Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Телевизоры (Smart TV)
  • Политика информационной безопасности компании. Политика информационной безопасности организации

Политика информационной безопасности компании. Политика информационной безопасности организации

В данном топике я попытаюсь составить манул по разработке нормативной документации в области информационной безопасности для коммерческой структуры, опираясь на личный опыт и материалы из сети.

Здесь вы сможете найти ответы на вопросы:

  • для чего нужна политика информационной безопасности;
  • как ее составить;
  • как ее использовать.

Необходимость наличия политики ИБ
В этом разделе описана необходимость внедрения политики ИБ и сопутствующих ей документов не на красивом языке учебников и стандартов, а на примерах из личного опыта.
Понимание целей и задач подразделения информационной безопасности
Прежде всего политика необходима для того, чтобы донести до бизнеса цели и задачи информационной безопасности компании. Бизнес должен понимать, что безопасник это не только инструмент для расследования фактов утечек данных, но и помощник в минимизации рисков компании, а следовательно - в повышении прибыльности компании.
Требования политики - основание для внедрения защитных мер
Политика ИБ необходима для обоснования введения защитных мер в компании. Политика должна быть утверждена высшим административным органом компании (генеральный директор, совет директоров и т.п.)

Любая защитная мера есть компромисс между снижением рисков и удобством работы пользователя. Когда безопасник говорит, что процесс не должен происходить каким-либо образом по причине появления некоторых рисков, ему всегда задают резонный вопрос: «А как он должен происходить?» Безопаснику необходимо предложить модель процесса, в которой эти риски снижены в какой-то мере, удовлетворительной для бизнеса.

При этом любое применение любых защитных мер, касающихся взаимодействия пользователя с информационной системой компании всегда вызывает отрицательную реакцию пользователя. Они не хотят переучиваться, читать разработанные для них инструкции и т.п. Очень часто пользователи задают резонные вопросы:

  • почему я должен работать по вашей придуманной схеме, а не тем простым способом, который я использовал всегда
  • кто это все придумал
Практика показала, что пользователю плевать на риски, вы можете долго и нудно ему объяснять про хакеров, уголовный кодекс и прочее, из этого не получится ничего, кроме растраты нервных клеток.
При наличии в компании политики ИБ вы можете дать лаконичный и емкий ответ:
данная мера введена для исполнения требований политики информационной безопасности компании, которая утверждена высшим административным органом компании

Как правило после энергия большинства пользователей сходит на нет. Оставшимся же можно предложить написать служебную записку в этот самый высший административный орган компании. Здесь отсеиваются остальные. Потому что даже если записка туда уйдет, то мы всегда сможем доказать необходимость принятых мер перед руководством. Мы ведь не зря свой хлеб едим, да? При разработке политики следует помнить о двух моментах.
  • Целевая аудитория политики ИБ - конечные пользователи и топ-менеджмент компании, которые не понимают сложных технических выражений, однако должны быть ознакомлены с положениями политики.
  • Не нужно пытаться впихнуть невпихуемое включить в этот документ все, что можно! Здесь должны быть только цели ИБ, методы их достижения и ответственность! Никаких технических подробностей, если они требуют специфических знаний. Это все - материалы для инструкций и регламентов.


Конечный документ должен удовлетворять следующим требованиям:
  • лаконичность - большой объем документа отпугнет любого пользователя, ваш документ никто никогда не прочитает (а вы не раз будете употреблять фразу: «это нарушение политики информационной безопасности, с которой вас ознакомили»)
  • доступность простому обывателю - конечный пользователь должен понимать, ЧТО написано в политике (он никогда не прочитает и не запомнит слова и словосочетания «журналирование», «модель нарушителя», «инцидент информационной безопасности», «информационная инфраструктура», «техногенный», «антропогенный», «риск-фактор» и т.п.)
Каким образом этого добиться?

