Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 10
  • Положение о конфиденциальности. Правовая защита конфиденциальной информации

Положение о конфиденциальности. Правовая защита конфиденциальной информации

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

На современном этапе развития нашего общества многие традиционные ресурсы человеческого прогресса постепенно утрачивают свое первоначальное значение. На смену им приходит новый ресурс, единственный продукт не убывающий, а растущий со временем, называемый информацией. Информация становится сегодня главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Чем больше и быстрее внедряется качественной информации в народное хозяйство и специальные приложения, тем выше жизненный уровень народа, экономический, оборонный и политический потенциал страны.

Целостность современного мира как сообщества обеспечивается, в основном, за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способно привести к не меньшему кризису, чем разрыв межгосударственных экономических отношений. Поэтому в новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных не только с обеспечением сохранности коммерческой (предпринимательской) информации как вида интеллектуальной собственности, но и физических и юридических лиц, их имущественной собственности и личной безопасности.

Целью данной работы является рассмотрение информационной безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности, а также выявление степени ее защищенности на современном этапе, анализ внутренних и внешних угроз, рассмотрение проблем и пути их решения.

В связи с этим поставлены определенные задачи:

.Определить место и значение информационной безопасности на современном этапе развития;

2.Рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере защиты информации;

.Выявить основные проблемы и угрозы и пути их решения.

Глава 1. Проблемы и угрозы информационной безопасности

1.1 Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей системы национальной безопасности страны.

Нормативно-правовой основой регулирования защиты информации стала Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ в 2001 г. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;

возможные последствия угроз информационной безопасности;

методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

Доктрина рассматривает всю работу в информационной сфере на основе и в интересах Концепции национальной безопасности РФ.

Она выделяет четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и пользования информацией, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для ее реализации необходимо:

повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа страны;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала России;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

не допускать пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

конфиденциальная информация защита россия

обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики страны, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для этого требуется:

укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка этой продукцией и выход ее на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения результата на этом направлении необходимо:

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства России;

развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

развивать производство в стране конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В этих целях требуется:

повысить безопасность информационных систем (включая сети связи), прежде всего, первичных сетей связи и информационных систем органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности;

обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

расширять международное сотрудничество России в области безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе противоборства в информационной сфере.

1.2 Основные проблемы информационной безопасности и пути их решения

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач.

Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности, общества и государства в данной сфере. Доктрина эти интересы определяет следующим образом:

интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов общества в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) в области получения информации. Одновременно требуется использование этой сферы только в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Общие методы решения ключевых задач в деле обеспечения информационной безопасности Доктрина объединяет в три группы:

правовые;

организационно-технические; экономические.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ (они подробно рассматриваются в гл.4 настоящего пособия).

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

создание и совершенствование систем обеспечения информационной безопасности;

усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к информации и воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

контроль за действиями персонала в информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;

формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Согласно Доктрине, государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности: проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности, разрабатывает меры по ее обеспечению; организует работу органов власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности; поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; формулирует и реализует государственную информационную политику России; организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области; способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

При решении основных задач и выполнении первоочередных мероприятий государственной политики по обеспечению информационной безопасности в настоящее время доминирует стремление решать главным образом нормативно-правовые и технические проблемы. Чаще всего речь идет о "разработке и внедрении правовых норм", "повышении правовой культуры и компьютерной грамотности граждан", "создании безопасных информационных технологий", "обеспечении технологической независимости" и т.п.

Соответствующим образом планируется и развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности, то есть преобладает подготовка кадров в области средств связи, обработки информации, технических средств ее защиты. В меньшей степени осуществляется подготовка специалистов в области информационно-аналитической деятельности, социальной информации, информационной безопасности личности. К сожалению, многие государственные институты считают наиболее важной техническую сторону проблемы, упуская из виду социально-психологические ее аспекты.

1.3 Источники угроз информационной безопасности

Угрозы информационной безопасности - это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т.д.) объекта с целью изменения его функциональных возможностей или полного поражения.

