Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка

Многодорожечная запись (также многоканальная запись ) - способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппаратно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станций

Применение этих устройств даёт возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. В дальнейшем, в результате сведе́ния многодорожечного проекта и мастеринга получается результирующая монофоническая, стереофоническая или многоканальная фонограмма. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились ещё в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

В СССР с 1973 на Куйбышевском заводе производился магнитофон Садко-501. Он имел 38 дорожек, записанных на магнитной ленте шириной 50,3 мм и длиной 300 метров.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрафонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Большинство студий для создания демозаписей и альбомов используют цифровую звуковую рабочую станцию (DAW) на базе компьютера. Для многодорожечной записи компьютер должен быть оснащён звуковой картой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором , предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединённых к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенный усилитель).

Звуковые интерфейсы могут быть выполнены в виде PCI или PCIe карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

Особенности

Многородорожечная запись осуществляется при помощи:

  • аналоговых и цифровых многодорожечных магнитофонов
  • аппартно-программных комплексов с применением аудиоредакторов
  • цифровых звуковых рабочих станциий

Применение этих устройств дает возможность независимо записывать, воспроизводить, обрабатывать и перезаписывать избранные отдельные дорожки или одновременно всю запись. Каждая дорожка может содержать запись инструментов и инструментальных групп, вокалистов, речь, музыку и шумовое сопровождение. Развитие технологии многодорожечной записи позволило сократить время записи, число дублей, повысить качество звучания финальной фонограммы.

История

Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились еще в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х были представлены 16-дорожечные рекордеры, а в 1974 в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. А в 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH -формата.

Благодаря развитию многоканальной записи появилась возможность создавать системы пространственного звучания , начиная с квадрофонии и заканчивая последними поколениями систем Dolby и DTS

В конце 90-х начале 2000-х аналоговые и цифровые многодорожечных магнитофоны начали замещать цифровые звуковые рабочие станции на основе жёстких дисков. Они предлагали более широкие возможности записи и обработки звукового сигнала и были направлены исключительно на профессиональный сегмент индустрии звукозаписи. И только с распространением мощных ПК многодорожечная запись стала доступна любителям и бюджетным студиям. Применение относительно доступных многоканальных звуковых плат и аудиоредакторов с функцией многодорожечной записи позволило создавать портативные студии звукозаписи на базе ПК. Удобство работы с материалом без применения ленточных технологий оценили и профессионалы, поэтому даже большие студии звукозаписи отказались от применения дорогостоящих многодорожечных магнитофонов.

Студия звукозаписи на базе ПК

Некоторые исполнители для создания демо-записей, а иногда и создания альбомов используют персональный компьютер как рабочую станцию звукозаписи. При использовании ПК для многодорожечной записи, компьютер должен быть оснащен звуковой платой либо внешним АЦП, установленным программным обеспечением - многодорожечным аудиоредактором, предусилителем (может быть встроен в звуковую плату) с микрофоном (может иметь АЦП внутри и подключаться по USB) для записи вокала, акустических и электронных инструментов. Также возможна запись с других звуковых устройств с линейным уровнем. При воспроизведении и записи для прослушивания (мониторинга) возможно использование наушников, подсоединенных к линейному выходу звуковой платы либо через предусилитель, а также использование звуковых мониторов как пассивных (внешний усилитель), так и активных (встроенных усилитель).

Звуковые интрфейсы могут быть выполнены в виде PCI карты, или внешнего USB или FireWire устройства.

См. также

Ссылки

  • Истоки и триумф магнитной звукозаписи. Владимир Островский. Журнал «625»: 1998, Выпуск 3
  • Многодорожечные рекордеры. Борис Меерзон. Журнал «Звукорежиссер»: 2000, Выпуск 7
  • Профессиональные программы для записи и монтажа звука. Анатолий Вейценфельд. Журнал «Звукорежиссер»: 2004, Выпуск 1

Wikimedia Foundation . 2010 .

