Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Обзоры
  • Разница между литыми и коваными дисками. Какие диски лучше — кованые, литые или штампованные

Разница между литыми и коваными дисками. Какие диски лучше — кованые, литые или штампованные

Она может быть связана с их поломкой, желанием изменить внешний вид транспортного средства либо с потребностью быстрой замены комплектов резины. Неизбежно возникает вопрос, какие диски лучше - в настоящее время на рынке автомобильных компонентов представлено множество видов продукции. Стоит помнить, что прочность, надёжность и другие свойства колёсных дисков зависят как от используемого в их изготовлении материала, так и от выбранного метода производства.

Вопрос, встающий перед многими автомобилистами: «Какие диски выбрать?»

Железо

Бюджетные автомобили либо транспортные средства в наиболее простых комплектациях обычно оснащаются стальными штампованными дисками. Такие изделия производятся из обычных листов прокатного металла заданной толщины - заготовки для обода и ступицы подвергаются обработке прессом в горячем состоянии, а затем соединяются методом сварки. Применение стали позволяет достичь высокой прочности дисков, а также их пластичности. Именно она определяет главное преимущество таких колёс - при наезде на крупное препятствие либо при сильном ударе они гнутся, но не лопаются и не трескаются. Поэтому штампованный диск можно отремонтировать без применения специального оборудования - достаточно ударить по нему кувалдой или тяжёлым молотком.

Однако сказать, что лучше - штампованные стальные диски или их дорогостоящие альтернативы, однозначно не получится. Ремонтопригодности и дешевизне таких автомобильных компонентов противостоит очень большой вес. Увеличение неподрессоренных масс транспортного средства ведёт к повышению скорости износа подвески, ухудшению комфортабельности, а также . Большинство производителей пытается облегчить штампованные диски, вырезая в них специальные отверстия, однако даже такие изделия весят в 2–3 раза больше своих легкосплавных аналогов.

Кроме того, стальные изделия подвержены коррозии, которая может уничтожить их за 2–3 года интенсивной эксплуатации. Для противодействия ржавчине они покрываются грунтовкой или специальным лаком, но такое решение не способно обеспечить идеальную защиту колёс. Наконец, необходимо отметить примитивный дизайн, который редко сочетается с внешним видом современного автомобиля.

Классическое литьё

Большинство автомобилистов оказываются перед выбором - литые или штампованные диски. При наличии финансовых возможностей эксперты рекомендуют выбирать второй вариант. Легкосплавные изделия формируются методом классического литья в заранее подготовленную форму. Благодаря этому граница между ободом и диском фактически отсутствует - это повышает надёжность и долговечность колеса. В качестве материала для изготовления литых дисков обычно используется сплав алюминия с другими металлами - например, магнием или титаном.

По прочности литые диски значительно опережают стальные штампованные. Граница их деформации находится намного выше - чтобы повредить колесо на легкосплавной основе, понадобится в 3–5 раз большая энергия удара. Однако пластичность сплава цветных металлов намного ниже, чем у стали, что вызывает серьёзные трудности при необходимости ремонта диска. Для устранения повреждений используется горячая прокатка, вытягивание, аргоновая сварка и другие методы, требующие применения дорогостоящего оборудования. После восстановления дисков металл теряет изначальную молекулярную структуру, что приводит к существенному снижению прочности колёс.

Если вы хотите знать, чем отличаются литые диски от стальных, вам следует знать, что легкосплавные изделия имеют намного меньшую массу. Это положительно отражается на следующих свойствах автомобиля:

  • Комфортабельность;
  • Экономичность;
  • Надёжность и долговечность подвески.

Литые диски не подвержены коррозии и другим видам повреждений даже при сильном повреждении . Исключением являются только изделия с применением магния - они разрушаются под воздействием влаги, что требует применения многослойной защиты. Именно поэтому на легкосплавные диски такого типа рекомендуют устанавливать балансировочные грузики с помощью специального полимерного клея, а не традиционных скоб. Преимуществом можно назвать и геометрическую точность изготовления - допуски не превышают 0,1–0,15 мм, что обеспечивает превосходную точность управления транспортным средством.

Максимальная прочность

Однако легкосплавные колёса также выпускаются в различных видах - если вы будете приобретать их в крупном магазине, то после определения требуемого размера у вас спросят, нужны ли кованые диски или литые? Сразу стоит сказать, что механическая ковка не имеет ничего общего с ручной, которую можно увидеть на малых предприятиях, работающих с металлом. Фактически кованые диски изготавливаются методом штампования легкосплавной заготовки - отличие от производства стальных колёс заключается в применении иных форм и использовании очень высокой температуры, при которой металл находится в полужидком состоянии. Кованые колёса также изготавливаются из цветных металлов, однако доля высокопрочных компонентов, представленных магнием либо титаном, в них намного выше.

