Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Интересное
  • Midi клавиатура: отличия от синтезатора, как выбрать. Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор

Midi клавиатура: отличия от синтезатора, как выбрать. Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

MIDI-клавиатуры: чем различаются, как подключаются, какую выбрать?

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

2. MIDI-клавиатурах.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Нужно понимать, что MIDI-клавиатура / контроллер – это всего лишь клавиатура, такая же, как и та, на которой я печатаю этот текст. Ничегошеньки она сама не умеет, звука без подключения к компьютеру не дает. Это просто набор кнопок и регуляторов, которые передают факт нажатия на компьютер. Чтобы распознавать нажатие клавиш, на компьютере должна быть установлена специальная программа для интерпретации MIDI-сообщения.

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab.

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ACORN Masterkey 25, M-AUDIO Oxygen 25 II.

На фото – MIDI-клавиатура Acorn Masterkey 25

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 II, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, AKAI MPK или Studiologic SL88 Grand.

На фото – MIDI-клавиатура AKAI MPK88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

Как выбрать MIDI–клавиатуру? Что лучше купить - просто «клаву» или синтезатор с MIDI-выходом? Какие еще бывают контроллеры?

Какая минимальная конфигурация домашней студии для начинающих музыкантов? Приведите пару примеров конфигурации студии для более серьезных задач.

Постараюсь удовлетворить ваше естественное любопытство…

MIDI–клавиатуры я бы условно разделил на три категории навороченности, или, говоря иначе, «группы сложности». Первая - совсем учебная «клава», четыре октавы (или даже меньше) с маленькими клавишами, подключаемая к MIDI-Game порту на звуковой карте. Приобретать ее имеет смысл либо при очень ограниченном бюджете, либо для помещения, где очень мало места. Эта штука для исполнения музыки только слегка удобнее компьютерного кейборда. Цена - примерно до 70…90 у.е. Следите за прайс-листами.

Вторая - четыре-пять октав клавиш «синтезаторного размера» (это чуть меньше фортепианных) с двумя колесами, по умолчанию регулирующими высоту звука и глубину модуляции (вариант - вибратор, совмещающий функции колес pitch bend и modulation). Такая клавиатура должна поддерживать как минимум параметр velocity (скорость нажатия) и передачу команды program change (переход к другому тембру). Очень желательно, чтобы поддерживался и channel aftertouch - давление послекасания. Все-таки дополнительная пальцевая динамика. Поддержка key aftertouch, когда давление определяется не для MIDI канала в целом, а для каждой клавиши в отдельности - штука более редкая, она скорее встретится в дорогом студийном синтезаторе, чем в простой юзерской клаве. Такой девайс обойдется в 150…400 у.е. В зависимости от дополнительных функций, качества механики и степени раскрученности торговой марки.

Третья - студийная. Пять-шесть-семь октав фортепианного размера, кроме двух традиционных колес могут наличествовать дополнительные контроллеры (ползунки или «крутилки»), количество MIDI-портов увеличено до двух-трех, а клавиатура делится на 4-8 частей, каждая из которых передает команды по своему каналу. Такая «клава» стоит достаточно дорого, смысл ее приобретения в том, чтобы работать со звуковой картой и тремя-четырьмя звуковыми модулями без постоянных переключений MIDI-кабелей и дополнительных задержек сигнала, возникающих при последовательном соединении всего этого хозяйства через MIDI Thru (транзит). Розничная цена - «не питай, чому в мене сумні очі»… Но если ваша студия уверенно приносит доход - можно поинтересоваться.

Выбирая клавиатуру, в первую очередь доверяйте собственным пальцевым ощущениям. Клавиши от «левых» брендов оказываются либо слишком мягкими, либо слишком тугими, признак самой крайней «левизны» - когда они нажимаются с заметно разным усилием. Кстати, фирменная клава тоже со временем начинает страдать этим недостатком, особенно если на ней пару лет поиграл три любимых аккорда профессиональный молотобоец. Оптимальная жесткость и вес клавиш - штука очень индивидуальная. Я знаю много людей, предпочитающих тяжелые, как в концертном рояле, но сам больше люблю синтезаторные. Кстати, играя на той же самой клавиатуре, можно выбрать разные кривые зависимости уровня velocity от реальной скорости нажатия. С какой вам удобнее… Эта опция чаще задается синтезаторным либо самплерным звуковым движком, но иногда встречается и в самой клаве.

