Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Потерял работу? Не трагедия, попробуй себя в новом деле. Курьер — профессия для лёгких на подъем

Нырнув в почтовый ящик, современное письмо завершает свой путь в ящике для писем и газет. Но было время, когда вполне хватало одного ящика. Письмо и с места не трогалось. Один клал его в ящик, второй вынимал, чтобы прочесть… Но кому могла понадобиться столь странная техника связи? Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в XVI век. Еще не построен Суэцкий канал. Путь из Европы в Индию идет вокруг Африки. Долгий и опасный путь! Естественно, что, совершая трудный поход, моряки хотели получать какие-то весточки друг о друге. Так, на юге Африки, подле мыса Доброй Надежды, появились каменные почтовые ящики. Экипаж одного судна клал в них письма, адресованные товарищам с Другого корабля.

«Голландцы имеют на пристани особое место и камень, в который они кладут письма, дабы приезжающие другие голландцы были извещены об их пути и странствиях, откуда и куда они плыли и что с ними особенного приключилось». Так описывал эти почтовые отделения Адам Олеарий.

Флорентийские тамбуро

Однако тайники моряков - не единственные предшественники почтового ящика. В том же XVI столетии ящики появились и по другую сторону экватора - в соборах и церквях Флорентийской республики. Тамбуро, как называли их флорентийцы, были страшными ящиками. Они предназначались для доносов. Анонимного письма, опущенного в тамбуро, было достаточно, чтобы схватить и осудить человека.

Доносы во Флоренции-обычное, ничем не примечательное дело. Доносчики поощрялись. Чтобы получать вознаграждение за подлость, автор анонимки, опущенной в тамбуро, ломал пополам серебряную монету. Одна половина сопровождала донос, вторая - становилась своеобразной квитанцией для получения четвертой части штрафа, взысканного судом республики.

У флорентийских тамбуро была мрачная слава. Не мудрено, что о них не забыли даже спустя сотню лет, когда городской почте, созданной в Париже господином де Велайе, понадобились ящики для писем. Но парижская городская почта умерла, не родившись. Богатые пользовались посыльными, бедные не отправляли писем.

Так выглядел деревянный почтовый ящик в Германии XVIII века.

Почтовые мешки

Спустя полвека после Велайе и независимо от него почтовый ящик вторично изобрели капитаны судов, курсировавших между Англией и Америкой. Капитаны брали за доставку письма недорого - всего лишь один пенс. А собирали они корреспонденцию, вывешивая в гостиницах и кофейнях холщовые мешки. Тот, кто опускал письмо в почтовый ящик (вернее, в почтовый мешок), знал, что по прибытии в Новый Свет капитан аккуратно передаст сумку с письмами ближайшему почтмейстеру.

Почтовый ящик на… спине

Еще полсотни лет отсчитало время, и очередной почтовый ящик появляется в Австрии. Он висел не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. Казалось бы, как просто прикрепить почтовый ящик к стене, но… украшенный изображением письма и почтового рожка обычный почтовый ящик появился в Вене только в 1785 году.

Сеть почтовых ящиков

Простое рождалось не просто. Достаточно сказать, что до 1801 года письмо из Берлина можно было отправить только с дворцового почтамта. Один приемный пункт на город с населением более 170000 человек! Очереди на почте были страшнейшие, пока наконец городской магистрат не ассигновал 4230 талеров, чтобы открыть в разных концах Берлина еще три приемных пункта.

Этот проект опротестовал тайный советник Пистор. «Такое дорогостоящее учреждение,- писал он,- не соответствует ни требованиям местной публики, ни самому делу. Лучше обзавестись почтовыми ящиками и установить их где нужно. Возражения, какие могли бы возникнуть против таких ящиков, по-моему, не заслуживают внимания. Можно подвесить ящики в местах, где они будут находиться под присмотром часового; почтальоны могут относить их три раза в день на почту и заменять другими. При ящиках должны быть печатные примечания о том, какие письма не доставляются неоплаченными; такое учреждение будет вполне отвечать требованиям публики и обойдется едва в 500 талеров».

Предложение тайного советника Пистора осуществлялосьпятьдесят лет. Почтовые ящики появились в Берлине только в1851 году.

Почтовый ящик в XIX столетии.

