Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Советы
  • Разработка первого приложения для Windows Phone: Подготовка рабочего окружения. Свое приложение для Windows Phone? Легко

Разработка первого приложения для Windows Phone: Подготовка рабочего окружения. Свое приложение для Windows Phone? Легко

  • Перевод

Разработка приложений под платформу Windows Phone 7 похожа на разработку под платформу Android больше, чем вы могли ожидать. В этой статье Крис Беннетт исследует сходства между этими двумя платформами.

Различия между платформами

Прежде чем углубиться в конкретные инструменты и процессы портирования и/или создания приложений для Windows Phone 7, давайте начнем с терминологии и технологических различий между Windows Phone 7 и Android. Первое большое отличие состоит в том, что приложения для Windows Phone 7 создаются как управляемые.NET сборки, написанные на C#. Платформа поддерживает два типа приложений: Silverlight и XNA игры.
Большинство приложений для Windows Phone 7 создаются с использованием Silverlight, который предоставляет основанный на формах (form-based) способ взаимодействия с пользователем через стандартные элементы управления, такие как надписи, текстовые поля, списки и т.д. Аналогом в Silverlight для Android Layout и сопровождающего его Activity является Page.
Другим типом приложения, поддерживаемого Windows Phone 7, является XNA, который позволяет разработчикам создавать 2D и 3D игры. Это эквивалент Android SurfaceView и GLSurfaceView для 2D и 3D соответственно. В отличие от Android, который ориентирован на использование OpenGL для игр, игры XNA используют Direct3D, что делает проще процесс портирования игр с платформ PC и Xbox 360.

Pages и Navigation

Silverlight Pages создаются в виде XML-файлов, также как и Android Layouts. Для описания Page в XML-файле используется XAML (Extensible Application Markup Language). XAML похож на Android Layout, но он обладает более широким диапазоном возможностей. XAML позволяет разработчикам реализовывать действия, связанные с Page, в том числе анимацию, привязку данных и многое другое, что позволяет уменьшить количество необходимого кода.
Android Layout отделен (decoupled) от Activity, используемого для выполнения действий. В итоге, вы вынуждены писать код для того, чтобы связать Activity с соответствующими элементами пользовательского интерфейса (UI). C# код для конкретного Page уже привязан к элементам UI и такой необходимости просто нет. Платформа автоматически создает необходимые «привязки» для объектов и событий для Page и пользовательского интерфейса. Это предотвращает беспорядок, обычно происходящий в методе OnCreate каждой задачи, где вы создаёте привязки к UI и различные необходимые обработчики.
Другим важным различием между платформами является навигация. В Android вы переключаетесь с одной задачи на другую, создавая Intent. Аналогом в Windows Phone 7 является Navigation, который позволяет перемещаться между различными Pages. Как и в Android Intent, вы можете передать данные Page, к которому вы перемещаетесь. Page в Windows Phone 7 обладает некоторыми свойствами, похожими на ASP.net Page. Например, обычно используется QueryString для того, чтобы передать информацию следующему Page.

Преобразование Layouts в Pages

Перед погружением в код, нам нужно посмотреть на преобразование Android Layout XML в Windows Phone 7 XAML Pages. Конечно, одним из достоинств бесплатных инструментов для Windows Phone 7 является качество дизайнереских инструментов, доступных для XAML. Дизайнер XAML, включенный в Visual Studio 2010 предназначен для использования в основном разработчиками, чтобы получить основные элементы управления для Page и начать разработку. Expression Blend предназначен для создания профессионального дизайна с более продвинутым набором инструментов для совершенствования пользовательского интерфейса. Как и в случае с Android Layout, вы всегда можете прибегнуть к редактированию XAML непосредственно в текстовом редакторе, так как это обычный XML-файл.
Windows Phone 7 Page предоставляет элементы разметки и управления, сходные с Android Layout. В следующей таблице показаны аналоги для обеих платформ.
Элементы разметки
Обратите внимание, Windows Phone 7 имеет однозначные соответствия для базовых элементов разметки и управления. Но для некоторых из специализированных элементов разметки и управления соответствия не существует. Причина этого лежит в богатых возможностях XAML, который дает возможность очень легко вставлять элементы управления друг в друга. Таким образом можно, например, добавить список (ListBox) с флажками (CheckBoxes) рядом с каждым элементом без необходимости писать какой-либо код. Это означает, что вам не нужны все эти сложные идущие в комплекте элементы управления, они могут быть созданы и изменены в пределах вашего приложения.

