Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Рассуждение тему компьютер друг или враг. Мой компьютер мне друг или враг

Компьютер - заветная мечта каждого современного ребенка . Да и многие родители считают компьютер неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, потому и покупают его своему ребенку или дают деньги на компьютерные клубы.

Одним словом, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Безусловно, это - прорыв человеческой мысли. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, даже цивилизованности. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.

Но насколько это безопасно для здоровья и психики человека? Вопрос "на засыпку" - чем занимаются ваши дети в свободное от уроков время? Только не говорите, что на улице гуляют. Как ни посмотришь в окно - никого! Но стоит нам заглянуть в какой-нибудь салон компьютерных игр, а они у нас сейчас как грибы растут и почти все работают КРУГЛОСУТОЧНО, - и сразу станет ясно, где все наши дети! Повальное увлечение подростков компьютерными играми - веяние нашего времени.

Сегодня с экранов телевизоров, со страниц газет нас предостерегают от таких проблем, как наркомания, курение, алкоголизм. Но в то же время очень мало кто из людей (в основном только специалисты в области психиатрии) начинают осознавать и изучать другую форму зависимости, не менее затягивающую и не менее страшную, чем наркотики, - зависимость человека от компьютерных технологий.

Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость, Интернет-аддикция, игромания - как часто в последнее время мы слышим эти непонятные термины. Когда говорят о компьютерной или Интернет-зависимости, имеется в виду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день.

По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.

Основными критериями, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

  • нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Удивительным является тот факт, что зависимость от компьютеров проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для того, чтобы стать действительным компьютерным аддиктом.

Группы риска

Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее подвержены ей подростки в возрасте 12-15 лет . Если в середине - конце 90-х в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников , отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Сегодняшние подростки живут в мире мультимедиа. Это уже скорее не тинейджеры, а "скринейджеры" (от screen - экран).

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми . Ребенок находит в компьютере понимающего собеседника и друга. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны. Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости и игромании дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировки, а также дети преуспевающих бизнесменов.

По мнению специалистов, во "взрослую группу риска" входят холостяки и безработные . При этом необходимо отметить, что женская половина человечества значительно в меньшей степени подвержена компьютерной зависимости. Возможно, это связано с несколькими факторами:

  1. Большинство компьютерных игр создано мужчинами, и при их создании учитываются прежде всего потребности и психология мужчин.
  2. В обществе имеется ограничивающее убеждение, что любые игры, спорт - средства досуга исключительно для мужчин.
  3. Компьютерные игры требуют пространственных навыков, которые изначально более развиты у мужчин. Поэтому мужчины быстрее и чаще получают вознаграждение от игры в виде победы, набора очков, что стимулирует их к продолжению игры, увеличивая в большей степени риск зависимости.
  4. Проблемы мужчин имеют более выраженную способность компенсироваться компьютерной зависимостью.

Однако справиться с этой проблемой взрослому гораздо легче, чем подростку . Как правило, бывает достаточно критического замечания значимого человека. Например, вопроса друга: "Что это ты, как маленький, в игрушки играешь"?.

Игромания

Наиболее сильно человек подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события в этих играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен.

Так что же привлекает ребенка в компьютерных играх? Основной механизм, запускающий формирование зависимого поведения в ходе игрового процесса или Интернет-контакта, - это возможность ухода от реальности в мифический, искусственный мир виртуального "Я", где тебе доступно все. Там нет проблем и сложных жизненных ситуаций, нет потерь, нет смерти . Там можно быть кем угодно - суперменом, азартным игроком или киллером. Там не надо ограничивать себя , наружу могут быть выпущены любые желания, в том числе деструктивные, асоциальные: в ответ на раздражение можно просто убить, а чтобы ожить самому после очередной "смерти", достаточно лишь перезагрузить игру.

Подростки настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им "там" становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к недовольству родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Поговорим о самих играх. Увлечение вашего ребенка компьютерными играми - это плохо или хорошо? Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. Игры бывают разными.

Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр - как правило, пасьянсы. Они могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание.

Из этой же серии игры-головоломки , игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис.

Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром - строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.

Есть разновидность компьютерных игр, называемых "Квест". Суть в том, что герой попадает в какую-то сложную, запутанную ситуацию или получает какое-то задание, ему предстоит приключение. Задача играющего - разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению.

Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память, как правило, они не содержат сцен насилия. В их основе могут лежать реальные исторические события - например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Так что при грамотном подходе они могут пробудить интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий, происходящих давным-давно. Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзию всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный мир.

Хуже дело обстоит с различными "стрелялками".

Вид на экране чаще всего соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом его задача - уничтожить как можно больше врагов. В таких играх сцены насилия действительно могут оказаться разрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела героя может показаться вполне реальной.

Проблемы со здоровьем "компьютерного" происхождения

Оставив в стороне всевозможные психические расстройства, определим, на какие проблемы нашего физического здоровья мы можем напороться, просто сидя за компьютером. Я, конечно, не врач, но некоторое представление об этом имею. Я также попытаюсь дать рекомендации по уменьшению вредного влияния компьютера на наш организм.

Зрение

Наши глаза имеют небольшую выпуклую линзу - хрусталик. Он проецирует изображение на сетчатку, как фотоаппарат на пленку. Когда предмет находится близко, мышцы зрачка сокращаются, чтобы уменьшить фокус хрусталика, который становится все более выпуклым. Долго находясь в таком состоянии, мышцы просто не могут вернуться к исходному положению и расслабиться. Это называется спазм. Отсюда возникает близорукость, т.е невозможность четко видеть предметы на далеком расстоянии. Кроме этого, когда человек долго на что-то увлеченно смотрит, он "забывает" моргать. Роговица глаза не смачивается слезой и подсыхает. Это хорошо заметно в играх, особенно в 3D-стрелялках, где степень погружения в виртуальную реальность наиболее высока. Глаза краснеют, а потом слезятся. Это неприятно и вредно для здоровья. Специалисты советуют делать перерывы и гимнастику для глаз, но разве вы видели геймеров, которые бы этим занимались.

