Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал
  • Главная
  • Windows Phone
  • Какую систему ставить 64 или 86. Windows x64 или x86 - какой ставить

Какую систему ставить 64 или 86. Windows x64 или x86 - какой ставить

Всем привет сегодня расскажу какая разница между Windows x32 и Windows x64 битной системой. Перед установкой новой операционной системы, у многих пользователей часто возникает вопрос, какую версию выбрать и в чем отличие Windows x32 от Windows x64. Начнем с того, что определим, что же такое разрядность системы. Сайт Майкрософт дает следующее объяснение: термины 32-разрядный и 64-разрядный относятся к способу обработки информации процессором компьютера. 32-разрядная и 64-разрядная версии Windows разработаны для использования в компьютерах с 32-разрядными и 64-разрядными процессорами соответственно.

Отличие x86 от x64

64-разрядные версии Windows могут использовать больше памяти, чем 32-разрядные версии Windows. Это помогает минимизировать время, затрачиваемое на обработку процессов в памяти, путем хранения большего количества этих в оперативной памяти (ОЗУ), а не на жестком диске. Это, в свою очередь, может увеличить общую производительность системы. Грубо говоря, 32-х разрядная система видит чуть меньше 4 гб оперативной памяти, больше она увидеть не в состоянии. 64-х разрядная система такого ограничения не имеет. Однако, за более высокую производительность приходится расплачиваться меньшим количеством программ для 64-разрядных операционных систем. Кстати, если для сканера, принтера, звуковой карты или любого другого устройства нет 64-битного драйвера, то вы не сможете использовать его в 64-битном окружении. Хотя сейчас все производители комплектующих и программного обеспечения стараются адаптировать свои продукты для обеих версий систем.

Если установлена 32-разрядная версия Windows, можно выполнить обновление только до 32-разрядной версии Windows. Аналогично, если установлена 64-разрядная версия Windows, обновление возможно только до 64-разрядной версии Windows.

Если подытожить

  1. 32-разрядные системы предназначены для 32-разрядных процессоров, 64-разрядные системы предназначены для 64-разрядных процессоров,
  2. 64-разрядные системы способны поддерживать более высокую производительность, т.к. видят более 4 гб оперативной памяти,
  3. 32-разрядные системы не имеют проблем с несовместимостью программного обеспечения, в отличие от 64-разрядных систем.

Думаю у вас теперь нет вопроса, что выбрать x64 или x86, за сим мы закончим данную заметку и продолжим изучать, другие функции и характеристики системы.

Многие пользователи часто задаются вопросами: «Какую систему мне ставить?», «В чем разница между х86 и х32?» и т. д. Давайте же разложим все по полочкам.

Расскажи, что представляет собой х86?

х86 - это архитектура процессора с одноимённым набором команд, впервые реализованная в процессорах компании Intel. Название образовано от двух цифр, которыми заканчивались названия процессоров Intel ранних моделей - 8086, 80186, 80286 (i286), 80386 (i386), 80486 (i486). Через какое-то время цифровые обозначения новых процессоров стали сменяться именами. Так публика узнала о Pentium и Celeron, но платформа x86 не изменялась вплоть до 2000-х годов, но об этом чуточку попозже.

В начале своего пути х86 архитектура, которая была впервые представлена на i8086, применялась на 16-разрядных процессорах (может хранить 2^16 уникальных значений), имела 16-битные инструкции и внутреннюю 16-битную шину, позже добавили еще внешнюю 8-разрядную шину данных. Дальше события развивались довольно просто - производители увеличивали скорость, количество транзисторов, набор команд и т. д., и так вплоть до выхода 80386(i386) - процессора, который на то время знаменовал собой революцию в мире процессоров x86. Это был первый 32-разрядный процессор, который мог использовать кэш-память, расположенную на внешнем чипе.
Вплоть до анонса AMD64 (аппаратная платформа) архитектура не сильно менялась.
После выхода AMD64 и Intel 64 х86 она подверглась серьезным изменениям.
Процессоры архитектуры поддерживают два режима работы: Long Mode («длинный» режим) и Legacy Mode («наследственный», режим совместимости с 32-битным x86).
Основные достоинства архитектуры x86-64:

  • 64-битное адресное пространство;
  • расширенный набор регистров;
  • привычный для разработчиков набор команд;
  • возможность запуска старых 32-битных приложений в 64-битной операционной системе;
  • возможность использования 32-битных операционных систем.