Вариант приобретения за очень мелкие деньги старой «самограйки» или (за чуть большие) подержанного цифрового синтезатора тоже возможен. В этом случае внимательно ознакомьтесь с MIDI-спецификацией (какие параметры передаются и принимаются портом), и еще внимательнее проверьте степень механической «убитости» клавиш и кнопок. Если в этом девайсе есть хотя бы один тембр, который вы не можете получить с помощью своей звуковой карточки, а клавиши и колеса явно целые - мои поздравления. Двадцатикилобайтная «флейточка» или «пианинка» вряд ли поможет написать гениальную музыку, а двенадцатибитные конверторы - это на сегодняшний день либо концептуальный Lo Fi и ретро (золотые 80), либо (скорее) ликероводочные страдания для дешевого кабака.
Один из самых известных производителей клавиатур и других контроллеров - Studiologic Fatar. На сайте вы найдете самые разные девайсы, от стандартных до совсем экзотических. Например, двухоктавную ножную клавиатуру. Она делает примерно тоже, что органная, только управляет звуком с помощью MIDI-команд.
Новый инструмент, который может претендовать на гордое звание профессионального цифрового синтезатора, стоит примерно столько, сколько приличный комп и средняя MIDI-клавиатура вместе. При этом у него очень маленький дисплей, на нем очень сложно завести «Аську», а «Квака» и «Герои» бегать и вовсе отказываются. Вот если вы перейдете из любителей музыки в профессионалы… Тогда к компу и клавиатуре желательно добавить пару звуковых модулей ценой от 500 до 2000 у.е. Вариант: сразу ориентируйтесь на комплект из компьютера и концертного клавишного инструмента, который в домашних условиях выполнит функции MIDI-клавиатуры, а во время выступления позволит играть под воспроизводящийся из встроенного секвенсора файл. Вы ведь любите живой звук? Я тоже. Исключительно живой.

Да, раз уж мы заговорили о MIDI-контроллерах. Есть их великое множество. Когда-то производители синтезаторов очень старались пересадить за свои инструменты духовиков и сделали «электронную дудку», вместо акустического сигнала выдающую note number, velocity и pressure. Сейчас эти девайсы (контроллеры к модулям серии Akai EWI и их примерные аналоги от Yamaha) выпускаются малым тиражом, и пользуются определенной популярностью в очень узких кругах. Джазмены вполне справедливо предпочитают саксофон, а электронные авангардисты - модульный синтезатор.

MIDI-датчики для гитар и других струнных инструментов известны достаточно давно, но позволяют исполнять только очень специфические партии. Если вы любите блюз, панк-рок или фламенко, сначала забудьте все, что играли раньше, и только затем (возможно) сможете извлечь из MIDI-гитары или баса сколько-нибудь осмысленную последовательность звуков. По-моему, лучше уже пойти более традиционным путем - поставить рядом с бывшим гитаристом клаву и «бутерброд» из процессоров и синтезаторных модулей. А еще лучше - выкрутить взрослый гитарный звук на комбике и педалях. Использовать свой почтенный струнный инструмент как контроллер для тех же «флейточек» - пустая трата времени.

Вспомним и о самом древнем синтезаторе в современном исполнении. Вот он какой, терменвокс от Роберта Муга - http://www.bigbriar.com. Очень дорогой и, конечно, оборудованный MIDI-портом. Впрочем, там вы найдете и варианты попроще - для домашнего музицирования. Для фанов древних аналоговых клавиш: лично я очень порадовался, узнав о возобновлении производства Moog Voyager. По архитектуре он слегка отличается от своего знаменитого братца из ранних 70-х, но «папа» у этой клавиши тот же. Будем надеяться, что когда-нибудь это чудо враждебной техники можно будет услышать в Украине. А ведь когда-то в Житомире и Херсоне тоже выпускали настоящие аналоговые синтезаторы…

Вариант от немецких разработчиков - www.doepfer.com. Здесь есть и контроллеры, и модульные синтезаторы, и их отдельные блоки, включая ту же антенну терменвокса или преобразователи MIDI-команд в управляющее напряжение.

