Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Интересное
  • Компьютер для младшего школьника и подростка: помощник или враг? Польза и вред современных технических средств. Влияние компьютера на здоровье человека

Компьютер для младшего школьника и подростка: помощник или враг? Польза и вред современных технических средств. Влияние компьютера на здоровье человека

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом офисе, в любой организации работают на компьютерах. Их начинают изучать еще в школах. Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером. Во-первых, чтобы двоек не получал, а во-вторых, чтобы «белой вороной» не казался. Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности. В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли. Только вот безопасны ли компьютеры ? И действительно ли они так полезны для детей? Попробуем разобраться.

Неоспоримая польза компьютера для ребенка

Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины малыш:

  1. Растет технически грамотным.
  2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
  3. Развивает логическое мышление.
  4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
  5. Улучшает память.
  6. Учится концентрировать внимание.
  7. Учится визуально воспринимать объекты.
  8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
  9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Есть ли польза от виртуальных игр?

Конечно, компьютеры созданы не столько для игр, сколько для получения информации и для работы. Но без игр на чудо-технике уже не обойтись. Даже взрослые увлеченно этим занимаются. Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры. Люди, звери, машины – все как настоящее. Любой ребенок рад заниматься этим увлекательным делом часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. Каждая из них по-своему полезна. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

  1. Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.
  2. Воспитывают усидчивость.
  3. Учат терпению и настойчивости в достижении цели.
  4. Учат быстро принимать решение.
  5. Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.
  6. Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

Если компьютер так полезен, может есть смысл купить его как можно раньше? По этому поводу мнение специалистов практически едино.

Когда покупать ребенку компьютер

Дети все разные. Один в 2,5 года легко собирает детские пазлы, без труда раскручивает на запчасти новенькую машинку. Другой и в 3 года с трудом может собрать пирамидку, только с помощью мамы шнурует ботиночки. Конечно, и к современной технике у таких детей отношение будет разное. Но даже самому умному вундеркинду не стоит сидеть перед монитором до 4-5 летнего возраста. Гораздо большую пользу малышу принесут активные и развивающие игры и общение со сверстниками. Подросшему и окрепшему ребенку можно позволить сидеть у монитора, но не более получаса и не чаще двух-трех раз в неделю. В младшем школьном возрасте это время можно увеличить до 40 минут. Детям среднего и старшего школьного возраста не желательно находиться перед монитором более полутора часов. То есть, как бы ни хотели родители заняться своими делами, нужно прежде всего думать о здоровье ребенка. Неужели компьютер так опасен

Компьютер и здоровье детей

Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что этот «монстр» вреден даже взрослым. Неокрепший организм малыша тем более подвержен всяким вредным факторам, защищен от них меньше, а тяжесть последствий у него больше.

К опасным факторам, возникающим при работе за монитором относят следующие:

  • Ухудшение зрения.
  • Электромагнитное излучение.
  • Появление дерматитов различной сложности.
  • Негативное влияние аэроионного воздуха.
  • Развитие сколиоза.
  • Возникновение психологических проблем.
  • Давайте попробуем в этом разобраться.
  • Ухудшение зрения от компьютера у ребенка

Наши глаза реагируют на мельчайшие вибрации изображения на экране. Ребенок, занимающийся за монитором, «держит» глаза в постоянном напряжении, что негативно сказывается на мышцах, управляющих глазными яблоками. После малышу трудно сконцентрировать взгляд на каком-то предмете, особенно мелком. У него все как бы расплывается. Сперва это состояние быстро проходит, но в дальнейшем неизменно приводит к ухудшению зрения. Можно постараться немного улучшить положение, если научить ребенка делать гимнастику для глаз, чередовать работу на компьютере с активными играми, правильно его установить, выбрать оптимальную цветовую картинку для рабочего стола. Также хорошо помогают специальные очки.

Искривление позвоночника от компьютера у ребенка

Эта проблема появляется у детей не только от занятий на компьютере, но и при неправильном сидении за партой. Чтобы не развивался сколиоз нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову.

Электромагнитное излучение от компьютера

Некоторые приуменьшают эту проблему, аргументируя тем, что компьютеры нового поколения практически безопасны. Действительно, новые компьютеры намного безопаснее старых, но безобидными их называть преждевременно. Дело в том, что любой прибор, потребляющий или производящий электроэнергию, имеет электромагнитное излучение. Оно не распределяется в пространстве, а концентрируется возле прибора, образуя электромагнитное поле. Его воздействие на человека еще не изучено досконально. Пока установлено, что оно негативно влияет на плод, вызывает нервные расстройства, некоторые проблемы с корой головного мозга и нарушения в работе иммунной системы.

Стоит ли обращать на предостережения врачей внимание, каждый волен решать сам, но меры предосторожности принять все же не помешает. Например, ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, установка монитора не ближе 70-80 см от пользователя, установка компьютера ближе к стенам, которые поглощают некоторое количество излучения.

