Песня издавна сопровождала человека. Жизнь его была отражена и осмысленна в ней. Кстати говоря, об этом можно судить и по всевозможным народным пословицам: «Чьим умом живешь, того и песню поешь», «Беседа дорогу коротает, а песня работу» и, конечно же, всем известной «Из песни слова не выкинешь».
Вступление
Виды народных песенмногообразны. Их можно рассматривать с различных сторон: с точки зрения отражения мифологических представлений или же, напротив, реальной действительной картины, с точки зрения обрядовой лирики и, конечно же, в зависимости от места, ситуации, в которой они исполняются. Русские народные песни, виды их являются весьма разнообразными, а это еще раз подчеркивает уникальность музыкальной культуры России.
Происхождение песни
Само слово происходит от «петь», или же «пою». Макс Фасмер в своем этимологическом словаре отмечает, что корень данного глагола - общеславянский. Согласно мнению большинства экспертов, а также опытных исследователей, формы «пою» (петь) и «пою» (поить) совершенно не случайно совпадают. Бытует мнение, что данный феномен связан с языческим жертвенным обрядом: поить – воспевать. Конечно же, песня происходит из обрядов. При этом в литературных источниках часто указывается, что она обладает неким мифологическим подтекстом.
Любой отдельно взятый народ, можно сказать, эволюционировал вместе с музыкой. Благодаря музыке, песне в частности, мы может проследить развитие народа, значимые события периода любой эпохи. Благодаря этому существует возможность по-настоящему обратить внимание именно на те мотивы в народном творчестве, которыми передается вся глубина переживаний (в лирических песнях, например), радости и так далее. Стоит отметить, что в народной песне важнейшее значение имеет именно текст, а не музыка. Именно эта характерная черта отличает русскую музыкальную культуру.
Виды народных песен
Довольно часто виды народной песни включают в себя музыкальные произведения со смыслом, направленным на заговор, приворот. Смысловое наполнение таких песен весьма разнообразно. Одним из самых популярных было использование прогулок у воды. Согласно некоторым старинным источникам, поход к воде обозначал, прежде всего, желание найти суженого в ближайшее время. В подобных случаях вместо него в песнях часто использовался образ рыбы, в основном щуки, которую девушке необходимо было выловить. Заканчиваются подобные виды народных песен чем-то вроде заговорного четверостишия.
Часто образы в народных песнях заключают в себе абсолютно невероятные объекты из верований древних славян. Достаточно интересен тот факт, что многие понятия в народных текстах являются сродными, то есть происходят от одного слова, при этом выражаются в образах огня, как внутреннего, так и внешнего. Вот, например, слово «утолить» используется обычно в качестве словосочетания со словами «голод», «печаль» и так далее. Но свое происхождение оно берет от слова «тлеть», что имеет непосредственное отношение к огню, конечно же. В свою очередь огонь символизирует ту самую связь со славянской мифологией, ведь именно в ней роль божества, и в особенности света, возносилась до предела. К примерам можно отнести и многие другие слова. Особенно интересной может получиться трактовка слова «жрать». Оно связывается со словом, употребляемым применительно к огню - «гореть», а также, вероятно, происходит от «жег».
Немного о символах
Существуют, конечно, слова и словосочетания, которые уже четко ассоциируются у нас с определенными образами. Всевозможные виды русских народных песен, примеры их, показывают нам что трава, скажем, является символом девушки, зажжённая свеча – это непременно печаль, тоска, а проливной дождь, конечно же, ассоциируется со слезами, плачем. В текстах календарных песен очень часто используется зеленый цвет, а это, естественно, символ красоты, молодости, весны. Исследователи считают, что для того чтобы по-настоящему понять смысл текста народной песни, необходимо разгадывать ее по символам. Очевидно также и то, что с течением времени мифологическое влияние на народную песню постепенно ослабевает, она становится более традиционной, передает определенный песенный образ. Разнообразны виды народных песен. Примеры их чрезвычайно интересны.
Песни русского народа
Разнообразные виды народных песен появляются в России на основе фольклора славянских племен. Существует мнение о том, что издавна на одной территории могло проживать несколько народностей, а это, в свою очередь, очень сильно повлияло на музыкальную культуру. Первыми появились исторические песни, которые отражали, соответственно, реальные исторические события. Песни, в которых говорилось о конкретных событиях, носили название «эпические». В тот же период появились и лирические народные песни, в них зачастую передавалось эмоциональное состояние персонажа. В качестве аккомпанемента в то время люди использовали непривычные для нас музыкальные инструменты. К ним можно отнести гудок, гусли, жалейку и, конечно, известный нам инструмент пастуха - рожок. В наше время вряд ли можно найти подлинники, ведь во время эпохи Средневековья песенники жестоко наказывались, а их инструменты уничтожались. Однако об этих музыкальных инструментах достаточно много информации в литературе.
Виды русских народных песен. Свадебные песни
Это один из самых интересных жанров, открывающих виды народной песни. Стоит отметить, что их характер в основном был неоднородным. Это могут быть как песни непосредственно об обряде свадьбы, так и о нелегкой женской доле. Имели место и песни-причеты. Тут уместным будет упомянуть и другие виды народных песен, примеры их разнообразны («Заплакала Машенька об русой косе»). Существуют также и песни смешанного характера, по большей части они основываются на противопоставлении двух основных линий. С одной стороны, невеста грустит из-за того, что ей необходимо будет покинуть отчий дом. Тут могут быть переданы обряды девичника, расплетения косы, и так далее. С другой стороны - радость, оптимизм, начало новой жизни. Концовка в таких песнях чаще всего радостная.
Символика
Что касается символики, в свадебных песнях образ девушки обычно выражает березка, часто встречается и сравнение ее с лебедем; образ парня – соловей или конь, например. Интересен тот факт, что в песнях замужняя девушка из "белоснежной лебедушки" превращалась в "серую гусыню", при этом подразумевалась потеря девичьей красоты, чистоты. Девушку характеризовали весьма красноречивые эпитеты, она практически всегда описывалась белолицей, румяной, с черными бровями и ясными очами. Для свадебных песен характерен мелодический распев, четкий ритмический рисунок, обязательное наличие припева.
