Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows 10
  • Занятия для развития памяти для ребенка 5. Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти

Занятия для развития памяти для ребенка 5. Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти

В этой статье мы собрали 5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти у детей. Ежедневно их выполняя, ваш ребёнок научится запоминать информацию в самых разных формах и без труда её воспроизводить.

Вы наверно замечали, малыши запоминают новое непроизвольно, они не прилагают к этому усилий. Все интересное и яркое, что привлечёт их внимание, отложится в памяти ровно настолько, насколько сумело их впечатлить и захватить.

Как работает память

Память делится на:

  • Кратковременную,
  • Долговременную.

В первом случае это, к примеру, «пробежался глазами за пять минут до контрольной, написал и забыл напрочь», во втором - «помню с первого класса, хотя сам уже студент». Именно последний тип памяти позволяет прочно и основательно усваивать знания.

А так же на:

  • Произвольную,
  • Непроизвольную.

Как происходит запоминание?

Чтобы малыш запомнил что-то новое, можно:

  • Зазубривать наизусть;
  • Предоставить это «новое» интересным и ярким образом. Привлекая его внимание, впечатлить и захватить.

5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти.

При тренировке важно задействовать все типы памяти: визуальную, словесно-смысловую, моторную.

Упражнение 1. Первая буква

Эта техника помогает запоминать список или последовательность.

Возьмите первые буквы слов из списка и придумайте с ними предложение или словосочетание.

Самый известный пример - цвета спектра, которые легко запомнить вместе с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ».

Другой пример: список «картошка, морковь, помидоры» можно зашифровать фразой «К ак М ыть П осуду». Такие фразы называются акростихами.

Давайте потренируемся. Попробуйте вместе с ребёнком придумать фразу, которая поможет запомнить эту последовательность:

Упражнение 2. История

Когда важно запомнить последовательность, придумайте историю, в которой участвуют предметы из списка. При этом запоминать нужно не столько слова, сколько визуальный ряд. Например, такой список:

  • Пингвин
  • Самолет
  • Конверт
  • Белка
  • Сюрприз
  • Коньки
  • Шляпа

Придумываем историю:

Пингвин вышел из самолёта, обмахиваясь веером, и тут ему вручили конверт от Белки. В нем был сюрприз - её фотография на коньках и в шляпе.

Потренируйтесь на списке:


  • Кошка
  • Собака
  • Дерево
  • Самолет

Упражнение 3.

Запомнить пару предметов легко, если связать их действием.

Получится мини-история:

Енот - Гирлянда: Енот повесил в норе гирлянду.

Круг - Квадрат: Квадрат потерял свои углы и стал кругом.

Попробуйте запомнить предметы, придумав каждой паре мини-историю:

  • Корова – мяч
  • Бегемот – гитара
  • Мышь – чашка



Упражнение 4. Детали
Это упражнение развивает визуальную память. Сначала покажите ребёнку картинку с одной стороны и дайте хорошенько рассмотреть. Попросите представить, что он оказался внутри этой картинки, и описать происходящее. Например: «Сначала я посмотрел на дерево, оно высокое, на нём один листочек. Потом понюхал фиолетовый цветок. Потом увидел трёх бабочек…».

Затем переверните картинку и попросите ребёнка вспомнить, чего, в отличие от первой, на ней не хватает.


Упражнение 5. Визуальный конспект

Теперь тренируем слуховую память. Это упражнение отлично подходит для запоминания стихотворений и песен. Конечная цель техники - научиться делать визуальный конспект мысленно, не прибегая к помощи бумаги.

Прочитайте ребёнку один из этих списков и попросите сделать визуальный конспект на листе бумаги. Объясните, что он может делать любые пометки - буквы, цифры, значки, - которые помогут ему вспомнить услышанные слова.

  • Дерево
  • Портфель
  • Телевизор
  • Телефон
  • Дед Мороз

Подведем итог

Данные упражнения направлены на развитие произвольной долговременной памяти. Вы можете самостоятельно придумывать упражнения на основе описанных пяти техник.

Желаем вам и вашим малышам успехов и продуктивных, интересных совместных занятий!!!


Для того чтобы развить память у ребенка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, распечатанный материал, а также описание игр и упражнений из статьи . При соблюдении этих условий уровень памяти ребенка дошкольника может практически достичь уровня подростка. В статье кратко описаны виды памяти человека, особенности развития памяти у детей, а также игры и упражнения для развития памяти. Именно на игры и упражнения сделан основной упор в статье. Очень полезно будет узнать и о еде, которая необходима как ребенку так и взрослому для улучшения памяти.

Виды памяти у человека

Если говорить просто, то память это процесс записи, хранения и извлечения информации. Она влияет на многие психические процессы , такие как мышление, например. Память бывает:

  1. Произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте 4-5 лет)
  2. Непроизвольная – не заставляет.

Если молодой парень, который хочет заучивает любовное стихотворение, читая его вслух, скорее всего у него преобладает слуховая память . Если рассказывая вопрос на экзамене, студент вспоминает страницу из конспекта или учебника, то зрительная память — его конек. А если на танцевальном кружке человек легко запоминаете движения танца, и помимо этого он ловко и хорошо работаете иглой, то у такого развита двигательная память .

Ученик пишет диктант. Учитель диктует несколько слов. Ученик их запоминает, тут же записывает и тут же забывает. Это есть механизм кратковременной памяти . Все что помниться дольше этого – долговременная . имеет свои особенности, а теперь вернемся к развитию памяти детей и отметим некоторые особенности этого развития.

Особенности развития памяти у детей

Еда для памяти

Для начала стоит сказать о режиме дня. Не дня без спорта. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима малышу для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен (для дошкольника не менее 9 часов).

Пусть ребенок ест чаще (5 раз в день) но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимайте рыбий жир в капсулах и ешьте салаты с растительным маслом (витамин Е).

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам.

Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию - активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Память и внимание

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Внимание

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года - внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет - происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет - увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет - стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания - необходимо учесть эти параметры.

Память

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года - физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности - самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна - малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет - закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет - развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет - малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Особенности занятий по развитию памяти и внимания

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям - нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути - каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе - у них обязательно будет прекрасный результат!

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Дети 3-4 лет

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Рассматривание картинок

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было-стало

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному - завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей - увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки - разного цвета).

Развиваем слух

Для начала используем музыкальные игрушки - барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку - ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие - нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру - подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки - они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда - доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут - потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Про возраст постарше писать не буду, так как мне не актуально. Но кому интересно -

Лучшие статьи по теме