Дерматиты от компьютера у ребенка

Это заболевание проявляется нечасто, но тоже имеет место. Возникает оно из-за оседании на лице аэрозольных заряженных частиц. Если кожа малыша к ним чувствительна, на коже появляются покраснения, зуд, другие неприятные реакции. Если это возникло, другого способа, как исключить занятие на компьютере, нет.

Аэроионный состав воздуха

Аэроионы, выделяющиеся компьютерами и скапливающиеся в воздухе при длительной работе, воспринимаются прежде всего кожей и органами дыхания. При их избытке ухудшается общее самочувствие, появляется головная боль, пропадает аппетит, ребенок чувствует усталость, плохо спит. Ослабить влияние аэроионов можно частым проветриванием помещения и сокращением времени работы на компьютере.

Психологические проблемы от компьютера у ребенка

Малыш, много времени проводящий у компьютера, нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, порой даже боится ее. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно. Бывают случаи, когда дети не понимают, что «убить» можно только один раз, что жизнь дается только одна. У таких детей ослабляется чувство самосохранения или появляются агрессивные действия к товарищам или животным. Также у маленького человечка может развиться компьютерная зависимость, может случиться даже стресс, если оторвать его от любимой игрушки.

Итог всего вышесказанного заключается в том, что все хорошо в меру. Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности.

Компьютер для школьника- какую пользу он приносит и что вредного можнт быть при работе с ним.


«Документ Microsoft Word»

Приложение

Социологический опрос обучающихся 1 класса МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»

2. Как часто ты используешь компьютер?

4. В каких сетях вы зарегистрированы?

6. В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

5. Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?

7. Где чаще всего проводишь свое свободное время?

Просмотр содержимого документа
«Компьютер для школьника»

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Основная часть…………………………………………………………………5

1.1 Что такое компьютер………………………………………………….……5

1.2 Для чего нужен компьютер…………………………………………….…..5

1.3 Компьютерные болезни……………………………………………….……6

1.4 Интернет……………………………………………………………………..6

2.Практическая часть ……………………………………………………...……..7

2.1Опрос……………………………………………………………………...……7

2.2Исследование………………………………………..............................……..8

Заключение………………………………………………………………………...9

Список использованной литературы………………………………...…………10

Приложение

Введение

Цель:

Задачи:

Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу

Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни

Составить памятку по безопасному пользованию компьютером.

Объектом исследования являются компьютерные игры.

Предметом исследования - влияние компьютерных игр на младших школьников.

Методы:

Поиск информации;

Изучение литературы;

Анкетирование;

Сравнение полученных результатов, работа с информационными источниками.

Гипотеза: думаю, что компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Актуальность исследования:

1. Основная часть

1.1 Что такое компьютер?

Сначала надо выяснить, что же такое –«компьютер».

Компьютер - устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Слово «компьютер» означает «вычислитель», т. е. устройство для вычислений.

Чтобы получить такое большое количество информации мне понадобилось не больше одной минуты – набрать в строке «поиск» нужные слова и нажать на клавишу «ENTER »! Представляю себе, сколько понадобилось бы времени, чтобы собрать эту информацию из книг в библиотеке.

1.2 Для чего нужен компьютер?

Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. С помощью компьютеров осуществляется:

Автоматизированное управление сложными и вредными производствами;

Расчеты траекторий, контроль за запуском и полетами ракет и искусственных спутников Земли, полетами космических аппаратов к другим планетам и за пределы Солнечной системы;

Руководство и контроль за движением самолетов, поездов, морских и речных судов;

Регулирование движения автомобильного транспорта, грузовых перевозок и поставками товаров;

Связь с любой точкой Земли;

Работа телевидения;

Охрана и оборона Российскими Вооруженными силами мира и неприкосновенности границ нашей страны.

1.3 Компьютерные болезни

Компьютерная болезнь– это недуг, который формируется постепенно. Причина его - бесконтрольное пользование компьютером и несоблюдение санитарных норм и правил. Основные типы компьютерной зависимости:

Сетеголизм

·навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

·предвкушение следующего сеанса он-лайн;

·увеличение времени, проводимого он-лайн;

·увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Кибераддикция

1.4 Интернет

2. Практическая часть

2.1 Опрос

1. На вопрос есть ли у тебя дома компьютер, все 13 обучающихся ответили да.

2. Как часто ты используешь компьютер?

    Часто – 85%

    Редко – 15%

    Никогда – 0%

4. В каких сетях вы зарегистированы?

    Вконтакте - 13

    Инстаграм - 10

    Одноклассники – 5

5. Сколько времени в день вы проводите в социальных « сетях»?