Теперь, думаю, стоит задать вопрос: «Что такое x32?»

Это 32-битная операционная система, которая ставится на 32-разрядные процессоры. Если брать в качестве примера ОС Microsoft, то первая x32 была Windows 95, которая в полной мере использовала возможности данного процессора и архитектуры (x86). Главным недостатком x32 является невозможность поддержки более чем 4 ГБ ОЗУ. Примечательно, что система в состоянии оперировать только 3 ГБ памяти и 1 ГБ просто проваливается.
Еще существует довольно распространённая ошибка: когда пишут совместимость программ, то указывают x86, подразумевая 32-битную платформу. Это не совсем корректно и только вводит в заблуждение. Лучше всего указывать x86_32bit или x86_64bit. Либо сокращать до интуитивно понятных x32 или x64.

Осталось разобрать, что собой представляет x64?

x86_64bit - это 64-битная операционная система, которая ставится на 64-разрядные процессоры с архитектурой x86-64. “64-битный лейбл” звучит возбуждающе, но в практическом плане это всего лишь хитрый маркетинговый трюк, скрывающий не только достоинства, но и недостатки. В принципе, ее главным достоинством была и остаётся возможность воспринимать до 32 ГБ ОЗУ, что существенно увеличивает производительность. Еще одним плюсом данной ОС есть то, что под ней процессоры на архитектуре х86-64 (Celeron, Core 2, Core i3, Core i5, Core i7) задействуют весь потенциал кристалла. Это возможно благодаря режиму Long Mode. Недостатком же есть увеличение потребляемой оперативной памяти программами, например, тот же Apache на 32-бит потреблял 20 МБ ОЗУ, а уже на 64-бит ОС - приблизительно 50 МБ.

Приветствую, дорогие друзья. Сегодня поговорим, как Вы поняли из заголовка, про разрядность Windows .

Не столь многие пользователи компьютера слышали, что Windows имеет некую разрядность - x32, x64 и x86 и еще меньше пользователей реально знают что это, где это взять\сменить и зачем оно надо. С этими разрядностями связано даже некоторое число мифов.

Пройдясь на днях по интернету я заметил интересную вещь - хоть сколько-нибудь внятной информации по этому вопросу довольно мало, что собственно и подтолкнуло меня к написанию этой статьи.

Вводная про разрядность Windows

Начну, пожалуй, с того, что разрядностей у Windows на сегодняшний день пока две: 32 -бит и 64 -бит, т.е. дистрибутивы делятся на x32 и x64 соответственно. Что же до x86 - это не более чем обозначение 32 -х битной версии (т.е. если Вы увидите x86 , то знайте что речь идет о x32 ). Зачем два названия решительно не понятно, но знайте, что если Вы не устанавливали специально 64 -битную операционную систему, то Ваша Windows имеет 32 -х битную разрядность.

Однако, на всякий случай, посмотреть разрядность в системе можно простейшим способом: находим ярлык"Мой компьютер ", жмем по нему правой кнопкой мышки и выбираем пункт свойства (скриншот ниже актуален для Windows 7 , в случае с Windows XP окно будет немного другим, но смысл тот же):

Давайте разберемся, чем же отличаются дистрибутивы и разрядность Windows x32 от Windows x64 и стоит ли вообще переходить на 64 -бита.

Примечание : не только система, но и программы (и драйвера) имеют разрядность, т.е, бывают 32 -битные и 64 -битные, а посему, следуя тексту ниже, могут видеть и использовать либо ограниченное количество памяти, либо всю.

Стоит ли менять шило на мыло и наоборот?

Основное и едва ли не единственное отличие x64 от x32 в том, что версия x64 может работать с памятью вплоть до 32 Гбайт и запускать одновременно и 64 -битные, и 32 -битные приложения, тогда как традиционная x32 способна адресовать лишь до 4 Гбайт памяти, запускать только 32 -битные программы для которых доступно только 3 Гбайт (говоря проще, даже если в компьютере 4 Гбайт (и более) памяти, то 32 -битная система будет отображать и работать лишь с 3 -мя, а остальная память будет попросту простаивать, ибо ни система, ни программы, попросту её не увидят).

У версии x64 ситуация иная: для 32 -битных приложений доступны все 4 (и более) Гбайт , а для 64 -битных приложений вообще вся оперативная память, которая физически установлена в компьютере. Повторюсь, что 64 -битная система может запускать и те и другие приложения, но не наоборот.