Величальные и корильные
Происхождение величальных песен принято связывать с мифологией. Это неудивительно, ведь такие песни обычно происходили из обращений людей к природе, природным явлениям. Что же касается малоизвестного жанра – корильных песен, - они направлены главным образом на обман нечистой силы. В основном в величальных песнях жизнь идеализируется, в корильных же с точностью до наоборот - характеризуется исключительно реальный быт. Стоит отметить, что в подтексте свадебного обряда корильная песня становится более шуточной, своеобразной песней-насмешкой. Многообразны виды народных песен: шуточная, лирическая. 3 класс в школе изучает в основном шуточные песни, однако корильные сюда не входят, они не настолько распространены в наше время.
Наиболее популярные в наше время песни
Несмотря на то что информации о народных песнях не слишком много, можно сделать вывод: виды русских народных песен весьма многообразны. Одним из популярных в наше время видов является, конечно же, лирическая протяжная песня. Ее можно отнести к одной из важнейших значимых ветвей русской музыкальной культуры. Чаще всего тематика таких песен базируется на идее любви: в основном это светлые, радостные тона. Девушка и парень почти всегда идеализируются: он - умен, красив, храбр, она - независимая, рассудительная, невероятно красивая. Существуют также лирические песни о семейной жизни. В принципе, такие виды народных песен 3 класс обычно изучает на уроках музыки в школе.
В целом можно сказать, что на данный момент русская музыкальная культура, конечно, модернизировалась. Русские народные песни, виды их, немного подзабылись. В народной песне на первый план выступал текст, смысловое содержание, сейчас же первенство захватывает танцевальная составляющая. Это совершенно не означает, что музыкальная культура со временем придет к упадку, скорее, это можно трактовать как соответствие музыки, песни, современному ритму жизни.
Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.
Жанры русских народных песен
Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.
Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.
Песня - основа фольклора
Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.
Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».
Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни - простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.
Обрядово - календарные песни
Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.
Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа - Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.
Летние русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.
Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.
Семейные обрядовые песни
Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.
Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.
Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.
Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.
Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.
Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.
Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.
Колыбельные песни
Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.
Лирические песни
В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.
Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.
На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.
Трудовые песни
Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.
Частушка, припевка
Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.
Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания - медленные припевки на любовные темы, плясовые - веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).
Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.
Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.
Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.
У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполнения. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнообразен по их происхождению, содержанию, особенностям бытования и другим характерным чертам. Это позволяет исследователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, арестантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые: календарные и свадебные песни.
Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происходящие из-за неразделенной или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:
Краше был Краснова золота,
Дороже был чистого жемчуга...
Очам был как ясен сокол.
Лицом он был как белый снег,
Черны кудри шапкою...
Поскольку любовные излияния и сетования на несчастную судьбу ведутся преимущественно от лица страдающей девушки, то ее собственная внешность остается неизвестной из текста песни. Зато внешний приукрашенный облик любимого противопоставлен внутреннему состоянию героини, переживающей глубокую печаль, доходящую до душевного смятения, что изображено в реалистических тонах:
Тогда я с тоски убивалась,
И со слез моих очи помутились,
И ретиво сердце по тебе я надорвала.
И заочно по тебе, друг сердечный, я умирала .
Герой любовных песен не всегда оказывается красавцем-эгоистом, начисто лишенным способности тонко чувствовать и сопереживать, иногда он сам выступает в роли страдающего персонажа, сетующего на «житье свое горькое», отчего:
Болит моя буйная головушка,
Истрепались мои кудри.
Никто молодца не любит,
Всяк его ненавидит блуднова.
Для сюжетики любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символические действия:
Настругал милой стружек из калиновых стрелок,
Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.
Загорелась искра к ретивому сердцу близко.
Однако символическими действиями не ограничивается сюжетная сторона этих песен: в более конкретных ситуациях могут последовать реальные поступки (впрочем, в них острота конфликта не доведена до абсолюта и не разрешима в действительности, а существует на условно-прогностическом уровне - как намерение, пожелание и предположение):
Пойду ль младешенька со печали я либо постригусь,
Со великие кручины похмелюсь.
Или я младешенька утоплюсь.
Семейныепесни построены на неразрешимом (зачастую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагична: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привязывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец запрещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. В семейных песнях (единственном в этом отношении лирическом жанре) возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты:«лиха-злая мачеха»,«лютая свекровушка»,«криво-шлыкая свекровь»,«сонливая, дремливая, неурядливая» (сноха), «золовка-смутьянка», «деверечек -вор-насмешник», «худая жена»,«неудалая жена», «бабапьяная, шельма похмельная», «постылый муж».
Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью) или в специально оборудованном месте (на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.). Они известны в фольклористике под названиям «работные», «отходнические». Свои песни имели представители многих специальностей, отходники некоторых промыслов и даже любители промысловых занятий: батраки, кулаки (перекупщики товара у крестьян для продажи в городах), купечество и купчина, извозчики и ямщики, охотники, фабричные молодцы-ребята, рабочий человек, главные хозяева фабрик, заводчики, конторщики, приказчики, десятники, целовальники (содержатели кабаков), моторные, прядильщики и прядильщицы, красильщики, ткачи и ткачихи, ватерщицы, проборщицы, подавальщицы, шлихтовальщики, набойщики, кухарки.
Например, песня под названием «Батрацкая»:
Один бедный рыбак - странник -
Жил на крутом берегу. Ах!
Занимался рыбной ловлей,
Починял он невода...
Из комментирующих песни записей собирателей известен еще ряд работников - исполнителей трудовых песен: слесари-монтажники, торфяники (то есть рабочие по добыче торфа), ремесленники и учащиеся железнодорожных училищ. Естественно, в трудовых песнях нашли свое отражение истинные слагатели народной поэзии труда с ее неповторимой содержательной стороной.
