Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 10
  • Понятие и виды социальных статусов. Социальная роль и социальный статус

Понятие и виды социальных статусов. Социальная роль и социальный статус

Виды социальных статусов

Замечание 1

Рассматривая социальный статус, необходимо абстрагироваться от качественной оценки индивида, его поведения. Социальный статус – это социальная формально-структурная характеристика субъекта.

Любой социальный статус предполагает соответствующую социальную роль.

  1. Основной, или главный статус. Является главным среди остальных статусов индивида. Определяет социальное положение человека и его роль в обществе (семейный, профессиональный). Диктует манеру поведения, выступает как решающий фактор уровня и образа жизни. Могут быть личными, прирожденными, достигаемыми, приписываемыми.
  2. Прирожденный и предписанный статус. Дается человеку при рождении автоматически, не зависит от стремлений и усилий человека (пол, национальность, раса, дочь, брат, сын).
  3. Предписанный статус. Приобретается не по личной инициативе индивида, а в результате стечения определенных обстоятельств (зять, теща, невестка).
  4. Достигнутый статус. Приобретается в результате приложенных усилий самого индивида и при помощи социальных групп.
  5. Не основные статусы, предопределенные кратковременной ситуацией (пациент, прохожий, зритель, свидетель).
  6. Личный статус. Проявляется на уровне малых социальных групп (трудовой коллектив, семья, круг близких людей). Определяется личными чертами характера и качествами.
  7. Групповой статус. Проявляется на уровне больших социальных групп – представители профессии, конфессии, нации.

Достигнутые статусы могут определяться:

  • званием (народный артист, подполковник, заслуженный учитель и т.д.);
  • должностью (менеджер, заведующий, директор);
  • профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта или народный артист);
  • ученой степенью (профессор, кандидат наук, доктор наук).

Невозможно жить в обществе совершенно лишенным статусов. При потере одного статуса обязательно появляется другой.

Для каждого человека характерно несколько статусов различных социальных групп (по должности – директор, в семье – жена, для детей – мать, для родителей – дочь). Эти статусы не равноценны. Основной социальный статус определяет положение в обществе, в его основе лежат профессия и должность.

Достигнутые и предписанные статусы тесно взаимосвязаны между собой: как правило, приобретение достигнутых статусов происходит в конкурентной борьбе, при этом некоторые из них определяются приписанными статусами. Например, семейное происхождение предопределяет возможность получения престижного образования. Наличие высокого достигнутого статуса компенсирует низкий предписанный статус, так как в любом обществе ценятся реальные социальные достижения и ценности.

Статусная иерархия

Социальный статус можно рассматривать в двух измерениях (Р. Будон):

  • горизонтальное измерение, образованное совокупностью социальных контактов, реальных и возможных, устанавливаемых между носителем статуса и другими индивидами, которые находятся на том же социальном уровне;
  • вертикальное измерение, образованное комплексом социальных контактов и взаимообменов, появляющихся между носителями статуса и индивидами с более высоким или более низким социальным уровнем.

Замечание 2

Статусная иерархия характерна для любой социальной группы, взаимодействие участников которой возможно только благодаря тому, что члены группы знают друг друга. При этом формальная структура организации может не совпадать с неформальной структурой. Реальный социальный статус во многом зависит от квалификации, личных качеств, обаяния и т.д.

Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс. Путаница статусов - это критерий социальной дезорганизации, иногда ее рассматривают как причину девиантного поведения.

Дезорганизация меду статусами может иметь две формы (Э. Дюркгейм):

  • в связи с занимаемой в обществе позицией индивида становятся неопределенными его ожидания и встречные ожидания других людей;
  • статусная нестабильность влияет на уровень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального вознаграждения.

Что такое «общество», и каковы его главные признаки? – Слово «общество» довольно часто используется нами в обычной жизни. Под ним мы подразумеваем некую группу людей, которых объединяет единая цель.