Существенный прорыв в звукозаписи произошел с появлением ленточного магнитофона. Одно из гениальных изобретений ушедшего века дало нам не только более упрощенный и доступный способ закрепления информации на пленке, но и породило небывалое количество энтузиастов звукозаписи. Техника стремительно развивалась. Появились многодорожечные магнитофоны, за ними - ультра-современные хард-диск рекордеры. Естественно, в современной звукозаписи широко используются и возможности компьютера. Специально разработанные программы позволяют звукоинженеру не только слышать, но и визуально работать с материалом. Поканальная звукозапись, применяемая когда-то даже любителями-одиночками при записи альбомов двумя магнитофонгами "в накладку" претерпела значительные изменения и стала одной из наиболее популярных ззвукозаписывающих технологий.

Первые приемы многоканальной звукозаписи заключались в установке отдельных микрофонов для исполнителей или групп исполнителей и разделении таких микрофонных секций ширмами для решения проблем взаимопроникновения каналов. А настоящая эпоха многоканальной записи началась с появлением технологий, позволяющих создавать магнитофонные головки с несколькими сердечниками. Можно сказать, что стерео- и многоканальная запись появились практически одновременно.

В сегодняшнем состоянии многоканальной записи я бы выделил три направления. Прежде всего это - реальная стерефоническая запись, осуществляемая двумя микрофонами в стереопару. Здесь решающую роль играет опыт звукорежиссера, так как полученный результат, по большому счету, переделать невозможно.
Другой вид - многоканальная запись, используемая для одновременной записи исполнителей музыкального коллектива. Здесь дело обстоит несколько проще благодаря возможности исправления ошибок в процессе сведения, хотя коррекция возможна лишь в известных пределах. Так, важно сразу представлять себе позиционирование музыкантов, ведь вероятность того, что на микшировании их удасться поменять местами, очень мала.
Существует также вид записи, в рамках которого инструменты записываются поочередно с последующей обработкой, редакцией и сведением.

Данный тип записи обусловлен, как правило тремя причинами: отсутствием достаточного для ансамблевой записи помещения и стилем работы студии, когда запись технологически осуществляются в несколько этапов.

В былые времена при поканальной записи сигнал микрофона или инструмента сначала попадал на многодорожечный магнитофон. Затем записанный материал прослушивался и сводился через микшер на мастер-носитель. Пульты конфигурации in-line позволяли осуществлять запись через микшер, но эту схему никто толком не применял - зачем портить изначальный сигнал линейкой не очень дорогого пульта? Как правило, для поканальной записи в предусилительной цепи тракта применялись две-три отдельные линейки с высококачественными усилением, эквализацией и динамической обработкой от серьезных производителей (Focusrite, Manley и т.д.). Конечно, если говорить о дорогих консолях, то они и без внешней аппаратуры обеспечивали высочайшее качество предусиления, так как каждая линейка такого пульта представляет собой уникальный качественный тракт.
С появлением MIDI возникла необходимость синхронизации с секвенсером, и магнитофон стал синхронно работать с MIDI-парком. Надо сказать, что, несмотря на появление синхронизации, всегда считалось хорошим тоном обойтись на записи без синхронизирующей аппаратуры. Для этого при включенной синхронизации на одну или две дорожки отыгрывалась MIDI-болванка, а затем синхронизация отключалась и работа происходила только с многоканальным магнитофоном. На сведении, соответственно, дорожки с записанной болванкой не использовались.
Процесс завершался обработкой по каждому каналу (динамической, частотной, психоакустической и так далее) и записью сведенного и обработанного материала на стерео-носитель.


Технологии не стояли на месте и однажды настал момент, когда возникла необходимость оцифровки материала на стерео-носителе для его дальнейшего переноса на компакт-диски. Со стороны мастер-носителя цифра постепенно стала проникать в остальные части звукового тракта. Конечно, сначала при звуке 16 бит/44 кГц разница между цифровой и аналоговой записью была очевидна. Появилась принципиально новая цифровая динамическая обработка, работающая по иным законам. Исчезли специфические приемы записи на аналоговую ленту - например, легкий перегруз записываемого сигнала по уровню. Большую роль играл и психологический фактор, порождавший недоверие людей к новому и слабому в то время цифровому формату. Кроме того был наработан целый ряд тонкостей в аналоговой звукозаписи, некоторые из которых и по сей день невозможно смоделировать в "цифре".

