Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Обзоры
  • Разница между социальной группой и социальной общностью. Социальные общности и группы

Разница между социальной группой и социальной общностью. Социальные общности и группы


Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностъю и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:
-во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
-во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;
-в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу:от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).
Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие - принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи - социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые - социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.
Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде случаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях - от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общности групповые (социальные группы).
Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многообразие социальных характеристик современного общества.
В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
-устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
-относительно высокой степенью единства и сплоченности;
-однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
-способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.
Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социальныепризнаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Все социальные группы можно подразделить:
-по характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;
- по количественному составу - на малые и большие;
-по способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.
1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.
В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер.В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего коллектива.
2. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:
1.малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек);
2.пространственная близость членов группы;
3.устойчивость и продолжительность функционирования;
4. интенсивность межличностных взаимодействий;
5. высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
6. развитое чувство принадлежности к группе;
7. неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа - «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику.
Большая социальная группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер.Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.
1. Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.
Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий.Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

Социальные группы и общности выступают формой социального взаимодействия и представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей путем осуществления совместных действий. Осознавая преимущества объединенных действий, люди соединяются в группы и общности, достигая существенно большего результата, нежели при индивидуальных действиях.

Социальная группа выступает не только посредником между отдельным человеком и обществом, но и социальной средой, в которой происходит социализация и формируются нормы коллективного поведения. Социальные общности и группы образуют люди со сходными социальными статусами, которые занимают в обществе близкие друг к другу места.

Социальная группа - это совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Среди признаков социальной группы Р.Мертон выделил:

☺ определенный способ взаимодействия;

☺ членство, чувство принадлежности к данной группе;

☺ групповую идентичность, то есть люди, входящие в группу, воспринимаются и другими как члены этой группы.

Под социальной общностью социолог Н. Смелзер понимал совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства; которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Термин «социальная общность» употребляется в широком и узком смысле:

в широком смысле она выступает синонимом социальной группы вообще, поэтому класс, нация, семья могут рассматриваться и как социальные общность, и как социальные группы;

в узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы.

Социальные группы могут классифицироваться на основе различных критериев .

В зависимости от численности , размеров выделяют малые и большие группы:

малые группы имеют отличительные черты: малочисленность, близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов; устойчивость и продолжительность функционирования в силу высокой степени совпадения общих ценностей, норм в правил поведения;

в больших социальных группах (классы, нации, территориальные поселения и т.д.) связи и взаимодействия носят опосредованный характер.

Американские ученые К. Холландер и Р. Миллс связывали также различия больших и малых групп с социально-психологическими обстоятельствами. Малые группы ориентированы в своих действиях на реализацию групповых целей, а в больших группах преобладают рациональные действия. В качестве социального контроля в малых группах выступает групповое мнение, а в больших - авторитарные методы руководства. Если в малых группах признаются групповые нормы, то в больших подчиняются требованиям, предъявляемым руководством группы.


На основе социально значимых критериев различают номинальные и реальные социальные группы:

номинальные группы выделяются в основном для статистического учета населения в целях лучшей организации или решения определенной народно-хозяйственной задачи. По этой причине они являются разновидностью больших социальных групп;

реальные группы выявляются на основе социально значимых признаков: пол, национальность, возраст, профессию, место жительства, размеры доходов. Реальные группы по своим размерам могут быть большими и малыми.

По преимущественному социальному составу людей в структуре реальные группы могут классифицироваться на основе следующих признаков :

стратификационного (классы, касты, сословия);

этнического (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);

территориального (горожане, сельские жители, земляки).

По характеру взаимоотношений между их членами выделяют первичные и вторичные группы:

первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональной атмосферой, интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий (семья);

во вторичных группах социальные взаимодействия носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Целью этих больших социальных групп является достижение конкретных целей.

Многообразие социальных взаимодействий способствует объединению людей в социальные общности. В общности объединяются люди, имеющие одинаковые функции и обусловленное ими положение в обществе, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.п.