Хранение данных

Хранение данных – это большая часть задачи при разработке большинства мобильных приложений. В Windows Phone 7 идея заключается в использовании облачных сервисов в качестве основного средства хранения данных. На первый взгляд это может вам показаться немного странным, но если вы создаёте приложение-клиент для вашего сайта, это имеет смысл. Если вы не собираетесь идти по этому пути, то у вас есть два варианта: использовать для хранения коммерческие сервисы, такие как Windows Azure или использовать локальный интерфейс IsolatedStorage. IsolatedStorage позволяет хранить файлы для использования только вашим приложением.
В зависимости от способа хранения данных в вашем приложений, возможно, вы захотите хранить данные локально без необходимости создавать и использовать базу данных. Например, если вы создаёте RSS / Podcast приложение можно просто хранить XML из канала RSS. Если вам необходимо получить доступ к данным, просто загрузите данные и используйте LINQ (Language Integrated Query), чтобы получить конкретные данные.
В примере с RSS приложением, мы можем либо работать с исходным XML из канала RSS или мы могли бы использовать LINQ для XML, чтобы создать XDocument для хранения записей, как показано ниже:
  1. //Create XML
  2. XDocument doc = new XDocument ();
  3. doc.Add(new XElement ("DataRoot" ,
  4. new XElement ("Record" ,
  5. new XElement ("value" ,"data1" )),
  6. new XElement ("Record" ,
  7. new XElement ("value" ,"data2" ))

XML, сгенерированный этим простым фрагментом кода, выглядит следующим образом:
  1. < DataRoot >
  2. < Record >
  3. < value > data1
  4. < Record >
  5. < value > data2
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Чтобы сохранить этот XML в изолированном хранилище мы используем IsolatedStorageFile с IsolatedStorageFileStream, как показано в следующем фрагменте:
  1. //Save the XML
  2. doc.Save(file);
  3. file.Close();
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Как вы можете видеть, очень просто реализовать хранение XML-данных в изолированном хранилище. Код для получения XML и создания LINQtoXML-запроса показан ниже:
  1. //Load the XML
  2. using (IsolatedStorageFile isf = IsolatedStorageFile.GetUserStoreForApplication())
  3. using (IsolatedStorageFileStream file = isf.OpenFile("data.xml" , FileMode .OpenOrCreate))
  4. XDocument d = XDocument .Load(file);
  5. var query = from r in d.Root.Elements("Record" )
  6. select r;
  7. //Process the list of record
* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Хотя приведенный выше пример очень прост, он иллюстрирует, как легко реализовать хранение данных в телефоне без необходимости создания и использования базы данных. Этот код также может быть расширен для хранения более сложных данных.

Инструменты разработки

Как Android-разработчик вы, скорее всего, привыкли к хорошей и плохой стороне open-source разработки. Использование IDE Eclipse для Android, конечно, часть хорошей стороны. Но Android Development Toolkit (ADT) не хватает многих необходимых инструментов, таких, как надлежащие инструменты разметки. Хотя ADT, на самом деле, предоставляет подобные инструменты, но они не являются достаточно надежными, чтобы вы смогли легко создать разметку – скорее всего, вам придётся погружаться в XML.
Microsoft предоставляет надежные инструменты для разработки на протяжении уже многих лет. И платформа Windows Phone 7 не стала исключением. Microsoft, как обычно, позволяет просто и недорого сразу начать разработку. Java-разработчики могут скачать и попробовать эти инструменты, не тратя денег.
В настоящее время на create.msdn.com доступны следующие инструменты:
  • Microsoft Visual Studio 2010 Express for Phone
  • Microsoft Expression Blend for Phone
  • Microsoft XNA Game Studio for Phone
Эти три инструмента позволят вам бесплатно начать создавать приложения для Windows Phone 7.
Microsoft Visual Studio 2010 Express for Phone является основной комплексной средой разработки (IDE), используемой для создания приложений для Windows Phone 7. Она включает в себя все инструменты, которые вам нужны для создания приложений, в том числе инструмент для создания разметки Page, компилятор С #, эмулятор Windows Phone 7 и многое другое.
Microsoft Expression Blend for Phone является инструментом, ориентированным прежде всего на профессиональных дизайнеров и используется для совершенствования Pages в Silverlight-приложении. Разработчики могут использовать этот инструмент для создания страниц с нуля или улучшать Pages уже существующего приложения, не затрагивая его код.
Microsoft XNA Game Studio for Phone предоставляет набор инструментов, необходимых для создания 2D и 3D игр для платформы. Studio также включает XNA Framework, а также инструменты, необходимые для включения аудио и графики, необходимой при создании закольцованных (loop-based) игр.

Заключение

Windows Phone 7 предлагает новый подход к операционной системе для смартфонов, но она по-прежнему основана на проверенных технологиях, таких как Silverlight, WPF, C# и многие другие. Как вы могли увидеть из этой статьи различия между Android и Windows Phone 7 не так уж и велики.

