светофоры, работающие в обычном режиме смены красного-желтого-зелного сигнала, отменяют установленные знаки приоритета. Водители в данном случае должны игнорировать знаки приоритета и выполнять только сигналы, подаваемые светофором.

Действия инспектора, регулирующего дорожное движение, наделены высшим приоритетом по отношению к дорожным знакам, разметке и сигналам светофора. Команды регулировщика обязательны для водителей даже при их противоречии другим сигналами и командам, подаваемым разметкой, знаками или светофором.

Регулировщик движения не обязательно должен являться сотрудникам полиции. Им может быть дежурный на паромной переправе или ж/д переезде, служащий дорожно-эксплуатационной службы. Главное, чтобы ими в это время исполнялись их служебные обязанности.
Звуковой сигнал на ж/д переездах

6.16. На ж/д переездах вместе с мигающим красным сигналом светофора иногда подается звуковой сигнал – в качестве дополнительного команды, запрещающей перемещение через переезд. Обычно такой сигнал представляет собой звонок, привлекающий внимание подъезжающих/подходящих к переезду водителей и пешеходов и предупреждающий их о том, что путь через железнодорожный переезд закрыт. Звонок включается перед закрытием шлагбаума одновременно со светофором.

Зеленый сигнал светофора разрешает всем транспортным средствам, в том числе трамваю, движение во всех направлениях; пешеходам разрешается переходить проезжую часть улицы.

Двигаясь на зеленый сигнал светофора, водитель нерельсового транспортного средства должен учитывать следующие обстоятельства:

независимо от расположения трамвайных путей и направления движения трамвай пользуется преимущественным правом движения. Поэтому прежде чем пересечь полотно трамвайных путей, необходимо убедиться в отсутствии трамвая, а при его приближении остановиться и не создавать помех его движению;

для того чтобы повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении, следует выехать на середину перекрестка, пропустить транспортные средства, движущиеся со встречного направления прямо или направо, а также завершающие обгон в попутном направлении (рис. 16);

при повороте налево или направо следует пропускать пешеходов, идущих на зеленый сигнал светофора.

Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает о том, что вскоре будет включен желтый сигнал. Он не запрещает въезжать на перекресток или на другой регулируемый участок. Однако, приближаясь к регулируемому участку, где в светофоре включился зеленый мигающий сигнал, необходимо учитывать, что продолжительность его мигания 4-7 с, поэтому, сообразуясь со скоростью движения и расстоянием до линии "Стоп", водитель должен либо проехать при этом сигнале, не повышая скорости движения, либо принять меры к плавному торможению и остановке.

Желтый сигнал светофора запрещает выезд на перекресток или пешеходный переход, а если этот сигнал застал водителя на перекрестке или пешеходном переходе, то следует продолжить движение и освободить перекресток (пешеходный переход). Если желтый сигнал включился после зеленого сигнала, когда водитель находился на очень близком расстоянии от перекрестка и не мог остановить транспортное средство, не создав вследствие резкого торможения опасности наезда на него сзади или заноса автомобиля, он должен продолжать движение и освободить перекресток.

Пешеходам при желтом сигнале светофора запрещается выходить на проезжую часть для перехода улицы, а те из них, которые в момент включения желтого сигнала находились на пешеходном переходе, должны закончить переход или остановиться на - "островке безопасности", а при его отсутствии - на середине проезжей части.

Желтый мигающий сигнал светофора предупреждает водителей об опасности проезда перекрестка (пешеходного перехода), однако он не запрещает движения. Очередность проезда перекрестков в этом случае такая же, как и на нерегулируемых перекрестках: водители должны руководствоваться знаками приоритета.

Красный сигнал светофора запрещает движение транспортных средств, в том числе и трамваев, а также пешеходов. Красный мигающий сигнал светофора запрещает движение всех транспортных средств, в том числе и трамваев, а также пешеходов.

Красный сигнал, включенный одновременно с желтым, предупреждает о том, что вскоре будет включен зеленый сигнал. Движение при этом сочетании сигналов запрещено.