Это может быть социум, которых характеризируется определенной национальностью или группа людей, которые на первый взгляд абсолютно разные, но в то же время интересы людей, которые в нем участвуют, могут совпадать. С появлением демократии в мире появилось значительно больше различных обществ и здесь не идет речь об обществе, как народе определенной страны, совсем нет. Общество не подразумевает объединение людей обязательно по нескольким признакам, как например, понятие «национальность». Одному человеку достаточно найти группу единомышленников, в результате чего их можно назвать малым обществом по интересам. Сегодня понятие имеет довольно широкую сферу употребления. В каждом выступе политика Вы неоднократно можете услышать, как это понятие употребляется в самых различных смыслах. Оно выступает как инструмент, который положительно влияет на людей.

Общество – это развивающийся социум. Все в нашем мире имеет циклический характер и общество также может развиваться циклично. С каждым новым днем появляются новые факторы, которые влияют на формирования общества и социума в целом. Если в древнем мире общества представляли собой родовые племена, то сегодня понятие общество имеет более широкое значение. На сегодняшний день вполне возможным является формирования общества в обществе, что свидетельствует о том, что социум постоянно приобретает новые качества. Сегодня общество не воспринимается как единое целое – это в первую очередь совокупность индивидуумов, которых можно объединить по одному или нескольким признакам.

Зачастую люди могут объединяться в общество для того чтоб вместе достигнуть определенной цели - это можно сделать если, например, qip 2005 бесплатно на компьютер скачать и начать собирать вокруг себя людей со всего мира. Иногда сил одного человека недостаточно, поэтому лидер пытается привлечь к себе как можно больше сторонников, которые будут идти с ним бок обок к поставленной цели. Не редко такие общества разрастаются и становятся более влиятельными. Но если общество не имеет перспектив, оно потеряет свою актуальность еще на первых этапах становления. Нужно помнить, что любое общество – это в первую очередь совокупность людей, которые могут менять свое мнение в результате определенных событий, поэтому распад группы может быть неизбежным.

Существует множество трактовок понятия «общества»:
Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.
Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
С точки зрения Маркса общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.
Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, - сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.
Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:
Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно- ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему - целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:
Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.
Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.
Сфера общественной жизни - культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.
Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы - институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество - представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:
1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

5 Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор.
13.2 . Виды (классификации) статусов :
13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе :
1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.
3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора :
Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).
1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).
!!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность).
2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.
Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.
Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.
13.3 . Иерархия статусов :
Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы.
Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий.
13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса :
13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;
13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать;
13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли;
13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;
13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности;
Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.).
13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса.
13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.

Социальный статус и его виды.

Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобретенный(достигнутый ) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: - естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека(бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями между субъектами общественных отношений.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода. Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид - человек как единица общества. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. "Индивид" - в значении биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида, единичный представитель человеческого рода (индивидом мы рождаемся). "Личность" - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Понятие личности вводится для определения социальной сущности человека. Личность - не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Быть личностью - значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Личность характеризуется пятью потенциалами: 1. познавательный потенциал - объем информации, знаний о природном и социальном мире, которым располагает личность; 2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности; 3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способности к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деятельности; 4. коммуникативный потенциал - формы общительности, прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми; 5. художественный потенциал - уровень художественных, духовных потребностей личности. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер, мировоззрение, мотивация, направленность (главные тенденции поведения). Понятие личности тесно связано с родственными ему понятиями человек, индивид и индивидуальность. В чем сущность и отличия этих понятий? Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Исследователи отмечают тройственную природу человека, как биопсихосоциального существа. Важно также и то, что человек является не только продуктом (результатом воздействия) определенных общественных отношений, но и творцом самих этих отношений. Индивид – отдельный, обособленный член социальной общности: народа, класса, группы или всего общества. Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

7 Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

Модель поведения человека со стороны общества.

Система представления человека как он должен вести себя.

Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутри ролевого конфликта очень опасно для личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию" (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности" (Буева, 1967, 14). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным "стилем исполнения роли".

