Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Переменные в html коде. Нативные переменные в CSS

Всем привет, тема переменных в CSS давно ходит по интернету, однако не все знают о том, что это такое, да и сама технология не так давно вышла в релиз. И хоть использовать её во многих случаях рановато, уже пора понимать что она из себя представляет и как ею пользоваться. Давайте попробуем разобраться с технологией вместе. Обращу ваше внимание, что эта статья для тех, кто не знает о CSS переменных (кастомных свойствах) или только слышал о них. Если вы знакомы и умеете работать с данной фичей, то вам данная статья будет не интересна.

Итак, тема с переменными в стилях уже затерта до дыр, т.к. они давным давно существуют в препроцессорах. Это удобно, я уже плохо представляю себе написание стилей без возможности сохранить где-то определенное значение (цвет, величину, название шрифта, тип маркера у списка, всё что может придти в голову...). Однако препроцессоры не могут дать нам той гибкости, которую дают нативные переменные в CSS, и скоро вы поймете, почему.

Для начала нужно понять, как объявлять и использовать переменные. Переменные объявляются в селекторах:

:root { --body-background: #ccc; } body { background-color: var(--body-background); }
Как видно из листинга выше, переменные объявляются двумя дефисами перед именем:
--variable-name

Чтобы использовать переменную, необходимо воспользоваться функцией var . Она имеет 2 параметра. Это, естественно, имя переменной, а вторым необязательным параметром идёт значение свойства, которое необходимо использовать в случае отсутствия переменной.

На этом набор новых возможностей с приходом переменных, разумеется, не заканчивается. Имея переменные в арсенале CSS, мы получаем большую гибкость в написании стилей. Например, теперь чтобы составить медиазапрос для экранов <320px в ширину, не нужно переопределять свойство целиком. Достаточно изменить значение переменной. Т.е.

Title { --wrapper-width: 50%; width: var(--wrapper-width); } @media (max-width: 320px) { --wrapper-width: 100%; }
Всё! Этого достаточно, чтобы свойство width изменило свое значение!

Если CSS способен отслеживать изменения своих переменных, это значит, что с этим можно взаимодействовать различными способами.

Что насчёт JavaScript?

Управляя аттрибутом style, можно изменить стиль, прибегая к минимальным затратам усилий. Приведу грубый пример на React.

Title { --background: blue; background-color: var(--background); }
changeColor() { this.setState({ style: {"--background": "green"} }); }

Title

Теперь по клику на элемент с классом title будет меняться цвет фона у элемента. Круто? Ещё бы! Не нужно добавлять новый класс, переопределять свойство или делать другие действия, способствующие изменению фонового цвета у элемента.

Ремарка

Если кто-то не знаком с React или кому-то просто непонятно, что произошло. Мы просто средствами JavaScript изменили аттрибут style у элемента, изменив значение переменной
--background


Используя переменные, изменять css извне стало проще, методов использования можно придумать массу, а мы пойдем дальше.

Области видимости

Нужно сказать пару слов об области видимости CSS переменных, здесь всё просто. Объявленная переменная доступна всем селекторам дочерних элементов данного селектора. Т.е. в листинге ниже использовать переменную --b в тэге html будет нельзя. А вот переменная --a в body и всех дочерних элементах будет работать без проблем (если её конечно не переопределят где-то ниже).

Html { --a: #ccc; } body { --b: #a3a3a3; }
(я знаю, что цвета в примерах скучные, но я плохо помню цвета по hex-коду:))

Переменные и calc

Как и любое числовое значение свойства, вы можете использовать переменную в функции calc .

Title { --title-width: 300px; width: calc(var(--title-width) + 150px); }
Круто! Особенно если учесть что переменную --title-width , можно менять как внутри CSS, так и извне.

Заметьте, что величину мы обязаны положить в переменную. Дописать px , % , rem и т.д. к вызванной переменной у нас не получится. Однако ничто не мешает нам умножить с помощью функции calc значение на единицу в необходимой нам величине.