На самом деле все очень просто: политика ИБ должна быть документом первого уровня, ее должны расширять и дополнять другие документы (положения и инструкции), котрые уже будут описывать что-то конкретное.
Можно провести аналогию с государством: документом первого уровня является конституция, а существующие в государстве доктрины, концепции, законы и прочие нормативные акты лишь дополняют и регламентируют исполнение ее положений. Примерная схема представлена на рисунке.

Чтобы не размазывать кашу по тарелке, давайте просто посмотрим примеры политик ИБ, которые можно найти на просторах интернета.

Полезное количество страниц* Загруженность терминами Общая оценка
ОАО „Газпромбанк“ 11 Очень высокая
АО „Фонд развития предпринимательства “Даму» 14 Высокая Сложный документ для вдумчивого чтения, обыватель не прочитает, а если прочитает, то не поймет и не запомнит
АО НК «КазМунайГаз» 3 Низкая Простой для понимания документ, не перегруженный техническими терминами
ОАО «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца» 42 Очень высокая Сложный документ для вдумчивого чтения, обыватель не станет читать - слишком много страниц

* Полезным я называю количество страниц без оглавления, титульного листа и других страниц, не несущих конкретной информации

Резюме

Политика ИБ должна умещаться в несколько страниц, быть легкой для понимания обывателя, описывать в общем виде цели ИБ, методы их достижения и ответственность сотрудников.
Внедрение и использование политики ИБ
После утверждения политики ИБ необходимо:
  • ознакомить с политикой всех уже работающих сотрудников;
  • ознакамливать с политикой всех новых сотрудников (как это лучше делать - тема отдельного разговора, у нас для новичков есть вводный курс, на котором я выступаю с разъяснениями);
  • проанализировать существующие бизнес-процессы с целью выявления и минимизации рисков;
  • принимать участие в создании новых бизнес-процессов, чтобы впоследствии не бежать за поездом;
  • разработать положения, процедуры, инструкции и прочие документы, дополняющие политику (инструкция по предоставлению доступа к сети интернет, инструкция по предоставлению доступа в помещения с ограниченным доступом, инструкции по работе с информационными системами компании и т.п.);
  • не реже, чем раз в квартал пересматривать политику ИБ и прочие документы по ИБ с целью их актуализации.

По вопросам и предложениям добро пожаловать в комментарии и личку.

Вопрос %username%

Что касается политики, то начальству не нравится, что я хочу простыми словами. Мне говорят: «У нас тут кроме меня и тебя и еще 10 ИТ-сотрудников, которые сами все знают и понимают, есть 2 сотни ничего в этом не понимающих, половина вообще пенсионеры».
Я пошел по пути, средней краткости описаний, например, правила антивирусной защиты, а ниже пишу типа есть политика антивирусной защиты и т.д. Но не пойму если за политику пользователь расписывается, но опять ему надо читать кучу других документов, вроде сократил политику, а вроде бы и нет.

Я бы здесь пошел по пути именно анализа процессов.
Допустим, антивирусная защита. По логике долно быть так.

Какие риски несут нам вирусы? Нарушение целостности (повреждение) информации, нарушение доступности (простой серверов или ПК) информации. При правильной организации сети, пользователь не должен иметь прав локального администратора в системе, то есть он не должен иметь прав установки ПО (а следовательно, и вирусов) в систему. Таким образом, пенсионеры отваливаются, так как они тут дел не делают.

Кто может снизить риски, связанные с вирусами? Пользователи с правами админа домена. Админ домена - роль щепетильная, выдается сотрудникам ИТ-отделов и т.п. Соответственно, и устанавливать антивирусы должны они. Получается, что за деятельность антивирусной системы несут ответственность тоже они. Соответственно, и подписывать инструкцию об организации антивирусной защиты должны они. Собственно, эту ответственность необходимо прописать в инструкции. Например, безопасник рулит, админы исполняют.

Вопрос %username%

Тогда вопрос, а что в инструкцию Антивирусной ЗИ не должна включаться ответственность за создание и использование вирусов(или есть статья и можно не упоминать)? Или что они обязаны сообщить о вирусе или странном поведении ПК в Help Desk или ИТишникам?