Автоматизированный ящик-экспрес

Однако прикрепление к стене не завершило биографию почтового ящика. Бесхитростное приспособление для сбора писем продолжало совершенствоваться. В конце прошлого века в Лондоне появился автоматизированный ящик-экспресс. Вслед за письмами отправитель опускал в этот автомат монету, открывавшую доступ к специальному рычагу. Стоило нажать на этот рычаг, как из ближайшего почтового отделения приходил курьер и извлекал письмо.

Ящики-путешественники

Но сложное не всегда хорошо. Такие ящики не прижились. Телеграф и телефон сделали их просто ненужными. Неудачной оказалась также и попытка использовать ящики-путешественники, позволявшие ускорить доставку писем. В 1928 году их пытались установить на стенках трамваев московские связисты. В первую очередь эти ящики ставили на трамваях, проходивших мимо Главного почтамта. Письма сами ехали в руки связистов. И тут новая техника показала ненужность ящиков-путешественников. Гораздо проще объехать на автомобиле обычные ящики, висящие на стенах, нежели прибегать к ящикам, висящим на трамвайной стенке. Ведь в такой ящик письмо можно опустить только на остановке, а когда трамвая нет, то нужно его дождаться…

Совершенствуя почтовые ящики, связисты заботились и о том, чтобы ящик мог сохранить доверенную ему тайну.

Двойной ящик

Внесли свою лепту в охрану тайны письма и русские связисты. Во второй половине XIX века они предложили двойной ящик. При очистке корреспонденции внутренний ящик заменялся пустым, а ящик с письмами, не вскрывая, доставляли на почту. Эту сложную конструкцию вытеснили хорошо знакомые нам шведские ящики, позволяющие пересыпать корреспонденцию в мешок с закрывающейся крышкой.

Вряд ли нужно доказывать, что почтовый ящик доступен всем. Кому в голову придет вешать его для двух-трех человек? И тем не менее в начале нынешнего столетия такие индивидуальные ящики устанавливали подле домов богатых людей в Вашингтоне. Как свидетельствовала одна из немецких газет, «посредством особого знака на ящике обращается внимание проходящего почтальона, имеющего у себя ключ, чтобы он открыл ящик. Затем он вынимает письма, и если в ящике находится записка с приложением денег, то он оставляет на эту сумму марки и снова закрывает ящик».

Историю почтового ящика мне хочется заключить справкой: в нашей стране более 430 тысяч почтовых ящиков. Любой из них доступен всем, кто хочет отправлять письма.

Париж – это самый романтических и посещаемый город в мире. Ежегодно в него приезжает больше туристов, чем в Рим, Афины и Лондон вместе взятые.

Некоторые покидают этот город разочарованными, критикуя французскую кухню, метро, мусор на улицах и толпы туристов...

Что следует посетить в Париже, прежде всего? Можно прокатиться на экскурсионном автобусе "L"Open Tour" и при этом сфотографироваться возле достопримечательностей Парижа .

Однако по столице лучше гулять пешком. Тем более что "собственно" Париж , если не считать многочисленные пригороды, летом утопающие в цветах (в которых проживает более семи миллионов французов), невелик: от Собора Нотр-Дам де Пари на острове Сите , от которого ведут отсчет километрам во Франции, до окружного бульвара всего-то четыре километра. И вообще, говорят, что за три часа можно пройти Париж вдоль и еще за три часа поперек...

Наиболее популярные места Парижа

Каждый путешественник хотя бы раз, но должен побывать в парижском Монмартре . Пляс дю Тертр ("Площадь Холма") – это настоящее царство художников, долгие часы просиживающих здесь перед своими мольбертами, многие из них предлагают быстренько написать ваш портрет. Если вы согласны, советуем заранее договориться о цене с художником и приготовиться к возможному разочарованию.

На одном из зданий района Монмарт установлена табличка, которая рассказывает об интересном историческом факте. Оказывается, именно тут русские казаки, вошедшие в Париж после разгрома армии Наполеона Бонапарта в 1815 году и стоявшие постоем на Монмартре, часто и громко требовали выпивки и закуски, торопя при этом хозяина или хозяйку: "Быстро, быстро!"