В песнях представлены разные виды рабочего инструментария, инвентаря и оборудования: начиная от примитивной и самой древней «дубинушки» до обоза с конями или тройки лошадок, челноков с бёрдами, «станов самолётных», ткацких машин и банкаброшей, паровой и др. Кроме того, в поэтических текстах указаны и места любительского промышления и профессионального приложения труда: охотничьи «отъемные местечки», «фабричный двор» и «корпус длинный, трехэтажный», «заводы... кирпичные», болото с торфом, карьеры с известкой и глиной. Песни доносят до нас рабочие кличи (команды охотников борзым: «Ах, уах, уах! // А-ату ево, ату!»; призывы рабочих при толкании вагонов и при погрузке рельсов на платформы: «Раз-два, дружно! // Дружно, сильно!»; возгласы при выполнении любой артельной тяжелой работы:»Эх, дубинушка, ухнем, // Эх, зеленая сама пойдет». По мнению исследователей, именно трудовые кличи и возгласы, служащие сигналом к совместному приложению общих усилий, составили основу для возникновения древнейшего песенного жанра. И уже в позднейшую эпоху бытования работных песен в них появились более подробные описания производственных процессов, а также внедрились психологические зарисовки и лирические излияния персонажей, более свойственные другим песенным жанрам и, возможно, оттуда и занесенные.
Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного бытования. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно вошедших в русский язык. Так, слово «казак» по происхождению тюркское, со значением «человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга» (ср. русское выражение «вольный казак»). В русском языке термин «казак» впервые зафиксирован в Грамоте 1395 г. (Гражданское делопроизводство о границах Кирилловского монастыря) и в диалектах имеет два значения: бойкий, удалой человек и наемный работник (в деревне); последнее породило понятие «казачок» - мальчик-слуга в помещичьей усадьбе. В ХУ111-Х1Х столетиях под словом «казак» подразумевался представитель военного сословия, пользовавшегося особыми правами, уроженец окраинных земель юга России и Урала. Вероятно, именно тогда сложились казацкие песни на южных рубежах России и, войдя в репертуар российского войска, попали на Московскую землю и вообще широко распространились по всему государству. Следующим по хронологии фиксации в русском языке оказалось слово «солдат», произошедшее от итальянскихsoldo- «жалование» иsoldare- «нанимать». В первой трети XVII в. слово «солдат» известно как обозначение вольнонаемного воина-иностранца в иноземном отряде.
Последним по времени заимствования стало немецкое слово Rekrut, породившее в русском языке официальную форму «рекрут» и народную «некрут». Слово «рекрут» существовало с 1701 по 1874 год как обозначение лица, зачисленного в регулярную армию по найму или рекрутской повинности, которой подвергались крестьяне, мещане и другие податные сословия, обязанные выставлять от общины определенное число военнообязанных. С упразднением рекрутчины в 1874 г. ввели новый термин - «новобранец». Заметим, что в течение всей истории русской армии бытовал (начиная с XI века) исконный термин для поименования служащего в ней человека - «воин, воиник» - служил отправной точкой для обозначения воинских песен (например, в «завоенных плачах» русского Севера).
Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о неверности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев Пример солдатской песни:
Как со вечера кочета поют:
Со полуночи дружка куют,
Куют дружка во железушки,
Везут дружка во солдатушки,
Во молоденьки некрутинки.
Жанровая разновидность песен, обозначенная как полоняночные, темничные, тюремные, арестантские, объединена общей тематикой неволи. Наиболее ранними из них являются полоняночные песни южно-русского происхождения, созданные по образцу украинских. Полоняночные песни повествуют о печали молодца, сражавшегося с врагом и попавшего в иноземный плен, или девушки, угнанной завоевателями на чужбину и стремящейся бежать на родину. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужденными. Находящиеся в условиях лишения свободы преступники в зависимости от решительности характера или, наоборот, смирения намерены совершить побег либо предаются воле Божьей и рассчитывают на справедливость тюремщиков и судей. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решетку - как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д., прослеживаются мотивы раскаяния и ожидания весточки с воли и др. В тюремных и ссыльно-каторжных песнях отображена соответствующая терминология - казенный и арестантский дом, острог, каземат, темница, тюрьма и т.д., запечатлены все
этапы отбывания наказания - от заключения под стражу до отправки на каторжные работы, например:
По воле летает орел молодой.
Летамши во поле, добычу искал,
Найдемши добычу, сам в клетку попал.
Сидит за решеткой орел молодой,
Кровавую пищу клюет под окном...
Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым (вплоть до иронического и вызывающе-издевочного) содержанием. В начале XX века пожилые люди на юго-восточной окраине Московской земли (на границе с Рязанской губернией) еще помнили песню «Уж ты хмель ли мой, хмель», восходящую к древнерусской литературной «Повести о хмеле», известной с XV в. Это самый древний сюжет, из которого «выросла» народная песня.
Именно в этих песнях наиболее часто допускается соединение типично песенного музыкального напева с речитативом: с произнесением определенных строк, а то и всего текста быстрым говорком. Героями такой жанровой разновидности оказываются грибы, насекомые, птицы и звери, живущие в лесу или на крестьянском подворье, а их поведение и образ жизни отчасти копируют человеческое бытие (сова выходит замуж, грибы собираются воевать), отчасти остаются повадками типичных животных (волк побеждает и съедает козла). Сюжеты отдельных песен-«сказок» занесены в «Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка» (Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П. Кабашников, Н.В.Новиков. Л.,1979).
Прослеживая на протяжении столетий особенности бытования разных типов народной лирики, легко убедиться, что особняком существуют песни праздничные, созданные для развлечений и увеселений (к ним относятся любовные, игровые, юмористические, песни-»забавы» и песни-»сказки»), и песни будничные, способствующие успешной работе, ратному делу (это трудовые, охотничьи, извозчичьи, фабричные, торфяничные, батрацкие, казацкие, солдатские) и помогающие пережить выпавшие на долю человека жизненные невзгоды (полоняночные, тюремные, рекрутские).
Обрядовые песни - одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира. Создателями их были различные восточнославянские племена, предки современных восточнославянские племена, предки современных восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского 2 .