Электромагнитное излучение

Что это такое, известно всем. Электромагнитные волны различают по частоте. В ряду по возрастающей они идут так. Радиоволны, инфракрасное излучение, видимый диапазон, ультрафиолетовое излучение, рентген, гамма-кванты. Закон здесь простой. Выше частота - выше опасность, хотя имеются некоторые специфические отклонения от этого закона. Сейчас у многих мониторы на ЭЛТ (электронно-лучевая трубка). Проблема заключается в том, что при работе монитора на ЭЛТ возникает рентгеновское излучение. Небольшое, но... Что делают кванты (порции) этого излучения? Просто насквозь "прошивают" наше тело (у них очень высокая проницаемость). А в результате - меняется химический состав наших клеток.

"Счастливым" обладателям TFT-монитора тоже не советуем расслабляться. Электромагнитное излучение от системного блока, монитора, принтера (особенно лазерного), клавиатуры и мыши, конечно, имеет меньшую частоту, но все равно опасно. Его влияние еще даже до конца не изучено... Уберечь себя от электромагнитного излучения нельзя, но можно уменьшить его влияние. Держите подальше от себя все его источники. Например, никогда не держите на коленях ноутбук (хотя его и называют LapTop), отодвиньте монитор, системный блок и принтер подальше. Здесь можно также сказать, что все другие электрические приборы тоже являются источниками ЭМИ. Особенно это относится к телевизорам, сотовым и радиотелефонам, холодильникам и стиральным машинам.

Ограниченная подвижность

Человек, сидя за компьютером, почти не двигается. Руки находятся над клавиатурой и мышью в неестественном положении. Потом из-за этого бывают боли в кистях и искривление пальцев, особенно двух, нажимающих на клавиши мыши. Совместите обе ладони и посмотрите, насколько они отличаются... Но это мелочи. Все из-за той же ограниченной подвижности сердце работает медленно и качает мало крови (почти все идет в мозг), постепенно оно слабеет и его объем уменьшается (сердце - это мышца, и для него эти понятия равнозначны). Кроме того, сосуды ног, рук и других частей тела зажимаются, поэтому кровь в них застаивается. Отсюда огромное множество проблем. Начиная с банальной недостаточности кислорода в клетках и заканчивая такими болезнями, как варикоз, геморрой, гипертония и др. Здесь очень хорошо помогает утренняя пробежка и зарядка. Когда человек бегает или интенсивно двигается, его сердце работает быстрее, сосуды и капилляры лучше снабжаются кровью, которая начинает активно циркулировать по телу, снабжаясь кислородом и питательными веществами. Это чрезвычайно полезно для организма.

Что еще

Тут можно говорить бесконечно. Например, компьютерная музыка. Что это такое? Звук есть волна, только волна воздуха, а не поля. Последовательность сжатий и разряжений формируют определенную частоту. Как загнать это в компьютер? Очень просто. Берем, принимаем какое-либо значение интенсивности за 0 и отсчитываем сжатия и разряжения от этого значения с помощью цифр, следующих с определенной частотой. Нам говорят, что CD - это качество. Да, это лучше, чем пластинка и магнитофон, но никогда не сравнится с реальным звуком. Можно приближаться к этому абсолютному уровню путем увеличения частоты оцифровки, разрядности звука, покупки дорогой акустики, но никогда его не достигнуть. Новое чудо в области мультимедиа - mp3. Разработчики убрали из него звуки, которые человек не слышит, и сжали в несколько раз. Человек не слышит, но слышит его подсознание (как с 25-м кадром). Что оно там услышит, одному богу известно.

Еще стоит сказать о звуках в играх. Например, half-life. Противник стреляет справа - звук из правой колонки. Просто чудо...

Конечно, не все так страшно. Часто наши болезни не имеют ничего общего с компьютером. Во многом виноваты вредные привычки, плохая вода, воздух, пища, стрессы, наследственность. Но компьютер увеличивает риск.

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

В вашем доме есть ПК? Не пугайтесь, это не "адская машина" - следуя некоторым рекомендациям психологов, вы вполне можете контролировать процесс общения вашего ребенка с компьютером. Итак, что же вам следует делать?

  1. Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
  3. Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
  4. Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
  5. Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  6. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  7. В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

А главное: любите своего ребенка, не отдаляйтесь от него, живите не РЯДОМ с ребенком, а ВМЕСТЕ!

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: Информатика

КОМПЬЮТЕР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Выполнили:

МБОУ СОШ с. Вознесенки

Руководитель:

с. Вознесенка

Введение……………………………………………………………...........................3

Глава Ι. Человек и компьютер: анализ совместимости

1.1. Компьютер и человек как могущественная информационная среда…………………………………………………………………………………..5

1.2. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей……………………………………………........................................8

Глава ΙΙ. Профилактика заболеваний и комплекс упражнений при работе за компьютером

2.1. Профилактика заболеваний при работе за компьютером………….............Анализ результатов обследования ……………………………........................13

Выводы…………………………………………………………...............................14 Заключение……………………………………………………….............................15

Библиография.............................................................................................................16

Приложения

Введение

Актуальность: за последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. Огромное число людей постоянно общается с ним. Однако те, кто проводят у экрана монитора по шесть-восемь часов в день, часто имеют весьма слабое представление о том, как это влияет на их здоровье. До сих пор многие родители умиляются, видя, что их ребенок просиживает за компьютером все свободное время .

А ведь компьютер - вещь далеко не безопасная. Платой за неправильное обращение с ним могут стать пониженная работоспособность, ухудшение здоровья, депрессия, проблемы нервной системы. Есть еще целый ряд негативных последствий, которые человек часто никак не связывает с работой на компьютере.

Чтобы избежать все это, нужно должным образом организовать рабочее место, настроить монитор и интерфейс операционной системы. Следует правильно отдыхать, делать правильные упражнения для глаз, гимнастику и пользоваться программами-тренажерами. Как делать все это, а также многое другое для сохранения нашего здоровья, расскажет данная работа. Прочитав ее, вы значительно снизите вероятность стать пациентом врачей после нескольких лет работы за компьютером.

Цель работы: разработка комплекса упражнений для человека, проводящего большую часть времени за компьютером.