С учетом общей направленности Доктрина подразделяет угрозы информационной безопасности на следующие виды:

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:

принятие органами власти правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

чрезмерное ограничение доступа к необходимой информации;

противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами требований законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

неправомерное ограничение доступа граждан к информационным ресурсам органов государственной власти и местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут быть:

монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;

блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозы развитию отечественной индустрии информации могут составлять:

противодействие доступу к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, создание условий для усиления технологической зависимости России в области информационных технологий;

закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов;

вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи;

отток за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Все источники угроз информационной безопасности Доктрина подразделяет на внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз Доктрина относит:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур против интересов РФ;

стремление ряда стран к доминированию на мировом информационном пространстве, вытеснению России с информационных рынков;

деятельность международных террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, нарушение функционирования информационных и телекоммуникационных систем, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам угроз, согласно Доктрине, относятся: критическое состояние ряда отечественных отраслей промышленности;

неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

недостаточная координация деятельности органов власти всех уровней по реализации единой государственной политики в области информационной безопасности;

недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере и правоприменительной практики;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка в России;

недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

недостаточная активность федеральных органов власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов власти и местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

Глава 2. Защита конфиденциальной информации

2.1 Классификация сведений, подлежащих защите

В настоящее время в различных нормативных документах указывается значительное количество (более 40) видов информации, требующих дополнительной защиты. Для удобства рассмотрения правового режима информационных ресурсов по признаку доступа их можно условно объединить в четыре группы:

государственная тайна;

коммерческая тайна;

сведения конфиденциального характера;

интеллектуальная собственность.

Государственная тайна. Закон РФ "О государственной тайне" дает следующее определение государственной тайны: это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России (ст.2).

В ст.5 данного Закона определен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне:

сведения в военной области - о содержании стратегических и оперативных планов, о планах строительства Вооруженных сил, разработке, технологии, производстве, об объектах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о дислокации ракетных и особо важных объектов и др.;

сведения в области экономики, науки и техники - о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, об объемах производства, о планах государственного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, и др.;

сведения в области внешней политики и экономики - о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства и др.;

силы и средства названной деятельности, ее источники, планы и результаты;

лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими названную деятельность;

системы президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи;

шифры и информационно-аналитические системы специального назначения, методы и средства защиты секретной информации и др.

Коммерческую тайну может составлять любая информация, полезная в бизнесе и дающая преимущество над конкурентами, которые такой информацией не обладают. Во многих случаях коммерческая тайна является формой интеллектуальной собственности.

Согласно ст.139 ч.1 Гражданского кодекса РФ к числу сведений, составляющих коммерческую тайну, относится информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. Она может включать в себя различные идеи, изобретения и другую деловую информацию.

Постановление Правительства РФ от 5.12.1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К таким сведениям относятся:

организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, уставные фонды совместных предприятий).

Сведения конфиденциального характера. Конфиденциальность информации - характеристика информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации. Конфиденциальность предполагает сохранение прав на информацию, ее неразглашение (секретность) и неизменность во всех случаях, кроме правомочного использования.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечень сведений конфиденциального характера. В этот перечень вошли:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения о профессиональной деятельности (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки и т.д.);

сведения о сущности изобретения или промышленных образцах до официальной публикации информации о них.

Перечень сведений конфиденциального характера дополняют другие нормативно-правовые акты: Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законы РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "О нотариате", "Об адвокатуре", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", "О банках и банковской деятельности", а также Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

В итоге можно выделить несколько групп сведений конфиденциального характера, образующих определенные "тайны":

врачебная (медицинская) тайна;

банковская тайна;

налоговая тайна;

нотариальная тайна;

тайна страхования;

адвокатская тайна;

тайна отношения к религии и тайна исповеди; тайна голосования; служебная тайна и др.

К информации, определяемой понятием интеллектуальная собственность, можно отнести большую часть перечисленных выше сведений научного и технологического характера, а также произведения литературы и искусства, продукцию изобретательской и рационализаторской деятельности, других видов творчества. В соответствии с Законом РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992 г. программы для ЭВМ и базы данных также являются объектами авторского права, нарушение которого влечет гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Под определение интеллектуальной собственности попадает и определенная часть сведений, отнесенных к государственной и коммерческой тайне.