UPD: Я опубликовал перевод этой статьи с целью показать, что изучить разработку под платформу Windows Phone 7 не так сложно, если уже имеется опыт разработки под Android. Здесь не говорится о том, что какая-то из этих мобильных платформ лучше или хуже.
Пожалуйста, не загоняйте мою карму в минус, чтобы я смог опубликовать другие статьи по разработке под Windows Phone 7. Если вам это не интересно, проходите мимо, не лишайте возможности узнать что-то новое тех, кому это интересно.

Перед началом процесса разработки приложений для мобильных телефонов, работающих на , следует подготовить специальный инструментарий, без которого будет невозможно завершить дальнейшие этапы.

Подготовка к разработке требует наличия следующего ПО:

  • Visual Studio2010

Данное ПО предоставляет возможность полноценного использования откладок. Стоит отметить, что аналогичные откладки применяются для настольных версий Виндовс.

  • Expression Blend

ПО является визуальным дизайнером, благодаря которому можно с легкостью работать со слоями, всевозможными шаблонами, стилем оформления и анимацией. Версия Expression Blend4 for WindowsPhone доступна для бесплатной загрузки. Стоит отметить, что Expression Blend является базой для XAML.

  • WindowsPhone SDK

С помощью данного пакета можно начинать процесс разработки.

  • WindowsPhone Emulator

Позволяет создать в эмуляторе со встроенным Internet Explorer9, оснащенным HTML5, приложения. Также с его помощью можно заниматься тестированием звонков и SMS-отсылок, а также поддерживать множество полезных функций, включая мультитач на мониторах, симуляцию камеры. Доступны для использования геолокационные сервисы. Однако в данном эмуляторе отсутствует поддержка медиаконтента Zune.

  • XNA Game Studio4.0

Благодаря этому ПО можно заниматься разработкой игр, как для консоли, ПК, так и для WindowsPhone. Библиотеки XNA Framework являются важной частью ПО, для которых характерно наличие управляемого кода.

Дополнительное ПО

Среди дополнительных инструментариев для разработчиков можно выделить такие:

  • WindowsPhone Developer Registration Tool.
  • WindowsPhone Profiler. С его помощью обнаруживаются неполадки с производительностью.
  • Silverlight Toolkit for WindowsPhone.

Особенности среды разработки

После того, как весь требуемый инструментарий будет установлен, разработчикам откроется доступ к многочисленным шаблонам приложений Silverlight for WindowsPhone. Данное ПО включает в себя, как полный набор технологических составляющих для разработки, так и Windows 8-style UI, что является эффективной концепцией дизайнерского оформления интерфейса и системы, позволяющей взаимодействовать с пользователем на высоком уровне. С его помощью можно создать запоминающийся и оригинальный стиль, который будет действительно выделять приложение среди многих других в сторе.

Существует три шаблона, которые олицетворяют три разных стилевых направлений, предназначенных для WindowsPhone:

  • Первый шаблон называется WindowsPhone Application, который является обычным примером диалогового приложения. Взаимодействие с пользователями осуществляется с помощью одного экрана.
  • WindowsPhone Pivot Application созданно в виде приложения, в котором присутствуют закладки. Каждая из закладок обладает своим заголовком, по которому можно определить содержимое. В качестве управляющего элемента используется Pivot.
  • WindowsPhone Panorama Application обладает своеобразной системой взаимодействия с пользователями, которая осуществляется через разделенные на панели зоны с горизонтальной прокруткой. Для данного шаблона характерно размещение изображения фона на всей панораме. Контент, размещенный на соседней панели с правой стороны, можно увидеть при отображении текущей. Panorama является управленческим элементом.

Стоит отметить, что шаблоны, название которых заканчивается на Agent, являются шаблонами специальных библиотек, главной целью которых является выполнение различных фоновых задач. Также существует огромное количество различных других шаблонов, которые выполняют важную роль в процессе разработки разнообразных мобильных приложений.

Подробнее о разработке приложений для Windows Phone можно узнать .

Прежде чем приступить к знакомству с возможностями платформы и разработке приложений, необходимо убедиться, что у нас есть весь необходимый инструментарий и разобраться с некоторыми основами разработки.

Инструментарий

Visual Studio 2010

Чтобы разрабатывать для Windows Phone потребуется Visual Studio 2010 c Service Pack 1 редакции Professional или выше. Если у вас нет Visual Studio 2010, при установке инструментария разработки для Windows Phone, автоматически будет установлена бесплатная версия Visual Studio 2010 Express for Windows Phone, на которой также можно разрабатывать приложения под Windows Phone.

