Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Какая частота обновления нужна мониторам. Частота обновления экрана - какая лучше? Какую частоту экрана ставить

Основное внимание Читального зала сконцентрировано на мониторе — базовом устройстве для работы с компьютерной графикой и его главных характеристиках (тип, размер, разрешение).

Существуют и другие свойства монитора, которые не менее важны для практической работы.

Шаг точки (зерно)

Расстояние между центрами соседних пикселов на экране. Указывается в миллиметрах (0.26, 0.25, 0.24). Чем меньше этот параметр, тем выше качество изображения.

Размер рабочей области экрана

Размер экрана принято указывать величиной диагонали в дюймах. У ЖК и ГП мониторов номинальный размер диагонали экрана равен видимому, а у ЭЛ мониторов видимый размер всегда меньше физического размера электронной трубки. Так, например, ЭЛ монитор 17" имеет размер рабочей области 15.5"-16" .

Частота регенерации экрана

Электронный луч “разворачивает” изображение, пробегая пикселы по строчкам. Частота перехода на новую строку называется частотой строчной (горизонтальной) развертки. Частота перехода из нижнего правого угла в верхний левый, называется частотой кадровой (вертикальной) развертки.

Частота измеряется в герцах (Гц). Один герц соответствует одному циклу в секунду.

При малой частоте регенерации экрана (частоте кадров) возникает мерцание изображения. Оно приводит к утомлению глаз, головным болям, ухудшению зрения. Минимально безопасной частотой (по стандарту ТСО"99) для лучевых мониторов считается 85 Гц.

В ЭЛ мониторах в каждый момент времени может гореть только один пиксел, тот, на который попадает электронный луч. Мы видим полное изображение благодаря послесвечению люминофорного покрытия.

В ЖК и ГП мониторах активны все пикселы экранной матрицы одновременно. В мониторах этого типа нет рисующего электронного луча. Тем не менее, регенерация экрана тоже происходит циклами. Частоту этих циклов можно, в какой-то мере, сопоставить с частотой кадровой развертки лучевых мониторов. Частота регенерации в 60 Гц для ЖК экранов является достаточной для того, чтобы изображение было немерцающим.

Другие характеристики монитора

На качество изображения влияют и такие свойства мониторов:

  • Фокусировка. Электронный луч должен фокусироваться точно на люминофорном покрытии экрана (а не перед или за ним). Иначе будут засвечиваться соседние пикселы. Изображение при этом перестает быть четким, пикселы смазываются или двоятся.
  • Сведение. В цветных мониторах каждый пиксел состоит из трех цветообразующих крупинок люминофора (красный, зеленый, синий), и по экрану пробегает не один, а три электронных луча. Для получения правильной цветовой передачи необходимо, чтобы каждый электронный прожектор подсвечивал люминофоры строго своего цвета.
  • Геометрия. Формы фигур не должны искажаться.
  • Цветопередача. Цветовая гамма должна передаваться верно.
  • Муар. Это явление интерференции (наложение друг на друга излучения соседних пикселов). Муар проявляется в виде контурных линий, волн, ряби, разводов.
  • Запас яркости и контрастности.
  • Качество антибликового покрытия.

Если перед вами стоит задача о покупке качественного монитора, то прежде чем идти в магазин, поищите в Интернете статьи по ключевой фразе “как выбрать монитор” . Вы обнаружите массу полезной информации. Аналогичная ключевая фраза годится и при выборе модели принтера, сканера, другого компьютерного оборудования. Впрочем, можно поискать рекомендации по выбору пылесоса. Интернет неисчерпаем и для домашних хозяек!

Практикум

Практимум продолжает наращивание навыков векторного редактирования в графической машине редактора Word: построение объекта; изменение размеров, формы, свойств фигуры; группировка объектов в один составной объект; перемещение по третьему измерению (передний, задний план).

Для выполнения задания 2 (“Читаем мысли”) используйте набор картинок из третьей книги:

.\write\work\unit15\pic\person\

Фазы построения Железного Дровосека, описанные в задании 3, можно найти по адресу:

.\draw\work\unit02\

Файл дровосек1.doc (заготовки деталей) можно предложить детям для быстрого старта.

Ответы на вопросы

  1. Каким английским словом обозначают электронное оборудование компьютера?

    Ответ. hard

  2. Каким английским словом обозначают программное обеспечение компьютера?

    Ответ. soft

  3. Какие типы мониторов вам известны?

    Ответ.

    • Электронно-лучевые
    • Жидкокристаллические
    • Газоплазменные
  4. Объясните принцип действия электронно-лучевых мониторов.

    Ответ. Электронный луч пробегает по экрану, засвечивая крупинки люминофора (затем они светятся некоторое время сами). Если частота кадров небольшая, крупинки успевают погаснуть, не дождавшись нового прохода луча, экран мерцает.

  5. Расскажите про достоинства и недостатки электронно-лучевых мониторов.

    Ответ.

    Недостатки. При длительной работе могут причинить вред здоровью. Большие: вес, габариты, энергопотребление.

    Достоинства. Хорошее качество изображения, невысокая цена.

  6. Объясните принцип действия жидкокристаллических мониторов.