2.2 Организация защиты информации

Наиболее разумными усилиями в этом направлении большинство специалистов считает проведение следующих "защитных" мероприятий:

адекватное определение перечня сведений, подлежащих защите;

выявление уровней доступности и прогнозирование возможных уязвимых мест в доступе к информации;

принятие мер по ограничению доступа к информации или объекту;

организация охраны помещения и постоянного контроля за сохранностью информации (в частности, необходимость наличия закрывающихся шкафов, сейфов, кабинетов, телевизионных камер слежения и т.п.);

наличие четких правил обращения с документами и их размножения. Как известно, изобретение множительной техники буквально вызвало всплеск промышленного шпионажа;

наличие на документах надписей "Секретно", "Для служебного пользования", а на дверях - "Посторонним вход воспрещен". Каждый носитель информации (документ, диск и др.) должен иметь соответствующее обозначение и место хранения (помещение, сейф, металлический ящик);

подписание с сотрудниками организации, фирмы договора о неразглашении тайны.

Основным средством защиты информации остаются в настоящее время режимные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Принятие этих мер зависит, прежде всего, от владельцев информации, складывающейся в их сфере деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, других факторов.

В числе мер защиты информации можно выделить внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести коммерческую деятельность, сбор информации об их надежности, платежеспособности и других данных, а также прогнозирование ожидаемых действий конкурентов и преступных элементов. По возможности выясняются лица, проявляющие интерес к деятельности организации (фирмы), к персоналу, работающему в организации.

Внутренние мероприятия по обеспечению безопасности включают вопросы подбора и проверки лиц, поступающих на работу: изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и на прежней работе, личные и деловые качества, психологическая совместимость с сотрудниками; выясняются причины ухода с прежнего места работы, наличие судимостей и пр. В процессе работы продолжается изучение и анализ поступков сотрудника, затрагивающих интересы организации, проводится анализ его внешних связей.

Сотрудники - важнейший элемент системы безопасности. Они могут сыграть значительную роль в защите коммерческой тайны, но в то же время могут быть и основной причиной ее утечки. Часто это случается по причине невнимательности, неграмотности. Поэтому регулярное и доходчивое обучение персонала вопросам секретности является важнейшим условием сохранения тайны. Однако нельзя исключать случаи умышленной передачи (продажи) работником секретов фирмы. Мотивационную основу таких поступков составляют либо корысть, либо месть, например, со стороны уволенного работника. Практика подобных действий уходит своими корнями в глубокую древность.

Защита информации предполагает использование специальных технических средств, электронных устройств, что позволяет не только сдерживать их утечку, но и останавливать такой вид деятельности, как промышленный (коммерческий) шпионаж. Большую их часть составляют технические средства обнаружения и средства противодействия устройствам прослушивания:

телефонный нейтрализатор (для подавления работы мини-передатчика и нейтрализации снятия аудиоинформации);

телефонный подавитель устройств прослушивания;

профессиональный детектор (используется для "грубого" определения местонахождения радиозакладок);

мини-детектор передатчиков (используется для точного определения местонахождения радиозакладок);

генератор шума.

Организации, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.

Одним из распространенных методов защиты интеллектуальной собственности является патент, то есть свидетельство, выдаваемое изобретателю или его правопреемнику на право исключительного пользования сделанным им изобретением. Патент призван защитить изобретателя (автора) от воспроизводства, продажи и использования его изобретения другими лицами.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. С этой целью предприниматель может обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Так как защитные мероприятия требуют значительных затрат, предприниматель сам должен решить, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать специализированные службы для ее защиты.

Заключение

Нынешнее состояние информационной безопасности России - это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности, а именно:

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;

Обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

государственная система защиты информации;

система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

система сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны все еще сохраняют острые противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, а также организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Не улучшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Список литературы

1.Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895)

.Закон РФ "О безопасности" 2010 г.

.Закон РФ "О государственной тайне", принятый 21 июля 1993 г. (ред. от 08.11.2011)

.Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", вступивший в действие 3 августа 1993 г. (с изменениями),

.Федеральный закон "Об основах государственной службы", принятый 31 июля 1995 г.,

.Уголовный кодекс РФ 2013 г.