Опять же, я бы смотрел со стороны управления рисками. Здесь попахивает, так сказать, ГОСТом 18044-2007.
В вашем случае «странное поведение» это еще необязательно вирус. Это может быть тормоз системы или гпошек и т.п. Соответственно, это не инцидент, а событие ИБ. Опять же, согласно ГОСТу, заявить о событии может любой человек, а вот понять инцидент это или нет можно только после анализа.

Таким образом, этот ваш вопрос выливается уже не в политику ИБ, а в управление инцидентами. Вот в политике у вас должно быть прописано, что в компании должна присутствовать система обработки инцидентов .

То есть, как видите, административное исполнение политики возлагается, в основном, на админов и безопасников. Пользователям же остается пользовательское.

Следовательно, вам необходимо составить некий «Порядок использования СВТ в компании», где вы должны указать обязанности пользователей. Этот документ должен кореллировать с политикой ИБ и быть ее, так сказать, разъяснением для пользователя.

В данном документе можно указать, что пользователь обязан уведомлять о ненормальной активности компьютера соответствующую инстанцию. Ну и все остальное пользовательское вы можете туда добавить.

Итого, у вас появляется необходимость ознакомить юзера с двумя документами:

  • политикой ИБ (чтобы он понимал, что и зачем делается, не рыпался, не ругался при внедрении новых систем контроля и т.п.)
  • этим «Порядком использования СВТ в компании» (чтобы он понимал, что конкретно делать в конкретных ситуациях)

Соответственно, при внедрении новой системы, вы просто добавляете что-то в «Порядок» и уведомляете сотрудников об этом посредством рассылки порядка по электропочте (либо через СЭД, если таковая имеется).

Теги:

  • информационная безопасность
  • управление рисками
  • политика безопасности
Добавить метки

В современном мире понятие «политика информационной безопасности» может трактоваться как в широком, так и в узком смысле. Что касается первого, более широкого значения, она обозначает комплексную систему решений, которые приняты некоей организацией, документированы официально и направлены на обеспечение безопасности предприятия. В узком понимании под этим понятием кроется документ местного значения, в котором оговорены требования безопасности, система проводимых мер, ответственность сотрудников и механизм контроля.

Комплексная политика информационной безопасности является гарантией стабильного функционирования любой компании. Всесторонность ее заключается в продуманности и сбалансированности степени защиты, а также разработке правильных мер и системы контроля в случае каких-либо нарушений.

Все организационные методы играют важную роль в создании надежной схемы защиты информации, потому что незаконное использование информации является результатом злоумышленных действий, небрежности персонала, а не технических неполадок. Для достижения хорошего результата нужно комплексное взаимодействие организационно-правовых и технических мер, которые должны исключать все несанкционированные проникновения в систему.

Информационная безопасность - это гарантия спокойной работы компании и ее стабильного развития. Однако в основе построения качественной системы защиты должны лежать ответы на такие вопросы:

    Какова система данных и какая степень серьезности защиты потребуется?

    Кто в состоянии нанести урон компании при помощи нарушения функционирования информационной системы и кто может воспользоваться полученными сведениями?

    Как можно свести подобный риск до минимума, не нарушая при этом слаженную работу организации?

    Концепция информационной безопасности, таким образом, должна разрабатываться персонально для конкретного предприятия и согласно его интересам. Основную роль в ее качественных характеристиках играют организационные мероприятия, к которым можно отнести:

      Организацию налаженной системы пропускного режима. Это делается с целью исключения тайного и несанкционированного проникновения на территорию компании посторонних лиц, а также контроль над пребыванием в помещении и временем его ухода.

      Работа с сотрудниками. Суть ее состоит в организации взаимодействия с персоналом, подборе кадров. Еще важно ознакомление с ними, подготовка и обучение правилам работы с информацией, чтобы сотрудники знали рамки ее секретности.

