Как настроить смартфоны и ПК. Информационный портал

Ионические колонны. Архитектура древней греции

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трёх основных греческих ордеров архитектурных. Складывался на побережье Малой Азии и в восточной части островов Эгейского моря с 7 века до нашей эры. Основные элементы ионического ордера - стереобат, колонна и антаблемент.

Стереобат ионического ордера включает в себя крепиду (ступени, их число может варьироваться от 1 до 7) и евтиндерию (верхний выравнивающий слой фундамента). Колонна делится на базу, ствол и капитель. База ионического ордера бывает 2 типов: малоазийская и аттическая. Малоазийская база состоит из прямоугольного плинта, трохила (элемент из чередующихся валиков и скоций - вогнутых профилей) и торуса (вал), который может быть гладким, горизонтально каннелированным или смешанным. Более популярная аттическая база, которая начиная с римского времени применялась без изменений и в других ордерах; как правило, не имеет плинта, состоит из верхнего (часто с орнаментальным декором) и нижнего торусов и помещённой между ними скоции, отделённой от торусов поясками. Ствол колонны ионического ордера обычно насчитывает 24 каннелюры (варьируется от 16 до 44), между которыми проходят дорожки, смягчающие светотеневой контраст, а также, как правило, энтазис и расширение около базы. В римской архитектуре в нижней трети ствола встречаются выпуклые каннелюры. Шейка ствола (гипотрахелион) может быть украшена богатым антемием. В эпоху эллинизма и последующие века ствол завершался астрагалом (сложный профиль из полувалика и полочки с выкружкой).

Наиболее характерная деталь ионического ордера - капитель формируется из эхина, украшенного иоником (орнамент из ов и жемчужинка), и абака из спиралевидных волют, соединённых на фасаде каннелисом (подушкой), а сбоку - балюстрой (горизонтальный цилиндр, перетянутый посередине ремешком). В центре волюты находится круглый глазок, в своём развитии принимавший форму розетки или даже человеческой головы (храм Аполлона в Дидимах, середина 6 века до нашей эры). Хотя симметричные волюты встречались ещё в орнаменте Древнего Египта и Ассирии, а также в прообразах колонн на «Кипрском треножнике» из Тиринфа (13 век до нашей эры), ионическая капитель ведёт происхождение от брусьев, которые служили переходным звеном от стойки к балке. Этим обусловлена её ярко выраженная фасадная ориентация, которая требует выбора приоритетного фасада в многорядных колоннадах и на углу, где сходятся два фасада. Решением этой проблемы стала угловая капитель с волютой, развёрнутой под 45° к каждому фасаду (храм Афины-Ники, или Ники Аптерос, на афинском Акрополе).

Основные элементы антаблемента ионического ордера - архитрав, фриз и карниз. Архитрав делится на 3 или 2 фасции и венчается тенией (разделительная полочка между архитравом и остальными частями антаблемента) в виде ионика. В первоначальном малоазийском варианте ионического ордера фриз отсутствовал, но с середины 5 века до нашей эры основное развитие ионического ордера происходило в Афинах, где, включая в себя черты дорического ордера, он обогатился скульптурным ленточным фризом. Карниз состоит из ряда сухариков (дентикул, имитирующих торец балки), гейсона (выносная плита с заострённым нижним краем - слезником) и завершается симой (пояс в виде профиля «гусёк»), в которую встроен ряд отверстий-водомётов, оформленных в виде трубки или головы животного (чаще всего льва). На углу кровли и на коньке близ фасада помещается акротерий.

От других ордеров ионический ордер отличается сочетанием прочности с изяществом. Первыми значительными памятниками ионического ордера являются 8-колонные диптеры: 3-й храм Геры на острове Самос (560 год до нашей эры) и архаический (4-й) храм Артемиды в Эфесе (555 до нашей эры). В эволюционном ряду ионического ордера следует отметить стою афинян в Дельфах (после 478 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (между 449-424 до нашей эры) и Эрехтейон (421-406 до нашей эры) на афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах (около 430 до нашей эры). В основу римского ионического ордера легли формы храма Афины в Приене (340-334 до нашей эры), описанного в трактате Витрувия.

Лит.: Dinsmoor W. В. The architecture of Ancient Greece. L., 1975; Säule und Gebälk: zu Struktur und Wandlungsprozeß griechisch-römischer Architektur: Bauforschungskolloquium in Berlin. Mainz am Rhein, 1996; Gruben G. Griechische Tempel und Heiligtümer. 5. Aufl. Darmstadt, 2002.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определœенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всœему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всœего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделœенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, в случае если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всœех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну чересчур грубой, ионическую - чересчур женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. При этом в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всœем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская" 2017, 2018.

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.


Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую - слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.





Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон , храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах .

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

    Проблемы греческой энергетики

    Звезды эстрады современной Греции

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 4)

    Утром выясняется, что национальный археологический музей по понедельникам работает с середины дня. Поэтому решаю съездить в Пирей, давно ставший просто районом Афин. От центра Города на метро туда везут за 0.7 евро и всё больше по поверхности. В Пирее станция метро выглядит как обычный пригородный железнодорожный вокзал (пол-Финляндского). Выйдя из вокзала, ориентируясь по Солнцу, прихожу в порт. На пирсах сидят рыбаки с удочками. Из проезжающего мимо джипа по пояс высовывается полицейский и говорит, что в порту снимать нельзя из соображений безопасности. «Хорошо,» - говорю я и, сняв пентапризму, кладу камеру на кофр на живот, что позволяет фотографировать незаметно для окружающих. У одного из причалов стоит что-то вроде нашего речного трамвайчика с поправкой на плавание по морю.

    Ситония Халкидики

    Не только песчаные пляжи и небесно-голубая лазурь Эгейского моря привлекают сюда туристов. Полуостров находится в окружении уникальной, первозданной природы субтропиков и кажется отрезанным от внешнего мира небольшими бухтами с малолюдными поселениями, каждое из которых по-своему уникально. Среди поселков с прекрасными пляжами и древней архитектурой стоит упомянуть деревни, расположенные в 20 километрах от Неа Мармара, а именно: Агиос Янис, Трипотамос, Калогриа и Эля.

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определœенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всœему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всœего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделœенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, в случае если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всœех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.

Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну чересчур грубой, ионическую - чересчур женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. При этом в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всœем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская" 2017, 2018.

Лучшие статьи по теме