В опросы защиты конфиденциальной информации актуальны для каждого современного предприятия. Конфиденциальные данные компании должны быть защищены от утечки, потери, других мошеннических действий, так как это может привести к критическим последствиям для бизнеса. Важно понимать, какие данные нуждаются в защите, определить способы и методы организации информационной безопасности.

Данные, нуждающиеся в защите

Чрезвычайно важная для ведения бизнеса информация должна иметь ограниченный доступ на предприятии, ее использование подлежит четкой регламентации. К данным, которые нужно тщательно защитить, относятся:

  • коммерческая тайна;
  • производственная документация секретного характера;
  • ноу-хау компании;
  • клиентская база;
  • персональные данные сотрудников;
  • другие данные, которые компания считает нужным защитить от утечки.

Конфиденциальность информации часто нарушается в результате мошеннических действий сотрудников, внедрения вредоносного ПО, мошеннических операций внешних злоумышленников. Неважно, с какой стороны исходит угроза, обезопасить конфиденциальные данные нужно в комплексе, состоящем из нескольких отдельных блоков:

  • определение перечня активов, подлежащих защите;
  • разработка документации, регламентирующей и ограничивающей доступ к данным компании;
  • определение круга лиц, которым будет доступна КИ;
  • определение процедур реагирования;
  • оценка рисков;
  • внедрение технических средств по защите КИ.

Федеральные законы устанавливают требования к ограничению доступа к информации, являющейся конфиденциальной. Эти требования должны выполняться лицами, получающими доступ к таким данным. Они не имеют права передавать эти данные третьим лицам, если их обладатель не дает на это своего согласия (ст. 2 п. 7 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Федеральные законы требуют защитить основы конституционного строя, права, интересы, здоровье людей, нравственные принципы, обеспечить безопасность государства и обороноспособность страны. В связи с этим необходимо в обязательном порядке соблюдать КИ, к которой доступ ограничивается федеральными законами. Эти нормативные акты определяют:

  • при каких условиях информация относится к служебной, коммерческой, другой тайне;
  • обязательность соблюдения условий конфиденциальности;
  • ответственность за разглашение КИ.

Информация, которую получают сотрудники компаний и организации, осуществляющие определенные виды деятельности, должна быть защищена в соответствии с требованиями закона по защите конфиденциальной информации, если в соответствии с ФЗ на них возложены такие обязанности. Данные, относящиеся к профессиональной тайне, могут быть предоставлены третьим лицам, если это прописано ФЗ или есть решение суда (при рассмотрении дел о разглашении КИ, выявлении случаев хищения и др.).

Защита конфиденциальной информации на практике

В ходе рабочего процесса работодатель и сотрудник совершают обмен большим количеством информации, которая носит различный характер, включая конфиденциальную переписку, работу с внутренними документами (к примеру, персональные данные работника, разработки предприятия).

Степень надежности защиты информации имеет прямую зависимость от того, насколько ценной она является для компании. Комплекс правовых, организационных, технических и других мер, предусмотренных для этих целей, состоит из различных средств, методов и мероприятий. Они позволяют существенно снизить уязвимость защищаемой информации и препятствуют несанкционированному доступу к ней, фиксируют и предотвращают ее утечку или разглашение.

Правовые методы должны применяться всеми компаниями, независимо от простоты используемой системы защиты. Если эта составляющая отсутствует или соблюдается не в полной мере, компания не будет способна обеспечить защиту КИ, не сможет на законном основании привлечь к ответственности виновных в ее утрате или разглашении. Правовая защита - это в основном грамотное в юридическом плане оформление документации, правильная работа с сотрудниками организации. Люди - основа системы защиты ценной конфиденциальной информации. В этом случае необходимо подобрать эффективные методы работы с сотрудниками. Во время разработки предприятиями мероприятий по обеспечению сохранности КИ вопросы управления должны находиться в числе приоритетных.

Защита информации на предприятии

При возникновении гражданско-правовых и трудовых споров о разглашении, хищении или при других вредительских действиях в отношении коммерческой тайны, решение о причастности к этому определенных лиц будет зависеть от правильности создания системы защиты этой информации в организации.