    Ответ. Экран — матрица из жидких кристаллов. Каждый кристалл моделирует точку (пиксел) изображения. Матрица освещается лампами подсветки. Кристаллы пропускают свет в зависимости от поданного на них электрического напряжения.

  7. Расскажите про достоинства и недостатки жидкокристаллических мониторов.

    Ответ.

    Достоинства. Нет вредного излучения, “сжигания” кислорода в помещении, мерцания экрана. Малые: вес, толщина, энергопотребление. Отличная четкость изображения.

    Недостатки. Цветопередача и яркость зависит от угла зрения. “Смазанность” быстрых движений на экране. Высокая цена.

  8. Объясните принцип действия газоплазменных мониторов.

    Ответ. Экран — матрица из ячеек, заполненных газом. Каждая ячейка моделирует точку (пиксел) изображения. Ячейка излучает свет, под воздействием высокого напряжения.

  9. Расскажите про достоинства и недостатки газоплазменных мониторов.

    Ответ.

    Достоинства. Нет вредного излучения, “сжигания” кислорода в помещении, мерцания экрана. Малые: вес, толщина. Отличная четкость изображения.

    Недостатки. Большой размер пиксела. Очень высокая цена и энергопотребление. Сравнительно небольшой срок службы.

  10. Для чего служит видеокарта?

    Ответ. Видеокарта управляет выводом изображения на экран компьютера.

  11. Как влияют характеристики видеокарты на вывод изображения?

    Ответ. От качества видеокарты зависит скорость обработки видеоинформации, четкость изображения, число цветов на экране и разрешение, в котором будет работать монитор.

  12. Что такое разрешение экрана?

    Ответ. Число пикселов на экране.

  13. Могут ли мониторы работать в разрешении, отличном от их физического разрешения?

    Ответ. Да, но качество изображения при этом ухудшается. Особенно сильно это заметно на матричных мониторах.

  14. Как и в чем измеряют размер экрана монитора?

    Ответ. Размер экрана указывают величиной его диагонали, выраженной в дюймах.

  15. В чем неудобство маленьких мониторов?

    Ответ. В графическом редакторе много места на экране занимают инструментальные панели, а для рисунка остается мало места.

  16. Какие типы принтеров вам известны?

    Ответ. Наиболее известные типы принтеров:

    • матричные
    • струйные
    • лазерные
  17. Объясните принцип работы матричного принтера.

    Ответ. Изображение на бумагу наносится при помощи красящей ленты, в которую ударяют иголочки печатающей головки. Бумага двигается вверх, а печатающая головка перемещается по ее ширине слева направо.

  18. Расскажите про достоинства и недостатки матричных принтеров.

    Ответ.

    Достоинства. Невысокая цена принтера и расходных материалов. Печать под копирку.

    Недостатки. Среднее качество печати, один цвет (правда, есть принтеры с многоцветной красящей лентой), высокий уровень шума.

  19. Объясните принцип работы струйного принтера.

    Ответ. Аналогичен матричному, но вместо красящей ленты и иголок работают сопла, распыляя на бумагу цветные чернила.

  20. Расскажите про достоинства и недостатки струйных принтеров.

    Ответ.

    Достоинства. Хорошее качество печати. Цена меньше, чем у лазерных принтеров. Шумят гораздо меньше, чем матричные принтеры.

    Недостатки. Качество печати хуже по сравнению с лазерным принтером, требовательны к качеству бумаги.

  21. Объясните принцип работы лазерного принтера.

    Ответ. Изображение наносится лазером на специальный барабан, который затем посыпается красящим тонером. Оттиск на бумаге, оставленный барабаном, закрепляется горячим роликом.

  22. Расскажите про достоинства и недостатки лазерных принтеров.

    Ответ.

    Достоинства. Отличное качество печати. Бесшумная, скоростная работа.

    Недостатки. Цена существенно выше, чем у струйных принтеров.

  23. Для чего предназначен сканер?

    Ответ. Сканер позволяет ввести в компьютер изображение: фотографию, страницу журнала, книги, рукопись.

  24. Объясните принцип работы сканера.

    Ответ. Изображение считывается световым лучом. Отраженный луч преобразуется в электрический сигнал, поступающий на вход компьютера.

  25. В чем отличие ручного сканера от планшетного?

    Ответ. Ручной сканер перемещает по оригиналу пользователь. В планшетном сканере оригинал укладывается на стекло и каретка с источником света перемещается автоматически.

Здравствуйте уважаемые читатели блога www.сайт . Сегодня мы продолжим разбираться с компьютерным видео.

Достаточно запустить в нем на воспроизведение интересующий видеофайл и открыть окно “Свойства” через меню “Файл”, или из контекстного меню по правому клику мышью на окне плеера, или по комбинации клавиш “Shift + F10” . Кому как удобнее. Воспроизведение фильма можно при этом остановить.

На вкладке “Подробно” окна “Свойства” , которая открывается по-умолчанию, представлена вся интересующая нас информация о медиафайле.

Если ее недостаточно, можно перейти на вкладку “MediaInfo” и получить более подробные сведения о всех записанных в файле потоках и даже сохранить эту информацию в текстовом файле.