Если литьё предполагает полное расплавление металла, сопровождающееся нарушением его молекулярной структуры, то при ковке такого не происходит. В результате колёса получают ещё большую прочность, которая обуславливает их надёжность и долговечность. Специалисты говорят, что при наезде на крупное препятствие скорее удастся повредить компоненты подвески, чем кованый диск. Разница заключается и в массе, которая у изделий, полученных путём ковки, меньше на 5–25%. Благодаря этому сокращается расход топлива, уменьшается скорость износа , а также улучшается комфортабельность транспортного средства.

Единственным серьёзным недостатком кованых дисков можно назвать высокую стоимость, обусловленную особенностями технологического процесса производства. Также стоит упомянуть, что они не могут иметь сложный дизайн, поскольку пресс-форма для штамповки накладывает свои ограничения на кривизну поверхностей. Это является ответом на вопрос, как отличить кованые диски от литых - они имеют рубленую грубую форму. Несмотря на некоторые ограничения по дизайну, кованые колёса очень любят уличные гонщики и фанаты тюнинга. Они способны улучшить динамические параметры автомобиля, а также придать ему необычный внешний вид.

Что выбрать?

Если вы собираетесь ездить по хорошим дорогам, но не планируете тратить много денег на оснащение автомобиля новыми колёсами, лучше отдать предпочтение литым дискам - в последнее время в продаже появилось много качественных недорогих моделей. Оптимальный вариант - диски российского, корейского или европейского производства, а вот изделий из Турции и Китая лучше избегать. Почитателям скоростной езды можно рекомендовать кованые диски, отличающиеся малой массой и превосходной прочностью. Если же вам часто приходится ездить по плохим дорогам либо вовсе выезжать за пределы асфальта, лучше приобрести штампованные стальные колёса. Их преимущество - не только в низкой цене, но и в возможности самостоятельного ремонта после мелкой поломки.

Многие водители желают установить на свою машину легкосплавные диски. И это вполне оправданно. Во-первых, намного улучшается эстетический вид авто. Во-вторых, теоретически могут измениться комфортность и безопасность езды. Ведь диски из легких сплавов легче своих стальных аналогов, потому уменьшаются неподрессоренные массы. Существует два основных типа легкосплавных дисков: литые и кованные. Чем же они отличаются и какие из них лучше? Попробуем выяснить.

Все плюсы и минусы

  • Материал, из которого изготавливаются указанные диски, идентичен. Чаще всего это сплавы алюминия, вопреки расхожему наименованию «титановые». На самом деле диски из титана не изготавливают по причине особых свойств данного материала. Отличаются же литые и кованые изделия технологией производства. Первые выливают из сплава, а вторые изготавливают путем горячей промышленной штамповки. После этого оба типа дисков проходят закаливание и искусственное старение.
  • Как следствие разных технологий, кованые диски ощутимо легче литых аналогов. К примеру, литый диск имеет меньший вес по сравнению со стальным примерно на одну треть, а вот кованный – в полтора-два раза. Все дело в толщине металла. У литых изделий он достигает 6 мм, а у кованных – 3 мм. В итоге кованые изделия лучше реализуют преимущества легкосплавных дисков . Кроме того, они имеют волокнистую структуру метала, что позволяет им уверенно противостоять ударным нагрузкам. Такие изделия по аналогии со стальными могут согнуться, но при значительно больших нагрузках. Причем деформация диска уходит внутрь, что исключает изменение посадочного места ската и резкую потерю давления. Литые же диски имеют раковины внутри структуры материала. Потому при ударе в конкретный участок, он может разрушиться.
  • Единственным «минусом» кованых дисков является их более высокая стоимость . Причем разница может быть в несколько раз. Потому такие диски могут позволить себе небедные люди для установки на элитные или спортивные машины. Правда, если говорить о кованых изделиях российского производства (ВСМПО и др.), то их стоимость даже меньше, чем аналогичных импортных литых. Секрет кроется в том, что отечественным производителям в наследство от СССР досталось прессовое оборудование, которое они применяют. Правда, разница в весе между отечественными кованными и импортными литыми дисками почти не заметна.

Какие диски лучше: стальные или легкосплавные?