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

Психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

Социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

Активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

Латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

Конвенциональные (официальные);

Стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации – феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "возрастания" личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с "персоной", чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – "стиль исполнения ролей". Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое "я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям

9 Социализация - это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация - это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют несколько источников социализации индивида .

Передача культуры - она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт - он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы саморегуляции - они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация - это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой). В развитии выделяются такие стадии интериоризации :

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

В общем, процесс социализации можно характеризовать как :

Постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;

Развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.

Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.

Есть основания полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия - не синонимы.

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение», «воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» - все-таки синонимы.

Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация - это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное - средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.

Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный - состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.

  • Вимоги міжнародного гуманітарного права щодо правового статусу учасників бойових дій та миротворчих операцій.
  • ВОПРОС 3. Административно-территориальные и территориальные единицы: понятие и виды.

  • (Вол и Добр) Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол, расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

    Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым . У спех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса.

    Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

    Значение социальной роли. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью . Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

    Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

    Социальная роль – динамическая сторона и функциональное предназначение социального статуса; нормативно одобренный образец (модель) поведения личности, соответствующий требованиям, которые предъявляются к данному статусу. (Осипов)

    Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

    Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.


    Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента – прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки – составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности – изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия – являются правами преподавателя.

    Права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

    Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока

    Ролевая напряженность это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Для примера рассмотрим отношения между врачами и пациентами. Считается, что врачи должны быть мягкими, человечными, жертвенными спасителями больных, и в то же время от них ожидают поведения мелких предпринимателей, торгующих в розницу знаниями, которые они приобрели ценой больших затрат и усилий.

    (Осипов) Социальный статус характеризует место (положение) личности в системе социальных отношений в соответствии с ее рангом или конкретными правами и обязанностями.

    Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие – второстепенными.

    В зависимости от жизненных ситуаций носителя статусы подразделяются на предписываемые, задаваемые внешними, неконтролируемыми личностью обстоятельствами (происхождением, расой…), и достигаемые, являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий (заслуги, образование…).

    Социальная роль выражает динамическую сторону статуса, в точнее – нормативно одобренный способ поведения личности.

    Социальный статус реализуется, как правило, в системе социальных ролей – ролевом наборе.

    Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, положения и прочее), а с другой – нормативные ожидания участников взаимодействия.

    Ролевое поведение является результатом исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей.

    В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникать ролевые конфликты и напряженности.

    Для предотвращения конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур: рационализацию, разделение, регулирование ролей.

    Лекция 23. Понятие социального статуса. Виды статусов

    Родоначальниками статусно-ролевого теоретического подхода явились американские ученые Джордж Герберт Мид и Ральф Линтон. В центре него находятся два взаимосвязанных друг с другом понятия - статус и роль.

    Социальный статус характеризует положение человека в обществе, связанное с другими позициями через систему прав и обязанностей . Обладание статусом позволяет индивиду ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. В любом обществе его представители могут занимать различные позиции: высокие и низкие. При этом каждого из них можно охарактеризовать «статусным набором» (преподаватель, например, это мужчина, отец, муж, кандидат наук, представитель среднего поколения, член ЛДПР). Это понятие ввел в социологическую науку американский социолог Роберт Мертон. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, он назвал статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Им, как правило, называют тот статус, который связан с должностью, местом работы или с местом жительства.

    Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных группах и организациях. Например, господин Н. – мужчина средних лет, преподаватель, кандидат наук, заведующий кафедрой, член профсоюза, православный, муж, отец и т.д. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор . (Термин ввел Р. Мертон). Статусный набор совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом .

    В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным , т.е. дифференцирующим конкретное общество.

    Статусы также могут быть формализованными или неформализованными , что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко – социальных взаимодействий – выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство.

    Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющий свое место в обществе, в общественном мнении.