По законам французского языка этот клич казаков превратился в "бистро" с ударением на последнем слоге и вошел в обиход французов для обозначения маленьких недорогих кафе и кабачков, где можно выпить и закусить на скорую руку. Сегодня их несметное количество, а еще на Монмартре есть прекрасно сохранившейся музей Сальвадора Дали , на площади Клиши – огромный музей Эротизма с двумя тысячами экспонатов из разных стран.

Всего в столице Франции около 200 музеев на любой вкус, и к слову, в первое воскресенье каждого месяца вход во многие из них – бесплатный (в том числе в Лувр , музей Орсе , музей Родена и музей Пикассо ).

Стоит отдохнуть на лавочке в прелестном саду Тюильри или в Люксембургском – это огромный парк площадью более 23 гектаров. Тут находятся фонтаны, скульптурные группы, спортивные и детские площадки.

Великолепен дворец, возведённый в начале XVII столетия по приказу Марии Медичи. Сейчас во дворце заседает Сенат, верхняя палата французского парламента. В водоемах плавают золотые рыбки и огромные карпы, которые соревнуются с утками и чайками в выхватывании хлебных крошек чуть ли не из рук посетителей.

Конечно же, никто не забывает пройтись по Елисейским полям , одному из самых знаменитых "бродвеев" мира – это нынешнее место парадов и праздничных шествий. Так как Франция занимает лидирующее место на планете по посещаемости туристами, в любом, даже самом захудалом городке, есть "Офис по туризму". На Елисейских полях он огромный, там можно бесплатно получить каталоги, схемы движения транспорта, карты, рекламы музеев, театров и т.д. на разных языках (кое-что есть и на русском).

Интересно прокатиться на прогулочном катере по реке Сене, а также отстоять очередь и подняться на Эйфелеву башню , но только надо выбрать безоблачный ясный день. Вид с трехсотметровой высоты на Париж – это наиболее запоминающееся впечатление, которое остаётся в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Прелести вечернего Парижа

Вечером лучше податься в Латинский квартал , где между набережной и Сен-Жерменским бульваром и дальше, до Сорбонны, летом до самого утра течет пестрая, шумная толпа – по большей части все молодежь. Здесь можно почувствовать, каков он есть, "праздник, который всегда с тобой"...

Стоит заглянуть в популярные кафе на Монпарнасе: "Ротонда " и "Куполь" – любимые заведения художников-авангардистов и писателей, пройтись по улице Фобур Сент-Оноре, на которой расположена масса роскошных магазинов высокой моды, заглянуть в крупнейшие универмаги "Прантан", "Галери Ла файетт", но покупки лучше сделать на бульварах Сен-Мишель и Сен-Жермен (более лояльным по ценам).

Ну и конечно же побывать в самом известном в мире культурно-развлекательном заведении Парижа – Кабаре Мулен Руж . Только тут Вы сможете в полной мере насладиться всеми прелестями ночной жизни столицы Франции.

Если же Вы приехали в Париж с детьми, тогда обязательно стоит съездить в Диснейленд , а еще интересно побывать в зоопарке Вансен, раскинувшимся на 15 гектарах, и посмотреть на слонов, жирафов, обезьян, хищников, живущих в почти "естественных" условиях...

Также следует попробовать знаменитую французскую кухню , но при этом не забывать, что из всех национальных кухонь разных стран, широко представленных в Париже, настоящие французские рестораны самые дорогие (как и русские – с икрой, борщом и блинами).

По ним, а не по первой попавшейся забегаловке, необходимо судить о французской кухне. А вообще, неплохо поесть можно у китайцев – раза в 4-5 дешевле (тут эти рестораны самые дешевые), персонал очень услужлив – за что отдельное спасибо многочисленной китайской диаспоре, проживающей в Париже.

В защиту метро, которое часто ругают за неудобства, запутанные переходы и нехватку эскалаторов, можно отметить, что оно очень старое – ему более ста лет. И не следует забывать, что вначале парижское метро было частным.

Покупался участок, и там прокладывалась ветка. От того есть линии, идущие очень долго параллельно – что кажется бессмыслицей. А извилистые переходы – из-за того, что многие туннели построили на месте знаменитых парижских катакомб.


