Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Железо
  • Регулирует информационное право. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций

Регулирует информационное право. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая "шпора", написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Информационному праву, а остальное - дело техники.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.
Информационное право – новая, только формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества.

В литературе информационное право рассматривается в следующих значениях:
– как наука;
– как отрасль права;
– как учебная дисциплина.

Наука информационного права исследует нормы, регулирующие общественные отношения в информационной сфере, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.
Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Исследования в области информационного права находят свое выражение в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернете.

Информационное право как система норм, регулирующих информационные отношения, имеет целью исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений, выявление объектов и субъектов информационных правоотношений, подготовку проектов нормативных правовых актов в области действия информационного права, оценку эффективности проектов этих актов с применением информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ: ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ И НЕДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
6. ПРЕДМЕТ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
7. МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ
16. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
17. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОИСКА, ПОЛУЧЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
18. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ПЕРЕДАЧЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
19. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СОЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИХ СЕТЕЙ, СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
20. ПРАВО НА ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
21. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ. ЗАПРОС
22. ЗАЩИТА ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
25. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
26. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
28. МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ
29. СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ ИНФОРМАЦИИ
30. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
31. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА
32. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
33. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
34. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ДОКУМЕНТА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
35. ХРАНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА
36. ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ
37. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ
38. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ПРЕДМЕТ, ИЗЪЯТЫЙ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА
39. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИХ СЕТЕЙ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ: ИНТЕРНЕТ, ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, ЦИФРОВАЯ СВЯЗЬ И ДР
40. ПАТЕНТ
41. НОУ-ХАУ
42. СМИ
43. УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕДАКЦИИ
44. КОММЕРЧЕСКАЯ И БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА
46. ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА
47. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
48. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
49. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
50. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
51. ЗАЩИТА ПРАВ НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ
52. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
53. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
54. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
55. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
56. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
57. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
58. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО
60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ
62. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВЯЗЬ
63. АВТОРСКИЕ ПРАВА И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА
64. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР
65. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
66. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
67. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ
68. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
70. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
71. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
73. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
74. СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»
75. СПС «ГАРАНТ»
76. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
77. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЗА РУБЕЖОМ
78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ
80. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
81. АРХИВНОЕ ДЕЛО
82. ПОРЯДОК ДОСТУПА К АРХИВНЫМ ФОНДАМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
83. ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СМИ
84. РЕКЛАМА
85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ
86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
87. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
88. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
89. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
90. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА.

2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002. – 512 с.

В учебнике, подготовленном заведующим кафедрой правовой информатики Московской государственной юридической академии профессором В.А. Копыловым на основе опыта преподавания информационного права в МГЮА, рассмотрены все основные вопросы учебной программы, относящиеся к Вводной, Общей и Особенной частям курса.

В приложениях помещены: программа курса; словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства; перечень актов и норм актов информационного законодательства; рекомендуемая литература.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, в которых изучается информационное право. Будет полезен для всех, кто интересуется проблемами информатизации.