Задачи :

1. Провести анкетирование в 9 и 10 классе;

2. Провести анкетирование среди местного населения;

3. Ответить на вопрос: какое воздействие оказывает компьютер на здоровье человека?

4. Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека.

Объект исследования : влияние компьютера на здоровье человека.

Предмет исследования : негативное воздействие компьютера на человека.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данному вопросу;

2. Анкетирование;

3. Консультирование;

4. Обобщение и анализ результатов;

5. Сравнение.

За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Благодаря компьютеру, мы получаем огромное количество информации, которую можем использовать для реализации своих идей. В то же время сегодня для большинства людей вопрос - пользоваться компьютером или нет, уже не стоит. Было бы нелепым призывать вернуться к свечам, гусиным перьям и счётам. Главный вопрос - если пользоваться, то КАК?

Так или иначе, для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. Как это может отразиться на здоровье, на психике и духовном мире? И что же все-таки представляет собой компьютер? «Друг» он человеку или «враг»?

В связи с актуальностью проблемы и была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»

ГЛАВА I . ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР: АНАЛИЗ СОВМЕСТИМОСТИ .

1.1. Компьютер и человек как могущественная информационная среда.

XXI век – век активного развития всего человечества, стремительного роста новейших электронных, цифровых и компьютерных технологий.

Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Компьютеры в учреждениях:

Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию в деловом мире. Сегодня они стали достоянием и небольших предприятий, магазинов, учреждений, бюро трудоустройству и даже ферм. Секретарь практически любого учреждения при подготовке докладов и писем производит обработку текстов. С помощью компьютерных систем осуществляется введение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных .

Представьте себе, что фермер решает вопрос о том, каких из имеющихся у него быков целесообразно оставить для разведения потомства, а каких пустить на продажу. Используя микрокомпьютер, он вводит в него различные данные о физическом состоянии животных и тут же получает перечень лучших производителей своего стада. Хотя компьютеры в сельском хозяйстве, скорее, исключение, чем правило, тем не менее многие фермеры отдают им должное как необходимому инструменту. Имея компьютер, фермер может быстро и легко рассчитать требуемое количество семян для посева и количество удобрений. Компьютер помогает фермеру планировать свой бюджет и вести учёт домашнего скота.

Компьютер в медицине:

В настоящее время многие врачи используют компьютер в качестве помощника при постановке диагноза, т. е. для уточнения того, что именно болит у пациента. Для этого больной тщательно обследуется, результаты обследования сообщаются компьютеру. Через несколько минут компьютер сообщает, какой из сделанных анализов дал аномальный результат. При этом он может назвать возможный диагноз. Конечно, окончательное решение принимает врач, но компьютер ускоряет процесс принятия решения .

Банки медицинских данных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практических достижений.

Вычислительная техника используется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этот раз компьютер выступает в качестве больного, которому требуется немедленная помощь. На основании симптомов, выданных компьютером, обучающийся должен определить курс лечения. Если он ошибся, компьютер сразу показывает это.

Компьютеры хранят в своей памяти истории болезни пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы, на которую уходит много времени, и позволяет больше времени уделять самим больным.

Компьютер и инвалиды:

Одна из наиболее перспективных областей применения вычислительной техники связана с помощью инвалидам, т. е. слепым, глухим, людям, лишённым возможности передвигаться, или с другими физическими недостатками использовать компьютер для общения, оформления заказов на продукты и даже для проведения видеоигр. Например, люди, у которых парализованы руки, могут работать на компьютере с помощью ног, используя для этого ножной выключатель, напоминающий педаль электрической швейной машины . Инвалиды с парализованными руками и ногами могут использовать устройства, которые вставляются в рот или прикрепляются к голове.

Говорящий компьютер, или компьютер-синтезатор речи, позволяет слепым людям выполнять операции, которые невозможны без помощи компьютера. Благодаря компьютеру утраченную способность видеть они компенсируют способностью слышать. Для тех, кто частично утратил зрение, имеются устройства, воспроизводящие текст в увеличенном масштабе на специальном мониторе.

Компьютер в сфере образования:

Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Компьютеры в учебных заведениях используются не только для обучения. Администрация школы, например, на основе баз данных , хранящихся в машине, составляет расписание занятий , отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся предоставляется информация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них профессиях. Все преподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а учитель физкультуры ещё следит и за движением спортивного инвентаря , календарём спортивных соревнований и регистрацией их результатов.

Компьютеры как средство общения людей:

Если на одном компьютере работают, хотя бы два человека, у них уже возникает желание использовать этот компьютер для обмена информацией друг с другом.

Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Электронная почта - самая распространенная услуга сети Internet. В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Сообщение, посланное по электронной почте, дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.

1.2. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей.

Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, - возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей.

Что грозит обычному пользователю, проводящему все свое свободное время за компьютером? Какие изменения и нарушения происходят в его организме?

творчество-2 человека.

4. Выдвигается ли клавиатура Вашего компьютера или лежит на столе?

Выдвигается-4; лежит на столе-3.

5. Есть ли у Вас компьютерное кресло с регулятором высоты?

Да-3; Нет-4.

6. Размер Вашего монитора (в дюймах) -19.

7. Контролируют ли родители Ваше время работы за компьютером?

Да-1; Нет-6.

8. Если Вы утомились за компьютером, то выполняете ли какие – то упражнения для снятия напряжения?

Да-4; Нет-3.

4. Какую роль играет компьютер в вашей жизни?

Первоочередную – 4; Второстепенную- 3.

Проведя анкетирование с местным населением, мы получили результат. На вопросы анкеты (см. приложение №2) они ответили таким образом (было опрошено 28 человек):

1. Ваше отношение к развитию компьютерных технологий?

Положительное-7; Равнодушное-4;

Отрицательное - нет; Затрудняюсь ответить - нет.

2. Есть ли у Вас компьютер?

Есть, и дома, и на работе – 7; Есть, только на работе - нет;

Есть, только дома – 3; Нет, не имею – 1.

3.Как давно Вы работаете за компьютером (в годах)?

1-2 года-4; 2-4 года-3;

5-10 лет-4 человека.

4. Являетесь ли Вы абонентом Internet ?

Да - 6; Нет – 3;

Не знаю, о чем идет речь - 2.