В первые годы XVI века во Флоренции были установлены деревянные почтовые ящики — так называемые «тамбуры». Они размещались у главных церковных общин и имели щель вверху, в которую можно было незаметно для посторонних взглядов опустить анонимное письмо с обвинениями против врагов государства.

В XVI веке у мыса Доброй Надежды экипажами британских судов были установлены каменные почтовые ящики для передачи писем на другие суда. Аналогичные каменные ящики были и у голландских моряков.В нынешней Польше на родину почтового ящика претендует Легница, где они впервые появились в 1633 году.Почтовые ящики упоминаются в документах городской почты Парижа, основанной в 1653 году, а их изобретение приписывают Ренуару де Вилайе.

В XVIII веке капитаны судов, ходивших из Англии в Америку, использовали для сбора корреспонденции холщовые мешки, которые вывешивались в холлах гостиниц и в кофейнях для сбора писем.В Австрии почтальон носил почтовый ящик с собой на ремне.
Почтовые ящики в Германии были больших размеров, отличались изяществом отделки и резьбой по дереву.В Лондоне (Великобритания) были созданы ящики экспресс-почты. Отправитель опускал в такой ящик письмо и монету для оплаты услуг и нажимал на специальный рычаг, с помощью которого в ближайшее почтовое отделение подавался сигнал о поступлении письма. Получив сигнал, из почтового отделения отправляли курьера забрать письмо.

Почтовое ведомство США начало устанавливать почтовые ящики для сбора корреспонденции в 1850-е годы у почтовых отделений и на перекрёстках в крупных городах. Почтовые ящики вначале навешивали на фонарные столбы. По мере роста объемов пересылки почты почтовое ведомство постепенно заменило небольшие почтовые ящики моделями большего размера. Устанавливать отдельно стоящий на четырёх опорах почтовый ящик с надписью U.S. Mail (Почта США) было впервые предложено в 1894 году после опыта успешного применения почтовых ящиков такой конструкции в Канаде. Почтовые ящики такого дизайна быстро стали привычными на перекрёстках американских городов. В отличие от канадских почтовых ящиков, которые были окрашены в красный цвет, американские почтовые ящики первоначально были тёмно-зелёного цвета, чтобы их не путали с противопожарным оборудованием, затем, в 1950-е годы — в красный и синий цвет, и наконец, — полностью в синий цвет с контрастно выделяющейся надписью. Появление автомобиля также повлияло на дизайн почтовых ящиков в США, и в конце 1930-х годов был добавлен специальный жёлоб или патрубок, дающий возможность опустить письмо, подъехав к стоящему у края тротуара почтовому ящику и не выходя из машины.

Почтовые ящики впервые появились в России на улицах Санкт-Петербурга и Москвы в 1848 году. В 1928 году на московских трамваях было установлено 200 ящиков, куда москвичи могли опускать корреспонденцию. Во время остановки трамвая недалеко от главпочтамта, почтовики забирали письма из ящиков, установленных на трамвае.

Париж - столица моды, любви и романтики. По его красивыми улочкам, набережным и паркам можно гулять дни напролет. Но есть у блистательного Города огней и другой облик, знакомство с которым может привести как минимум к большому разочарованию. Мы отыскали 10 опасных районов, в которых не стоит появляться туристам. Для личной безопасности и приятных воспоминаний о поездке обходите эти улицы десятой дорогой!

Улица Рокет (Rue de la Roquette)

Улица Рокет в одноименном квартале, примыкающем одной своей стороной к знаменитому кладбищу , - это трагический театр, на сцене которого то и дело вспыхивают беспорядки и драки (недаром же в этом районе когда-то была тюрьма). Единственное время, когда по этой улице можно пройти спокойно - во вторник около 16:00. По неизвестной причине в этот период беспрестанные стычки утихают. Такое себе время перемирия.


Фото: commons.wikimedia.org
2

Улицы Петит Труандери и Гранд Труандери (Rue de la Petite Truanderie, Rue de la Grande Truanderie)

Улица Петит Труандери в первом округе образует южную сторону треугольной площади, которая замыкается с других краев улицами la rue de la Grande-Truanderie и la rue Mondétour. Из-за большого скопления криминального контингента, не особо дружелюбно расположенного к посторонним (да и вообще к кому-либо), это не лучшее место для прогулки. Особенно в вечернее время. То же касается и улицы Гранд Труандери.