    30 минут - 2

    Боле часа - 6

    3-4 часа – 5

6. В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

    Гонки – 3

    Стрелялки – 3

    Стратегии – 2

    Логические игры – 5

7. Где чаще всего проводишь свое свободное время?

    Играю в игры – 31%

    В интернете – 69%

2.2 Исследование

Проводя исследование, я обратился окулисту районной больницы Любимовой Анне Алексеевне за помощью. В медицинской карточке нашего класса, я посмотрел данные о состоянии зрения. Из 13 опрошенных 38 % практически здоровых и 62 % с нарушением зрения.

Проведя опроссреди своих одноклассников я выяснил что:

3. Распространѐнным сайтом является «В контакте».

Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:

Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Заключение

Мы живём в эпоху информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться.

Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Но вопросы о вреде и пользе компьютера, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Компьютер может приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил. Это важно, чтобы уменьшить

отрицательное воздействие компьютера на организм.

Список использованной литературы

Интернет ресурсы:

2.Медицинская информационная сеть http ://www .ros ­med .info /

3. Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru . Режим доступа: http ://www .bolshoyvopros .ru /questions /634948-pochemu -socset -vkontakte -tak -populjarna -u -shkolnikov .html . (Дата обращения: 14.01.2018 год)

Просмотр содержимого презентации
«Prezentatsia1»


Школьная научно-практическая конференция обучающихся

«EXCELSIOR»

Компьютер для школьника: вред и польза

Поляков Павел Игоревич

МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», 5кл.

научный руководитель:

Столярова Светлана Михайловна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»


Введение

У меня дома есть компьютер. На нем установлено много игр. Я готов целыми днями играть в разные компьютерные игры, но вот родители…

Папа и мама постоянно твердят, что долго играть нельзя.

Но почему? Ведь я здоров! - спрашиваю я.

Хорошо, - отвечает папа, - давай проведем ИССЛЕДОВАНИЕ этого вопроса.

Цель: «Компьютер для младшего школьника – какую пользу он приносит, и что вредного может быть при работе с ним».

Задачи нашего исследования:

Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу

Узнать, как правильно и без вреда использовать компьютер

Какими неприятностями может грозить бесконтрольное использование компьютера

  • проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни

Объект исследования являются компьютерные игры.


Предмет исследования : влияние компьютерных игр на младших школьников.

Гипотеза: думаю, компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Актуальность исследования: обусловлена возросшим вниманием общества к компьютеру.

Методы исследования:

Поиск информации;

– изучение литературы;

Анкетирование;

Сравнение полученных результатов,

Работа с информационными источниками.



Что такое компьютер?

Сначала надо выяснить, что же такое – «компьютер» .

В поисковой системе «Яндекс» есть определение:

Компьютер - устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Слово «компьютер» означает «вычислитель», т. е. устройство для вычислений.

В том виде, в каком мы видим современные компьютеры, они появились совсем недавно - в августе 1981 г.

Чтобы получить такое большое количество информации мне понадобилось не больше одной минуты – набрать в строке «поиск» нужные слова и нажать на клавишу «ENTER»! Представляю себе, сколько понадобилось бы времени, чтобы собрать эту информацию из книг в библиотеке.


Для чего нужен компьютер ?

Сегодня трудно себе представить жизнь без компьютера. С помощью компьютеров осуществляется:

  • автоматизированное управление сложными и вредными производствами;
  • расчеты траекторий, контроль за запуском и полетами ракет и искусственных спутников Земли;
  • руководство и контроль за движением самолетов, поездов, морских и речных судов;
  • регулирование движения автомобильного транспорта, грузовых перевозок и поставками товаров;
  • связь с любой точкой Земли;
  • работа телевидения;
  • охрана и оборона Российскими Вооруженными силами мира и неприкосновенности границ нашей страны.

Компьютерные болезни

Компьютерная болезнь – это недуг, который формируется постепенно. Причина его – бесконтрольное пользование компьютером и несоблюдение санитарных норм и правил. Основные типы компьютерной зависимости:

Сетеголизм проявляется бесконечным пребыванием человека в Интернете. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. Есть некоторые признаки сетеголика:

· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

· предвкушение следующего сеанса он-лайн;

· увеличение времени, проводимого он-лайн;

· увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.


Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр). Подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

· Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

· Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Жестокие игры приучают к насилию и зависимости

Ухудшение зрения

Азартная зависимость

Компьютерные игры вредны

Снижение успеваемости в школе

Снижение желания общаться

Вызывают привыкание

Вызывают болезни суставов и позвоночника


Можно весело провести свободное время

Можно научиться работать в разных программах

Компьютерные игры полезны

Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу

Развивают быстроту реакции и внимание

Логические игры развивают мозг и память


Интернет

Интернет - самый массовый и оперативный источник информации.

В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч книг, газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Интернет - крупнейший в мире источник развлечений.

Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет.

Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту.

И даже Президент России – постоянный пользователь Интернета!