Еще одно важное изобретение г-на Термена - датчики, каждый из которых запускает воспроизведение определенного звука. Наибольшей популярностью они пользуются среди барабанщиков. Для записи ударных «в акустике» годится далеко не каждое помещение, не каждый сет микрофонов, и не каждый инженер звукозаписи. Но иногда можно сделать проще. Ставите перед собой электронные «блины» в количестве, нужном для нормальной игры, включаете их через специальный модуль в любое устройство с MIDI-входом, и… играете «Лунную сонату» фортепианным тембром. Если вас с друзьями перестало переть от металла и индустриального рока.

Уровень шума в помещении - ниже, чем на улице; звук качественно снимается без помощи микрофонов. А вашу партию, как любой другой MIDI-трек, можно писать в секвенсор и там редактировать. От ритм-машинки результат будет отличаться очень сильно. Даешь «живые» барабаны!

И, наконец, один из очень популярных в последнее время девайсов - ползунковый контроллер. Каждый ползунок управляет своим параметром в реальном времени. Задержка? Меньше, чем при игре пальцами на рояле. Если вы больше любите крутилки, есть и такая версия MIDI-контроллера. Их выпускают все те же Fatar и Doepfer, а так же ряд других, менее известных фирм.

Выбирайте способы воздействия на звук самостоятельно. Это для музыканта важен процесс создания музыки, а для слушателя - результат, проистекающий из колонок. Вы можете добиться этого результата с помощью DOS-трекера и компьютерной клавы, но это сложнее и отнимает больше усилий, причем тратятся они на процессы, слабо связанные с творчеством.

Н а различных музыкальных и околокомпьютерномузыкальных форумов практически каждую неделю встречается животрепещущий вопрос от новичков: какой же инструмент им выбрать для творчества? Начинаются тучи советов, пестрят названия приборов, от которых у неподготовленного человека просто глаза разбегаются. Но четкого и вразумительного ответа практически никогда не попадается. В этой статье мы попытаемся разъяснить некоторые моменты, которые почти всегда упускаются из виду при такого рода советах.

Прежде всего, данный вопрос о выборе между "синтезатором" и "миди-клавиатурой" некорректен по своей сути, и новички этого часто не понимают. Некорректен по той причине, что как одного, так и другого вида устройства существуют в нескольких вариантах.

Для начала проясню моменты относительно MIDI-клавиатур. Наверняка вы встречались с тем, что MIDI-клавиатуры часто называют "MIDI-контроллеры". Ничего в этом удивительного нет, так как, вопреки до сих пор существующему заблуждению среди новичков, по MIDI-клавиатуре звук не передается. Это именно контроллер. Разделить их можно условно на три типа:

Подключение таких устройств идет либо по USB, либо по порту MIDI (еще можно использовать game-port на звуковой плате - подключать MIDI-клавиатуры нужно при помощи специального кабеля).

Выбирать MIDI-клавиатуру стоит в следующих случаях:

1. У вас ограниченный бюджет (простейшие контроллеры первого типа можно найти в цене от 50$)
2. Вы планируете заниматься музыкой только на компьютере.
3. Вам удобнее иметь одну клавиатуру и много звуковых модулей.

Если дочитав до этого места, вы твердо решили выбрать себе MIDI-клавиатуру, решите тогда для себя, что именно вы будете на ней играть, так как от этого зависят параметры выбора:

1. Число октав . На этот вопрос нелишне взглянуть с трех сторон: можно купить клавиатуру с 25 клавишами, но с большим количеством ручек и кнопок . Можно купить полноразмерную клавиатуру с фортепианной механикой . А можно выбрать недорогой компромиссный вариант в 5 октав с умеренным числом доп. контроллеров . Все зависит от того, что вы планируете играть на ней.

2. Чувствительность к скорости/силе нажатия . Не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), вторая отвечает за длительность сигнала.

3. Тип механики . Этот вопрос вскользь поднимался в первом пункте, здесь же опишу его подробней. От типа механики клавиш зависит в немалой степени и цена изделия. Принято различать три типа механики:

    синтезаторную (synth action),

    фортепианную (piano action) и

    молоточковую (hammer action).

Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш:

    невзвешенные клавиши (non-weighted),

    полувзвешенные (semi-weighted) и

    взвешенные (weighted).

Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "тяжелыми" или "легкими", то есть взвешенными или невзвешенными.

Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь.
Клавиатуры с молоточковой механикой используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но они ощутимо дороже (в среднем от $600), так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами.

Что касается синтезаторов, то тут все еще сложнее. Во-первых, для начала определимся, что считать синтезатором? Так как (формально!) синтезатор - это устройство, синтезирующее звук. Но не буду вас слишком загружать, и перейду к сути дела. Обычно в таких вопросах под синтезатором понимается одно из следующих устройств:

1. «Самоиграйки». Клавишные синтезаторы с автоаккомпаниментом и встроенной звуковоспроизводящей и усилительной системой . Такие инструменты в большом ходу у попсовой и шансонной сцены - музыки там особо никакой не надо, три ноты и автоаккомпанимент - вот и готов хит. Часто самоиграйки используются для легкого домашнего музицирования или обучения детей музыки. Цена вопроса - от $100 за самый примитивный вариант.

Лирическое отступление. Прошлой осенью на одном из семинаров выставки Музыка-Москва педагоги одной из детских музыкальных школ демонстрировали достижения учеников в деле овладевания самоиграйками. Что сказать? Это было ужасно. Мало того, что инструменты были дешевые (самоиграйки от Casio по праву считаются одними из худших), что подразумевает собой совершенно кошмарные по качеству звуки, так еще и сам факт, что детей учат музыке на мертвых самоиграйках, а не на живом рояле, по-моему, просто убивает в детях задатки музыкантов - они привыкают, что все за них делает инструмент. Но вернемся к нашим баранам...

2. Интерактивные клавишные рабочие станции (workstation) . Это инструменты вида "все в одном", то есть содержат как полные банки звуков, так и сэмплер, секвенсор, автоаранжировщик (не путать с автоаккомпаниментом!). Это серьезные инструменты, предназначенные как для полного и законченного написания композиции, так и "живых" выступлений, обладающие большим количеством контроллеров. Ценовой диапазон тут очень широк от нескольких сотен до тысяч долларов.

3. Синтезаторы псевдоаналогового моделирования . Такие устройства имитируют старые аналоговые синтезаторы (и не только) и предназначены, говоря по-простому, для генерации совершенно разнообразных звуков. Можно условно считать разновидностью workstation.

4. Цифровые фортепиано . Это нечто вроде домашнего фортепиано, но гораздо более компактного варианта и их можно условно отнести к пункту 1.

Помимо этого, рабочие станции и псевдоаналоговые синтезаторы выпускаются в так называемом модульном (или рэковом ) варианте. Это значит, что там просто нет клавиш, а все регулировки доступны на поверхности большого железного ящика:) Нужно также отметить, что практически все синтезаторы имеют MIDI-входы и выходы, так что вы и можете использовать в качестве MIDI-клавиатуры. Но не наоборот.

Синтезатор стоит выбрать в одном из следующих случаях:

1. Если вы готовы потратить на него приличную сумму.
2. Если вам претит использование компьютера для творчества, и вы хотите его использовать только для записи готового творения.
3. Если вам безумно нравится какая-то конкретная модель синтезатора и совершенно не устраивает ее виртуальный аналог - если он, конечно, есть.
4. Если вам нужен инструмент для "живых" выступлений.

Какие-то конкретные советы по выбору того или иного синтезатора дать невозможно, по той простой причине, что каждый из них в чем-то уникален. Единственное, что можно тут посоветовать - это читать обзоры и мнения людей на форумах, и обязательно "пощупать" инструмент самому.

С некоторой точки зрения предпочтительней использовать синтезаторы, а не MIDI-клавиатуры. Почему? По одной простой причине: ни один компьютер с мышкой и клавиатурой не сравнится с удобством использования синтезатора, в котором можно крутить ручки и нажимать кнопки. И даже дорогостоящие VST-инструменты и плагины не могут лично для меня заменить их "железные" прототипы - и даже MIDI-контроллеры тут не помогут.

p.s. И напоследок хочется всех предостеречь: ни в коем случае не берите клавиатуры с уменьшенным размером клавиш! Даже для детей. Поскольку потом будет очень сложно переучить ребенка на нормальные клавиши, потому что он, ребенок, привыкает к таким детским размерам...