32-разрядная версия MPC-HC занимает на диске около 35 Мбайт, 64-разрядная около 50-ти. Думаю, что сегодня такие объемы никого не остановят.

Мой совет владельцам компьютеров с 64-разрядными системами не торопиться с установкой соответствующей версии MPC-HC. Дело в том, что некоторые расширенные возможности этого медиаплеера, о которых мы будем говорить ниже, доступны сегодня только для 32-разрядной версии.

Автоматическая настройка кадровой частоты дисплея

Описанные выше ручные способы настройки дисплея хороши в том случае, когда кадровую частоту приходится изменять не так часто. Например, если вы планируете продолжительное время работать с видеоконтентом, записанным в системе PAL, то можно смело установить 50 Гц как основную частоту обновления монитора.

На практике такое случается далеко не всегда. Чаще приходится воспроизводить видео, записанное в различных форматах. Естественно, каждый раз вручную регулировать refresh не слишком удобно.

Нельзя ли автоматизировать этот процесс? Оказывается можно. И даже нужно.

  • Переключение режима монитора в Media Player Classic Home Cinema

Запускаем MPC-HC (в данном случае его разрядность 32 или 64 значения не имеет) и открываем в меню “Вид –> Настройки” или просто нажимаем на клавиатуре “O”.

Настраиваем таблицу режимов примерно так, как показано на рисунке. Естественно, будут доступны только те режимы, которые поддерживает ваш дисплей в соответствии с информацией из EDID.

После завершения настройки таблицы отмечаем “Переключать режим монитора в полноэкранном режиме”, сохраняем и перезапускаем медиаплеер.

Теперь всякий раз при переходе в полноэкранный режим при воспроизведении фильма плеер будет автоматически переключать частоту обновления дисплея в соответствии с параметрами видео.

Если вам посчастливилось и ваш монитор имеет набор частот, аналогичный представленному в таблице, то можно считать, что задача плавного воспроизведения любого видео полностью решена (разумеется, если нет проблем с быстродействием компьютера).

  • Как правильно оценить качество воспроизведения видео

После того, как частота обновления монитора настроена желаемым образом, самое время объективно оценить полученный результат.

Для более-менее объективной визуальной оценки плавности показа видеоконтента, в нем стоит поискать сцену, на которой есть не очень быстро и равномерно перемещающийся объект. Хорошо подходит, например движущийся автомобиль.

Однако найти такую подходящую для оценки сцену бывает не всегда просто.

Если использовать для просмотра видео MPC-HC, то задачу можно сильно упростить. В состав данного медиаплеера включены два весьма полезных инструмента.

Один из них, очень простой и эффективный, называется “Тест дрожания” . Вызывается он из меню “Вид –> Настройки рендеринга –> Тест дрожания” или по комбинации клавиш “Ctrl + T”. В результате на экране появятся две вертикальные линии, перемещающиеся слева направо.

Если воспроизведение настроено правильно, перемещение линий будет абсолютно плавным. Если имеет место их подергивание, значит что-то получилось не так. Помимо плавного движения линии должны быть абсолютно прямыми и не иметь разрывов и смещений по высоте.

Второй показывает статистику воспроизведения видеоконтента. Вызывается он из меню “Вид –> Настройки рендеринга –> Показать статистику” или по комбинации клавиш “Ctrl + J”.

Из представленного рисунка видно, что помимо интересующих нас сегодня в первую очередь частот кадров видео (Frame rate) и обновления монитора (Refresh rate), выводится большое количество других параметров, характеризующих процесс рендеринга.

На графике в нижней правой части экрана визуализируются параметры, отражающие плавность воспроизведения. В идеале обе линии должны быть абсолютно ровными. Периодические и внезапные отклонения этих графиков вверх или вниз от горизонтальной оси говорят о неплавном воспроизведении.

  • Переключение режима монитора с помощью рендера madVR

Режим монитора можно переключать не только при переходе на полный экран, но и в оконном режиме в момент начала воспроизведения фильма. Это может оказаться ценным, например в случае, когда есть желание комфортно просматривать некий видеоконтент в окне и заниматься параллельно на компьютере чем-либо еще.

Для того, чтобы иметь такую возможность, необходимо дополнительно установить расширенный рендер madVR .

MadVR — самостоятельное приложение, написанное Матиасом Рауэном (Mathias Rauen). Его целью является улучшение качества обработки и визуализации видео за счет точного преобразования цветового пространства и качественного масштабирования изображения с использованием возможностей процессора видеоадаптера (GPU).

Сегодня существует только его 32-разрядная версия. Соответственно, медиаплееры, в которые включена поддержка madVR, также должны быть 32-разрядными. Именно поэтому я рекомендовал выше установить именно такую версию MPC-HC.

После распаковки архива в любую постоянно доступную системе папку, нужно найти в ней и запустить с правами администратора файл install.bat.

Более подробно о настройках madVR мы поговорим в следующий раз. Сегодня ограничимся только той частью, которая отвечает за регулировку частоты кадровой развертки дисплея.

После того, как вы выполните install.bat, в меню программ Windows ничего нового не появиться. Хитрость заключается в том, что до конфигурации madVR можно добраться исключительно в процессе воспроизведения видеофайла с использованием данного рендера.