В основе социальной общности лежит стремление получить преимущества, которые дает солидарность, объединение усилий. Индивиды, образующие объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию.

Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, определенной общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Так общности могут быть порождены общественным производством (производственный коллектив, класс, социально-профессиональная группа); этнические общности (народности, нации); объективной основой социально-демографических общностей выступают естественные демографические факторы (пол, возраст).

Можно выделить следующие общности:

А) статистические – т. е. номинальные, их называют социальными категориями. Они создаются для целей статистического анализа.

В) реальные общности. Жители города могут быть статистической и реальной общностью. Статистической эта общность будет с точки зрения прописки; реальной она будет, если рассматривать входящих в нее индивидов использующих городские условия жизни.

С) массовые (т.е. агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы;

Д) групповые общности. Социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности, некоторые исследователи рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.

Социальная группа. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности, традиции. Социальная группа - одна из основных составляющих социальной структуры. Цементирующим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Людей можно распределить на группы многим критериям: по принадлежности к конфессии, по уровню дохода, по их отношению к спорту, искусству и т.д.

Группы бывают:

1. Формальные. В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в специализации членов, выполняющих свои особые функции.

2. Неформальные. Неформальные группы складываются стихийно и не регламентированы правовыми актами, они находятся под влиянием лидеров, авторитета личности. Но в тоже время в любой формальной группе могут складываться неформальные отношения между членами группы, а также сама группа может распадаться на несколько неформальных групп.

3. Малые. Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы. Нижний предел для малой группы – 2 человека, верхний предел может быть представлен и 5 – 7, 20 индивидами. Как правило, размер малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышен, то группа распадается на подгруппы (фракции). Существуют две разновидности малых групп – это диада и триада.

4. Средние группы. Это устойчивые образования, имеющие общие цели и интересы, связанные одной деятельностью, но не находящиеся между собой в тесном контакте. Трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта – все это примеры средних групп. Средние группы часто называют социальными организациями.

5. Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (национальность, профессиональная принадлежность и т.д.)

Группы характеризуются как первичные и вторичные . Первичные, как правило, малые группы. Для них характерны более тесные связи между членами, они оказывают значительное влияние на индивида. Малая группа играет важную роль в воспитании и социализации личности. Она способствует усвоению идей, установок, ценностей, норм поведения, которые существуют в обществе. Во вторичных группах тесного взаимодействия практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. К вторичным группам относятся средние и большие группы.

Реальные группы выделяются по какому-то признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

Социальные группы – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п. Принадлежность к такой группе не осознается ее членами и крайне редко может стать основой ля консолидации

т.е. для возникновения тесных внутригрупповых связей.

Интерактивные группы - это такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений (например, группа друзей).

Номинальные группы – это такие группы, в которых каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них наиболее характерно косвенное взаимодействие.

Следует отметить значение референтных групп. Референтной называется такая группа, которая в силу авторитета способна оказать на индивида сильное влияние. Можно использовать понятие эталонной группы, членом которой индивид стремиться стать. Этот термин ввел американский исследователь Г.Хаймен, изучающий студенческие группы. Он обнаружил, что определенная часть студентов не принимает нормы и ценности данной группы, а ведет себя так, будто ориентирована на ценности совершенно других групп.

Социальная структура общества нередко рассматривается как совокупность отношений меду социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то какая атмосфера царит в нем – согласие, доверие, терпимость или наоборот.

С точки зрения больших социальных групп, структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений. Другими словами, могут самостоятельно и независимо друг от друга изучаться классовая структура общества, национальная структура, религиозная, профессиональная, стратификационная и т.д.

4. Социальная организация.