Что лучше использовать для работы в студии, миди-клавиатуру или синтезатор? Ответ на этот вопрос будет зависеть от двух факторов. Во-первых, кто вы, то есть насколько вы владеете клавишным инструментом? А во-вторых, какой у вас бюджет, потому что хороший синтезатор несравним по цене с миди-клавиатурой.

Итак, давайте подробнее рассмотрим эти два момента. Для музыканта-пианиста, привыкшего к роялю, к фортепиано, играть на миди-клавиатуре длинной в 4 октавы - это ниже его достоинства. А если она еще к тому же легкая, даже не полувзвешенная - это все равно, что ему в руки дать детскую игрушку.

Такой человек, если будет искать для работы в студии клавиатуру, то не меньше 7 октавной и хотя бы полувзвешенную, чтобы было, где развернуться и чтобы нажатие на клавиши напоминало ему пианино. При этом она должна быть динамической, иметь полноразмерные клавиши, а не уменьшенные. Это будет его минимум и на меньшее, он не согласится. Для него важен будет вопрос, касающийся максимального сходства клавиатуры с реальным фортепиано по силе нажатия, по количеству октав и т.д. И это понятно, потому что перед нами пианист.

Другое дело музыкант, в общем владеющий клавишами, которому нужны они, чтобы не корячиться, прописывая все партии мышкой. Клава ему нужна для того, чтобы схематически ввести аккорды, наиграть мелодию, набить барабаны.

Ему не нужен размах и полет, он его все равно не сделает, он играет тремя пальцами и ему вполне этого хватает. Такой человек, если и захочет пристойную миди клавиатуру, то только лишь для выпендрежа. Все равно он её не сможет использовать в полной мере. Ему вполне хватит самой обыкновенной 3-4-5 октавной, без всевозможных контролеров, просто клавиши и колесо Pitch Bend. Ему этого с головой будет хватать, так как наш герой не пианист и исполнять Баха или Моцарта, играть джаз или фанк, он не будет.

В каких же случаях нужен синтезатор? Здесь следует сказать, что синтезатор синтезатору рознь. Для того, чтобы писать партии в программный секвенсор, например, в , можно и самограйку подключить, по сути, эта та же миди клавиатура, с той разницей, что из неё можно вытянуть ещё и все существующие миди партии. Иметь самограйку в качестве миди клавы - это неплохой вариант, просто нужно понимать, что более мене пристойный инструмент будет стоить дороже миди-клавиатуры.

Но опять же, для профессионала этот вариант неприемлем. Тот, кто пишет музыку исключительно со своей светлой головы, импровизирует, смотрит на простенькие самограйки, как на игрушки для детей. Такой человек, если захочет использовать синтезатор, то только со своим банком звуков, чтобы их же использовать также и при записи, а не только пользоваться VST - инструментами.

Korg, Roland, Yamaha, стоимость хороших клавиш, будет исчисляться суммами, начиная от 1000 долларов. На этот вариант пойдет только клавишник, реально играющий в команде, для которого его инструмент - это не довесок к домашней студии, а инструмент для профессиональной работы.

Поэтому, профессионал, как правило, уже имеет пристойные клавиши и в состоянии их подключить к звуковой карте, чтобы работать с ними. Он так и сделает или он купит себе толковую миди клавиатуру, активную, лучше всего, взвешенную, 7-октавную или хороший синтезатор, чтобы эксплуатировать его по полной. Остальные компьютерные музыканты будут свой выбор делать исходя из бюджета, амбиций и личных предпочтений, соглашаясь на миди-клавиатуру или на синтезатор среднего класса.

24 500 руб.

Синтезатор Korg Monologue Black

С линейным входом. С работой от батареек/аккумулятора. Количество клавиш - 25. С дисплеем. С интерфейсом USB. Количество линейных выходов - 1. С выходом MIDI . Тип - синтезатор . С входом MIDI. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Вес: 1.7 кг. Размеры 35х8х28 см.

купить в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

92 217 руб.