А что же мои друзья и одноклассники? Они – то пользуются компьютерами у себя дома?


Результаты моей работы

Цель: Получить данные о влиянии компьютера на зрение и на психику, выявить зависимость школьника от компьютера. В ходе опроса я опросил обучающихся 5 класса (13 человек).

Есть ли у тебя дома компьютер?


Как часто ты используешь компьютер?


В каких сетях вы зарегистрированы?

Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?


В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?

Где чаще всего проводишь свое свободное время?


Результаты моей работы

Проводя исследование, я обратился окулисту районной больницы Любимовой Анне Алексеевне за помощью. В медицинской карточке нашего класса, я посмотрел данные о состоянии зрения. Из 13 опрошенных 38% практически здоровых и 62% с нарушением зрения.


Вывод по опросу

Проведя опрос среди своих одноклассников я выяснил что:

1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.

3. Распространённым сайтом является «В контакте».

4.Подростки в день тратят примерно более 1 часа в соц. сетях.


Заключение

Мы живём в эпоху информационных технологий. Отлучить нас – детей

от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при

работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не

теряться.

Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Компьютер может приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил.

Я думаю, что мой проект полезен для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми и социальными сетями.


Библиографический список

1. Аксак, В. А. // Общение в сети Интернет. Просто как дважды два //В.А. Аксак. – М., 2016 г.

2. Политов П. А. // «Я познаю мир. Компьютеры и интернет» Энциклопедия №11.// П. А. Политов - М. «АСТ», 2015г.

3. Климкович, Е.А. // Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных подростков // Е.А. Климкович. – М., 2015 г.

Интернет ресурсы :

2.Медицинская информационная сеть http://www.ros­med.info/


«Покупать ли ребенку компьютер?» – такой вопрос представлялся актуальным еще лет десять назад. Сегодня, когда компьютер из разряда «роскоши» перешел в разряд если не «необходимости», то хотя бы обычных предметов – не более «роскошных», чем телевизор или стиральная машина, родителей волнует другой вопрос: «Как защитить ребенка от компьютера?» Примечательно, что компьютер при этом однозначно воспринимается как некая опасность, от которой надо защищать – при этом сами взрослые от компьютера отказываться не спешат, причем это касается и тех, чья работа с компьютером не связана… Но действительно ли компьютер настолько опасен для школьников, как представляется родителям?

Начнем с особенно любимого родителями аргумента: «Компьютер отвлекает от учебы». Вопрос более чем спорный. Конечно, если ребенок просиживает все вечера за монитором, забывая сделать уроки, ничего хорошего в этом нет, но… вспомните свое детство. У вас компьютера не было – но неужели вы ни разу не забыли об уроках, гоняя по двору мяч или зачитавшись книжкой про пиратов? Как бы ни хотелось родителям, интересы детей никогда не будут замыкаться исключительно на школе – мы с вами ведь тоже не зацикливаемся на работе, а ребенку, как и нам надо иногда отдыхать. Если школьник не умеет разумно распределять свое время между учебой и отдыхом, то дело тут не в компьютере, он остается лишь одним из множества «искушений», и не с ним надо бороться, а учить школьника самоорганизации.

Другой распространенный страх – вредное излучение от монитора. Когда-то это опасение было обосновано, но современные мониторы такого излучения уже не дают. Более обоснованным можно считать другое опасение – «компьютер портит зрение». Это связано с мерцанием изображения, к которому человеческое зрение от природы не приспособлено. Но в этом смысле компьютер не более опасен, чем телевизор, а зрение испортить можно даже чтением бумажных книг – но ведь это не заставляет нас отказываться от чтения или оберегать от него школьников, мы лишь учим их определенным мерам предосторожности: не читать при плохом освещении или в положении лежа, держать страницу на определенном расстоянии от глаз.

Для компьютера тоже есть свои правила гигиены зрения. Купите монитор с частотой развертки не меньше 70 Гц, с шагом точки не больше 0,28 мм и шагом полосы не больше 0,25 мм, с антистатическим и антибликовым покрытием. Установите его перпендикулярно к окну, слегка наклонив вниз, не располагайте рядом с монитором блестящие предметы. Если одним компьютером пользуются все члены семьи, высота столика, на котором расположен монитор, должна регулироваться, чтобы каждый пользователь, включая школьника, мог установить его на уровне своих глаз. Объясните ребенку, что монитор должен находиться хотя бы в 50 см, а лучше – в 60-70 см от глаз. Не разрешайте ему проводить в общей сложности больше двух часов в день за компьютером, следите, чтобы через каждые полчаса он делал перерывы на 10-15 минут. Это поможет уберечь школьника и от нарушений зрения, и от проблем, связанных с длительным сидением… но это опять же не чисто «компьютерная» проблема – сидеть можно за книгой, за рисованием, сборкой моделей и другими занятиями, которые родители отнюдь не спешат «предавать анафеме» – все занятия такого рода должны перемежаться физической активностью.