Title { --title-width: 300; /* так не сработает */ width: var(--title-width)px; /* так сработает */ width: calc(var(--title-width) * 1px); }

В заключение

CSS переменные дают много гибкости, это мощный инструмент, который может быть очень полезен в ряде случаев. Однако спешить его применять в боевых проектах я не рекомендую. Если мы заглянем на

Гибкость настройки шаблонов страниц обеспечивается возможности вставки в шаблон различных элементов данных - таких как, например, баннеры, заголовки страниц, анонсы новостей - с помощью переменных.

Для вставки переменных в шаблон страницы используется выпадающий список вверху окна с шаблоном.

Достаточно просто выбрать из списка необходимую переменную, и она будет вставлена в код страницы.


В шаблоне страницы доступна вставка следующих типов переменных: «общие объекты»; «последние новости, статьи»; «группы баннеров»; «меню»; «объекты, привязанные к странице». Переменные таких типов как «Последние новости, статьи», «группы баннеров» и «меню» создаются пользователями, остальные присутствуют в системе по умолчанию.

Переменные раздела «Последние новости, статьи » представляют собой список всех созданных до этого момента анонсов новостных страниц, для которых указан тип анонса «Последние N-записей на другой странице» (подробней об этом читайте в соответствующем разделе руководства).


В коде страницы переменная анонса новостей выглядит как
{anonses id=№№}
, где №№ - id анонса.
Для удобства идентификации переменных лучше давать подобным анонсам максимально развернутые имена, так же можно ориентироваться на идентификатор анонса (цифры после id в заголовке анонса). Важно помнить, что анонс, после того, как вы вставите его в шаблон страницы будет выводится только на тех страницах, которые указаны в шаблоне новостей на вкладке «Правила формирования блоков».

Переменные раздела «Группы баннеров » представляют собой список всех созданных до этого момента групп баннеров (подробней об этом читайте в соответствующем разделе руководства).
{ banner id=№№}
, где №№ - id группы баннеров.
Для удобства идентификации переменных лучше давать группам баннеров максимально развернутые имена, так же можно ориентироваться на идентификатор группы баннеров (цифры после id в заголовке).

Переменные раздела «Меню » представляют собой список всех созданных до этого момента меню (подробней об этом читайте в соответствующем разделе руководства).
В коде страницы переменная шаблона выглядит как
{ menu id=№№}
, где №№ - id меню.
Для удобства идентификации переменных лучше давать меню максимально развернутые имена, так же можно ориентироваться на идентификатор меню (цифры после id в заголовке). Важно помнить, что меню будут выводится только на тех страницах, которые указаны на вкладке «Общие свойства» шаблона меню.

Рассмотрим теперь переменные группы «Общие объекты », т.е. переменные доступные для вставки в шаблон страницы «по умолчанию».