    В наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых. манеру поведения и т.п. Главными статусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например, профессиональный статус, образовательный статус и т.п.

    Социальный статус – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Когда-то чернокожих в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому чернокожему – талантлив он или нет, добродетельный человек или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на задний план. Национальные – на передний. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример: предрассудки по отношению к женщинам. Бытует мнение, что с руководящей работой она справится хуже мужчины только потому, что она – женщина.

    Личный статус – положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, т.е. неформальный авторитет.

    Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

    Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр – прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина – прирожденный статус, характеризующий пол. Русский – прирожденный статус, определяющий национальность. Раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако недавно выяснилось, что пол и цвет кожи можно изменить при помощи хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Хирургическое вмешательство понадобилось потому, что две разновидности пола пришли в противоречие. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол – мужской или женский – следует в таких случаях считать прирожденным? Однозначный ответ до сих пор не найден.
    В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди меняют. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте.



    Уехав навсегда в другую страну, особенно в молодом или детском возрасте, русские эмигранты (тем более их дети) нередко забывали старые обычаи и в корне меняли национальные привычки, язык, стиль поведения. Они уже мало чем отличались от коренных жителей этой страны. Биологическая национальность вытеснялась социально приобретенной.

    Возраст – биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых – заботу о детях и стариках.
    После наступления определенного возраста сын короля наследует от отца корону. Король – приписываемый статус. Приобрести его может только тот, кто родился в королевской семье. Если учитывать кровнородственную связь, то приписываемый статус можно назвать также прирожденным, биологическим. В этом смысле дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца к сыну, тоже являются прирожденными. Однако король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула. Стало быть, правильнее говорить о приписываемом (присваиваемом), а не о прирожденном статусе.

    Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство. Кроме них существуют некровные родственники, т.н. законные родственники. После женитьбы все кровные родственники жены становятся родственниками мужа. У него появляется теща, тесть и т.д. Стать законным родственником можно посредством брака. Приобрести статус кровного родственника можно также посредством усыновления. Статусы падчерицы и пасынка (хотя их называют дочерью и сыном), статусы крестного отца и крестной матери нельзя считать прирожденными. Даже приписываемыми их следует называть лишь в той мере, в какой человек, получающий подобный статус, не волен выбирать его; иначе говоря, если усыновление происходит без согласия ребенка.
    Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникало путаницы, социологи договорились называть и тот, и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.

    Следовательно, приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

    Достигаемый статус. Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.

    Профессию водителя или инженера человек приобретает благодаря собственным усилиям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т.п.

    Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» – статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.

    Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

    Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.
    Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 80-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии.

    Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает выступать в качестве достигаемого статуса.

    Несовпадение статусов (статусная несовместимость). Каждый из нас причастен ко множеству групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

    Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Господин Н. как коллекционер ценится очень высоко среди коллекционеров марок, но коллеги по работе считают его весьма посредственным бухгалтером, а в семье жена и дети даже посматривают на него свысока. Понятно, что у господина Н. три разных статуса, имеющих три разных ранга: высокий, средний и низкий. Редко кому удается иметь высокий статус во всех группах, к которым он относится. Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

    Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Дж. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын – отец – дед). Согласно его учению, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями и может быть определена как ожидаемое поведение. Данный процесс взаимодействия означает, что люди в пределах исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей.

    Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

    Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

    О социальном статусе

    Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

    Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

    Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

    Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

    Существует несколько классификаций статусов:

    1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
    2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
    3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
    4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

    Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

    Иерархия

    Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

    Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

    Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

    Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

    Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

    О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

    Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

    Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

    Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

    Социальные роли

    Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

    Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

    В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

    Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

    Разнообразие социальных ролей

    Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

    Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

    Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

    Ролевой набор

    Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

    Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

    Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

    Ролевые ожидания

    Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

    Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

    Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

    Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

    Ролевой конфликт

    Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

    Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

    Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

    Социализация

    С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

    Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

    От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

    Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

    Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

    Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

    Лучшие статьи по теме