Особое внимание нужно уделить идентификации документации, составляющей коммерческую тайну, обозначив ее соответствующими надписями с указанием владельца информации, его наименования, месторасположения и круга лиц, имеющих к ней доступ.

Сотрудники при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности по мере формирования базы КИ должны знакомиться с локальными актами, регламентирующими использование коммерческой тайны, строго соблюдать требования по обращению с ней.

В трудовых договорах должны прописываться пункты о неразглашении работником определенной информации, которую предоставляет ему работодатель для использования в работе, и ответственности за нарушение этих требований.

IT-защита информации

Важное место в защите КИ занимает обеспечение технических мероприятий, так как в современном высокотехнологичном информационном мире корпоративный шпионаж, несанкционированный доступ к КИ предприятий, риски утери данных в результате вирусных кибератак являются довольно распространенным явлением. Сегодня не только крупные компании соприкасаются с проблемой утечки информации, но и средний, а также малый бизнес чувствует необходимость в защите конфиденциальных данных.

Нарушители могут воспользоваться любой ошибкой, допущенной в информационной защите, к примеру, если средства для ее обеспечения были выбраны неправильно, некорректно установлены или настроены.

Хакерство, Интернет-взломы, воровство конфиденциальной информации, которая сегодня становится дороже золота, требуют от собственников компаний надежно ее защищать и предотвращать попытки хищений и повреждений этих данных. От этого напрямую зависит успех бизнеса.

Многие компании пользуются современными высокоэффективными системами киберзащиты, которые выполняют сложные задачи по обнаружению угроз, их предотвращению и защите утечки. Необходимо использовать качественные современные и надежные узлы, которые способны быстро реагировать на сообщения систем защиты информационных блоков. В крупных организациях из-за сложности схем взаимодействия, многоуровневости инфраструктуры и больших объемов информации очень сложно отслеживать потоки данных, выявлять факты вторжения в систему. Здесь на помощь может прийти «умная» система, которая сможет идентифицировать, проанализировать и выполнить другие действия с угрозами, чтобы вовремя предотвратить их негативные последствия.

Для обнаружения, хранения, идентификации источников, адресатов, способов утечки информации используются различные IT-технологии, среди которых стоит выделить DLP и SIEM- системы, работающие комплексно и всеобъемлюще.

DLP-системы для предотвращения утери данных

Чтобы предотвратить воровство конфиденциальной информации компании, которое может нанести непоправимый вред бизнесу (данные о капиталовложениях, клиентской базе, ноу-хау и др.), необходимо обеспечить надежность ее сохранности. (Data Loss Prevention) - это надежный защитник от хищения КИ. Они защищают информацию одновременно по нескольким каналам, которые могут оказаться уязвимыми к атакам:

  • USB-разъемы;
  • локально функционирующие и подключенные к сети принтеры;
  • внешние диски;
  • сеть Интернет;
  • почтовые сервисы;
  • аккаунты и др.

Основное предназначение DLP-системы - контролировать ситуацию, анализировать ее и создавать условия для эффективной и безопасной работы. В ее задачи входит анализирование системы без информирования работников компании об использовании этого способа отслеживания рабочих узлов. Сотрудники при этом даже не догадываются о существовании такой защиты.

DLP-система контролирует данные, которые передаются самыми различными каналами. Она занимается их актуализацией, идентифицирует информацию по степени ее важности в плане конфиденциальности. Если говорить простым языком, DLP фильтрует данные и отслеживает их сохранность, оценивает каждую отдельную информацию, принимает решение по возможности ее пропуска. При выявлении утечки система ее заблокирует.

Использование этой программы позволяет не только сохранять данные, но и определять того, кто их выслал. Если, к примеру, работник компании решил «продать» информацию третьему лицу, система идентифицирует такое действие и направит эти данные в архив на хранение. Это позволит проанализировать информацию, в любой момент взяв ее из архива, обнаружить отправителя, установить, куда и с какой целью эти данные отправлялись.

Специализированные DLP-системы - это сложные и многофункциональные программы, обеспечивающие высокую степень защиты конфиденциальной информации. Их целесообразно использовать для самых различных предприятий, которые нуждаются в особой защите конфиденциальной информации:

  • частных сведений;
  • интеллектуальной собственности;
  • финансовых данных;
  • медицинской информации;
  • данных кредитных карт и др.