Одна из самых распространенных «страшилок» – пресловутая компьютерная зависимость. Следует сразу внести ясность: такой болезни не существует, медики так и не включили ее в список заболеваний. Причина лежит на поверхности: человек не делает за компьютером ничего такого, чего он не делал бы без него. Если мы признаем компьютерную зависимость – нам придется лечить от разных «зависимостей» и завсегдатаев концертных залов, и любителей чтения, и бабушек, коротающих время на лавочке за разговорами с соседками.

Единственное исключение – компьютерные игры. Игровая зависимость действительно существует, и это тема для отдельного разговора, но зависимость от компьютерных игр – лишь частный ее случай, и в этом плане человек, с головой ушедший в компьютерные игры, ничем не отличается от картежника. Если вы наблюдаете подобное у своего ребенка – бороться с этим нужно, прием с участием психотерапевта, но не следует думать, что стоит убрать компьютер – и проблема решится сама собой: дело не в нем.

Сами же по себе компьютерные игры особой опасности не представляют. Более того, сейчас в армии всего мира все увереннее входят самолеты-беспилотники, управляемые на расстоянии, так вот, навыки, необходимые для управления ими, относительно неплохо оттачиваются на некоторых компьютерных играх. Для школьников можно найти и немало других полезных компьютерных игр – познавательных и развивающих.

Опасаются родители и «дурного влияния» Интернета – пожалуй, не меньше, чем наши родители опасались влияния «улицы». Таких родителей всегда хочется спросить: «А почему вы так уверены, что ваше чадо, едва выйдя в Интернет, сразу кинется искать непристойные сайты?» Тут возможны только два варианта: либо родители так воспитали ребенка, что он интересуется непристойностями, либо он может случайно наткнуться на такие ресурсы, потому что они у родителей в закладках… в обоих случаях проблема отнюдь не в компьютере. Что же касается возможного знакомства со сверстниками-хулиганами и наркоманами, то могу вас успокоить, уважаемые родители: в школе, в которую ходит ваш ребенок, их не меньше, чем в Интернете! А если школьник в Интернете читает стихи или научные публикации – наверное, даже самые строгие родители не будут против.

Итак, компьютер, несомненно, может быть вредным для школьника (и даже для взрослого человека), если использовать его неразумно. Но это можно отнести к любому предмету, при разумном же использовании компьютер для школьников отнюдь не вреден и даже полезен.

Компьютерная техника стала обязательным участником в жизни современных детей.

Все больше времени дошкольники и ученики образовательных учреждений проводят за монитором.

Поэтому родителям важно знать, какое влияние оказывает компьютер на здоровье ребенка, чтобы своевременно принять необходимые меры защиты.

Вред компьютера для детей: миф или реальность?

Компьютер полезен и удобен для обучения и развития детей разных возрастов, но одновременно и опасен для их здоровья. И это отнюдь не миф.

Безопасность компьютера зависит от длительности и целей его использования.

Потенциальные факторы риска следующие:

  • проблемы со зрением;
  • нарушение осанки и другие заболевания позвоночника;
  • заболевания кистей рук, боли в мышцах и суставах;
  • отрицательное воздействие на психику ребенка;
  • хроническая усталость;
  • электромагнитное излучение.

Напряжение органов зрения

Когда глазные мышцы ребенка во время работы за компьютером находятся в длительном напряжении, это приводит к:

  • снижению зрения;
  • болям в голове;
  • чрезмерному утомлению;
  • бессоннице.

Ребенок может жаловаться на:

  • неприятные ощущения в глазах;
  • жжение, покраснения;
  • режущие боли;
  • ощущение песка в глазах.

Эти симптомы говорят о перенапряжении глаз от монитора.

Дело в том, что ребенок должен моргать в норме каждые пять секунд. Но когда он сидит за компьютером, моргание происходит в пять раз реже. Глаза не смачиваются жидкостью, становятся уязвимыми и раздраженными. Со временем это может стать причиной снижения зрения.

Влияние компьютера на ЦНС

С точки зрения влияния на ЦНС вред компьютера может быть еще более пагубным.

В детском возрасте происходит формирование и закрепление главных нервных реакций организма человека на разного рода раздражители.

Разнообразие информации, компьютерных игр, рекламы и прочего контента, которым переполнен интернет, может стать причиной нарушений развития психики ребенка.

После долговременного использования компьютера ребенок становится:

  • апатичным к другим занятиям и играм, не связанным с электроникой;
  • уставшим.

Если единственным любимым занятием малыша становится компьютер и виртуальный мир, то в реальной жизни он теряет способность налаживать общение со сверстниками.