Спокойно-4; Раздражительно- нет;

С удовольствием - 4; Затрудняюсь ответить - 3.

Да-10; Нет - нет; Затрудняюсь ответить - 1.

Да-2; Нет -5;

8. Сколько приблизительно времени в часах в день Вы проводите за компьютером?

1-2часа-2; 2-4часа- 3;

4-6часов - нет; Более 6 часов-5.

Оказывает - 7; Не оказывает - 2;

Не задумывался над этим - 1; Затрудняюсь ответить - 1.

Считаю возможным-6; Не считаю возможным-4;

Затрудняюсь ответить – 1.

Улучшение состояния образования и науки – 4;

Увеличение возможностей коммуникаций между людьми - 5;

Падение культуры - 4;

Безразличие к судьбам людей - 3;

Снижение профессионализма - нет;

Экономическое процветание - 5;

Деградация человека - 3.

Высокая – 7; Низкая- 1;

Не задумывался над этим - нет; Затрудняюсь ответить - 3.

13. Ваше образование?

Среднее - 7; Высшее- 4.

Выводы

В ходе обработки результатов анкетирования было выявлено, что все, родители и учащиеся, которые прошли анкетирование, положительно относятся к развитию компьютерных технологий. Практически у всех есть компьютер и дома, и на работе; работают с компьютером более 5 лет; спокойно относятся к компьютеру на рабочем месте; не считают возможным отказаться от компьютера в настоящее время; и самое важное, в среднем проводят за компьютером взрослые более 6 часов в день, а учащиеся более 3 часов в день.

Исходя из результатов анкетирования, можно точно утверждать, что дети и их родители нуждаются в комплексе упражнений, который бы снизил возможное негативное влияние компьютера на их здоровье.

Таким образом, была поставлена цель исследовательской работы - разработка комплекса упражнений для человека, проводящего большую часть времени за компьютером.

Изучив имеющуюся литературу по данной проблеме, был разработан комплекс упражнений (см. приложение №3), который снизит возможность заболеваний человека, связанных с взаимодействием человека и компьютера.

Заключение

За последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. А ведь компьютер - вещь далеко не безопасная. Платой за неправильное обращение с ним становится пониженная работоспособность, депрессия, проблемы нервной системы, заболевания глаз, искривление позвоночника.

По данной проблеме было изучено 10 литературных источников.

В ходе изучения было выявлено, что компьютер оказывает огромное негативное влияние на здоровье человека. Однако, соблюдение несложных правил может существенно уменьшить отрицательное воздействие, а выполнение разработанных в ходе исследования эргономичных упражнений может полностью сократить вред от работы за компьютером.

Библиография.

1. Гелътищева требования к организаций рабочего места учащихся при работе с компьютером / // Нар. образование. -1998, 255 с.

2. Гладченко здоровья операторов и пользователей персонального компьютера / // Владивосток, 1999, 254 с.

3. Зарубина нарушения здоровья пользователей компьютером и возможности их коррекции / // Человек и окружающая среда: сб. материалов. - Пенза, 2001.

4. 3отов опасность применения компьютеров и профилактика заболеваний/ А. А. 3отов, // Экология человека и природы: сб. материалов... конф. - Иваново, 1997, 206 с.

5. Могилева особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М: Издательство «Академия», 2007, 272 с.

6. Смирнов А. Оборотная сторона дисплея / А. Смирнов // Негативное влияние занятий с использованием компьютера на здоровье учащихся, 2005, 185 с.

7. http://www. *****

8. http://www. *****

Приложение 1.

В МБОУ СОШ с. Вознесенки проводится исследование, и мы просим помочь

(ответь честно на наши вопросы).

1. В каком классе Вы обучаетесь? ______

2. Как давно Вы приобрели компьютер? ______

3. Сколько непрерывного времени в день (в среднем) Вы проводите за компьютером? _______

4. Чем Вы больше занимаетесь на компьютере? (подчеркните): играю, печатаю, программирую, выхожу в Интернет, другое _____________

5. Выдвигается ли клавиатура Вашего компьютера или лежит на столе? __________

6. Есть ли у Вас компьютерное кресло с регулятором высоты? _______

7. Размер Вашего монитора (в дюймах) _____

8. Контролируют ли родители Ваше время работы за компьютером? _______

9. Если Вы утомились за компьютером, то выполняете ли какие – то упражнения для снятия напряжения? ________

10. Какую роль играет компьютер в вашей жизни?

а) Первоочередную
б) Второстепенную
в) ____________________________________

11. У вас какие-нибудь интересы в сфере Компьютерного мира?

а) игры
б) обучение, самообразование
в) компьютерная графика
г) компьютерные информационные сети (INTERNET, VIDЕO)
д) творчество (музыка, рисование)
е) _________________________________________

Спасибо за помощь!.

Приложение 2.

А Н К Е Т А

«Воздействие компьютера на человека»

Уважаемый участник опроса!

Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое отношение к актуальным проблемам развития компьютерных технологий, их воздействия на человека.

Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы при выполнении исследовательской работы учащимися 10 класса в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который отражает Ваше мнение или напишите свой вариант.

Благодарим за сотрудничество!

1. Ваше отношение к развитию компьютерных технологий:

§ Положительное;

§ Равнодушное;

§ Отрицательное;

§ Затрудняюсь ответить.

2. Есть ли у Вас компьютер?

§ Есть, и дома, и на работе;

§ Есть, только на работе;

§ Есть, только дома;

§ Нет, не имею.

3. Как давно Вы работаете за компьютером (в годах)? (Напишите)

____________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Являетесь ли Вы абонентом Internet ?

§ Не знаю, о чем идет речь.

5. Как Вы относитесь к компьютеру на Вашем рабочем месте (если его у Вас нет, то как бы отнеслись к его установке)?

§ Спокойно;

§ Раздражительно;

§ С удовольствием;

§ Затрудняюсь ответить.

6. Считаете ли Вы владение компьютером необходимым профессиональным требованием?

§ Затрудняюсь ответить.

7. Собираетесь ли Вы приобрести компьютер в ближайшее время?

8. Сколько приблизительно времени в часах в день Вы проводите за компьютером? (Напишите) ____________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как Вы думаете, компьютер оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или психику?