Roland FA-07 Синтезаторы

С количеством клавиш 76. Мультитембральность. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Тип - синтезатор . Поддержка карт памяти SD. Запись песен. Контроллер изменения высоты тона. Выход MIDI . Педали - подключаемые. Линейный вход. Разделение клавиатуры. Реверберация. Контроллер модуляции. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Интерфейс USB. Транспонирование. Корпус - компактный. Микрофонный вход. С полифонией 128. С количеством тембров 16. Размер клавиш - полноразмерные. Дисплей. Вход MIDI. С глубиной: 31 см. С шириной: 123 см. С высотой: 11 см. С весом: 8.5 кг.

купить в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

фото

24 490 руб.

Синтезатор Roland TB-3

С выходом MIDI . Тип - синтезатор . Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Количество тембров - 134. С дисплеем. С интерфейсом USB. С входом MIDI. Вес: 0.8 кг. Размеры 24х6х17 см.

купить в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

139 990 руб.

Yamaha PSR-S975 Синтезаторы с автоаккомпанементом

С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Педали - подключаемые. Интерфейс USB. С количеством клавиш 61. С полифонией 128. Выход MIDI . Тип - синтезатор . Контроллер модуляции. Реверберация. Караоке. Запись песен. Линейный вход. Транспонирование. Автоаккомпанемент. Размер клавиш - полноразмерные. Метроном. С количеством тембров 1625. Вокодер. Микрофонный вход. Дисплей. Вход MIDI. Корпус - компактный. Обучение. Контроллер изменения высоты тона. Встроенная акустическая система. С шириной: 100 см. С глубиной: 44 см. С высотой: 15 см. С весом: 11.1 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

32 990 руб.

Синтезатор Yamaha REFACE CP

Количество линейных выходов - 2. Тип - синтезатор . Количество тембров - 6. Полифония - 128. С работой от батареек/аккумулятора. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С выходом MIDI . С реверберацией. С встроенной акустической системой. Размер клавиш - малоразмерные. Корпус - компактный. Количество клавиш - 37. С линейным входом. С интерфейсом USB. С входом MIDI. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Педали - подключаемые. С глубиной: 18 см. С высотой: 6 см. С шириной: 53 см. С весом: 1.9 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

255 990 руб.

Clavia Nord Stage 3 Compact Синтезаторы

Чувствительность клавиатуры к касанию. Интерфейс USB. Дисплей. Корпус - компактный. Педали - подключаемые. С количеством клавиш 73. Контроллер модуляции. Тип - синтезатор . Выход MIDI . Размер клавиш - полноразмерные. Разделение клавиатуры. Чувствительность клавиатуры к послекасанию. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Вход MIDI. С количеством линейных выходов 4. Линейный вход. Транспонирование. Контроллер изменения высоты тона. Ширина: 107 см. Глубина: 30 см. Высота: 10 см. Вес: 10.0 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

32 990 руб.

Синтезатор Yamaha reface DX

С выходом MIDI . С контроллером изменения высоты тона. Педали - подключаемые. Полифония - 8. Количество клавиш - 37. С интерфейсом USB. С работой от батареек/аккумулятора. Тип - синтезатор . С дисплеем. Количество тембров - 32. Размер клавиш - малоразмерные. Корпус - компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Количество линейных выходов - 2. С реверберацией. С линейным входом. С входом MIDI. С встроенной акустической системой. С высотой: 6 см. С глубиной: 18 см. С шириной: 53 см. С весом: 1.9 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

279 900 руб.

Yamaha MONTAGE7 Рабочие станции и профессиональные синтезаторы

Выход MIDI . С количеством клавиш 76. Запись песен. Корпус - компактный. Линейный вход. Контроллер изменения высоты тона. Интерфейс USB. Тип - синтезатор . Размер клавиш - полноразмерные. Чувствительность клавиатуры к касанию. Арпеджиатор. Вход MIDI. Реверберация. Чувствительность клавиатуры к послекасанию. С количеством тембров 1900. С полифонией 128. С количеством линейных выходов 2. Контроллер модуляции. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Педали - подключаемые. С высотой: 13 см. С глубиной: 40 см. С шириной: 124 см. С весом: 17.0 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

27 990 руб.

Синтезатор Roland JX-03

С работой от батареек/аккумулятора. Тип - синтезатор . С входом MIDI. Педали - отсутствуют. С выходом MIDI . С интерфейсом USB. Полифония - 4. Вес: 1.0 кг. Размеры 30х5х13 см.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

319 900 руб.