      Политика информационной безопасности предусматривает также структурированное использование технических средств, направленных на накопление, сбор и повышенной конфиденциальности.

      Проведение работ, направленных на контроль над персоналом с точки зрения использования им секретной информации и разработке мер, которые должны обеспечивать ее защиту.

    Затраты на проведение такой политики не должны превышать величину потенциального ущерба, который будет получен в результате ее утраты.

    Политика информационной безопасности и ее эффективность во многом зависит от количества предъявленных к ней требований со стороны компании, которые позволяют уменьшить степень риска до нужной величины.

В данном топике я попытаюсь составить манул по разработке нормативной документации в области информационной безопасности для коммерческой структуры, опираясь на личный опыт и материалы из сети.

Здесь вы сможете найти ответы на вопросы:

  • для чего нужна политика информационной безопасности;
  • как ее составить;
  • как ее использовать.

Необходимость наличия политики ИБ
В этом разделе описана необходимость внедрения политики ИБ и сопутствующих ей документов не на красивом языке учебников и стандартов, а на примерах из личного опыта.
Понимание целей и задач подразделения информационной безопасности
Прежде всего политика необходима для того, чтобы донести до бизнеса цели и задачи информационной безопасности компании. Бизнес должен понимать, что безопасник это не только инструмент для расследования фактов утечек данных, но и помощник в минимизации рисков компании, а следовательно - в повышении прибыльности компании.
Требования политики - основание для внедрения защитных мер
Политика ИБ необходима для обоснования введения защитных мер в компании. Политика должна быть утверждена высшим административным органом компании (генеральный директор, совет директоров и т.п.)

Любая защитная мера есть компромисс между снижением рисков и удобством работы пользователя. Когда безопасник говорит, что процесс не должен происходить каким-либо образом по причине появления некоторых рисков, ему всегда задают резонный вопрос: «А как он должен происходить?» Безопаснику необходимо предложить модель процесса, в которой эти риски снижены в какой-то мере, удовлетворительной для бизнеса.

При этом любое применение любых защитных мер, касающихся взаимодействия пользователя с информационной системой компании всегда вызывает отрицательную реакцию пользователя. Они не хотят переучиваться, читать разработанные для них инструкции и т.п. Очень часто пользователи задают резонные вопросы:

  • почему я должен работать по вашей придуманной схеме, а не тем простым способом, который я использовал всегда
  • кто это все придумал
Практика показала, что пользователю плевать на риски, вы можете долго и нудно ему объяснять про хакеров, уголовный кодекс и прочее, из этого не получится ничего, кроме растраты нервных клеток.
При наличии в компании политики ИБ вы можете дать лаконичный и емкий ответ:
данная мера введена для исполнения требований политики информационной безопасности компании, которая утверждена высшим административным органом компании

Как правило после энергия большинства пользователей сходит на нет. Оставшимся же можно предложить написать служебную записку в этот самый высший административный орган компании. Здесь отсеиваются остальные. Потому что даже если записка туда уйдет, то мы всегда сможем доказать необходимость принятых мер перед руководством. Мы ведь не зря свой хлеб едим, да? При разработке политики следует помнить о двух моментах.
  • Целевая аудитория политики ИБ - конечные пользователи и топ-менеджмент компании, которые не понимают сложных технических выражений, однако должны быть ознакомлены с положениями политики.
  • Не нужно пытаться впихнуть невпихуемое включить в этот документ все, что можно! Здесь должны быть только цели ИБ, методы их достижения и ответственность! Никаких технических подробностей, если они требуют специфических знаний. Это все - материалы для инструкций и регламентов.


Конечный документ должен удовлетворять следующим требованиям:
  • лаконичность - большой объем документа отпугнет любого пользователя, ваш документ никто никогда не прочитает (а вы не раз будете употреблять фразу: «это нарушение политики информационной безопасности, с которой вас ознакомили»)
  • доступность простому обывателю - конечный пользователь должен понимать, ЧТО написано в политике (он никогда не прочитает и не запомнит слова и словосочетания «журналирование», «модель нарушителя», «инцидент информационной безопасности», «информационная инфраструктура», «техногенный», «антропогенный», «риск-фактор» и т.п.)
Каким образом этого добиться?