Первое, что приходит в голову - в "цифре" сразу возникли проблемы при обработке пауз. Если в "аналоге" при правильном гейтировании в паузах присутствует некоторый уровень шума, то после вычищения грязи в "цифре" наступает мертвая тишина, не характерная для реальности.

С появлением "цифры" у звукоинженеров открылись новые возможности. Это прежде всего мощная редакция и возможность вторжения в саму суть материала на этапе редактирования и сведения. С появлением жесткого диска мгновенный доступ к любому фрагменту записи стал обычным делом. Более того, появилась уникальная возможность практически исчерпывающего визуального мониторинга аудиосигнала и его редакции на экране монитора. Сегодня совершенно ясно, что переход от аналога к цифре является необратимым процессом. В цифровом домене выпускается большинство современной продукции и преимущество аналоговой записи постепенно уходит в область преданий. С появлением формата 24/96 серьезную разницу между аналогом и цифрой услышать практически невозможно.


Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка

Нередко можно встретиться с ситуацией, когда человек хочет начать работать со звуком на РС, научиться делать музыку, реализовать свои творческие замыслы, и при этом сталкивается с огромным потоком малопонятной для него информации с перечислением огромного количества ПО. После недолгих мытарств будущий специалист выясняет, что необходимо определиться с выбором основной программы, на которой он будет строить свою виртуальную студию. В качестве такого базиса в большинстве случаев выступает мультитрек (программа многодорожечной записи). Фразу «в большинстве случаев» мы применили неспроста, поскольку кроме мультитреков есть и другие специфические решения, о чем мы расскажем в отдельном подразделе этой статьи.

Совсем немного истории

Прототипами программ-мультитреков являются аппаратные многодорожечные магнитофоны, ранее широко использовавшиеся в профессиональных студиях. Музыкальные инструменты и голоса записывались на разные дорожки, после чего производился комплексный этап обработки, называемый сведением. Параллельно с этими технологиями развивалось другое интересное направление - секвенсоры - специальные модули, которые позволяли подключать несколько синтезаторов или модулей синтеза. Вы могли использовать несколько дорожек, в которые просто вписывали нотные партии для того или иного подключенного инструмента, и тот их воспроизводил. Секвенсор был предназначен для синхронного воспроизведения музыкальных партий нескольких таких устройств. В результате можно было довольно быстро и удобно делать аранжировку. В компьютерных технологиях первыми были реализованы именно секвенсоры. Это было в начале-середине 80-х прошлого столетия. Основным стандартом такого управления ныне является протокол MIDI.

В начале 90-х прошлого столетия в компьютерных технологиях стала активно воплощаться и идея реализации многодорожечной записи, при этом программы того времени еще разделялись на «цифровые магнитофоны» и MIDI-секвенсоры. С точки зрения аппаратного обеспечения (звуковых карт или модулей) это также подразумевало два отдельных независимых тракта.

Затем произошло технологическое объединение, и сегодняшний мультитрек - это многодорожечный магнитофон и MIDI-секвенсор в одном программном интерфейсе. При этом важно понимать, что, работая с таким ПО, мы оперируем двумя различными типами данных - аудиопотоками и MIDI-сообщениями. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами.

От чего отталкиваться при выборе?

На сегодня рынок программных мультитреков довольно разнообразен, причем опытным специалистам все равно, на чем работать, потому как практически везде применяются идентичные технологии. А новичкам для «входа в тему» сейчас лучше ориентироваться по тем музыкально-стилевым предпочтениям, которые у них имеются. Довольно большой ошибкой является ориентация на «самые крутые» решения по той причине, что это может быть и не совсем то, что вам нужно. Например, если вы хотите работать с техно и электронной музыкой, то наилучшими вариантами для вас будут Sony ACID и Ableton Live, «живой» - Avid Pro Tools и Magix Samplitude, стандартной поп-музыкой - Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR, радио/ТВ-продакшном - Sony Vegas и так далее. На самом деле, есть очень много стилевых тонкостей, которые делают тот или иной продукт более удобным для понимания специалиста, его использующего.