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности – конфликтности и т.п. Но применительно к социальным объектам термин

«организация» употребляется в трех смыслах:

1. искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2. определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.п.;

3. степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связи как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда. Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или количественных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель – это некий образ результата, в котором заинтересована организация и к

которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации Централизованные предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть на спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, и организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Формализация отношений связана с созданием, стандартных образцов поведения для индивидов. Важным признаком выступает договорное, документальное закрепление правил, норм в некой единой системе. Формализация играет важную роль в преодолении организационной сложности. В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как общение здесь непосредственное. В организации непосредственное общение не всегда имеет место. Ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формальной организации играет важную роль. Часто границы формальной организации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов

Существует три разновидности организаций. 1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей. Добровольной организации присущи такие черты: а) она образована для защиты интересов ее членов, которые являются для них общими; б) членство в добровольной организации является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член может выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера; в) организация этого типа не связана с правительственными органами. В добровольных ассоциациях отсутствует жесткая структура и не развивается система принудительной власти.

2.Добровольные ассоциации нередко « перерастают» в бюрократии - сложные организации с высокой степенью распределения ролей. Существуют также промежуточные формы, которые сочетают признаки союзов и предпринимательские функции.

3. Третий тип- это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках органического числа членов организации

Можно выделить две основные разновидности таких организаций: деловые организации и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации в основном поддерживается тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Такие организации часто характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев или государства.

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями – государством, религиозными и другими организациями. В этом состоит их коренное отличие от добровольных ассоциаций, которые создаются в первую очередь для защиты интересов их членов, которые, будучи общими, для них, все же остаются частными и индивидуальными по отношению к обществу. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Примерами тотальных учреждений могут, служит тюрьмы, военные училища… И. Гоферман ввел понятие тотальное учреждение и выделил несколько типов таких организаций:

1) учреждения для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепых, пожилых, нищих, инвалидов, психически больных: больницы, дома призренения, санатории;

2 учреждения, предназначенные для людей, которые опасны для общества тюрьмы, колонии.

3. учреждения, созданные для определенных целей: военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и т.п.

4. учреждения, с помощью которых люди уходят от мира, обычно по религиозным соображениям: мужские и женские монастыри и т.п. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью жестких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым, полным подчинением нормам данного заведения.

Таким образом, социальные организации являются неотъемлемым элементом социальной структуры общества, системой отношений, объединяющих индивидов или группы для достижения определенных целей. Социальная организация в современном обществе - наиболее распространенный и важный тип групп, составляющий ядро структуры социума. Это система отношений, способствующая совместной деятельности людей, для достижения конкретных результатов, для внутренней упорядоченности и согласованности частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальных групп, социальной среды, коммуникаций.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: общество- это живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтому жизнедеятельность общества - необходимый и естественный способ его существования, вне которого невозможным было бы ни проявление его сущности, ни осуществление его роли, задач и функций.

Жизнедеятельность общества, функционирование и взаимодействие его различных сторон, сфер - это и есть общественная и социальная жизнь в самом широком смысле, поскольку «социальное» употребляется нередко как синоним «общественного». Но в более узком значении социальная жизнь понимается как часть, область, сторона общественной жизни. Для социологии важно рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом, функционирования социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Литература

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс.-1997.-№ 1

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.Гл.4,9,12-15

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология: в З т. Т.З: Социальные институты и процессы.- М.: ИНФРА-М, 2000

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999.Гл. 9, 16, 17-21

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. Пособие.- М.: 2001. Гл. 5,6

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

Общая социология: Учебное пособие. Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.-М, 2000

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.- М.: 2000

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине: социология

на тему: “Социальные общности и группы”

Работу выполнила: Мухаметова Лилия Ильдусовна

студентка 4 курса, группы ЗЭТ(б) - 411,

заочного отделения

Работу проверил:

Сенников Вячеслав Анатольевич

старший преподаватель кафедры «Социология, социальная работа и политология»

План

Введение

1. Понятие и сущность социальной группы и ее виды

2. Понятие социальной общности и ее многообразие

3. Роль социальных групп и общностей в жизни человека

Заключение

Список использованных источников

Введение

социальный институт человек общность

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и так далее).

Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют многообразные теории социальных групп. В некоторых из них, в частности социометрической, общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями какой-то одной доминирующей группы. В этом случае говорят, например, о народном обществе, что обозначает совокупность разнообразных групп в рамках одной народности.