Открываем настройки MPC-HC и выбираем в качестве видео рендера madVR.

Запускаем на воспроизведение в MPC-HC любой видеофайл и ищем в трее значок madVR — .

Кликаем на значок любой кнопкой мыши и находим в появившемся окне “Edit madVR settings” .

Единственное, что нужно сделать, это прописать с поле “list all display modes …” режимы, реально поддерживаемые вашим монитором (вопрос о том, как их узнать, мы уже обсудили выше).

В следующей секции выбираем в какой момент нужно восстанавливать исходную частоту обновления монитора (можно и не восстанавливать).

Ниже в данном окне представлены примеры правильного написания режимов и пояснение, что частота кадров 23,976 в секунду обозначается как “23”.

После сохранения сделанных настроек перезапускаем воспроизведение видео и наслаждаемся полученным результатом. Если все было сделано правильно, видео теперь будет воспроизводиться плавно не только в полноэкранном режиме, но и в оконном.

Необходимо иметь в виду, что в момент переключения частоты развертки изображение на экране будет на непродолжительное время пропадать. Это совершенно нормально.

19 комментариев

    Александр! После того, как прочитал первую вашу статью на эту тему, с нетерпением ждал продолжения. И не обманулся со своими ожиданиями. Отлично подобранный и доходчиво изложенный материал. А главное, какая польза! Настроил у себя все как описано и результат превзошел все ожидания. Правильно Вы говорили — смотреть PAL видео с компьютера на мониторе или телевизоре c исходной частотой обновления 60 Гц и измененной на 50, это как небо и земля. Большое спасибо. Помогли «повысить качество жизни» реально. Жду продолжения.

    • Антон, большое спасибо за Ваш комментарий. Очень рад, что мои статьи оказались полезными. По срокам продолжения уже ответил выше.

    Приветствую.
    При выставленной частоте обновления 60 Гц резкость изображения начинает теряться через 30 мин, мелкие буквы становятся нечитаемыми пятнами. При переводе в 50 Гц такого не наблюдается.
    Монитор benq 27″.
    Серъезная проблема?

    • Припоминаю, что много лет назад была похожая проблема на партии мониторов, причем именно Benq. Вот не поручусь только сегодня, что мазать они начинали после прогрева, а не сразу. Решали проблему через сервисный центр. Если это действительно виноват монитор, конечно. Я бы для начала подключил ваш монитор к другому компьютеру и погонял. Если повторится, значит точно дело в нем.

    У меня телевизор lg42lm669t. Видеокарта gtx570,проц i5-3570k. Проигрыватели использую tmt5,powerdvd15. Сколько всего перерыл,так и не справился с проблемой троения при быстрых движениях. При установке в 24кадров в сек в меню nvidia,ухудшается качество изображения,картинка идёт плавно,но с определённым интервалом останавливается на доли секунд. Хотя явно дело не в плеерах. Ведь воспроизведение в браузере так же тормозят,а как настроить систему не теряя качества картинки? Как понимаю невозможно?

    • Анатолий! Ну почему же невозможно? Оборудование более чем подходящее. Главное чего надо добиться, это согласовать частоту кадров воспроизводимого видео с частотой обновления монитора или телевизора. Плавность воспроизведения от плеера и его настроек очень даже зависит. Браузер — это вообще совершенно отдельная песня. Как Вы уже наверняка поняли, я много лет с неизменным успехом использую MPC-HC. Установите его и настройте так, как описано в статье. И будет Вам счастье.

      устанавливать нужно 23гц.
      и если экран поддерживает этот стандарт, ему будет транслироватья 23.976.
      плюс, к сожалению, проблема с драйверами, они тоже мутят воду.
      поэтому рекомендация устанавливать в драйвере 23, а лучше 59гц из стандартных частот монитора, если таковых нет — создать пользовательское разрешение, но уже с 23.976 и 59.94.
      но и это может не помочь. помню, у amd и у nvidia были какое-то время настройки вроде сглаженного воспроизведения видео без выпадающих кадров — это тоже мутная тема и какой-то костыль.
      недавно попробовал hd graphics intel-а. он абсолютно адекватно, и максимально гладко отображает видео без всяких костылей, адекватно определяет частоту, и при выборе 23 и 59гц транслирует по стандарту 23.976 и 59.94. гладко настолько, насколько вообще это возможно. так что проблема в драйверах и лени их разработчиков. лет 10-15 назад таких проблем не было, а с какого-то времени началось и у amd и у nvidia.

    Так и не понял где написано какие режимы поддерживает монитор, ссылку бы оставил хотя бы, вообще ничего не понятно. Слишком все подробно во всех частях аж до того, что ничего не понятно. Нет бы написать «чтоб сделать плавное воспроизведение надо тыкнуть тут, тут и тут, перейти сюда и тыкнуть тут». вообще не понятно. и SVP этот блин установил, и все равно все дергается да плюс еще и артефакты появляются которые в глаза бросаются. Лучше бы видео сняли как все делать а не кидаться словами «делаем всего лишь вот это, а как это сделать мы обсуждали выше» Где бл*ть выше, там дох*я чего написано. Бомбит сука.