§ Оказывает;

§ Не оказывает;

§ Не задумывался над этим;

§ Затрудняюсь ответить.

10. Считаете ли Вы возможным полностью отказаться от работы с компьютером в настоящее время?

§ Считаю возможным;

§ Не считаю возможным;

§ Затрудняюсь ответить.

11. К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее развитие компьютерных технологий (Отметьте не более 3-х вариантов)?

§ Улучшение состояния образования и науки;

§ Увеличение возможностей коммуникаций между людьми;

§ Падение культуры;

§ Безразличие к судьбам людей;

§ Снижение профессионализма;

§ Экономическое процветание;

§ Деградация человека.

Еще варианты____________________________________________________________________________________________________________________

12. Как Вы оцениваете степень использования компьютеров в нашей жизни?

§ Высокая;

§ Низкая;

§ Не задумывался над этим;

§ Затрудняюсь ответить.

13. Ваше образование:

§ Среднее;

§ Высшее.

Приложение 3.

Комплекс упражнений при работе за компьютером.

1. Комплекс упражнений для глаз:

DIV_ADBLOCK403">

Упражнение №2.

Цель упражнения: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

Выполнение упражнения:

▪ Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

2. Комплекс упражнений для головы и шеи.

Упражнение №1.

Цель упражнения: расслабление мышц шеи и лица.

Выполнение упражнения:

▪ Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.

▪ Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

▪ Артикуляция звуков О-У-И: вытяните губы трубочкой и, сильно артикулируя, произносите эти звуки. Упражнение способствует укреплению широкой мышцы шеи.

Упражнение №2.

Цель упражнения: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

Выполнение упражнения:

▪ Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

▪ В положении сидя или стоя плавно наклоните шею вперед, максимально приблизив подбородок к груди, затем голову медленно положите на плечо, не поднимая или опуская его, потом медленно отведите назад, на правое плечо и опять наклоните шею вперед. Потом повторите все в другую сторону.

▪ Медленно поверните голову вправо, а затем влево. Через 4-6 плавных поворотов перейдите к резким (8-10 раз).

▪ Положите ладони на затылок, сцепив пальцы. Опустите голову вперед. Небольшими рывками откидывайте голову назад, преодолевая сопротивление рук.

3. Комплекс упражнений для туловища.

Упражнение №1.

Цель упражнения: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

Выполнение упражнения:

▪ Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.

▪ Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.

▪ Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.

▪ Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.

4. Комплекс упражнений для предотвращения развития карпально-туннельного синдрома.

Упражнение №1. «Разговор с ладонью»

DIV_ADBLOCK405">

▪ Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

Упражнение №2. «Приподнимание крышки стола»

Цель упражнения: укрепление разгибающих мышц запястья (мышц, проходящих от запястья вверх к внутренней стороне локтя).

Выполнение упражнения:

▪ Сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение.

Упражнение №3.

Цель упражнения: снятие напряжения в кистях и запястьях.

Выполнение упражнения:

▪ В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья.

▪ Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху.

▪ Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны.

▪ Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

▪ В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Упражнение №4.

Цель упражнения: избавление от усталости рук.

Выполнение упражнения:

▪ Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.

▪ Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.

▪ Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Мой компьютер мне друг или враг? ! Учебный проект Ученика 3 «Б» класса ГОУ СОШ 1414

Цель данного учебного проекта носит характер информационно-аналитического исследования и получение новых знаний. Результат проекта – обзор некоторых источников информации и выводы о пользе и вреде компьютера. 1

Введение В ХХI веке трудно кого-то удивить наличием компьютера в доме. Скорее удивятся его отсутствию. Современными детьми компьютер воспринимается как неотъемлемая часть жизни: общение с друзьями, источник знаний, учеба, развлечения, игры, фильмы, фото – всё в нем можно найти. Но всегда ли дети помнят и знают о вреде компьютера? Я на своем опыте постараюсь ответить на вопрос: Мой компьютер мне друг или враг? 2

Кто же раньше? Мой братик познакомился с компьютером, когда еще не научился ходить. Я злился на него, ведь мне было уже 4 с половиной года! Но потом подумал: «А у мамы в детстве не было компьютера, для дедушки радио и телевизор были удивительны» . Наш мир полон современных диковинок, о которых наши бабушки и мамы слышали только в сказках. Еще пять лет назад половина подростков не были знакомы с компьютером до первого класса, Сейчас общаются с ним дети 5 -6 лет. 4

Компьютер – это хорошо О пользе и вреде для детей от компьютерных игр, ученые разных стран проводят целые научные исследования, дети продолжают играть и спорить с родителями. Кто же прав? Я думаю, что компьютерные игры - это хорошо, потому что развивают и учат. РАЗВИВАЮТ: УЧАТ: - быстроту реакции, - добиваться своей цели, - мелкую моторику рук, - классифицировать и обобщать, - память и внимание, - аналитически мыслить в - логическое мышление, нестандартной ситуации, - зрительно-моторную - совершенствовать координацию. интеллектуальные навыки. На собственном опыте я убедился, что реакция моя и внимание улучшились, я прохожу знакомые уровни гораздо быстрее, память подсказывает мне следующий шаг, а руки как бы сами 5 двигаются. Меня это вдохновляет на дальнейшую игру.

Компьютер – плохо, когда… При несоблюдении режима дня компьютер превращается из друга во врага. Большинству детей очень трудно остановиться, оторваться от увлекательной игры и переключиться на другие занятие. Замечательные полезные игры могут стать вредными. На своем опыте, я убедился, что увлечённость игрой –вред. Потому что: - ухудшается зрение, - нарушается внимание, - появляются расстройства памяти, - нарушается сон, - появляется психологическая зависимость от виртуального мира. 6

Мои наблюдения за состоянием своего здоровья после длительной работы за компьютером. Виды недомоганий Иногда Часто Всегда Никогда Сонливое состояние, усталость + - - - Невозможность сосредоточиться - + - - Головные боли - + - - Боли в желудке - + - - Сухость глаз - - + - Головокружение и двоение предметов Раздражительность - + - - - 7 7