Бытует мнение, что в звуковые профессии существует низкий порог входа - все очень просто и быстро изучается, но в действительности это не совсем так. Сейчас, когда звуковое ПО достигло высочайшего технологического уровня, очень многое зависит от профессионального класса и таланта специалиста. Поэтому, подобрав программу под свои стилевые вкусы на начальном этапе обучения, вы, прежде всего, обеспечиваете себе удобный старт.

Второй ключевой момент - это цена. Профессиональное ПО стоит дорого, наиболее дешевый вариант из всех в этом сегменте - Mackie Tracktion ($139), хотя он будет понятен только разбирающимся специалистам. Есть программы и более низкого уровня, которые, кстати, для новичков являются интересными в плане простоты изучения - это бесплатный ACID Xpress, недорогой Cockos Reaper, специальные урезанные версии Steinberg Cubase и Samplitude. Хотя урезанные версии не всегда интересны в силу того, что их пользователям постоянно напоминают, что те или иные функции можно получить, приобретя продукцию из профессиональной серии.

Современные мультитреки позволяют работать с двумя основными типами данных - аудиопотоки и MIDI-сообщения. Если первые можно послушать, то вторые являются командными, содержащими в себе информацию, необходимую для управления виртуальными инструментами. На иллюстрации - Mackie Tracktion

Архитектура виртуальной студии на РС

Если говорить о программной части современной студии, то она базируется на определенной и давно сложившейся архитектуре хостплагины. Хост - это основная программа, к которой можно подключать дополнительные инструменты или процессоры обработки от сторонних разработчиков. Практически все современные мультитреки являются хостами. Плагин (plug-in) следует переводить просто как «подключаемый модуль».

В качестве основной, точнее, наиболее популярной современной технологии взаимодействия «хостплагины» выступает VST, разработанная фирмой Steinberg. VST является своеобразным технологическим протоколом общения, или говоря программным языком - интерфейсом, через который происходят все ключевые взаимодействия между основной программой и подключаемыми модулями. Среди основных - переключение аудиопотоков, обмен MIDI- сообщениями.

Разработчики VST-плагинов тестируют свою продукцию на пяти-семи основных наиболее популярных мультитреках и обеспечивают совместимость, прежде всего, с ними. В случае «разногласий» выпускают специализированные версии для каждой программы, что бывает не всегда. Об этом также нужно знать.

Как работают плагины?

Плагины бывают двух типов - инструменты и процессоры обработки. В рамках стандарта VST-инструменты именуются отдельной аббревиатурой «VSTi». На их входе принимаются MIDI-сообщения, а именно, введенные или сыгранные ноты с учетом множества параметров (динамика нажатия и т.п.). Сам же инструмент работает как модуль синтеза, который воспроизводит входящую информацию, и на выходе мы получаем уже аудиосигнал, который в свою очередь можно обрабатывать любыми процессорами обработки. Это важно понимать.

При подключении процессоров обработки вы перенаправляете поток того или иного аудиотрека, после чего сигнал пересчитывается по определенно заданным алгоритмам (которые имеются в этом плагине). На входе и выходе - аудио.

Для совсем неподготовленных

Недавно автор этих строк столкнулся с интересной проблемой, а именно, стояла задача обучения совсем неподготовленного в компьютерных технологиях человека. Причем он сразу же хотел обучиться Mackie Tracktion. В принципе, то, что после произнесения нескольких вводных фраз перед ним появляется непреодолимая стена непонимания, стало ясно сразу. Дело в том, что область знаний довольно широка, предусматривает знание множества технологий, которое не достичь даже курсом плотных лекций с конспектированием и заучиванием.