Формат: doc / zip

Размер: 421 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip

Размер: 1 ,72 Мб

/ Download файл

Оглавление
ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО 8
1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления 8
1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава) 10
1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества 13
1.4. Цель настоящего учебника 13
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 13
2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права 13
2.1.1. Определение понятия «информация» 13
2.1.2. Информация в актах действующего законодательства 13
2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе 13
2.1.4. Классификация информации по доступу к ней 13
2.1.5. Юридические особенности и свойства информации 13
2.2. Модель информационной сферы 13
2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации 13
2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации 13
2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг 13
2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности 13
ОБЩАЯ ЧАСТЬ 13
ГЛАВА 3 ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 13
3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права 13
3.2. Информационные права и свободы - фундамент информационного права 13
3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом 13
3.4. Методы информационного права 13
3.5. Принципы информационного права 13
3.6. Субъекты информационного права 13
3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права 13
3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере 13
3.8.1. Информационное право как наука 13
3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права 13
3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина 13
3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере 13
ГЛАВА 4 ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 13
4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика 13
4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения 13
4.3. Классификация информационных правоотношений 13
4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 13
4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 13
4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения 13
4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности 13
ГЛАВА 5 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 13
5.1. Информационное законодательство - основной источник информационного права 13
5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации 13
5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства 13
5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей 13
ГЛАВА 6 ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 13
6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации 13
6.2. Основные субъекты правоотношений 13
6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 13
ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА 13
7.1. Вопросы информационной собственности 13
7.2. Модель гражданского оборота информации 13
7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации 13
ГЛАВА 8 ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 13
8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов 13
8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов 13
8.3. Правовой режим документированной информации 13
8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации 13
8.5. Документированная информация в международном информационном обмене 13
ГЛАВА 9 ИНФОРИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 13
9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения 13
9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 13
9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 13
ГЛАВА 10 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 13
10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 13
10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 13
10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 13
10.4. Защита прав и свобод в информ. сфере в условиях информатизации 13
10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 13
ГЛАВА 11 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ 13
11.1. Интернет и правовая система 13
11.1.1. Интернет как виртуальная среда 13
11.1.2. Правовые аспекты Интернет 13
11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет 13
11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет 13
11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет 13
11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет 13
11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет 13
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 13
ГЛАВА 12 ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 13
2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности 13
12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права 13
12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства 13
12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных 13
12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем 13
12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права 13
12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау 13
ГЛАВА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 13
13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации 13
13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации 13
13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации 13
13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации 13
13.2.3. Распространение массовой информации 13
13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями 13
13.2.5. Правовой статус журналиста 13
13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации 13
13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации 13
13.3. Государственная поддержка средств массовой информации 13
13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации 13
13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов 13
13.6. Реклама 13
13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации 13
13.8. Средства массовой информации и Интернет 13
13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом 13
13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в США 13
13.10.1. Свобода самовыражения 13
13.10.2. Диффамация 13
13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности 13
13.10.4. Защита истопников информации 13
13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации 13
ГЛАВА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 13
14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации 13
14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела 13
14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание. 13
14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела 13
14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела 13
14.6. Организация взаимодействия библиотек 13
14.7. Экономические аспекты библиотечного дела 13
14.8. Авторское право в деятельности библиотек 13
ГЛАВА 15 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АРХИВОВ 13
15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации 13
15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов 13
15.3. Правовой режим архивов 13
15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации 13
15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов 13
15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов 13
15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах 13
15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела 13
ГЛАВА 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 13
16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну 13
16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны 13
16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне 13
16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание 13
16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну 13
16.6. Рассекречивание сведений и их носителей 13
16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну 13
16.8. Защита государственной тайны 13
16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 13
ГЛАВА 17 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 13
17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну 13
17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 13
17.3. Правовой режим коммерческой тайны 13
17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях 13
17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны 13
17.6. Защита прав на коммерческую тайну 13
ГЛАВА 18 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 13
18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных 13
18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 13
18.3. Правовые основы работы с персональными данными 13
18.4. Права субъекта персональных данных 13
18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных 13
18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными 13
18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных 13
Приложение СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АКТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 13

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационное право как отрасль права, область правоведения и учебная дисциплина. Определение предмета, понятийный аппарат и основные методы. Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Рассмотрение круга общественных отношений, регулируемых административным правом. Право Республики Беларусь как основной государственный регулятор социальных связей. Классификация управленческих отношений и методы их законодательного регулирования.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Развитие процесса становления информационного общества в России. Современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, пути совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2012

    Сущность термина "земельное право", его нормы и цель. Влияние изменений в экономике на земельные отношения. Особенности земли - природного объекта и ресурса. Земельное право - наука и учебная дисциплина. Предмет, объекты и особенности земельного права.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

Обобщение всех правовых признаков участников правоотношений (индивидуальных или коллективных) позволяет привести типичный для всей национальной правовой системы состав субъектов информационного права", граждане (физические лица), организации (юридические лица), публичное образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), государство. Такая классификация субъектов концентрированно выражает политические и социально-экономические особенности правовой опосредованности жизнедеятельности субъектов информационной сферы.