На самом деле все очень просто: политика ИБ должна быть документом первого уровня, ее должны расширять и дополнять другие документы (положения и инструкции), котрые уже будут описывать что-то конкретное.
Можно провести аналогию с государством: документом первого уровня является конституция, а существующие в государстве доктрины, концепции, законы и прочие нормативные акты лишь дополняют и регламентируют исполнение ее положений. Примерная схема представлена на рисунке.

Чтобы не размазывать кашу по тарелке, давайте просто посмотрим примеры политик ИБ, которые можно найти на просторах интернета.

Полезное количество страниц* Загруженность терминами Общая оценка
ОАО „Газпромбанк“ 11 Очень высокая
АО „Фонд развития предпринимательства “Даму» 14 Высокая Сложный документ для вдумчивого чтения, обыватель не прочитает, а если прочитает, то не поймет и не запомнит
АО НК «КазМунайГаз» 3 Низкая Простой для понимания документ, не перегруженный техническими терминами
ОАО «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца» 42 Очень высокая Сложный документ для вдумчивого чтения, обыватель не станет читать - слишком много страниц

* Полезным я называю количество страниц без оглавления, титульного листа и других страниц, не несущих конкретной информации

Резюме

Политика ИБ должна умещаться в несколько страниц, быть легкой для понимания обывателя, описывать в общем виде цели ИБ, методы их достижения и ответственность сотрудников.
Внедрение и использование политики ИБ
После утверждения политики ИБ необходимо:
  • ознакомить с политикой всех уже работающих сотрудников;
  • ознакамливать с политикой всех новых сотрудников (как это лучше делать - тема отдельного разговора, у нас для новичков есть вводный курс, на котором я выступаю с разъяснениями);
  • проанализировать существующие бизнес-процессы с целью выявления и минимизации рисков;
  • принимать участие в создании новых бизнес-процессов, чтобы впоследствии не бежать за поездом;
  • разработать положения, процедуры, инструкции и прочие документы, дополняющие политику (инструкция по предоставлению доступа к сети интернет, инструкция по предоставлению доступа в помещения с ограниченным доступом, инструкции по работе с информационными системами компании и т.п.);
  • не реже, чем раз в квартал пересматривать политику ИБ и прочие документы по ИБ с целью их актуализации.

По вопросам и предложениям добро пожаловать в комментарии и личку.

Вопрос %username%

Что касается политики, то начальству не нравится, что я хочу простыми словами. Мне говорят: «У нас тут кроме меня и тебя и еще 10 ИТ-сотрудников, которые сами все знают и понимают, есть 2 сотни ничего в этом не понимающих, половина вообще пенсионеры».
Я пошел по пути, средней краткости описаний, например, правила антивирусной защиты, а ниже пишу типа есть политика антивирусной защиты и т.д. Но не пойму если за политику пользователь расписывается, но опять ему надо читать кучу других документов, вроде сократил политику, а вроде бы и нет.

Я бы здесь пошел по пути именно анализа процессов.
Допустим, антивирусная защита. По логике долно быть так.

Какие риски несут нам вирусы? Нарушение целостности (повреждение) информации, нарушение доступности (простой серверов или ПК) информации. При правильной организации сети, пользователь не должен иметь прав локального администратора в системе, то есть он не должен иметь прав установки ПО (а следовательно, и вирусов) в систему. Таким образом, пенсионеры отваливаются, так как они тут дел не делают.

Кто может снизить риски, связанные с вирусами? Пользователи с правами админа домена. Админ домена - роль щепетильная, выдается сотрудникам ИТ-отделов и т.п. Соответственно, и устанавливать антивирусы должны они. Получается, что за деятельность антивирусной системы несут ответственность тоже они. Соответственно, и подписывать инструкцию об организации антивирусной защиты должны они. Собственно, эту ответственность необходимо прописать в инструкции. Например, безопасник рулит, админы исполняют.