Что делать, чтобы не навредить самому себе? Прежде всего следить за правильной позой при работе: голова находится на уровне экрана, шея откинута назад и расслаблена, спина опирается на спинку стула, плечи опущены вниз и расправлены, колени и локти под углом 90 градусов, ступни ног стоят на полу или на подставке, локти и запястья расслаблены, пальцы слегка согнуты вниз. Даже при правильной позе нужно делать перерывы в работе, не напрягать шею и спину. 9

Несколько правил для спасения здоровья Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку. Разминка может быть общая, танцевальная или упражнения для глаз. Правило второе: когда работаешь – сиди расслабленно. Правило третье: чаще меняй позу, делай перерыв в работе. Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными. Правило пятое: заботься о зрении при работе за компьютером. Правило шестое: закончил занятие – сделай разминку. 10

Что думают сами дети? Оказывается, не все учащиеся считают, что компьютер изобретен во благо человечества. Из 159 опрошенных школьников 102 «за» , а 48 «против» компьютеров. Лишь 9 человек затруднились ответить на вопрос. Мнение детей о компьютере как приносящем добро меняется с возрастом. В младших классах компьютер с целью подготовки к урокам используется меньше, чем в старших классах. Хотя развлечения оказываются на первом месте в любой возрастной группе. Я пользуюсь компьютером для игр, когда становится скучно ждать маму с работы или для подготовки к уроку английского, для выполнения проектов. 11

Сколько времени нужно проводить за монитором? Возраст или класс Время работы в Время работы сутки (мин.) непрерывно (мин.) 3 -4 года 25 5 -10 5 -7 лет 35 15 1 класс 40 10 2 -5 класс 40 15 6 -7 класс - 20 8 -9 класс - 25 10 -11 класс - 30 12

Вывод: При выполнении любой работы требующей усиленного контроля зрением и реакцией глаз дети и взрослые ощущают переутомление, и даже боль в глазных яблоках. Это связанно с тем, что мышцы и нервы, управляющие движением и фокусировкой глаз на каком-либо объекте перегружаются и устают от продолжительной работы. При длительном пользовании компьютером происходит: - снижение остроты зрения – затуманивание; - возникает двоение предметов; - замедляется смена взгляда с дальних предметов на ближние и наоборот; - повышается утомляемость глаз. 13

Профилактика зрительного и общего утомления На первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от монитора компьютера до глаз (60 -70 см, но не менее 50 см) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста). 1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек. 2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек. 3. Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек. 4. Поворачивать глаза в стороны 2 -3 раза, затем закрывать на 10 сек. Упражнения проводить ежедневно по 2 -3 раза за смену. 14

Заключение Если долго играть в компьютерные игры, можно запросто испортить зрение; чтобы такого не было надо поменьше времени проводить за экраном и делать перерыв каждые 20 минут, давая глазам отдохнуть. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно в окружающей среде. Дети и подростки нуждаются в самовыражении! Но не следует забывать о вреде здоровью, вреде созданной компьютером иллюзии реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Я понял, что компьютер - это лишь малая часть моей жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение и успехи в учебе. 15

Литература: 1. Большая Энциклопедия Эрудита. М. , Махаон, 2001 г. 2. Засоркина Н. В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2010; 3. Плешаков А. А. Окружающий мир, 3 класс ч. 1 - М. Просвещение, 2012. Электронные ресурсы: Кибер. Мама. ru – «Компьютер и орган зрения» статья Ю. З. Розенблюм, д. м. н. 16

Работа ученика 3 класса средней школы № 1414 СВАО г. Москвы Исп. музыка П. Ньюмена к м/ф «Валли» Москва 2013 17

  • Компьютер.
  • Враг или друг?
  • Работу выполнили
  • ученики 3 «В» класса
  • МОУ «СОШ №13»
  • Руководитель: Бузулукина Татьяна Николаевна
Изучить влияние компьютера на здоровье детей
  • Изучить влияние компьютера на здоровье детей
  • Познакомить одноклассников и всех ребят нашей школы с требованиями при работе с компьютером
  • Уберечь всех учеников от вредного воздействия компьютера
  • Цель исследования
Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить.
  • Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить.
Однако, взрослые спорят: Компьютер- это друг или враг?
  • Однако, взрослые спорят: Компьютер- это друг или враг?
Компьютер- это друг!
  • Компьютер- это друг!
  • Он является незаменимым помощником
  • человека
  • в любой сфере
  • деятельности.
  • Какими же
  • «профессиями»
  • он владеет?
Вычислитель Делопроизводитель
  • Вычислитель Делопроизводитель
  • Личный секретарь Пишущая машинка
  • Издатель Библиотекарь
  • Бухгалтер Справочное бюро
  • Учитель Мультипликатор
  • Почтальон Модельер
  • Художник Конструктор
  • Переводчик Композитор и музыкант
  • Врач Архитектор
Перебои в организме ПК решаются, и зачастую успешно, то проблемы, возникающие
  • Перебои в организме ПК решаются, и зачастую успешно, то проблемы, возникающие
  • со здоровьем
  • человеческого
  • организма решить
  • гораздо сложнее.
  • Компьютер – это враг!
снижение остроты зрения; двоение предметов; быстрая утомляемость при чтении.
  • снижение остроты зрения; двоение предметов; быстрая утомляемость при чтении.
  • чувство жжения в глазах; "песок" под веками; боли в области глазниц и лба.
  • Компьютерный зрительный синдром
Корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух трифенил фосфат.
  • Корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух трифенил фосфат.
  • Компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает в лёгких.
  • Заболевания органов дыхания
  • грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела;
  • грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела.
  • остеохондроз
  • заболевания позвоночника
Через канал проходит 9 сухожилий мышц кисти и срединный нерв, принимающий решающее участие в "организации" чувствительности и управлении кистью. «Перегнув» канал вместе с нервом пользователь провоцирует ослабление пальцев, слабость в ладони и тяжесть в руке.
  • Через канал проходит 9 сухожилий мышц кисти и срединный нерв, принимающий решающее участие в "организации" чувствительности и управлении кистью. «Перегнув» канал вместе с нервом пользователь провоцирует ослабление пальцев, слабость в ладони и тяжесть в руке.
  • Синдром запястного канала
Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы нервно листаем странички вордовского документа
  • Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы нервно листаем странички вордовского документа
  • Мониторная болезнь
Интернет-зависимость
  • Интернет-зависимость
  • Уплощение сферы интересов
  • Субкультурная раздробленность
  • Чувство депрессии и одиночества
  • Психологические заболевания
1. Есть ли у тебя дома компьютер?
  • 1. Есть ли у тебя дома компьютер?
  • 2. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  • 3.Родители контролируют твоё время, проведённое за компьютером?
  • 4 Что привлекает тебя в работе на компьютере?
  • 5. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
  • 6. Выполняешь ли все требования при работе с компьютером?
  • Анкетирование
Есть ли у тебя дома компьютер?
  • Есть ли у тебя дома компьютер?
  • Результаты анкетирования
  • Сколько времени
  • ты проводишь
  • за компьютером?
  • Родители контролируют
  • твоё время, проведённое
  • за компьютером?
  • Что привлекает тебя
  • в работе
  • на компьютере?
  • Чувствуешь ли ты
  • усталость
  • после работы
  • за компьютером?
  • Выполняешь ли
  • все требования
  • при работе
  • с компьютером?
Может быть, вред компьютер приносит лишь в том случае, когда дети не соблюдают правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье
  • «Золотые правила»
  • Правило первое:
  • Применяй специальное питание для глаз
  • Проводи гимнастику для глаз
  • Правило второе:
Проводить 1,5 - 2 часа на свежем воздухе
  • Проводить 1,5 - 2 часа на свежем воздухе
  • нельзя "замирать" надолго в одной позе.
  • Каждые 15-20 минут нужно проводить разминочные упражнения
  • Правило третье
Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
  • Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
  • Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады
  • Правило четвёртое
Организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
  • Организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
  • Упражнения на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони.
  • Регулярные перерывы в работе с мышью и клавиатурой.
  • Правильная осанка.
  • Правило пятое
Постарайтесь, чтобы компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.
  • Постарайтесь, чтобы компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.
  • Как можно чаще
  • прерывайте
  • работу,
  • по возможности
  • проводите больше
  • времени на улице...
  • Правило шестое
Если каждый ученик будет выполнять все требования при работе на компьютере, здоровье будет такое же красивое как эти цветы.
  • Если каждый ученик будет выполнять все требования при работе на компьютере, здоровье будет такое же красивое как эти цветы.
  • Мы сделали вывод!
  • Мы сделали выбор!
  • Спасибо за внимание!