1 . Понятие и сущность социальной группы и ее виды

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, то есть группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Существуют непосредственно общие качества группы:

1) Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2) Микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3) Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4) Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5) Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6) Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие как:

1) направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

2) организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

3) эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

4) интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

5) волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, система межличностных отношений и так далее.

Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения.

2 . Понятие социальной общности и ее многообразие

По социометрической теории, наиболее крупными социальными группами являются социальные общности, которые рассматриваются учеными как формы социальной организации общественной жизни индивидов.

Социальные общности - это эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения индивидов, представляющие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального воздействия, обладать эмерджентными свойствами, т. е. вновь возникающими в результате объединения характеристиками, не всегда присущими отдельным индивидам.

Исторически детерминантами формирования социальных общностей были:

Условия социальной реальности, требующие объединения людей (например, охрана территории, защита от внешних врагов);

Общие интересы значительной части индивидов;

Развитие государственности и возникающие вместе с ней формы организации людей в виде различных социальных институтов (например, института права и законодательства, поддерживающего определенные нормы поведения людей);

Совместная территория, предполагающая возможность межличностных (прямых и опосредованных) контактов.

Стратификационными показателями социальной общности как целостности выступают условия жизнедеятельности, опосредованные различными политическими, экономическими и социальными особенностями; общие интересы взаимодействующих индивидов; приверженность конкретным определенным социальным институтам и ценностям; социольно-профессиональные характеристики индивидов, объединенных в общность; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям.

Указанная система социальных показателей позволяет утверждать, что внутри общества идут сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). Процессы социальной интеграции позволяют воспроизводить социальные отношения общности как некоторой целостной системы. К интеграции можно отнести формы социально-политической, экономической, духовной жизнедеятельности людей, объединенных в общность. Процессы дифференциации являются следствием разделения экономической, политической и культурной структур, разделения и специализации труда, отношения к формам собственности и так далее.

Возникающие в процессе социально-исторического развития человечества социальные общности отличаются многообразием не только конкретно-исторической и социальной обусловленности, но и типическими признаками (например, национальными, психологическими и так далее). Общности различаются качественными признаками и количественными показателями, то есть величиной.

Среди социально-психологических показателей необходимо выделить уровень сплоченности социальной общности, а также характер взаимодействия между индивидами. Если общности представляют собой большие территориальные или национальные объединения, то, как правило, наряду с непосредственными существует значительное число опосредованных связей, когда люди, принадлежащие к одной общности, исповедующие общие интересы, даже не знакомы друг с другом.

Польский социолог Я. Щепаньский предлагает выделять два больших класса общностей: естественные - существующие в реальности (территориальные, социальные), и номинальные (например, общность российских врачей). Указанные общности он делит на фиксированные в социальной системе, к которым относятся классы, профессиональные группы, и нефиксированные (например, движение зеленых).

Концепция общностей, предложенная впервые немецким социологом Ф. Теннисом, является альтернативой концепции социолога Дж. Морено. Если Теннис рассматривает различные уровни общностей: от малой социальной группы до государства и планеты, то сторонники групповых подходов рассматривают само общество как глобальную социальную группу. Отсюда возникают многие общие показатели стратификации общностей и социальных групп. Например, в зависимости от структуры и формы организации и те, и другие делятся на формализованные и неформализованные.

Установить границы групповых общностей весьма просто, так как непосредственность контактов, совместные формы деятельности, относительно выраженная гомогенность (однородность) состава позволяют фиксировать лиц, принадлежащих к ней. Массовые общности, такие, как нации, характеризуются более размытыми границами. Люди одной национальности могут проживать в разных городах и странах и лишь статистически принадлежать к своим национальным объединениям. Зарождение таких общностей имеет более стохастическую природу, а структура членов общности может быть гетерогенной (разнородной). Однако каждый из людей принадлежит к огромному числу различных общностей и для того, чтобы фиксировать эту принадлежность, мы должны выделить какие-либо весьма надежные показатели (например, экономическую, политическую или культурную стратификации, а также функции и социальные роли, которые выполняет индивид в данной общности).