Вопрос %username%

Тогда вопрос, а что в инструкцию Антивирусной ЗИ не должна включаться ответственность за создание и использование вирусов(или есть статья и можно не упоминать)? Или что они обязаны сообщить о вирусе или странном поведении ПК в Help Desk или ИТишникам?

Опять же, я бы смотрел со стороны управления рисками. Здесь попахивает, так сказать, ГОСТом 18044-2007.
В вашем случае «странное поведение» это еще необязательно вирус. Это может быть тормоз системы или гпошек и т.п. Соответственно, это не инцидент, а событие ИБ. Опять же, согласно ГОСТу, заявить о событии может любой человек, а вот понять инцидент это или нет можно только после анализа.

Таким образом, этот ваш вопрос выливается уже не в политику ИБ, а в управление инцидентами. Вот в политике у вас должно быть прописано, что в компании должна присутствовать система обработки инцидентов .

То есть, как видите, административное исполнение политики возлагается, в основном, на админов и безопасников. Пользователям же остается пользовательское.

Следовательно, вам необходимо составить некий «Порядок использования СВТ в компании», где вы должны указать обязанности пользователей. Этот документ должен кореллировать с политикой ИБ и быть ее, так сказать, разъяснением для пользователя.

В данном документе можно указать, что пользователь обязан уведомлять о ненормальной активности компьютера соответствующую инстанцию. Ну и все остальное пользовательское вы можете туда добавить.

Итого, у вас появляется необходимость ознакомить юзера с двумя документами:

  • политикой ИБ (чтобы он понимал, что и зачем делается, не рыпался, не ругался при внедрении новых систем контроля и т.п.)
  • этим «Порядком использования СВТ в компании» (чтобы он понимал, что конкретно делать в конкретных ситуациях)

Соответственно, при внедрении новой системы, вы просто добавляете что-то в «Порядок» и уведомляете сотрудников об этом посредством рассылки порядка по электропочте (либо через СЭД, если таковая имеется).

Теги: Добавить метки

Вне зависимости от размеров организации и специфики ее информационной системы работы по обеспечению режима ИБ обычно состоят из следующих этапов (рисунок 1):

– определение сферы (границ) системы управления информационной безопасностью и конкретизация целей ее создания;

– оценка рисков;

– выбор контрмер, обеспечивающих режим ИБ;

– управление рисками;

– аудит системы управления ИБ;

– выработка политики безопасности.

DIV_ADBLOCK315">

Этап 3. Структуризация контрмер по защите информации по следующим основным уровням: административному, процедурному, программно-техническому.

Этап 4. Установление порядка сертификации и аккредитации КИС на соответствие стандартам в сфере ИБ. Назначение периодичности проведения совещаний по тематике ИБ на уровне руководства, в том числе периодического пересмотра положений политики ИБ, а также порядка обучения всех категорий пользователей информационной системы в области ИБ. Известно, что выработка политики безопасности организации – наименее формализованный этап. Однако в последнее время именно здесь сосредоточены усилия многих специалистов по защите информации.

Этап 5. Определение сферы (границ) системы управления информационной безопасностью и конкретизация целей ее создания. На этом этапе определяются границы системы, для которой должен быть обеспечен режим ИБ. Соответственно, система управления ИБ строится именно в этих границах. Само описание границ системы рекомендуется выполнять по следующему плану:

– структура организации. Представление существующей структуры и изменений, которые предполагается внести в связи с разработкой (модернизацией) автоматизированной системы ;

– ресурсы информационной системы, подлежащие защите. Целесообразно рассмотреть ресурсы автоматизированной системы следующих классов: СВТ, данные, системное и прикладное ПО. Все ресурсы представляют ценность с точки зрения организации. Для их оценки должна быть выбрана система критериев и методика получения результатов по этим критериям;