В данной конкретной ситуации я начал с более узкой специализации - у меня имелась старая версия Sonic Foundry ACID 2.0, наборы loop’ов (готовых мелодических и ритмических фраз) плюс готовые собранные произведения. Данная версия программы удобна тем, что она абсолютно ничем не перегружена и дает быстрые результаты. И в данном случае процесс пошел. Во-первых, человек стал осваиваться с графическим интерфейсом, понял идею многодорожечной записи, научился основным принципам сведения в рамках компьютерной программы. Во-вторых, он довольно быстро создал готовую аранжировку начального уровня и понял, что хочет изучать дальше, а именно - создание loop’ов, по звучанию близких к коммерческим банкам. Переход от ACID к Tracktion или Live в таком варианте довольно легок. Если у вас нет под рукой второй версии ACID, то рекомендую скачать бесплатную ACID Xpress (www.acidplanet.com/downloads/xpress) - она полнофункциональна, есть только одно ограничение, выраженное в максимальном количестве используемых треков, коих не может быть больше 10.

Кстати, стоит отметить два интересных момента. Первый - имея даже версию ACID Xpress и начальный уровень подготовки, вы можете поучаствовать в конкурсах ремиксов на www.acidplanet.com. Это тоже своего рода хорошая школа. И второй, более веселый момент - старые версии ACID широко используются профессионалами и сейчас для быстрого чернового сведения ремикса и/или подготовки loop’ов. Все дело в том, что интерфейс программы тех лет можно назвать одним из самых удобных за всю историю компьютерного звукового ПО. Ведь, например, не зря именно он был взят за основу для популярного сейчас «середнячка» Cockos Reaper.

Если же человек задался целью заняться не электронной музыкой, а обычными аранжировками в стиле поп с использованием MIDI-клавиатуры, то для начального уровня ему можно бы было порекомендовать освоение программы Cubase, по которой есть множество русскоязычной литературы, а все ответы на необходимые вопросы можно быстро найти в Интернете, потому как сообщество пользователей этой программы велико. Также есть и варианты русификаций интерфейса. Кстати, несколько слов по этому поводу.

Старые версии программы ACID до сих пор любимы профессионалами, в них можно сделать черновые наброски ремиксов и/или нарезать loop’ы. Вот так, например, выглядит мой черновик ремикса на группу Beastey Boys, который я сделал в ACID 2.0

О русификациях

Честно сказать, я не сторонник использования русифицированных продуктов, и мало того, даже обучения на их базе. Почему? Все технологии являются иностранными, и как стандарт описываются на международном языке. Они являются общими, и сопутствующая терминология используется фактически во всех программных продуктах. А это переносимость знаний. Плюс к этому, множество названий модулей или функциональных блоков строятся на фонетическом подобии с определенными словами, например, «xtreme», «4netic» а попытки перевода узкоспециализированных сленговых или комбинированных понятий типа «volumizer» выглядят еще веселее. Да и толку от того, что основной мультитрек у вас на русском, а основная часть плагинов - на английском, на самом деле немного, больше путаницы.

Лучше, когда человек посидит над переводом со словарем.

Альтернатива мультитрекам - виртуальные студии синтеза

Как альтернатива мультитрекам в качестве хост-программ существуют целые виртуальные студии, состоящие из ядра и множества синтезаторов, которые могут к нему подключаться. Это специализированные системы, и по прошествии времени к 2011 году до наших современников дошли только две из них (если говорить о самых популярных) - Synapse Orion и FL Studio. Нужно сказать, эти программы довольно быстро осваиваются, потому как имеют простую архитектуру - чтобы работать с синтезатором, достаточно подключить его к определенному треку управления. Но с точки зрения профессионального студийного производства есть и ряд неудобств, к которым нужно приспосабливаться. Я бы не назвал такие решения эргономичными, хотя Synapse Orion и FL Studio очень популярны в сообществах музыкантов, занимающихся электронной музыкой.

Подытожим

Очень важно грамотно выстроить процесс обучения. Если речь идет о нулевой подготовке, то не стоит постоянно бороться с собой, выбрав в качестве основы крупную профессиональную программу. Всегда можно найти простые варианты, после освоения которых переход на следующие уровни будет более легок. Также не забывайте о стилевой разбежке мультитреков, потому как это подразумевает и сообщества, к которым прислушиваются и сами разработчики.

Кристофер http://itcs.3dn.ru

Лучшие статьи по теме