В законе в отдельных случаях прямо указывается, например, в п. 2. ст. 6 Закона «Об информации» на существование таких субъектов информационного права: «Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование».

Граждане представляют самую распространенную разновидность индивидуальных субъектов информационного права. Нередко в законе не проводится различие между гражданами и физическими лицами, поэтому в тексте нормы информационного права указывается их одноименность - «граждане (физические лица)». Иногда упоминается только физическое лицо. Например, в законе «О персональных данных» субъектом персональных данных является физическое лицо, а не гражданин.

К юридическим лицам (субъектам информационного права) относятся такие коллективные участники правоотношений, которые наделяются правом специфическими правовыми признаками при выполнении ими социально-экономических и оперативно-хозяйственных функций. В рыночных отношениях такие функции выполняются индивидуальным предпринимателем. Например, оператор связи - юридическое ли цо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Закона «О связи»).

Нередко, расшифровывая наименование субъекта, в законе упоминается слово «лицо» для того, чтобы не делать различие между граж- данами-предпринимателями (индивидуальными субъектами информационного права) и юридическими лицами (коллективными субъектами информационного права). Например, в законе «Об информации» владелец сайта в сети «Интернет» определяется как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте».

К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, которые вступают в информационные правоотношения в тех случаях, когда подчеркивается их властно-публичный характер. Такие отношения возникают на конституционном уровне деятельности информационного права. Например, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы информации и связи отнесены к предмету ведения Российской Федерацией, а не субъекта РФ, хотя, как правильно подчеркивает И.Л.Бачило, «в этой сфере существует и определенный объем ведения субъектов РФ и формируется сфера совместного ведения в ИКТ, хотя об этом прямо и не сказано в ст. 72 Конституции РФ» .

Государство как субъект информационного права вступает в информационные правоотношения в лице органов государственной власти, которые при выполнении властных функций обладают специфическим правовым статусом (правосубъектностью), который оформляется категорией «компетенция». В этом понятии обобщаются не только совокупность полномочий и обязанностей органов государственной власти, но и их подведомственность, т.е. круг (пределы) дел и вопросов, которые находятся в их ведении.

Органы государственной власти занимают ведущее место в государственном управлении информационными процессами. Основные направления деятельности органов государственной власти как субъектов информационного права сводятся к следующим функциям:

  • ? информатизация (создание и эксплуатация крупных государственных информационных систем);
  • ? управление государственными информационными ресурсами, в том числе базами данных, реестровой информации, фондами архивов, библиотек и др.;
  • ? предоставление государственных и муниципальных услуг;
  • ? организация контроля и надзора в информационной сфере, в том числе при обработке персональных данных, распространении информации в сети «Интернет», в рекламной деятельности, в области лицензирования и др.;
  • ? обеспечение информационной безопасности, в том числе в деятельности по защите информации ограниченного доступа, защите информационной инфраструктуры и др.

В конкретных информационных правоотношениях каждый участник при реализации своих информационных интересов (потребностей) либо выполнения возложенных на него обязываний приобретает персонифицированные наименования, которые выражают содержание информационной деятельности либо осуществление определенных функций. И чем разнообразнее такие действия или функции, тем более различимы их словесные оформления в законе.

Функционально-деятельностный критерий является основанием классификации всех субъектов информационного права на типы и виды участников информационных правоотношений. Типы субъектов информационного права - более обобщенный класс, он объединяет все виды субъектов информационного права, которые имеют типовые, т.е. наиболее общие функциональные признаки.