Календарные песни
Одну из отличительных черт календарных песен составляет их приуроченность к определенным датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимнего солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некоторые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали различные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве - земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы. Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкретную обстановку «страды» - тяжелой и напряженной уборочной работы. Например:
________________________________________________________
2 Исследователями установлено, что образование славянства как единой, хотя и не вполне однородной группы родственных племен относится приблизительно к IV-V вв. от современного летоисчисления. По данным археологии, отчасти языковедения, древние славяне принадлежали к числу оседлых земледельческих народов с достаточно высокой общественной организацией,имбыли, например, известны понятия «власть», «закон» и др. Они жили не только в деревнях и селах, но и в «городах» - хорошо укрепленных поселениях. См.: Греков Б. Киевская Русь. М., 1949. С.28.
За горою жито жала, У!
Ой, я снопов не вязала. У!
Снопов не вязала. У!
Тогда я буду снопы вязать. Уу!
Ой, да как месячко взойдет. У/
Постоянная прочная связь песенного творчества древних славян с земледельческим трудом и различными сторонами народного общественного быта способствовала формированию разнохарактерных песенных жанров, отчетливо различающихся по своему эмоциональному содержанию и поэтическим образам.
Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора - подблюдные песни. Они мало изучены; исследователи видят в них то разновидность заклинательных песен, то особый вид новогодних песен-гаданий. Однако Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия» объясняет это самим ритуалом гадания, требовавшим исполнения песен разных жанров. Так, к подблюдным песням традиционно относят песню, певшуюся в начале гадания и получившую название «Слава хлебу и соли». Однако эта песня представляет собой типичную песню-заклинание.
Исследователи относят к подблюдным и группу песен, исполнявшихся в самом начале гадания, однако это ритуальные песни. Под них собирали для гадания кольца у его участников. Обращаясь, например, к холостому мужчине, пели:
Пожалуй-ка, молодец,
В наш сад посидети,
Зелен наградити!
Вечор у нас девушки
По саду гуляли,
Весь сад приломали,
Зелен притоптали!
Песней приглашали к участию в гадании, просили у молодца кольцо для того, чтобы опустить в чашу. Эти заклинательные и ритуальные песни, однако, не составляют основной репертуар подблюдных песен. Подавляющее большинство подблюдных песен отличается от всех жанров обрядовой песенной поэзии. И если учитывать роль в ритуале, то их можно назвать песнями-гаданиями. Они представляют собой Определенное единство, хотя, конечно же, имеют «родимые пятна» породивших их жанров. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть заклинательный характер песен-гаданий. Однако по своему строению они сближаются не с песнями-заклинаниями, а с заговорами.
Подблюдные песни повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это «что» заклинается.
Вторая часть подблюдных песен разнообразием вариантов не отличается. Очевидно, в одной и той же местности или у одного и того же исполнителя для всех подблюдных песен могла быть одна закрепка-заклятье. Например, у А. П. Анисимовой вторая часть подблюдных песен была такой:
Ой ладо! Ком вынется, Оч ладо! Правда сбудется!
У М. С. Жариковой закрепка другая:
Ладо мое! Любо мое!
Чья-то вынется - правда сбудется!
Комплекс мотивов и образов подблюдных песен, как считают исследователи фольклора, выражает взгляды и интересы крестьянства; различные виды крестьянского труда показаны зарисовкой отдельных его моментов (полосы зреющего хлеба, снопы и копны в поле, молотьба на току); бытовой уклад крестьян раскрывается в обыденных предметах домашнего обихода (печь, квашня, горшок, корыто, лопаты, сани, веники, курные избы) и в упоминании окружающих крестьянина животных (лошадь, корова, бычок, телушка, свинья с поросятами, куры, кошки и т.д.). Все эти образы выражали представления крестьянина о счастье и довольстве.
Крестьянин мечтал о том, чтобы быть здоровым, иметь вдоволь хлеба и соли, денег, быть счастливым в браке, мечтал создать крепкое хозяйство, не расставаться с родимой стороной. Гадание предполагало не только хорошее, но и плохое Поэтому в подблюдных песнях-гаданиях нашли отражение и отрицательные стороны жизни крестьянина. В песнях рассказывается о старушке, на которой сарафан «весь истрескался», о голодной Паране (имя), ищущей баранину, и пр. Подблюдные песни сулили разлуку с родной стороной (а для девушки это был нежеланный брак, для молодца - рекрутчина), предвещали девичество, вдовство и даже смерть. Одним словом, подблюдные песни по-своему довольно широко отразили социально-бытовую жизнь крестьянина.
Подблюдные песни в первой своей части в подавляющем большинстве иносказательны. В этом также проявляется их отличие от рассмотренных выше песен-заклинаний. Иносказательность же здесь можно объяснить условиями ритуала: люди стремились разгадать судьбу, т. е. должны были угадать второй, главный, смысл песен. Подблюдная песня-гадание стояла между неизвестным будущим и человеком, поэтому человек должен был разгадать предлагавшуюся ему загадку.
Иносказательность подблюдных песен объясняет наличие в них образов-символов. Так как песни могли предсказывать как хорошее, так и плохое, все образы подразделяются на две группы: одни сулили человеку счастье, другие - несчастье. Образ ворона, волка, фантастической Мары и ряд других предрекал несчастье (смерть, болезнь и т. д.), образы медведя, мышки, курочки и пр. говорили о будущем счастье. Состав образов-символов в подблюдных песнях очень разнообразен. Здесь и люди (сказочные старик, старуха), и представители животного мира (волк, заяц, воробей) и растительного (клен, береза, грибы).
Символические предметы, как и образы-символы, также в зависимости от условий гадания могли означать плохое или хорошее. Например, кольцо, перстень, венец предрекали замужество или женитьбу, а блин, корыто, белое полотно - смерть. Когда же возникли песни-гадания? Особенности их поэтического содержания, композиции и стиля заставляют думать о том, что появились они поздно, позже всех других жанров обрядового песенного фольклора. Подблюдные песни-гадания родились на основе уже существовавших фольклорных традиций, поверий, примет и гаданий в недрах обрядовой поэзии. Таковы обрядовые песни. Их состав, как и состав приговоров, неоднороден, сложен, он свидетельствует о многообразных обрядовых функциях песен.