В общих чертах вот так. Остальное - куча технических и не очень подробностей, которые в общем-то не очень то нужно знать, а посему я попросту приведу некоторые итоги, которые объяснят почему стоит\не стоит (решать всё равно Вам) переходить на x64 .

Какую разрядность Windows выбрать и почему

Поехали. Все "за" и "против" перехода на разрядность Windows x64 :

  • 64 -битная версия Windows , формально выглядит и ощущается точно так же, как и обычная 32 -битная, т.е. никаких особенных новшеств и бонусов в ней нет, однако, люди с многоядерными процессорами могут ощутить прирост производительности при использовании такой системы и 64 -битных приложений в ней (что, впрочем, актуально далеко не для всех и не всегда);
  • x64 способна видеть и работать с оперативной памятью 4 и более Гбайт . А вот x32 видит только 3 Гбайта , даже если физически планок оперативной памяти стоит больше. Т.е, люди, которые имеют в компьютере большой запас памяти получат больше производительности на 64 -битной системе и меньше проблем с недостатком оперативной памяти;
  • Не для всех компьютеров и железа в нем, производители выпустили 64 -разрядные версии драйверов, что может стать проблемой при переходе на такую систему. Проверяйте наличие драйверов на сайте производителей мат.платы, видеокарты и тп, возможно, что Вы просто не сможете мигрировать с 32 -разрядной системы;
  • Большинство x32 приложений прекрасно работают в x64 системах, но не наоборот;
  • Формально смысл перехода, в основном, заключается в количестве памяти на борту компьютера. Если меньше 4 Гбайт , то переходить смысла почти нет. Если больше (или хочется поставить больше), то стоит. Естественно, что для большинства систем, приложений и игр актуально правило "Чем больше памяти - тем лучше". Почему? Читайте в моей статье " "
  • Моё мнение - однозначно x64 , ибо большое количество памяти и, бывает, улучшенная производительность для многоядерников, определенно рулит.

Кратенько как-то так.

Хотите знать и уметь, больше и сами?

Мы предлагаем Вам обучение по направлениям: компьютеры, программы, администрирование, сервера, сети, сайтостроение, SEO и другое. Узнайте подробности сейчас!

Как узнать разрядность Windows

Я уже выше говорил как глянуть разрядность, однако, на всякий случай, скажу еще один способ (актуален для Windows XP ):

  1. Нажмите "Пуск - Выполнить ."
  2. Наберите в открывшемся окне: winmsd.exe и нажмите кнопку .
  3. В области сведений в столбце "Элемент " найдите пункт "Тип ". Если система 32-разрядная, то пункт "Тип " будет иметь значение "Компьютер на базе X86 ". Если система 64 -разрядная, то пункт "Тип " будет иметь значение "Компьютер на базе Itanium ".

Это был вариант для тех, у кого способом выше, разрядность не определяется или не указана.

Послесловие

Как-то так. Надеюсь, что теперь Вы знаете про разрядность Windows , если не всё, то куда больше, чем раньше.

Вообще я сторонник прогресса, а все явно идет к полному переходу на x64 системы и приложения. И это хорошо, ибо чем больше памяти и чем она шустрее, наряду с процессором, тем выше производительность и комфортней работать.

Пожалуй, вот так. Если есть еще вопросы пишите в комментариях;)

PS : Мои статьи на тему шустрости x64 -системы вот: " " и вот: " ".

Прежде чем приступать к непосредственному сравнению 32- и 64-битных версий Windows, стоит разобраться в чем отличие между 32- и 64-битными процессорами, операционными системами и программами. Начнем с процессора.

Современные процессоры состоят из большого числа блоков. Непосредственно целочисленными вычислениями занимаются блоки ALU. Естественно, что для хранения входных данных, промежуточных значений и результатов им нужна память. Этой памятью являются регистры. В 32-битных процессоров 8 регистров общего назначения размером в 32 бита. Отсюда и говорят, что процессор 32-битный. В 64-битных процессорах регистров общего назначения в два раза больше и они имеют размер 64-бита. Поэтому и говорят, что процессор 64-битный. Подавляющее большинство современных процессоров являются 64-битными.