Стрелка в дополнительной секции светофора служит сигналом, разрешающим движение через перекресток в указанном направлении, но до включения стрелки двигаться в направлении, куда она обращена, запрещено. При стрелке, указывающей поворот налево, разрешен и разворот. Сигнал "стрелка" разрешает движение в указываемом направлении при любом основном сигнале светофора: зеленом, красном или желтом, однако право водителей на движение при разных сигналах неодинаковое. Если "стрелка" в дополнительной секции включена одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущественное право проезда перекрестка в указываемом ею направлении. При этом сигналы, подаваемые светофорами в других направлениях, включаются таким образом, чтобы не было взаимных помех движению. Если "стрелка" включена с красным или желтым сигналом светофора, водители, проезжая перекресток в указанном стрелкой направлении, обязаны уступать дорогу всем транспортным средствам, проезжающим с других направлений.

В светофорах, предназначенных для регулирования движения по отдельным полосам, зеленый сигнал в форме стрелы , направленной вниз, разрешает движение по той полосе, над которой он расположен.

При выключенном светофоре въезд на полосу, обозначенную двойными продольными прерывистыми линиями, запрещен.

Сигналы светофоров, предназначенных для регулирования движения трамваев, троллейбусов и маршрутных автобусов (рис. 17), имеют следующее значение, когда включены:

все четыре сигнала - разрешается движение прямо, повороты направо и налево, а также разворот (рис. 17, а);

два сигнала - нижний и верхний средний - разрешается движение прямо (рис. 17, б);

два сигнала - нижний и верхний левый - разрешается поворот налево и разворот (рис. 17, в);

два сигнала - нижний и верхний правый - разрешается поворот направо (рис. 17, г);

три сигнала - нижний, верхний средний и верхний левый - разрешается движение прямо, поворот налево и разворот (рис. 17,д);

три сигнала - нижний, верхний средний и верхний правый - разрешается движение прямо и поворот направо (рис. 17, е);

три сигнала - нижний, верхний правый и верхний левый - разрешаются повороты направо и налево; а также разворот (рис. 17, ж);

три верхних сигнала - движение запрещается (рис. 17, з).

Сигналы светофоров, предназначенных для регулирования движения пешеходов, просты и их смысловое значение вытекает из символического изображения или надписей. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале (силуэте) этого светофора. Мигание зеленого сигнала данного светофора предупреждает, что вскоре будет включен красный сигнал.

Управляют светофорами вручную или автоматически. При ручном управлении регулировщик поворачивает рукоятку или нажимает кнопку пульта управления (переключателя), установленного поблизости. При автоматическом управлении сменой сигналов управляют индивидуальные автоматы, . обслуживающие только один перекресток, или специальные приборы, установленные на центральной станции, с которыми светофоры связаны электрокабелем. Применяют автоматы с так называемыми "вызывными" устройствами. При этом на одну из улиц (дорог), имеющую значительно большую интенсивность, все время подается зеленый сигнал. Когда транспортные средства приближаются по второстепенной дороге к перекрестку, то они воздействуют на датчики, вмонтированные в покрытие проезжей части или установленные около дороги, и автомат, по истечении некоторого времени, переключает сигналы светофоров, которые затем автоматически переключаются в исходное положение.

Широкое распространение получают различные системы координированного автоматизированного регулирования движения. При наиболее распространенной координированной системе сигналы в светофорах, расположенных на одной дороге, переключаются так, чтобы автомобиль, прошедший при зеленом сигнале первый светофор и движущийся с установленной для этой дороги скоростью, проезжал бы без задержки все перекрестки (принцип так называемой "зеленой волны").

Более совершенным является использование в аппаратуре, обеспечивающей "зеленую волну", специальных электронных датчиков и счетно-решающих устройств, автоматически изменяющих расчетную скорость "волны" (в зависимости от условий движения), в сочетании со световым табло, указывающим рекомендуемую скорость транспортных средств.