Стальной штампованный диск очень даже неплох. Дешевый, надежный, прочный. При сильном ударе не трескается, а мнется, восстановить его до нормального рабочего состояения достаточно просто- либо на специальном станке, либо, если вмятина небольшая, обычной кувалдой.

Недостатки: тяжеловат и на вид довольно скучен; сама технология штамповки не позволяет кардинально менять дизайн, поэтому стальные диски все на одно лицо.

Стальные колесные диски интенсивно вытесняются с рынка легкосплавными . Чем лучше легкосплавные диски? Стильный современный облик, разнообразие видов - уже этого достаточно для привлечения покупателя. Главное достоинство легкосплавных дисков - это солидный выигрыш в весе, а значит, снижение нагрузок на трансмиссию, подвеску, тормоза и подшипники ступиц. Кроме того - более эффективное охлаждение тормозного узла, во-первых, благодаря высокой теплопроводности легких сплавов, во-вторых, возможности делать диск с очень большими отверстиями (не теряя жесткости) и с направленными лопастями, которые при вращении колеса гонят воздух на тормозные диски и колодки. И еще - высокая точность изготовления, что способствует более точной балансировке .

Легкосплавные диски бывают литые и кованые.

Какие диски лучше: литые или кованые?

Легкосплавный колесный диск может быть сделан методом литья, либо ковкой. Ковку еще называют объемной горячей штамповкой, поэтому и кованые диски из легкого сплава часто называютлегкосплавными штампованными дисками (не путать со стальными штампованными).

Литой диск

Очень технологичен. Литье почти не дает отходов, что способствует снижению себестоимости продукта; кроме того, этот способ производства допускает любые игры с дизайном.

Недостатки. Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид. Во-вторых, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованый диск

По большинству характеристик кованым дискам нет равных. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее.

Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели BMW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности.

Какие диски лучше: алюминиевые или магнивые?

Легкосплавные диски льют и куют из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке возрастания прочности, ряд будет таким: литой магниевый - литой алюминиевый - кованый алюминиевый - кованый магниевый (самый прочный, самый престижный, самый дорогой).

Внимание!

Литые магниевые диски - не для российских дорог. При езде по нашим ухабам литой магниевый диск быстро растрескивается.
Кроме того, требования по защите поверхности от коррозии у них очень высоки.

Магний исключительно хорош, но не в литом варианте, а в кованом.

Покупайте только диски , прошедшие российскую сертификацию! Импортные диски от известных брендов, если не завезены из стран «третьего мира», очень хороши, но многие из них рассчитаны на хорошие дороги и потому не отвечают российским требованиям по ударным нагрузкам.

И как это делать правильно - все эти моменты нужно знать каждому автомобилисту. Мы поможем разобраться в тонкостях и стать настоящим профессионалом в вопросах, связанных с автомобильными дисками.

Современный ассортимент дисков

Вековую историю имеют стальные диски, которые устанавливались на все автомобили в мировом масштабе. С появлением литых моделей от предыдущих экземпляров никто не поспешил отказываться. Для литых дисков характерны свои преимущества, которые выражаются в привлекательности и более высокой надёжности. Но всё портит высокая стоимость. Последними были разработаны кованые модели, которые во многом превосходят своих собратьев. Но опять дороговизна становится камнем преткновения. продукции заставляет пользователей задуматься о том, что лучше будет для их автомобиля, в чём заключается разница и какой выбор будет наиболее целесообразным.

Человечеству ещё не удалось создать идеальные автомобильные диски, которые смогли бы удовлетворить все потребности автовладельцев и по каждому своему параметру превосходить существующие аналоги. Каждому пользователю приходится выбирать наиболее приемлемый вариант, анализируя плюсы и беря во внимание минусы.

Штампованный стальной продукт - это самый доступный вариант из всех возможных предложений. Изделия из алюминия будут стоить дороже минимум в два раза. Штампованные изделия рискуют согнуться при прохождении авто через ямы. В этом скрывается их достоинство, ведь основной удар придётся на диск, а не на кузов и подвеску.

Штампованные изделия много весят, что создаёт препятствие для быстрого разгона и хорошего торможения. Установка такого элемента на машину моментально увеличивает неподрессоренную массу ТС, что негативно сказывается на уровне комфорта пассажиров и работе подвески. Если думать над тем, какие диски лучше выбирать , то именно этот вариант подходит больше всего. Ведь зимой никто не гонится за динамикой.

В процессе производства нет надобности использовать высокое давление. Конечный продукт получается лёгким, но не особо пластичным. Такие диски не гнутся, зато часто трескаются от удара. Большое разнообразие вариантов дизайна и увеличенное число отверстий для вентиляции воздуха и быстрого охлаждения тормозов - это преимущества, которые выделяют литой продукт от штампованного.