SIEM-системы

Эффективным способом обеспечения информационной безопасности специалисты считают программу (Security Information and Event Management), позволяющую обобщить и объединить все журналы протекающих процессов на различных ресурсах и других источниках (DLP-системах, ПО, сетевых устройствах, IDS, журналах ОС, маршрутизаторах, серверах, АРМ пользователей и др.).

Если угроза не была выявлена своевременно, при этом существующая система безопасности сработала с отражением атаки (что происходит не всегда), «история» таких атак впоследствии становится недоступной. SIEM соберет эти данные во всей сети и будет хранить на протяжении определенного отрезка времени. Это позволяет в любой момент воспользоваться журналом событий с помощью SIEM, чтобы использовать его данные для анализа.

Кроме того, эта система позволяет использовать удобные встроенные средства с целью анализа и обработки произошедших инцидентов. Она преобразовывает трудночитаемые форматы информации о происшествиях, сортирует их, выбирает самые значимые, отсеивает незначительные.

В особых правилах SIEM прописаны условия для накопления подозрительных событий. Она сообщит о них при накоплении такого их количества (три и более), которое свидетельствует о возможной угрозе. Пример - неверное введение пароля. Если фиксируется единичное событие введения неправильного пароля, SIEM не будет сообщать об этом, так как случаи единоразовых ошибок ввода пароля при входе в систему происходят довольно часто. Но регистрация повторяющихся попыток введения невалидного пароля во время входа в один и тот же аккаунт может свидетельствовать о несанкционированном доступе.

Любая компания сегодня нуждается в подобных системах, если ей важно сохранить свою информационную безопасность. SIEM и DLP обеспечивают полноценную и надежную информационную защиту компании, помогают избежать утечки и позволяют идентифицировать того, кто пытается навредить работодателю путем хищения, уничтожения или повреждения информации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации. Угрозы и меры по предупреждению ее утечки. Проблема и пути повышения защиты конфиденциальной информации и персональных данных в Администрации МО "Карагайский район" Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Определение конфиденциальной информации и её основные виды. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Понятие коммерческой и государственной тайны. Законодательное обеспечение и инструменты контроля за сохранением тайны.

    эссе , добавлен 21.09.2012

    Основные положения Федерального закона "О коммерческой тайне". Организация допуска и доступа персонала к конфиденциальной информации. Организация внутриобъектового режима на предприятии. Требования к помещениям, в которых хранятся носители информации.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Источники угроз информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России. Основные проблемы информационной безопасности, пути их решения и организация защиты. Классификация сведений, подлежащих защите.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Сущность и юридическая природа конфиденциальной информации (коммерческой тайны) предприятия, порядок, методы, средства, законодательная база ее защиты. Субъекты права на коммерческую тайну и их правовое положение, защита прав по законодательству Украины.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Понятие и признаки информации как правовой категории. Характеристика видов информации: государственная, коммерческая, банковская, служебная тайна. Ответственность за нарушение требований к конфиденциальности информации. Режим коммерческой тайны.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

В уже далекие советские времена всевозможные «первые», «режимно-секретные отделы» были предметом жгучей ненависти работников предприятий и учреждений - от закрытых НИИ до статистических управлений. Невыполнение на первый взгляд никому не нужных требований и правил было чревато как минимум выговором и лишением премии, а как максимум - уголовным делом с последующей долгой «путевкой» в «солнечный Магадан».

Засекречено при СССР было все, что только можно. В том числе, и достаточно большое количество данных, которые, как казалось, не несли никакой прямой угрозы государственной безопасности. Поэтому многие «свободомыслящие» считали «гебистов», присваивающих грифы секретности и выдумывающих правила работы с документами, параноиками и дармоедами…