Совместно со светофорами на перекрестке устанавливают дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" или 2.5 "Движение без остановки запрещено". При обычной работе светофоров эти знаки никакого значения для установления порядка движения не имеют. Смысл их установки состоит в том, что при отказе в работе светофора или при переводе его на режим желтого мигания знаки вступают в действие, и водители обязаны ими руководствоваться. Таким образом, при отказе в работе светофоров условия безопасности движения обеспечиваются благодаря установке этих знаков.

Сигналы светофора на первый взгляд все очень просты и с детства мы все их знаем. Красный – стой, желтый – готовься, зеленый – иди. Это очень простое правило. В этой статье мы посмотрим на это правило глубже в рамках и найдем все подводные камни, спрятанные в сигналах светофора. Наиболее интересными будут сигналы, которые находятся в дополнительной секции светофора и какие сигналы в этой секции могут быть. Мы рассмотрим 6 главу Правил дорожного движения в части регулирования движения через перекресток сигналами светофора.

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Сигналы светофора бело-лунного цвета, в виде силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные в рамках этой статьи мы рассматривать не будем.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

  • Зеленый сигнал разрешает движение;
  • Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
  • Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
  • Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
  • Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Этот пункт ПДД описывает круглые сигналы светофора. Самый обычный светофор, который чаще всего встречается на дорогах.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Первое на что следует обратить внимание, что сигналы выполнены в виде стрелок, т.е. стрелка является сигналом. Сигнал не является круглым. Под это определение не подходят сигналы светофора с контурной стрелкой и п.6.3 ПДД для них не применим.

Второй немаловажный момент, сигналы светофора выполненные в виде стрелок регулируют только указанные направления. Например, если горит красная стрелка направо, то движение запрещено только направо, движение прямо, поворот налево и разворот этим сигналом не регулируются.

Аналогично и с сигналом зеленой стрелки, но только при условии, что стрелка находится в основной секции светофора. Определить, например в темное время суток, основная это секция светофора или дополнительная очень просто – если секция дополнительная, то обязательно должен гореть какой-либо сигнал в основной секции светофора, если кроме стрелки других сигналов нет, то это означает, что стрелка находится в основной секции.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

В этом пункте описывается назначение контурной стрелки сигнала светофора. Мы видим, что контурная стрелка может быть нанесена только в основной секции, и только на зеленый сигнал светофора и в отличии от сигнала в виде стрелки контурная стрелка разрешает движение только в указанных направлениях. В других направлениях движение запрещено.

На этом мы могли бы закончить наш материал, если бы не одна очень часто встречающаяся ситуация на практике. Нам нередко встречается светофор с таким сигналом:

Перед нами светофор с дополнительной секцией и круглым сигналом. Казалось бы согласно пункту 6.3 двигаться по направлению регулируемому этой секции запрещено.

Но давайте разберемся:

  • Согласно п.6.2 круглый зеленый сигнал разрешает движение во всех направлениях, п.6.3 регулирует сигналы светофора, выполненные в виде стрелок, в этом случае п.6.3 не применим.
  • Дополнительная секция может быть не видна в темное время суток, а сигналы светофора не могут иметь разное значение в зависимости от времени суток.
  • Направление регулируемое дополнительной секцией нам неизвестно, известно только, что оно “иное”, от сигнала в основной секции, а в основной секции у нас зеленый сигнал, разрешающий движение во всех направлениях,
  • Дополнительная секция может вообще не содержать сигнала светофора, а использоваться например для таймера.

Таким образом при данном сигнале светофора согласно п.6.2 движение разрешено во всех направлениях, если не установлено иных запретов знаками или разметкой.

Ответ УМВД

Подведем краткий итог:

  • Круглый сигнал светофора распространяется на все направления,
  • Сигнал светофора выполненный в виде стрелки в основной секции распространяется только на указанное направление и не регулирует движение в иных направлениях,
  • Сигнал светофора выполненный в виде стрелки в дополнительной секции распространяется только на указанное направление и запрещает движение в иных направлениях,
  • Круглый сигнал светофора на который нанесена контурная стрелка распространяется только на указанное направление и запрещает движение в иных направлениях.

А вот так видит ситуацию телепередача “Главная дорога” на НТВ.

Дорог вам без препятствий!

Лучшие статьи по теме