    • Владислав, а что именно не понятно то? В цикле из 4-х статей есть ответы на все ваши вопросы. Хотите настроить качественное воспроизведение, читайте и применяйте новые знания применительно к вашей системе. А «тыкнуть тут, тут и тут» не получится. Например, для большого монитора или телевизора один подход, для ноутбука совсем другой.

    //Все последующие попытки изменить эту частоту на более высокую с целью достижения большей плавности движения на экране до сих пор успехом не увенчались.

    Да ну… Какого года статья?:) Про IMAX не слышал не?:))

    Ставьте 59гц, или настройте подходящую частоту через драйвер видеокарты пользовательское разрешение.
    И не будет никаких дерганий ни при 24 кадрах, ни при 30.
    Выключите вертикальную синхронизацию.
    Любые рывки, полосы или разрывы — признак неверно работающей синхронизации видюхи с монитором. Это нужно исправлять и так быть не должно.
    _)
    В качестве референсного проигрывателя установите mpc-hc, в настройках вывода evr буферы 5. Также можно включить аппаратное ускорение в настройках встроенного видео кодека. Субтитры — внешний обработчик. Все остальное — по-умолчанию и не менять.

    • Лучше, и по-нормальному 120гц или 240гц.
      Но благодаря производителям мониторов и интерфейсов к ним, мы смотрим на мыло, которое получается, когда реал-тайм транслируют со скоростью 60гц.
      Как результат, любое движение = мыло, чем быстрее, тем больше мыла.
      При записи оно тоже возникает, но при воспроизведении еще добавляется.
      Это особенно явно заметно в 1080p и 4К при высоком битрейте.
      Ну недостаточно 60гц для движения, никак.
      Даже если смотрим исходник с 24мя кадрами, транслироваться-то они должны в реал-тайме, а реал-тайм это намного быстрее, чем 60 раз в секунду.

  1. В мозгу бэдлам от таких статеек!) Даже пояснить трудно на вашем умудренном языке мою проблему.
    После 5 лет пользования комбайном JetAudio, решил перейти на VLC, так как все его прямо боготворят. Но после инстала VLC, я пометил что он не имеет того что имеет JetAudio , даже самого простого — прошить фото к mp3 песни.
    Для интереса роюсь уже третий день в настройках VLC и вижу что там столько все го ненужного, ей богу! Ну зачем большинству такое количество функций? И самое интересно то, что нет в инете даже всей инструкции по каждой из этих пунктов и подпунктов. Не имеет такого понятного и разнообразного перекодирования видео и аудио файлов как JetAudio. Такие тяжелые файлы как m2ts он воспроизводит с рывками и торможениями. И для того чтобы избавится от них пришлось перечитать несколько статей, как эту — http://sysadmin-arh.ru/vlc-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82-%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D1%80-%D0%B0-%D0%BD%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80/#comment-1335 Точнее VLC имеет много чего, даже больше (разных фильтров, модулей вывода….), но все эти настройки кроме того что не нужны, зарыты глубоко в «расширенные настройки» и обычному пользователю что бы туда добраться и найти необходимую функцию нужно приложить немало времени, ведь и так большинство пользователей туда очень редко добираются так как не понимают что за что отвечает:). А в JetAudio все фичи на самом проигрывателе стоят.
    Почему я решил поменять JetAudio? Я не могу никак настроить что бы нормально воспроизводилось видео с сохранением соотношении сторон. Нет, всё в настройках по умолчанию — «сохранять исходное соотношение видео», но само видеорамка скачет с боков и сверху/снизу, незначительно. Когда играет клип видно что обрезается кадр — не видно часть надписи исполнителя клипа. По умолчанию в общих настройках установлено было «EVR улучшенное отображение Vista и 7» — http://funkyimg.com/i/2o7sc.png
    Когда я поставил на «VMR-9: микшированое видео DirectX9 (XP и Vista)» — http://funkyimg.com/i/2o7tf.pngвсё стало нормально — ничего не обрезает, видно текст на клипах без обрезки. Но я заметил что немножко хуже качество, появились видимые пиксели, немножко. Может быть надо поставить какой то фильтр?? — http://funkyimg.com/i/2o7to.png
    Использую JetAudio как для музыки так и для видео. Может это и наивно, но я хочу один плеер для видео всех мастей без косяков и основных форматов музыки. И JetAudio как раз меня устраивал и нравился, но как я сказал выше есть косяки. В инете есть как много позитивного так и отрицательного относительно к VLC, и я сам уже некоторые баги для себя (подчеркиваю — для себе) нашел в нем.
    Мои параметры: ноутбук HP Pavilion g6, http://funkyimg.com/i/2o8ww.jpg / http://funkyimg.com/i/2o8wC.png /

Монитор (дисплей) – устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Различают мониторы на электронно-лучевых трубках и жидкокристаллические. Его основными потребительскими параметрами являются: размер мониьора и размер точки экрана, максимальная частота регенерации изображения.