Пользователи всех видов информации любой формы имеют похожие для этого типа функциональные потребительские признаки пользователя разных видов информации либо получателя информационных услуг. Причем, видовые функции и интересы пользователя (получателя) не имеют решающего значения. Главный отличительный его признак отражает информационную потребность (интерес) лица, который играет главную роль среди всех других видовых функциональных признаков. Пользователями являются субъекты информационного права, которые удовлетворяют свои информационные потребности путем поиска информации, получения услуг связи, получения публичной (государственной или муниципальной) услуги в электронной форме и др.

Например, в соответствии со ст. 1 Закона «О доступе к официальной информации» пользователь информацией - «гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом» .

В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» «абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации» .

Обладатели как субъекты информационного права объединяются также в одну группу также по наиболее обобщенному признаку, имеющему решающее значение. Например, Закон «Об информации» определяет обладателя информации как «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам». Главным признаком понятия «обладатель информации» является самостоятельность, которая проявляется и в создании информации, и ее распространении, и в решении вопроса о возможности ознакомления с нею иных лиц (доступе к информации). Тот же признак (самостоятельность) отличает и другого субъекта информационного права - владельца сайта в сети «Интернет». Закон «Об информации» его определяет как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте». Здесь, как видим, также закон подчеркивает признак «по своему усмотрению», т.е. независимость в действиях владельца сайта и реализации своего интереса. Поэтому самостоятельность (независимость) в своих действиях, т.е. по существу распорядительность является решающим классификационным признаком, отграничивающим этот тип субъекта информационного права от иных субъектов.

В соответствии с и. 2. ст. 6 Закона «Об информации» от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. Например, в соответствии со ст. ст.13 и 14 Закона «Об информации» обладателями информации могут быть государственный орган или орган местного самоуправления, которые создают государственные или муниципальные информационные системы в целях реализации полномочий и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Информационные посредники как субъекты информационного права сгруппированы в один тип по предельно обобщенному признаку, который имеют все виды субъектов, выполняющих промежуточную функцию между пользователями и владельцами. Все они не являются потребителями информации (сведений), так же как и её обладателями. Названные участники информационных отношений выполняют функцию их соединения при отправлении (распространении) и потреблении (использовании) содержания (контента) информации, т.е. для удовлетворения информационных потребностей.

Информационный посредник может выполнять функцию организатора передачи и распространения информации. В статье 10.1 Закона «Об информации» дает определение понятия «организатор распространения информации в сети «Интернет»» - как «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»». Здесь организующая его роль сводится к выполнению вспомогательных функций для безадресной передачи информации множеству пользователей. Функцию организатора выполняет и много- функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) - организация, уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".

Информационный посредник выполняет действия по обеспечению эксплуатации (работы) информационных систем, т.е. также осуществляет вспомогательную функцию. Закон «Об информации» прямо выделяет эту посредническую роль оператора информационной системы его «деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных». Главной его задачей является эксплуатация и обеспечение функционирования создаваемых информационной системы, а также предоставление или распространение общедоступной информации, в том числе в форме открытых данных.

Наконец, информационный посредник в виде оператора связи выполняет «связующие» действия по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (услуга связи). Эта посредническая функция (соединения абонентов) является определяющей при анализе всех признаков оператора связи, хотя этому участнику информационных отношений принадлежит еще множество других признаков.

Функцию информационного посредника выполняет и провайдер хостинга - «лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»» (ст. 2 Закона «Об информации». Хостинг (англ, hosting - услуга) - это специальный вид услуги по предоставлению «места» для использования вычислительного (серверного) пространства сети «Интернет». Этим пространством пользуются те обладатели информации, кто имеет возможность и желает создавать собственный сайт для размещения (распространения) информации.

Оператор связи и провайдер хостинга по своему главному признаку (предоставление услуги) похожи, хотя их деятельность имеет различие в предметном содержании.