· выработка принципов классификации информационных активов компании и оценивания их защищенности;

· оценка информационных рисков и управление ими;

· обучение сотрудников компании методам обеспечения ИБ, проведение инструктажей и контроль знаний и практических навыков выполнения политики безопасности сотрудниками компании;

· консультирование менеджеров компании по вопросам управления информационными рисками;

· согласование частных политик и регламентов безопасности среди подразделений компании;

· контроль работы служб качества и автоматизации компании с правом проверки и утверждения внутренних отчетов и документов;

· взаимодействие со службой персонала компании по проверке личных данных сотрудников при найме на работу;

· организация мероприятий по устранению нештатных ситуаций или чрезвычайных происшествий в области защиты информации в случае их возникновения;

Целостность информации – существование информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Обычно субъектов интересует обеспечение более широкого свойства – достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, т. е. ее не искаженности .

Существует различие между статической и динамической целостностью. С целью нарушения статической целостности злоумышленник может: ввести неверные данные; изменить данные. Иногда изменяются содержательные данные, иногда – служебная информация. Угрозами динамической целостности являются нарушение атомарности транзакций, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т. п.). Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием.

Угрозой целостности является не только фальсификация или изменение данных, но и отказ от совершенных действий. Если нет средств обеспечить "неотказуемость", компьютерные данные не могут рассматриваться в качестве доказательства. Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение вредоносного ПО – пример подобного нарушения.

Актуальной и весьма опасной угрозой является внедрение руткитов (набор файлов, устанавливаемых в системе с целью изменения ее стандартной функциональности вредоносным и скрытным образом), ботов (программа, автоматически выполняющая некоторую миссию; группа компьютеров, на которой функционируют однотипные боты, называется ботсетью), потайных ходов (вредоносная программа, слушающая команды на определенных TCP-или UDP-портах) и шпионского программного обеспечения (вредоносное ПО, нацеленное на компрометацию конфиденциальных данных пользователя. Например, "троянцы" Back Orifice и Netbus позволяют получить контроль над пользовательскими системами с различными вариантами MS-Windows.

Угроза нарушения конфиденциальности

Угроза нарушения конфиденциальности заключается в том, что информация становится известной тому, кто не располагает полномочиями доступа к ней. Иногда, в связи с угрозой нарушения конфиденциальности, используется термин "утечка".

Конфиденциальность информации – субъективно определяемая (приписываемая) характеристика (свойство) информации, указывающая н необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемая способностью системы (среды) сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий доступа к ней. Объективные предпосылки подобного ограничения доступности информации для одних субъектов заключены в необходимости защиты их законных интересов от других субъектов информационных отношений.

Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной. Опасной нетехнической угрозой конфиденциальности являются методы морально-психологического воздействия, такие как «маскарад» – выполнение действий под видом лица, обладающего полномочиями для доступа к данным. К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например, системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя.

В настоящее время наиболее распространены так называемые «фишинговые» атаки. Фи́шинг (fishing – рыбная ловля) – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков, сервисов (Rambler, Mail. ru) или внутри социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники. ru). Целью фишеров сегодня являются клиенты банков и электронных платёжных систем . Так например в США, маскируясь под Службу внутренних доходов, фишеры собрали значительные данные о налогоплательщиках в 2009 году.

Политика информационной безопасности - набор законов, мероприятий, правил, требований, ограничений, инструкций, нормативных документов, рекомендаций и т.д., регламентирующих порядок обработки информации и направленных на защиту информации от определенных видов угроз.

Политика информационной безопасности является фундаментальным документом по обеспечению всего цикла безопасности информации в компании. Поэтому высшее руководство компании должно быть заинтересовано в знании и четком соблюдении основных ее пунктов всем персоналом компании. Все сотрудники подразделений, отвечающих за режим информационной безопасности компании, должны быть ознакомлены с политикой информационной безопасности под роспись. Ведь на них ляжет ответственность за проверку соблюдения требований политики информационной безопасности и знаний основных ее пунктов персоналом компании в части, что их касается. Также должен быть определен процесс проведения таких проверок, обязанности должностных лиц, осуществляющих такие проверки, и разработан график проверок.