Обе версии интегрированных средств разработки Visual Studio предоставляют разработчику полноценные возможности отладки на устройстве и эмуляторе, такие же, как у разработчиков приложений под настольную версию Windows.

Обратите внимание, что для того, чтобы отлаживаться на устройстве, помимо собственно устройства и кабеля для подключения к компьютеру, необходимо иметь установленное на компьютере со средствами разработки ПО Zune (http://zune.net). Также перед развертыванием приложения и отладкой, требуется зарегистрировать устройство («разлочить» его), используя утилиту Windows Phone Developer Registration Tool, которая устанавливается вместе с Windows Phone SDK.

Windows Phone SDK

Этот пакет, доступный для скачивания на сайте App Hub http://create.msdn.com содержит всё необходимое, для того, чтобы начать разработку. На момент написания этой статьи, последняя версия инструментария доступна в версии Windows Phone SDK 7.1 Release Candidate в лицензии «Go Live» с возможностью разрабатывать свои приложения и публиковать их в Windows Phone Marketplace. Windows Phone SDK 7.1 Release Candidate содержит следующие компоненты:

  • Windows Phone SDK 7.1
  • Windows Phone Emulator
  • Windows Phone SDK 7.1 Assemblies
  • Silverlight 4 SDK and DRT
  • Windows Phone SDK 7.1 Extensions for XNA Game Studio 4.0
  • Expression Blend SDK for Windows Phone 7
  • Expression Blend SDK for Windows Phone OS 7.1
  • WCF Data Services Client for Windows Phone
  • Microsoft Advertising SDK for Windows Phone

Если у вас не установлена версия Visual Studio 2010 редакции Professional, Expression Bland 4 или XNA Game Studio 4.0, в процессе установки также будут скачаны и установлены:

  • Visual Studio 2010 Express for Windows Phone
  • Expression Blend 4 for Windows Phone
  • XNA Game Studio 4.0

Expression Blend и Expression Blend for Windows Phone

Expression Blend – это интерактивный визуальный дизайнер для XAML, технологии описания интерфейса для приложений Silverlight и Windows Presentation Foundation (WPF). Это отличное средство разработки, которое позволяет просто манипулировать слоями, анимацией, стилями и шаблонами. Это базовое средство разработки на XAML. Собственно программа Expression Blend не бесплатна, однако специальная версия для создания дизайнов приложений под Windows Phone под названием Expression Blend 4 for Windows Phone доступна для разработчиков бесплатно. Она закачается и установится в процессе установки Windows Phone SDK, если у вас на компьютере нет полной версии Expression Blend. Подробнее об Expression Blend 4 можно прочитать на MSDN:

XNA Game Studio 4.0

Windows Phone Emulator

Несмотря на то, что Windows Phone Emulator не содержит полного набора приложений, доступных на реальном устройстве, он предоставляет мощную среду, позволяющую практически полностью разработать приложение в эмуляторе.

Эмулятор Windows Phone Emulator не поддерживает проигрывание медиаконтента Zune. Эмулятор поставляется только с одним встроенным приложением Internet Explorer, но это Internet Explorer 9 с поддержкой HTML5.

При этом эмулятор позволяет тестировать звонки и отсылку SMS-сообщений, поддерживает мультитач на мониторах с его поддержкой, поддерживает симуляцию камеры, геолокационных сервисов и акселерометра, а также позволят делать снимки экрана.

Дополнительный инструментарий разработчика

Windows Phone Developer Registration Tool

Windows Phone Profiler

Windows Phone Profiler доступен в меню Debug Visual Studio с установленным инструментарием Windows Phone SDK.

Silverlight Toolkit for Windows Phone – набор полезных элементов управления Silverlight для Windows Phone с поддержкой режима дизайна, от команды разработчиков Silverlight. Доступен весь исходный код, примеры и документация. Обновляется приблизительно раз в три месяца, доступен по адресу http://silverlight.codeplex.com или через NuGet.

Текущий релиз включает в себя такие элементы управления, как ContextMenu, DatePicker и TimePicker, ToggleSwitch, WrapPanel и GestureHelper.

Среда разработки

После установки средств разработки Windows Phone SDK в диалоге New Project в Visual Studio появятся группы проектов для Silverlight for Windows Phone:

и в группе XNA Game Studio 4.0 добавятся проекты для Windows Phone:

Этот цикл статьей сфокусирован на разработке под Windows Phone на Silverlight, поэтому рассмотрим доступные разработчику приложений шаблоны несколько более подробно.

После установки разработчик получает в свое распоряжение следующие шаблоны приложений Silverlight for Windows Phone:

  • Windows Phone Application
  • Windows Phone Databound Application
  • Windows Phone Class Library
  • Windows Phone Silverlight and XNA Application

Перед тем как перейти непосредственно к шаблонам приложений, надо сказать несколько слов по поводу Windows Phone и Windows 8-style UI.