Свадебные песни составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского народного песенного творчества. Исполнялись свадебные песни по ходу «свадебной игры»". Это было своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы составляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье. Особенно тяжелым было оно в эпоху крепостного ига в крестьянской среде, когда судьба девушки всецело зависела не только от родительского деспотизма, но и от барского произвола, поскольку свадьбы крепостных людей зачастую проводились по распоряжению помещика. Об этом пишет Т.И.Попова в работе «Народное художественное творчество». Значительную часть русских свадебных песен составляли лирические песни о тяжелой женской доле. Старинная русская свадьба складывалась из обширного цикла традиционных драматических и комедийных сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями.
" В некоторых этнографических и музыковедческих работах нашего времени название «свадебная игра» произвольно заменено выражением «свадебный обряд».
Входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, связанные с поэтической характеристикой девушки - невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные величанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд включались своеобразные виды народной словесности: заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Одним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей ее «вопленицей», а иногда также матерью невесты и ее старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяжелая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в «чужие люди», дать ей погулять еще «хоть одну весну красную», «хоть одно лето теплое». Жених именовался в свадебных причитаниях как «чуж-чужанин» или «злодей». Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например:
По первой пошла дороженьке -
Лежит зверь да со зверятами,
Это свекор со деверьями.
А по второй пошла дороженьке –
Лежит змея да со змеятами,
Это свекровь да со золовками
Свадебные песни отличались архаичностью мелодического склада. В них можно встретить распевные мелодии, характеризующиеся значительной протяжностью, широтой развития, а иногда изменчивостью, текучестью, подчас даже импровизационностью мелодических очертаний.
В круг календарных и свадебных песен входили: ритуальные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями -заклинательные, игровые, корильные песни. А также к календарным относятся подблюдные песни-гадания.
Итак, ритуальные песни, возникнув и исполняясь в ряде, играли важную роль, способствуя его формированию. Основная примета поэтического содержания ритуальных песен - отсутствие в них изображения человека. В центре внимания песен - обряд. Именно поэтому в них нет ни описаний природы, ни картин быта. Все подчинено организации ритуала, и если что-то попадает в поле зрения песни, то только благодаря своему значению для обрядового действия. Например, в песне-угрозе скупым хозяевам, исполнявшейся во время колядования:
Кто не подаст лепешки -
Того разобьем окошки!
Кто не подаст ватрушки –
Расстукаем кадушки!
Кто не даст пирога –
Запрем ворота!
«Лепешки», «ватрушки», «пирог», «кадушки», «ворота» упоминаются только благодаря обычаю одаривания колядовщиков. Конечно, по отдельным деталям можно представить обстановку исполнения песен на свадебном пиру, в рождественские морозы, на Троицу в летний день, когда плелись венки, или во время жатвы. И все это в целом дает верное представление об обрядовой жизни человека. Ритуальные песни исполнялись хором. Хор являлся активным участником обрядов. Он выступал в обряде как бы в роли режиссера, создавал, направлял течение обряда, советовал, приказывал, приглашал, наконец, фиксировал сам факт свершения обряда. Велся живой диалог между хором и другими участниками обряда, производились необходимые обрядовые действия Ритуальные песни строятся как хоровые монологи (монологи-обращения); монологи просты по своему построению: в них кратко формулируется необходимость выполнения обряда, выражается просьба совершить его и так далее.
От ритуальных песен отличаются заклинательные Имея сходные черты с ритуальными, они, однако, обладают некоторыми особенностями. Ведь ритуальные песни способствовали формированию ритуала, закреплению факта его совершения в сознании людей, функция же заклинательных песен иная. С их помощью заклинались магические силы природы, способные дать человеку богатство, здоровье и счастье. Целенаправленность заклинательных песен говорит об их древнем происхождении. Заклинательные песни исполнялись в календарных и свадебных обрядах. Они выражали то, что крестьянин считал важным в своей жизни: в хозяйстве, в быту, в семье. Чтобы, например, брак был счастливым, певцы заклинали сверхъестественные силы сделать свадьбу «крепкой», «долговечной» и конкретизировали свою просьбу: «первую грань - на любовь, на совет, другую грань - на долгий век, третью - на хлеб, на соль, четвертую - на детушек!»
Заклинательные песни представляют собой непосредственное обращение к природе, к людям. Как и в ритуальных песнях, поэтический строй песен-заклинаний не сложен. Песни исполнялись от имени коллектива, хором: заклинание должно было помочь не одному человеку, а всей семье, всей деревне. Отсюда почти в каждой песне местоимения «нам», «наш», «нас» и др.
Например:
Жаворонки, Жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Заклинательные песни характеризуются простейшими типами композиции - диалогом и монологом. Монолог начинался с обращения, а затем формулировалась просьба-заклятье. Иногда в песнях-заклинаниях перед обращением появляется экспозиция, в которой рассказывается о том, как Иисус Христос, Дева Мария, Илья Пророк и др. посетили деревню или двор (дом) исполнителей песни. Например:
Дева Мария
По земле ходила,
Ести носила,
Бога просила...
Целенаправленность заклинательных песен сказалась прежде всего на выборе эпитетов. Заклиная силы природы, поющие просили их сделать так, чтобы, например, свадебная игра была «хорошей», свадьба - «крепкой», «веселой». Этим же можно объяснить использование в заклинательных песнях тавтологии, синонимии и сравнений. К магическим силам обращались с просьбой сковать свадьбу «крепко-накрепко», сковать ее «крепкой, твердой, долговечной, вековечной, с младости до старости, до малых детушек?».
Обрядовое назначение величальных песен - в величании, прославлении участников ритуала. По своему происхождению они, как и песни-заклинания, древние. Очевидно, появление величальных песен было связано с верой человека в то, что они могли сделать его жизнь богатой и счастливой.
В центре внимания величальных песен человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен. Песни-величания рисуют и ряд образов, являющихся, очевидно, олицетворением сил природы, от которых зависела судьба человека. Песни, при помощи которых величали фантастические существа, немногочисленны. Величали Овсень, Коляду, Масленицу и Кострому". Все образы, созданные в результате величания, антропоморфны. Очевидно, величали не абстрактно сложившиеся представления о силах природы, осуществлявших смену времен года, а вполне определенные «маски» - или ряженых, или куклы. Например:
Костромушка, Костромушка,
Лебедушка -лебеда,
Белая, румяная!