В пункте 1 ст. 1253.1 ГК РФ прямо указывается на наименование типа субъекта права, выполняющего посреднические информационные функции и дает ему определение: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной се ти, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник». Здесь нами выделены три посреднические функции, которые выполняет информационный посредник: передача информации, размещение информации и доступ к информации.

Кроме того, к субъектам информационного права относятся уполномоченные органы исполнительной власти, т.е. государственные органы, уполномоченные осуществлять функции контроля и надзора в информационной сфере жизнедеятельности.

К ним относятся федеральные органы исполнительной власти в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации:

  • ? федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы;
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная службы безопасности РФ - защита государственной тайны, сертификация ключа электронной подписи и сертификация средств защиты информации);
  • ? федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны РФ - сертификация средств защиты информации) и др.

Таким образом, к основным типам и видам субъектов информационного права относятся:

пользователи - пользователи информации, пользователи (абоненты) услугами связи, заявители государственных и муниципальных услуг, пользователи кредитных историй, потребитель рекламы и др.;

обладатели - обладатели информации, владельцы сайтов в сети «Интернет», блогеры, обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, субъекты персональных данных, субъекты кредитных историй и др.

информационные посредники - операторы информационных систем, операторы персональных данных, операторы связи, провайдеры хостинга, организаторы распространения информации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, удостоверяющие центры, бюро кредитных историй и др.;

уполномоченные органы исполнительной власти - государственные органы, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля в информационной сфере.

  • Бачило ИЛ. Информационное право: учебник. - М. 2011. С. 52.
  • СЗ РФ. 2009. № 7 ст. 776.
  • СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

В российском правовом поле были сформированы совсем недавно. Понятие информационного права старательно исследуют отечественные юристы. О том, что именно представляет собой рассматриваемая отрасль, будет рассказано в нашей статье.

Информационное право

Что такое информация? Согласно самому распространенному определению, это - определенная совокупность сведений и сообщений о состоянии чего-либо. В последние два десятка лет информации стали уделять особое внимание. Дело в том, что появилась возможность хранить сведения на электронных носителях, структура которых постоянно модернизируется. Однако регламентировать способы хранения, распространения и передачи информации не так уж и просто.

В России законодательное регулирование информации стало возможным совсем недавно. В была принята четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная а также интеллектуальной собственности. На основании норм Кодекса был разработан ряд федеральных законов. В итоге система информационного права приобрела целостный предмет, методологию, принципы и содержание. Обо всем этом будет рассказано далее.

Предмет права

Что является предметом информационного права? Специалисты в области юриспруденции указывают на процедуру информатизации. Данный процесс представляет собой форму создания наиболее оптимальных условий для удовлетворения

Предмет рассматриваемой юридической отрасли имеет несколько основных направлений. Первым является изучение права. Все дефиниции и термины должны быть рассмотрены с позиций информации. Второе направление касается исследования особенностей права. Все нормы, институты и отрасли должны быть исследованы с позиций их построения и полноты. Наконец, третье касается содержания права и составления классификаций.

Некоторые юристы создают проекты Информационного кодекса РФ - закона, который мог бы собрать в себе все основные нормы рассматриваемой юридической отрасли.

Задачи информационного права

Что такое право, и почему оно регулирует все сферы общественной жизни? Правом называют совокупность норм и правил, которые устанавливает государство в целях защиты интересов и свобод человека. Подобный принцип действует и с информационной системой: люди хотят пользоваться качественными средствами связи, охранять личные сведения от посторонних, не допускать искажения информации и т. д. Во всем этом поможет правовое регулирование. Отсюда вытекает и основная задача рассматриваемой юридической отрасли: защита свобод, прав и интересов всех российских граждан.

Второй задачей является изучение и совершенствование действующих нормативных актов, а также формирование новых. В рассматриваемой отрасли должны выявляться и ликвидироваться все коллизии и пробелы. Не менее важной является и процедура оценивания действующего законодательства.

Наконец, последней важной задачей информационного права стоит назвать сотрудничество с международными инстанциями в целях совершенствования отечественного законодательства. Это даже не право, а обязанность российских законодателей: большинство межгосударственных конвенций и договоров необходимо ратифицировать.