Windows Phone и Windows 8-style UI

Windows Phone – это не просто очередная платформа для мобильных устройств. Она содержит в себе не только технологическую составляющую, но и полностью проработанную концепцию дизайна интерфейса и взаимодействия с пользователем под названием Windows 8-style UI или стиль Windows 8-style UI.

Если вы дизайнер или в вашей команде есть выделенный дизайнер, вы можете воспользоваться всей мощью инструментария Expression Blend 4 или Expression Blend for Windows Phone, которая поставляется вместе с Windows Phone SDK.

Что же делать если вы разработчик и не хотите заниматься визуальным дизайном приложения, например, вы разрабатываете бизнес-приложение и всё что от него требуется, соответствовать общему дизайну и стилю Windows Phone?

Всё очень просто. Во-первых, Silverlight для телефона разработан с учетом требований Windows 8-style UI, поэтому все встроенные элементы управления выполнены в стиле Windows 8-style UI. Во-вторых, по умолчанию, приложения, созданные из шаблонов из поставки Windows Phone SDK, работают, выглядят и используют стили и шрифты в соответствии с Windows 8-style UI.

С другой стороны, возможностей стилизации элементов управления и приложений, основанных на XAML, которые представляет Silverlight, вполне достаточно, чтобы сделать свое приложение неповторимым и узнаваемым, оставаясь в рамках стиля Windows 8-style UI.

Руководство по дизайну интерфейсов и взаимодействию с пользователем для Windows Phone можно найти по следующей ссылке

Всё что было сказано выше относится, конечно, к дизайну обычных приложений, так как требования к дизайну игровых приложений и их интерфейсу, могут существенно отличаться. При этом не надо забывать об общих принципах взаимодействия с пользователем, заложенных в концепции Windows Phone.

Шаблоны приложений

Сначала давайте рассмотрим три шаблона, представляющих собой три основных стиля приложения для Windows Phone:

  • Windows Phone Application
  • Windows Phone Pivot Application
  • Windows Phone Panorama Application

Windows Phone Application – это аналог простого диалогового приложения, имеющего один основной экран, через который происходит основное взаимодействие с пользователем.

Windows Phone Pivot Application – это некий аналог приложения с закладками, где заголовок каждой закладки определяет содержимое. Стандартный вариант использования – каждая закладка представляет собой одни и те же, в целом, данные, но в разных представлениях и/или с разной фильтрацией. Например, календарь, почтовый клиент и настройки телефона. Шаблон использует элемент управления Pivot.

Windows Phone Panorama Application – приложение-панорама, в котором зоны взаимодействия с пользователем также разделены на панели, но доступны они через горизонтальную прокрутку; фоновое изображение установлено сразу на всю панораму, она имеет общий заголовок, который прокручивается медленнее, чем панели; контент соседней панели справа виден при отображении текущей. Например, таким образом реализованы хабы в Windows Phone: People, Marketplace, Pictures, Music+Videos и др. Шаблон использует элемент управления Panorama.

Шаблоны, заканчивающиеся на Agent – это шаблоны библиотек, для выполнения соответствующих фоновых задач:

  • Windows Phone Audio Playback Agent
  • Windows Phone Audio Streaming Agent
  • Windows Phone Scheduled Task Agent

Шаблон Windows Phone Databound Application – простой шаблон приложения со списком – детальное представление с реализацией навигации между страницами с передачей параметров и хранением данных в глобальном ViewModel.

Шаблон Windows Phone Class Library – шаблон библиотеки классов для Windows Phone.

Шаблон Windows Phone Silverlight and XNA Application для Silverlight приложения, которое может использовать XNA для рендеринга графического контента.

Прежде чем приступить к знакомству с возможностями платформы и разработке приложений, необходимо убедиться, что у нас есть весь необходимый инструментарий и разобраться с некоторыми основами разработки.

Инструментарий

Visual Studio 2010

Чтобы разрабатывать для Windows Phone потребуется Visual Studio 2010 c Service Pack 1 редакции Professional или выше. Если у вас нет Visual Studio 2010, при установке инструментарий разработки для Windows Phone, автоматически будет установлена бесплатная версия Visual Studio 2010 Express for Windows Phone, на которой также можно разрабатывать приложения под Windows Phone.

Обе версии интегрированных средств разработки Visual Studio предоставляют разработчику полноценные возможности по отладке на устройстве и эмуляторе такие же, какие есть у разработчиков приложений под настольную версию Windows.