На практике это значит, что 64-битный процессор в нормальном 64-битном режиме может работать с 64-битными числами. Что это дает? Это позволяет выполнять различные операции над 64-битными числами без различных ухищрений, а также объединять две простые операции над 32-битными числами в одну сложную, что на практике дает прирост производительности. Также 64-битные процессоры поддерживают режим совместимости. В этом случае они ведут себя как обычные 32-битные процессоры.

Важное замечание: прирост можно получить только при использовании 64-битного набора инструкций х86-64. Кроме блока целочисленных вычислений в процессоре есть еще и блок вычислений с плавающей точкой. Он имеет 80-битные регистры и использует свой набор инструкций х87. Он еще называется математическим сопроцессором. Многие приложения активно его используют. Смена типа операционной системы с 32- на 64-битную никак не повлияют на его работу.

Для того чтобы процессор работал в 64-битном режиме, необходима 64-битная операционная система. Если же установлена 32-битная ОС, то процессор будет работать в режиме совместимости.

С разрядностью регистров также связан максимальный объем памяти, с которой может работать процессор. Это связано с тем, что указатели адресов в памяти тоже могут храниться в регистрах. Если используется 32-битный процессор или 64-битный в режиме совместимости, то длинна адреса памяти ограничена 32 битами. Вот и получается, что адресное пространство ограничено примерно 4 Гб. Поскольку каждое устройство резервирует под себя определенный диапазон адресов, то получается, что система может работать не со всеми 4 Гб оперативной памяти, а с 2.75-3.25 Гб. Иными словами, 32-битные операционные системы могут работать с объемами оперативной памяти до 2.75-3.25 Гб. Существуют, конечно, различные способы обхода этого ограничения, но в настольных системах они не используются.

Ну вот с процессорами разобрались. А как же быть с запуском 32-битных программ в 64-битной системе? Для этого в операционной системе есть два набора системных библиотек: для 32- и для 64-битных приложений. Подобная схема применялась в Windows 95 для работы с 16- и 32-битными программами.

Вот и вся теория в очень упрощенном виде. Теперь перейдем к практической части.

В этой статье тестирование проводилось на ноутбуке Asus N61Vn с процессором Intel Core 2 Quad Q9000, с видеокартой nVidia GeForce GT 240M и с 4 Гб оперативной памяти DDR3-1066. Для сравнения использовались 32- и 64-битные версии Windows Vista SP2 с последними обновлениями. Версии драйверов использовались те же (с поправкой на битность. Для 32-битной системы - 32-битная версия драйвера, для 64-битной - 64-битная версия видеодрайвера). На 32-битной Windows Vista было доступно около 3Гб оперативной памяти, на 64-битной - 4 Гб. Причины указаны выше.

Это тестирование условно можно разделить на две части:

  1. Сравнение производительности обычных 32-битных программ на 32- и 64-битной Windows;
  2. Сравнение производительности 32- и 64-битной версий программ на соответствующей версии Windows.

Сравнение производительности обычных 32-битных программ

В этой части будет рассмотрено какой же прирост даст переход на 64-битную Windows. На данный момент большинство игр и программ не имеют специальных 64-битных версий, которые оптимизированы для использования на 64-битных версиях Windows. Иными словами, в этой части будет показана разница в производительности большинства программ и игр, которые доступны на данный момент. Также стоит учесть что 32-битная система работает с 3 Гб памяти, а 64-битная - с 4 Гб.

Для этой части тестирования использовались такие приложения:

  1. 3DMark03 3.6;
  2. 3DMark05 1.3;
  3. 3DMark06 1.1;
  4. PCMark05 1.2.

Настройки по-умолчанию. Разрешение экрана 1024х768:


Результаты тестирования в 3DMark05

Настройки по-умолчанию. Разрешение экрана 1280х720:


Результаты тестирования в 3DMark06

3. Результаты тестирования в PCMark05

Поскольку этот тест включает несколько отдельных тестов, то имеет смысл подать их по-отдельности.


Общий результат в PCMark05


Производительность процессора в PCMark05


Производительность памяти в PCMark05

Дополнительный гигабайт оперативной памяти у 64-битной системы делает свое дело.


Производительность графики в PCMark05


Производительность винчестера в PCMark05

Итоги этой части тестирования

Все вполне ожидаемо. 64-битная система в большинстве чуть медленней за счет использования режима совместимости с 32-битными программами. Дополнительный гигабайт памяти не спасает ситуацию. Перейдем ко второй части тестирования.

Лучшие статьи по теме