Размер монитора измеряется между противоположными углами трубки кинескопа по диагонали. Единица измерения – дюймы. Стандартные размеры: 14"; 15"; 17"; 19"; 20"; 21". В настоящее время наиболее универсальными являются мониторы размером 15 и 17 дюймов, а для операций с графикой желательны мониторы размером 19–21 дюйм. Выделяют три принципиально различающихся разновидности мониторов – на базе электронно-лучевой трубки (CRT), газоразрядные и жидкокристаллические (TFT). Два последних вида благодаря своей конструкции не выделяют излучения, в отличие от моделей с электронно-лучевой трубкой.

Размер точки экрана или шаг маски (0,25-0,27) – изображение на экране состоит из точек, размер которых колеблется от 0,24 до 0,27 мм. Чем меньше размер точки экрана, тем четче и точнее полученное изображение;

Частота регенерации, или частота кадров, изображения показывает, сколько раз в течение секунды монитор может полностью сменить изображение (поэтому ее также называют частотой кадров). Этот параметр зависит не только от монитора, но и от свойств и настроек, хотя предельные возможности определяет все-таки монитор.

Частоту регенерации изображения измеряют в герцах (Гц). Чем она выше, тем четче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз, тем больше времени можно работать с компьютером непрерывно. При частоте регенерации порядка 60 Гц мелкое мерцание изображения заметно невооруженным глазом. Сегодня такое значение считается недопустимым. Минимальным считают значение 75 Гц, нормативным – 85 Гц, комфортным – 100 Гц и более.

Качество изображения, которое пользователь видит на экране монитора, во многом зависит не только от самого монитора, но и от контроллера, который управляет работой монитора. Такой контроллер называется видеоконтроллер (видеоадаптер, видеокарта). Это электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой монитора. Основным компонентом видеокарты является память, где хранятся передаваемые процессором числа, характеризующие каждый пиксель монитора. Для видеоадаптеров на сегодняшний день применяется память только одного типа – DDR (динамическая оперативная память). Цифроаналоговые преобразователи преобразуют эти числа в аналоговые сигналы, необходимые для работы монитора. Для ускорения процесса обработки видеоданных и разгрузки при этом центрального процессора ЭВМ современные видеокарты имеют свой собственный видеопроцессор. Видеокарта может быть интегрирована в системную плату или подключаться к специальному разъему – AGP-порту – ускоренный графический порт. Обязательно присутствует на карте и разъем для подключения монитора. Видеокарта может содержать в себе TV-тюнер (устройство для приема телевизионного сигнала), видеовыходы для второго (и даже третьего) монитора, разъемы для подключения антенн.

К основным характеристикам видеоадаптера можно отнести следующие:

1. Чипсет – NVIDIA Riva TNT, NVIDIA GeForce, RADEON

2. Объем памяти – 16 – 512 Мбайт

3. Выход на телевизор – наличие TV-тюнера

4. Наличие видеоускорителя – возможность построения изображений без выполнения математических вычислений в основном процессоре компьютера, а чисто аппаратным путем – преобразованием данных в микросхемах видеоускорителя. Видеоускорители бывают двух типов – ускорение плоской (2D) и трехмерной графики (3D).

5. Возможность подключения второго монитора.

Краткая характеристика периферийных устройств ввода информации (клавиатура, манипулятор мышь, сканер), их назначение

Клавиатура – клавишное устройство ввода в персональный компьютер алфавитно-цифровых (знаковых) данных и команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. Клавиатура имеет свой порт на задней панели системного блока. Данная микросхема находится на основной плате компьютера внутри системного блока.

Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам

Группа алфавитно-цифровых клавиш предназначена для ввода знаковой информации и команд, набираемых по буквам. Каждая клавиша может работать в нескольких режимах (регистрах) и, соответственно, может использоваться для ввода нескольких символов. Переключение между нижним регистром (для ввода строчных символов) и верхним регистром (для ввода прописных символов) выполняют удержанием клавиши SHIFT (нефиксированное переключение). При необходимости жестко переключить регистр используют клавишу CAPS LOCK (фиксированное переключение). Если клавиатура используется для ввода данных, абзац закрывают нажатием клавиши ENTER. При этом автоматически начинается ввод текста с новой строки. Если клавиатуру используют для ввода команд, клавишей ENTER завершают ввод команды и начинают ее исполнение.

Для разных языков существуют различные схемы закрепления символов национальных алфавитов за конкретными алфавитно-цифровыми клавишами. Такие схемы называются раскладками клавиатуры. Переключения между различными раскладками выполняются программным образом – это одна из функций операционной системы. Соответственно способ переключения зависит от того, в какой операционной системе работает компьютер. Например, в системе Windows для этой цели могут использоваться следующие комбинации: левая клавиша ALT+SHIFT или CTRL+SHIFT. При работе с другой операционной системой способ переключения можно установить по справочной системе той программы, которая выполняет переключение.

Манипуляторы (мышь, трекбол и др.) – специальные устройства ввода и управления, облегчающие взаимодействие пользователя и ПЭВМ.

Манипулятор мышь бывает трех видов: механическая, оптическая и оптическая беспроводная. Несмотря на большое разнообразие форм и размеров, мыши имеют единые принципы работы. При перемещении мыши по поверхности это перемещение преобразуется в последовательности импульсов, передаваемых в ПК. При нажатии кнопок мыши их код также передается в ПК, где специальная программа управления мышью (драйвер мыши) преобразует последовательности импульсов и коды нажатия кнопок в определенные действия. В зависимости от способа определения перемещения – механического, связанного с перемещением частей устройства, или оптического, основанного на фиксации перемещения с помощью оптических приборов, различают соответственно механические и оптические мыши. Принцип работы мыши заключается в следующем.