В 50-е годы западными спецслужбами реализовывалась программа «Легальный путешественник». В ходе официальных поездок по СССР их агенты занимались «невинными вещами» - просто собирали пробы воды, почвы. Целью «рыцарей плаща и кинжала» было выявление мест возможного проведения советских ядерных исследований. В ходе противодействия западным коллегам даже происходили курьезы. Один из агентов должен был посетить абсолютно бесперспективные незаселенные территории на Северном Урале. Сотрудникам советской контрразведки пришла в голову мысль направить шпионов по ложному следу, и пробы, полученные агентом во время отдыха на природе, были искусственно облучены. При этом не были проведены консультации с учеными. Когда агент привез своим кураторам пробы, они были просто шокированы - побывав в месте, где можно было их взять, человек уже не должен был вернуться обратно…
Противодействие попыткам иностранных спецслужб фотографировать всевозможные объекты, брать возле них пробы было важнейшей составляющей деятельности советской контрразведки. Сотрудники иностранных разведок вовсю охотились и за другой «полуоткрытой информацией» - данными о выпусках в военных и технических ВУЗах, новых транспортных магистралях, любыми статистическими показателями.
Сопоставляя эти, вроде бы невинные данные, аналитики ЦРУ и Пентагона делали выводы о местах размещения секретных объектов, обеспеченности ВПК и армии кадрами, общих затратах на «оборонку», мобилизационных планах и потенциальных перемещениях войск. По мнению экспертов, до 80 - 90% работы разведчиков - это работа с «открытыми» или «полуоткрытыми по безалаберности» источниками, правильный анализ коих способен дать информацию, разглашение которой стране пребывания крайне невыгодно…

На таких простых примерах автор показал, что самая невинная на первый взгляд производственная или управленческая информация может быть использована против вас.
Защита любых подобных данных - одна из основных задач службы собственной безопасности, в том числе и в коммерческой структуре.

И если в государственных учреждениях, а так же на государственных и негосударственных предприятиях, имеющих допуск к работе с гостайной, официально функционируют санкционированные государством режимно-секретные органы, то защита интересов «частников», обладающей конфиденциальной коммерческой информацией - это их личная проблема.

Мы не будем сейчас вникать в суть функционирования института коммерческой тайны, а попытаемся определиться с режимом и системой защиты конфиденциальной информации вообще.

1. При ССБ, канцелярии или секретариате любого более или менее серьезного предприятия должен быть создан «режимный» орган. В зависимости от масштабов в нем может работать и один человек, и десять и даже пятьдесят. Суть его - контроль за информацией, признанной руководством конфиденциальной, такой, какая при разглашении может интересам предприятия навредить.

2. Вырабатывается система признания информации конфиденциальной. Чтобы не изобретать велосипед, лучше, чтобы критерии конфиденциальности утверждались директором по предложению службы собственной безопасности, а «гриф» «накладывался», как директором, так и руководителями подразделений, ответственных за исполнение работ и документов.

3. По предприятию директором должен быть издан официальный приказ, запрещающий разглашать какую-либо служебную, рабочую информацию посторонним лицам. Желательно, чтобы под этим приказом все сотрудники поставили подписи об ознакомлении.

4. В идеале дополнительно при устройстве на работу, каждый сотрудник должен дать подписку о том, что он обязуется не разглашать информацию, полученную в ходе профессиональной деятельности, и знает, что она является конфиденциальной и принадлежит предприятию. Такая «подписка» является мощным фактором психологического сдерживания сотрудников от лишней болтливости. Особенность менталитета - подписался - значит, несу ответственность.

5. Грифы внутреннего ограничения доступа ни в коем случае, дабы потом не возникали неприятные казусы, не должны дублировать официальные государственные, но могут быть им созвучны (еще один психологический трюк) - «для рабочего пользования», «строго конфиденциально», «служебная информация», «для внутреннего пользования», «коммерческая тайна» - на сколько хватит фантазии у сотрудников ССБ.

6. Вся документация, которая содержит информацию, способную при разглашении нанести весомый ущерб предприятию, должна регистрироваться в «режимном» органе и быть строго запрещена к свободному копированию. Запрещено, соответственно, должно быть и ее электронное копирование.