Политика информационной безопасности может быть разработана как для отдельного компонента информационной системы, так и для информационной системы в целом. Политика информационной безопасности должна учитывать следующие особенности информационной системы: технологию обработки информации, вычислительную среда, физическую среду, среду пользователей, правила разграничения доступа и т.д.

Политика информационной безопасности должна обеспечивать комплексное использование правовых, морально-этических норм, организационных и технических мероприятий, программных, аппаратных и программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, а также определять правила и порядок их использования. Политика информационной безопасности должна базироваться на следующих принципах: непрерывность защиты, достаточность мероприятий и средств защиты, их соответствие вероятности реализации угроз, рентабельность, гибкость структуры, простота управления и использования и т.д.

Политика безопасности - это комплекс превентивных мер по защите конфиденциальных данных и информационных процессов на предприятии. Политика безопасности включает в себя требования в адрес персонала, менеджеров и технических служб. Основные напрвления разработки политики безопасности:

  • определение какие данные и насколько серьезно необходимо защищать,
  • определение кто и какой ущерб может нанести фирме в информационном аспекте,
  • вычисление рисков и определение схемы уменьшения их до приемлимой величины.

Существуют две системы оценки текущей ситуации в области информационной безопасности на предприятии. Они получили образные названия "исследование снизу вверх" и "исследование сверху вниз". Первый метод достаточно прост, требует намного меньших капитальных вложений, но и обладает меньшими возможностями. Он основан на известной схеме: "Вы - злоумышленник. Ваши действия?". То есть служба информационной безопасности, основываясь на данных о всех известных видах атак, пытается применить их на практике с целью проверки, а возможно ли такая атака со стороны реального злоумышленника.

Метод "сверху вниз" представляет собой, наоборот, детальный анализ всей существующей схемы хранения и обработки информации. Первым этапом этого метода является, как и всегда, определение, какие информационные объекты и потоки необходимо защищать. Далее следует изучение текущего состояния системы информационной безопасности с целью определения, что из классических методик защиты ифнормации уже реализовано, в каком объеме и на каком уровне. На третьем этап производится классификация всех информационных объектов на классы в соответствии с ее конфиденциальностью, требованиями к доступности и целостности (неизменности).

Далее следует выяснение насколько серьезный ущерб может принести фирме раскрытие или иная атака на каждый конкретный информационный объект. Этот этап носит название "вычисление рисков". В первом приближении риском называется произведение "возможного ущерба от атаки" на "вероятность такой атаки".

Политика информационной безопасности должна содержать пункты, в которых бы присутствовала информация следующих разделов:


  • концепция безопасности информации;
  • определение компонентов и ресурсов информационной системы, которые могут стать источниками нарушения информационной безопасности и уровень их критичности;
  • сопоставление угроз с объектами защиты;
  • оценка рисков;
  • оценка величины возможных убытков, связанных с реализацией угроз;
  • оценка расходов на построение системы информационной безопасности;
  • определение требований к методам и средствам обеспечения информационной безопасности;
  • выбор основных решений обеспечения информационной безопасности;
  • организация проведения восстановительных работ и обеспечение непрерывного функционирования информационной системы;
  • правила разграничения доступа.

Политика информационной безопасности предприятия очень важна, для обеспечения комплексной безопасности предприятия. Программно-аппаратно её можно внедрять с помощью DLP-решений .

Публикации по теме

29 апреля 2014 Многие компании закупают за свой счет мобильные гаджеты для сотрудников, часто бывающих в командировках. В этих условиях у ИТ-службы появляется насущная необходимость контролировать устройства, которые имеют доступ к корпоративным данным, но при этом находятся за пределами периметра корпоративной сети.

Лучшие статьи по теме