У Костромушки, Костромы
Блины с творогом,
Кисель с молоком,
Каша масляная,
Теща ласковая!
Этимология слова «овсень» (ав-сень,баусень,тусень,таусень,таусинь и др.) трактуется разными фольклористами по-разному. И.М.Снегирев возводил его к словам «овес» и «сеяние» и связывал с обрядом обсыпания зерном. А.Н.Веселовский принимает связь этого слова с тем корнем, к которому восходят слова «сев» и «сеять». Но чтобы не означало понятие «овсень», оно приводит к понятию посева, света и злаков. Ни одно из этих толкований не противоречит смыслу овсеневых песен, а подтверждает его.
Этимология слова «коляда» объяснялась различно. Н.И.Костомаров возводил его к корню «коло», что означает «круг», он видел в нем следы древней мифологии солнца. С.М.Соловьсв считал возможным сближать «коляда» и «коло Лада», видя в Ладе старинное славянское божество весны. В настоящее время этимология слова ясна. Оно имеет тот же корень, что латинское слово «са1аге» - выкликать. «Коляда» обозначает праздник или некоторое олицетворение его, как это имеет место на масленицу, когда встречают масленицу и говорят: «Масленица приехала!» Наконец, колядой может быть назван подарок, который дают колядовщикам хозяева. См.: Пропп В Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. С.41-45.
Величальные песни, исполнявшиеся в честь людей, составляют основную группу. С одной стороны, существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), и есть величальные песни, посвященные семье, группе девушек и парней, т. е. коллективу. С другой - величальные песни подразделяются на песни, в которых величались свадебные «чины»: жених, невеста, дружка, тысяцкий, сват и т. д., и на песни, в которых величались все другие лица: муж и жена, парень, девушка и пр.
Величальные песни, посвященные свадебным «чинам», могли исполняться только на свадьбе, все другие могли петься и на свадьбе, и в календарные праздники. Величальные песни обладают развитой системой образов. Все персонажи песен-величаний созданы как бы по одной схеме: изображается внешность фантастического существа или человека, их одежда, богатство, великолепные взаимоотношения с окружающими. Это объясняет использование в разных песнях одних и тех же мотивов. Например, весьма распространенным в величальных песнях был мотив хождения по городу величаемого персонажа. Например:
Он со тысячу на тысячу ступает,
пятистами он ворота запирает,
миллионом по улице бросает,
из неволи сиротинок выкупает!
Этот мотив встречается и в песнях холостому парню, и князю-жениху, и женатому мужчине, и дружке, и даже свахе. В песнях-величаниях идеализируется все:как внешность персонажа, так и его одежда, поступки, окружающий мир. Например, «у доброго молодца такие кудри, что на них приезжают подивиться купцы даже из других городов». Идеализированное изображение крестьянского мира явилось определенным отражением идеалов народа, его представлений о красоте и нравственном облике человека, его мечты о богатой жизни.
Величальные песни по своей поэтической сущности подразделяются на две разновидности. Первая разновидность - песни-описания. Описательность в этом типе песен позволяла создавать идеализированные образы, не прибегая к непосредственному изображению действий участников свадьбы в окружающей их обстановке. Например, образ жениха в песне создается описательно, без изображения его поступков и окружающей обстановки:
У нас князь-то хорошенький,
У нас князь-то пригоженький,
У его ли лицо белое
Да побелее снегу белого,
Да у его щечки алые
Да поалее мака алого,
Да у его ли бровки черные
Да как у черного соболя
Да он отца-матери умных,
Да роду-племени разумного!
Вторая разновидность величальных песен - песни-повествования. В них описательный момент отходит на второй план, на первом же - изображение действий участников обряда и окружающей их обстановки. Но и действия персонажей, и обстановка очень условны. Чтобы полюбоваться и подивиться кудрями жениха, специально съезжаются князья и бояре; олень за красоту и кроткий нрав выделяет из всех девушек невесту; вещая птица сидит на дереве и предрекает «славу не малую, а великую» холостому парню - быть ему воеводою и т. д.
Повествовательность таких песен-величаний, конечно же, не является эпической. В песнях изображается лишь сюжетная ситуация: нет ни завязки, ни развития действия, ни кульминации, ни развязки. Есть только картина - картина яркая, необычная, главная цель которой возвеличить участников ритуала, показать их превосходные качества, красоту. Условность, символичность сюжетных ситуаций таких песен сказываются на изображении обстановки, окружающей песенного героя. Величаемый человек изображается на фоне как бы разбитого на драгоценные «осколки» необыкновенного по своим внешним проявлениям мира действительности, помогающего раскрыть идеальную сущность образа. Идеальность героев подчеркивается, например, необычностью пейзажа: «Во кремле было, во городе, да на горе, на красном золоте». Сельский пейзаж изображается еще своеобразнее:
Промеж гор по каменьям
Винный ручей течет,
По зтому ручейку
Дивный гогол плывет ...
Даже рождение величаемого может произойти в исключительной обстановке - во саду, во зеленом винограднике, среди сада под кустиком. А когда мать родит его, то омывает «середи моря на камушке».
Окружающая героя величальной песни действительность не стала местом какого-либо определенного события, природа - вне движения, мир - статичен, и детали его используются в песнях чаще всего для сравнения, для подчеркивания идеальных качеств персонажа. Например:
Как у светлого месяца золотые лучи,
та к у доброго молодца -русые кудри...
Животный мир в величальных песнях очеловечивается и прежде всего для того, чтобы показать любовное отношение даже зверей к величаемому человеку. Предметный мир величальных песен строго определен: это богатые, роскошные и модные предметы, вещи: жемчуг, бриллианты, золото, серебро, хрусталь, дорогие меха, шубы и т. д. И важен, конечно же, сам выбор этих предметов. Этот идеальный мир кажется вечным, незыблемым, вневременным. В основе композиции песен лежит описание. Этот способ изображения человека как нельзя лучше соответствует их художественной природе. Используется все та же композиционная форма монолога, что и в ритуальных и заклинательных песнях, однако в ритуальных песнях и песнях-заклинаниях это, как правило, монолог-обращение, вызывающий диалог или какое-либо обрядовое действие, в величальных же песнях в монологе восхваляющее описание участников ритуала. Величальные песни употребляют многие общефольклорные художественные средства и выражения. Широко представлена в песнях символика счастья. Солнце, месяц, звезды, виноград, яблоки, зрелые ягоды, олени, голуби, вещие птицы - такие предметы и явления мира, превращаясь в символы, используются в величальных песнях, изображая красивых, умных, благородных и богатых героев.