Обратите внимание, что для того, чтобы отлаживаться на устройстве, помимо собственно устройства и кабеля для подключения его к компьютеру разработчика, на компьютере со средствами разработки необходимо иметь установленное ПО Zune (http://zune.net). Также перед развертыванием приложения и отладкой, требуется зарегистрировать устройство или «разлочить», с использованием утилиты Windows Phone Developer Registration Tool, которая устанавливается вместе с Windows Phone SDK.

Windows Phone SDK

Этот пакет, доступный для скачивания на сайте App Hub http://create.msdn.com содержит всё необходимое, для того, чтобы начать разработку. На момент написания этой статьи, последняя версия инструментария доступна в версии Windows Phone SDK 7.1 Release Candidate в лицензии «Go Live» с возможностью разрабатывать свои приложения и публиковать их в Windows Phone Marketplace. Windows Phone SDK 7.1 Release Candidate содержит следующие компоненты:

  • Windows Phone SDK 7.1
  • Windows Phone Emulator
  • Windows Phone SDK 7.1 Assemblies
  • Silverlight 4 SDK and DRT
  • Windows Phone SDK 7.1 Extensions for XNA Game Studio 4.0
  • Expression Blend SDK for Windows Phone 7
  • Expression Blend SDK for Windows Phone OS 7.1
  • WCF Data Services Client for Windows Phone
  • Microsoft Advertising SDK for Windows Phone

Если у вас не установлена версия Visual Studio 2010 редакции Professional, Expression Bland 4 или XNA Game Studio 4.0, в процессе установки также будут скачаны и установлены:

  • Visual Studio 2010 Express for Windows Phone
  • Expression Blend 4 for Windows Phone
  • XNA Game Studio 4.0

Expression Blend и Expression Blend for Windows Phone

Expression Blend – это интерактивный визуальный дизайнер для XAML, технологии описания интерфейса для приложений Silverlight и Windows Presentation Foundation (WPF). Это отличное средство разработки, которое позволяет просто манипулировать слоями, анимацией, стилями и шаблонами. Это базовое средство разработки на XAML. Собственно программа Expression Blend не бесплатна, однако, специальная версия для создания дизайнов приложений под Windows Phone, под названием Expression Blend 4 for Windows Phone доступна для разработчиков бесплатно. Она закачается и установится в процессе установки Windows Phone SDK, если у вас на компьютере нет полной версии Expression Blend. Подробнее об Expression Blend 4 можно прочитать на MSDN:

XNA Game Studio 4.0

Windows Phone Emulator

Несмотря на то, что Windows Phone Emulator не содержит полного набора приложений доступных на реальном устройстве, он предоставляет мощную среду, позволяющую практически полностью разработать приложение в эмуляторе.

Эмулятор Windows Phone Emulator не поддерживает проигрывание медиаконтента Zune. Эмулятор поставляется только с одним встроенным приложением Internet Explorer, но это Internet Explorer 9 с поддержкой HTML5.

При этом эмулятор позволяет тестировать звонки и отсылку SMS сообщений, поддерживает мультитач на мониторах с поддержкой мультитач, поддерживает симуляцию камеры, геолокационных сервисов и акселерометра, а также позволят делать снимки экрана.

Дополнительный инструментарий разработчика

Windows Phone Developer Registration Tool

Windows Phone Profiler

Windows Phone Profiler доступен в меню Debug Visual Studio с установленным инструментарием Windows Phone SDK.

Silverlight Toolkit for Windows Phone

Silverlight Toolkit for Windows Phone – набор полезных элементов управления Silverlight дляWindows Phone с поддержкой режима дизайна, от команды разработчиков Silverlight. Доступен весь исходный код, примеры и документация. Обновляется приблизительно раз в три месяца, доступен по адресу http://silverlight.codeplex.com или через NuGet.

Текущий релиз включает в себя такие элементы управления, как ContextMenu, DatePicker и TimePicker, ToggleSwitch, WrapPanel и GestureHelper.

Среда разработки

После установки средств разработки Windows Phone SDK в диалоге New Project в Visual Studio появятся группы проектов для Silverlight for Windows Phone:

и в группе XNA Game Studio 4.0 добавятся проекты для Windows Phone:

Этот цикл статьей сфокусирован на разработке под Windows Phone на Silverlight, поэтому рассмотрим доступные разработчику приложений шаблоны несколько более подробно.

После установки разработчику доступны следующие шаблоны приложений Silverlight for Windows Phone:

  • Windows Phone Application
  • Windows Phone Databound Application
  • Windows Phone Class Library
  • Windows Phone Silverlight and XNA Application

Перед тем как перейти непосредственно к шаблонам приложений, надо сказать несколько слов по поводу Windows Phone и Metro-дизайна.