Еще более опасна психологическая зависимость от компьютера. И если симптомы каких-либо других болезней становятся заметны почти сразу, то отрицательное действие компьютера на ЦНС зачастую проявляется в тот момент, когда нужна уже помощь профессионалов.

Негативные последствия для мышц рук

При работе за компьютером у ребенка напрягаются:

  • сухожилия;
  • мышцы рук;
  • мелкие суставы кистей.

Кисти находятся под острым углом к рабочему столу, а клавиши обычно обладают малым подвижным ходом, отчего создается дополнительная нагрузка на руки.

В итоге после долговременной игры, переписки или работы возникает:

  • покалывание;
  • боли в запястьях;
  • онемение;
  • в тяжелых случаях даже судороги;
  • пальцы начинают холодеть из-за нарушения кровообращения.

Все описанные выше симптомы говорят о развитии так называемого «туннельного синдрома кисти или запястья». Данное заболевание представляет собой травму руки, когда нервы ущемляются в запястном канале.

Причинами такого синдрома становятся:

  • неправильное положение рук;
  • некачественная клавиатура;
  • отсутствие ограничений во времени, проведенном за компьютером.

Перенапряжение шейного отдела позвоночника

Долговременное пребывание в одной и той же позе вызывает постоянную нагрузку на одни мышцы, и в то же время отсутствие работы других мышц.

Если постоянная работа рук вызывает боли в кистях и суставах, то отсутствие нагрузки на другие части тела более опасно для растущего организма.

Из-за бездействия мышц спины начинается их деградация, а поскольку обменные процессы в позвоночнике зависят от их работы, следовательно, развиваются и позвоночные заболевания. Разрушаются межпозвоночные диски, следствием чего становится остеохондроз.

Именно в сидячем положении нагрузка на межпозвоночные диски гораздо выше, чем в лежачем или стоячем.

Ряд перечисленных факторов приводит к:

  • грыже межпозвоночных дисков;
  • болям в голове и руках, переходящим к внутренним органам;
  • искривлению позвоночника, особенно если ребенок занимает неправильную позу за рабочим столом.

Другой вред компьютера для детей

Замедление развития интеллекта

Опасность с точки зрения имеет две составляющие.

В первую очередь – не вся информация, присутствующая в интернете, является правдивой.

А с учетом того, что материалы для многих сайтов, даже узкоспециализированных, пишут не профессионалы в этом деле, а обычные фрилансеры, можно поставить под сомнение качество приведенной информации.

Второй аспект – быстрота и доступность получения ответов на запросы в интернете. Этот фактор не дает ребенку развивать собственные способности, более глубоко изучать материал, искать способы решения задач самостоятельно. Знания, которые получает ученик из сети, оказываются поверхностными и в скором времени забываются.

Духовный вред

Компьютер опасен для детей и с точки зрения духовности.

Ведь легкий доступ к сайтам порнографической и пропагандистской тематики способствует деградации и разрушению детской психики и мировосприятия.

Безусловно, некоторые ресурсы имеют защитные коды, но это есть не везде.

Можно лишь догадываться, насколько серьезную опасность для адекватного духовного развития и становления личности несут в себе подобные сайты. Это же касается и ресурсов, несущих шокирующие новости о различных субкультурах, ритуалах, культах.

Электромагнитное излучение

Долговременное электромагнитное излучение, пусть и слабое, способно стать причиной столь серьезных болезней, как:

  • заболевание Паркинсона;
  • опухоли;
  • заболевание Альцгеймера;
  • эректильная дисфункция;
  • нарушение памяти;

Больше всего влиянию излучения подвержены дети. И это дополнительный повод задуматься об ограничении времени, проводимого ребятами за монитором компьютера.

Не только системный блок, но и монитор компьютера способен создавать опасные электромагнитные колебания. Производители современной техники это учитывают, поэтому оснащают переднюю часть мониторов защитными покрытиями. А вот заднюю и боковые части – нет.

Помимо перечисленных факторов, компьютер деионизирует воздух и выделяет в помещение вредные вещества. Эти процессы протекают во время нагревания материнской платы и корпуса.

В комнате, где постоянно работает компьютерная техника, воздух становится сухим, тяжелым для здорового дыхания, деионизированным. У ребенка, пребывающего в такой среде, может развиться аллергия или иные патологии органов дыхания.

Что делать

Чтобы ребенок получал от компьютера только пользу в развитии и обучении без ущерба для его здоровья и самочувствия, важно соблюдать несколько простых рекомендаций.