При перемещении мыши по поверхности расположенный в ее основании шарик начинает вращаться, приводя в движение расположенные внутри корпуса ролики. Эти ролики смонтированы относительно друг друга под углом 90° и, соприкасаясь с шариком, могут вращаться только по часовой или против часовой стрелки, преобразуя произвольное движение шарика в движение в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (X и Y). При перемещении мыши строго горизонтально или строго вертикально приводится в движение только один из роликов, показывающий движение либо в направлении X, либо в направлении Y соответственно. Электронные схемы мыши преобразуют движения роликов в последовательности импульсов, передаваемые в ПЭВМ.

Оптическая мышь, в отличие от механической, не имеет никаких движущихся элементов, а для фиксации перемещения используются оптические приборы.

Сканеры

Для ввода в ПЭВМ текстовой или графической информации наиболее часто используется устройство, называемое сканером. Он создает оцифрованное (переводит аналоговое изображение в цифровое) изображение документа и помещает его в память компьютера.

В настоящем существует два основных типа сканеров: ручной и настольный. Однако встречаются и комбинированные модели. С ручными сканерами сталкивался почти каждый. Например, сканеры штрих-кодов, используемые в супермаркетах. Но существуют модели и для домашнего применения.

Для того чтобы ввести в компьютер документ при помощи ручного сканера, надо без резких движений провести сканирующей головкой по изображению. Равномерность перемещения сканера существенно сказывается на качестве. В ряде моделей для подтверждения нормального ввода встроен индикатор. Большинство современных ручных моделей автоматически «склеивает» части вводимого изображения.

Наиболее распространенный тип – настольные сканеры, существующие в трех видах: планшетные, рулонные и проекционные.

В рулонных сканерах считывающая головка неподвижна и относительно нее протягиваются отдельные листы или рулон сканируемого документа. Внешне это напоминает работу факсимильного аппарата.

В проекционных сканерах документ кладется на рабочую поверхность изображением вверх, где и находится перемещающийся блок сканирования. Основная особенность типа – возможность сканирования проекций трехмерных предметов.

Наиболее распространенные планшетные сканеры напоминают копировальные машины: открывается крышка, лист располагается на стеклянной пластине изображением вниз, крышка закрывается. Сканирующая головка перемещается относительно бумаги.

Принцип работы сканера относительно прост. Луч света (специальная лампа, расположенная в корпусе сканера) «пробегает» по сканируемой поверхности, при этом светочувствительными датчиками воспринимается яркость и цветность отраженного света и преобразуется в двоичный код. Введенную с помощью сканера и графическую, и текстовую информацию компьютер воспринимает как «картинку», поэтому для преобразования графического текста в обычный символьный формат используют программы оптического распознавания образов.

Качество сканера определяется качеством пяти основных параметров: разрешающая способность, разрядность, динамический диапазон, источник света и шум.


Человеческий глаз - удивительный орган: он может моментально сфокусироваться на любом предмете, будь он в полуметре от глаз, или в сотне метров. Он может различить даже небольшое движение на периферии зрения. Но при этом он, увы, инертен, и поэтому, если показывать человеку ряд картинок с определенной частотой, то начиная с определенного количества картинок в секунду нам будет казаться, что это уже не статичные изображения, а движение. Но вот вопрос - начиная с какой частоты так происходит?

Начнем немного издалека - с «технического устройства» глаза. В нем есть два типа чувствительных к свету клеток (фоторецепторов): это палочки и колбочки. Палочки отвечают за черно-белое зрение, но при этом у них низкая инертность. Колбочки же отвечают за цветное зрение, и их инертность выше. В человеческом глазу в центральной части много колбочек и мало палочек, а на периферии наоборот - превалируют палочки. Это разумно - менее инертные палочки могут заметить даже небольшое движение на границе зрения, ну а потом мы поворачиваем голову и смотрим, что же это за движение уже центральной частью, где много колбочек, и видим затаившегося льва в кустах. Но вот мониторов или телевизоров, которые полностью охватывают весь угол зрения, нет, поэтому мы в основном смотрим на него прямо, то есть в основном используются более инертные колбочки. Но вот насколько они инертны?

Первое мнение - 24 кадра в секунду хватит всем, и его очень любят киношники: ведь это позволяет им экономить пленку. Получился такой результат чисто экспериментально - это минимальный fps в видео, при котором оно все еще кажется нам видео, а не слайд-шоу. Но тогда почему 24 кадра в компьютерной игре кажется нам мало? Ответ прост - один кадр, снятый камерой, является суперпозицией всего происходящего, пока был открыт затвор. Иными словами, гоночная машина, при снятии ее камерой, выглядит так:

А вот в игре, где каждый кадр - это четко просчитанная видеокартой картина в каждый момент времени, любой скриншот будет выглядеть четко (если, конечно, размытие не сделано програмно).