Переменная Назначение
{ page_title} Заголовок страницы. Соответствует заголовку, указанному в поле "Название" в форме создания/редактирования страницы (см. соответсвующий раздел руководства), совпадает с названием страницы в структуре сайта. Используется для вывода заголовка в тексте страницы.
{ page_full_title} Полный заголовок страницы. Соответствует заголовку, указанному в поле "Полный заголовок" в форме создания/редактирования страницы (см. соответсвующий раздел руководства). Обычно используется в качестве тега страницы </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ page_notags_title} </th> <td>{ page_full_title}, из которого вырезаны все html теги </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ page_content} </th> <td>Выводит содержание страницы. Для текстовой страницы это будет текстовое содержание страницы, для новостных - анонс новостей, для страниц каталога - список элементов и т.д. </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ page_info} </th> <td>Описание страницы. Соответствует заголовку, указанному в поле "Описание" в форме создания/редактирования страницы (см. соответсвующий раздел руководства). </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ page_meta} </th> <td>Метатеги страницы. Соответствует заголовку, указанному в поле "Слова для раскрутки " в форме создания/редактирования страницы (см. соответсвующий раздел руководства). В отличие от других переменных выводит не просто данные, а сразу тег <meta>. </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ page_css} </th> <td>Подключает ссылки на доп. стили. Необходим, когда на сайте есть модули "форум", "сервер личных сообщений" </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ firm_name} </th> <td>Название сайта. Задается в настройках - в админ панели. </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ firm_slogan} </th> <td>Слоган сайта. Задается в настройках - в админ панели </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ body_onload} </th> <td>Системная переменная, используется для вывода вызова скриптов при загрузке <body>. Вызывается в теле тега - <body{ body_onload}>. Влиять на эту переменную пользователь в системе не может. Для инициализации вызова собственных скриптов, вставте код вызова непосредственно в шаблон после переменной { body_onload}. Для удобства вставки инициализации скрипта в шаблоны нескольких страниц, можно вынести этот код в отдельную баннерную группу и настроить в шаблоне вызов баннеров переменной - <body{ body_onload} { banner id=№№}>. </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ javascript} </th> <td>Системная переменная, используется для вывода вызова скриптов. Вызывается внутри тега <head> - <head>{ javascript}</head>. Влиять на эту переменную пользователь в системе не может. Для инициализации вызова собственных скриптов, вставте код вызова непосредственно в шаблон после переменной { javascript}. Для удобства вставки инициализации скрипта в шаблоны нескольких страниц, можно вынести этот код в отдельную баннерную группу и настроить в шаблоне вызов баннеров переменной - <head>{ javascript} { banner id=№№}</head>. </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ parent_title} </th> <td>Если страница является подстраницей, выводит название "родительской" страницы. Используется для составление сложных заголовков страниц и вывода навигации типа "хлебные крошки". </td> </tr><tr><th style="VERTICAL-ALIGN: top; font-wight: bold">{ language_switcher id=0} </th> <td>Переключатель языков </td> </tr></tbody></table></td> <p>Приступаем к следующему уроку, который называется «<b>Переменная в PHP </b>». Для начала давайте выясним теоретически, что такое переменная. Не знаю как у вас, но у меня мышление лучше работает, если необходимую информацию я обработал зрительно. Мне проще все понять, когда я вижу рисунок или схемку. Вот по этой причине я нарисую и вам схему и по ней объясню значение переменной.</p> <p><b>Что такое переменная? </b> </span><br><b>Переменная </b> – это контейнер, внутри которого находится информация.<br> Переменные в PHP начинаются со знака доллар «$ ».<br><span>Посмотрите схему </span>:</p> <p>Разъяснение схемы </span>:</p> <p>Если посмотреть на схемку, то можно увидеть, что в переменной $a (в контейнере) хранится цифровое значение – цифра «2 », а в переменной $f хранится текстовое содержание «сайт »</p> <p>Теперь отображу эту схему в коде PHP. Это будет выглядеть вот так:</p><p>$ – это переменная;<br>a и f – это имя переменной. Имя переменной может быть любым, которое вам в голову взбредет. Но помните, есть разница как вы напишите имя переменной большими или маленькими буквами, например GERL и gerl – это будут разные имена;<br>= - это означает присвоить значение;<br>2 и "сайт " – это числовое и текстовое значение. Обратите внимание, что цифровое значение пишется без кавычек " " , а текстовое нужно писать с кавычками;<br>; - это означает, что действие законченно.</p> <p>Теперь вставим этот PHP-код в HTML документ </span>:</p><p> <!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01 Transitional//EN" "https://www.w3.org/TR/html4/loose.dtd"> <html> <head> <title>Основы PHP

Вычисление переменных.

Также можно создать функцию вычисления цифр, например, переменные можно делить (/ ), умножать (* ), прибавлять (+ ) и отнимать (- ). Для этого достаточно еще написать одну переменную, например $s . Переменная $s будет отвечать за полученный результат. Итак, на примере.

Основы PHP

Попробуем сделать разные функции вычислений цифр:

Основы PHP

Итак,
переменная $s - отвечает за полученный результат при прибавлении значений;
переменная $h - отвечает за полученный результат при отнимании значений;
переменная $p - отвечает за полученный результат при умножении значений;
переменная $x - отвечает за полученный результат при делении значений.

Сейчас вы убедитесь в полезности экранирования переменных. Припустим, вам нужно на экран монитора вывести названия с двумя кавычками " ", например, Степка работает в ПАО "КМЗ" .
Если вы напишите в коде PHP вот таким способом:

То у вас в результате получится вот такая красивая ошибка:

Причина такой ошибки – двойные кавычки в слове:

$name = "Степка работает в ПАО " КМЗ" ";

Правильно будет . Это делается при помощи "\ ". Пример:

Результат будет вот таким:

Если честно, я ни разу на практике не применял эту функцию. Но рассказать о престыковке я должен.
Попробуем престыковать переменную $a с $f . Это делается при помощи обычной точки «. ».