По соотношению цены и качества именно литые модели занимают первенство среди всех доступных дисков.

Много общих моментов существует между литыми и коваными колёсами. Сплавы одинаковые, но обрабатываются по-разному, что делает кованый продукт чрезвычайно прочным и ещё более лёгким, чем литой аналог. Хорошо гнутся и редко когда трескаются, но являются очень дорогими. Процесс создания сложный и длительный, состоит из двух этапов (горячая штамповка и обработка химическая или термическая), поэтому производители не могут предложить большой ассортимент вариантов дизайна.

На кованый продукт не оказывают влияния атмосферные явления, влага и морозы. На них не образовываются , поэтому и обработка соответствующими защитными составами не требуется. Чтобы кованый диск деформировался, нужно приложить очень большую силу. Он может только погнуться.

Разница в цене очень существенная, но за качество всегда нужно платить.

Отличаем кованые и литые диски

Хоть мы и живём в современном мире, где господствуют цивилизованные рыночные отношения, но ситуации бывают разные, поэтому покупатель должен хорошо ориентироваться в приобретаемом товаре. И совсем не будет лишним знать, чем отличаются литые и кованые диски.

Вес относится к главному параметру, на который можно ориентироваться. Кованая модель с диаметром в 15 дюймов будет весить до 5 кг. Но если взять аналогичный литой диск, то его вес увеличится на 3 кг. Такому сравнению поддаются отечественные автомобильные продукты, но если на ринг выходит европейский литой диск, то его вес будет приравниваться к кованому продукту от российского производителя.

Надписи - это ещё один параметр, который поможет отличить два разных диска. Кованые колёса при серийном производстве подвергаются процессу штамповки. Следовательно, пометки имеют вдавленный вид. На литых дисках другим образом осуществляется маркировка, вследствие чего надпись получается выпуклой. В этом вопросе допускаются исключения, но они встречаются редко.

Форма колёсного диска также может подсказать, к какому типу он относится. Литые модели редко поддаются фрезеровке, что сказывается на наличии у них слегка неровных краёв. А вот кованые модели в обязательном порядке проходят этап токарной обработки, поэтому края всегда ровные. Раньше это отличие было хорошо заметно. Сейчас новое оборудование и усовершенствованные технологии позволяют сразу получать ровный литой продукт, который становится сложнее отличить от кованого аналога.

Спецификация отображается в сертификате, который должен предоставить продавец дисков. Если продукт кованый и выпущен на легальном производстве, то он будет обозначен, как forged. Продукт, произведённый на китайских и турецких заводах, не всегда обозначаются подобным образом.

С литыми и коваными дисками мы разобрались, но есть ещё одна категория, которая осталась неизведанной. Литые или штампованные - что выбрать и как отличать их между собой. Внешний вид сразу же выдаёт эти две разновидности одного продукта. Литой вариант смотрится более презентабельно и солидно, ассортимент вариантов дизайна богат и разнообразен. Штамповка выглядит непрезентабельно, впрочем, за такую низкую цену надеяться на что-то большее не стоит. Ещё можно ориентироваться на вес, отличия не особо существенные, но всё же.

Вот ещё с одной темой мы помогли вам разобраться. Теперь или на рынок можно отправляться с уверенностью в правильном выборе, который будет сделать легко.

Водителям сегодня предлагается огромный выбор марок автомобилей, и еще, куда больший выбор дисков. Это и штампованные, и легкосплавные модели с различным дизайном, отличающиеся по цвету, рисунком и стоимостью. Наибольшее внимание приковано к легкосплавным дискам: литым и кованым. Они пользуются спросом у водителей всех типов и марок автомобилей, но перед покупкой большинство из нас задают вопрос, так какие диски лучше - кованые или литые. Читайте отзывы, советы экспертов. Обязательно ознакомьтесь с особенностями каждого из видов, это поможет сделать правильный выбор. Мы постараемся остановиться на самых важных моментах, чтобы выяснить и выделить преимущества и недостатки каждого вида.

Особенности литых дисков : плюсы и минусы

Повышенный спрос к литым дискам обусловлен их небольшим весом и доступной стоимостью. Они действительно легче стальных, но тяжелее кованых. Большой выбор дизайна - один из факторов, влияющих на выбор именно литых дисков. Благодаря техническим и качественным характеристикам производителям предоставляется больше возможностей при разработке дизайна. Их можно приобрести с одинарными, двойными, и даже с десятью спицами. При этом формы и рисунок у каждого диска может отличаться. Такое разнообразие не оставило равнодушными ценителей моды.