Поэтому 24 fps в видео достаточно, так как каждый кадр имеет в себе информацию, позволяющую склеить его и с предыдущим, и с последующим. А вот в играх это не так, и 24 кадра в секунду там мало. Но сколько нужно fps в играх? Экспериментаторы решили пойти другим путем - не показывать человеку игру, постепенно увеличивая fps и спрашивая, стала ли она плавной. Они решили определить инертность глаза, то есть время, которое нужно ему для обработки информации об одном кадре. И оно оказалось около 20 мс, отсюда легко получается, что глазу для плавности достаточно 50 fps. И тут многие делают несколько неправильный вывод - ну если 50 fps достаточно, то возьму-ка я монитор с частотой в 60 Гц (с небольшим запасом) и буду любоваться плавной картинкой.

В чем же их ошибка? А ошибка в том, что fps и Гц это не одно и тоже - первое это кадры, которые отображает матрица, а второе - это количество поступающих на нее сигналов в секунду. Казалось бы, даже по определению это одно и то же. Но мы забываем про то, что у мониторов есть время отклика. К примеру, нам нужно изменить цвет с серого на темно-серый, и если мы подключим осциллограф, то увидим, что матрица «въезжает» в цвет аж 34 мс:


Но ведь если мы хотим получить 50 fps, то задержка должна быть не более 20 мс, а тут в полтора раза больше. Что это означает? А это означает то, что в динамических сценах мы никогда не увидим правильные цвета, потому что матрица банально не успеет в них «попасть» - кадры сменяются быстрее. Поэтому мы видим различные артефакты картинки в виде шлейфов и некорректных цветов.

Но что если мы возьмем матрицу с частотой в 120 Гц и сравним с 60 Гц матрицей? Картина будет такая (кадры сделаны раз в 8.3 мс, что соответствует 120 Гц):


Хорошо видно, что белые шлейфы за объектами на 120 Гц значительно меньше. Более того - непопадания в цвет так же будут исчезать значительно быстрее, да и сами промахи цветопередачи будут меньше, так как теперь изменение яркости будет происходить не в один шаг, а в два, а чем меньше шаг - тем меньше промах. В итоге картинка на 120 Гц будет действительно казаться плавнее, но не из-за того, что человеческий глаз может воспринимать 120 fps, а из-за того, что на такой матрице будет гораздо меньше артефактов, и она быстрее реагирует на изменение картинки.

Имеет ли смысл повышать частоту еще выше - до 240 Гц к примеру? Имеет - это еще сильнее уменьшит шлейфы и промахи в цвете. Но на сегодняшний день системы, которые могут выдавать в современных играх в FHD 240 кадров в секунду стоят очень дорого, поэтому пока что такие мониторы не нужны. А вот 120 fps уже способна выдать не самая дорогая из современных видеокарт Nvidia GTX 1080, так что если у вас она есть - можно купить монитор с частотой обновления в 120 Гц - картинка в играх станет приятнее.

Частота регенерации или обновления (кадровой развертки для CRT мониторов) экрана - это параметр, определяющий, как часто изображение на экране заново перерисовывается. Частота регенерации измеряется в Hz (Герцах, Гц), где один Гц соответствует одному циклу в секунду. Например, частота регенерации монитора в 100 Hz означает, что изображение обновляется 100 раз в секунду. Как мы уже говорили выше, в случае с традиционными CRT-мониторами время свечения люминофорных элементов очень мало, поэтому электронный луч должен проходить через каждый элемент люминофорного слоя достаточно часто, чтобы не было заметно мерцания изображения. Если частота такого обхода экрана становится меньше 70 Hz, то инерционности зрительного восприятия будет недостаточно для того, чтобы изображение не мерцало. Чем выше частота регенерации, тем более устойчивым выглядит изображение на экране. Мерцание изображения (flicker) приводит к утомлению глаз, головным болям и даже к ухудшению зрения. Заметим, что чем больше экран монитора, тем более заметно мерцание, особенно периферийным (боковым) зрением, так как угол обзора изображения увеличивается. Значение частоты регенерации зависит от используемого разрешения, от электрических параметров монитора и от возможностей видеоадаптера. Минимально безопасной частотой кадров считается 75 Hz, при этом существуют стандарты, определяющие значение минимально допустимой частоты регенерации. Считается, что чем выше значение частоты регенерации, тем лучше, однако исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Hz глаз человека уже не может заметить никакого мерцания. В табл. 2 приводятся требования к минимально допустимым частотам регенерации мониторов по новому стандарту TCO’99 для разных разрешений:

Таблица 2

Минимальная частота регенерации.

Диагональ монитора

Частота регенерации

Разрешение

>= 1280x1024

>= 1280x1024

Если вместо размера CRT используется видимый размер экрана, то данные в таблице выше также применимы. Заметим, что приведены минимально допустимые параметры, а рекомендованная частота регенерации >= 100 Hz .

В табл. 3 представлены основные параметры для CRT-мониторов.

Таблица 3

Основные параметры CRT-мониторов.

Физический размер диагонали монитора

Видимый размер диагонали монитора

Максимальное разрешение

Объем локальной памяти для 256 цветов

Объем локальной памяти для 65K цветов

Объем локальной памяти для 16М цветов

Лучшие статьи по теме