Дискуссия: « Компьютер – враг или друг?»

Цель. Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

Задачи:

Информировать детей о вреде и пользе компьютера.

Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния компьютерной зависимости.

Развивать осознанное отношение к вредным привычкам, мотивировать к здоровому образу жизни.

Подготовительный этап:

Провести анкетирование среди обучающихся «Компьютерная зависимость».

Две группы готовят выступления, раскрывающие актуальность и значение рассматриваемого вопроса. I группа компьютер - друг:, II группа: компьютер - враг.

Подготовить презентацию.

Собрать материал и подготовить памятки пользователю ПК.

На доске записать:

Компьютер - полезное и функциональное изобретение , которое благодаря новейшим технологиям может заменить телевизор, видео и музыкальный центр, оказывается, не только лучший помощник на работе и партнер для досуга, но и опаснейший агрегат.

Ход классного часа

Звучит песня «До чего дошел прогресс!»

Учитель: Да, ребята, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наша жизнь, наука, техника. И сегодня мы с вами будем говорить об очень интересной полезной теме.

Ученик: Посмотрим на себя со стороны?

На себя и на других таких же как и мы

Нам компьютер друг,

И никто не может тут

Без него и дня прожить и даже двух минут.

Мы с компьютером сдружились.

Многому мы научились.

Ты - помощник наш на все года.

Ведь компьютер - это сила,

Ум, наука, перспектива,

Помогает думать нам всегда.

Учитель: Речь сегодня пойдет о компьютере. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, ваши родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт вам компьютер. Вот это мы сегодня и будем с вами выяснять: какая же от компьютера польза и какой вред здоровью он может принести. Основополагающий вопрос нашей встречи: Как компьютер изменил нашу жизнь?

Действительно, ребята, компьютер – вещь очень полезная. И я сегодня предлагаю вам ответить на проблемные вопросы:

    В чем его польза?

    Какое влияние оказывает компьютер на здоровье человека?

    Какой вред наносит компьютер окружающей среде?

Учитель . В ходе подготовки к мероприятию две группы ребят готовили сообщения. А мы с вами слушаем, задаём вопросы, высказываем своё мнение. Прежде чем приступить к обсуждению нам необходимо выбрать экспертную группу, которая будет фиксировать данные после каждого этапа обсуждения вопроса: «+» - если мнение большинства совпало с мнением группы, «-» - если большинство присутствующих не поддержало выступающую группу.

I группа. Мы, безусловно, считаем,чтокомпьютер играет огромную роль в жизни

человечества. Не меньшую роль он играет и в жизни школьников.

I группа.

Учёба с помощью компьютера это:

1.Написание текстов и упражнений

2. Составление таблиц и диаграмм

3. Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.

4. Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.

5. Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.

6. Возможность эстетического оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.

7.Возможность поиска информации по определенной учебной теме.

8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.

Учитель. Ребята, если вы согласны с данным утверждением I группы, поднимите зелёные карточки, не согласны – красные. А эксперты подсчитают результаты и зафиксируют в сводной таблице.

II группа. А мы считаем, что использование компьютера приводит к бездумному копированию домашних работ, сочинений и других заданий. А результатом этого является снижение успеваемости.

Учитель.

I группа. Мы утверждаем, что компьютер дает школьнику возможность:

    Можно общаться без границ в реальном масштабе времени;

    Находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах, поселках;

    Бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;

    Посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

II группа. А у нас есть своё мнение по этому поводу. Общение с компьютером приводит к:

    подмене реального общения виртуальным;

    вторжению в личную жизнь другого;

    порождает неграмотность.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель: Компьютер дает нам много информации помогает нам узнать о новейших технологиях в различных областях нашей жизни: в науке, культуре, образовании и т.д. Занятия на компьютере развивают память, мышление. Но и самое распространённое использование этой умной машины: ИГРА! А какая может быть польза от игры на компьютере?