Фото: commons.wikimedia.org 3

Улица Буле (Rue des Boulets)

Когда по телевизору не показывают ничего интересного, жители улицы Буле в 11-м округе начинают веселиться по-своему. Например, устраивают по вечерам перестрелки и кровавые потасовки. Если не желаете участвовать в таких жестоких и опасных развлечениях, проложите свой маршрут к месту назначения через другие кварталы. Целее и здоровее будете.


Фото: en.wikipedia.org 4

Улица Гренад (Rue de la Grenade)

Rue de la Grenade - еще одна парижская улица, чьи будни окутаны дурной славой. Сценарий ее повседневной жизни такой же, как и на печально известной Рокет. Если вам придется оказаться на улице Гренад в 19-м округе, постарайтесь быстрее завершить свои дела и покинуть потенциально опасный район.

Улица Марсейез (Rue de la Marseillaise)

Потянувшаяся по соседству с улицей Гренад, rue de la Marseillaise не уступает первой в градусе криминогенной обстановки. Хотя неподалеку от опасного района раскинулся красивый и приветливый парк Вилет, буквально в пяти минутах от его окраины, на улице Марсейез, легко попасть в неприятную ситуацию, остаться без ценных вещей и всего, что может приглянуться преступникам.

Порт-де-Сент-Уан (Porte de Saint-Ouen)

Расположенный в северной части Парижа, когда-то квартал La porte de Saint-Ouen входил в число 17 укреплений, защищающих город от вражеских набегов. Сегодня в районе работает одна из крупнейших в столице клиник - L"hôpital Bichat-Claude-Bernard, а также кипит своей жизнью блошиный рынок Saint-Ouen. И хотя на последнем при желании можно отыскать множество интересных вещей, в квартале нужно вести себя предельно осторожно. Опять же, чтобы не остаться без денег, телефона, документов и прочих ценных вещей.


Фото: france24.com
Фото: reiseinfoweb.com 7

Район Порт-де-Клиньянкур (Porte de Clignancourt)

Окрестности Порт-де-Клиньянкур - еще одно малоприятное место, которое может охарактеризовать Париж не с самой красивой и лучшей стороны. Раньше в этом районе также находилось важное фортификационное сооружение, а сегодня промышляют воришки и хулиганы. В узкие переулки здесь лучше не заходить и даже не заглядывать ради личной безопасности.


Фото: lefripi.wordpress.com 8

Северный вокзал (Gare du Nord) + Восточный вокзал (Gare de l`Est)

Справедливости ради стоит отметить, что привокзальные районы таят потенциальную опасность быть ограбленным не только в Париже, но и в любом большом городе. Тем не менее факт остается фактом. Прогуливаться по улицам вблизи и не стоит. Особенно в вечернее время хрупким девушкам. Чревато неприятными последствиями.

Les boulevards des Maréchaux (в ночное время)

От Булонского леса до la Porte de la Chapelle бульвар переполнен проститутками, наркоманами и прочими «клиентами», знакомство с которыми вряд ли поднимет ваше настроение и сделает жизнь счастливее. Это очень далекое от образа романтического Парижа место, куда ходить вечером и ночью не стоит.

Бульвар Барбес (Boulevard Barbès)

Весь район буквально оккупирован выходцами из мусульманских стран: здесь работают арабские магазины, тротуары полны женщин в традиционных платках и платьях в пол, в книжных лавках продают Коран и записи с выступлениями мусульманских шейхов. Бульвар Барбес - один из самых преступных районов Парижа, где очень высок риск нарваться на карманников и прочих желающих завладеть вещами прохожих. Краденое оставляют себе или продают здесь же, на небольшом рынке под мостом около метро.


Фото: soundlandscapes.wordpress.com

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.


Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.


К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…


За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке - выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.


«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова]. - СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.


Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду - от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны.)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].

СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади - театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).


В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели - к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное - шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов - чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера - он в шутку называл его Авернским, - и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном - в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду - в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России - у нас о нём сообщил Первый телеканал.


В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.


Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.

Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…


Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.


Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.


Лучшие статьи по теме