Ту же ярко выраженную тенденцию можно наблюдать и в употреблении эпитетов: они идеализирующие, украшающие. Например:
Наш хозяин в дому - как Адам в раю
Как хозяюшка в дому -ровно пчелочка в меду,
Малы детушки - как оладушки!
Противоположными песням-величаниям по обрядовому назначению были корильные песни. Очевидно, как и величальные, это по своему происхождению древний песенный жанр. Человек верил, что слово могло не только спасти, но и погубить. Вместе с тем вера в то, что корильная песня, в отличие от величальной, могла принести несчастье человеку, не способствовала сохранению жанра: корильные песни - это в основном свадебные песни. Другое дело - их осмысление в обряде. В существующих записях корильные песни зафиксированы не как магические: в их силу уже в XIX столетии крестьянин не верил.
Цель исполнения корильных песен в том, чтобы высмеять участников обрядового действия, отругать за скупость, нежелание наградить певцов. Однако значение корильных песен, если отвлечься от их конкретного обрядового использования, и в другом. В рамках обрядового жанра народ выразил свое отношение к явлениям социально-бытовой жизни, мешающим осуществлению тех идеалов, о которых вели речь песни-величания. В корильных песнях осмеянию подвергались жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы. Как и в величальных, в центре внимания корильных песен - человек, носитель пороков, или мифологическое существо (например, Масленица). Отношение к ним насмешливое, оценка внешности, поступков - отрицательная.
Если в величальных песнях все изображалось идеализированно, то в корильных - гротескно. Вот каким, например, изображен в песнях жених: «сам шестом, голова пестом, уши ножницами, руки грабельками, ноги вилочками, глаза дырочками»... Рядом с таким гротескным портретом жениха в корильных песнях возникла целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков. Сват на свадьбе - одно из самых почитаемых лиц (в песнях-величаниях он рисуется умным, хитрым и мудрым человеком), в корильных же - сват воплощение тупости, неразумности:
Бестолковый сватушка!
По невесту ехали,
В огород заехали,
Пива бочку пролили,
Всю капусту полили,
Верее молилися:
Верея, вереюшка!
Укажи дороженьку
По невесту ехати!..
(Зап. А. С. Пушкин).
Среди корильных песен нет ни одной, в которой бы высмеивались, например, вдова или вдовец - персонажи величальных песен и причитаний. Исполнители весьма чутко относились и к порокам человека, и к его трагедии, горю. Если в величальных песнях рисовался идеальный мир, то в корильных - мир низменный. Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причем нередко заглядывает в его темные уголки. В песнях упоминаются рогожи, лопаты, дубины, веретена, треухи, безмены, тряпки, коромысла, лоханки и т. д., обыкновенные животные: собаки, кошки, поросята и т. д. Разумеется, все это необходимо для того, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильной песни, выразить к нему отрицательное отношение. Композиционное строение корильных песен напоминает композицию величальных. Корильные песни - это, как правило, песни-портреты, и описание персонажей является главной их приметой. Но, реализуясь в обряде рядом с песнями-величаниями, корильные песни пародировали их композиционные приемы, создавая свои типы композиций. Так, ряд величальных песен строился в форме вопросов и ответов. Созданы и аналогичные по форме корильные песни, состоящие, однако, из одних только вопросов. Например:
В огороде у нас не лук ли?
У нас тысяцкии не глуп ли?
В огороде у нас не мак ли?
У нас тысяцкий не дурак ли?
Нередко в текст корильной песни для усиления комического эффекта в качестве припева вводились строки из песен-величаний:
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженькии!
Ты по лавкам скакал,
Пироги с полок таскал...
Игровые песни - это прежде всего песни-действия. Без знания совершавшихся при их исполнении действий тексты игровых песен непонятны. Поэтическая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, однако же, должна быть уточнена в зависимости от сущности самой игры. Многие и многие хороводные песни сопровождались игрой, но к собственно игровым они не имеют отношения. Ученые давно обратили внимание на древность игровых песен, на их связь с трудовыми процессами. При помощи слова и действия стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. Древнее происхождение игровых песен сказалось на их тематике, поэтическом содержании. Именно потому, что человек, зависимый от природы, в песнях-действиях заклинал ее, объектом изображения игровых песен стал мир растений и животных.
Композиция песен-действий, как правило, многочастная: песни могут состоять из двух, трех и более частей. Например, в ряде песен о льне число эпизодов доходит до двадцати. Благодаря своеобразию исполнения игровые песни активно используют диалоги и монологи-обращения. Диалоги представляют собой или разговоры участников игры с животными, птицами, или разговоры между людьми. Монологи-обращения всегда предполагали в ответ действия тех, к кому были обращены. И монологи, и диалоги являются свидетельством драматургической сущности песен-действий. Но более всего это подтверждает почти полное отсутствие в игровых песнях описаний. Многие песни так и начинаются с диалога или монолога-обращения:
Как, как, утена, как, как, сизая,
На море опускалась, на море опускалась?
Вот так и вот эдак, вот так и вот эдак!
На море опускалась.
В связи с драматургической и заклинательной сущностью для стиля игровых песен характерны повелительно-восклицательные интонации. Большое значение имеет их эмоциональный тон, который, как правило, оптимистичен, передает чувство радости исполнителей, что, очевидно, должно было предвещать хороший урожай, богатый приплод домашних животных и птиц, удачную охоту и т. д. Вместе с тем игровые песни - зрелищны: рассчитанные на зрительное восприятие игр, они запечатлели и сами игры.