I группа. А представьте, что даже игра, но только если она умеренная, тоже приносит пользу. В компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. В процессе игры развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх вам необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он развивает его творческие способности, открывает перед ним огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и, кроме того, вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель. Мне хотелось бы добавить: может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров! А может быть, кто-то так увлечётся компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу! И выучится! И напишет! И станет высокооплачиваемым программистом!

II группа. Возможно компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая. Мы предлагаем вам посмотреть сценку.

Сценка

Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.

Сердце: Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?

Легкие: Нам нужен свежий воздух!

Мозг: Я устал от твоей информации.

Витя: Этого не может быть! Что вы хотите?

Сердце: Движения!

Позвоночник: Занимайся спортом!

Витя: О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах. Только не со мной! Ни за что!

Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.

Мозг: На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.

Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.

Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.

Витя: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду, погуляю.

II группа. Посмотрев сценку, ответьте: может ли нанести вред компьютер детскому организму?

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель. Я предлагаю экспертам подвести итоги нашего спора. А пока экспертная группа подсчитывает все «+» и «-», я предлагаю продолжить наш разговор.

Учитель. Итак, ребята, как мы видим - компьютер приносит не только пользу, но и может навредить здоровью. Я предлагаю сейчас более подробно поговорить о том, какой же вред может нанести компьютер и как сохранить свое здоровье.

II группа. Неприятностей для здоровья со стороны компьютера можно ожидать (а значит, и предупредить) с четырех сторон:

    Электромагнитное излучение.

II группа. Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ваши ноги не должны «болтаться», лучше подставить под ноги подставку. Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см., это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение. (Приложение 1.)

II группа. Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения необходимо:

    монитор поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами.

    приобрести современную модель монитора с минимальным излучением, соответствующую госстандартам безопасности ТСО-95 и ТСО-99;

    не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен (например, на ночь), использовать «спящий» режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);

    использовать ионизатор воздуха («люстру Чижевского»), насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.

II группа. При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. И чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора). Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало. Поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Кроме того, вы можете сделать простые упражнения. (Приложение 2)

Упражнения для глаз . (делают все вместе)

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

II группа. Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Помните, как еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой? Все это справедливо и для позы, в которой сидите за компьютером. Таким образом, если вы и в школе за партой и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Надо отметить то что, искривление позвоночника может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

II группа. Для профилактики искривлений позвоночника следует:

Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.

Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.

По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.

II группа. Важно, чтобы домашнее рабочее место отвечало всем требованиям:

    Спинка должна быть такой, чтоб на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник.

    Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).

    Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом.

    Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.

    Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.

II группа. Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.

II группа. Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:

    как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

    для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.

    после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

II группа. Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека у которого ни когда не зависал компьютер с потерей не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами, с первого дозвона не можете войти в Интернет и т.д., Таким образом, вы получаете психическую неуравновешенность.

II группа. Для профилактики нервных расстройств необходимо придерживаться определённых правил.

Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того что бы её было легко найти, почаще чистите мышку что бы не бесил непослушный курсор, настройте компьютер так, чтобы каждые 5 минут он сохранял информацию и т.д.

II группа. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная нагрузка на одни и те же мышцы.

II группа. Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук.

Упражнения для рук.

Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

Встряхните руки.

Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз)

Вращайте кулаки вокруг своей оси. <

Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

II группа. Правильное положение рук.

При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например)

Учитель. Давайте предоставим слово экспертам.

Выступление экспертной группы.

Учитель: Итак, ребята, как мы видим, компьютер – очень полезная, интересная и умная машина. Кем будет компьютер в вашей жизни, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от вас и ваших родителей.

Учитель: Исходя из результатов, мы видим, что в основном вы играете на компьютере, вас привлекают игры, многие ученики нашего класса проводят неограниченное время за компьютером, т.к. со стороны родителей нет контроля, вы раздражаетесь, что компьютер «зависает» и многое другое. Надеюсь, после сегодняшнего нашего разговора вы будете более внимательны к своему здоровью, ограничите себя во времени работы за компьютером, постараетесь проводить профилактику различных заболеваний. А чтобы вы не забыли, о чем мы сегодня говорили, я раздам вам памятки по профилактике заболеваний при работе за компьютером.

Приложения.

Анкета

"Компьютер - враг или друг?"

Класс______________ Дата__________

Ф.И. (по желанию)_______________________________________________________________

1. Чем ты увлекаешься в свободное время?

2. Как ты думаешь, испытываешь ли ты повышенный интерес к компьютеру?

    затрудняюсь ответить

3. Сколько времени ты обычно проводишь за компьютером? __________________________

___________________________________________________________________________________

4. Легко ли тебе прерывать занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом (сходить в магазин, поесть, сделать уроки, погулять с друзьями)?

    да, легко

    обычно мне сложно оторваться от компьютера, чтобы сделать что-либо

    другое (укажи, что именно)_____________________________________________________

5. Чувствовать ли ты раздражение из-за необходимости прерывать игру на компьютере?

    затрудняюсь ответить

6. Возникали ли у тебя когда-нибудь трудности и проблемы из-за увлечения компьютером?

да (укажите, какие именно)

  • с родителями

    с друзьями

    со здоровьем

7. Ты используешь компьютер потому, что…..

    это модно

    можно получить выигрыш

    можно забыть о проблемах

    в этом случае я не одинок

    с ним интереснее, чем со сверстниками

    другое (укажи, что именно)____________________________________________________

СПАСИБО!

    Клавиатура обязательно должна располагаться ниже локтя.

    Угол, образуемый плечом и предплечьем, должен составлять не менее 121 градуса.

    Руки не должны быть на весу - следует опираться на подлокотники кресла.

    Голова должна быть слегка наклонена вперёд.

    Идеальный вариант освещения - приглушенный рассеянный свет.

    Экран монитора должен быть абсолютно чистым.

    Мойте руки после работы с мышкой и клавиатурой.

    Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

    Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады.

1.Упражнения для глаз .

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

2. Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:

    как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

    для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.

    после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

Упражнения для рук.

Лучшие статьи по теме