  1. Использование только современных компьютеров с мониторами высокого разрешения, которые обеспечивают снижение нагрузки на органы зрения, обладают удобной клавиатурой. Не стоит применять устаревшие электролучевые экраны – они опасны не только для глаз, но и для здоровья ребенка в целом.
  2. Правильное обустройство рабочего места ребенка. Большое значение имеет удобство кресла. Желательно, чтобы его высоту можно было регулировать.
  3. Настройка параметров яркости и цветовой палитры экрана, чтобы слишком яркие цвета и блики не утомляли глаза ребенка. Следует уделить внимание настройке красного и синего спектра.
  4. Монитор должен располагаться под прямым углом к источнику света, чтобы избежать возникновения бликов.
  5. Важно следить, чтобы ребенок занимал правильное положение за рабочим столом. Специалисты рекомендуют дистанцию от ребенка от экрана минимум 50 сантиметров. Шея и спина находятся в прямом положении, плечи максимально расслаблены, ноги устойчиво упираются ступнями в пол, не напрягаются. Следует уделить внимание и освещению, но только чтобы свет не создавал блики на экране.
  6. Грамотная организация графика работы (игры) и отдыха. Обязательное условие для детей школьного возраста – делать перерывы каждые полчаса на 15 минут. Во время перерывов – никакого телевизора, телефона и ПК. Лучшие идеи для отдыха – зарядка, упражнения для рук и позвоночника, помогающие снять напряжение в мышцах, помощь родителям по дому.
  7. Безопасное время использования ПК для дошкольников – не более 30 минут в день с перерывами. Рекомендуется установить на компьютере «родительский контроль», чтобы малыш случайно не зашел туда, куда не следует.
  8. Родителям нужно, по возможности, выделить два дня в неделю, когда ребенок вообще не будет пользоваться компьютерной техникой. Но это не должно навредить учебе. К примеру, на каникулах ребенок может и вовсе не подходить к ПК.
  9. Во время работы за компьютером дети тратят энергию. Поэтому важно ее правильно восполнять. В этом поможет сбалансированное питание, обогащенное минеральными веществами и витаминами.
  10. Приучение ребенка к зарядке для глаз. Она состоит из простых упражнений, но обладает высокой эффективностью в профилактике и борьбе с глазными заболеваниями. Можно делать примочки из чайной заварки или отвара ромашки, контрастные компрессы для глаз.
  11. Приобретение компьютерных защитных очков для детей, которым нужно много работать с ПК по учебе. Такие изделия представлены в широком выборе. Есть специальные очки для детей. Но лучше согласовать вопрос их ношения с детским офтальмологом.

Заключение

Не стоит чрезмерно опасаться негативного влияния ПК на ребенка. При грамотном подходе особого вреда электронная техника не принесет. Важно правильно объяснить ребенку, что для игры и работы за компьютером выделено определенное время и условия, и стараться не нарушать установленные ограничения.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы (МБУ ДО ЦВР)

Проектно - исследовательская работа

«Компьютер в жизни школьника:

вред или польза?»

Мельников Илья,

Объединение «Путь к здоровью»

МБУ ДО ЦВР

Руководитель

Палатовская Е.В.,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР

2018 год

Содержание

Введение …………… …………………...…………………………… ………3

Глава I . Что такое компьютер……………………………………………………………..…....….4

Глава II . Влияние компьютера на ребёнка…………………………...………5-11

Глава І V Заключение………………………………...……………………… 13

C писок используемой литературы………………………………………… 14

Введение

К омпьютерный мир так заманчив, красочен и моден . И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышал: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом» . Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

Цель исследования:

    Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.

    Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Гипотеза:

Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

4.Создание памятки работы за компьютером

Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к компьютеру.

Новизна исследования: компьютер появился в нашей жизни совсем недавно и мало кто задумывался о его влиянии на человека.

Глава I . Что такое компьютер

Компьютер - это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее. Прибор, на котором можно:

    писать;

    рисовать;

    играть;

    сочинять музыку;

    общаться;

    управлять роботами;

    и многое другое.

Какие бывают компьютеры?

    Настольные

    Переносные (ноутбуки)

    Компьютеры, встроенные в разные устройства

Кроме настольных бывают суперкомпьютеры, занимающие целую комнату.

Кроме ноутбуков и их упрощённых вариантов - нетбуков бывают и совсем маленькие, карманные компьютеры (их ещё называют: наладонники, КПК - карманные ПК, PDA - Personal Digital Assistant).

Компьютер состоит из четырех основных частей:

Монитор Системный блок

Клавиатура Мышь

Глава II . Влияние компьютера на ребёнка

Еще более 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
Пришел компьютер и в жизнь современного школьника, начал свое победное шествие по школьным урокам. Для большинства родителей компьютер же стал головной болью Самое частое заблуждение, которое можно услышать это – “от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка”. И я в этом убедился, когда провёл анкетирование среди родителей.

В анкетировании приняло участие 25 человек.

На вопрос Согласны ли вы с утверждением, что компьютер приносит больше вред, чем пользу?

19 человек ответили – да

7 человек ответили - нет

На второй вопрос: Перечислите, какой вред приносит компьютер здоровью детей. Были получены следующие ответы:

20 человек - портится зрение

15 человек – искривление позвоночника

17 человек – отрицательное влияние на психику детей.