Windows Phone и Metro-дизайн

Платформа Windows Phone не просто очередная платформа для мобильных устройств. Она содержит в себе не только технологическую составляющую, но и полностью проработанную концепцию дизайна интерфейса и взаимодействия с пользователем под названием Metro-дизайн или стиль Metro.

Если вы дизайнер или в вашей команде есть выделенный дизайнер, вы можете воспользоваться всей мощью инструментарий Expression Blend 4 или Expression Blend for Windows Phone, которая поставляется вместе с Windows Phone SDK.

Что же делать если вы разработчик и не хотите заниматься визуальным дизайном приложения, например, вы разрабатываете бизнес-приложение и всё что от него требуется, соответствовать общему дизайну и стилю Windows Phone?

Всё очень просто. Во-первых, Silverlight для телефона разработан с учётом требований Metro-дизайна, поэтому все встроенные элементы управления выполнены в Metro-дизайне. Во-вторых, по умолчанию, приложения, созданные из шаблонов из поставки Windows Phone SDK, работают, выглядят и используют стили и шрифты в соответствии с Metro-дизайном.

С другой стороны, возможностей стилизации элементов управления и приложений, основанных на XAML, которые представляет Silverlight, вполне достаточно, чтобы сделать своё приложение неповторимым и узнаваемым, оставаясь в рамках стиля Metro.

Руководство по дизайну интерфейсов и взаимодействию с пользователем для Windows Phone можно найти по следующей ссылке

Всё что было сказано выше относится, конечно, к дизайну обычных приложений, так как требования к дизайну игровых приложений и их интерфейсу, могут существенно отличаться. При этом не надо забывать об общих принципах взаимодействия с пользователем, заложенных в концепции Windows Phone.

Шаблоны приложений

Сначала давайте рассмотрим три шаблона, представляющих собой три основных стиля приложения для Windows Phone:

  • Windows Phone Application
  • Windows Phone Pivot Application
  • Windows Phone Panorama Application

Windows Phone Application – это аналог простого диалогового приложения у которого один основной экран, через который происходит основное взаимодействие с пользователем.

Windows Phone Pivot Application – это некий аналог приложения с закладками, где заголовок каждой закладки определяет содержимое. Стандартный вариант использования – каждая закладка представляет собой одни и те же, в целом, данные, но в разных представлениях и/или с разной фильтрацией. Например, календарь, почтовый клиент и настройки телефона. Шаблон использует элемент управления Pivot.

Windows Phone Panorama Application – приложение панорама, в котором зоны взаимодействия с пользователем также разделены на панели, но доступны они через горизонтальную прокрутку; фоновое изображение установлено сразу на всю панораму, она имеет общий заголовок, который прокручивается медленнее, чем панели; контент соседней панели справа виден при отображении текущей. Например, таким образом реализованы хабы в Windows Phone: People, Marketplace, Pictures, Music+Videos и др. Шаблон использует элемент управления Panorama.

Шаблоны, заканчивающиеся на Agent – это шаблоны библиотек, для выполнения соответствующих фоновых задач:

  • Windows Phone Audio Playback Agent
  • Windows Phone Audio Streaming Agent
  • Windows Phone Scheduled Task Agent

Шаблон Windows Phone Databound Application – простой шаблон приложения с вида список – детальное представление с реализацией навигации между страницами с передачей параметров и хранением данных в глобальном VeiwModel.

Шаблон Windows Phone Class Library – шаблон библиотеки классов для Windows Phone.

Шаблон Windows Phone Silverlight and XNA Application для Silverlight приложения, которое может использовать XNA для рендеринга графического контента.

Создание простого приложения

В диалоге New Project Visual Studio выберем Visual C#, Silverlight for Windows Phone и простой шаблон приложения Windows Phone Application и назовём его ExploringXAMLFeatures.

В диалоге выбора целевой операционной системы выберем Windows Phone OS 7.1

После создания проекта, окно Visual Studio примет следующий вид

Рассмотрим структуру проекта в окне Solution Explorer:

Название файла Назначение
AppManifest.xml Файл манифеста, необходимый для генерации XAP файла, в который упаковывается приложение для развёртывания на телефоне.
AssemblyInfo.cs Ещё один конфигурационный файл, в котором определяются некоторые метаданные главной сборки(Assembly) приложения.
WMAppManifest.xml Файл метаданных, который содержит разнообразные настройки приложения: заголовок, задание первой страницы, пути к иконкам, определение необходимых системных возможностей и.т.д.
App.xaml Это файл ресурсов приложения. Здесь располагаются глобальные ресурсы (это будет рассмотрено при использовании стилей) или глобальные события (происходящие при старте приложения). Этот файл также является точкой входа приложения.
App.xaml.cs Файл кода (code-behind) для App.xaml. Здесь можно обрабатывать события и ошибки уровня приложения, в том числе его tombstoning. Данную концепция будет рассмотрена позднее, когда будет рассматриваться многозадачность.
ApplicationIcon.png Картинка, которая будет иконкой приложения в телефоне. Это действительно важный файл, так как он является первым, что увидят пользователи при работе с приложением.
Background.png Данная картинка используется, когда приложение закреплено на стартовом экране телефона(start screen). По сути это большая иконка приложения. Разумно сделать её визуально похожей на ApplicationIcon.png.
MainPage.xaml Это часть выбранного шаблона приложения. Название MainPaige не очень удачное, но именно оно используется шаблоном проекта по умолчанию. Этот страница представляет интерфейс, который видит пользователь при старте приложения.
MainPage.xaml.cs Файл кода страницы MainPage.xaml.
SplashScreenImage.jpg Данная картинка отображается во время загрузки +приложения. Можно задать свою картинку с анимацией, чтобы проинформировать, что приложение загружается. Есть техника создания очень динамичных страниц загрузки на XNA, но она выходит далеко за рамки этого цикла статей.

Файлы XAML определяют интерфейс приложения. На самом деле - это просто XML файлы с языком разметки XAML.

Несмотря, что это самый простой проект, он содержит все ключевые элементы, которые содержат все остальные шаблоны и типы проектов.

Обратите внимание, что часть настроек, представленных в виде конфигурационных файлов, могут редактироваться в визуальном интерфейсе редактирования настроек приложения.

Добавление элементов управления на страницу XAML

Обратите внимание, что Visual Studio по умолчанию отображает и дизайн, и XAML код страницы.

Если вы переходили к просмотру других файлов решения, двойным щелчком перейдите на файл MainPage.xaml.

В XAML код файла MainPage.xaml внутрь элеметна Grid с именем ContentPanel вставьте элемент управления Button:

В окне дизайна кнопка отобразится сразу приблизительно в центре интерфейса. Обратили внимание на атрибут Name ? Это уникальный идентификатор элемента, который помогает ссылаться на него в коде. Считайте это ID атрибутом элемента управления. Давайте теперь добавим какие-нибудь действия при нажатии на эту кнопку. Есть два способа привязать событие к кнопке Button (или любому другому элементу управления). В XAML, прямо в определении Button, можно добавить атрибут Click и система InteliSense автоматически спросит, хотим ли мы сгенерировать новый обработчик событий:

Можно связать обработчик событий напрямую в коде страницы Home.xaml.cs не указывая его в XAML файле:

Public MainPage() { InitializeComponent(); MyButton.Click +=new RoutedEventHandler(MyButton_Click); }

Оба способа работают. Можете использовать любой из них. Для упрощения здесь будет использоваться определение метода в XAML. Теперь в функции MyButton_Click можно написать управляемый код, который будет изменять интерфейс или вызывать другие функции. Завершим наш пример приложения, добавив код, который будет изменять текст в TextBlock PageTitle (PageTitle – это Name, так что можно ссылаться на неё напрямую в коде) на «привет wp7». Чтобы сделать это допишем следующий код в функцию:

Private void MyButton_Click (object sender, RoutedEventArgs e) { PageTitle.Text = "привет wp7"; }

Выберем в настройках проекта Windows Device Emulator

И запустим приложение, нажав на зеленый треугольник или кнопку F5. После запуска приложения и нажатия на кнопку «Нажми меня», вид экрана должен быть аналогичным снимку экрана ниже:

Добавление новых страниц в проект

Только самое простое приложение состоит из одной страницы. Мы хотим научиться писать сложные многостраничные приложения. Мы можем использовать шаблоны Pivot, Panorama, можем использовать паттерн проектирования MVVM (Model-View-ViewModel), а сначала научимся добавлять новые страницы в проект и переходить между ними.

В окне Solution Explorer щелкнем правой кнопкой мыши по названия проекта, и в отобразившемся меню выберем, Add, далее New Item, в открывшемся диалоговом окне выберем Windows Phone Portrait Page и назовем её SecondPage.xaml:

Теперь у нас есть пустая XAML страница, точная копия страницы MainPage.xaml до того, как мы её отредактировали.

Чтобы лучше различать страницы, перейдем к XAML коду страницы SecondPage и у элемента TextBlock с Name PageTitle отредактируем свойство Text, как показано ниже:

Навигация между страницами приложения

Итак, у нас в проекте есть две страницы, при запуске приложения отображается страница MainPage.xaml. Как теперь перейти со страницы MainPage.xaml на SecondPage.xaml?

Попробуем два простых способа, как это сделать.

В XAML код файла MainPage.xaml после добавленного ранее кода Button, добавим код HyperlinkButton, как показано ниже:

Лучшие статьи по теме