Yamaha MONTAGE8 Рабочие станции и профессиональные синтезаторы

С полифонией 128. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Реверберация. Чувствительность клавиатуры к послекасанию. С количеством клавиш 88. Выход MIDI . Тип - синтезатор . Контроллер модуляции. Жесткость клавиатуры - взвешенная. Арпеджиатор. С количеством тембров 1900. Педали - подключаемые. Интерфейс USB. Вход MIDI. Запись песен. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Линейный вход. Контроллер изменения высоты тона. Молоточковая механика. С высотой: 16 см. С глубиной: 47 см. С шириной: 145 см. С весом: 29.0 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

32 990 руб.

Синтезатор Yamaha reface CS

С работой от батареек/аккумулятора. Размер клавиш - малоразмерные. С выходом MIDI . Количество линейных выходов - 2. С контроллером изменения высоты тона. Тип - синтезатор . Педали - подключаемые. Количество клавиш - 37. С линейным входом. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С входом MIDI. С встроенной акустической системой. Количество тембров - 5. Корпус - компактный. Полифония - 8. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С высотой: 6 см. С глубиной: 18 см. С шириной: 53 см. С весом: 1.9 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

239 900 руб.

Yamaha MONTAGE6 Рабочие станции и профессиональные синтезаторы

С полифонией 128. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Реверберация. Чувствительность клавиатуры к послекасанию. Контроллер модуляции. Выход MIDI . Тип - синтезатор . Арпеджиатор. С количеством тембров 1900. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Педали - подключаемые. Интерфейс USB. Вход MIDI. Запись песен. С количеством клавиш 61. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Линейный вход. Контроллер изменения высоты тона. Ширина: 104 см. Глубина: 40 см. Высота: 13 см. Вес: 15.0 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

29 990 руб.

Синтезатор Yamaha reface YC

С работой от батареек/аккумулятора. С реверберацией. Размер клавиш - малоразмерные. С выходом MIDI . Количество линейных выходов - 2. Педали - подключаемые. Тип - синтезатор . Полифония - 128. Количество клавиш - 37. С линейным входом. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С входом MIDI. С встроенной акустической системой. Корпус - компактный. Количество тембров - 65. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С высотой: 6 см. С глубиной: 18 см. С шириной: 53 см. С весом: 1.9 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

32 990 руб.

Yamaha REFACE CS Рабочие станции и профессиональные синтезаторы

Размер клавиш - малоразмерные. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Выход MIDI . Педали - подключаемые. Тип - синтезатор . Интерфейс USB. Вход MIDI. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С количеством тембров 5. С количеством клавиш 37. Корпус - компактный. Линейный вход. Встроенная акустическая система. Работа от батареек/аккумулятора. С полифонией 8. Контроллер изменения высоты тона. С высотой: 6 см. С глубиной: 18 см. С шириной: 53 см. С весом: 1.9 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

39 490 руб.

Синтезатор Roland JD-Xi

С реверберацией. С записью песен. Размер клавиш - малоразмерные. С выходом MIDI . Педали - отсутствуют. С контроллером изменения высоты тона. С дисплеем. Тип - синтезатор . С контроллером модуляции. С встроенным микрофоном. Количество линейных выходов - 1. Количество клавиш - 37. С линейным входом. Полифония - 129. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Количество тембров - 16. С микрофонным входом. С входом MIDI. Корпус - компактный. С вокодером. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Вес: 2.2 кг. Размеры 58х9х25 см.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

105 500 руб.

Roland FA-08 Рабочие станции и профессиональные синтезаторы

С полифонией 128. С количеством линейных выходов 1. Чувствительность клавиатуры к касанию. Реверберация. Мультитембральность. С количеством клавиш 88. Выход MIDI . Тип - синтезатор . Контроллер модуляции. Дисплей. Педали - подключаемые. Вокодер. Транспонирование. Интерфейс USB. Вход MIDI. Поддержка карт памяти SD. Запись песен. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Линейный вход. Контроллер изменения высоты тона. Микрофонный вход. Молоточковая механика. С высотой: 14 см. С шириной: 142 см. С глубиной: 34 см. С весом: 16.5 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

Лучшие статьи по теме