2 человека – нарушение общего физического развития

Таким образом, можно выделить три основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику. Я решил выяснить действительно ли?

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Разберём три вредных фактора, выделенных родителями. Эти факторы мы изучали как на уроках биологии в классе, так и в объединении «Путь к здоровью»

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у ребёнка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Работа за компьютером заставляет длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей. Что бы этого не было необходимо:

    размер мебели должен соответствовать возрасту и телосложению;

    правильная посадка предполагает: экран монитора должен быть удалён от глаз на расстоянии вытянутой руки;

    не нужно подгибать или вытягивать ноги;

    не надо сутулиться или откидываться на спинку стула.

    надо делать перерывы, во время которых нужно выполнять физические упражнения или погулять на улице и т.д.

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. В разделе биологии «Нервная система человека» и в теме «Привычки» мы изучили некоторые аспекты привычек человека(как положительных так и отрицательных) Выясняется, что к расстройствам человеческого организма, а особенно детского, является, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить.

    1)В работе следует делать перерывы;

    2)Необходимо следить за содержательной стороной игр, сайтов.

    3)Заинтересовать в других видах деятельности, например, посещение кружков, секций.

Из всего выше сказанного главное это сколько времени проводит ребёнок за компьютером. В этом вопросе взрослые должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут в день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

Как же обстоят дела у нас в классе? На вопрос: Сколько времени проводит за компьютером ваш ребёнок? получены следующие ответы:

10 – 15 мин. – 2ч.

30 - 40 мин. – 8ч.

1ч. – 9ч.

1-2ч. – 5ч.

Неограниченно – 1ч

Таким образом, можно сделать вывод, что детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы дети выполняли правила при работе за компьютером.

Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться вред и польза компьютерных игр. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

В анкете на вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что компьютерные игры не приносят пользы? Были получены следующие ответы:

Да – 18 человек

Нет – 7 человек

Я решил опровергнуть и этот факт. «Компьютерные игры приносят только вред».

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (бродилки)

Данные игры развивают быстроту реакции, внимательность и усидчивость.

Стратегии

Замечательный жанр, тренирующий логическое мышление, сообразительность, скорость реакции. В стратегиях, чтобы добиться цели, реально приходится думать, работать над тактикой, своевременно реагировать на действия своего оппонента.

Аркады

Данные игры развивают глазомер, внимание, скорость реакции

Логические

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры ребенок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук.

Симуляторы

основной смысл игр этого жанра это симуляция управления чем либо или имитация чего то. Это может быть симулятор вождения, симулятор охоты, симулятор поезда, симулятор рыбалки и т.д.

Проведя опрос одноклассников, я выяснил, в какие игры предпочитают они играть.

Приведенные ниже факты психологов, которые я нашёл в информационных ресурсах, помогут сделать правильный выбор.

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у детей:

быстроту реакции;

мелкую моторику рук;

визуальное восприятие объектов;

память и внимание;

логическое мышление;

зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать;

аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

добиваться своей цели;

совершенствовать интеллектуальные навыки.

А что же тогда ПЛОХО ?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

В ходе анкетирования также выяснилось, что большинство родителей считают, что:

К омпьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Компьютер, оборудованный средствами мультимедиа способен с довольно высоким качеством воспроизводить, записывать и обрабатывать музыку и видео, в том числе и с обычных аудио- и видеодисков, принимать и записывать радио- и телевизионные программы, служить мольбертом художника и партитурным листом композитора, а также работать с фотографиями. Современные программы позволяют делать это человеку, совершенно незнакомому с программированием.

Телефон, музыкальный и видеоцентр, пишущая машинка, видеоприставка, записная книжка, справочник, энциклопедия - это лишь малая часть функций, которые способен выполнять компьютер

Своим одноклассникам я задал вопрос: Что тебе больше нравится?

    Играть в компьютерные игры?

    Гулять на улице?

    Другое?

И получил следующие ответы.

Можно сделать вывод, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулку, спорт, но признаков зависимости от компьютера нет.

Глава III . Рекомендации

Из всего выше сказанного, хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям.

    Для того, чтобы родители могли контролировать использование

ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном

уровне уметь им пользоваться;

2.Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

3.Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;

4.Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов;

5.Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;

6.Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;

7. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

Глава IV . Заключение

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях/

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки.

Как же поступить - оградиться от современного чуда техники или нет? Вопрос, конечно, сложный, но вполне решаемый. Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Но то же самое можно сказать почти о любой другой вещи, даже о самой, внешне безобидной, детской игрушке. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.

Список используемой литературы

1. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2012 - №8, стр.56.

2.Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2013 - №8, стр.22

3.Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

4.Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 2011г.

5. ,

6. ,

7. .

Лучшие статьи по теме