Основы PHP

Вот таким будет результат:

Сегодня я вас нагрузил одной теорией, но в следующем уроке мы перейдем к практическим занятиям, и вы сами убедитесь, как работают переменные в PHP. Попробуем все эти примеры вывести на экран с результатами. Вы познакомитесь с оператором вывода «echo ».

В дополнение к этому Вы можете также использовать следующие специальные предопределенные переменные, которые являются уместными только в шаблонах HTML.

Переменные для использования только в шаблонах страницы раздела:

Эти переменные могут использоваться только в шаблонах страницы раздела. Они допустимы во всех HTML-основанных выходных форматах (Справка HTML, Броузерная справка, eBook и Справка Visual Studio / MS Help 2.0).

Переменная

<%DOCTYPE%>

Вставляет правильный тэг DOCTYPE в начале страниц вывода HTML. Эта переменная является основной во всех шаблонах и не должна быть удалена. Если Вы удалите ее, то Вы получите сообщение об ошибках от компилятора.

<%DOCCHARSET%>

Вставляет правильную информацию набора символов в мета тэги в начале страниц вывода HTML. Эта переменная является основной во всех шаблонах и не должна быть удалена. Если Вы удалите ее, то Вы получите сообщение об ошибках от компилятора.

<%STYLESHEET%>

Вставляет ссылку на таблицу стилей CSS, содержащую всю информацию стилей для вашего проекта. Эта переменная является основной во всех шаблонах и не должна быть удалена. Если Вы удалите ее, то Вы получите сообщение об ошибках от компилятора.

<%TOPIC_HEADER%>

Вставляет заголовок текущего раздела, если он существует. Если текущий раздел не имеет никакого заголовка, значение этой переменной - нуль. Это может отличаться от заголовка раздела, вставленного с <%TOPIC_TITLE%> .

<%TOPIC_HEADER_TEXT%>

Вставляет заголовок текущего раздела как простой текст. Это особенно полезно, если ваши проектные заголовки отличаются и длиннее, чем заголовки Содержания, которые вставлены с <%TOPIC_TITLE%> .

Это используется прежде всего для оптимизации механизма поиска, для которой Вы вставили бы это в мета тэг description , как это:

<%TOPIC_TEXT%>

Вставляет основной текст раздела, то есть весть раздела, который отредактирован и отформатирован в вашем проекте в редакторе Help & Manual. Это - самая важная переменная - если Вы проигнорируете ее, то ваши разделы будут пусты!

<%TOPIC_BREADCRUMBS%>

Генерирует ряд "ссылок навигации" следа крошки к разделам выше текущего раздела в дереве Содержания. Эта переменная пуста в разделах верхнего уровня. В разделах второго уровня и ниже переменная генерирует ряд ссылок в формате Ссылка1> Ссылка2 > Ссылка3 ...

Текущий раздел не включен в ряд. Если Вы хотите поместить текущий заголовок раздела в конце следа крошки, Вы можете сделать это с переменной <%TOPIC_TITLE%> (см. ниже).

Переменная следа крошки пуста в разделах в секции Невидимые разделы.

Эта переменная имеет соответствующую пару условия: и . Эти условия могут использоваться, чтобы вставить след, только где это уместно, и вставить альтернативное содержимое, когда не уместно.

Переменные для использования только в Броузерной справке:

Все оставшиеся переменные уместны только в Броузерной справке (HTML):

Глобальные переменные для всех шаблонов Броузерной справки:

Переменная

<%HREF_TOP_PAGE%>

<%HREF_CONTENT_PAGE%>

<%HREF_INDEX_PAGE%>

<%HREF_SEARCH_PAGE%>

Переменные только для шаблона Размещения набора фреймов:

Переменная

<%HREF_CONTENT_PAGE_DYN%>

<%HREF_CONTENT_PAGE_STATIC%>

<%NAVIGATION_SCRIPT%>

Вставляет навигационный сценарий, требуемый главным фреймом.

Переменные только для шаблона Содержания:

Переменная

Лучшие статьи по теме