7. Кстати, исходя из вышеуказанного пункта, если ваше предприятие занимается серьезными работами (применяет промышленные ноу-хау, работает со всевозможными базами данных и пр.) и на нем задействовано значительное количество людей (которых невозможно непосредственно контролировать), то вам лучше запретить использование на своей территории личных мобильных телефонов (современная мобилка - универсальная фото, видеокамера, диктофон, флешка), выдавая вместо этого «простенькие» корпоративные, а также занос-вынос любых запоминающих устройств типа флешек, накопителей, МП-3 плееров, и фото-, видео аппаратуры. Программистам можно поручить вообще технически закрыть возможность подключения «несанкционированных» внешних устройств.

8. Ограничьте доступ сотрудников в Интернет. В первую очередь к личным почтовым серверам, социальным сетям. В рабочее время сотрудник должен пользоваться исключительно корпоративными «мейлом», «асей». У этих мер два огромных преимущества. Во-первых, все изложенные выше меры бесполезны, когда конфиденциальную информацию можно просто сбросить через свой ящик на «меил.ру» или профиль на «мамбе». Во-вторых, вы ограничите доступ сотрудников к отвлекающим от работы факторам, прекратите тем самым пустопорожний треп. Разрешите использовать корпоративные средства связи в крайнем случае для личных нужд. Но предупредите, что они, как собственность корпорации, могут контролироваться ССБ. Никто не будет против, если сотрудник отправит жене сообщение с просьбой купит хлеба и раньше забрать ребенка из школы. А вот обсуждение, кто будет «доктором», а кто «медсестрой» - придется отложить на другое время. По крайней мере, если не хотите, чтобы их читали и комментировали сотрудники ССБ.

9. Создайте простую инструкцию с подробным описанием процедур присвоения грифов, регистрации документов, копирования информации. Заставьте работника перед началом работы сдать по ней зачет.

10. Установите, да простят нас защитники прав человека, открытый видеоконтроль за рабочими местами. Если человек на работе занимается своими прямыми обязанностями - скрывать ему нечего. Просмотр порнороликов или, тем более, несанкционированное копирование клиентских баз в эти обязанности не входит.

Либеральный читатель может возмутиться такой постановке вопроса. Но! Рекомендации не содержат ничего противоправного. Здание, территория предприятия - его собственность. И руководство корпорации в праве устанавливать на его территории любые правила, кроме прямо запрещенных Уголовным кодексом (а-ля сексуальная эксплуатация или телесные наказания). Эти правила являются неотъемлемой составляющей функциональных обязанностей (желательно, чтобы они в них были отдельно закреплены), а, соответственно, и самой работы. Не нравится - выход через проходную. Если же какой-то сотрудник начинает бурно протестовать против запрета на использование личной флешки на работе - то это тревожный звоночек для ССБ. Одно из двух - либо ему есть что скрывать, либо он не совсем психически здоров. А любая из этих категорий на производстве - лишняя.

Помните, исполнение таких простых правил может и заставит потратить на них 1 - 2% рабочего времени, зато сэкономит добрые 50% времени, которые обычно тратятся на решение личных вопросов, треп и социальные сети. И главное, с большой долей вероятности предотвратит утечку информации, способную похоронить ваш бизнес.


Поучительная история.

Автор сам как-то стал свидетелем того, как достаточно серьезная фирма разрешала одному из своих менеджеров таскать везде за собой подаренный ему же за успехи в работе ноутбук. В один прекрасный день менеджер скопировал себе на ноутбук базы поставщиков, клиентов, уволился и открыл свою собственную фирму. При этом поставил ставку прибыли в два раза ниже (конечно, ему не нужно было тратиться на поиск клиентов и поставщиков, содержание сборочного производства, сервисной службы - по сути, он был «шабашником», предоставляющим «информационные услуги»). Остановить его удалось только через несколько месяцев, и то благодаря тому, что, уходя, он уворовал кое-что из техники корпорации. Доказывать разглашение коммерческой тайны в суде тяжело. А вот за кражу он свое получил…

А установи служба собственной безопасности на предприятии режим, исключающий пользование «левой» техникой и несанкционированное копирование информации, всех этих неприятностей удалось бы избежать. О том, как конфликт отразился на репутации одного из крупнейших предприятий в своем регионе - думаю, можно и не говорить…
Ради интереса автор тогда помониторил Интернет, навел справки у коллег и узнал, что подобные и даже полностью аналогичные случаи происходят на постсоветском пространстве повсеместно.

Лучшие статьи по теме