Функционирование и развитие социальных общностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей.

Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т. е. в пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие формальные границы, которые контролируются определенными конституционными отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или, образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.

Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают других по принципу принадлежности к определенному имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которых основано на совпадении или близости социального статуса. Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинаю неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того, многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления. В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы, кат как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание. Для определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в обществе.

Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т. е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Например нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек исповедывающий иное религиозное учение.

Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими. Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие более сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе.

3 . Роль социальных групп и общностей в жизни человека

Из всего выше сказанного можно сказать, что группы и общности в жизни человека играют огромную роль.

Человеку трудно существовать без общества, без группы, он будет чахнуть без общения с людьми. Собираясь в группы, люди могут себя проявить в чем-то, показать самого себя, определить свое место и роль в обществе.

Живя в обществе человек приобретает себе друзей, знакомых, товарищей и так далее. Возможно и такое, что он может приобрести и врагов, в определенных случаях, ведь это тоже какая-то степень взаимодействия с людьми, обществом.

Кроме внешних связей общения у человека существует и семейные связи, которые являются так же элементом общества и окружающего мира человека. С этой подсистемой общества он использует иной способ взаимодействия. Именно такой элемент, как семья, сможет поддержать человека в любой ситуации и не в коем случае не стоит разрывать цепь взаимодействия с этой частичкой общества человека. Социальная группа -- это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

Экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

Политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

Институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

Институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

Институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальная организация -- это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т. д. Названные организации - это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается,растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду(жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только попотребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности(голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится,

целенаправленно изменяет, планирует. Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она,будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности

человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек -- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире -- в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается

общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые,

не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности,

гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека. Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. И наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности.

Список использованных источников

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 2001.

2. В.Е. Давидович, М.Р. Радовель. Социология для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

3 .Кончанин Т.Л. Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

4. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие / А.Л. Маршак - М.: Высшая школа, 2002.- 317с

5.История социологии: учебник / М. В. Горностаева, В. И. Добреньков, Л. Г. Ионин и др.; отв. ред.: Г. В. Осипов, В. П. Култыгин; Акад. учеб. - науч. центр РАН - МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Норма, 2013. - 1102 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная структура общества, ее концепции и элементы. Проблемы общностей в социальной науке: множества, контактные и групповые социальные общности. Тенденции развития структуры современного общества. Внутренние и внешние факторы интеграции группы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Общность как комплекс социальных действий, ориентированных на оказание содействия друг другу. Проблема общностей в социальной науке. Разновидности социальных общностей: мнимые, контактные, групповые. Внутренние и внешние факторы интеграции группы.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2011

    Сущность и основные характеристики социальной группы. Большие, средние и малые группы, их особенности. Понятие про формальные и неформальные социальные группы. Социальные общности и их виды. Социальные институты как формы организации общественной жизни.

    презентация , добавлен 17.03.2012

    Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.

    реферат , добавлен 25.02.2003

    Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Социальная группа как среда жизнедеятельности индивида. Характеристики малых социальных групп, их классификация по степени организованности, характеру внутригрупповых взаимодействий. Понятие внутренних и внешних групп. Динамика малых социальных групп.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Понятие социальной группы в социологии. Типология социальных групп. Малые, средние и большие социальные группы. Признаки и характеристика социальной организации. Формальные и неформальные социальные организации. Понятие социальной общности в социологии.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Группы, слои, классы - важнейшие элементы социальной структуры общества. Соотношение классовой теории социальной структуры общества и теории социальной стратификации и мобильности. Виды социальных общностей людей, их особенности и характеристика.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Группы самопомощи - добровольные объединения людей для совместного преодоления болезней, психических или социальных проблем. Правила и методы деятельности группы. Типы групп самопомощи и их характеристика. Терапевтические факторы групп самопомощи.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп
1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:
1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Лучшие статьи по теме