При производстве литья используются преимущественно алюминиевые и магниевые сплавы, реже титан (возрастает стоимость). Главная особенность этих материалов - они не поддаются коррозии, но в отличие от стали считаются более хрупкими.

За счет снижения веса колес обеспечивается комфорт при движении авто, им становится легче управлять, автомобиль может совершать маневры без дополнительных усилий со стороны водителя. Снижается нагрузка на подвеску, что положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля.

Литые диски не гнутся, но при сильном боковом ударе они трескаются - это один из основных недостатков. Если кованые диски можно восстановить, то литье тяжелее поддается ремонту.

Качество зависит от выбранного материала и технологии производства. Известные производители не раскрывают всех секретов, но по имеющемуся ассортименту можно смело говорить о высокой точности и надежности выбранной технологии. Не секрет, что чаще для их изготовления используют алюминий, добавляя к нему другие цветные металлы. В этот момент на качество будет влиять строгое соблюдение технологий при изготовлении, чистота и процентное содержание сплавов. Также уделяется немаловажное внимание выбранной форме и качеству обработки дисков специальными лакокрасочными и порошковыми покрытиями.

В процессе окисления на поверхности литого диска образуется тонкий слой окиси - пленка, защищающая изделие от коррозии и механического воздействия песка, гравия и других предметов и веществ. Поэтому покрытие литого диска порадует высокими показателями прочности к воздействию химических соединений, которыми не редко обрабатываются дороги (особенно в зимние месяцы).

Обобщая информацию, можно сделать вывод, что литые диски являются универсальными, подходят для любой марки автомобиля. Они имеют небольшой вес, что весьма положительно влияет на управление автомобилем и помогает сохранить и продлить срок эксплуатации подвесным системам. Единственным недостатком, который можно исключить аккуратным и внимательным водителям, это их чувствительность к сильным ударам. Литые диски не нуждаются в установке колпаков, всегда имеют презентабельный вид.

Кованые диски: качественные характеристики и особенности


С появлением на рынке кованых дисков многие ошибочно считали, что они изготавливаются при помощи ковки и с применением гидравлического молота и силы. Нет, диски ничего не имеют общего с процессом ковки. Для их производства используются специально заготовленные формы, алюминиевые и магниевые сплавы. Полученные формы обязательно проходят процесс закаливания. Изделия получают из цельного куска сплава с применением молота, оборудованного гидравлическим приводом. В обязательном порядке диск шлифуется, выравнивается и полируется. Одной из особенностей технологии производства кованых дисков - целенаправленное старение металла перед его термостойкой покраской. Это позволило увеличить срок службы изделия, сделать его прочным и способным выдерживать удары. Разработанная технология производства позволяет улучшить качественные характеристики дисков, сохранив при этом невысокий вес.

В сравнении с литыми дисками, кованые модели легче, по утверждению производителей на 30%. Кованые по прочности и устойчивости к сильным нагрузкам и ударам выигрывают перед литыми в случае бокового столкновения. Получается, что они объединили в себе преимущества стальных штампованных и литых дисков.

Малый вес, прочность, устойчивость к коррозии и механическим повреждениям - идеальный вариант. Но есть одна деталь - они самые дорогие на рынке. Кованый диск всегда можно восстановить (конечно, если его не по кускам привезли в мастерскую), они выпускаются в различных цветах, можно выбрать дизайн, подходят к любому авто.

Факт, что кованые диски выдерживают удары, можно отнести не только к преимуществам. Ведь сила удара есть, и она должна оказывать воздействие. В случае с ковкой, удар принимает на себя подвеска. Поэтому водитель в любом случае должен стараться избегать ударов, аварийных ситуаций.

Вывод: выбор всегда за автовладельцем

Из имеющихся особенностей сложно сделать однозначный вывод. Нельзя сказать, что литые диски хуже кованых, или наоборот. К выбору необходимо подходить с практической точки зрения, учитывая финансовые возможности, стиль вождения, класс и марку авто, состояние дорожного покрытия и в какое время года Вы планируете ездить с этими дисками.

Ценители моды, ее законодатели, водители, которые трепетно относятся к внешнему виду своего авто, часто подбирают литые и кованые диски , сразу «обувая» их в резину. К примеру, летом литые можно использовать, а зимой, чтобы не нагружать авто сталью, лучше ставить кованые. Если финансовые возможности не ограничивают покупателя, то кованые диски вне конкуренции.

Лучшие статьи по теме