Виды информации

Рассматривая вопрос о том, что такое информационное право, нельзя не затронуть проблему классификаций. Основной элемент юридической отрасли, информация, бывает нескольких видов.

Элементарная информация существует на уровне атомов. Биологическая формируется живыми существами, в том числе и людьми. Социальная информация затрагивает сферу человеческих отношений, а технико-кибернетическая область производного и машинного характера.

Информации присущи некоторые юридические признаки и особенности. Во-первых, это физическая неотчуждаемость. Единственным законным способом отчуждения будет передача прав на использование информации. Вторым признаком является обособленность. Это означает, что действует лишь та информация, которая используется в виде знаков и символов обособленно от производителя. Распространяемость и тиражированность являются третьим признаком, а организационная форма четвертым.

Именно по форме заполнения информация делится на следующие виды:

  • Документированная. Отражена в виде символов, знаков, букв или прочих средств отображения на материальном носителе.
  • Недокументированная. Такая информация остается за пределами юридического регулирования, так как не отражена на носителе и не зарегистрирована.

Также информация бывает правовой и внеправовой. Первая создается в результате правотворческой деятельности, бывает нормативной и ненормативной. Внеправовая информация никак не связана с юридической сферой отношений.

Информационные ресурсы

Все нормы информационного права хранятся в больших массивах документов. Такие документы составляют информационные ресурсы, качестве которых могут выступать библиотеки, архивы, банки, фонды и прочие системы.

Всем известно, что информацию необходимо постоянно генерировать. Сбор, накопление, хранение, изменение, поиск, распространение - все эти процедуры возможны только благодаря качественной работе ресурсов. В рассматриваемой области работает громадное количество субъектов информационного права. О каждом из них будет рассказано далее.

Что такое субъект? В юридической области это определенные лица, наделенные рядом обязанностей и полномочий. Субъекты реализуют свои действия для достижения объекта - конкретного имущественного или неимущественного блага. В информационном праве объектом является совокупность духовных, социальных и прочих благ, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

В качестве самих субъектов выступают обычные граждане, в том числе иностранные и не имеющие российского гражданства. Здесь же стоит выделить организации - библиотеки, архивы, музеи, информационные фонды, аналитические центры и многое другое. Немалую роль в сфере информационного права играют и государственные органы. В систему входят представительные, исполнительные, судебные и прочие инстанции.

Виды ресурсов

Что такое информационное право? Это громадная система, содержащая в себе различные нормы, институты, отрасли и ответвления. Информационные ресурсы как основной предмет рассматриваемой юридической отрасли бывают научно-техническими, политическими, статистическими, экономическими, социальными и многими другими. Классификацию информации можно увидеть на примере законодательства. Правовые кодексы делятся по отраслям, так же как и Федеральные законы.

Особое место в информационной системе занимают сведения с ограниченным доступом. Они делятся на государственные, коммерческие и служебные. Ограниченная информация находится под особой технической и правовой защитой.

Ресурсы в рассматриваемой системе права должны обеспечиваться рядом специальных услуг. Так, здесь следует выделить обработку информации, ее передачу, хранение и многое другое.

Методы информационного права

Юридическим методом называют совокупность способов и приемов, при помощи которых можно исследовать предмет права. В случае с информационным правом нет четкого разделения на императивные (обязующие или запретительные) и диспозитивные (позволительные) методы. Зато здесь есть большое количество специальных приемов и средств. В частности, следует выделить формально-догматический подход. Применяется он при обработке юридических догм.

Метод обращения к наукам используется для сопоставления информационного права с другими научными дисциплинами и отраслями. Например, это Гражданское право или информатика. Метод социологического исследования предполагает оценивание эффективности работы информационных норм. Немалую роль здесь играет личное наблюдение. Существует и множество других методов, специфика которых зависит от типа информации.

Лучшие статьи по теме