Песни-действия с течением времени эволюционировали: они стали восприниматься как забава, использоваться для развлечения. Естественно, традиция жанра не могла не обратить на себя внимания певцов. И воспринимая ранее очень серьезные, утилитарно необходимые магические песни как игровые, они стали их изменять, начали в их традициях создавать новые песни. Причем исполнителей интересовал уже не мир природы, а мир человеческих взаимоотношений, социально-бытовые проблемы.
Мир человеческих взаимоотношений оказался в центре внимания этих песен. Обряд требовал выражения эмоциональной оценки всего того, что происходило в нем, вокруг него, в хороводе, на игрище и т. д. Совершавшиеся обрядовые и другие действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, песниих закрепляли; благодаря этому и создавался определенный эмоциональный колорит. Например, свадебный обряд требовал отдать дань уважения семье, в которой выросла «княгиня первобрачная», но в то же время песни не должны были оскорблять и чувств тех людей, чья семья после свадьбы становилась ей родной. Кроме того, песни должны были эмоционально настроить невесту к такому серьезному изменению в ее жизни, каким был переход от беззаботного, вольного «девичья» житья к тяжелой и безрадостной «бабьей» жизни. Песни, таким образом, формировали у новобрачных отношение к будущей жизни.
Значительная часть календарных и свадебных песен изображает любовь молодежи как светлое чувство, несущее красным девицам и добрым молодцам радость. В песнях рассказывается о зарождающейся любви, о любви, которая уже охватила влюбленных, о любви, которая порождает семью. (се песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу и вполне определенное значение любви для создания семьи, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы молодежи, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться. В одной из лирических песен соловей, приглашая девушек погулять по улице, уговаривал их:
Поиграйте, красны девицы,
Вы покуда у батюшки,
У сударыни, у матушки
Неровен ли сват присватается,
Неровен ли черт навяжется:
Либо старый муж удушливый,
Либо ровнюшка-ревнивый муж.
Либо младой - горький пьянииа!
Все обрядовые песни одинаковы по своему эмоциональному тону. Рассказывая о счастливой, желанной любви, о равноправии в любви, о свободе выбора сужеными-ряжеными друг друга, протестуя против неравных браков, поднимаясь до критического изображения социальных противников, песни проникнуты жизнерадостным, оптимистическим настроением.
Колыбельный жанр
Плясовой жанр
Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.
Динамические оттенки
Основные музыкальные темпы
Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.
Подобный материал:
- Задачи: знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры, обобщение , 140.56kb.
- Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе , 131.96kb.
- Конспект урока музыки для учащихся 3 класса в рамках конкурса «Учитель года 2007» , 120.19kb.
- , 82.25kb.
- Цель: Ознакомить детей с жанром русской народной сказки , 48kb.
- В великой отечественной войне , 1141.13kb.
- Программа с участием фольклорно-этнографического коллектива, где вы станете участником , 36.17kb.
- Л. Ю. Подручная Встатье на материале текстов русских эпических песен анализируются , 100.22kb.
- Расшифровка народных песен и хоровая аранжировка , 650.8kb.
- Флора Вафина (творческий псевдоним-Флора) автор слов и музыки, исполнитель романсов, , 133.03kb.
ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:
- БЫЛИНЫ
- ИСТОРИЧЕСКИЙ
- ЛИРИЧЕСКИЙ
- ТРУДОВОЙ
- РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
- ВОЕННЫЙ
- ОБРЯДОВЫЙ
- КОЛЫБЕЛЬНЫЙ
- ПЛЯСОВОЙ
- ЧАСТУШКИ
Нигде нет такой литературы, как у
нас у русских. А народные песни?...
такие песни могли родиться только
в народе великой души…
М. Горький
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.
Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.
Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.
^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.
- Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чём же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
(В.Гин.)
БЫЛИНЫ
Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.
Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.
^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.
В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.
^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.
ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.
^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,
Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.
Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.
Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.
Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.
^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.
По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.
^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР
Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.
Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.
Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.
^ ТРУДОВОЙ ЖАНР
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.
Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.
Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».
^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР
В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.
^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.
За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».
^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.
«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.
^ ВОЕННЫЙ ЖАНР
Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.
^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР
С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.
В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.
^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР
Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.
Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.
^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.
Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
ЧАСТУШКИ
Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.
ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:
- М. ГЛИНКА
- П. ЧАЙКОВСКИЙ
- М. МУСОРГСКИЙ
- А. БОРОДИН
- Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
- С. РАХМАНИНОВ
- Р. ЩЕДРИН
- С. ПРОКОФЬЕВ
- Д. ШОСТАКОВИЧ
- И. ДУНАЕВСКИЙ
- А. ХАЧАТУРЯН
- Д. КАБАЛЕВСКИЙ
ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:
- Л. БЕТХОВЕН
- Ж. БИЗЕ
- Э. ГРИГ
- Дж. ГЕРШВИН
- З. КОДАЙ
- В. МОЦАРТ
- Ф. ШОПЕН
- Ф. ШУБЕРТ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:
- МЕЛОДИЯ
- ДИНАМИКА
- РИТМ
- РЕГИСТР
- ТЕМП
- ТЕМБР
- ЗВУКОВЕДЕНИЕ
МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.
ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.
^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:
pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;
mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;
mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;
f – forte (форте) – громко;
ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.
Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.
Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.
РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.
РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.
ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.
^ Основные музыкальные темпы:
ларго (largo) – очень медленно и широко;
адажио (adagio) – медленно, спокойно;
анданте (andante) – в темпе спокойного шага;
аллегро (allegro) – быстро;
престо (presto) – очень быстро.
Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:
модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;
аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;
виваче (vivace) – живо.
ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.
ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.
^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.
Минор – грустный, печальный, темный лад.
СЛОВАРЬ
Эмоционально-образного содержания музыки.
ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:
РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ
ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ
ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ
ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ
ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ
ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ
БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ
СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ
ЗАБАВНАЯ
РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:
ПРЫГУЧАЯ
СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ
СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ
СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ
ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ
УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ
СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:
ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ
ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ
НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ
УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ
МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ
ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ
ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ
НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ
ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ
ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ
МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:
БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ
БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ
СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ
ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ
РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ
СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ
БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ
ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ
ВОЕННАЯ
СОЛДАТСКАЯ
СУРОВАЯ
СТРОГАЯ